Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1102
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ / ФУНКЦИИ ФОНДОВ ГАРАНТИРОВАНИЯ / ЛИМИТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ДЕПОЗИТОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В СХЕМАХ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Л.А., Александрова А.И.

Целью данного исследования является выявление типичных тенденций развития страхования и особенностей существующих систем страхования с высоким уровнем защиты депозитов, а также выявление недостатков российской системы страхования и направлений совершенствования развития с учетом учитывать зарубежный опыт. Объектом исследования являются системы страхования стран ЕС, Великобритании США и России. Предметом исследования являются институциональные особенности организации различных систем страхования и степень гарантирования защиты вкладов в случае банкротства финансовых организаций или отзыва лицензий. Актуальность проведения сравнительного анализа систем страхования определяется постоянными изменениями в выборе режимов страхования и самой институциональной организации систем страхования в разных странах, а также многообразием решений в архитектуре и правилах регулирования. Критерии сравнения включают такие вопросы, как разграничение функций в институциональной организации страховых механизмов, уровень и широта охвата предметной области гарантий страхового возмещения, степень участия государства в гарантиях и возмещении, роль центрального банк в регулировании и страховании. Это исследование показало разнообразие институциональных механизмов страхования вкладов и различия не только между моделями страхования, но и между системами разных стран, принадлежащих к одной модели. В качестве источников информации использовались сайты центральных банков, международных и национальных регулирующих органов зарубежных стран и России. Авторами выявлена тенденция к смещению акцентов с гарантирования страховой компенсации на системное регулирование финансовой сферы на основе интеграции различных институтов. Сделаны выводы и суждения о преимуществах зарубежных систем и возможностях использования зарубежного опыта в российском страховании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF NATIONAL SYSTEMS OF BANK DEPOSIT INSURANCE IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION, GREAT BRITAIN, THE USA AND RUSSIA

The purpose of this study is to identify typical trends in the development of insurance and the features of existing insurance systems with a high level of deposit protection, as well as to identify the shortcomings of the Russian insurance system and areas for improving development, taking into account foreign experience. The object of the study is the insurance systems of the EU countries, Great Britain and the USA and Russia. The subject of the study is the institutional features of the organization of various insurance systems and the degree of guaranteeing the protection of deposits in the event of bankruptcy of financial organizations or revocation of licenses. The relevance of conducting a comparative analysis of insurance systems is determined by constant changes in the choice of insurance regimes and the very institutional organization of insurance systems in different countries, as well as the variety of solutions in the architecture and regulatory rules. Comparison criteria include such issues as the division of functions in the institutional organization of insurance mechanisms, the level and breadth of coverage of the subject area of insurance compensation guarantees, the degree of state participation in guarantees and compensation, the role of the central bank in regulation and insurance. This study showed the diversity of institutional arrangements for deposit insurance and the differences not only between insurance models, but also between the systems of different countries belonging to the same model. The websites of central banks, international and national regulatory bodies of foreign countries and Russia were used as sources of information. The authors revealed a trend towards a shift in emphasis from guaranteeing insurance compensation to systemic regulation of the financial sector based on the integration of various institutions. Conclusions and judgments are made about the advantages of foreign systems and the possibilities of using foreign experience in Russian insurance.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И РОССИИ»

УДК 336.713

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-1-25-36 Научная статья

Сравнительный анализ национальных систем страхования банковских вкладов в странах Европейского союза, Великобритании, США и России

Канд. экон. наук Королева Л.А. klada69@mail.ru Канд. экон. наук Александрова А.И. aariadna@mail.ru

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48

Целью данного исследования является выявление типичных тенденций развития страхования и особенностей существующих систем страхования с высоким уровнем защиты депозитов, а также выявление недостатков российской системы страхования и направлений совершенствования развития с учетом учитывать зарубежный опыт. Объектом исследования являются системы страхования стран ЕС, Великобритании США и России. Предметом исследования являются институциональные особенности организации различных систем страхования и степень гарантирования защиты вкладов в случае банкротства финансовых организаций или отзыва лицензий. Актуальность проведения сравнительного анализа систем страхования определяется постоянными изменениями в выборе режимов страхования и самой институциональной организации систем страхования в разных странах, а также многообразием решений в архитектуре и правилах регулирования. Критерии сравнения включают такие вопросы, как разграничение функций в институциональной организации страховых механизмов, уровень и широта охвата предметной области гарантий страхового возмещения, степень участия государства в гарантиях и возмещении, роль центрального банк в регулировании и страховании. Это исследование показало разнообразие институциональных механизмов страхования вкладов и различия не только между моделями страхования, но и между системами разных стран, принадлежащих к одной модели. В качестве источников информации использовались сайты центральных банков, международных и национальных регулирующих органов зарубежных стран и России. Авторами выявлена тенденция к смещению акцентов с гарантирования страховой компенсации на системное регулирование финансовой сферы на основе интеграции различных институтов. Сделаны выводы и суждения о преимуществах зарубежных систем и возможностях использования зарубежного опыта в российском страховании.

Ключевые слова: система страхования вкладов, функции Фондов гарантирования, лимит возмещения депозитов, государственное участие в схемах страхования вкладов.

Scientific article

Comparative Analysis of National Systems of Bank Deposit Insurance in the Countries of the European Union, Great Britain, the USA and Russia

Ph.D. Koroleva L.A. klada69@mail.ru Ph.D. Aleksandrova A.I. aariadna@mail.ru The Herzen State Pedagogical University of Russia 191186, Russia, St. Petersburg, Moika embankment, 48

The purpose of this study is to identify typical trends in the development of insurance and the features of existing insurance systems with a high level of deposit protection, as well as to identify the shortcomings of the Russian insurance system and areas for improving development, taking into account foreign experience. The object of the study is the insurance systems of the EU countries, Great Britain and the USA and Russia. The subject of the study is the institutional features of the organization of various insurance systems and the degree of guaranteeing the protection of deposits in the event of bankruptcy of financial organizations or revocation of licenses. The relevance of conducting a comparative analysis of insurance systems is determined by constant changes in the choice of insurance regimes and the very institutional organization of insurance systems in different countries, as well as the variety of solutions in the architecture and regulatory rules. Comparison criteria include such issues as the

division of functions in the institutional organization of insurance mechanisms, the level and breadth of coverage of the subject area of insurance compensation guarantees, the degree of state participation in guarantees and compensation, the role of the central bank in regulation and insurance. This study showed the diversity of institutional arrangements for deposit insurance and the differences not only between insurance models, but also between the systems of different countries belonging to the same model. The websites of central banks, international and national regulatory bodies of foreign countries and Russia were used as sources of information. The authors revealed a trend towards a shift in emphasis from guaranteeing insurance compensation to systemic regulation of the financial sector based on the integration of various institutions. Conclusions and judgments are made about the advantages of foreign systems and the possibilities of using foreign experience in Russian insurance.

Keywords: deposit insurance system, functions of Guarantee Funds, deposits reimbursement limit, state participation in deposit insurance schemes.

Введение

Финансовый кризис 2009 стал точкой пересмотра существующей организации управления финансовой стабильностью во всех национальных системах финансовых услуг. В 2009 г. в результате рекомендаций, данных в отчете Де Ларозьера был создан Европейский совет по рискам. Банковский кризис, разразившийся в конце 2015 года, заставил задаться вопросом, способен ли справиться межбанковский фонд защиты депозитов с системным дефолтом. Директива 2014/49/ЕС (DGS), расширила рамки страхования и создала условия для максимальной унификации европейских систем [1]. Международная Ассоциация страховщиков депозитов (МАСД) разработала «Основные принципы эффективного функционирования схем гарантирования депозитов» (15 принципов), в которых установлены рекомендуемые стандарты, например, ставка возмещения депозитов, сфера применения схем гарантирования депозитов, схем финансирования и администрирования.

Функционально-структурные особенности национальных систем

Развитие рынка финансовых услуг и высокая конкуренция в финансовом секторе повлекли за собой повышение уровня рисков для вкладчиков, что требовало постоянного совершенствования страховых систем. Стандарты и принципы последней европейской Директива 2014/49/ЕС прежде всего определили ориентиры, на практике же национальные системы приобрели свои функционально-структурные особенности.

В табл. 1, 2, 3 представлены институты различных систем регулирования, распределение функций в области регулирования, роль гарантийных фондов.

Таблица 1

Функционально-структурные особенности национальных систем гарантирования

(США, Великобритания, Германия)

Регуляторы Специализация

США FDIC специализируется на страховом покрытии по вкладам в банках и сберегательных институтах, контроль учреждений, конкурсное управление

NCUA специализируется на страховом покрытии по депозитам в кредитных союзах

Великобритания Основные регуляторы FCA и PRA, с 2022 сотрудничество всех регуляторов в рамках Wider Implications Framework

Управление по финансовому поведению ^СА) совместно РКА и Комитетом по финансовой политике устанавливает нормативные требования для финансового сектора, контролирует маркетинг и рекламу финансовых организаций

Управление пруденциального контроля Банка Англии (РЯЛ) надзор, вмешательство на ранних стадиях

(FSCS) (фонд) компенсационные выплаты

Служба финансового омбудсмена (FOS) решения по жалобы потребителей (банковское дело, страхование, ипотечные кредиты, пенсии, сбережения и инвестиции, кредитные карты и карты магазинов, займы и кредиты, покупку внаем и ломбардирование, финансовые консультации, акции, акции, паевые фонды и облигации)

Пенсионный регулятор (TPR)

вневедомственный государственный орган_

Контроль за соблюдением обязанностей по пенсионным отчислениям, наложение санкций, регулирование пенсионных схем

Служба денежных средств и пенсий (МаР8)

государственная финансируется за счет установленных законом взносов с организаций финансового сектора

разработка и координация национальной стратегии по улучшению финансовых возможностей людей, бесплатные консультации по денежным средствам и долгам онлайн и по телефону

Сотрудничество Национальный федеральный банк Германии и BaFin

Национальный федеральный банк Германии Deutsche Bundesbank

Стандарты, надзор, надзор за учреждениями в контексте пандемии СОУГО-19, в первую очередь с точки зрения кредитного риска, а также изучение и устранение кибер - /ИТ-рисков в учреждениях

ä

s

а

<D i-ч

Федеральное агентство финансового надзора Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsauf sieht (BaFin), государственное учреждение/ сборов с финансовых организаций_

Надзор, лицензирование, аудит, (имеет 12 подразделений с разной специализацией, в частности: банковские услуги, страховые услуги, надзор за ценными бумагами, борьба с отмыванием средств

компенсационные выплаты

Фонды страхования депозитов

страхование

частных

банков

страхование

публичных

банков

кооперативных банков

сберегательных касс

компенсационное учреждение компаний по торговле ценными бумагами (EdW)_

защита инвесторов от потери их требований в результате операций с ценными бумагами, компенсационные выплаты

Сотрудничество регуляторов ( ACPR сотрудничает с Банком Франции, Главным управлением по вопросам _конкуренции, потребления и борьбы с мошенничеством, Управлением финансовыми рынками)_

Banque de France -центральный банк Франции

регулирование объемов кредита совместно с государственным Национальным кредитным советом, оценка кредитоспособности юридических лиц, совместно ACPR выработка требований к капиталу, надзор за банковскими, страховыми учреждениями и их посредниками_

ACPR

надзор за банковским и страховым секторами

ц

анц р

Ф

FDGR фонд гарантирования депозитов: гарантийные фонды

компенсация, участие в предотвращении банкротства банка

вклады и

сберегательные книжки

возмещение ценных бумаг (акций облигаций, паев инвестиционных фондов)_

Поручительство, выданное банковским учреждением или финансовой компанией в пользу регулируемых специалистов_

Примечание: составлено на основе анализа данных официальных сайтов

Таблица 2

Функционально-структурные особенности национальных систем гарантирования (Испания, Италия, Норвегия, Дания, Нидерланды)

Регуляторы Специализация

Национальный центральный банк Испании надзор

Испания Фонд гарантирования вкладов (с 2011г.) компенсационные выплаты превентивные меры и меры по реструктуризации предоставление безвозмездной помощи; предоставление гарантий на льготных условиях или субординированных кредитов; приобретение сомнительных или нерентабельных активов на балансе учреждения; подписка на увеличение капитала

Банк Италии управляет Национальным фондом урегулирования

Италия Банк Италии La Banca d'Italia инспекции, санкции и меры, связанные с управлением проблемными ситуациями, план урегулирования собирает взносы в единый фонд урегулирования, осуществляет надзорные функции над схемой гарантирования

Fondo Interbacario Di Tutela Dei Depositi (FIDT) консорциум банков (частный фонд) вмешательство направленное на преодоление состояния или риска расстройства банков консорциума, компенсационные выплаты

Norges Bank надзор и стандартизация совместно с Управлением финансового надзора

Норвегия Financial Supervisory Authority of Norway, государственное учреждение банковский надзор

Норвежский гарантийный фонд банков Norsk Banksikringsfond компенсационные выплаты

Регулирование: Банк Дании совместно с фондом гарантирования вкладов

Дания Danmarks Nationalbank (DNB), частное автономное учреждение тотрудничество c органами власти в области финансовой стабильности инициатива создания Форум финансового сектора для обеспечения операционной надежности (FSOR) для обеспечения скоординированных действий в случае критических оперативных нарушений, как например, кибератаки

Датский гарантийный фонд Danish Guarantee Fund Компенсационные выплаты

Finansiel Stabilitet (государственная компания). надзор, реструктуризация или ликвидация, различные инструменты регулирования в разных комбинациях

3 4 я а л р Центральный банк Нидерландов(de Nederlandsche bank) регулирует выплаты по вкладам в случае банкротства или мошенничества, DNB будет управлять схемой компенсации инвесторам.

ч к I Фонд гарантирования вкладов (FGF) выплаты

Stichting Beleggers, фонд, управляет средствами, необходимыми для осуществления выплат пострадавшим инвесторам

Голландское управление по финансовым рынкам (AFM) контролирует соблюдение финансовыми организациями законодательного обязательства и постарается своевременно вмешаться, если сегрегация активов не будет функционировать должным образом.

Чешский Национальный банк надзорные полномочия, работа с жалобами потребителей и работа по финансовой грамотности потребителей

Чехия Гарантийная система, включающая фонды: Фонд страхования вкладов Гарантийный фонд ценных бумаг с ценными бумагами Фонд страхования кредитных союзов

Центральный банк Санация совместно с Агентством по страхованию вкладов: кредиты на льготных условиях банкам для приобретения пакета акций проблемного банка

Агентство страхования вкладов возмещение по вкладам и пенсионным накоплениям за исключением инвестиционного дохода; конкурсное управление совместно с Центральным банком

« s о Фонд обязательного страхования вкладов компенсационные выплаты

о о Рч Фонд консолидации банкового сектора (ФКБС), формируемого за счет средств ЦБ (с 2017) финансирование санации банков в рамках мероприятий по предупреждению их банкротства

Примечание: составлено на основе анализа данных официальных сайтов

Рассмотрим этапы и логику формирования некоторых национальных системы страхования. В Испании институционализация регулирования началась в 1996 г, когда был узаконен правовой режим гарантийных фондов депозитов в банках, сберегательных кассах и кредитных кооперативах. Указ вступил в силу после принятия Директивы 94/19/ЕС. В 2015 был учрежден фонд гарантирования вкладов для кредитных организаций, а на Банк Испании была возложена ответственность за филиалы кредитных организаций, в странах, не входящих в Европейский союз. В дальнейшем, в 2017 г. Международный валютный фонд (МВФ) в Программе оценки Финансового сектора (FSAP) для Испании рекомендовал создать Совет по системным рискам для координации агентств [2].

Фонд Страхования вкладов Чехии начал функционировать 1995 году [3]. К 2002 году произошло включение в страхование счетов в иностранной валюте, увеличен лимит до 25.000 евро. Затем в 2008 г. лимит вырос до 50000 крон, и в 2011 году - до 100000 евро. После реформирования в 2015 г. гарантийная система Чехии управляет активами фонда страхования вкладов и реабилитационного фонда как отдельных учетных единиц.

В Великобритании реформа системы надзора за финансовым рынком была проведена в 2013 г. Надзор за банковской деятельностью, кредитными союзами, страховыми и крупнейшими инвестиционными компаниями возложили на государственный орган, Управление пруденциального контроля Банка Англии. В январе 2022 года в Великобритании запущен механизм сотрудничества между несколькими регуляторами: FCA, PRA, FOS, FSCS, TPR и MaPS [4]. Новая интегрированная структура получила название Wider Implications Framework (табл.1). Это позволило включать в зону регулирования все инвестиционные, финансовые и банковские компании Великобритании. Если FCA работает на надежность финансовых услуг и защиту депозитов, то PRA контролирует банки, строительные общества, кредитные союзы, страховые компании, крупные инвестиционные фирмы. Выплаты осуществляются компенсационным фондом FSCS (Financial Services Compensation Scheme), финансируемым за счет налога на «уполномоченные фирмы по оказанию финансовых услуг» [5].

Различные национальные системы различаются по форме образования фонда защиты (гарантийного фонда). В Италии - Межбанковский фонд защиты депозитов (FIDT) представляет собой консорциум банков, целью которого является защита вкладов в любом из учреждений, действующих на территории страны. Фонд был создан в 1987 и основан на частном капитале. Изначально участие было добровольным, но в 1996 году был введен принцип обязательного членства в системе гарантирования вкладчиков. Цели регулирования институционально реализуются через различные формы вмешательства Фонда в банковский бизнес, не только управление по факту признания банкротства, но путем вмешательств, направленных на преодоление состояния или риска расстройства банков консорциума.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Германии работают четыре фонда по гарантированию вкладов (ассоциации), каждый из которых ориентирован на определенный тип банков. Для государственных банков есть Фонд страхования вкладов Федеральной ассоциации государственных банков Германии, созданный в 1994 г. и преобразованный в

ассоциацию государственных банков в 2014 г. Фонды создаются в публичной правовой форме на добровольной основе. Кооперативные народные и райффайзенбанки создали учреждение компенсации, соответствующее законодательным требованиям BVR-ISG - как институциональную систему обеспечения кооперативных банков. Управление системой регулирования Германии осуществляет Федеральное агентство финансового надзора Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin) [6].

В Датской системе страхования действуют два института: Датский гарантийный фонд, Danish Guarantee Fund и Finansiel Stabilitet. Деятельность Financiel stabilitet регулируются законом, это независимая публичная компания, принадлежащая датскому государству, подчиняющаяся министерству промышленности бизнеса и финансов. Компенсационные выплаты производятся датским гарантийным фондом в пределах европейского стандарта. С 1 июня 2015 года вступил в силу новый свод правил о реструктуризации и ликвидации банка ипотечных банков и брокерских компаний, что позволило датскому финансовому надзорному органу, Financial stabilitet, получить ряд полномочий для вмешательства в управление проблемной компании. Управление финансового надзора устанавливает требования в отношении обязательств компаний с целью обеспечить наличие у компании достаточных обязательств для покрытия убытка. Реструктуризацию или ликвидацию может инициировать Financial stabilitet. Регулятор должен подготовить план ликвидации для каждой компании, может получить контроль над компанией осуществить её полную или частичную продажу, передать дочерней компании компанию или часть активов, или же преобразовать обязательства компании [7]. Могут применяться различные инструменты в разных комбинациях.

В США созданы два института различной специализации: FDIC специализируется на страховом покрытии по вкладам в банках и сберегательных институтах, а NCUA - в кредитных союзах (Страховой фонд для и надзора за кредитными союзами учрежден в 1970 г). FDIC страхует депозиты; проверяет и контролирует финансовые учреждения на предмет безопасности, надежности и защиты прав потребителей; делает крупные и сложные финансовые учреждения разрешимыми; и управляет конкурсным управлением [8].

Система страхования вкладов в России функционирует, начиная с конца 2003 года [9]. В России, по нашему мнению, страховая система выглядит проще, чем во многих странах, страховая и регулирующая функции внешне разделены между Агентством и Центральным банком. Выплаты производится из средств фонда агентства, но Центральный банк играет большую роль в процессе кризисного управления и ликвидации банковских организаций.

Системы обязательного страхования в странах ЕС имеют отличия, но подчинены действующим Директивам ЕС о страховании вкладов. Единый лимит компенсационных выплат на 100 000 евро введен в странах еврозоны (в Великобритании лимит отличался и менялся в зависимости от курса фунта). Если кредитное учреждение работает под разными наименованиями, депозиты в учреждении под одним или несколькими из этих торговых наименований защищены только на общую сумму 100 000 евро. Если вкладчик имеет сберегательный счет с остатком 90 000 евро и текущий счет с остатком 20 000 евро, вкладчику будет возмещено только 100 000 евро. Во всех странах Евросоюза и в Великобритании действует правило: если у вкладчика есть несколько депозитов в одном банке, все депозиты в одном банке суммируются, и лимит депозита в100 000 евро будет применен к общей сумме. Если есть совместная учетная запись с другим лицом или лицами каждый вкладчик получит 100 000 евро. В США и в некоторых других странах, действует страховое покрытие на каждого вкладчика учреждения для физических лиц, но совместные счета рассматриваются отдельно от индивидуальных счетов, поэтому индивидуальные вкладчики с совместными счетами могут удвоить свое эффективное покрытие пределах одной финансовой организации.

В отличие от многих европейских стран Норвегия имеет собственную норму возмещения, и недавно Норвежский парламент принял решение о внесении поправок в закон о финансовых учреждениях, внедряющих директивы Евросоюза без изменения уровня покрытия в пределах 2 млн. норвежских крон. Таким образом, после вступления нового закона в силу 1 января 2019 года уровень покрытия, по-прежнему составляет 2 000 000 норвежских крон на вкладчика, что почти в 2 раза выше нормы для стран Евросоюза. Директивы Евросоюза уровень покрытия должна составлять 100 000 евро странах ЕС и ЕЭЗ. Для стран с более высоким уровнем покрытия был установлен переходный период до конца 2018 г. Норвежские власти всё ещё работают над тем, чтобы Евросоюз сохранил свой лимит возмещения [10].

В Великобритании FSCS (аналог фондов) предоставляет компенсацию до 1 млн. фунтов стерлингов по краткосрочным крупным вкладам. В настоящее время FSCS, как правило, автоматически компенсирует клиентам кредитных организаций убытки до 85 000 фунтов стерлингов.

В России за последние 18 лет лимиты страхового возмещения неоднократно пересматривались, но по-прежнему отличием российского страхования является низкий уровень покрытия, компенсация ограничена

Лимит максимальной суммы возмещения

g

суммой в 1,4 млн. руб. (до 2014 г. сумма возмещения была в 2 раза меньше). Для сравнения в странах Евросоюза пороговая сумма возмещения (ориентировочно по курсу на январь 2022) 6,3 раза выше, чем в России, в Великобритании -в 6,4 раза, в США -в 5,6 раз.

США были первой страной, которая ввела дифференцированные ставки взимания взносов в фонд страхования, далее дифференцирование стали вводить другие страны. Во многих зарубежных странах взносы взимаются с прибыли, тогда как в России, применяется дифференциация ставок и ставка применяется к средним остаткам депозитов. Также используются методики расчета взносов соразмерно профилю рисков организаций. Другим методом является исчисление взносов в зависимости от суммы застрахованных вкладов и профиля риска банка (табл. 3).

В Испании фонд гарантирования вкладов физических лиц, финансируется на основе взносов с оборота прибыли участников. В 2012 г. правительство повысило размер отчислений в фонд страхования с 0,2% до 0,3% от прибыли в денежном выражении, чтобы увеличить размер фонда [2].

Обязательность членства и уплаты взносов является еще одной характеристикой систем страхования. В таблице 4 проведено сравнение по данному критерию. В Норвегии, некоторых других странах все банки и кредитные организации являются участниками схемы гарантирования вкладов, хотя, например, в Германии есть обязательное, иногда трактуемое как условно-добровольное и предусмотрено дополнительное добровольное страхование, при котором повышается размер выплат для клиентов и увеличивается размер поддержки самим кредитным организациям. Также нередко членство в гарантийном фонде является необязательным для филиалов иностранных банков, хотя большинство систем включает страхование филиалов.

По законам Чехии все банки строительные и кредитные союзы, находящиеся в Чешской республике, а также филиалы банков и стран не входящих в Евросоюз, обязаны быть участниками страхования. В Директиве 2014 года Европейского парламента и Совета о схемах гарантирования депозитов также были установлены в процедуры трансграничной выплаты депозитных требований вкладчикам в случае неплатежеспособности иностранного банка из государства-члена Евросоюза, действующего в Чешской республике через филиал.

В Великобритании страхование депозитов вкладчиков является обязательным условием для всех банков, при этом покрытие предусмотрено только для вкладов, находящихся на счетах в Великобритании и в фунтах стерлингов, страхуются счета и физических лиц и организаций. Взносы банков в фонд страхования рассчитываются пропорционально вкладам, но не более 0,4 % от их суммы вкладов [11].

В России участие в системе страхования обязательно для всех банков, и взносы подлежат уплате с момента включения банка в реестр до момента отзыва лицензии [12].

В табл. 3 рассмотрены характеристики, связанные с механизмом страхового фонда. Эти характеристики, включая полномочия и степень интеграции фонда в общую систему регулирования, отражают охват страхования, уровень гарантий и полноту возмещения.

Принципы начисления взносов

Таблица 3

Сравнение роли фондов страхования в предотвращении рисков потерь по депозитам и параметров

компенсационных гарантий возмещения

Страна Обязательность Широкие функции Лимит Скорость Размер взносов в

членства фондов максимальной возмещения* фонд и принцип

и уплаты взносов, (предотвращение банкротства, восстановление обанкротившихся кредитных организаций) суммы возмещения в секторе банковских депозитов расчета

США + членство связано с лицензией + 100 000 долл. США* 7 дней 0,08% от средней суммы вкладов в год

Велико- + + 100 000 7 дней не более 0,4 % от

британия фунт. ст. суммы вкладов

Германия* условно-добровольно (членство связано членством в федеральном союзе немецких банков) + 100 000 евро 7 дней взносы 0,03% от остатков депозитов в год.

Франция добровольно + 100 000 евро 7 дней индивидуально, не превышает 0,2-0,4% остатка по депозитам в год

Испания + + 100 000 евро 7 дней взносы с оборота прибыли

Италия добровольно + 100 000 евро 7 дней взносы соразмерно профилю рисков организаций

Норвегия + 2 млн. долл. США 7 дней 0,1 %. от общей суммы гарантированных депозитов + до 0,05 %. от общей суммы взвешенных по риску активов

Нидерланды + 100 000 евро 7 дней взносы в зависимости от суммы застрахованных вкладов и профиля риска банка

Чехия + + 100 000 евро 7 дней 0,001% в год от всех вкладов

Россия + связано с лицензией 1,4 млн.руб 14 дней 0,5% в квартал от суммы остатка на счетах по учету вкладов

* исключение банка Германии из фонда ведет к его автоматическому исключению из Федерального союза немецких банков

в секторе инвестиций срок получения компенсации обычно больше, для временных больших остатков срок в европейских банках составит 3 месяца. *депозиты в кредитных союзах и кооперативов США подлежать компенсации в пределах 250000долл. США.

Примечание: составлено авторами на основе анализа данных официальных сайтов юрисдикций

g

Государственное участие

Государственное участие в страховании является важным критерием сравнения национальных систем страхования. Для вкладчиков участие государства символизирует более высокую надежность сбережений и уровень регулирования финансовой сферы. Государственное регулирование в области страхования в большинстве стран носит не прямой характер, реализуются принципы страхования за счет самих кредитных организаций. В кризисных состояниях роль центральных банков становится более активной. Американский закон предусматривает обязательность двойной защиты: во-первых, со стороны Федерального Правительства через агентство независимой FDIC, во-вторых, в случаях, когда средств из федерального бюджета не достаточно, со стороны Федеральной Резервной системы, как кредитора последней инстанции. В некоторых европейских странах (Германия, Италия) функционирует несколько фондов под управлением общего органа регулирования.

В большинстве стран Европы система страхования связана с центральным банком страны, как в Германии. Регулирование в Германии осуществляется двумя институтами: Немецким федеральным банком, и Федеральным управлением финансового надзора Германии (BaFin). Управление является частью Федерального правительства, а Deutsche Bank AG является акционерной корпорацией, поэтому есть основание заключить, что в Германии осуществляется государственно-частное регулирование. Также в европейских странах встречаются системы страхования, которые можно классифицировать как частные структуры с государственной поддержкой. В России система страхования строится на основе страховых взносов банковских организаций, как и других странах, но регулированием занимается государственная корпорация (Агентство страхования вкладов) осуществляют центральные банки. Агентство нередко выступает конкурсным управляющим (ликвидатором): При ликвидации банков Центральный банк РФ нередко несет большие расходы. В Датской системе страхования один из институтов, Financial Stabilitet является государственным. Эта организация может инициировать реструктуризацию или ликвидацию, может получить контроль над компанией осуществить её полную или частичную продажу или реструктурировать обязательства компании. Аналогичные функции выполняет Агентство страхование вкладов в России. Фонд финансируется за счет взносов кредитных организаций.

Особенность французской системы состоит в том, что предусмотрено государственное страхование некоторых видов депозитов в размере 100 000 евро, но выплата происходит за счёт государства. Такая гарантия распространяется для следующих видов счетов [13]:

- все суммы находящиеся на сберегательных книжках защищаемых французских государством подлежат компенсации;

- Сберегательный счёт устойчивого развития и Народный Сберегательный счёт.

Если банк государственный, то государство выступает участником системы страхования, как собственник капитала банка, но естественно, не как регулятор, и средства бюджета не затрагиваются, и можно сделать вывод, что в смысле надежности государственный банк над коммерческими банками не должен иметь преимуществ с точки зрения вкладчика. Таким образом, государство играет важную роль в системах страхования, но степень и формы участия государства в страхования различны. Полное участие государства в возмещении наблюдалось в Швеции и Финляндии, но, как правило, это происходит в исключительных случаях, в условиях системного сберегательного кризиса, тогда как в другие периоды действуют ограниченные гарантии.

Функции национальных фондов гарантирования депозитов и их роль в регулировании финансового сектора, как можно увидеть из анализа, представленного в таблицах 1 и 2, связаны с институциональной организацией систем страхования. Несмотря на заметную тенденцию к интеграции и сотрудничеству регуляторов, в рассмотренных странах функциональное взаимодействие институтов построено различным образом. Так, например, есть системы, в которых функцией фондов страхования вкладов является просто возмещение застрахованных вкладчиков в случае неплатежеспособности банка, такие фонды называются paybox. Другие фонды имеют дополнительные обязанности. В Испании фонды гарантирования депозитов ориентированы не только на защиту вкладов, но и на восстановление обанкротившихся кредитных организаций. Испанский Фонд гарантирования вкладов может принять превентивные меры или меры по реструктуризации с возмещением расходов отделу гарантирования вкладов, чтобы избежать ликвидации учреждения. В отношении проблемного учреждения возможен широкий спектр мер, который может осуществлять фонд: предоставление безвозмездной помощи; предоставление гарантий на льготных условиях или субординированных кредитов; приобретение сомнительных или нерентабельных активов на балансе учреждения; подписка на увеличение капитала; предоставление любой другой финансовой помощи.

Роль и функции фондов гарантирования депозитов

g

Фонд может инициировать подписку на акции, выпускаемые для увеличения капитала проблемной организации и продавать их другим членам Фонда, чтобы в течение двух лет восстановить платежеспособность и нормальную деятельность учреждения, подвергающегося реструктуризации [10].

Во Франции FDGR может принимать участие в разрешении банковского кризиса до признания банка банкротом, тем самым, исключая возможность прекращения обслуживания клиентов и выплаты компенсаций. Для России характерно управление «постфактум», как правило, кредитная организация, подвергнутая санации не возвращается на рынок финансовых услуг.

Существуют различия в распространении гарантии на отдельные виды депозитов. Общим для стран является то, что депозиты финансовых организаций, как правило, страхованию не подлежат (Норвегия, Германия, Чехия, Россия и др.). В некоторых странах были расширены гарантии на недепозитные обязательства (средства, привлеченные в виде взятых финансовой организацией кредитов или средства, полученные от продажи долговых ценных бумаг на рынке). Другие страны гарантируют конкретные классы долга или только новые выпуски долговых обязательств (Республика Корея, США), в то время как, например, Австралия предоставляет неограниченные гарантии. В Великобритании возмещение производится не только по депозитам, но и страховым полисам, жилищному кредитованию, страхованию, поездок и турпакетов, инвестиционным вложениям. Во Франции, Великобритании, Германии гарантируется покрытие по ценным бумагам и инвестиционным паям, тогда как в Норвегии, России эти депозиты не защищены. Нередко для разных видов вложений существуют свои гарантийные схемы. Например, во Франции выделяются три гарантийных механизма (см. табл.1). В Германии, Чехии, Франции созданы отдельные компенсационные учреждения компаний по торговле ценными бумагами.

Российское Агентство (АСВ), кроме возмещения по банковским вкладам, гарантирует возмещение пенсионных накоплений (за исключением инвестиционного дохода) [15]. Существенным шагом в повышении уровня страхования стало введение в 2014 г. страхования индивидуальных предпринимателей. А в 2018 году страховая защита стала распространяться на вклады и счета малых предприятий.

В целом, Россия уступает крупнейшим мировым экономикам по охвату депозитных продуктов. Доля подлежащих страхованию депозитов в количестве привлеченных пассивов банковской системы составила в 2019 года - 54%, тогда как в других странах, например в США Франции Японии Австралии, а также в развивающихся странах, например, в Индии Индонезии, Мексике доля составляла от 90 до100% [16]

Несмотря на различные формы организации регулирования, роль центральных банков в страховании значительна во всех системах. Например, надзорные действия Банка Италии [17] включают инспекции, санкции и меры, связанные с управлением проблемными ситуациями, также Банк Италии управляет Национальным фондом урегулирования, собирает взносы в единый фонд урегулирования, осуществляет надзорные функции над схемой гарантирования. В случае кризиса, связанного с крупным банком, Банк Италии несет ответственность за выполнение планов урегулирования, для менее значимых итальянских банков Банк Италии непосредственно готовит и реализует план урегулирования [18].

В России в процессах ликвидации банков задействуются средства Центрального банка. Например, ущерб ЦБ в результате оздоровления Финансовой корпорации «Открытие» составил 289,5 млрд. руб., а руководство и собственники банка были привлечены к уголовной ответственности [19].

Схемы гарантирования депозита в разных странах имеют много общего, особенно в вопросах лимита гарантированного покрытия, общих принципов страхования, но имеют различия по охвату видов депозитов, институциональные отличия в организации систем. В странах Евросоюза, в США и в Великобритании применяются доказавшие свою эффективность системы защиты депозитов в банковских и других финансовых институтах. Расходы на возмещение несут участники системы страхования, и большинство организаций, несмотря на добровольный характер участия, являются ее участниками, так как выигрывают все участники рынка финансовых услуг, как вкладчики, компании и инвесторы, так и сами финансовые организации. Фонды являются гарантами надежности всей системы сбережений, поскольку не только решается проблема сохранения доверия вкладчиков, но и оказывается помощь кредитным организациям, попавшим в затруднительное положение. Для европейских стран гарантия и защита усиливается за счет связей национальных институтов с международными институтами в области страхования и совместным надзором с Центральным Европейским банком.

Широта охвата по видам депозитов

Регулирующая роль и участие центральных банков в системах страхования вкладов

Заключение

Характерной чертой зарубежных систем стало разделение функций и наличие нескольких институтов в системе страхования, а также высокая степень защиты за счет политики превентивных мер и системного надзора за кредитными организациями и гибкости в передачи полномочий между разными институтами страхования, международного сотрудничества. Например, дифференцирована институциональная структура системы регулирования и страхования в Великобритании, в то же время усилилось взаимодействие между различными регуляторами. Наиболее высокая гарантия наблюдается в системы большим охватом страхуемых видов депозитов и субъектов защиты, включая инвестиции, финансовые инструменты, такие как акции и другие ценные бумаги паи (к примеру, в Норвегии, России они не попадают под страхование). В некоторых странах гарантия не распространяется на кредитные кооперативы и кредитные союзы, но в Великобритании, США, и других странах этот вид депозитов также включен в число страхуемых средств. В большинстве стран страхование охватывает и иностранные филиалы, тогда как, например, в Италии они не включены в систему страхования.

Во всех странах используется принцип страхового фонда, при формировании которого не предусмотрено финансовое участие государства. Во многих зарубежных системах страхования наблюдается участие центральных банков в вопросах надзора и регулирования, как кредитных организаций, так и самих институтов регулирования.

Россия ориентируется на международные стандарты при построении собственной системы страхования, что определяет наличие общих характеристик с западными системами. К сожалению, пока российское страхование уступает в гибкости, глубине защиты и в эффективности регулирования западным системам страхования. Однако в последние годы наблюдалось много изменений, среди которых следует выделить в первую очередь расширение охвата страхования. Сравнение российской системы с зарубежными системами позволяет осознать, что необходима дальнейшая отработка механизмов страхования с учетом опыта стран с более эффективной системой страхования вкладчиков.

По нашему мнению, из зарубежного опыта, прежде всего надо взять на вооружение те принципы и формы организации страхования, которые повысят стабильность и надежность самого сектора финансовых услуг, и затем уже выбирать институциональные решения, определяющие, в конечном счете, степень и уровень защиты депозитов применительно к текущему уровню стабильности. Следует отметить целесообразность дифференциации размеров гарантий по типам вкладчиков и видам депозитам, принципы которой можно наблюдать в других национальных системах. Очевидно, что страховая система должна учитывать различные интересы задействованных сторон, которые требуют в некоторых аспектах взаимоисключающих решений их удовлетворения. В настоящий момент слабые гарантии делают рынок сбережений малопривлекательным, поэтому для стимулирования сбережений необходимо, устанавливать более высокие размеры гарантий, гибко сообразуя их с динамикой уровня сбережений. Недостаточно высокий уровень страхования сбережений подрывает национальную финансовую систему, так как участники финансового рынка недостаточно вовлечены в систему, их средства неэффективно используются, и происходит отток капитала, поскольку физические и юридические лица заинтересованы хранить и вкладывать свои средства в иностранных банках, где получают полную защиту.

Литература

1. Directive 2014/49/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on deposit guarantee schemes. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF

2. Fondo de Garantía de Depósitos de Entidades de Crédito. URL: https://www.fgd.es/files/pdf/Decreto-2606-1996_EN.pdf

3. Web Garancní systém financního trhu URL: htps: www.garancisystem.cz/

4. Financial Conduct Authority website. URL: https://www.fca.org.uk/

5. Financial Services Compensation Scheme website. URL: https://www.fscs.org.uk/

6. Einlagensicherungsportal. URL: https://einlagensicherung.de/

7. Nationalbanken. URL: https: //www .nationalbanken.dk/en/bankingandpayments/oversight/Page s/default.aspx

8. An official website of the United States government: Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). URL: https ://www.fdic.gov/

9. Сайт Центрального банка Российской Федерации. https:// www.cbr.ru/Content/ Document/File/72642/Consultation_Paper_190701. pdf

10. Nettstedet bankenessikringsfond. URL: https://www. bankenessikringsfond.no

11. Цибульникова В.Ю., Земцов А.А. Об особенностях системы страхования банковских вкладов в странах Европейского союза // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 204-209.

12. Справочная правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_45769/fb6344dc21e84eeeb32661571df126289225d2bc/

№ 1, 2022 No l, 2G22

13. Fonds de Garantie des Dépôts et de Résolution website. URL: https://www.garantiedesdepots.fr/en

14. Einlagensicherungportal. URL: https://einlagensicherung.de/service/fragen-und-antworten/

15. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № ЗбО-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»].

16. Доклад для общественных консультаций «О совершенствовании системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации», Москва 2019. URL:https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/72642/ Consultation_Paper_190701. pdf

17. Sitio web del Fondo Interbancario de Tutela dei Depositi. URL:https://www.fitd.it/Chi_Siamo/Istituzione

18. Sito banca d'italia. URL: https://www.bancaditalia.it/compiti/risoluzione-gestione-crisi/index.html.

19. Портал «Pravo». URL:https://pravo.ru/story/226829/.

Reference

1. Directive 2014/49/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on deposit guarantee schemes. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF

2. Fondo de Garantía de Depósitos de Entidades de Crédito. URL: https://www.fgd.es/files/pdf/Decreto-2606-1996_EN.pdf

3. Web Garancní systém financního trhu URL: htps:www.garancisystem.cz/

4. Financial Conduct Authority website. URL: https://www.fca.org.uk/

5. Financial Services Compensation Scheme website. URL: https://www.fscs.org.uk/

6. Einlagensicherungsportal. URL: https://einlagensicherung.de/

7. Nationalbanken. URL: https://www.nationalbanken.dk/en/bankingandpayments/oversight/Pages/default.aspx

8. An official website of the United States government: Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC). URL: https: //www.fdic.gov/

9. Sait Tsentral'nogo banka Rossiiskoi Federatsii. https:// www.cbr.ru/Content/ Document/File/72642/Consultation_Paper_190701. pdf

10. Nettstedet bankenessikringsfond. URL: https://www. bankenessikringsfond.no

11. Tsibul'nikova V.Yu., Zemtsov A.A. Ob osobennostyakh sistemy strakhovaniya bankovskikh vkladov v stranakh Evropeiskogo soyuza // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 6. S. 204-209.

12. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant plyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_45769/fb6344dc21e84eeeb32661571df126289225d2bc/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fonds de Garantie des Dépôts et de Résolution website. URL: https://www.garantiedesdepots.fr/en

14. Einlagensicherungportal. URL: https://einlagensicherung.de/service/fragen-und-antworten/

15. Federal'nyi zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 360-FZ «O poryadke finansirovaniya vyplat za schet sredstv pensionnykh nakoplenii»].

16. Doklad dlya obshchestvennykh konsul'tatsii «O sovershenstvovanii sistemy obyazatel'nogo strakhovaniya vkladov v bankakh Rossiiskoi Federatsii», Moskva 2019. URL:https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/72642/ Consultation_Paper_190701. pdf

17. Sitio web del Fondo Interbancario de Tutela dei Depositi. URL:https://www.fitd.it/Chi_Siamo/Istituzione

18. Sito banca d'italia. URL: https://www.bancaditalia.it/compiti/risoluzione-gestione-crisi/index.html.

19. Portal «Pravo». URL:https://pravo.ru/story/226829/.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022 г Received 18.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.