Научная статья на тему 'Сравнительный анализ образа Петербурга и евангельского образа Вавилона в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»'

Сравнительный анализ образа Петербурга и евангельского образа Вавилона в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / МОТИВ / АПОКАЛИПСИС / IMAGE / MOTIVE / APOCALYPSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадалова Е. Н.

Статья является частью исследования, посвящённого интерпретации художественных образов в романе Достоевского «Идиот» в контексте Книги Апокалипсиса (Евангелие от Иоанна). Предпринята попытка сравнить образ Петербурга и Вавилона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ образа Петербурга и евангельского образа Вавилона в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»»

Бадалова Е.Н.

Бакалавр филологических наук, Астраханский государственный университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА И ЕВАНГЕЛЬСКОГО ОБРАЗА ВАВИЛОНА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Аннотация

Статья является частью исследования, посвящённого интерпретации художественных образов в романе Достоевского «Идиот» в контексте Книги Апокалипсиса (Евангелие от Иоанна). Предпринята попытка сравнить образ Петербурга и Вавилона.

Ключевые слова: образ, мотив, Апокалипсис Keywords: image, motive, Apocalypses

Имя Достоевского в литературоведении неразрывно связано с городом на Неве. Анциферов Н.П. в своей работе «Душа Петербурга» даёт следующую оценку отношениям автор-город: «Жизнь города находится в органической связи с жизнью природы. Его бытие есть цветение, и живёт оно соками, получаемыми из своей почвы. Его судьба определяется общим ходом исторических событий. Петербург вырос из вековых болот, вдали от истоков национального бытия, при страшном, надрывном напряжении народных сил. Под площадями, улицами и домами Петербурга ему [Достоевскому] чудится первоначальный хаос » [1;208-209]. Хаос бытия не только изначален, но и являет собой следствие действий и событий, происходящих в произведениях писателя. Пространство заполняет постоянное ожидание конца. Мотив Апокалипсиса раскрывается в статье В. Иванова «Достоевский и роман-трагедия», где роману Достоевского даётся своеобразное определение: «Роман Достоевского есть роман катастрофический, потому что его развитие спешит к трагической катастрофе. Он отличается от трагедии только двумя признаками: во-первых, тем, что трагедия у Достоевского не развертывается перед нашими глазами в сценическом воплощении, а излагается в повествовании; во-вторых, тем, что вместо немногих простых линий одного действия мы имеем перед собою как бы трагедию потенцированную» [5;276]. Мы можем спроецировать данное утверждение на роман «Идиот», цепь событий в котором приведёт к трагедии в финале. Финал-катастрофа запрограммирован предшествующими событиями.

Пространство, в котором разворачивается действие - это Петербург, город, который аккумулирует трагедию судеб героев. Нравы и поступки горожан ярко характеризуют атмосферу городского быта.

Князь Мышкин приезжает в Петербург и сталкивается с реальностью, в которой люди подчиняются материальному миру. Вещи завладели жителями и превратили их в объекты купли-продажи. Достоевский изображает тёмный, греховный мир города, в котором царит хаос. Образ Петербурга напоминает евангельский образ Вавилона, возникающего на страницах Книги Апокалипсиса (Евангелие от Иоанна).

Т.А. Касаткина в книге «О творящей природе слова» пишет следующее: «Многократно вспоминали в связи с романом «Идиот» об особом внимании Достоевского к Евангелию от Иоанна. В одном смысле, во всяком случае, роман действительно сопоставим с четвёртым Евангелием: в начале всего в нем слово, образ, знак. Роман наполнен осуществлёнными предсказаниями до такой степени, что вполне правомерно предположить, будто перед нами не предсказания, а слово, творящее дело, порождающее дело. Если более привычен нам порядок, когда о деле непременно заговорят, то перед нами тип «реальности», когда слово не может стать делом» [6;258].

Важную роль играет не только сюжетная составляющая, но и внешне-предметный компонент. Предметный мир захватывает пространство, овладевает духовным миром героев, которые жестоко наказываются за свои поступки. Подобное наказание ожидало людей, живущих в городе Вавилоне, о котором повествует Иоанн Богослов в книге Апокалипсис.

Город пышных дворцов и храмов, благоухающих садов и искристых фонтанов, город, носящий горделивое имя «Ворота Богов», пестрый, суетный, шумный, раздираемый внутренними распрями, подтачиваемый смутным предчувствием близящегося заката, но все еще величественный и надменный, твердо верящий в свою избранность - так описывается в большинстве случаев Вавилон.

Вавилон (от семитского «ЬаЬ-Ши», означающего «Врата Бога») — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского. Вавилон был расположен на обоих берегах Евфрата, занимал более 500 кв. километров и, по выражению Геродота, был городом «великолепие которого не встречалось в других городах». В 713 году до Р.Х. пророк Исаия предсказывает, что Вавилон будет истреблен. А позже в 606 году пророк Иеремия говорит, что Вавилон будет превращен в пустыню [2].

Описание развитого торгового города представляет собой представление предметного мира (предмет, как показатель богатства и благополучия): «Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» [3;1239].

Материальная составляющая преобладает над духовной составляющей мира. Вавилон являет собой город - предмет, где вещи превосходят людей. Подобное мы наблюдаем в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Объекты материального мира настолько овладевают героем, что

становятся частью его характера, поступков. Одним из представителей внешне-предметного мира являются деньги. Деньги в романе являются равноценными человеческим чувствам, отношениям и даже самим людям.

В романе большинство героев связано денежными отношениями. Одним из них является Парфён Рогожин. В романе можно объединить ряд эпизодов, связанных с именем этого героя, выделив общий для всех мотив денег. В начале романа образ Рогожина сопровождается рассказами о сватовстве к Настасье Филипповне, которые связаны с упоминанием о дорогих подарках невесте.

Появление Рогожина в доме Епанчина также сопровождается упоминанием о деньгах. Он встречает Ганю Иволгина, последний будто его не узнаёт. Парфён ему в ответ говорит такую фразу: «Вишь, где-то встречался! Да я тебе всего только три месяца двести рублей отцовских проиграл, с тем и умер старик, что не успел узнать: ты меня затащил, а Книф передёргивал» [4; 118].

В данном эпизоде, когда Рогожин напоминает Гане о долге, деньги выступают в роли доказательства и одновременно как элемент ретроспекции Иволгина. Данный приём подробно анализируется в своей работе Н.М.Чирков, отмечая характерную особенность романов Достоевского-писателя: «Возвращение к прошлому, освещение предыстории

даётся в самом котле событий» [8;128]. Это необходимо для создания особого читательского восприятия. Мнение читателя о Гавриле Ардалионовиче, сформированное практически с первых глав романа, под воздействием указанного эпизода способно измениться, так как писатель имманентно указывает на причины Иволгина жениться на

Настасье Филипповне. Прекрасная невеста с приданным - возможность разбогатеть. Рогожин адресует Иволгину следующую фразу: «...Да покажи я тебе три целковых вынь теперь из кармана, так ты на Васильевский за ними на карачках - вот ты каков! Душа твоя такова!» [4; 118]. Данная фраза характеризует одновременно и говорящего и того, кому адресована речь. Формальным эквивалентом характеристики героя выступают деньги. Автор намеренно вкладывает данную фразу в уста Рогожина, так как именно ему свойственно отождествлять людей с вещами, что характеризует его как собственника.

Парфён Рогожин удовлетворяет чувство собственности, поднимая ставки на невесту - Настасью Филипповну. Сопоставление чувства и денег отражено в сцене встречи Рогожина и Мышкина в III главе (II часть): «Да ты не знаешь ещё, что она надо мной в Москве выделывала! А денег-то, денег сколько я перевёл...» [4;215]. Подобное отношение мотивировано, по мнению некоторых исследователей, страстью героя: «Купец Парфён Рогожин, охваченный страстью и желанием обладать Настасьей Филипповной как предметом, убеждён что сможет купить её той огромной суммой, которую он только что получил в наследство» [7;61]. Сватовство Рогожина является одной из центральных сюжетных линий в романе и соответственно вещь (деньги, как составляющая внешне-предметного мира) стремится занять центральное место в предметном пространстве романа.

Семейство Иволгиных активнее всех говорят о деньгах, и чаще именно с ними связаны денежные дела. Но деньги не с лучшей стороны характеризуют представителей этой семьи. Глава семьи - генерал Ардалион Александрович - любит приукрашивать свои рассказы, но и преувеличивать благоприятные отношения с Терентьевой Марьей Борисовной. Правда откроется вместе с произнесённой фразой женщины: «Всё ограбил, всё перетаскал и заложил, ничего не оставил. Что я с твоими заёмными письмами делать буду, хитрый и бессовестный ты человек» [4;135]. В данном случае, бумага в виде заёмных писем выступает как обвинение, уличение. Терентьева требует ответа за поступки, используя заёмные письма. Всё то, о чём князь узнал в доме Терентьевой, объяснит младший сын генерала Иволгина - Коля. В разговоре с князем по дороге к Настасье Филипповне он скажет: «Родители первые на попятный и сами своей прежней морали стыдятся. Вон, в Москве, родитель уговаривал сына ни перед чем не отступать для добывания денег; печатно известно. Посмотрите на моего генерала. Ну, что из него вышло?» [4; 137].

Коля говорит о нравах, подчёркивая то, что поведение большинства семей подобно. Младший Иволгин анализирует поступки своего отца и приходит к неутешительным выводам. Добывание денег может разрушить

отношения между людьми. Слова Коли, являющиеся неким анализом общества, противоречат тому, что Коля говорил до этого о своей мечте, реализовать которую помогут только деньги: «.Если бы возможно было, если бы только деньги, мы бы с ним [с Ипполитом] наняли отдельную квартиру и отказались бы от наших семейств. Это наша мечта» [4;138]. Отречение от семьи - серьёзный шаг, способствовать этому могут деньги, то есть мир вещей может разрушить бесценные отношения с близкими и подарить свободу. Разрушение отношений между людьми ведёт к разрушению пространства.

Разрушенный Вавилон стал городом людских пороков и грехов, которые его погубили. Петербург обретает символическое значение города, в котором общество страдает от собственных поступков. Деньги захватывают души людей, и мир духовный уступает место миру материальному.

Литература

1. Анциферов, Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина[Текст]/ Сост. М.Б. Вербловская. - Спб.: Лениздат, 1991. - 335 с. - ISBN 5-289-00900-0.

2. В.А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. [Электронный ресурс]/ Виталий Александрович Белявский. - Режим доступа:

http://gumilevica.kulichki.net/MOB/ ,свободный - Заглавие с экрана. - Яз.рус.

3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст] - Лениздат., 2007. - 1243с.

4. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений [Текст]: в 7 т. Т. 3. Идиот: Роман в четырёх частях [Текст]/ Фёдор Михайлович Достоевский. - М.: «Лексика», 1994 - 624 с.

5. Иванов, Вяч. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория/ Вяч. И. Иванов; Вступ. ст., предисл. С.С. Аверинцева. - М.: Искусство, 1995. - 669 с. - ISBN 5-210-020568.

6. Касаткина, Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» [Текст]/ Татьяна Касаткина. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 480 с. - ISBN 5-9208-0173-5.

7. Сальверстони, С. Библейские и святоотеческие источники романа Достоевского [Текст]/ C. Сальверстони. - Пер. с итальянского. СПб.: Академический проект, 2001. - 187с. -ISBN 5-7331-0133- 4.

8. Чирков, Н. М. О стиле Достоевского [Текст]/ Николай Максимович Чирков. - М.: Наука, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.