ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ
А.Г. АБАЛЯН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты сравнения различных аспектов организации научно-методического (НМО) и медико-биологического обеспечения (МБО) подготовки спортивных сборных команд страны, реализуемых Мин-спортом России, ФМБА России и их подведомственными организациями. По итогам исследования сформулированы предложения по развитию НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд России путем: организации межведомственного взаимодействия; внедрения персонифицированного подхода; оптимизации финансирования НМО, основанного на системном подходе к планированию, и реализации его мероприятий.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, медико-биологическое обеспечение, программы обследования,
спортсмены высокой квалификации, сборные команды страны.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL AND MEDICAL-BIOLOGICAL SUPPORT OF PREPARATION OF ATHLETES OF NATIONAL SPORTS TEAMS OF RUSSIA
A.G. ABALYAN, VNIIFK, Moscow city
Abstract
The article presents the results of a comparison of various aspects of the organization of scientific and methodological (CME) and medical and biological support (MBS) for the preparation of national sports teams, implemented by the Ministry of Sports of Russia, the FMBA of Russia and their subordinate organizations. Based on the results of the study, proposals were formulated for the development of CME training for athletes of Russian national sports teams by: organizing interdepartmental interaction; introducing a personalized approach; optimization of CME financing based on a systematic
approach to planning and implementation of its activities.
Keywords: scientific and methodological support, medical and biological support, examination programs, elite athletes,
national teams of the country.
Введение
Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов сборных команд России как общественные отношения регулируются правовыми актами Минспорта России, Минздрава России и ФМБА России. Нормативное регулирование в широком смысле представляет собой установление общеобязательных правил (требований, стандартов) для целенаправленного воздействия на определенную сферу [1].
Наблюдаемая в последнее время разобщенность в совместном использовании результатов НМО и МБО для их применения в практике определяет актуальность поиска обоснованных предложений и путей совершенствования системы НМО и ее взаимодействия с системой МБО.
Цель исследования: определение путей совершенствования НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд России.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, архивных документов, регламентирующих процесс организации и проведения НМО и МБО спортсменов высокого класса, анализ и обобщение опыта НМО СССР и современной России.
Результаты исследования и их обсуждение
Нормативное правовое регулирование НМО и МБО спортсменов
На сегодняшний день НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд России регламентируется приказом Минспорта России от 30 июня 2021 г. № 507 «Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (далее - порядок НМО), а МБО - приказом Минздрава России от 30 мая 2018 г. № 288н «Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» и приказом ФМБА России от 08.09.2023 № 178 «Об утверждении порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации», вступившим в силу с 1 марта 2024 года (далее - порядок МБО).
Было проведено сравнение указанных порядков проведения НМО и МБО, в том числе программ обследования, особенно сравнение организации и реализации углубленного медицинского обследования (УМО) и этапного комплексного обследования (ЭКО) спортсменов спортивных сборных команд России, так как по количеству тестирующих процедур наиболее объемными являются данные виды обследования. Кроме того, сопоставляли механизмы, порядок и организацию их проведения, учитывая, что обычно сроки их проведения совпадают (должны совпадать) с началом или завершением основных этапов подготовки.
Сравнительный анализ порядков НМО и МБО показал, что деятельность МБО более детально регламентируется нормативными документами.
По результатам УМО определяется статус допуска спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности. «Допущен» - спортсмен допущен к тренировочному и соревновательному процессам по основному тренировочному плану без ограничений. «Не допущен» -спортсмен не допущен к тренировочной и соревновательной деятельности с указанием причины недопуска (по недообследованию, болезни). «Допущен условно» - спортсмен допущен к тренировочному и соревновательному процессам по индивидуальному плану подготовки, либо требуется контроль параметров функций организма согласно установленным срокам условного допуска.
Одновременно паспортом комплекса процессных мероприятий «Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрен в качестве ожидаемого эффекта от реализации меропри-
ятий МБО показатель «Увеличена доля спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, допущенных к соревновательной и тренировочной деятельности путем восстановления их работоспособности и здоровья для достижения высоких спортивных результатов».
В то же время актуализированный порядок МБО предусматривает выдачу медицинского заключения о допуске спортсмена только по результатам проведенных очных консультаций, диагностических и лабораторных исследований, предусмотренных программой УМО, проведенных в соответствующих медицинских организациях ФМБА России. При этом заключение формируется в форме электронного документа с возможностью проверки заключения по QR-коду [2].
На наш взгляд, концептуальными отличиями МБО от НМО являются:
- наличие утвержденной программы углубленного медицинского обследования. Предусмотрены дополнительные обследования при наличии показаний, что определяет требования к персоналу - их количеству, образованию и квалификации, наличию соответствующей материальной базы и оборудования в подведомственных ФМБА России организациях;
- определение кратности прохождения УМО;
- регламентированная система оценки и подготовки заключений на основе разработанных методических рекомендаций для допуска лиц к тренировочному процессу по результатам обследования;
- персонифицированный характер УМО: обязательность прохождения УМО 2 раза в год конкретным спортсменом, а не командой;
- наличие совокупного показателя качества от реализуемых мероприятий;
- неотъемлемая взаимосвязь развития УМО с проведением научных исследований в области спортивной медицины.
Согласно порядку НМО программа ЭКО как текущего обследования, так и обследования соревновательной деятельности по соответствующему виду спорта, разрабатывается организацией, осуществляющей НМО совместно с руководителем комплексной научной группы (КНГ) и общероссийской спортивной федерацией. Организация, осуществляющая НМО, также создает КНГ, обеспечивает организацию и проведение мероприятий НМО. Минспорт России определяет виды спорта (спортивные дисциплины), подлежащие НМО, на основании сведений, указанных в целевых комплексных программах подготовки (далее - ЦКП). Финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий по НМО осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минспорта России.
Анализ текущего состояния реализации НМО
Анализ программ ЭКО спортсменов спортивных сборных команд России, реализуемых на конкурсной основе в последние несколько лет и размещенных в открытом доступе на сайте https://zakupki.gov.ru, показал, что заказчик пытается унифицировать эти программы,
однако в ряде случаев практически без учета специфики вида спорта. Так, программа ЭКО для гольфа идентична программе в легкой атлетике, в таких дисциплинах, как спринтерский и барьерный бег, а также в группе «выносливость». Программа предусматривает проведение теста со ступенчато повышающейся нагрузкой с определением: времени работы, мощности последней ступени, мощности на уровне анаэробного порога, максимального потребления кислорода, максимальной легочной вентиляции, значения аэробного и анаэробного порогов, хотя виды спорта кардинально отличаются по направленности и специфике выполняемой работы.
Заказчик совершенно справедливо требует при реализации ЭКО проводить анализ тренировочной нагрузки спортсменов, предоставлять рекомендации по возможной коррекции индивидуальных тренировочных планов спортсменов, что в том числе обусловлено не только самой смысловой нагрузкой проведения обследования, но и требованиями действующего законодательства.
Так, в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее - ЕКС) и профессиональным стандартом «Тренер» главный тренер, старший тренер, тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) в соответствии с должностными обязанностями организует разработку и утверждает перспективные, текущие и индивидуальные планы подготовки членов спортивных сборных команд; контролирует и анализирует выполнение планов и результаты контрольных тестирований, медико-биологических обследований, с учетом которых вносит коррективы в дальнейшую подготовку спортсмена [3, 4]. При этом тренер должен уметь рационально моделировать нагрузку и параметры тренировочной программы спортсменов для выхода на пик суперкомпенсации.
Согласно ЕКС в должностные обязанности спортсмена входит выполнение индивидуального плана подготовки, тренировочных и соревновательных заданий, учет выполнения тренировочной нагрузки. Профессиональным стандартом «Спортсмен» его трудовые действия предусматривают: анализ индивидуального плана подготовки; подготовку и представление руководству спортивной сборной команды отчетности по результатам исполнения индивидуального плана, а также ведение дневника самоконтроля спортсмена спортивной сборной команды [5].
Таким образом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов у тренерского состава и спортсмена трудовым законодательством предусмотрены в том числе - разработка индивидуального плана подготовки, регистрация и учет тренировочных нагрузок. В этой связи становится актуальным вопрос о разработке специализированного программного обеспечения для их оперативного сбора и дальнейшего анализа, обучения и обязательного их предоставления сотрудникам КНГ.
Одним из острых вопросов, периодически вызывающих дискуссию среди специалистов, является определение кратности проведения мероприятий НМО у конкретного спортсмена. По аналогии с процедурой УМО,
когда спортсмен должен пройти обследование состояния здоровья, в случае полного отсутствия данных НМО в динамике или наличия однократного прохождения обследования спортсмена в рамках ЭКО и иных программ НМО - на какой основе в дальнейшем строится тренировочный и соревновательный процесс?
Согласно порядку НМО, по результатам проведенных мероприятий на основании систематического анализа динамики и структуры тренировочных нагрузок, оценки физической и технической подготовленности спортсмена и показателей функционального состояния, включая данные биохимического контроля переносимости нагрузок и процессов адаптации организма, главному (старшему) тренеру спортивной сборной команды Российской Федерации предоставляются рекомендации (заключения) с целью корректировки планов подготовки спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации.
В данном контексте «систематический анализ динамики и структуры тренировочных нагрузок...» определение «системно» возможно интерпретировать как «следуя определенной системе, образуя определенную систему» или «постоянно повторяясь, постоянно, регулярно» [6]. Очевидно, что основным правилом при определении оптимальной частоты и объема всех мероприятий НМО является принцип минимальной достаточности для получения информации о текущем состоянии спортсменов, их «сдвигах» в этапном уровне подготовленности и изменениях параметров соревновательной деятельности.
Как отмечает В.Д. Тимофеев с коллегами, «в СССР "модель КНГ полного цикла" использовалась в сборных командах страны, включая максимально полный комплекс работ, и охватывала практически все мероприятия централизованной подготовки, которая проводилась круглогодично, а также научный и методические разделы» [7].
Вместе с тем в последнее время предлагаются различные идеи по трансформации НМО, усилению статуса сотрудников КНГ. В том числе поднимаются вопросы о расширении функций НМО за счет включения мероприятий медико-биологической направленности восстановительного и реабилитационного характера, использования отдельных компонентов организации НМО времен СССР и т.д. Однако все эти предложения остаются на бумаге, носят декларативный и дискуссионный характер, в том числе из-за отсутствия проработанных должным образом предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие НМО, с финансово-экономическим обоснованием и соответствующие действующему законодательству с учетом правоприменительной практики, в том числе с целью исключения дублирования функций МБО.
Какими критериями можно пользоваться при определении оптимального объема мероприятий комплексного педагогического контроля в рамках НМО? На наш взгляд, существуют два вида критериев, на основании которых можно сделать заключение об оптимальной (минимальной) частоте и объеме проведения обследований.
Если заказчиком является личный тренер спортсменов или тренерский штаб команды, заинтересованные в результатах НМО, и как следствие, управляющие подготовкой спортсменов на основе полученной объективной информации, то перед обследованиями ставится четкая задача оценки динамики состояния, «сдвигов» в подготовленности, решения текущих или этапных тренировочных задач и т.д., а данные используются для текущего управления тренировочным процессом в рамках микро-, мезо-, макроциклов. В этом случае объем мероприятий комплексного педагогического контроля в рамках НМО оказывается максимальным: текущие обследования проводятся практически на ежедневной основе, этапные - почти перед каждым тренировочным мероприятием, обследование соревновательной деятельности - не только на каждом соревновании, но и на контрольных тренировках.
Если заказчиком обследований является функционер, то они воспринимаются тренерами и спортсменами как средство контроля их работы. В этом случае тренерским штабом делается всё возможное для минимизации периодичности и объема мероприятий комплексного педагогического контроля в рамках НМО. Часто в этом случае этапные обследования проводятся дважды в сезон. Первый раз - сразу после переходного периода, когда показатели спортсменов минимальны. Второй раз - в конце подготовительного периода, когда результаты спортсменов в неспецифических лабораторных или полевых тестах максимальны. Получаемая очевидная разница между исходным и достигнутым состоянием предназначается для демонстрации «успешного тренировочного процесса». Обследование соревновательной деятельности сводится к видеосъемке, которая затем практически не используется. Очевидно, что организованные таким образом мероприятия комплексного педагогического контроля в рамках НМО не могут служить эффективным инструментом для управления тренировочным процессом.
Следующим и главным критерием, на основании которого можно сделать заключение об оптимальной (минимальной) частоте и объеме проведения обследований, являются фазы состояния организма спортсменов и этапы, в рамках которых реализуется та или иная конкретная задача улучшения подготовленности. Например, смена текущего состояния в рамках мезоцикла или этапа решения задачи является основанием для проведения данного вида обследования или применения выбранной тестовой процедуры [8].
Периодичность оперативного и текущего контроля может определяться следующим образом: чаще всего мероприятия проводятся ежедневно или привязываются в микроцикле к нагрузкам развивающей величины и дням отдыха. Оптимальная периодичность этапного контроля может зависеть от способа распределения тренировочных нагрузок в макроцикле.
Например, при «блоковом» построении тренировки (по Ю.В. Верхошанскому) чаще просматривается трехфазовая динамика состояния: 1) снижение в период
концентрированного применения средств; 2) восстановление; 3) реализация или суперкомпенсация [9]. В этом случае этапный контроль нагружаемой функции можно осуществлять после окончания всего цикла, т.е. один раз в 2-3 месяца. Однако это допустимо только в видах спорта с «моноструктурой» проявления физических качеств, например, там, где основным качеством является сила или скоростно-силовые способности и т.д. Но таких видов спорта - подавляющее меньшинство.
При параллельном планировании тренировочных нагрузок разной направленности или концентрации объемов на уровне микроциклов отслеживать эффективность тренировочного процесса следует один раз в 3-4 недели и только после восстановительного микроцикла, так как не всегда планируемый прирост тех или иных показателей действительно происходит к окончанию серии нагрузочных микроциклов.
Еще Н.Г. Озолин отмечал, что «для эффективного управления процессом подготовки ваших учеников чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме» [10]. Для этого рекомендовалось проводить три вида контроля: 1) оперативный или текущий (ежедневно, 2-3 раза в день, 3-5 раз в неделю), состоящий из нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих увидеть требуемую динамику; 2) этапный (раз в 1-3 месяца) - в конце этапа или периода, включающий в себя комплексное обследование многих сторон подготовленности спортсмена для оценки происшедших изменений под влиянием проведенной тренировки, выявления ее эффективности, определения сильных и слабых мест в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов; 3) итоговый (в конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследований с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсмена [10].
Таким образом, теория и практика спорта свидетельствуют о целесообразности следующей периодичности при проведении этапного комплексного обследования: тестирования должны проводиться не реже 1 раза в 1-1,5 месяца (4-6 раз до периода основных стартов) и 3-4 раза при двухцикловом планировании.
Текущий контроль должен помочь изучать состояния спортсменов как минимум с периодичностью применения тренировочных нагрузок повышенной («ударной») величины, т.е. 2-3 раза в неделю. В то же время при использовании средств самоконтроля, которые требуют минимум ресурсов, но высокой дисциплины в команде, мероприятия текущего контроля можно и нужно проводить на ежедневной основе. В этом случае эффективность контроля будет максимальной.
Тестирование всегда должно осуществляться по полной программе - на уровне подготовки сборных команд этапное комплексное обследование должно быть разно-
сторонним. Это следует из сути комплексного педагогического контроля с одновременным контролем всех основных сторон подготовленности, а именно: «базовые» (например: морфологические показатели) и реализующие (например: точность, эффективность рабочих фаз, экономичность, отсутствие ошибок в комбинации и т.д.) функции. В то же время наш опыт работы показал, что в качестве базового метода проведения этапного комплексного обследования предпочтительно сочетание лабораторного в стандартных условиях и полевого обследования. Первый вид обследования дает информацию о динамике компонентов моторного (двигательного) потенциала, второй - степень его текущей реализации в соревновательном упражнении.
Обследования соревновательной деятельности всегда проводятся на главных стартах сезона (периодичность дополнительных обследований определяется тренерским штабом команды).
НМО спортсменов спортивных сборных команд как педагогический процесс призван обеспечить тренерский состав своевременной и достоверной информацией для принятия им обоснованного управленческого решения о внесении изменений в тренировочный план подготовки. При этом предметом педагогического контроля в спорте принято считать оценку, учет и анализ состояния двигательной функции, психических процессов, технического мастерства, норм тренировочных нагрузок (при их особом строгом учете), соревновательной деятельности, спортивных результатов занимающихся [11].
По аналогии с УМО, по результатам которого спортсмен получает конкретное заключение (допуск или недопуск к своей профессиональной деятельности), актуальным становится вопрос о рекомендациях тренерскому составу по итогам проведения НМО. Конечно, тренер отвечает за процесс подготовки спортсмена. И в случае отсутствия мероприятий НМО или его эпизодическом характере (как мы уже отмечали выше), или недостоверности данных, полученных в результате НМО, достижении или не достижении запланированных тренером показателей и результатов тренировочного процесса в первую очередь возникает вопрос обоснованности принятия тренером решения о внесении изменений в индивидуальный план подготовки спортсмена.
На наш взгляд, в настоящее время остро стоит вопрос о систематическом характере проведения мероприятий НМО, если они предусмотрены ЦКП по виду спорта. В начале каждого сезона (цикла подготовки к основным стартам) необходимо определить и зафиксировать оптимальный (расширенный) списочный состав спортсменов спортивной сборной команды, подлежащей НМО. В олимпийском цикле подготовки списочный состав по принципу перевернутой пирамиды сужается по мере приближения к основному старту. Одновременно уточняется пофамильно количество спортсменов, участвующих в них. Это позволяет оптимизировать выделяемое бюджетное финансирование на мероприятия НМО, а также более эффективно планировать необходимые кадровые ресурсы.
В этой связи показателен нормативно закрепленный персонифицированный характер МБО, согласно которому каждый спортсмен должен пройти УМО 2 раза в год, по итогам которого в случае необходимости разрабатываются индивидуальные программы и осуществляются восстановительные мероприятия. Количество спортсменов, вернувшихся к тренировочному процессу и соревнованиям после лечения и восстановления, является совокупным показателем качества МБО.
Порядок МБО предусматривает: в целях медико-биологического обеспечения спортсменов в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и спортивных соревнований привлекаются специалисты с высшим и средним профессиональным образованием из числа работников медицинских организаций, подведомственных ФМБА России [2]. На сегодняшний день в подведомственных Минспорту России образовательных учреждениях отсутствует целенаправленная подготовка кадров для системы НМО при их остром дефиците для сборных команд. За последнее время потерян престиж и интерес к данной деятельности из-за малого количества современных научно-исследовательских лабораторий, а также разобщенности практики спорта и проводимых научных исследований. Именно специалисты НМО должны получать объективную информацию о состоянии спортсменов и ходе тренировочного процесса для ее тщательного анализа и систематизации данных не только для принятия тренером обоснованного решения изменения планов подготовки, но и постановки научных проблем для совершенствования тренировочного процесса.
Кроме того, отмечается дефицит высокопрофессиональных преподавательских кадров, способных осуществлять такую подготовку специалистов для НМО, активно участвующих в реализации практикоориентированных исследований по проблемам подготовки спортсменов с использованием современного высокотехнологичного научного оборудования и цифровых технологий.
Предложения и пути развития НМО
Существующая должность аналитика по виду или группе видов спорта, определенная ЕКС, не в полной мере соответствует требованиям к НМО. В этой связи ФГБУ ФНЦ ВНИИФК и РУС «ГЦОЛИФК» обратились с совместной инициативой в Российскую академию образования о реализации инновационного проекта «Формирование кластера инновационной площадки опережающей подготовки кадров высокой квалификации в области физической культуры и спорта в условиях интеграции образования, науки и практики спорта». Распоряжением РАО от 13 июня 2023 года № 2 проекту присвоен статус инновационной площадки РАО.
В целях опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для НМО спортивных сборных команд Российской Федерации разработан проект профессионального стандарта «Специалист по научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов», который обсужден на рабочем совещании в Минспорте России с участием представителей ФМБА России, ФГБУ
ФНКЦСМ ФМБА России, РУС «ГЦОЛИФК», ФГБУ «ЦСП», ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, получил одобрение и направлен в Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта.
В рамках инновационного проекта разработана специализированная образовательная программа магистратуры для обеспечения переподготовки и повышения квалификации аналитиков спортивных сборных команд с получением современных знаний в области обработки и анализа цифровой и иной информации, отражающей ход подготовки спортсменов, и формированием на этой основе аналитической информации для тренеров и руководителей различного уровня. В том числе программа обеспечит повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, включая стажировки в тренировочном процессе спортивных сборных команд.
Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых документов в сфере НМО и МБО показал, что регламентация НМО обладает большей степенью свободы, и законодатель делегирует большую часть полномочий на уровень организации, реализующей
Заключение
1. Для дальнейшей продуктивной работы и развития НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд России, на наш взгляд, необходимы организационные, кадровые, материально-технические и финансовые условия при создании КНГ по виду спорта.
Для этого необходимо:
- определить приоритетные виды спорта, подлежащие НМО на постоянной основе;
- утвердить персонифицированный список спортсменов;
- иметь в наличии план реализации НМО с указанием видов обследования (включая мероприятия биохимического контроля) и индивидуальных планов подготовки;
- сформировать и отработать систему регистрации и учета тренировочных нагрузок с учетом специфики вида спорта;
- провести обобщение и анализ эффективности реализации мероприятий НМО в предыдущем сезоне с оценкой систематичности их проведения;
- обеспечить наличие штата подготовленных специалистов, реализующих мероприятия НМО, соответствующего оборудования и т.д.
И только при соблюдении вышеуказанных условий целесообразно создавать КНГ. Это позволит оптимизировать финансирование путем перераспределения бюджета с разовых и эпизодических мероприятий НМО на системно проводимые.
2. Необходимо проработать вопрос определения качественного показателя оценки НМО (ключевые показатели эффективности КР1). В то же время на со-
НМО. На наш взгляд, это позволяет более оперативно актуализировать сам процесс НМО, исходя из меняющейся ситуации (например, появления новых методов исследования и диагностики), эффективно реагировать на потребности тренерского состава в решении проблем спортивной подготовки.
В то же время процесс организации МБО выстроен более конкретно, содержит полный комплекс требований к управлению МБО, аналогично алгоритму проектного управления, а закрепленные в нормативных правовых актах положения позволяют системно и более качественно организовать процесс МБО с оценкой его эффективности.
В этой связи, если рассматривать НМО как организацию проектной деятельности, необходимо исходить из единства всех целей и задач, отраженных в документах, и их фактического наличия, начиная от ЦКП, индивидуального плана подготовки, четкой организации НМО как системы контроля для обоснованного принятия тренером управленческих решений о внесении изменений в тренировочный процесс.
временном этапе научно-технологического развития требуется обеспечить результативное взаимодействие организаций, реализующих мероприятия НМО и МБО, в части проведения совместных научных исследований, обмена и анализа данных, проведения мероприятий по повышению квалификации, совместных специализированных семинаров, конференций с обязательным привлечением к участию в них тренерского состава. Кластерное взаимодействие позволит повысить качество сопровождения подготовки спортсмена на основе комплексного анализа его состояния здоровья в привязке к направленности тренировочного процесса и характеру тренировочных нагрузок.
Полученные результаты НМО и МБО в своей совокупности представляют бесценный материал для научных исследований проблем совершенствования тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации, сохранения и восстановления здоровья спортсменов спортивных сборных команд.
3. Для эффективной реализации выдвинутых предложений по развитию НМО необходимо сформировать систему подготовки кадров для НМО во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями и с возрождением практики привлечения специалистов, профессорско-преподавательского состава и выпускников специализированных кафедр подведомственных Минспорту России высших образовательных учреждений, так как без целенаправленной подготовки кадров и их дальнейшего трудоустройства системы НМО и спортивной подготовки придут к состоянию стагнации.
С*)
Литература
1. Рожкова, МА. Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) - что это такое и каким образом его разграничивать? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020, 21 апреля. - URL: https://zakon.ru/ blog/2020/4/21/normativnoe_regulirovanie_pravovoe_ tehnicheskoe_e
2. Приказ ФМБА России от 08.09.2023 № 178 «Об утверждении порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2023 № 75419).
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта"» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 № 22054).
4. Приказ Минтруда России от 27.04.2023 № 362н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2023 № 73442).
5. Приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 194н «Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен"» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2019 № 54515).
6. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] - URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/efremova/244319/%D0%A1%D0%B 8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82 %D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8? ysclid=lt6y45aeya963995910.
7. Исследование системы научно-методического обеспечения спортивных сборных команд России: монография / В.Д. Тимофеев, А.А. Обвинцев, Ф.Х. Зекрин и др.; Чайковская академия физической культуры и спорта. - Пермь: ОТ и ДО, 2024. - 126 с.
8. Опыт организации комплексного педагогического контроля в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов высокого класса: коллективная монография / А.Г. Абалян, А.С. Крючков, Е.Б. Мякинченко и др. - М.: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, 2023. - 208 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
10. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ: Астрель, 2002. -863 с.
11. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / В.А. Запорожанов, В.Н. Платонов, В.С. Келлер и др.; под ред. В.А. Запоро-жанова, В.Н. Платонова. - К.: Здоров'я, 1985. - 192 с.
References
1. Rozhkova, M.A. (2020), Regulatory regulation (legal, technical, ethical) - what is it and how to differentiate it? Zakon.ru [Online], URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/21/ normativnoe_regulirovanie_pravovoe_tehnicheskoe_e
2. FMBA of Russia (2023), Order of the FMBA of Russia dated 08.09.2023 No. 178 "On approval of the procedure for organizing medical and biological support for athletes of sports national teams of the Russian Federation" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 02.10.2023 No. 75419).
3. Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation (2011), Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 15.08.2011 No. 916n "On approval of the Unified Qualification Directory of positions of managers, specialists and employees, section 'Qualification characteristics of positions of employees in the field of physical culture and sports'" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 14.10.2011 No. 22054).
4. Ministry of Labor of the Russian Federation (2023), Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 27.04.2023 No. 362n "On approval of the professional standard 'Coach'" (registered with the Ministry of Justice of Russia on 25.05.2023 No. 73442).
5. Ministry of Labor of the Russian Federation (2019), Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation
dated 28.03.2019 No. 194n "On approval of the professional standard 'Athlete'" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 25,04,2019 No. 54515).
6. Efremova, T.F. Modern explanatory dictionary of the Russian language. [Online], URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/efremova/244319/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D 1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1 %87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8?ysclid=lt6y45 aeya963995910
7. Timofeev, V.D., Accusantsev, A.A., Zekrin, F.H., et al. (2024), Research of the system of scientific and methodological support for sports national teams of Russia: monograph, Perm: Ot i Do, 126 p.
8. Abalyan, A.G., Kryuchkov, A.S., Myakinchenko, E.B., et al. (2023), The experience of organizing comprehensive pedagogical control in scientific and methodological support for the training of high-class athletes: a collective monograph, Moscow: FSBI FSC VNIIFK, 208 p.
9. Verkhoshanskiy, Yu.V. (1985), Programming and organization of the training process, Moscow: Physical culture and sport, 176 p.
10. Ozolin, N.G. (2002), The trainer's handbook: The science of winning, Moscow: AST, Astrel, 863 p.
11. Zaporozhanov, V.A., Platonov, V.N., Keller, V.S., et al. (1985), Management of the training process in elite athletes, Kiev: Zdorov'ya, 192 p.
É*)