зарубежный опыт организации научно-методического обеспечения спортсменов высокой квалификации
УДК/UDC 796:001.89
Поступила в редакцию 10.11.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук А.В. Зубкова1 Доктор педагогических наук А.Г. Абалян1 Кандидат политических наук Т.В. Долматова1 Доктор педагогических наук Т.Г. Фомиченко1 Доктор педагогических наук, профессор М.П. Шестаков1 1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
organization of methodological support for elite athletes: foreign experience
PhD A.V. Zubkova1 Dr. Hab. A.G. Abalyan1 PhD T.V. Dolmatova1 Dr. Hab. T.G. Fomichenko1
Dr. Hab., Professor M.P. Shestakov1
1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - представить сравнительную характеристику опыта организации научно-методического обеспечения спортсменов высокой квалификации в зарубежных странах.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ информационного контента наукометрических баз, правительственных и общественных сайтов спортивных организаций Франции и Канады. Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что организация НМО в Канаде и Франции осуществляется значительным контингентом специалистов и ученых, которые работают со спортсменами в стационарных спортивных центрах. Спортивные центры имеют иерархическую структуру, которая позволяет осуществлять мероприятия по работе со спортсменами не только основного состава национальных команд, но и перспективных атлетов молодежных и резервных команд. Следует обратить внимание на следующее различие в организации НМО. Во Франции подготовка перспективных спортсменов второго эшелона осуществляется при значительной доле финансирования и организации федераций по видам спорта. В отличие от французов, в Канаде подготовка молодых спортсменов ведется по территориальному принципу. В отличие от российского требования - каждому виду спорта - комплексную научную группу, в Канаде и Франции основной упор в научных и научно-методических работах сосредоточен на медалеемких видах спорта, которые имеют исторические традиции, хорошо развитую организационную структуру соответствующей федерации и высокую долю занимающихся данным видом спорта. Авторами подчеркивается, что рассмотренные результаты исследования убедительно демонстрируют высокую роль НМО в подготовке спортсменов национальных команд, претендующих на завоевание призовых мест на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, спортсмены высокой квалификации.
Annotation
Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the experiences in the organization of the methodological support for elite athletes in foreign countries.
Methods and structure of the study. We analyzed the informational content of the scientometric databases, government and social websites of sports organizations in France and Canada.
Results of the study and conclusions. The study showed that the methodological support in Canada and France is organized by many specialists and scientists working with athletes in stationary sports training centers. The sports centers have a hierarchical structure that enables them to work not only with the main national teams but also with the promising athletes of the youth and reserve teams. Particular attention should be paid to the following difference in the organization of the methodological support.
In France, promising athletes of sports reserve are trained with a considerable fundraising and organization of sports federations. Unlike the French, in Canada, young athletes are trained on a territorial basis. By contrast with the Russian Federation, where each particular sport requires a separate interdisciplinary research team, in Canada and France, the main emphasis in the scientific and scientific-methodical work is on the medal-intensive sports with historical traditions, a well-developed organizational structure of the respective federation and a high percentage of those involved.
The findings clearly demonstrate the great role of the methodological support in the athletic training of the national teams running for the medal places at the World and European Championships, and the Olympic Games.
Keywords: methodological support, elite athletes.
Введение. Научно-методическое обеспечение (НМО) является обязательным в системе подготовки спортсменов высокого класса. В связи с этим все страны, успешно выступающие на крупных международных соревнованиях, уделяют значительное внимание НМО. Имеется неоспоримый интерес в проведении сравнительного анализа
доступной информации по опыту работ в области НМО в странах, являющихся основными соперниками России на международной арене. В данной статье для сравнения были выбраны Франция и Канада. Оба государства успешно выступают в летних и зимних Олимпийских играх. Франция входит в десятку лучших стран в неофициаль-
ном зачете на летних Олимпийских играх, а также входила в десятку в 2014 и 2018 гг. на зимних Олимпийских играх. Команда спортсменов Канады на последних трех Олимпийских зимних играх была в тройке лучших команд в неофициальном зачете. На последних летних Олимпийских играх 2016 г в Рио-де-Жанейро канадцы вошли в двадцатку лучших команд, участвовавших в соревнованиях.
Цель исследования - представить сравнительную характеристику опыта организации научно-методического обеспечения спортсменов высокой квалификации в зарубежных странах.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ информационного контента наукометрических баз, правительственных и общественных сайтов спортивных организаций Франции и Канады.
Результаты исследования и их обсуждение. Спортивные центры и институты Канады. Спортивные институты и центры Канады [7] были созданы совместно агентством «Спорт Канады», Олимпийским комитетом Канады (СОС), Ассоциацией спортивных тренеров Канады (САС) и правительствами провинций. Сеть канадских олимпийских и паралимпийских спортивных институтов (COPSI) - это объединение мультиспортивных тренировочных центров, признанных агентством «Спорт Канады» и организацией «Завладей пьедесталом» и получающих поддержку национальных и провинциальных партнеров. В сеть входят четыре спортивных института Канады, расположенных в Калгари, Монреале, Онтарио и Британской Колумбии, и три канадских мультиспортивных центра, расположенных в Манитобе, Саскачеване и Атлантической Канаде. Помимо практической работы в спортивных институтах и центрах активно ведутся научные исследования в области теории спортивной подготовки, техники спортивных движений, краткосрочного и долгосрочного планирования тренировочного процесса, разрабатываются и внедряются инновационные методы и технологии работы в спорте высших достижений.
Услугами специалистов спортивных институтов и центров Канады в целом пользуются около 1300 канадских спортсменов, специализирующихся в 81 виде спорта. В зависимости от географических и культурных особенностей, а также спортивной инфраструктуры каждый институт или центр отличается своего рода специализацией, преимущественно работая с определенными видами спорта. Несмотря на некоторую «специализацию», все семь спортивных учреждений предоставляют свои услуги представителям различных видов спорта в зависимости от своих ресурсов и потребностей спортсменов. Более того, многие спортивные институты и центры, входящие в сеть (COPSI), сотрудничают не только с национальными федерациями по видам спорта, но и с провинциальными спортивными организациями, оказывая им помощь и поддержку в подготовке перспективных юниоров. Исследования показали, что в среднем спортсмены и тренеры собирают и используют не более 30 % данных, касающихся тренировочного и соревновательного процессов. Спе-
циалисты институтов помогают собрать остальные 70 % информации с помощью различных инструментальных средств.
Объем финансирования, получаемый сетью спортивных институтов и центров Канады от правительства страны через агентство «Спорт Канады», составляет около $16 миллионов в год [1] (см. таблицу).
Спортивные центры и институты Франции. В ведении Министерства спорта Франции находится Национальный институт спорта (INSEP), занимающийся подготовкой высококвалифицированных спортсменов и обучением тренеров, а также проводит исследования в области науки о спорте [9].
В структуре Института действуют два ключевых подразделения - лаборатория «Спорт, Экспертиза и Спортивные показатели» (SEP) и Институт биомедицинских и эпидемиологических исследований в спорте (IRMES), которые обеспечивает научно-методическую и медико-биологическую поддержку спортсменов - членов олимпийских и паралим-пийских спортивных сборных команд [10].
Национальный институт спорта активно занимается развитием науки о спорте. Научные проекты реализуются в тесном сотрудничестве с национальными французскими федерациями по видам спорта, часто по их запросам на проведение исследований по различным темам на основе опроса своих тренеров [8].
Помимо Национального института спорта подведомственными Министерству спорта Франции учреждениями республиканского значения являются Французский институт верховой езды, Национальный институт парусного и водных видов спорта, Национальный институт альпийских видов спорта и Национальный музей спорта.
Федерация фехтования Франции (FFE). Ответственность за разработку и воплощение стратегии подготовки спортсменов сборных команд страны лежит на Национальной технической дирекции (DTN), а именно отделе спорта высших достижений [5, 6].
Программа подготовки элитных спортсменов осуществляется в центре подготовки основных сборных команд, расположенном на базе Национального института спорта (INSEP), и в шести центрах подготовки резервного состава [4]. В структуре Федерации фехтования Франции существует научный отдел.
Федерация дзюдо Франции. Во Франции действуют четыре национальных центра подготовки спортивных сборных команд по дзюдо «Pole France Releve» в городах Бордо, Марсель, Орлеан, Страсбург [5, 6].
Федерация лыжных видов спорта Франции [2]. Национальный технический директор федерации управляет службой национальных технических консультантов (CTS). В федерации работают около 80 спортивных технических консультантов, чью работу оплачивает Министерство спорта Франции.
Таким образом, организация НМО в Канаде и Франции осуществляется значительным контингентом специалистов и ученых, которые работают со спортсменами в стационар-
Таблица 1. Распределение финансирования учреждениям сети спортивных институтов из средств организации «Завладей пьедесталом» (2016-2019 гг.)
Учреждения 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019
Канадский спортивный центр Атлантической Канады $558,941 $645,846 $647,050 $647,890
Канадский спортивный центр Манитобы $404,250 $374,010 $347,800 $326,785
Канадский спортивный центр Саскачевана $297,420 $298,420 $311,920 $302,301
Канадский спортивный институт Калгари $4,112,600 $ 3,812,317 $3,396,696 $3,081,374
Канадский спортивный институт Онтарио $2,258,890 $2,487,849 $2,820,135 $3,107,665
Канадский спортивный институт Британской Колумбии $4,143,876 $3,896,660 3,491,996 $3,764,893
Национальный институт спорта Квебека $3,298,149 $2,936,062 $2,829,109 $2,950,436
Всего $ 15,074,126 $ 14,451,164 $ 13,844,706 $14,181,344
№ 1 • 2021 Январь | Junuar
http://www.teoriya.ru
ных спортивных центрах. Спортивные центры имеют иерархическую структуру, которая позволяет осуществлять мероприятия по работе со спортсменами не только основного состава национальных команд, но и перспективных атлетов молодежных и резервных команд. Следует обратить внимание на следующее различие в организации НМО.
Во Франции подготовка перспективных спортсменов второго эшелона осуществляется при значительной доле финансирования и организации федераций по видам спорта. В отличие от французов, в Канаде подготовка молодых спортсменов ведется по территориальному принципу. В отличие от российского требования - каждому виду спорта - комплексную научную группу, в Канаде и Франции основной упор в научных и научно-методических работах сосредоточен на медалеемких видах спорта, которые имеют исторические традиции, хорошо развитую организационную структуру соответствующей федерации и высокую долю занимающихся данным видом спорта.
Вывод. Рассмотренные результаты исследования убедительно демонстрируют высокую роль НМО в подготовке спортсменов национальных команд, претендующих на завоевание призовых мест на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
Публикация подготовлена на основе материалов научной
работы, выполненной в рамках государственного задания
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК.
References
1. Canadian Sport Centre Manitoba. Partnerships. - URL: https://cscm. ca/partnerships/sport-canada/
2. Fédération Française de Ski. - URL: http://www.ffs.fr/federation/ffs/ presentation-ffs
3. FFE. PPF 2017-2024. - URL : https://www.escrime-ffe.fr/medias/ fichiers/Haut%20niveau%20/Projet%20de%20Performance%20 Fdral%202017-2020.pdf
4. FFE. Structures de programme d'excellence sportive. - URL : https:// www.escrime-ffe.fr/fr/haut-niveau/structures-de-programme-d-excellence-sportive.html
5. FFE. PPF. 2017-2020. P. 2__0 - URL: https://www.escrime-
ffe.fr/medias/fichiers/Haut%20niveau%20/Projet%20de%20 Performance%20Fdral%202017-2020.pdf
6. FFJUDO. Pole France. Inscription. - URL: https://www.ffjudo.com/ inscription-1
7. Government of Canada. COPSI.- URL: https://www.canada.ca/fr/ patrimoine-canadien/services/organismes-sportifs/olympique-paralympique-canada.html
8. Hospitality.-URL: https://www.insep.fr/en/hospitality
9. INSEP. About INSEP. - URL: https://www.insep.fr/en/about-insep
10. INSEP. Accompagnement à la performance. - URL: https://www. insep.fr/en/node/5043
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
отношение студентов физкультурных вузов к профессиональному образованию
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шукаева1 1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск УДК/ШС 796.077
Ключевые слова: профессиональное образование, анкетирование студентов, организации образовательного процесса в вузе.
Введение. Сложившаяся практика профессионального образования не отражает современные образовательные концепции, которые направлены на эффективное воспитание этических и культурологических характеристик личности, её потенциала, профессиональной направленности на совершенствование и самосовершенствование будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Лубышева).
Цель исследования - определить отношение студентов физкультурного вуза к получаемому спортивно-педагогическому образованию.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведено анкетирование 130 студентов 3-го и 4-го курсов факультета «Физическая культура и спорт» Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ).
Результаты исследования и их обсуждение. Чуть больше половины опрошенных (57,5%) не уверены, что будут работать по своей специальности, уверены, что будут работать по специальности 32,5% респондентов; жалеют, что выбрали эту специальность 5% студентов, не определились с ответом также 5% опрошенных. На вопрос: «Почему Вами был выбран именно этот вуз?» - большинство ответило, что здесь хорошее качество образования (40%) и достаточное количество бюджетных мест (20%), но при этом 15% студентов затруднились с ответом. Эти результаты еще раз подтверждают тот факт, что выпускники школ не всегда делают правильный профессиональный выбор. В отношении организации образовательного процесса в вузе большинство студентов (88%)
ATTITUDE OF PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS TO VOCATIONAL EDUCATION
PhD, Associate Professor A.V. Shukaeva1 1Smolensk State Academy of Physical culture, sport and tourism, Smolensk
Поступила в редакцию 19.12.2020 г.
удовлетворяет продолжительность занятий по времени, формы организации образовательного процесса и методы подачи материала (67,5%). Подавляющее большинство студентов (85%) высоко оценили имеющиеся у вуза условия для тренировочных занятий по ИВС. Также чуть меньше половины опрошенных (47,5%) считают, что в вузе имеются хорошие условия для занятий научным творчеством. Это определяет достаточный уровень развития педагогических условий для спортивной деятельности и научного творчества студентов в вузе. В сложившейся ситуации нам предоставляется важным сформировать характер этих условий, способствующий мотивации к получению спортивно-педагогического образования. На наш взгляд, эти условия должны обеспечивать: учет индивидуальных особенностей конкретных субъектов и их предрасположенность к последующей подготовке; реализация системного подхода в образовании; активизация мыслительной деятельности; формирование положительных мотиваций, динамики знаний, умений и навыков студентов.
Вывод. Для усиления спортивно-педагогической ориентированности студентов необходимо усиливать в образовательном процессе воздействие профессионально ориентированных педагогических условий: развитие положительной мотивации на формирование основ профессиональной культуры; пересмотр субъектной позиции студента в педагогическом процессе вуза; отстаивание нравственного выбора, готовность брать ответственность за принятое решение.
Использованная литература
1. Кондаков В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза [ Электронный ресурс] / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В Балы-шева и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru.
Информация для связи с автором: [email protected]