Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / СБОРНЫЕ КОМАНДЫ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абалян Авак Геньевич

В статье представлены результаты анализа опыта реализации научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд страны во взаимосвязи с организацией научных исследований, а также с учетом ретроспективного анализа нормативной правовой базы и текущего состояния изучаемого вопроса. По итогам исследования автор предлагает своё видение перспектив развития научного и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд России путем создания научного центра спорта федерального уровня как структурного подразделения на базе образовательной или научной организации, подведомственной Минспорту России, с формированием в перспективе сети научных центров в структуре научно-исследовательских и 14 образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Минспорту России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абалян Авак Геньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR SPORTS TEAMS OF RUSSIA

The article presents the results of the analysis of the experience of implementing scientific and methodological support for the training of athletes of the national sports team in conjunction with the organization of scientific research, as well as taking into account the retrospective analysis of the regulatory framework and the current state of the issue under study. Based on the results of the study, the author offer their vision of the prospects for the development of scientific and scientific-methodological support for sports teams of Russia by creating a federal-level sports research center as a structural unit on the basis of an educational or scientific organization subordinate to the Ministry of Sports of Russia with the formation in the future of a network of research centers in the structure of research and 14 educational institutions of higher education subordinate to the Ministry of Sports of Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ

А.Г. АБАЛЯН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты анализа опыта реализации научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд страны во взаимосвязи с организацией научных исследований, а также с учетом ретроспективного анализа нормативной правовой базы и текущего состояния изучаемого вопроса. По итогам исследования автор предлагает своё видение перспектив развития научного и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд России путем создания научного центра спорта федерального уровня как структурного подразделения на базе образовательной или научной организации, подведомственной Минспорту России, с формированием в перспективе сети научных центров в структуре научно-исследовательских и 14 образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Минспорту России.

Ключевые слова: научные исследования, научно-методическое обеспечение, спортсмены высокой квалификации,

сборные команды страны.

CURRENT ISSUES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR SPORTS TEAMS OF RUSSIA

A.G. ABALYAN, VNIIFK, Moscow city

Abstract

The article presents the results of the analysis of the experience of implementing scientific and methodological support for the training of athletes of the national sports team in conjunction with the organization of scientific research, as well as taking into account the retrospective analysis of the regulatory framework and the current state of the issue under study. Based on the results of the study, the author offer their vision of the prospects for the development of scientific and scientific-methodological support for sports teams of Russia by creating a federal-level sports research center as a structural unit on the basis of an educational or scientific organization subordinate to the Ministry of Sports of Russia with the formation in the future of a network of research centers in the structure of research and 14 educational institutions of higher education

subordinate to the Ministry of Sports of Russia.

Keywords: scientific research, scientific and methodological support, elite athletes, national teams.

Введение

Уже не одно десятилетие спортивная подготовка постепенно трансформируется в технологичную систему взаимодействия тренеров, спортсменов и специалистов, опирающуюся на результаты передовых научных исследований, современные цифровые технологии с элементами искусственного интеллекта, а также на формирование компетенций тренеров в части методического сопровождения подготовки спортсменов с использованием данных комплексного педагогического контроля

в рамках научно-методического обеспечения (НМО) их подготовки.

Сформировавшаяся за последние десятилетия разрозненность в проведении научных исследований и внедрении их результатов в практику подготовки спортсменов спортивных сборных команд страны определяет актуальность проблемы поиска путей формирования целостной системы научного и научно-методического обеспечения спорта высших достижений.

Цель исследования: определение путей совершенствования НМО подготовки спортсменов высокого класса.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, регламентирующих процесс организации и проведения НМО спортсменов высокого класса; анализ и обобщение опыта НМО других стран.

Результаты исследования и их обсуждение Нормативное правовое регулирование НМО

Ретроспективный анализ нормативных правовых актов показал, что определение научно-методическому и медицинскому обеспечению как «комплексу мероприятий, направленных на повышение эффективности подготовки, сохранение здоровья и повышение социальной защищенности спортсменов сборных команд России по видам спорта, являющемуся составной частью подготовки спортсменов» приведено в приказе Росспорта от 8 декабря 2006 г. № 806 [1].

Позднее приказом Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. № 525, определяющим порядок, в том числе НМО, установлены принципы организации НМО, направленные «на повышение эффективности управления процессом подготовки за счет применения научных технологий, получения объективной информации о функциональном состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса» [2].

На сегодняшний день (приказ Минспорта России от 30 июня 2021 г. № 507) установлены правила и единые принципы организации НМО, по результатам мероприятий которого «на основании систематического анализа динамики и структуры тренировочных нагрузок, оценки физической и технической подготовленности спортсмена и показателей функционального состояния, включая данные биохимического контроля за переносимостью нагрузок и процессов адаптации организма спортсмена, главному (старшему) тренеру спортивной сборной команды Российской Федерации предоставляются рекомендации (заключения) с целью корректировки планов подготовки спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации» [3].

Согласно представленным документам, НМО позиционируется как расширенный комплекс диагностики различных аспектов состояния спортсменов с учетом содержания их подготовки для коррекции тренером тренировочного процесса.

НМО как неотъемлемая часть педагогического процесса

Исторически сложилось, что само понятие «научно-методическое обеспечение» в научных и научно-методических источниках используется как синоним терминам «контроль», «комплексный контроль», «педагогический контроль», «комплексный педагогический контроль», «медико-педагогический» и т.д. И в последнее десятиле-

тие специалисты по НМО спортивных сборных команд основным его компонентом считают комплексный педагогический контроль как структурный компонент единой целостной системы [4].

Под комплексным контролем в спорте чаще всего понимается «...совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов» [4, 5].

В этой связи мы считаем важным подчеркнуть, что спортивная подготовка является исключительно педагогическим процессом под руководством педагога-тренера, который и является основным получателем результатов любых видов контроля с последующим их использованием для повышения эффективности своей основной деятельности. Другими словами, комплексный контроль всегда является педагогическим по сути и направленности, «встроен» в педагогический процесс и служит его целям и задачам [4].

При реализации комплексного контроля в спорте широко используются средства и методы диагностики, специфичные для смежных наук: медицины, физиологии, биохимии, психологии, физики, математической статистики, моделирования и других, что отражает чрезвычайную сложность объекта воздействия в спорте, а также сложность происходящих в организме спортсмена изменений [4, 6].

Наука и НМО

Проведенный анализ мирового опыта стран-конкурентов в области спорта и физической культуры показал, что НМО подготовки спортсменов высокого класса осуществляется в оснащенных современным оборудованием центрах спортивной науки (национальных научных центрах спорта), стремительный рост которых отмечается в последнее время. Наиболее известные зарубежные научные центры находятся в Норвегии (Olympiatoppen), Австралии (The Australian Institute of Sport - AIS), Финляндии (The Sport Institute of Finland), Франции (INSEP), Бельгии (Laboratory of Sports Science - Jacques Rogge), а также в Италии, Германии, Китае, США и других странах. Основными направлениями работы таких центров являются: тестирование спортсменов высокого класса; поиск талантливых спортсменов; разработка стратегий тренировочного процесса во взаимосвязи с проведением фундаментальных и прикладных научных исследований в области спортивной биомеханики, биохимии, психологии и физиологии спорта, спортивной медицины, аналитики и т.д. [7].

В настоящее время в России на федеральном уровне в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) нет ни одного современного научно-исследовательского центра, имеющего как минимум универсальный спортивный зал для тестирования спортсменов в условиях, приближенных к соревновательной деятельности, оснащенного специальным научным и аналитическим оборудованием

с учетом специфики видов спорта, в том числе для НМО подготовки спортивных сборных команд России, и осуществляющего полный цикл работ, - от научных исследований, НМО подготовки спортсменов высокого класса и методических разработок до внедрения современных технологий в практику.

В.Н. Платонов отмечает, что «в СССР была четко сформулирована основная задача, стоящая перед спортивной наукой, - обеспечить тесную взаимосвязь научной проблематики, организации исследований и их внедрения в практику с системой подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм... Именно эта ориентация предопределила всю организацию научно-исследовательской работы - планирование, координацию деятельности различных учреждений, материально-техническое обеспечение, систему внедрения результатов в практику, обмен опытом, стимулирование труда специалистов и др., а также формирование системы научно-методического обеспечения подготовки сборных команд путем организации при них комплексных научных групп (КНГ)» [8, 9]. Такое взаимодействие способствовало систематическому повышению квалификации тренеров, научных работников и спортсменов, а обследования проводились в течение всего цикла подготовки команд.

При этом основным документом для организации работ являлась «Целевая программа НМО по виду спорта», которая разрабатывалась руководителем КНГ, старшим тренером и другими заинтересованными лицами, а в состав КНГ обязательно входили научные сотрудники (педагоги, биохимики, биомеханики) и врач сборной команды. В рамках выполнения «Целевой программы НМО по виду спорта» через тематику, утвержденную в сводном пятилетнем плане научно-исследовательской работы по ФКиС, также решались научные задачи в интересах подготовки сборных команд. При этом в НМО были задействованы все научные институты и образовательные учреждения Госкомспорта СССР, а научные исследования (каждой организации) были направлены на совершенствование управления системой подготовки спортсменов высшей квалификации (головным учреждением выступал ВНИИФК) и комплексировались между собой. Например, в сводном плане на 1976-1980 гг. в рамках «Направления совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса» выполнялись 34 темы по 9 укрупненным проблемам.

Успешная практика совместной реализации научного и научно-методического обеспечения в СССР «привела к тому, что основные исследования по тематике всесоюзного сводного плана, относящиеся к проблематике спорта высших достижений, и практическая работа КНГ в своей основной части осуществлялись одними и теми же специалистами. Это способствовало устранению из сводного плана научных исследований мелких и малозначимых для олимпийского спорта тем. Работа научно-исследовательских институтов, проблемных лабораторий и кафедр специальных вузов концентрировалась на разработке наиболее актуальных направлений, проблем, обобщенных и частных тем. Не менее важным было и то,

что основной объем исследований переместился в сборные команды, центры олимпийской подготовки и подготовки спортивного резерва, а это сделало исследования более предметными, сократило сроки их внедрения в практику» [8, 10].

Установление тесной связи проведения научных исследований и практики сопровождения подготовки спортсменов высокой квалификации является актуальным и в настоящее время. После некоторого спада интереса в диссертационных работах в сфере спорта за последние 3 года отмечается существенное увеличение количества защищенных кандидатских диссертаций по циклическим видам спорта и спортивным играм, в то время как количество работ по спортивным единоборствам и видам спорта, связанным с искусством движений, уменьшилось. В 2021 г. диссертации защищены по 34 видам спорта [11].

В этой связи показателен пример организации медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд России, реализуемого учреждениями системы ФМБА России, а именно Федеральным научно-клиническим центром спортивной медицины и реабилитации, формирующим базу данных обследований спортсменов по разработанным единым протоколам, Федеральным медицинским центром им. А.И. Бурназяна и другими организациями, которые осуществляют не только медико-биологическое, медицинское и психологическое обеспечение спортсменов сборных команд России и проводят углубленное медицинское обследование, но и осуществляют научную и научно-техническую деятельность в области спортивной медицины, подготовку высококвалифицированных кадров и т.д.

Также показателен пример организации НМО в Республике Беларусь, где головным учреждением в сфере медицинского и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов национальных, сборных команд и спортивного резерва является государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр спорта» (РНПЦ спорта). Этот центр создан путем реорганизации в форме слияния государственных учреждений «Республиканский центр спортивной медицины» и «Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь» в целях совершенствования подготовки белорусских спортсменов к международным спортивным соревнованиям на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь (от 9 апреля 2014 г. № 324) [12].

На сегодняшний день РНПЦ спорта обеспечивает: концентрацию научных и медицинских технологий и методов, их практическое применение в сфере ФКиС; проведение медицинских наблюдений за состоянием здоровья спортсменов; оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья; профилактику и лечение заболеваний, травм, медицинскую реабилитацию; оказание медицинской помощи спортсменам; проведение научно-исследовательских работ и внедрение полученных результатов в практику спортивной подготовки; раз-

работку инновационных технологий в области спорта; повышение квалификации (подготовку) научных кадров; общую координацию деятельности учреждений спортивной медицины в Республике Беларусь, тренеров-врачей (врачей) и тренеров-психологов национальных команд Республики Беларусь. РНПЦ спорта осуществляет общее руководство и координацию деятельности КНГ, организуемых по приоритетным видам спорта на олимпийский цикл [12].

Текущее состояние НМО

На сегодняшний день мы восстанавливаемся, как справедливо отмечал П.А. Виноградов, «от признаков окончательного развала» [10]. При достаточно стабильном финансировании научной деятельности выполняется указ Президента России по повышению заработной платы до 200% от средней по региону для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников; поэтапно закупается современное научное оборудование; увеличивается количество прикладных научных исследований, направленных на изучение различных аспектов подготовки спортсменов высокой квалификации, которые реализуют подведомственные Минспорту России научные и образовательные организации, а их результаты внедряются непосредственно в практику подготовки сборных команд. НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд охвачены основные медале-ёмкие виды спорта, сложились творческие коллективы единомышленников среди тренеров и сотрудников КНГ, стандартизируются программы обследований, накоплен большой фактологический материал, создаются базы данных и т.д.

В то же время НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд страны имеет в основном диагностическую направленность с анализом успешности и неуспешности достижения целей тренировочного процесса на различных этапах подготовки. Тогда как системная работа по выявлению научных проблем в подготовке спортсменов высокой квалификации, которые могли бы лечь в основу тематики актуальных междисциплинарных научных исследований, практически отсутствует.

С учетом изложенного формирование опережающих технологий спортивной подготовки для повышения конкурентоспособности российских спортсменов возможно только в единстве цикла научно-методического и научного обеспечения спортсменов высокой квалификации с дальнейшим совершенствованием методик и технологий их подготовки.

Вместе с тем существует ряд недостатков сложившейся системы НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд, а именно:

■ отсутствие положительной динамики развития системы НМО подготовки спортсменов, а также недостаточность современного стационарного и мобильного оборудования в КНГ;

■ нет единых подходов, порядка и механизмов организации НМО подготовки спортсменов (организация -исполнитель этапных комплексных обследований (ЭКО) в летних олимпийских видах спорта определяется на

конкурсной основе в соответствии с 44-ФЗ); низкая цена одного человеко-обследования в ЭКО (9,0 тыс. руб.), облагающаяся НДС 20% (при этом, согласно официальному сайту Инновационного центра Олимпийского комитета России, также оказывающего услуги по НМО сборных команд, тестирование только на велоэргометре с газоанализом, составляющее примерно 20% от стандартной программы ЭКО, оценивается в 8,5 тыс. руб.) [13];

■ отсутствие единой базы (банка данных) показателей подготовленности спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по всем видам спорта, а также возможности проведения аналитической работы с такими данными и информации о подготовке спортсменов для принятия обоснованных решений по коррекции планов подготовки;

постепенное (кратное) уменьшение финансирования, выделяемого на НМО, и, как следствие, эпизодичность и деперсонализация проводимых мероприятий НМО подготовки спортсменов особенно в летних видах спорта; отсутствие преемственности мероприятий по НМО подготовки спортсменов юниорских, молодежных и национальных команд;

■ неэффективная система организации связи между спортивными кафедрами и научными лабораториями (профессорско-преподавательским составом, студентами, магистрантами, аспирантами) и спортивными сборными командами по видам спорта и, как следствие, отсутствие планомерной подготовки кадров для НМО подготовки спортсменов;

низкая заработная плата сотрудников, обеспечивающих НМО подготовки спортивных сборных команд и, соответственно, низкая привлекательность для специалистов, в том числе выпускников вузов данного вида деятельности;

■ ограниченность командирования специалистов НМО подготовки спортсменов на спортивные мероприятия;

■ отсутствие постоянно действующей системы проведения научно-методических семинаров и курсов повышения квалификации для тренеров по видам спорта и по группам видов спорта;

■ отсутствие системы привлечения сотрудников научных и образовательных учреждений, подведомственных Минспорту России, к НМО подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации на постоянной основе;

■ отсутствие систематической специализированной подготовки специалистов со средним медицинским образованием (биохимиков), соответствующих квалификационным требованиям по проведению забора, транспортировки и хранения биологического материала для целей НМО подготовки спортсменов;

■ недостаточность организационно-педагогических и технологических условий проведения практической подготовки магистрантов и аспирантов для формирования компетенций для проведения мероприятий НМО подготовки спортивных сборных команд с учетом специфики видов спорта;

■ отсутствие в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» должности руководителя КНГ и, соответственно, отсутствие требований к квалификации работника;

■ дефицит систематического издания методических рекомендаций и аналитических материалов по актуальным направлениям процесса подготовки спортсменов высокой квалификации.

Кроме того, в связи с недостаточностью современного научного оборудования и количества специалистов для охвата НМО подготовки спортсменов всех спортивных сборных команд страны часть мероприятий ЭКО на сегодняшний день осуществляется специалистами ФГБУ ФНЦ ВНИИФК и ФГБОУ ВО «РУС "ЩОЛИФК"», выигрывающих на протяжении более 20 лет конкурс на оказание данных услуг, что не обеспечивает целостность и преемственность получаемых данных.

Аналогично НМО подготовки спортсменов на конкурсной основе организована работа по биохимическому сопровождению подготовки спортсменов спортивных сборных команд России в условиях проведения тренировочных и спортивных мероприятий централизованной подготовки от 150 до 220 дней в году на территории России и за рубежом, в том числе на Олимпийских играх и крупных международных мероприятиях. С 1998 г. биохимический контроль осуществляется уникальными специалистами ООО «Научный центр "ЭФиС"» (создан в 1994 г. коллективом единомышленников отдела биохимии ВНИИФК), одновременно реализующими научные разработки в области адаптации организма человека к предельным физическим нагрузкам в спорте высших достижений. Центр оснащен современным мобильным и стационарным аналитическим оборудованием и на сегодняшний день по функциональным возможностям не имеет аналогов в нашей стране. К сожалению, ни одно подведомственное Минспорту России учреждение пока не может позволить себе организацию такой лаборатории в связи с недостатком финансирования и необходимостью периодического обновления приборной базы и ежегодной закупки реактивов и расходных материалов.

Перспективы развития научного обеспечения и НМО подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации

Учитывая современное законодательство, государственное задание из средств федерального бюджета на выполнение прикладных научных исследований в сфере ФКиС могут получать научные и образовательные учреждения (основной вид деятельности), находящиеся в ведении Минспорта России. При этом экспертиза технического задания и определение целесообразности финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета осуществляется Российской академией наук, в том числе и приемка итогового результата проведенного исследования [14].

Одновременно с этим, согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической

культуре и спорте в Российской Федерации», законодателем определено, что «...образовательные организации высшего образования, которые осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта, научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта, учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона» [15].

В этой связи мы считаем, что обеспечение устойчивости сферы ФКиС с целью повышения конкурентоспособности спорта высших достижений возможно только при условии развития ее интеллектуального потенциала за счет формирования единой эффективной системы научного и научно-методического обеспечения сферы ФКиС, подготовки кадров на основе комплексного подхода и межведомственного взаимодействия. Учитывая, что в соответствии с законодательством только образовательные и научные организации могут осуществлять научную и научно-методическую деятельность неразрывно с подготовкой кадров и получать государственное задание на данные цели, а также то, что подведомственные Минспорту России вузы и НИИ прямо поименованы в федеральном законе в части НМО, они могут быть наделены учредителем соответствующими полномочиями, что позволит комплексно решать существующие вышеперечисленные проблемы.

Учитывая отечественный, а также зарубежный опыт организации научного и научно-методического обеспечения подготовки спортивных сборных команд, требуется новый качественный шаг для развития спортивной науки и НМО подготовки спортсменов. Подведомственным Минспорту России научным и образовательным учреждениям необходимо совместно разработать отраслевую программу развития спортивной науки и НМО подготовки спортсменов высокой квалификации до 2030 г. Такая программа должна также предполагать закупку типового научного и аналитического оборудования для диагностики состояния спортсменов и проведения прикладных исследований, подготовки соответствующих кадров с финансово-экономическим обоснованием реализации программы и иными составляющими программных документов, инициировав ее рассмотрение и утверждение в Минспорте России, предусмотрев соответствующее финансирование. Инвестиции в науку и образование являются долгосрочным вложением в будущее человеческого капитала, что полностью относится и к сфере НМО подготовки спортсменов.

С целью создания действенной системы научного и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд России необходима модернизация НМО подготовки сборных команд России путем:

♦ создания единого (головного учреждения) научного центра спорта в структуре подведомственных Минспорту России образовательных организаций высшего образования или научных организаций;

♦ закрепления за научным центром спорта как головной организации координирующей роли по научному и научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов спортивных сборных команд России;

♦ формирования государственного задания подведомственным Минспорту России образовательным организациям высшего образования и научным организациям с учетом сложившейся практики и наличия специалистов, как базовым организациям, для проведения на постоянной основе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта;

♦ определения приоритетных видов спорта и формирования персонального состава спортсменов, подлежащих НМО подготовки спортсменов;

♦ создания на базе научного центра спорта единого информационного ресурса (банка данных) по НМО подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации для дальнейшего анализа накапливаемых данных о ходе подготовки и уровне подготовленности спортсменов и реализации возможности прогнозирования эффективности тренировочного процесса;

♦ разработки электронного дневника спортсмена для автоматизации сбора информации о планируемых тренировочных нагрузках и фиксации их выполнения;

♦ реализации совместной деятельности специалистов КНГ и спортивного врача в мероприятиях научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд России;

♦ включения в «План деятельности Совета по профессиональным квалификациям» разработки профессиональных стандартов, ежегодно утверждаемых Минтрудом России, профессионального стандарта «Специалист по научно-методическому обеспечению подготовки спортсменов», что позволит установить требования к образованию для работников КНГ;

♦ подготовки кадров для реализации мероприятий НМО спортивных сборных команд, включая формирование практических навыков использования высокотехнологичного диагностического оборудования и применения цифровых технологий;

♦ закрепления за организациями, реализующими НМО подготовки спортивных сборных команд, разработки научно обоснованных предложений для формирования и совершенствования целевых комплексных программ, системы мониторинга и анализа подготовки и подготовленности российских спортсменов и основных предполагаемых соперников на предстоящих спортивных соревнованиях;

♦ создания новых КНГ только после оснащения научным и высокотехнологичным диагностическим обо-

рудованием и соответствующего обучения специалистов КНГ для формирования практических навыков использования оборудования и применения цифровых технологий при наличии финансирования их деятельности на постоянной основе.

С целью планомерной подготовки квалифицированных кадров для реализации мероприятий НМО подготовки спортивных сборных команд и повышения квалификации тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации необходимы:

► разработка и внедрение образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Спорт» с направленностью «Научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации» по договорам целевого обучения с последующим трудоустройством выпускников;

► организация целевой подготовки специалистов со средним медицинским образованием, соответствующих квалификационным требованиям по проведению забора, транспортировке и хранению биологического материала (выездных биохимиков), для целей НМО подготовки спортсменов в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело»;

► разработка программы повышения квалификации «Научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации» для различных целевых аудиторий (руководителей КНГ, аналитиков, тренеров, преподавателей);

► реализация дополнительных профессиональных программ по обучению (включая стажировку) аналитиков и ведущих специалистов, работающих в спортивных сборных командах страны, а также преподавателей для реализации программ повышения квалификации специалистов спортивных сборных команд с целью получения современных знаний в области обработки и анализа цифровой информации, отражающей ход подготовки спортсменов, и формирования на этой основе аналитических материалов для руководителей различного уровня;

► организация планового проведения мероприятий для тренеров, преподавателей вузов, студентов и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также активизация деятельности Высшей школы тренеров с привлечением ведущих действующих тренеров и иных специалистов для чтения лекций, проведения семинаров, круглых столов, мастер-классов и научно-практических конференций по актуальным вопросам различных сторон подготовки спортсменов высокого класса.

Во взаимодействии с ООО «Научный центр "ЭФиС"» необходимы создание в структуре единого научного центра спорта современной биохимической лаборатории и подготовка на системной основе квалифицированных кадров, готовых работать в составе спортивных сборных команд России и на соревнованиях свыше 6 месяцев в году.

Заключение

Для успешной реализации вышеописанной системы научного и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд России необходима эффективная организационная структура, которая в современных условиях будет включать в себя научный центр спорта федерального уровня на базе подведомственного Минспорту России научного или образовательного учреждения с делегированными ему полномочиями по координации системы научного и научно-методического обеспечения подготовки спортивных сборных команд; тесному взаимодействию с подведомственными ФМБА России научными учреждениями; созданию и накоплению единой централизованной базы данных и ее анализу; разработке методической базы, единых подходов, регламентов и стандартов системы НМО подготовки спортсменов; разработке современных образовательных программ подготовки профессиональных кадров для системы НМО подготовки спортсменов; разработке и реализации образовательных программ для тренерского состава сборных команд Российской Федерации в части построения и использования системы НМО подготовки спортсменов для повышения эффективности управления тренировочным процес-

сом; проведению научных исследований во взаимосвязи с потребностью или проблематикой вида спорта, и другие.

Создание в перспективе сети научных центров в структуре научно-исследовательских и 14 образовательных учреждений высшего образования, подведомственных Минспорту России, расположенных в различных клима-тогеографических условиях, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, основываясь на знаниях и высокопрофессиональных компетенциях кадрового потенциала, работающих на идентичном оборудовании и по единым протоколам диагностики, позволит реализовать технологические преобразования в рамках цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта в целях повышения эффективности принятия управленческих и стратегических решений с учетом преемственности целей, задач и мероприятий НМО подготовки спортивных сборных команд России, проведения научных исследований, разработки новых передовых методик подготовки спортсменов любого уровня, восстановления, адаптации организма спортсменов к предельным физическим нагрузкам, а также изучения предрасположенности к занятиям определенными видами спорта.

Настоящей статьей автор на страницах нашего журнала призывает к научной дискуссии и широкому обсуждению проблем дальнейшего развития системы научного и научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Литература

1. Приказ Росспорта от 08.12.2006 № 806 «Об утверждении Положения об организации и проведении научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по олимпийским и паралимпийским видам спорта» [Электронный ресурс]. -URL: www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2022).

2. Приказ Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 № 525 (ред. от 11.07.2011) «Об утверждении Порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 № 17757) [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2022).

3. Приказ Минспорта России от 30.06.2021 № 507 «Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 № 66036)

[Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2022).

4. Абалян, А.Г. Теоретико-методологические основы комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса / А.Г. Абалян // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 3. - С. 3-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой: сб. научн. тр. / гл. ред. Е.А. Грозин. - Л.: ЛНИИФК, 1984. - 125 с.

6. Кузин, В.В. Интегративная биосоциальная антропология / В.В. Кузин, Б.А. Никитюк. - М.: ФОН, 1996. - 220 с.

7. Научное обеспечение спорта за рубежом: анализ деятельности организаций в области спортивной науки: монография / Т.В. Долматова, А.В. Зубкова, Е.В. Кузнецова [и др.]; под общ. ред. Т.В. Долматовой; ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. - М.: ООО «Первый том», 2021. - 296 с.

8. Бубка, С.Н. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / С.Н. Бубка, М.М. Булатова, Т.К. Есентаев [и др.]; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова. - М.: Спорт, 2019. - 480 с.

С*)

9. Пронин, С.А. «Золотой век» отечественной спортивной науки и журнал «Теория и практика физической культуры» (1969-1980 гг.) / С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 6-7.

10. Виноградов, П.А. Спортивная наука России: от застоя к развитию? / П.А. Виноградов, В.П. Моченов, В.К. Бальсевич [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С. 24.

11. Ежегодный анализ диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации [Текст]: отчет о НМО (заключ.) / Федеральный науч. центр физ. культ. и спорта; рук. Б.Н. Шустин. -М., 2022. - 139 с.

12. История создания Республиканского научно-практического центра спорта [Электронный ресурс]. - URL:

https://medsport.by/istoriya-nii-fizicheskoy-kultury-i-sporta-respubliki-belarus (дата обращения 26.12.2022).

13. Тест на велоэргометре [Электронный ресурс]. -URL: https://icroc.ru/services/testbyciclewithgas (дата обращения 26.12.2022).

14. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 718 «Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"» [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2022).

15. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: www. consultant.ru (дата обращения 22.12.2022).

Reference

1. Rossport (2006), Order of Rossport No. 806 dated 08.12.2006 "On approval of the 'Regulations on the organization and conduct of scientific, methodological and medical support for the training of athletes of Russian national teams in Olympic and Paralympic sports'" [Online], URL: www. consultant.ru (access date: 22.12.2022).

2. Ministry of Sports and Tourism of the Russian Federation (2010), Order of the Ministry of Sports and Tourism of the Russian Federation dated 27.05.2010 No. 525 (ed. dated 11.07.2011) "On approval of the Procedure for material and technical support, including the provision of sports equipment, scientific and methodological and anti-doping support of sports teams of the Russian Federation at the expense of the federal budget" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 07.07.2010 No. 17757) [Online], URL: www.consultant.ru (access date: 22.12.2022).

3. Ministry of Sports of Russia (2021), Order of the Ministry of Sports of Russia dated 30.06.2021 No. 507 "On approval of the procedure for scientific and methodological support of sports teams of the Russian Federation at the expense of the Federal budget" (registered with the Ministry of Justice of Russia on 29.11.2021 No. 66036) [Online], URL: www. consultant.ru (accessed 22.12.2022).

4. Abalyan, A.G. (2017), Theoretical and methodological fundamentals of comprehensive pedagogical control in the preparation of high-class Paralympic athletes, Bulletin of Sports Science, no. 3, pp. 3-6.

5. Grozin, E.A. (Gen. Ed.) (1984), Complex pedagogical control in the process of sports training management: Collection of scientific works, Leningrad: LNIIFK, 125 p.

6. Kuzin, V.V. and Nikityuk, B.A. (1996), Integrative biosocial anthropology, Moscow: FON, 220 p.

7. Dolmatova, T.V., Zubkova, A.V., Kuznetsova E.V. et al. (2021), Scientific support of sports abroad: analysis of the activities of organizations in the field of sports science:

monograph, FSBIFNC VNIIFK, Moscow: LLC "First volume", 296 p.

8. Bubka, S.N., Bulatova, M.M., Esentaev, T.K. et al. (2019), Management of athletes' preparation for the Olympic Games, Moscow: Sport, 480 p.

9. Pronin, S.A. (2015), "Golden Age" of Russian sports science and the journal "Theory and Practice of Physical Culture" (1969-1980), Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 6, pp. 6-7.

10. Vinogradov, P.A., Mochenov, V.P., Balsevich, V.K. et al. (1998), Sports science of Russia: from stagnation to development? Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 4, 24 p.

11. Shustin, B.N. (Lead.) et al. (2022), Annual analysis of dissertation research in the field of physical culture and sports in the Russian Federation: report on NMO (final), Moscow: Federal Scientific Center of Physical culture and sports, 139 p.

12. Medsport.by (2022), The history of the creation of the Republican Scientific and Practical Sports Center [Online], URL: https://medsport.by/istoriya-nii-fizicheskoy-kultury-i-sporta-respubliki-belarus (accessed 26.12.2022).

13. icroc.ru (2022), Bicycle ergometer test [Online], URL: https://icroc.ru/services/testbyciclewithgas (accessed 12/26/2022).

14. Government of the Russian Federation (2014), Decree of the Government of the Russian Federation No. 718 dated 30.07.2014 "On Approval of the Rules for Sending Scientific and Technical Programs and Projects for Examination to the Federal State Budgetary Institution 'Russian Academy of Sciences'" [Online], URL: www.consultant.ru (accessed 22.12.2022).

15. Government of the Russian Federation (2007), Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007 No. 329-FZ [Online], URL: www. consultant.ru (accessed 22.12.2022).

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.