Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическое обеспечение / спортивные сборные команды / комплексный педагогический контроль / профессиональный стандарт / трудовые функции / уровень квалификации / профессиональное образование в области физической культуры и спорта / компетенции / scientific and methodological support / sport national teams / comprehensive pedagogical control / qualification framework / labor functions / qualification level / professional education / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Щенникова Марина Юрьевна, Фомиченко Татьяна Германовна, Жийяр Марина Владимировна, Федотова Елена Викторовна

В статье приводятся результаты анализа особенностей профессиональной деятельности по научно-методическому обеспечению (НМО) подготовки спортивных сборных команд, ключевым компонентом которой является комплексный педагогический контроль. Трудовые функции специалиста по НМО осуществляются в тесном взаимодействии с тренером и связаны со сбором и обработкой информации о подготовке спортсмена спортивной сборной команды, реализацией научно-методического сопровождения разработки и корректировки индивидуальных планов подготовки спортсменов, внедрением инновационных технологий, управлением НМО подготовки спортивных сборных команд. Предложены подходы к формированию профессионального стандарта специалиста по НМО подготовки спортивных сборных команд и соответствующих образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абалян Авак Геньевич, Щенникова Марина Юрьевна, Фомиченко Татьяна Германовна, Жийяр Марина Владимировна, Федотова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF REQUIREMENTS FOR THE QUALIFICATION OF SPECIALISTS ON SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF ATHLETES OF NATIONAL TEAMS

The article presents the results of the analysis of the features of professional activity on scientific and methodological support (NMO) of sport national teams, the key component of which is comprehensive pedagogical control. The labor functions of an NMO specialist are the collection and processing of information about the preparation of athletes, the implementation of scientific and methodological support for training planning and correction, innovations, the management of scientific and methodological support of national teams athletes in close cooperation with the coach. Approaches to the formation of a professional standard of a specialist in the NMO and relevant educational programs are proposed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД

А.Г. АБАЛЯН, М.Ю. ЩЕННИКОВА, Т.Г. ФОМИЧЕНКО, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва;

М.В. ЖИЙЯР, РУС «ГЦОЛИФК», г. Москва;

Е.В. ФЕДОТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

В статье приводятся результаты анализа особенностей профессиональной деятельности по научно-методическому обеспечению (НМО) подготовки спортивных сборных команд, ключевым компонентом которой является комплексный педагогический контроль. Трудовые функции специалиста по НМО осуществляются в тесном взаимодействии с тренером и связаны со сбором и обработкой информации о подготовке спортсмена спортивной сборной команды, реализацией научно-методического сопровождения разработки и корректировки индивидуальных планов подготовки спортсменов, внедрением инновационных технологий, управлением НМО подготовки спортивных сборных команд. Предложены подходы к формированию профессионального стандарта специалиста по НМО подготовки спортивных сборных команд и соответствующих образовательных программ.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, спортивные сборные команды, комплексный педагогический контроль, профессиональный стандарт, трудовые функции, уровень квалификации, профессиональное образование

в области физической культуры и спорта, компетенции.

DETERMINATION OF REQUIREMENTS FOR THE QUALIFICATION OF SPECIALISTS ON SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF ATHLETES OF NATIONAL TEAMS

A.G. ABALYAN, M.Yu. SHCHENNIKOVA, T.G. FOMICHENKO, VNIIFK, Moscow city; M.V. ZHIJYAR, RUS "GTSOLIFK", Moscow city;

E.V. FEDOTOVA, VNIIFK, Moscow city

Abstract

The article presents the results of the analysis of the features of professional activity on scientific and methodological support (NMO) of sport national teams, the key component of which is comprehensive pedagogical control. The labor functions of an NMO specialist are the collection and processing of information about the preparation of athletes, the implementation of scientific and methodological support for training planning and correction, innovations, the management of scientific and methodological support of national teams athletes in close cooperation with the coach. Approaches to the formation of a professional standard of a specialist in the NMO and relevant educational programs are proposed.

Keywords: scientific and methodological support, sport national teams, comprehensive pedagogical control, qualification framework, labor functions, qualification level, professional education, competencies.

Введение

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов является неотъемлемой частью управления процессом подготовки спортивных сборных команд. По результатам мероприятий НМО на основании систематического анализа динамики и структуры тренировочных нагрузок, оценки физической и технической подготовленности спортсмена, показателей функционального состояния, включая данные биохимического контроля переносимости нагрузок и процессов адаптации его организма, главному (старшему) тренеру спортивной сборной команды Российской Федерации (сборных команд) предоставляются рекомендации (заключения) с целью корректировки планов подготовки спортсменов [1].

Однако в настоящее время деятельность в рамках НМО в основном имеет диагностическую направленность, которая не предусматривает создание баз данных большого объема и их дальнейшую аналитическую обработку, систематический сбор и анализ информации о подготовленности зарубежных спортсменов и особенностях подготовки ближайших соперников, исследование тенденций развития вида спорта в мире и другие экспертно-аналитические и научно-методические работы с привлечением научных и научно-педагогических кадров.

Приказом Минспорта России от 30 июня 2021 г. № 507 «Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что НМО подготовки спортсменов реализуется комплексными научными группами (КНГ), в состав которых входят ученые и специалисты в области физической культуры и спорта, соответствующие направленности программ обследований в рамках НМО, включаемые в составы сборных команд и являющиеся сотрудниками центров спортивной подготовки, образовательных, научных и иных организаций [1].

Становление системы НМО подготовки спортсменов сборных команд берет свое начало с 70-х годов прошлого века, в рамках которой были организованы КНГ. Это было обусловлено изменением всей системы организации физической культуры и спорта в СССР для подготовки и проведения Игр XXII Олимпиады 1980 г. в Москве [2]. Второй этап развития НМО был связан с подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, в рамках которой приказом Минспорттуризма России от 30 декабря 2010 г. № 1468 была утверждена Комплексная программа «Обеспечение системы подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и создание условий для подготовки резерва в сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи». Таким образом, за последние 10 лет подготовки спортсменов высокого класса

получен актуальный практический опыт профессиональной деятельности специалистов по реализации мероприятий НМО.

В 2023 г. соответствующим приказом Минспорта России утверждена 41 КНГ по зимним и летним олимпийским видам спорта (дисциплинам). При этом оценка приблизительной потребности в кадрах для КНГ - по опыту подготовки к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи по зимним олимпийским видам спорта - составляет 120 чел., в 2015 г. по заявкам общероссийских спортивных федераций по летним олимпийским и пара-лимпийским видам спорта потребность в специалистах НМО составляла 320 чел. В то же время в соответствии с положениями «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» должны быть разработаны единые подходы к НМО подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что значительно увеличивает кадровую потребность. Такие подходы требуют кадрового обеспечения, но до настоящего времени еще не разработаны квалификационные характеристики для специалистов КНГ.

Цель исследования: разработка научно обоснованных предложений по формированию требований к квалификации специалистов по НМО подготовки спортивных сборных команд (далее - специалист по НМО), включая описание содержания профессиональной деятельности по уровням квалификаций и соответствующие требования к образованию.

Методы исследования: анализ информационных источников, нормативных правовых актов, образовательных программ, теоретический анализ, метод логических обобщений.

Результаты исследования и их обсуждение

Национальная система квалификаций внедряется в Российской Федерации с 2013 г., в настоящее время осуществляют деятельность 43 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. Согласно реестру профессиональных стандартов Минтруда России, по состоянию на июнь 2023 г. утверждены 1550 профессиональных стандартов, в том числе 18 в сфере физической культуры и спорта [3]. Для определения требований к квалификации специалиста по НМО в форме профессионального стандарта должны быть определены в том числе: цель вида профессиональной деятельности, обобщенные трудовые функции по уровням квалификации с соответствующими требованиями к обучению и образованию, трудовые функции и их содержание.

На основе анализа современных представлений о комплексном педагогическом контроле в спорте, его видах и принципах, истории, опыте и тенденциях развития под понятием «комплексный педагогический контроль» (КПК) в подготовке спортсменов предлагается понимать: совокупность организованных мероприятий по созданию условий для стандартизации диагностики и получения целесообразной, объективной и достоверной информации обо всех компонентах организации тренировочного

процесса, индивидуальных особенностях спортсменов, параметрах их реагирования на нагрузку, а также системный анализ полученной информации с целью выявления причинно-следственных связей и отношений в системе подготовки, нацеленной на достижение высшего спортивного результата, и предоставления этой информации конечным пользователям в форме понятной и готовой для принятия эффективных управленческих решений [4, 5].

Отсюда цель профессиональной деятельности специалиста по НМО - «организация и проведение мероприятий КПК для получения, оценки и анализа информации о состоянии, подготовленности, параметрах соревновательной деятельности и тренировочных нагрузках спортсменов; научное и методическое сопровождение планирования и коррекции тренировочной и соревновательной деятельности; инновационная деятельность с целью повышения эффективности подготовки и оптимизации состояния спортсменов, достижения запланированных результатов в спортивной деятельности по виду спорта (спортивной дисциплине)». Данное определение согласуется с целями и содержанием профессиональной деятельности в области методического обеспечения и обеспечения качества подготовки спортсменов сборных команд, научных исследований, о чем свидетельствует изучение, систематизация и обобщение структуры и содержания действующих квалификационных справочников и профессиональных стандартов в различных областях профессиональной деятельности.

Деятельность специалиста по НМО тесно взаимосвязана с такими трудовыми функциями тренеров и тренеров-преподавателей, как планирование, учет и анализ результатов спортивной подготовки, включая: подготовку индивидуального плана подготовки спортсмена (ИПП); планирование тренировочных нагрузок; определение и обоснование требований к составу мероприятий; выбор средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок; систематический учет результатов тренировочного и соревновательного процессов; контроль переносимости нагрузок; оценку результативности и эффективности подготовки спортсмена, качества выполнения объемов тренировочных и соревновательных нагрузок; корректировку индивидуальных программ тренировочных мероприятий [3]. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» в должностных обязанностях тренера, старшего и главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта выстроена четкая логическая связь и последовательность разработки, утверждения, анализа выполнения индивидуальных планов подготовки спортсменов и внесения с учетом полученных данных коррективов в дальнейшую подготовку [6]. ИПП в аспекте деятельности по обеспечению качества подготовки спортсменов сборных команд можно рассматривать как формализованные требования (потребности и ожидания) заказчика (в нашем случае - тренера). Специалист по НМО в своей профессиональной деятельности проводит сбор, измерение, информационную и аналитическую обработку данных о параметрах функ-

ционального состояния, морфологического статуса, физической, технической, психологической и других видов подготовленности, результативности и соревновательной деятельности спортсмена, фактически выполненных тренировочных нагрузок, достигнутых спортсменом в текущем периоде, по сравнению с ИПП. Анализ выявленных несоответствий обуславливает внесение коррективов в тренировочный и соревновательный процессы, используется для разработки ИПП следующего этапа подготовки (планового периода). Здесь мы считаем важным подчеркнуть, что спортивная подготовка является исключительно педагогическим процессом под руководством педагога-тренера, который и является основным получателем результатов любых видов контроля с последующим их использованием для повышения эффективности своей основной деятельности. Другими словами, КПК всегда является педагогическим по сути и направленности, «встроен» в педагогический процесс и служит его целям и задачам [4].

НМО сборных команд - прежде всего стандартизированная процедура, соответствующая требованиям метрологии, предъявляемым к измерениям, в рамках согласованного протокола диагностики состояния организма спортсмена и уровня различных сторон подготовленности с использованием высокотехнологичных методик и современных технологий. Система трудовых действий, сложившаяся в результате разделения труда в профессиональной деятельности по НМО, характеризуется выделением: 1) трудовой функции по этапному обследованию спортсменов с использованием высокотехнологичных методик и современных технологий, которое проводится как в лабораторных, так и «полевых» условиях тренировочного процесса, и 2) трудовой функции по систематическому сбору информации в условиях реального тренировочного процесса на учебно-тренировочных базах и в условиях соревнований.

Следующим важным аспектом профессиональной деятельности специалиста по НМО является одновременно погруженность в специфику вида спорта (спортивной дисциплины), владение широким спектром методик тестирования спортсмена, углубленная специализация, основанная на определенной предметной области знаний и методов диагностики. Это обуславливает преемственность подготовки специалистов по НМО с подготовкой тренеров по видам спорта по программам среднего профессионального образования в училищах олимпийского резерва и высшего образования.

Для полноценного участия в утверждении индивидуальных планов подготовки; выборе измеряемых параметров и методик тестирования спортсменов, сроков их проведения; анализе данных о предшествующей (многолетней) тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, данных тренировочного процесса и соревновательной деятельности предыдущего сезона; подготовке заключения и предложений по внесению коррективов в ИПП специалист по НМО должен быть компетентен в специфике вида спорта по таким вопросам, как, например:

- планирование нагрузок различной направленности и величины в годичном тренировочном цикле и фиксация их выполнения;

- измерение и оценка физической подготовленности и технико-тактических характеристик соревновательной деятельности;

- выявление проблем в подготовке и подготовленности (выявление резервов для их решения в новом сезоне) и определение лимитирующих факторов;

- построение индивидуальной конкурентоспособной «модели» соревновательной деятельности и соревновательного упражнения на базе общих представлений о технике и тактике в данной спортивной дисциплине и их «модуляции» в конкретном спортивном результате с учетом имеющихся особенностей спортсменов;

- разработка индивидуального прогноза спортивной результативности;

- разработка и «настройка» системы учета выполненной тренировочной работы (нагрузок), а также их анализ в контексте разработанного ранее ИПП и индивидуальной динамики показателей текущего состояния и этапной подготовленности [4].

Подготовка специалистом НМО предложений для коррекции и разработки ИПП и методический контроль осуществления тренером коррекции ИПП основывается на результатах анализа и оценки данных текущего периода и многолетних наблюдений, который проводится с использованием таких теоретических методов исследования, как анализ и синтез, классификация, аналогия, сравнение, прогнозирование, проектирование, моделирование и другие, а также на современных теоретических представлениях об оптимальном построении тренировочного процесса по спортивной дисциплине. В своей экспертно-аналитической деятельности специалист не механически констатирует наличие или отсутствие отклонений, а осуществляет научное обоснование выявленной уникальной индивидуальной динамики показателей и сравнительный анализ данных как в многолетнем аспекте, так и в сравнении с отечественными и зарубежными лучшими практиками. Полноценная реализация такого подхода невозможна без непрерывного профессионального развития специалиста, анализа и обобщения передового отечественного и международного опыта, научных данных, результатов экспериментов и наблюдений, участия в апробации и внедрении инновационных технологий.

Функции руководителя КНГ включают в себя: организацию работ по НМО, участие в разработке программ этапного и текущего контроля, распределение обязанностей и руководство деятельностью членов КНГ, участие в совещаниях и иных мероприятиях [1]. Данная профессиональная управленческая деятельность руководителя предполагает выполнение трудовых функций по планированию, операционному управлению, контролю эффективности и результативности НМО, а также организации его развития в рамках внедрения инновационных технологий.

При формировании и описании обобщенных трудовых функций как совокупности связанных между со-

бой трудовых функций, сложившейся в процессе разделения труда при реализации мероприятий НМО [7], учитывались:

• описание уровней квалификаций для рынка труда и системы высшего образования [8];

• практика формирования характеристик квалификаций по видам профессиональной деятельности и должностям работников в сфере комплексного контроля, контроля качества, аналитической, экспертной, методической деятельности и научных исследований в 20 профессиональных стандартах по 10 различным областям профессиональной деятельности [3];

• содержание результатов обучения по программам профессионального образования в области физической культуры и спорта в форме компетенций.

Анализ профессиональных стандартов показал, что в сфере контроля качества к трудовым функциям 5-6-го уровней квалификации отнесены: проведение измерений, осуществление контроля, анализ и оценка несоответствий требованиям, разработка и внедрение новых методик, регламентов, документации системы контроля качества; к трудовым функциям 7-8-го уровней квалификации -управление организацией или процессом, в том числе разработка стратегических документов планирования; проектирование; организация деятельности, руководство контролем и отчетностью, проведение научных исследований. Характеристика квалификаций специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в соответствующем профессиональном стандарте отнесена к 5-7-му уровням квалификации. Деятельность по методическому обеспечению для педагогических работников входит в число трудовых функций 6-го уровня квалификации, в иных областях профессиональной деятельности - 7-го уровня.

При реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта по подготовке кадров по видам спорта на всех уровнях профессионального образования происходит формирование компетенций по проведению контроля и оценке подготовленности спортсменов, методическому сопровождению, проведению научных исследований (табл. 1). Относительно среднего профессионального образования мы преимущественно говорим о выпускниках училищ олимпийского резерва, имеющих в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Спорт» «практический опыт тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) или на этапе совершенствования спортивного мастерства, или на этапе высшего спортивного мастерства».

Профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, предполагают: по программам среднего профессионального образования (5-й уровень квалификации) - способность осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность по контролю и оценке подготовленности и участия в научных исследованиях; по программам бакалавриата (6-й уровень квалификации) - контроль, оценку и корректировку подготовки спортсменов, поиск технологических или методических

Таблица 1

Содержание компетенций выпускников по программам профессионального образования

По специальности СПО 49.02.03 - Спорт По направлению ВО - бакалавриата 49.03.04 - Спорт По направлению ВО - магистратуры 49.04.03 - Спорт

Способен: 1) осуществлять педагогический контроль и учет; 2) оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях Способен: 1) осуществлять контроль: - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности спортсменов; - физического развития спортсменов и обучающихся, в том числе с использованием методик измерения и оценки -

3) измерять и оценивать физическую и функциональную подготовленность занимающихся в циклах тренировки, содержание которых раскрыто в требованиях к знаниям, умениям и практическому опыту 2) использовать результаты педагогического, психологического и медико-биологического контроля для коррекции тренировочного процесса в избранном виде спорта Способен: 1) обосновывать повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности на основе проведения мониторинга и анализа собранной информации

4) разрабатывать методическое обеспечение спортивной подготовки и реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта 3) осуществлять методическое обеспечение и контроль в сфере спортивной подготовки и сфере образования 2) осуществлять методическое сопровождение спорта высших достижений

5) участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта 4) проводить научные исследования по определению эффективности используемых средств и методов в сфере спортивной подготовки и сфере образования 3) проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний

решений при проведении исследований; по программам магистратуры (7-й уровень квалификации) - решение задач развития подготовки спортсменов посредством обоснования повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности, создание новых знаний междисциплинарного характера [9, 10, 11].

На основе проведенного анализа предлагается формирование трех обобщенных трудовых функций (ОТФ) для профессионального стандарта специалиста по НМО:

- организация и проведение сбора и обработки информации о физической, технической, тактической и психологической подготовленности (далее вместе - подготовленность), функциональном состоянии, результатах и параметрах соревновательной деятельности, выполненных тренировочных нагрузках спортсмена и (или) спортивной сборной команды (6-й уровень квалификации);

- научно-методическое сопровождение подготовки спортсмена и (или) спортивной сборной команды по видам спорта (спортивным дисциплинам) (7-й уровень квалификации);

- управление научно-методическим обеспечением подготовки спортивных сборных команд по видам спорта

(спортивным дисциплинам) (7-й уровень квалификации).

При определении требований к обучению и образованию с учетом специфики деятельности по НМО, связанной с необходимостью владения методиками тестирования спортсменов с использованием современного высокотехнологичного оборудования, требования к образованию и обучению по первой из названных ОТФ должны включать обязательное прохождение повышения квалификации по вопросам НМО сборных команд. Подготовку кадров для профессиональной деятельности 7-го уровня квалификации целесообразно проводить по программам магистратуры и дополнительным профессиональным программам, для чего требуется разработка и внедрение соответствующих образовательных программ.

Для обеспечения преемственности результатов многолетних мероприятий НМО, создания цифровых плат-форм-агрегаторов данных большого объема в сфере НМО спорта, включая цифровой профиль спортсмена, представляется целесообразным переход от формирования временных к постоянным коллективам КНГ. Привлече-

С*)

ние к НМО образовательных и научных организаций, подведомственных Минспорту России, создаст многоуровневую непрерывную практико-ориентированную подготовку кадров для НМО по программам среднего профессионального и высшего образования с возможностью включения студентов в выполнение трудовых функций 5-го уровня квалификации. Реализация такого подхода позволит закреплять в вузах на рабочих местах молодых специалистов, обладающих способностя-

Заключение

Особенности профессиональной деятельности по НМО подготовки спортсменов сборных команд, определяющие требования к квалификации, характеризуются: объединением (синтезом) трудовых функций обеспечения качества подготовки спортсменов сборных команд, методической и научно-исследовательской деятельности; ориентированностью на вид спорта (группу видов спорта) как основу формирования конструктивного взаимодействия специалистов НМО с тренерским составом сборных команд и объединения усилий в достижении запланированных результатов. Выявленные особенности учтены при формировании проекта профессионального стандарта специалиста по НМО.

Комплексный подход к реализации задач: НМО подготовки спортсменов сборных команд; обеспечения преемственности и качества кадрового оснащения; использования результатов НМО для дальнейшего их научного

ми и мотивацией к аналитической и исследовательской работе, и формировать для них траектории профессионального развития, а также будет способствовать повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, развитию научных школ, в том числе привлечению к руководству НМО научных работников, участвующих в реальных исследованиях мирового уровня, использующих современное высокотехнологичное научное оборудование и цифровые технологии.

анализа, в том числе для актуализации модельных характеристик подготовки и подготовленности спортсменов с последующей интеграцией в подготовку кадров, возможен в условиях создания в подведомственных Минспор-ту России образовательных и научных организациях современных научных кластеров, ориентированных на виды спорта и оснащенных соответствующим диагностическим и аналитическим оборудованием. Необходимо формирование государственного задания таким образовательным и научным организациям для проведения на постоянной основе НМО подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта, закрепление за ними полномочий по разработке научно обоснованных предложений для формирования и совершенствования целевых комплексных программ, системы мониторинга, анализа и прогнозирования подготовки российских спортсменов.

Литература

1. Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета: приказ Минспорта России от 30 июня 2021 г. № 507 [Электронный документ]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 402534074/

2. Пронин, СА. «Золотой век» отечественной спортивной науки и журнал «Теория и практика физической культуры» (1969-1980 гг.) / С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 6-7.

3. Реестр профессиональных стандартов [Электронный документ] // официальный интернет-ресурс «Профессиональные стандарты». - URL: https:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov

4. Абалян, А.Г. Научно-методическое обеспечение в системе управления подготовкой спортсменов-паралим-пийцев высокого класса / А.Г. Абалян, Е.Б. Мякинченко, А.С. Крючков, М.М. Лебедев, Т.Г. Фомиченко, М.П. Шес-таков // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 5. - С. 70-72.

5. Федотова, Е.В. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва: настольная книга трене-

ра: монография / Е.В. Федотова. - Москва: Принт-лето, 2023. - 479 с.

6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта [Электронный документ]. - URL: https://base.garant.ru/55172358/53f89 421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

7. Волошина, И.А. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов / И.А. Волошина, О.Д. Прянишникова, О.Ф. Клинк, О.М. Зайцева, П.Н. Новиков. - М.: Издательство «Перо», 2020. - 28 с.

8. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н [Электронный документ]. - URL: https://base.garant.ru/703 66852 /

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по направлению подготовки 49.02.03 - Спорт: приказ Мин-просвещения России от 21.04.2021 № 193 [Электронный документ]. - URL: https://base.garant.ru/400796160/ 53f89421bbdaf741 eb2d 1ecc4ddb4c33 /

С*)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 - Спорт: приказ Мин-обрнауки России от 25.09.2019 № 886 [Электронный документ]. - https://base.garant.ru/72894448/53f89421b bdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 49.04.04 - Спорт: приказ Мин-обрнауки России от 14.12.2015 № 1469 [Электронный документ]. - URL: // https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71209960/

References

1. Ministry of Sports of Russia (2021), On approval of the procedure for scientific and methodological support of sports teams of the Russian Federation at the expense of the federal budget: Order of the Ministry of Sports of Russia dated June 30, 2021 No. 507 [Online], URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc / 402534074/

2. Pronin, S.A. (2015), "Golden Age" of Russian sports science and the journal "Theory and Practice physical culture" (1969-1980), Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 6, pp. 6-7.

3. Official Internet resource "Professional standards" (2023), Register of professional standards [Online], URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsion-nyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov

4. Abalyan, A.G., Myakinchenko, E.B., Kryuchkov, A.S., Lebedev, M.M., Fomichenko, T.G. and Shestakov, M.P. (2016), Scientific and methodological support in the training management system of high-class Paralympic athletes, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 5, pp. 70-72.

5. Fedotova, E.V. (2023), Scientific and methodological support of sports reserve training: a trainer's handbook: monograph, Moscow: Print-summer, 479 p.

6. Unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees (2023), Qualification characteristics of positions of employees in the field of physical culture and sports [Online], URL: https://base.garant.ru/ 55172358/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

7. Voloshina, I.A., Pryanishnikova, O.D., Klink, O.F., Zaytseva, O.M. and Novikov, P.N. (2020), Methodological recommendations for the formation of the content of professional standards, Moscow: Publishing House "Pero", 28 p.

8. Ministry of Labor of the Russian Federation (2013), On approval of qualification levels in order to develop draft professional standards: Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 148n dated 12.04.2013 [Online], URL: https://base.garant.ru/70366852/

9. Ministry of Education of Russia (2021), Federal State educational standard of secondary vocational education according to 49.02.03 Sport: Order of the Ministry of Education of Russia dated 21.04.2021 No. 193 [Online], URL: https://base.garant.ru/400796160/53f89421bbdaf741eb2d 1ecc4ddb4c33/

10. Ministry of Education and Science of Russia (2019), Federal State educational standard of higher education -bachelor's degree in the field of training 49.03.04 Sports: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 25.09.2019 No. 886 [Online], URL: https://base.garant.ru/ 72894448/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

11. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2015), Federal State educational standard of higher education - Master's degree in the field of training 49.04.04 Sports: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 14.12.2015 No. 1469 [Online], URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71209960/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.