Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СССР: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СССР: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическое обеспечение / советский период спорта / программы обследования / спортсмен / сборные команды страны / scientific and methodological support / Soviet period of sports / examination programs / athlete / national teams of the country

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Фомиченко Татьяна Германовна

Цель исследования – выявить и обосновать возможность и целесообразность применения опыта структурной организации научно-методического обеспечения (далее – НМО) сборных команд СССР в современной системе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд. Методы и организация исследования: ретроспективный анализ материалов по изучаемой проблеме, методы обобщения и системного анализа. Результаты и их обсуждение. Анализ современных публикаций по проблемам НМО свидетельствует об актуальности исследования многолетнего опыта реализации НМО (в 1960-80-е годы в СССР и в ранний постсоветский период развития спорта) для его возможного применения в настоящее время. Ряд специалистов [4] считают необходимым вернуть в практику спорта ранее существовавшие модели НМО ‒ полного и неполного цикла. В результате анализа и обобщения нормативных актов и инструктивных писем времен СССР выявлен существовавший подход к организации НМО как к централизованной системе, объединявшей восемь крупных групп структурных подразделений, организаций и учреждений (подразделений) с четко выстроенной иерархией управления. Конкретизирована роль научных исследований в системе НМО. Установлено отсутствие юридической обоснованности и несоответствие современному трудовому законодательству требований повышения заработной платы научных работников, «занятых в работе комплексных научных групп». Обоснованы предложения по формированию системы НМО с учетом опыта советской системы и опыта подготовки к современным Олимпийским играм, а именно необходимость применения кластерного подхода с участием подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных научных учреждений и образовательных учреждений высшего образования при межведомственном и междисциплинарном взаимодействии с учреждениями, подведомственными ФМБА России, и иными заинтересованными организациями. Предлагаемый подход обеспечивает непосредственную взаимосвязь НМО подготовки спортивных сборных команд с реализацией замкнутого цикла прикладных научных исследований, направленных на решение проблем повышения эффективности системы подготовки спортсменов сборных команд России и внедрения их результатов в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Фомиченко Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PREPARATION OF NATIONAL TEAMS IN THE USSR: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

The purpose of the research is to identify and substantiate the possibility and expediency of applying the experience of the structural organization of scientific and methodological support (hereinafter – NMO) of the USSR national teams in the modern system of NMO training of athletes of sports national teams. Research methods and organization of the research: retrospective analysis of materials on the studied problem, methods of generalization and system analysis. The results and their discussion. The analysis of modern publications on the problems of NMO indicates the relevance of the study of long-term experience in the implementation of NMO (in the 1960s-80s in the USSR and in the early post-Soviet period of sports development) for its possible application at the present time. A number of specialists consider it necessary to "return" to the practice of sports the previously existing models of NMO ‒ full and incomplete cycle. As a result of the analysis and generalization of normative acts and instructional letters of previous years, the existing approach to the organization of NMO as a centralized system that united eight large groups of structural divisions, organizations and institutions (divisions) with a clearly structured hierarchy of management was revealed. The role of scientific research in the NMO system is specified. The absence of legal validity and inconsistency with modern labor legislation of the requirements for salary increases for researchers "engaged in the work of complex scientific groups" has been established. The proposals for the formation of an NMO system are substantiated, taking into account the experience of the Soviet system and the experience of preparation for the modern Olympic Games, namely the need to apply a cluster approach with the participation of scientific institutions and educational institutions of higher education subordinate to the Ministry of Sports of the Russian Federation in interdepartmental and interdisciplinary interaction with institutions subordinate to the FMBA of Russia and other interested organizations. The proposed approach provides a direct relationship between the NMO training of sports national teams and the implementation of a closed cycle of applied scientific research aimed at solving problems of improving the effectiveness of the system of training athletes of Russian national teams, and the implementation of their results in practice.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СССР: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 796.06. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-6-14

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД В СССР: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко

Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - выявить и обосновать возможность и целесообразность применения опыта структурной организации научно-методического обеспечения (далее - НМО) сборных команд СССР в современной системе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд.

Методы и организация исследования: ретроспективный анализ материалов по изучаемой проблеме, методы обобщения и системного анализа.

Результаты и их обсуждение. Анализ современных публикаций по проблемам НМО свидетельствует об актуальности исследования многолетнего опыта реализации НМО (в 1960-80-е годы в СССР и в ранний постсоветский период развития спорта) для его возможного применения в настоящее время. Ряд специалистов [4] считают необходимым вернуть в практику спорта ранее существовавшие модели НМО - полного и неполного цикла. В результате анализа и обобщения нормативных актов и инструктивных писем времен СССР выявлен существовавший подход к организации НМО как к централизованной системе, объединявшей восемь крупных групп структурных подразделений, организаций и учреждений (подразделений) с четко выстроенной иерархией управления. Конкретизирована роль научных исследований в системе НМО. Установлено отсутствие юридической обоснованности и несоответствие современному трудовому законодательству требований повышения заработной платы научных работников, «занятых в работе комплексных научных групп». Обоснованы предложения по формированию системы НМО с учетом опыта советской системы и опыта подготовки к современным Олимпийским играм, а именно необходимость применения кластерного подхода с участием подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных научных учреждений и образовательных учреждений высшего образования при межведомственном и междисциплинарном взаимодействии с учреждениями, подведомственными ФМБА России, и иными заинтересованными организациями. Предлагаемый подход обеспечивает непосредственную взаимосвязь НМО подготовки спортивных сборных команд с реализацией замкнутого цикла прикладных научных исследований, направленных на решение проблем повышения эффективности системы подготовки спортсменов сборных команд России и внедрения их результатов в практику. Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, советский период спорта, программы обследования, спортсмен, сборные команды страны.

ORGANIZATIONAL AND STRUCTURAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PREPARATION OF NATIONAL TEAMS IN THE USSR: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

A.G. Abalyan, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6732-6991,

T.G. Fomichenko, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7592-1854

Federal Science Center for Physical Culture and Sports, Moscow, Russia

Abstract

The purpose of the research is to identify and substantiate the possibility and expediency of applying the experience of the structural organization of scientific and methodological support (hereinafter - NMO) of the USSR national teams in the modern system of NMO training of athletes of sports national teams. Research methods and organization of the research: retrospective analysis of materials on the studied problem, methods of generalization and system analysis.

The results and their discussion. The analysis of modern publications on the problems of NMO indicates the relevance of the study of long-term experience in the implementation of NMO (in the 1960s-80s in the USSR and in the early post-Soviet period of sports development) for its possible application at the present time. A number of

specialists consider it necessary to "return" to the practice of sports the previously existing models of NMO - full and incomplete cycle. As a result of the analysis and generalization of normative acts and instructional letters of previous years, the existing approach to the organization of NMO as a centralized system that united eight large groups of structural divisions, organizations and institutions (divisions) with a clearly structured hierarchy of management was revealed. The role of scientific research in the NMO system is specified. The absence of legal validity and inconsistency with modern labor legislation of the requirements for salary increases for researchers "engaged in the work of complex scientific groups" has been established. The proposals for the formation of an NMO system are substantiated, taking into account the experience of the Soviet system and the experience of preparation for the modern Olympic Games, namely the need to apply a cluster approach with the participation of scientific institutions and educational institutions of higher education subordinate to the Ministry of Sports of the Russian Federation in interdepartmental and interdisciplinary interaction with institutions subordinate to the FMBA of Russia and other interested organizations. The proposed approach provides a direct relationship between the NMO training of sports national teams and the implementation of a closed cycle of applied scientific research aimed at solving problems of improving the effectiveness of the system of training athletes of Russian national teams, and the implementation of their results in practice.

Keywords: scientific and methodological support, Soviet period of sports, examination programs, athlete, national teams of the country.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов сборных команд является неотъемлемым компонентом организации тренировочного процесса сильнейших спортивных держав. Как правило, НМО осуществляется на базе национальных и международных центров спортивной науки (научно-спортивных центров), оснащенных самым современным оборудованием. Среди наиболее известных зарубежных научно-спортивных центров —центры в Норвегии (Olympiatoppen), Австралии (The Australian Institute of Sport — AIS), Финляндии (The Sport Institute of Finland), Франции (INSEP) и Бельгии (Laboratory of Sports Science — Jacques Rogge), а также центры в Италии, Германии, Китае, США и других странах [2, 5, 7, 8]. В то же время значительный отечественный опыт реализации мероприятий научно-методического и медико-биологического обеспечения (МБО) подготовки спортсменов сборных команд страны, накопленный за прошедшие десятилетия, безусловно требует систематизации и осмысления. Речь идет в первую очередь об опыте НМО и МБО, полученном при подготовке к участию спортсменов в соревнованиях от Олимпийских игр в Москве 1980 года до Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года, а также о современной системе НМО. При этом та система НМО, которая сложилась и действует в настоящее время, не в полной мере устраивает как практиков, непосредственно работающих со спортивными сборными командами,

так и специалистов, администрирующих этот процесс.

Об актуальности данной проблемы свидетельствует значительное увеличение количества научных публикаций и монографий, посвященных организации НМО подготовки спортсменов СССР и деятельности комплексных научных групп (КНГ). Некоторые опубликованные материалы в большей мере опираются на опыт людей, работавших в составе различных КНГ на разных должностях в разные годы. Другие содержат информацию о нормативной правовой базе и регламентах, описывают различные подходы к реализации мероприятий НМО в различных видах спорта. В этой связи представляет интерес анализ и обобщение опыта организации НМО в СССР на основании изучения документов, хранящихся в архивах библиотеки ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, а именно целевых комплексных программ подготовки сборных команд СССР по видам спорта к различным Олимпийским играм, целевых программ научно-методического обеспечения подготовки сборных команд СССР, сводных планов научно-исследовательских работ по физической культуре и спорту, а также инструкции по организации научно-методического и медицинского обеспечения (НМ и МО) сборных команд СССР.

Обобщение и систематизация ключевых предложений по совершенствованию НМО с учетом опыта его организации в предыдущие десятилетия позволят проанализировать взгляды на

изучаемую проблему, установить противоречия (разрешимые или требующие дальнейшей серьезной проработки), а также выработать наиболее приемлемые направления оптимизации современного НМО спортивных сборных команд страны.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ретроспективный анализ материалов по изучаемой проблеме, методы обобщения и системного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящем исследовании мы затронем только некоторую часть аспектов, касающихся организации и проведения НМО. Для анализа применявшихся и существующих подходов к организации всей системы НМО необходимо определить его цели. По мнению некоторых практиков прошлых лет, целью деятельности НМО в СССР являлась помощь сборной команде в завоевании медалей на официальных соревнованиях. Отмечая, что НМО являлось не суммой отдельных мероприятий, а хорошо организованным и отлаженным процессом, который включал повторяемую последовательность действий и был направлен на достижение поставленной цели. При проведении НМО в СССР использовались две модификации «модели КНГ». «Модель КНГ полного цикла» использовалась в сборных командах страны, включала максимально полный комплекс работ и охватывала практически все мероприятия централизованной подготовки, которая проводилась круглогодично, а также научный и методический разделы. «Модель КНГ неполного цикла» применялась в сборных командах союзных республик, ведомств и некоторых регионов. Эта модель включала менее обширный комплекс работ (в соответствии с имеющимися возможностями) и/или охватывала не все мероприятия годового цикла» [4, с.28]. В то же время анализ документов времен СССР в отношении организации НМО свидетельствует о том, что, согласно инструкции по организации научно-методического и медицинского обеспечения (НМ и МО) сборных команд СССР, «целью научно-методического

и медицинского обеспечения является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления подготовкой сборных команд СССР и внедрение их в практику» [3]. При этом в рамках НМО предусматривалось решение таких задач, как «прогнозирование спортивных достижений; разработка модельных характеристик спортсменов высшей квалификации; совершенствование критериев отбора кандидатов в сборные команды СССР; программирование системы тренировки и соревнований; осуществление комплексного контроля за подготовленностью спортсменов; проведение лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий; разработка рекомендаций по коррекции планов и тренировочных программ на основе сравнения фактического уровня готовности спортсменов и нормативных показателей» [3]. Таким образом, своевременное, систематическое и комплексное внедрение в практику научно обоснованных предложений по совершенствованию системы управления подготовкой спортсменов будет свидетельствовать о достижении целей мероприятий НМО, а не завоевание медалей на соревнованиях.

При анализе организационных аспектов НМО и системы отчетности установлено, что, по мнению некоторых практиков прошлых лет, «Государственный орган управления в области спорта (в СССР — авт.) занимался лишь вопросами стратегического управления НМО. Вся основная работа по НМО управлялась и проводилась КНГ при полной поддержке и минимальном администрировании со стороны руководства НИИ или вуза» [4, с. 29]. Некоторые специалисты, на сегодняшний момент возглавляющие КНГ, отмечают: «В настоящее время (2020-е годы — автУ) наблюдается бюрократизация НМО, посредством которой вводятся различные ограничения (например, через нормативные акты ограничивается состав работ, входящих в НМО) и обременения (бесполезная отчетность) содержательной деятельности научных работников и тренеров.....

В связи с этим остро стоит вопрос о возврате к системе администрирования НМО, которая существовала в период СССР. Имевшаяся тогда система не предполагала наличия отдельных

административных подразделений типа «отдел НМО», «научно-методическое управление» ни в государственном органе в области спорта, ни в подведомственных ему учреждениях. Это позволяло расходовать государственные средства непосредственно на процесс НМО» [4, с.56]. Исследователи утверждают, что в настоящее время специалисты НМО просто предоставляют некий набор данных этапного контроля (ЭКО), текущего контроля (ТО) и обследования соревновательной деятельности (ОСД) и предложений по коррекции планов, что предполагает «...проведение максимального количества видимых лаборантских процедур, излишней детализации информации, непропорционально большое количество бумаг, которые не коррелируют с эффективностью тренировочного процесса и не нужны тренерам. В связи с этим использование данного подхода является ярким примером неэффективного расходования государственных бюджетных средств. Тем не менее он почему-то очень популярен в среде сегодняшних спортивных чиновников. Количество административных действий и документов, не влияющих на эффективность работы спортивных ученых и не используемых тренерами, должно быть сокращено до минимума» [4, с.112]. Однако тщательный анализ документов советского периода подготовки спортсменов (фрагменты цитированы по [3]) показал, что НМ и МО подготовки сборных команд СССР осуществляли: Главное спортивно-методическое управление Спорткомитета СССР (ГСМУ); Отдел медико-биологического обеспечения Спорткомитета СССР (ОМБО); Управления и отделы по видам спорта Спорткомитета СССР; Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК); НИ-ИФК и Институты физической культуры, ответственные за НМ и МО в отдельных видах спорта; Московские врачебно-физкультурные диспансеры № 1 и 2 (МГВД); Комплексные научные лаборатории и комплексные научные группы.

Комплексные научные лаборатории (КНЛ) и КНГ создавались на базе прикладных лабораторий научно-исследовательских институтов физической культуры, проблемных лабораторий и

спортивно-педагогических кафедр институтов физической культуры и являлись основными подразделениями, осуществлявшими НМ и МО подготовки сборных команд СССР. В состав КНЛ и КНГ входили тренеры и врачи сборных команд страны, научные сотрудники различного профиля и инженерно-технический персонал. Руководитель (КНЛ, КНГ) утверждался руководством Спорткомитета СССР. На КНГ был возложен широкий перечень обязательств — от определения совместно с главным (старшим) тренером стратегии подготовки и выступлений сборной команды, разработки прогноза спортивных достижений и обобщенных модельных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности, поэтапных нормативов готовности для спортсменов сборной команды до разработки и внедрения в практику средств и методов совершенствования физической, технико-тактической, психологической, функциональной подготовки и методов контроля за их уровнем, а также ведения пропаганды научных знаний среди тренеров и спортсменов сборных команд при авторском надзоре за использованием тренерами и врачами сборных команд научно-методических рекомендаций, разработанных членами КНГ. Результаты обследования спортсменов КНГ предоставлялись в Управления и отделы по видам спорта Спорткомитета СССР и ВНИИФК.

Научно-исследовательские институты и институты физической культуры, отвечавшие за научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд страны по видам спорта, «подбирали руководителей и укомплектовывали КНГ с учетом специфики вида спорта научными и инженерно-техническими работниками; согласовывали состав КНГ с управлениями и отделами Спорткомитета СССР, а затем на Ученом Совете института утверждали состав и программы деятельности КНГ, оценивали перспективность выбранных методик исследования; ... контролировали деятельность своих КНГ и оказывали помощь в решении научных, технических и организационных вопросов; ... заслушивали не менее двух раз в год отчеты руководителей КНГ о ходе и основных результатах работы; корректировали учебную нагрузку

преподавателей — членов КНГ, при этом деятельность по НМ и МО подготовки сборных команд включалась в индивидуальные планы и рассматривалась как составная часть научной и методической работы преподавателей; обеспечивали КНГ необходимыми приборами и оборудованием».

Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры являлся головным учреждением по НМ и МО, осуществлял научное руководство, контролировал и координировал работу по НМ и МО подготовки сборных команд.

Управления и отделы Спорткомитета СССР разрабатывали совместно с КНГ планы подготовки сборной команды СССР на олимпийский и очередной годичный цикл; рассматривали и согласовывали перед утверждением на Коллегии Спорткомитета СССР планы и тематику НМ и МО подготовки сборной команды на очередной олимпийский цикл; рассматривали и утверждали программы и графики работы КНГ на очередной годичный цикл; обеспечивали организацию работы КНГ на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях; планировали в календаре спортивных мероприятий необходимые сроки и численность научных сотрудников для осуществления НМ и МО; обеспечивали учет, сбор и направление в КНГ для последующего анализа сведений о параметрах тренировочных и соревновательных нагрузок согласно утвержденной форме; обеспечивали обязательное участие всех спортсменов сборных команд в плановых обследованиях (УМО, ЭКО, ТО, ОСД) согласно установленному графику; оказывали помощь в организации мероприятий по внедрению результатов научных исследований в сборные команды.

Главное спортивно-методическое управление осуществляло общее руководство, координацию и контроль за работой подразделений Спорткомитета СССР и других подведомственных учреждений, участвовавших в научно-методическом и медицинском обеспечении подготовки сборных команд, решало спорные вопросы, возникавшие между ними; организовывало мероприятия (конференции, симпозиумы, совещания) по обмену опытом, результа-

тами исследований по проблеме олимпийской подготовки в СССР и за рубежом и внедрению рекомендаций по совершенствованию системы подготовки сборных команд; распределяло научное оборудование и специальную аппаратуру между исполнителями; давало оценку деятельности КНГ, подразделений и учреждений, участвующих в НМ и МО подготовки сборных команд, и информировало руководство Спорткомитета СССР о состоянии дел по научно-методическому и медицинскому обеспечению сборных команд.

Структура отчета КНГ по итогам научно-методического и медицинского обеспечения подготовки сборной команды за олимпийский цикл содержала достаточно подробную информацию, включая Административный раздел (состав КНГ, его изменение по годам; участие специалистов из других научных учреждений в работе КНГ; количественные показатели работы КНГ за прошедший олимпийский цикл — публикации, в т. ч.: монографии, статьи, тезисы; методические письма; служебные материалы для Спорткомитета СССР; изобретения и авторские свидетельства; недостатки в системе НМ и МО и предложения по улучшению качества НМ и МО); Научно-методический раздел (итоги участия сборной команды в Олимпийских играх и реализация концепций подготовки (или концепций развития вида спорта); выполнения плана НМ и МО подготовки сборной команды к Олимпийским играм; анализ достоверности прогноза участия сборной команды в Олимпийских играх; оценка уровней различных сторон подготовленности членов сборных команд в сравнении с модельными характеристиками; анализ методов и условий отбора спортсменов в сборную команду СССР; анализ 4-летнего тренировочного цикла и рекомендации по его коррекции, характеристика этапа непосредственной подготовки к Олимпийским играм; методические разработки КНГ по совершенствованию средств и методов различных сторон подготовки конкретной сборной команды; характеристика системы восстановительных мероприятий, применявшихся в сборной команде, и системы комплексного контроля, а также предложения по его совершенствованию).

При этом по итогам проведения ЭКО, ТО, ОСД предоставлялись соответствующие отчетные документы.

Таким образом, выстроенная в советский период централизованная система управления НМО с участием регулирующих органов, высших образовательных учреждений, научных организаций и иных структур опиралась на строгую систему планирования и отчетности на всех этапах реализации НМО. Необходимо отметить, что все специалисты, имевшие и имеющие отношение к НМО, сходятся во мнении о высокой значимости научных исследований для повышения эффективности подготовки спортсменов. При этом некоторые современные руководители КНГ, проведя опрос среди специалистов КНГ, считают, что в настоящее время «... необходимо проводить НИР за счет федерального бюджета по темам, заявленным ОСФ (общероссийскими спортивными федерациями — авт.), в интересах сборных команд России, а также проводить НИР за счет грантов Министерства спорта РФ по обзорам зарубежных публикаций по видам спорта» [4, с.89]. В настоящее время Министерство спорта Российской Федерации ежегодно формирует проект планов научных исследований с учетом актуальных проблем физической культуры и спорта, в том числе с учетом заявок спортивных федераций, тематика которых в установленном порядке проходит экспертизу Российской академии наук. Но, необходимо подчеркнуть, данная работа осуществляется в рамках научной деятельности научных и образовательных организаций, а не в составе мероприятий НМО.

Анализ документов советского периода подготовки спортивных сборных команд показал, что сводный план научно-исследовательской работы по физической культуре и спорту времен СССР состоял в основном из следующих направлений: массовая физическая культура и спорт, спорт высших достижений и подготовка кадров. Каждое направление охватывало комплекс взаимосвязанных проблем с конкретными целевыми заданиями.

Так, направление «Совершенствование управления системой подготовки спортсменов выс-

шей квалификации» объединяло тематику, связанную с повышением эффективности многолетней системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. При этом целью исследований являлась разработка и реализация комплексных целевых программ подготовки по олимпийским видам спорта на всех этапах становления, развития и реализации высшего спортивного мастерства. Например, планом было предусмотрено исполнение работ при координации ВНИИФК и с участием коллективов ученых и научно-педагогических кадров не только всех институтов физической культуры СССР, но и военного ИФК, Тартуского университета, педагогических республиканских институтов.

В данном направлении были задействованы все институты, подведомственные Госком-спорту/Спорткомитету СССР, ответственные за реализацию и проведение НМО и МБО (головное учреждение — ВНИИФК). В рамках научных исследований решались задачи по разработке методологии прогнозирования спорта высших достижений, модельных характеристик сильнейших спортсменов; оптимизации построения тренировочного процесса, разработки механизмов восстановления, моделирования заключительного этапа подготовки к Олимпийским играм и т.д. Ежегодный отчет по научной работе содержал в том числе результаты НМО, а сами результаты исследований внедрялись непосредственно в практику подготовки сборных команд СССР тренерским составом совместно с КНГ. По мнению некоторых практиков, реализующих мероприятия НМО в настоящее время, «важнейшим условием для восстановления потенциала российской спортивной науки являются: повышение заработной платы научных работников, занятых в КНГ, до уровня средней заработной платы научных работников и преподавателей в Москве и по России; обеспечение возможностей приобретения необходимой квалификации в аспирантуре или докторантуре; повышение квалификации с помощью участия в научных исследованиях по видам спорта, научных конференциях, семинарах, других мероприятиях и публикации научных статей, обеспечиваемых работодателями» [4, с.112].

Данные вопросы мы (авт.) уже ранее рассматривали в наших публикациях [1]. На сегодняшний день средняя заработная плата научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава, осуществляющих свою трудовую деятельность в высшем образовательном учреждении или научно-исследовательском институте, в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» составляет до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе [6].

В этой связи необходимо отметить, что на сегодняшний день сотрудник КНГ не является «научным сотрудником» и на него не распространяются указанные меры, в том числе и иные социальные гарантии, например, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, который предоставляется кандидатам наук — 42 календарных дня, докторам наук — 56 календарных дней. Также, согласно действующему законодательству, только научные и образовательные учреждения могут получать государственное задание на подготовку кадров в соответствии с основным видом осуществляемой деятельности.

ФГБУ ФНЦ ФНИИФК совместно с РУС «ГЦОЛИФК» вышли с инициативой в Российскую академию образования о реализации инновационного Проекта «Формирование кластера инновационной площадки опережающей подготовки кадров высокой квалификации в области физической культуры и спорта в условиях интеграции образования, науки и практики спорта» и распоряжением РАО от 13 июня 2023 года № 2 проекту присвоен статус инновационной площадки РАО. На сегодня разработан проект профессионального стандарта «Специалист по научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов», который направлен в Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта. В рамках инновационного проекта разработана специализированная образовательная программа магистратуры, а также программа для переподготовки и повышения квалификации аналитиков спортивных сборных ко-

манд с получением современных знаний в области обработки и анализа цифровой и иной информации, отражающей ход подготовки спортсменов, и формированием на этой основе аналитической информации для тренеров и руководителей различного уровня. В том числе программа обеспечит повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, включая возможность проведения стажировки в тренировочном процессе спортивных сборных команд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие обобщения и предложения.

Целью научно-методического и медицинского обеспечения в СССР являлась разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления подготовкой сборных команд СССР, применение которых косвенно влияет на становление мастерства спортсменов, являясь одним из многих факторов, обеспечивающих успех атлетов. На наш взгляд, утверждение, что целью НМО является помощь сборной команде в завоевании медалей на официальных соревнованиях, неправомерно подменяет функцию тренера и отражает лишь незначительную часть широкого спектра задач, стоящих перед НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд. Спортивные достижения являются совокупным результатом слаженных действий как самого спортсмена, так и всего тренерского штаба и иных специалистов, обеспечивающих его подготовку. Таким образом, более точное формулирование цели НМО позволит в дальнейшем рассмотреть повышение эффективности системы НМО с точки зрения проектного управления.

Установлено, что государственный орган управления в области спорта не только занимался вопросами стратегического управления НМО, но и осуществлял общее руководство, координацию и контроль за данным процессом, в том числе существовала практика инспектирования сотрудниками Госкомспорта СССР самой системы подготовки спортсменов с выездом на учебно-тренировочные сборы.

Кроме того, осуществлялся контроль за проведением мероприятий НМО, реализацией и выполнением тренировочных планов тренерским составом и проверкой дневников, которые обязаны были заполнять спортсмены, входящие в состав сборной команды СССР. В самой системе НМО было задействовано в разы больше организаций, чем на сегодняшний день.

НМО реализовывалось на системной основе на каждом спортивном мероприятии, а сама система отчетности как по смысловой нагрузке, так и по количеству необходимой к предоставлению информации в несколько раз превосходила существующие в настоящее время формы отчетности. При этом следует подчеркнуть, что в СССР в реализации НМО были задействованы все институты физической культуры, подведомственные Госкомспорту СССР, работы выполнялись сотрудниками специализированных лабораторий по видам спорта и сотрудниками кафедр институтов.

В СССР не существовало НМО сборных команд в отрыве от проведения научных исследований. Научные исследования, направленные на решение задач в спорте высших достижений, проводились совместно с КНГ, а сами результаты исследований внедрялись непосредственно в практику подготовки сборных команд СССР тренерским составом совместно с КНГ. Но при этом широкий спектр научных исследований проводился вне зависимости от реализации мероприятий НМО и включал выполнение работ с вовлечением контингента спортивного резерва или добровольцев без участия специалистов КНГ.

Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день не в полной мере используется положительный опыт реализации НМО в советский период развития спорта. Так как руководители КНГ или сотрудники КНГ не являются научными сотрудниками по основному месту работы, то в этой связи существует разрыв в проведении научных исследований, использовании их результатов в реализации НМО, которые сегодня нормативно разведены. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «... образовательные организации высшего образования, которые осуществляют деятельность в об-

ласти физической культуры и спорта, научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации» [10]. Кроме того, 14 высших образовательных организаций и 2 научно-исследовательских института, подведомственные Министерству спорта Российской Федерации, осуществляют в том числе и научную деятельность в соответствии с Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О науке и государственной научно-технической политике» [9, 11]. В соответствии с изложенным использование и дальнейшее развитие опыта СССР в реализации НМО подготовки спортсменов возможно и целесообразно, по нашему мнению, только в системе высших образовательных и научных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации. Таким образом, необходимо использовать потенциал проведения замкнутого цикла прикладных научных исследований, направленных на решение проблем повышения эффективности системы подготовки спортсменов сборных команд России, в непосредственной взаимосвязи с НМО подготовки спортивных сборных команд и внедрением результатов в практику. Кроме того, существуют условия подготовки высококвалифицированных как тренерских кадров, так и кадров для системы НМО. В том числе существует возможность реализации системы социальных гарантий и дальнейшего трудоустройства специалистов в сфере физической культуры и спорта. Применение кластерного подхода с участием подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных учреждений и образовательных учреждений высшего образования при межведомственном и междисциплинарном взаимодействии с учреждениями, подведомственными ФМБА России, и иными заинтересованными организациями позволит обеспечить эффективное применение опыта структурной организации НМО сборных команд СССР в современной системе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалян. А. П Актуальные вопросы и перспективы развития научного и научно-методического обеспечения подготовки спортивных сборных команд России / А. П Абалян // Вестник спортивной науки. - 2023. - № 1. - С. 4-12.

2. Австралийский институт спорта - URL: https://www.ais. gov.au / (Дата обращения: 18.03.2024).

3. Инструкция по организации научно-методического и медицинского обеспечения подготовки сборных команд СССР. - М. ВНИИФК, 1977. - 33 с.

4. Исследование системы научно-методического обеспечения спортивных сборных команд России : монография / В. Д. Тимофеев, А. А. Обвинцев, Ф. Х. Зекрин и др.; Чайковская академия физической культуры и спорта. - Пермь : ОТ и ДО, 2024. - 126 с.

5. Лаборатория спортивных наук - Жак Рогге - URL: https://www.ugent.be/ge/bsw/en/sportLab - (Дата обращения: 18.03.2024).

6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента Российской

REFERENCES

1. AbaLyan. A.G. Current issues and prospects for the development of scientific and scientific-methodological support for the training of sports nationaL teams of Russia. BuLLetin of Sports Science, 2023, No. 1, pp. 4-12 (in Russ.).

2. The Australian Institute of Sport - URL: https://www.ais. gov.au/ - (Date of access: 03/18/2024).

3. Instructions on the organization of scientific, methodological and medical support for the training of national teams of the USSR, Moscow, VNIIFK, 1977, 33 p.

4. Timofeev V.D., Obvintsev A.A., Zekrin F.H., et aL. Research of the system of scientific and methodoLogicaL support for sports nationaL teams of Russia: monograph, Tchaikovsky Academy of PhysicaL CuLture and Sports, Perm: Inside and Out, 2024, 126 p.

5. Laboratory of Sports Science - Jacques Rogge - URL: https://www.ugent.be/ge/bsw/en/sportLab - (Date of access: 03/18/2024).

6. On measures to impLement the state sociaL poLicy. De-

Федерации от 07.05.2012 г. № 597 - URL: http:// government.ru/docs/aLL/82188/ (Дата обращения: 18.03.2024).

7. Олимпийская вершина. OLympiatoppen - URL: https:// oLympiatoppen.no/ (Дата обращения: 18.03.2024).

8. Спортивный институт Финляндии - URL: https://www. eose.org/project/sport-institute-of-finLand-vierumaki/ -(Дата обращения: 18.03.2024).

9. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ. - URL: http://government.ru/docs/aLL/96209/ - (Дата обращения: 18.03.2024).

10. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 № 329-ФЗ. -URL: http://government.ru/docs/aLL/98673/ - (Дата обращения: 18.03.2024).

11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http:// http://government.ru/docs/aLL/100618/ - (Дата обращения: 18.03.2024).

cree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2012 No. 597 - URL: http://government.ru/docs/ aLL/82188 / (Date of access: 03/18/2024).

7. OLympic peak [OLympiatoppen]. - URL: https://oLympi-atoppen.no/ - (Date of access: 18.03.2024).

8. The Sport Institute of FinLand - URL: https://www.eose. org/project/sport-institute-of-finLand-vierumaki/ - (Date of access: 03/18/2024).

9. FederaL Law "On Science and State Scientific and TechnicaL PoLicy" dated 08/23/1996 No. 127-FZ. - URL: http:// government.ru/docs/aLL/96209 / - (Date of access: 03/18/2024).

10. FederaL Law "On PhysicaL CuLture and Sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007 No. 329-FZ. - URL: http://government.ru/docs/aLL/98673 / - (Date of access: 03/18/2024).

11. FederaL Law "On Education in the Russian Federation" dated 12/29/2012 No. 273-FZ. - URL: http:// http://govern-ment.ru/docs/aLL/100618 / - (Date of access: 03/18/2024).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Абалян Авак Геньевич (АЬа1уап Avak Genievich) - доктор педагогических наук, доцент, генеральный директор; Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва, Россия; 105005, г. Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1; е-таН: [email protected]; ORCID: 0000-0002-6732-6991.

Фомиченко Татьяна Германовна ^отнсЬюпко Та^апа Germanovna) - доктор педагогических наук, доцент, заместитель генерального директора по научной работе; Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва, Россия; 105005, г. Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1; е-таН: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7592-1854.

Поступила в редакцию 19 марта 2024 г. Принята к публикации 29 марта 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Абалян А.Г. Организационно-структурные аспекты реализации научно-методического обеспечения подготовки сборных команд в СССР: ретроспективный анализ / А.Г Абалян, Т.Г. Фомиченко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № S1. - С. 6-14. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12^1-6-14

FOR CITATION

AbaLyan A.G., Fomichenko T.G OrganizationaL and structuraL aspects of implementation of scientific and methodological support for preparation of nationaL teams in the USSR: a retrospective analysis. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. S1. - pp 6-14. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-6-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.