педагогические исследования
Л.к. Заева, Е.с. Морозова УДк 372.881.111.1
актуальность применения дистанционных форм обучения в современной системе образования
В данной статье рассмотрены вопросы применения и развития дистанционной формы обучения, в частности, иностранным языкам. Проанализированы варианты интеграции дистанционного обучения в традиционную очную систему образования. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов очного и дистанционного ведения занятий в процессе обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений. На основе проведенного анализа предлагается выделить два типа дистанционного обучения иностранному языку в ВУЗе, формулируются основные характеристики его использования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранные языки, методика преподавания.
L.K. Zaeva , E.s. Morozova
topicality of distance learning in modern education system
The paper focuses on the aspects of the use and development of distance learning in foreign language teaching. It gives the analysis of distance learning and traditional education system integration. The paper gives ground for the jointly use of full-time and distance education in the process of foreign language learning in higher education institutions. The analysis leads to singling out two types of foreign language distance learning, definition of its main characteristics.
Key words: distance learning, foreign languages, methods of teaching.
Л.К. Заева, Е.С. Морозова. Актуальность применения дистанционных форм обучения..
ССитуация в сфере образования на современном этапе развития характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей подходы к организации образовательного процесса на основе концепции личностно ориентированного обучения, что способствует развитию и саморазвитию личности.
Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила ряд принципов современного образования, основными из которых являются повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов, а также содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом [Официальный сайт ООН ЮНЕСКО].
Согласно выделенным Советом Европы базовым компетенциям, школьное и вузовское образование должно быть направлено на решение таких задач, как формирование готовности к решению различных проблем, развитие стремления учиться на протяжении всей жизни, совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных особенностей современного мира. Так как обучение иностранным языкам является одним из элементов общей системы образования, то ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования. Использование дистанционной формы обучения позволяет решать эти задачи, предоставляя равные возможностивсем социальным слоям населения.
Личностно ориентированная направленность обучения становится ключевой в системе дистанционного образования, т.е. происходит переход от сложившейся системы единообразного обучения к образованию, ориентированному на индивидуальные возможности ученика.
В условиях дистанционного обучения акцент смещается на индивидуально-поисковую работу студента с использованием современных компьютерных и
информационных технологий, что помогает сделать процесс обучения непрерывным. таким образом, возрастает образовательный потенциал личности в различных сферах деятельности.
Свобода и гибкость в планировании и проведении занятий также способствует спросу на этот вид образования.Учащийся и педагог пространственно удалены друг от друга, но благодаря компьютерным и интернет-технологиям находятся в постоянном взаимодействии. Неоспоримыми достоинствами такой формы обучения являются ее доступность, мобильность и экономичность.
В феврале 2012 года Президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Согласно этому, «при реализации образовательных программ, независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ].
Дистанционное обучение, в частности обучение иностранным языкам, имеет ряд положительных качеств и в сочетании с очной формой является более эффективным, помогая студентам развивать навыки спонтанной устной и письменной речи.
В качестве основы дистанционного обучения могут быть использованы такие современные компьютерные технологии, как электронная почта, форумы, чаты, видеоконференции, программа Скайп. Неоспоримыми преимуществами перечисленных видов связи выступают следующие факторы:
• возможность передавать любой объем и вид информации (графический, текстовый, визуальный, звуковой) на любые расстояния;
• получение доступа к различным источникам информации с помощью всемирной глобальной сети интернет;
педагогические исследования
• организация видео- и аудио- онлайн конференций;
• возможность общения с партнером в любой части света.
В данной статье предлагается использовать два типа дистанционного обучения иностранному языку студентов ВУЗов.
1 тип: студенты проходят обучение в традиционной очной форме и вместе с преподавателем взаимодействуют с удаленной от них информацией при помощи Интернета. К примеру, выдается задание изучить анонс культурных событий в городе, подобрать наиболее понравившийся вариант и объяснить свой выбор. Как вариант можно использовать сайты на иностранном языке различных газет и журналов. Также можно воспользоваться онлайн версиями телешоу, обсуждающих социальные или экономические проблемы в стране и мире (посмотреть передачу на иностранном языке, определить тематику проблемы, услышать различные точки зрения и выразить свое отношение к поднятой в студии проблеме). В данном случае ученики получают возможность отрабатывать навыки аудирования, расширять словарный запас, оценить умения оппонентов отстаивать свою позицию и выражать свое мнение. В базе данных каждого телеканала хранятся записи ток-шоу, которые можно просмотреть целиком или фрагментарно в любой момент. На занятиях можно поделиться впечатлениями, обсудить новые слова и выражения, разобрать более подробно непонятные моменты или сравнить изучаемые грамматические конструкции.
При такой форме организации работы акцент сохраняется на аудиторных занятиях, а дистанционное обучение носит вспомогательный характер.
2 тип: студенты обучаются очно, но помимо занятий с педагогом в стенах учебного заведения, получают дополнительное внеаудиторное дистанционное устное или письменное общение с преподавателем или другими студентами, в зависимости от поставленных целей и задач. В этом варианте общение сторон происходит по электронной почте или с использованием компьютерной программы Скайп. Для развития письменной речи, к примеру, можно дать задание написать эссе по определенной теме или дать совет-рекомендацию на письмо человека, рассказывающего о своей проблеме, а затем прислать готовый материал преподавателю или своему партнеру на почту. с точки зрения проверки работ студентов, такая форма является достаточно удобной, не приходится разбирать почерк, ошибки можно выделить другим цветом и напечатать необходимый комментарий. исправлять электронную версию легче и быстрее. Таким образом, студенты максимально вовлечены в учебный процесс и получают возможность использовать изучаемый иностранный язык за пределами учебной аудитории.
Процентное соотношение дистанционного обучения в первом типе составляет 30%, во втором - 50%.
Концепция обучения, отбираемые содержание и методы могут быть те же, что и в очном обучении, но содержание для дистанционного обучения должно быть определенным образом структурировано и организовано.
Дистанционное обучение является активно развивающейся формой образования и может стать отличным дополнением к очному, а в некоторых сферах, даже вытеснить его.
94 Вестник МиЛ
Л.К. Заева, Е.С. Морозова. Актуальность применения дистанционных форм обучения...
Литература
Официальный сайт ООН ЮНЕСКО http://www.unesco.org/new/ru/education/ Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1602851
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. -М.: ВУ, 1997.
Дистанционное обучение / Учебное пособие под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ. - М., 1995.
Морозова Е.С. Использование возможностей программы Скайп в обучении. Устойчивое развитие: вопросы экономики, права, экологии, социологии, образования, управления проектами. Сборник научных статей по итогам всероссийской заочной научно-практической конференции (24-25 января 2013 г.). - С-Пб.: КультИнформПресс. - С. 114-117.