Научная статья на тему 'Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения'

Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЗОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGIES / BASIC STUDIES / INDEPENDENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Е. В.

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса при интеграции очных и дистанционных форм обучения, предлагаются на рассмотрение модели дистанционного обучения. Анализируется интеграция очных и дистанционных форм обучения в связи с активным развитием информационных технологий, исследуются перспективы её развития в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF FULL TIME AND DISTANCE LEARNING

The problems of the organization of educational process at integration of full-time and distance mode of study are examined in the article. The distance learning models are under consideration. The integration of the full-time and distance forms of education are analyzed in connection with active development of information technologies; the prospects of its development in modern education are investigated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения»

УДК 378.1+378.1.018.43: 005.52 Е.В. МИРОНОВА

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет Е-mail: allella77@mail.ru

UDC 378.1+378.1.018.43: 005.52 E.V. MIRONOVA

Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Owl State University E-mail: allella77@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF FULL TIME

AND DISTANCE LEARNING

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса при интеграции очных и дистанционных форм обучения, предлагаются на рассмотрение модели дистанционного обучения. Анализируется интеграция очных и дистанционных форм обучения в связи с активным развитием информационных технологий, исследуются перспективы её развития в современном образовании.

Ключевые слова: учебный процесс, дистанционное обучение, информационные технологии, базовое обучение, самостоятельная деятельность.

The problems of the organization of educational process at integration of full-time and distance mode of study are examined in the article. The distance learning models are under consideration. The integration of the full-time and distance forms of education are analyzed in connection with active development of information technologies; the prospects of its development in modern education are investigated.

Keywords: educational process, distance learning, information technologies, basic studies, independent activity.

Качественная профессиональная подготовка студентов в настоящее время невозможна без вовлечения их в процесс изучения современных компьютерных технологий. Динамика развития современного общества в период бурного развития технических и информационных преобразований такова, что выдвигает ряд серьезных требований к будущей самостоятельной практической деятельности студентов.

Фундаментальная профессиональная подготовка должна основываться на применении накопленного опыта образовательных учреждений, традиций, общекультурных ценностей в сочетании с современными возможностями и условиями, которые активно актуализируются с разнообразным набором средств и предложений. Потребность общества в высококвалифицированных кадрах в нашей стране возрастает с каждым днем; это связано, в первую очередь, со стремительными темпами научно-технического, социально-экономического прогресса, с обновлением техники, оборудования, с разработкой новых технологий. Чтобы комфортно и успешно самореализоваться в этих условиях, будущий специалист должен быть готов постоянно повышать уровень своего образования.

В педагогической практике все чаще озвучивается проблема «непрерывного образования», т. е. обучения «через всю жизнь», которая имеет большое значение для изменения содержания, характера и направленности учебного процесса.

В связи с этим перед вузом возникает ряд важных задач, эффективность решения которых зависит от правильной организации учебного процесса.

В основе организации учебного процесса в высшей школе лежит учебно-воспитательная деятельность преподавателя и студента, направленная на достижение конкретных целей, которые определяются исходя из требований «Национальной доктрины образования в Российский Федерации». Концепция модернизации российского образования направлена на «подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту».

Опираясь на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и другие нормативные документы, устав вуза, учебный план и т.д., преподаватель в зависимости от решаемой дидактической задачи делает творческих выбор в использовании тех или иных педагогических технологий, видов деятельности на различных этапах обучения. Включение новых образовательных технологий (дистанционное обучение, кейсы, компьютерные стимуляторы, деловые игры, проектные методы и др.) в систему непрерывного образования являются важным условием

© Е.В. Миронова © E.V. Mironova

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015

её развития.

«Каждый педагог организует совместную деятельность с учениками, студентами в соответствии со своими представлениями, руководствуясь спецификой своего предмета, индивидуальными особенностями конкретной группы обучаемых, имеющимися в его распоряжении условиями технического, учебно-методического плана и, конечно, собственным темпераментом.» [1,с.112]. С развитием общей концептуальной направленности обучения деятельность педагога и учащихся меняется в зависимости от используемой модели обучения.

Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения в связи с активным развитием информационных технологий все чаще признается многими специалистами достаточно перспективной. Такая модель может иметь высокую степень вариативности в зависимости от предметной области, интенсивности обучения, конкретной учебной ситуации.

Существует возможность снизить до минимума ряд недостатков дистанционного обучения (отсутствие практических знаний, строгая самодисциплина, отсутствие возможности публично излагать свои знания; ряд индивидуально-психологических условий: отсутствие общения между преподавателем и обучающимся и др.), в то же время обогатить учебный процесс при очном обучении, развивая самостоятельную деятельность студентов, воспитывая потребность к самообразованию и саморазвитию.

Исходя из учебной практики, в порядке эксперимента были выбраны группы студентов квалификации бакалавр очной и заочной формы обучения. Одной из первостепенных задач эксперимента было добиться одинаково качественной подготовки студентов по дисциплине «Инженерная графика».

В первом случае базовое обучение ведется в очной форме при прямом взаимодействии педагога и учащихся, направленное на достижение поставленных целей.

Преобладающая деятельность педагога на данный учебный процесс содержит следующие звенья взаимодействия:

• Знакомство учащихся с предметом изучения. Разъяснение целей и задач. Передача учащимся новых знаний (лекционный курс).

• Управление процессом осознания и приобретением практических знаний, умений, навыков (лабораторный практикум).

• Управление процессом познания научных закономерностей, организация исследовательской деятельности (семинары, конференции, презентация творческих проектов).

• Проверка, оценка результатов обучения, развития практических навыков учащихся (промежуточное тестирование и зачеты).

Учитывая специфику дисциплины «Инженерная графика», подразумевается изучение большого объема информации. К тому же количество часов, отводимых на некоторые разделы, явно не достаточно, поэтому

большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и часть содержания выносится на дистанционную форму.

Деятельность студентов в данном учебном процессе взаимодействия заключается.

• В организации и мотивации собственной самостоятельной деятельности (изучение интерактивных лекций, информационных материалов, дополнительной литературы).

• Восприятие новых знаний (выполнение дополнительных практических заданий).

• Познание закономерностей и законов, анализ, синтез, сравнение, понимание причинно-следственных связей, реализация умений и навыков, их систематизация (разработка индивидуального задания).

• Самоконтроль, самооценка, самостоятельное решение возникающих проблем (представление, обсуждение, защита проекта).

Заочное базовое обучение ведется в дистанционной форме, основанной на самостоятельной работе учащегося, которому предлагается изучить интерактивный обучающий курс, включающий в себя лекционный материал и практические задания, а также обеспечение информационным материалом, позволяющим самостоятельно выполнить индивидуальное задание. В то же время деятельность учащегося сопровождается обзорными лекциями, лабораторными работами, консультациями, презентацией проектов в очной форме.

Проектирование и организация такого учебного процесса позволит наиболее эффективно распределить учебный материал между дистанционной и очной формой обучения, помогает скорректировать ряд учебных ситуаций в зависимости от уровня подготовки учащегося, его индивидуальных особенностей, возможностей и предпочтений.

При интеграции дистанционного и очного обучения мало использовать только информационные технологии, на каждом этапе участие преподавателя необходимо. Личная заинтересованность преподавателя в важности и успешном освоении учащимися изучаемой дисциплины является хорошим залогом в реализации качественной профессиональной подготовки студентов.

В ходе внедрения предложенных моделей обучения экспериментальным путем были выявлены как положительные моменты, так и определенные трудности. Не все студенты очного обучения имели соответствующее техническое обеспечение в личном пользовании (компьютер, интернет), в этом случаи им были предоставлены, в свободное от основных занятий время дополнительные ресурсы вуза. Самоорганизация рабочего времени, поиск самостоятельных решений, решение индивидуальных задач требовали проявления определенных навыков и умений.

Обучение для большинства студентов заочной формы перестало быть всего лишь очередной формальностью для получения соответствующей оценки. Возможность всегда получить необходимую консультацию в сложной ситуации (даже на расстоянии и в

личном порядке) позволяет не замыкаться на неудачах, а двигаться дальше. Вовлеченность в общий процесс, обсуждение группой конкретных заданий, обмен опытом, возможность публично продемонстрировать собственные достижения также является дополнительным стимулом. Надо отметить, что студенты, получающие образование на заочных курсах, как правило, люди старшего возраста, работающие, имеющие семьи, соответственно с ограниченным количеством времени, которое они бы могли затратить на улучшение своих знаний. Тем не менее, качество их подготовки должно соответствовать установленным требованиям и стандартам и не уступать качеству подготовки студентов очной фор-

мы обучения, и здесь не обойтись без внедрения новых педагогических технологий.

Гибкость обучающей модели, её адаптация в образовательной среде, индивидуализация методов и подходов в обучении в сочетании с инновационными технологиями позволяет эффективно реализовать поставленные цели и задачи обучения. Интеграции очных и дистанционных форм обучения еще требует дальнейшего теоретического и практического изучения и обоснования и, безусловно, их совершенствование является уже сегодняшней потребностью в педагогической практике и важной составляющей модернизации системы российского образования.

Библиографический список

1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. №11. С. 113-117.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.

3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации / Народное образование № 4, 2004. С.138-143.

4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 392 с.

5. Стегний В.Н., Черновалов Г.А. Преподаватель высшей школы и дистанционное образование // Высшее образование в России. 2011. №7. С. 94-97.

6. Усольцева И. В. Информационно-компьютерные технологии и воспитание // Педагогика. 2010. №2.

References

1. Andreyev A.A. Pedagogy in information society or electronic pedagogy//Higher education in Russia. 2011. № 11. Pp. 113-117.

2. The concept of modernization of Russian education for the period to 2010. Approved by the Russian Federation Government Executive Order from December 29, 2001 № 1756. M.: CHL (Center of Humanitarian Literature), AIC (Agro Industrial Complex) and PRE (Professional Retraining of Educators), 2004.

3. Selevko G. K. Competence and their classifications / Public education No. 4, 2004. Pp. 138-143.

4. PolatE.S. Pedagogical technologies of distance learning. M.: Publishing center "Akademiya", 2008. 392 p.

5. Stegny V. N., Chernovalov G. A. A teacher of the higher school and distance learning//Higher education in Russia. 2011. № 7. Pp. 94-97.

6. Usoltceva I. V. Information and computer technologies and education//Pedagogy. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.