ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОНГОЛИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ, С АНАЛОГИЧНЫМИ НОРМАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Г. НАСАНЖАРГАЛ,
майор полиции Монголии, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России
Аннотация. В Монголии при недостаточной правовой регламентации и теоретической разработанности проблем, связанных с применением мер правового принуждения, увеличилось количество административных правонарушений. Несовершенство правовых норм, регламентирующих деятельность субъектов, правомочных применять специальные средства, связано с недостаточным правовым обоснованием применения специальных средств в административно-процессуальной науке Монголии. Юридический анализ нормативных правовых актов зарубежных стран и практики их применения подтверждает необходимость тщательного исследования и анализа этих актов, изучение проблем правоприменительной практики, выявления коллизий и на этой основе дальнейшего совершенствования законодательства Монголии.
Ключевые слова: правовое принуждение, административное правонарушение, правовые нормы.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL RULES OF MONGOLIA, REGULATING THE USE OF SPECIAL FUNDS BY THE POLICE, WITH SIMILAR RULES OF THE LAW OF FOREIGN COUNTRIES
G. NASANZHARGAL, adjunct faculty of administrative law
Annotation. Background is conditioned by the fact that today in Mongolia to the lack of legal regulation is elaborated and theoretical problems associated with the use of measures for law enforcement has increased substantially and the number of administrative offenses. The author draws attention to the fact that the inadequacy of legal norms regulating the activities of entities authorized to use special funds related to the apparent lack of legal justification for the use of special funds in the administrative and procedural Science of Mongolia. The author concludes that the legal analysis of the regulations of foreign countries, and the practice of their actual use confirms the need for careful study and analysis of these acts, the study of problems of law enforcement practices, identify conflicts, and on this basis to further improve the legislation of Mongolia.
Key words: coercion of law, an administrative offense, the rule of law.
В 1992 г. была принята новая Конституция Монголии, которая провозгласила: «Защита независимости родины, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка являются обязанностью государства» (ст. 11). Государством признаются основные права и свободы человека. Государство обязуется перед гражданами обеспечить экономические, социальные, юридические и иные гарантии для реализации прав и свобод личности, вести борьбу с нарушениями прав и свобод человека, восстанавливать нарушенные права (ч. 1 ст. 19).
В 1998 г. была утверждена Программа правовой реформы Монголии, направленная на развитие демок-
ратии, укрепление правопорядка, защиту прав и свобод человека. В рамках реализации Программы была сформирована правовая база, состоящая из целого ряда кодексов и законов, в той или иной степени позволяющих правоохранительным органам применять меры правового принуждения.
Действующие в Монголии нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования применения мер правового принуждения, в частности специальных мер пресечения, можно систематизировать на две группы: одна часть составляющих ее актов относится к законам, а другая ее к подзаконным актам.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К законодательным актам, регламентирующим деятельность по применению специальных мер пресечения, в том числе специальных средств и оружия, можно отнести Административно-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы; Законы Монголии «Об административной ответственности», «Об органах полиции», «О предупреждении преступности», «О внутренних войсках», «О чрезвычайном положении», «О безопасности дорожного движения», «О борьбе с пьянством», «О проведении митингов и демонстраций», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с коррупцией», «О контроле над оборотом взрывчатых веществ». Они стали играть важную роль в восстановлении правопорядка, устранении угроз безопасности и обеспечении прав и законных интересов граждан.
В нормативных правовых актах, как правило, определены основания применения в качестве специальных мер пресечения оружия и специальных средств должностными лицами соответствующих органов и учреждений (организаций).
Закон Монголии «Об органах полиции» подробно регламентирует порядок применения специальных средств, определяет основания применения этих средств, устанавливает их перечень (см., например, ст. 40, 41). Закон не содержит нормативного определения понятия «специальные средства», однако дает разъяснения дефинициям «специальные средства группового воздействия», «специальные средства индивидуального воздействия», «специальные средства для принудительной остановки транспортных средств».
Растущий контраст социальных слоев населения, безработица и социальная незащищенность граждан в некоторых странах, в том числе в странах СНГ, приводили к противоречиям, конфликтам, иногда конфронтации социальных групп с институтами власти. Политическое бескультурье, правовая безграмотность некоторых «оппозиционеров» не раз становились причиной проведения несанкционированных акций и учинения массовых беспорядков, где для пресечения незаконных действий и наведения общественного порядка органами милиции и полиции стран СНГ стали активно применяться специальные средства. В непростой ситуации решающая роль в противодействии несанкционированным акциям и массовым беспорядкам справедливо отводится государственному принуждению и регулированию, которое, в частности, выражается в принятии или совершенствовании соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентируюших применение специальных средств.
Закон РФ «О милиции» является одним из нормативных правовых актов, в котором закрепляются нормы права, посвященные полномочиям сотрудников ОВД (милиции) по применению специальных мер административного пресечения. Определения термина «специальные средства» Закон не дает. Вместе с тем
ч. 6 ст. 14 предусмотрено, что «перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации». По этой причине казавшийся исчерпывающим перечень специальных средств, содержащийся в Законе, таковым на самом деле не является и может быть дополнен подзаконными актами.
Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О милиции». Все виды специальных средств могут применяться в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 15, т.е. в тех случаях, когда сотруднику милиции предоставлено право применить огнестрельное оружие. В соответствии с ч. 1 ст. 14 сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции.
Все случаи, когда сотрудник милиции вправе прибегнуть к огнестрельному оружию, в Законе РФ «О милиции» разделены на две группы. Действия сотрудника милиции в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 15, определяются как «применение» огнестрельного оружия, а в случаях, предусмотренных ч. 2 этой же статьи ее как «использование». Действия сотрудника милиции различаются в зависимости от того, на какой объект они направлены. При применении оружия объектом воздействия является непосредственно само лицо, совершающее общественно опасное деяние. При использовании оружия объектом воздействия являются транспортное средство, животное, психика человека. Вместе с тем Закон не оговаривает, каким образом может оказываться воздействие огнестрельным оружием при его применении или использовании (производством ли выстрелов, нанесением ударов оружием, угрозой оружием).
Молдавский Закон о полиции, разъясняя значение термина «применение огнестрельного оружия», определяет его как «производство прицельного выстрела», литовский закон о полиции — как «целенаправленный выстрел». В нормативном акте, закрепляющим полномочия китайской народной полиции по применению огнестрельного оружия, указывается, что «народная полиция при осуществлении служебных обязанностей может открыть огонь.
Таким образом, сравнительный анализ нормативных актов показывает, что административно-правовая политика в сфере применения специальных средств в зарубежных государствах характеризуется многообразием используемых мер, разным подходом к этой проблеме. Юридический анализ нормативных правовых актов зарубежных стран и практики их применения подтверждает необходимость тщательного исследования и анализа этих актов, изучения проблем правоприменительной практики, выявления коллизий и на этой основе дальнейшего совершенствования законодательства Монголии.