Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СБОРНЫЕ КОМАНДЫ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев Владимир Дмитриевич, Обвинцев Алексей Анатольевич, Зекрин Фанави Хайбрахманович, Зебзеев Владимир Викторович, Каверин Василий Федорович

В работе проведен сравнительный анализ трех моделей научно-методического обеспечения подготовки национальных сборных команд страны: одной - советской модели и двух - российских. В результате изучения предложенных качественных и количественных характеристик было установлено, что оптимальная модель НМО должна включать в свое содержание раздел комплексного контроля, который в настоящее время необходимо реализовывать на каждом спортивном мероприятии в процессе обследований и наблюдений, а также с большим количеством специфических тестов; научный раздел, связанный с участием специалистов КНГ в прикладных НИР в интересах национальных сборных; методический раздел, включающий обмен знаниями между научными работниками и тренерами в процессе централизованной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеев Владимир Дмитриевич, Обвинцев Алексей Анатольевич, Зекрин Фанави Хайбрахманович, Зебзеев Владимир Викторович, Каверин Василий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF NATIONAL TEAMS OF THE USSR AND RUSSIA

The article presents the comparative analysis of three models of the scientific and methodological support for the preparation of national teams of the country: one - Soviet model and two - Russian. As a result of the study of the proposed qualitative and quantitative characteristics, it was found that the optimal NMO model should include in its content the section of integrated control, which currently needs to be implemented at every sporting event in the process of examinations and observations, as well as with a large number of the specific tests; the scientific section related to the participation of CNG specialists in the applied research in the interests of national teams; the methodological section including the exchange of knowledge between researchers and trainers in the process of centralized training.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИИ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2022

УДК 796.06

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИИ

Владимир Дмитриевич Тимофеев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр спортивной подготовки сборных команд России, г. Москва; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский государственный университет спорта, г. Смоленск; Фанави Хайбрахманович Зекрин, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Викторович Зебзеев, доктор педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский; Василий Федорович Каверин, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР, Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ, г.

Москва

Аннотация

В работе проведен сравнительный анализ трех моделей научно-методического обеспечения подготовки национальных сборных команд страны: одной - советской модели и двух - российских. В результате изучения предложенных качественных и количественных характеристик было установлено, что оптимальная модель НМО должна включать в свое содержание раздел комплексного контроля, который в настоящее время необходимо реализовывать на каждом спортивном мероприятии в процессе обследований и наблюдений, а также с большим количеством специфических тестов; научный раздел, связанный с участием специалистов КНГ в прикладных НИР в интересах национальных сборных; методический раздел, включающий обмен знаниями между научными работниками и тренерами в процессе централизованной подготовки.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, сравнительный анализ, национальные сборные команды страны.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p437-443

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF NATIONAL TEAMS OF

THE USSR AND RUSSIA Vladimir Dmitrievich Timofeev, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Center for sports training of national teams of Russia, Moscow; Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State University of Sports, Smolensk; Fanavi Khaibrakhmanovich Zekrin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Viktorovich Zebzeev, the doctor of pedagogical sciences, docent, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky; Vasily Fedorovich Kaverin, the candidate ofpedagogical sciences, Honored trainer of the USSR, All-Russian Federation of

rowing and canoeing, Moscow

Abstract

The article presents the comparative analysis of three models of the scientific and methodological support for the preparation of national teams of the country: one - Soviet model and two - Russian. As a result of the study of the proposed qualitative and quantitative characteristics, it was found that the optimal NMO model should include in its content the section of integrated control, which currently needs to be implemented at every sporting event in the process of examinations and observations, as well as with a large number of the specific tests; the scientific section related to the participation of CNG specialists in the applied research in the interests of national teams; the methodological section including the exchange

of knowledge between researchers and trainers in the process of centralized training.

Keywords: scientific and methodological support, comparative analysis, national teams.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, идея создания комплексных научных групп (далее - КНГ) при сборных командах СССР по различным видам спорта и создания системы научно-методического обеспечения (далее - НМО) принадлежит знаменитому советскому ученому и спортсмену Н.Г. Озолину. С конца 50-х годов система работы КНГ совершенствовалась в нашей стране и к середине 80-х годов XX века достигла своего расцвета.

В 2021 году только в национальных сборных командах по летним видам спорта действовало более 33-х КНГ. В настоящее время системы НМО существуют практически во всех странах-лидерах мирового спорта: США, Китай, Норвегия, Германия, Великобритания, Франция и других странах [4], что подчеркивает значимость данного направления деятельности в современных условиях.

В связи с этим целью настоящей работы является сравнительный анализ моделей НМО подготовки сборных команд СССР и России, а также определение приоритетных направлений для повышения эффективности деятельности в данном направлении.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе были использованы методы анализа научной литературы и документальных материалов, анализ и обобщение собственного накопленного практического опыта по проблеме исследования, а также материалы круглых столов и панельных дискуссий по проблемам НМО подготовки национальных сборных команд, организованные авторами статьи.

В частности, при описании советской модели НМО использовался собственный профессиональный опыт авторов, заключающийся в работе в качестве тренера сборных команд СССР различного уровня в период с 1970 по 1992 гг., в том числе в качестве главного тренера олимпийской сборной команды СССР по гребле на байдарках и каноэ в период с 1985 по 1992 гг. (В.Ф. Каверин), опыт работы в качестве сотрудника КНГ этой же команды в период с 1985 по 1992 гг. (В.Д. Тимофеев) [6].

При описании особенностей российской модели с базовыми площадками коллектив авторов опирался на опыт проведения НМО на базе научно-методических площадок двух государственных физкультурных вузов, в которых работают авторы публикации (А.А. Обвинцев, Ф.Х. Зекрин, В.В. Зебзеев), а также КНГ сборных команд России по дзюдо (В.Д. Тимофеев) и гребле на байдарках и каноэ (В.Ф. Каверин).

Представление модели аналитического центра выполнено на основании обобщения профессионального опыта сотрудников Чайковской государственной академии физической культуры и спорта, совмещавших работу в качестве аналитиков национальных сборных команд ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» и преподавателей вуза.

Для проведения сравнительного анализа моделей НМО были предложены следующие качественные и количественные критерии: характеристики разделов НМО и программ комплексного контроля, количество и профессиональные характеристики специалистов, пропускная способность обследований и ряд других.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа выявлено три модели НМО в нашей стране.

Модель КНГ советского периода. Комплексная модель НМО, интегрированная в спортивную подготовку, помогла советским спортсменам в период с 1960 по 1988 годы завоевать суммарно 1125 медалей на Играх Олимпиады и выйти на Олимпиаде в Сеуле 1988 на уровень 132 медалей, включая 55 золотых, 31 серебряную и 46 бронзовых меда-

лей. Надо сказать, что система НМО, основанная на деятельности КНГ, может считаться «золотым стандартом». Рассмотрим эту модель работы КНГ на примере деятельности группы сборной команды СССР по гребле на байдарках и каноэ Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры (далее - ЛННИФК) [6].

Цель НМО - оказание содействия в выполнении медального плана на главных официальных соревнованиях: Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. Руководитель НМО - это руководитель КНГ, признанный эксперт по виду спорта, который участвовал в управлении подготовкой сборной команды, а также в НМО и НИР по виду спорта. Работа в сборной команде занимала 80-90% его рабочего времени. Состав КНГ - это, во-первых, сотрудники специализированного подразделения по виду спорта ЛНИИФК, которые являлись выпускниками кафедр гребных видов спорта физкультурных вузов и имели спортивную квалификацию «мастер спорта» и выше. Занятость каждого из сотрудников в НМО в сборных командах различного уровня составляла 50-70% от общего числа проводимых мероприятий. Во-вторых, это сотрудники ЛНИИФК из других подразделений: биохимики, спортивные врачи, психологи, спортивные диетологи, инженеры. Занятость каждого из сотрудников в НМО от 30 до 70% от общего числа проводимых мероприятий. В-третьих, это сотрудники других вузов, в основном, технических, которые привлекались, как субподрядчики, для обеспечения проведения этапных комплексных обследований (далее - ЭКО). На тренировочных мероприятиях состав группы включал от 4 до 7 специалистов для работы на текущих обследованиях (далее - ТО) и обследованиях соревновательной деятельности (далее - ОСД), которые проводились ежемесячно. ЭКО - 911 специалистов, которые использовали 12-14 методик.

Программа НМО включала следующие разделы работы:

1. Участие в управлении тренировочным процессом, в том числе: планирование (тренировки, восстановления и т. д.), контроль различных сторон подготовленности, контроль переносимости тренировочных нагрузок, анализ соревновательной деятельности, а также коррекция тренировочного процесса, прогнозирование результатов, разработка модельных характеристик и методических рекомендаций.

Все стандартные виды обследований (ЭКО, ТО и ОСД) выполнялись в полевых условиях. Основу ЭКО составляло комплексное тестирование в процессе контрольного прохождения соревновательных дистанций на открытой воде. Фиксировались следующие внутрицикловые характеристики системы «спортсмен-весло-лодка»: скорость/ускорение лодки, усилие на лопасти весла (в расширенном протоколе: усилие на подножке, сидении (байдарочники), «полике» (каноисты)), амплитуда движения туловища, ритм гребли, а также ЧСС, потребление кислорода в конце дистанции и после финиша, алактатный кислородный долг и лактат.

Необходимость проведения оценки энергообеспечения организма спортсменов в данном тесте была обусловлена важностью определения механической эффективности энерготрат, а также имевшимися данными о недостаточной информативности использования лабораторных тестов для определения потребления кислорода и специфической адаптации по сравнению с греблей в естественных условиях [7, 8].

Важно, что руководитель КНГ и другие сотрудники группы постоянно находились внутри команды и получали очень много актуальной информации, благодаря использованию различных педагогических методов (наблюдение, интервью, анкетирование). Это исключительно важная и абсолютно необходимая часть диагностической работы, которая проводилась ежедневно. КНГ была всегда в курсе всех проблем команды и принимала оперативное участие в их решении. Наряду с этим, использование оперативной педагогической информации вместе с инструментальными исследованиями существенно повышало качество этих исследований и их понимание, а также доступность для тренеров.

2. Проведение на постоянной основе НИР по прикладным темам, необходимым сборной команде, специализированными подразделениями совместно с КНГ, включая

мониторинг научно-методического пространства, разработку новых методик тренировки, стимулирующих технологий и другое. Следует заметить, что исследовательское подразделение и КНГ постоянно взаимодействовали в своей работе с ведущими отраслевыми лабораториями и учеными страны, а также с инженерами-судостроителями Крыловского государственного научного центра.

3. Передача системы знаний тренерам сборных команд России, в особенности, из числа спортсменов, которые недавно закончили спортивную карьеру. Семинары, лекции и конференции, конечно, проводились, но, в основном, использовались неформальные беседы, а также дискуссии в разных форматах. Это позволило воспитать не одно поколение отличных тренеров из числа выдающихся спортсменов. Сами сотрудники КНГ повышали свою квалификацию, участвуя в НИР и НМО, вузовских и национальных научных конференциях. Ряд выдающихся тренеров защитили диссертации [6].

В период с 1960 по 1992 годы национальная сборная команда страны по гребле на байдарках и каноэ завоевала 59 золотых, 42 серебряных и 32 бронзовых медали. В 19881990 гг. сборная команда СССР завоевала 3 золотые медали на Играх Олимпиады в Сеуле и 15 на чемпионатах мира 1989 и 1990 гг. В это время тренерским штабом сборной команды СССР по гребле на байдарах и каноэ был проведен опрос, в котором тренеры сборной команд оценили влияние работы КНГ на выполнение медального плана на официальных соревнованиях. По мнению респондентов, если бы имевшаяся система НМО ЛНИИФК отсутствовала, то потери в общем количестве медалей составили бы от 20-30% от общего количества медалей, завоеванных командой на официальных соревнованиях.

Современные модели НМО спортивных сборных команд России. По мнению А.Г. Абаляна с соавторами [1], «целью научно-методического обеспечения является повышение эффективности управления процессом подготовки сборных команд России» за счет применения комплексного контроля и «коррекции тренировочного процесса».

В соответствии с Приказом Минспорта России от 30 июня 2021 года №507 [5] в настоящее время главным целевым показателем НМО является выполнение государственного задания, в которое входит заранее определенное количество мероприятий НМО: ЭКО, ТО и ОСД.

Модель - с научно-методическими базовыми площадками. Руководитель - это руководитель КНГ, предпочтительнее научный работник по виду спорта/ НМО. Его функции «организация работы КНГ», «общее руководство членами КНГ» и участие в «разработке программ обследований» [5]. Как правило, руководители КНГ не находятся постоянно на тренировочных мероприятиях сборных команд России. Специалисты НМО - чаще всего, это специалисты ФГБУ «ЦСП» и научно-методических базовых площадок, т. е. физкультурных вузов и НИИ, а также специалисты общероссийских спортивных федераций. На тренировочных мероприятиях состав группы включал от 1 до 3 специалистов - ТО и ОСД (не каждый месяц). ЭКО - 5-8 специалистов, которые реализуют 6 методик.

Программа НМО - в большинстве случаев, включает программы ЭКО и программы текущего биохимического контроля. ЭКО «осуществляется на базе лабораторий по видам спорта на специализированных стендах или на спортивных базах подготовки» [1, 2]. Как правило, это обследования с выездом команд к местам нахождения лабораторий. Однако специализированные стенды являются достоянием далеко не всех лабораториях. ТО, ОСД, а также контроль технической и тактической подготовленности организуются руководителями КНГ по остаточному принципу, исходя из имеющихся возможностей, или не проводится совсем. Такие задачи декларируются [2], но их обеспечение недостаточно. Оперативный педагогический контроль (наблюдения, интервью), а также анализ международной конкурентной среды организуется руководителями КНГ также исходя из имеющихся у них возможностей и потребностей тренерских штабов. Важно отметить, что лимитирующим звеном в обеспечении программ полевых обследований и постоянно-

го участия специалистов физкультурных вузов, задействованных в КНГ, является их занятость в учебном процессе. В настоящее время, в физкультурных вузах наблюдается дефицит квалифицированных научно-педагогических работников по видам спорта.

Вместе с тем, Минспортом России ежегодно выделяются бюджетные средства подведомственным организациям высшего образования на НИР и НМО. Зачастую их тематика и программы не имеют тесной взаимосвязи с первоочередными задачами научного сопровождения подготовки сборных команд страны. Содержание исследований привязывается к фактическому наличию специалистов в вузе на данный момент. Научный потенциал, который необходим национальным командам, к сожалению, не развивается.

Модель аналитического центра. Руководитель НМО - это руководитель аналитического центра/ специалист по спортивной тренировке. Руководит НМО нескольких видов спорта. Специалисты НМО - специалисты аналитического центра по различным разделам работы (лабораторное тестирование подготовленности, оценка тренировочных нагрузок и т.д.). На тренировочных мероприятиях состав группы включал от 1 до 3 специалиста ТО и ОСД (каждый месяц). ЭКО - 8-10 специалистов.

Программа НМО - включает программы ЭКО, проводимые в условиях собственной лаборатории, в которой имеется современное научное оборудование [3]. ТО, ОСД осуществляются собственными аналитиками в полевых условиях. Протоколы и алгоритмы выдачи рекомендаций стандартизированы и формализованы [2]. Важным разделом работы является оценка тренировочных нагрузок [2]. Основные полномочия по контролю технической подготовленности возлагаются на тренеров, сотрудники аналитического центра оказывают им операционную помощь.

Сравнение различных моделей НМО. Как видно из таблицы, модель КНГ имеет намного больше преимуществ в плане содержания и организации программы (большая специфичность, большая комплексность и другие), чем современные модели. Однако, количество специалистов, участвовавших в обследованиях на выездах, достаточно велико, что требует значительного обеспечения.

Таблица - Сравнение различных моделей системы научно-методического обеспечения национальных сборных команд СССР и России_

Модель с КНГ

Модель с базовыми площадками | Модель аналитического центра

Раздел 1. Комплексный контроль в системе управления подготовкой

1.1. Использование в ЭКО соревновательных упражнений и современного инструментария при тестировании специальной подготовленности

обязательно

необязательно

необязательно

1.2. Использование в постоянном режиме методов оперативного педагогического контроля, анализа и управления

обязательно

необязательно

необязательно

1.3. Особенности привлечения специалистов к участию в НМО

Специалисты по виду спорта

Специалисты по разделам программы НМО или по виду спорта_

Специалисты по разделам программы НМО

2. Проведение НИР по виду спорта в интересах сборных команд

обязательно

необязательно

необязательно

3. Передача системы знаний тренерам сборных команд России в процессе НМО посредствам профессионального общения

обязательно

необязательно

необязательно

4. Количество специалистов, задействованных в обследованиях, чел.

ТО 4-7, ЭКО 9-11

ТО 1-3, ЭКО 5-8

ТО 1-3, ЭКО 8-10

Пропускная способность ЭКО (нагрузка + энергетические показатели)

ТМ: 16 чел. - 1 день

Лаборатория: 16 чел. -3 дня (включая переезды)

В современных моделях НМО процедуры обследований, в значительной степени, формализованы и автоматизированы. Это является их достоинством. Однако возможности получения специфической информации в соревновательных упражнениях, как правило, ограничены. К тому же, в данных программах научные эксперты по виду спорту не работают в командах ежемесячно (модель с базовыми площадками) или контактируют с

командой чаще, но имеют полномочия - только по сбору информации (модель аналитического центра). В связи с этим, возможности использования получаемой информации существенно уменьшаются, а отчетные документы, выдаваемые в результате обследований, не редко представляются тренерам недостаточно конкретными.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Проведенный анализ показал, что целевые ориентиры советской системы НМО (рассматриваемой в качестве эталона) связаны с выполнением медального плана выступлений сборных команд. В настоящее время целевыми ориентирами НМО являются выполнение определенного объема работ по контролю за подготовкой, включенных в государственное задание. Ограничение связано с уменьшением комплекса решаемых задач и объема НМО в настоящее время. Соответственно, для увеличения эффективности НМО требуется установить более серьезные целевые ориентиры, обеспечить увеличение комплексности и объема работ, а также их формализацию и автоматизацию.

2. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что оптимальная модель системы НМО должна включать в свое содержание следующие три раздела:

- комплексный контроль подготовки в интересах повышения эффективности управления;

- научный раздел, связанный с проведением специалистами по видам спорта и НМО прикладных НИР в интересах национальных сборных;

- методический раздел, включающий передачу/обмен знаниями между научными работниками и тренерами в процессе централизованной подготовки, а также программы курсов и семинаров.

3. Существующие программы комплексного контроля должны включать следующие виды обследований:

- ТО, ОСД и оперативный педагогический контроль на каждом тренировочном мероприятии, включая официальные соревнования; оптимальный состав исполнителей для большинства команд: руководитель и два специалиста по виду спорта с постоянной занятостью в команде;

- ЭКО, в котором доминирующую роль должно играть тестирование специальной подготовленности (техника, тактика, специальная работоспособность) в соревновательных упражнениях в период тренировочных мероприятиях и, в случае необходимости, лабораторные испытания. При этом исполнители должны подбираться из числа членов КНГ и приглашенных для реализации ЭКО научных работников;

- программы психодиагностики и психокоррекции, биохимического контроля и другие программы, как правило, могут проводиться не на всех тренировочных мероприятиях.

4. К обеспечению программы комплексного контроля предъявляются следующие требования:

- тестовые процедуры должны обеспечивать максимально возможную пропускную способность; исполнители должны быть обеспечены современным оборудованием; протоколы и алгоритмы - максимально формализованы и автоматизированы с учетом возможностей цифровизации и адаптированы для вида спорта; специалисты должны пройти обучение современным методикам тестирования;

- рекомендации должны быть адаптированы для задач подготовки, актуализированы и, в значительной степени, формализованы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалян А.Г. Современные подходы к совершенствованию системы научно-методического обеспечения подготовки сборных команд России / А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, М.П. Шестаков // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 3-6.

2. Научно-методическое обеспечение подготовки паралимпийских команд России с использованием программно-целевого подхода / А.Г. Абалян, Е.Б. Мякинченко, А.С. Крючков, М.М. Лебедев, Т.Г. Фомиченко, М.П. Шестаков // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 3-5.

3. Медведев Ю. Михаил Шестаков. Симбиоз "наука-спорт" реально работает. - 19.11.2013 // RG.RU : [сайт]. - URL: https://sportrg.ru/2013/11/20/nano.html (дата обращения: 25.08.2022 г.).

4. Павленко Ю. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Ю. Павленко, Н. Козлова // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - № 2. - С. 73-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета : приказ Министерства спорта РФ № 507 от 30 июня 2021 г. // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402534074/ (дата обращения: 25.08.2022 г.).

6. Тимофеев В.Д. Научные исследования гребных видов спорта СПбНИИФК - путь к золотым олимпийским медалям: исторический обзор / В.Д. Тимофеев // «Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта» : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - в 2 т. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбНИИФК, 2018. -Том 1. - С. 82-89.

7. Tesch P. A. Muscle fiber types and size in trained and untrained muscles of elite athletes / P. A. Tesch, J. Karlson // J. Appl. Physiol. - 1985 - Vol. 59 (6). - P. 1716-1720.

8. Physiological investigations of Swedish elite canoe competitors / P.A. Tesch, K. Piehl, G. Wilson, J. Karlson // Med. Sci. Sports. -1976. - Vol. 8 - P. 214-218.

REFERENCES

1. Abalyan, A.G., Fomichenko, T.G. and Shestakov, M.P. (2010), "Modern approaches to improving the system of scientific and methodological support for the preparation of national teams of Russia", Vestnik sportivnoj nauki, No. 5, pp. 3-6.

2. Abalyan, A.G., Myakinchenko, E.B., Kryuchkov, A.S., et al. (2016), "Scientific and methodological support for the preparation of Russian Paralympic teams using a program-targeted approach", Vestnik sportivnoj nauki, No. 1, pp. 3-5.

3. Medvedev, Yu. (2013), "Mikhail Shestakov: The science-sport symbiosis really works", available at: https://sportrg.ru/2013/11/20/nano.html (date of accessed: 25.08.2022).

4. Pavlenko, Yu. and Kozlova, N. (2013), "Scientific and methodological support of athletes' training in Olympic sports", Nauka v olimpijskom sporte, No. 2, pp. 73-79.

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2021), "On approval of the procedure for scientific and methodological support of sports teams of the Russian Federation at the expense of the federal budget", Order of the No. 507 dated June 30, 2021, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402534074/ (date of accessed: 25.08.2022).

6. Timofeyev, V.D. (2018), "Scientific research of rowing sports SPbNIIFK - the path to Olympic gold medals: a historical review", "Actual problems in the field ofphysical culture and sports": a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, in 2 Vols, publishing house "SPbNIIFK", St. Petersburg, Vol. 1. pp. 82-89.

7. Tesch, P.A. and Karlson, J. (1985), "Muscle fiber types and size in trained and untrained muscles of elite athletes", J. Appl. Physiol., Vol. 59 (6), pp.1716-1720.

8. Tesch, P.A., Piehl, K., Wilson, G. and Karlson, J. (1976), "Physiological investigations of Swedish elite canoe competitors", Med. Sci. Sports, Vol. 8, pp. 214-218.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2022

УДК 796.06

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА ХАБАРОВСКОГО

КРАЯ

Павел Анатольевич Ткаченко, заместитель директора электроэнергетического института, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск; Анна Владимировна Попова, кандидат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.