Научная статья на тему 'Библейские образы в романах ф м Достоевского “Преступление и наказание” и “Идиот”'

Библейские образы в романах ф м Достоевского “Преступление и наказание” и “Идиот” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11760
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библейские образы в романах ф м Достоевского “Преступление и наказание” и “Идиот”»

как библейский Иов, проблемой человека, Достоевский угадал, что проблема человека - это проблема Бога и дьявола. Жизнь человека - это чувственная драма, приближающаяся его то к Добру, то ко Злу.

О жизни и творчестве Ф.М. Достоевского написано огромное количество книг как в России, так и на Западе. Обращение к ним - тема необычно привлекательная и неисчерпаемая. Это не входит в рамки нашей небольшой статьи. Но все же одно высказывание русского философа С.Н. Булгакова мы приведем здесь. Оно как нельзя лучше характеризует значение писателя, смысл его творчества.

Литература

«В посмертных записках Достоевского, - говорит Булгаков, - находится одна, на которой написано: «Написать книгу об Иисусе Христе». Мы не знаем, написал ли бы он такую книг\, но в некотором смысле все его книги, в особенности, написанные в последние годы, о Христе - во всех этих книгах Он - настоящий, хотя и невидимый центр, а иногда Он и явно появляется. Самый большой триумф гения Достоевского состоит именно в том, что он сумел в своих произведениях показать и сделать так, что мы ощущаем живого Христа, он ввел его к нам, научил нас любить Его» [4]. В Ф.М. Достоевском, «заключена вся Россия», а вместе с ней и все мы.

1. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т.-СПб., 1995, т. 12, с. 19-20.

2. Там же, с. 289.

3. Замалеев А.Ф. О русской философии. Статьи и оппонентские отзывы. - СПб., 1998, с. 16.

4. Булгаков С.Н. Два града. - М., 1911, с. 220.

БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНАХ Ф М ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” И “ИДИОТ”

Ю. В. Бурова, студентка 5 курса филологического факультета

МГУ или Н.П. Огарева

В творчестве Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы и образы занимали и тревожили его всю жизнь. Писатель верил в Бога, в его слово, данное людям. Библия вдохновляла Достоевского, давала ему образы, которые он постоянно воплощал в своем творчестве. Так, в романе «Идиот» главная мысль - показать идеал. Достоевский говорил, что “на свете есть одно положительно прекрасное лицо-Христос“ Образ Христа с детства притягивал и волновал душу Достоевского. Изобразить Христа - вот мечта Достоевского. Долгое время писатель не решался приступить к этой сложной задаче. Но сама мысль о человеческом идеале не оставляла его. Все предшествующие произведения подготовили Достоевского для создания князя - Христа, как сам автор назовет своего героя в черновике к роману “Идиот“. Сходство князя Мышкина с Христом несомненно. Достоевский наделяет своего героя чертами Иисуса: “...роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькой, востренькой, почти совершенно белой бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные.. Л (2,6) Стоит обратить внимание на то, что такое изображение князя - Хрис-

та восходит, вероятно, не к каноническим, а к лубочным, народным.

Достоевский постоянно заботился о том, чтобы не умалить сходство образов Мышкина и Христа и не огрубить его, как это было на картине Ганса Гольбейна Младшего “Мертвый Христос“, о которой Достоевский говорил, что от такого изображения Христа “и вера может пропасть“ Тут мера решала все. Важно, чтобы князь - Христос соответствовал реальной действительности и имел в себе черты, взятые Достоевским из Библии. Уже в чертах характера наблюдаем мы эту близость. Христос заповедал “ возлюбить ближнего своего как самого себя“ Мышкин любит весь мир особенно тех, кто нуждается в его помощи - Рогожина, Настасью Филипповну... Христос был добр и милосерден к людям. Он помогал им, так как сострадание было в его душе, прощал людям их грехи.

Сам приезд Мышкина из Швецарии не случаен. С ее горных вершин снизошел он к людям. Это снисхождение подобно сошествию Христа. Его болезненность и несовместимость высших титулов приближают его ко Христу. Несмотря на свою молодость, он лишен плотского начала.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И всегда на устах его слова заповедей Христа: “Не брось камень в кающегося грешника...“ Мышкин понимает людскую природу и подобно Христу является тонким психологом. Он может помочь, утешить плачущего, простить кающегося. А призывает его Достоевский в Петербург для того, чтобы спасти людей от суеты, из-за которой они забыли о Боге. Распятие Христа и трагедия князя аналогичны. Гибель Мышкина в Петербурге - это напоминание о жертве Христа, происходящей в вечности. Христос воскресает в сердцах верующих в него, воскрес и Мышкин для жизни в памяти любящих его.

Если в романе “Идиот“ воскрешает в людях веру сам Христос, то в романе “Преступление и наказание“ воскрешает человека слово Божие. Родион Раскольников, главный герой романа, ассоциируется с образом Лазаря. Их роднит одно - смерть и воскрешение через слово Божие. Но если в Библии перед нами физическая смерть, то в романе Достоевского - нравственная. После преступления Раскольников 4 дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Раскольникову, Лазарь был мертв 4 дня. История помещена в 4 Евангелии (Евангелии от Иоанна). Достоевский так описывает эту сцену: “Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. И Иисус говорит: “Отнимите камень. “ Сестра умершего Марфа говорит ему : “Господи! Уже смердит, ибо четыре дни , как он во гробе“ Она энергично ударила на слове ч е т ы р е». (1, 240).

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа и благодаря ей приобретает особый смысл то, что комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно, и то, что именно под камнем схоронил он награбленное у убитой им старухи. В этом аспекте Христово повеление «Отнимите камень», которое Раскольников слышит из уст Сони, означает -раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

И когда Раскольников раскаивается, он называет это «воскрешением», а после, уже на каторге, изжив в себе прежнего преступника, он читает Евангелие, и Достоевский при этом напоминает: “Эта книга... была та самая, из которой она (Соня) читала о воскресении Лазаря» (1, 602).

Образы святых постоянны в романах Достоевского. Примечательна связь Авдотьи Романовны и Марии Египетской. В героине заложена жажда принять страдания. Свидригайлов говорит о ней: «Мне всегда было жаль, что судьба не дала родиться вашей сестре во вто-

ром-третьем столетии нашей эры. Она без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество и уж конечно бы улыбалась... А в 4-5 веках ушла бы в Египетскую пустынь и жила бы там 30 лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь муку поскорее принять. ” (1, 449) Но и в 19 веке Авдотья жертвует собой, она собирается замуж за Лужина. Ей, как и Марии Египетской, прожившей в пустыне Иорданской, «победившей кровь свою и род свой страданиями неслыханными”, необходимо эта страдание.

Особое место в романах Достоевского занимают образы раскаившихся блудниц, которые близки Марии Магдалине. С самого начала романа преступление и наказание» нас настораживает фамилия портного Капернаумова, хозяина квартиры Сони Мармеладовой. Эта фамилия ассоциируется с евангельским селением Капернаумом. Сам Капернаумов напоминает нам хромых и немых, которых приводили к Христу на исцеление. И в Евангелии о Капернауне сказано: «И ты Капернаум до неба вознесешься и до ада низвергнешься” Подобно этому откровению мы видим низвержение до ада - жизнь обитателей дома, и вознесение до неба - слово Божье. Город Капернаум и квартиру Капернаумова объединяет связь между Соней Мармеладовой и Марией Магдалиной, которая, согласно евангельскому тексту, была из города Магдалы близь Капернаума. Притча о блуднице, прощенной Христом, типологически связана с историей жизни Сони Мармеладовой. Вспомним слова её отца: "Прощаются и теперь грехи твои мнози, за то, что полюбила” И простит мою Соню, простит, я уж, знаю, что простит.«(1,24)

В романе ’’Идиот” связь падших женщин со-временности с образом Марии Магдалины представлена красочнее. Так, рассказу о любви-жало-сти князя к девушке Мари, писатель придаёт евангельский колорит. Злобная реакция жителей селения на отношение Мышкина и Мари напоминают гонения Христа фарисеями. Существует предание о том, как реагировал Христос на решение фарисеев и книжников наказать в храме женщину, виновную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень. « Люди шве-царского селения кидают в Мари камни и грязь, а священник изгоняет из храма. Искренне верит князь-Христос в возможность воскрешения Настасьи Филипповны для жизни вечной.

Читая Библию, Достоевский не мог не обратить внимание на образ Иуды Искариота.

Он находит Иуду в современном мире. Глав-

№ 1, 2001

на я отличительная черта Иуды - жажда денег. Деньги стали основой в век капитализма. С ними связано предательство и в романе «Преступление и наказание», и в романе ’’Идиот”. Забылся в Мармеладове человек, и потому ради денег он предаёт то, что дороже всего в жизни. И если Иуда предаёт Христа и посылает его на распятие за 30 серебреников, то Мармеладов предаёт дочь и заставляет её страдать, получив за это 30 копеек. При этом оба они видят безропотное согласие со стороны своих жертв. Оба они знают, что такие «не на земле, а там о людях тоскуют, плачут, а не укоряют! А это боль-ней-с, больней-с» (1, 24). Оба они после совершенного предательства раскаиваются и не могут заглушить боли в сердце. И ради заглушения этой боли и Иуда Искариот, и Иуда Мармеладов рады бы быть распятыми. А деньги, нажитые предательством, ни тому, ни другому не идут впрок.

С образом Иуды Достоевский связывает в романе «Идиот» образ Вани Иволгина. Их Близость сразу же угадана Парфёном Рогожиным. «А, вот он, Иуда! - говорит он - Здравствуй, Ганька, подлец” (2, 116). ”3а 3 целковых на Васильевский остров ползком доползёт,” - подчёркивает Настасья Филипповна (2, 167). Деньги-

цена унижения всех Иуд. Именно они способны сделать из Гани ’’короля иудейского”. Это его мечта-возвыситься над остальными. В Новом завете царем иудейским именуют Иисуса Христа. Достоевский намекает на надпись, сделанную над головой Христа (”Сей есть Иисус, царь иудейский”), но вместо Христа под королем иудейским Ганя подразумевает короля биржи” Ротшильда.

Для Достоевского обращение библейским образом естественно и постоянно. Они служат иллюстрацией для его размышлений о трагических судьбах мира и России.

Литература

1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание //Собрание сочинений: в 15 т.- М: Наука, 1989.-

Т.5.

2. Достоевский Ф. М. Идиот|| Собрание сочинений: в 15 т. -М: Наука, 1989. - т. 6.

3. Библия - М: Московская патриархия, 1992 г.

4. Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. - Сар: Саратовский университет, 1975.

5. БеловС. В. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Комментарий-Л: Просвещение, 1979.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИМ И ПРАВОСЛАВИЕ

Н.Ф. Фирстова, зам. директора средней школы №24 г. Саранска,

H.A. Фирстова, аспирант МГУ им. Н.П. Огарева

Вряд ли можно назвать другого писателя, роткая дружба с Белинским не поколебала ос-

чей художественный талант, взгляды на мир, на новной любви писателя - любви ко Христу,

вечные ценности - вопросы духа и совести - так резко вторгаются в нашу жизнь.

Один из постулатов Достоевского звучит так : «Все видимое временно, невидимое - вечно.», слова которого могли повторить и святые отцы Православной Церкви.

Он, как никто другой, умел увидеть и вскрыть общий смысл исторического процесса

- битвой между верой и апостасией.

Есть тема, которая раскрыта очень слабо. Это

- «Достоевский и Православие» или (более конкретно) «Достоевский и Церковь». В отношениях между Достоевским - художником и Православной Церковью есть недоговоренность и неясность.

Дед писателя был священником в По-

Даже будучи заговорщиком (в период деятельности в кружке Петрашевского), писатель ни на миг не отошел от своего главного Идеала. Перед казнью, когда шли последние к ней приготовления, Достоевский, по воспоминаниям князя ФЛьвова, подошел к Спешневу, своему соучастнику, и сказал : «Мы будем вместе с Христом!».

Годы каторги стали для писателя годами великого духовного переворота: узнав, приняв и по-настоящему глубоко и искренне полюбив русский народ, он узнал и принял почти тысячелетнюю веру своего народа - Православие.

Каторга развила в нем его главные качества - сострадание, милосердие, любовь. «Он человек весьма набожный, - отзывались о нем дру-

дольской губернии. С самой ранней юности глав- зья-каторжане, - но в церковь ходил редко... Го-

ной книгой Достоевского стало Евангелие. Ко- ворил о Христе с восторгом.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.