29 (215) - 2014
Страховое дело
УДК 368.032
СТРАХОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ю.А. сплетухов,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института, доцент кафедры страхового дела Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail:[email protected] Е.Ф. ДюЖИКОВ,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института, доцент кафедры страхового дела Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В связи с созданием Белоруссией, Казахстаном и Россией Единого экономического пространства (ЕЭП) большую актуальность приобретают предпринимаемые и запланированные шаги, направленные на развитие системы защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, в частности банковских. В предлагаемой работе на основе законодательных и нормативных документов дана сравнительная характеристика организации страховой защиты вкладов населения в каждой из трех стран.
Сравнения, в частности, проводились по следующим позициям: виды вкладов, на которые распространяется страховая защита; определение понятия «страховой случай»; размер страхового возмещения и валюта выплаты; документы, необходимые для получения страховой выплаты; срок подачи заявления о страховой выплате и срок ее осуществления; порядок формирования фонда выплат, в том числе размер взносов, уплачиваемых банками в систему страхования вкладов; источники пополнения недостающих средств фонда страхо-
вых выплат для исполнения обязательств перед вкладчиками.
Кроме того, рассмотрено место соответствующих институтов каждой страны в функционировании механизма страхования банковских вкладов: Казахстанского фонда гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) населения, созданного в форме акционерного общества, единственным акционером которого является Национальный банк; государственного учреждения Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, подотчетного Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку; Агентства по страхованию вкладов, которое создано Российской Федерацией в форме государственной корпорации.
Сделан вывод о том, что созданные во всех трех странах — членах ЕЭП системы страхования банковских вкладов по многим компонентам схожи между собой, хотя и имеют несколько важных различий. Полученные результаты могут быть использованы в рамках национального законодательства каждой
финансовая аналитика
проблемы и решения
страны в части гармонизации требований по созданию и функционированию системы страхования вкладов населения.
Ключевые слова: страхование, банковский вклад (депозит), фонд гарантирования, взнос, резерв, страховой случай
В Научно-исследовательском финансовом институте 14 марта 2014 г. при информационной поддержке Издательского дома «Финансы и кредит» прошла научно-практическая конференция, в ходе которой обсуждались вопросы интеграции финансовых рынков стран, входящих в ЕЭП [6].
Выступая на конференции, директор Департамента финансовой политики Минфина России С.В. Барсуков отметил, что в разрабатываемых совместными усилиями документах «должны быть отражены «точечные изменения» для поэтапного снятия барьеров на пути формирования единого финансового рынка; на данном этапе это прежде всего признание странами, входящими в ЕЭП, лицензий, выданных друг другу. Например, нужно создать условия, чтобы банки через филиалы могли принимать вклады на территории других стран, и выработать понимание, что делать вкладчикам, если банк того или иного государства будет объявлен банкротом. С точки зрения массовых финансовых услуг это самое главное» [1].
В этой связи представляет интерес изучение организации страховой защиты вкладов населения в каждой из трех стран международной организации.
В Республике Казахстан страхование банковских вкладов осуществляется в соответствии с республиканским законом от 07.07.2006 «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» [5]. Это страхование осуществляется Казахстанским фондом гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) населения (КФГД). Он является некоммерческой организацией, созданной в форме акционерного общества, единственным акционером которого является Национальный банк Республики Казахстан. Участниками фонда являются все банки, имеющие лицензию на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
Объектами обязательного гарантирования депозитов являются обязательства банка-участника по возврату в случае его принудительной ликвидации депозитов физических лиц в тенге и иностранной
валюте, находящихся на банковских счетах и удостоверенных договорами банковского счета и (или) банковского вклада и (или) вкладными документами. Выплаты гарантийного возмещения депозиторам производятся в случае принудительной ликвидации банка-участника.
Размер выплат составляет сумму остатка по депозиту без начисленного по нему вознаграждения, но не более пяти миллионов тенге в отношении одного или нескольких депозитов, открытых в одном банке. Выплата гарантийного возмещения проводится в национальной валюте Республики Казахстан. Для расчета возмещения в иностранной валюте используется рыночный курс обмена валют, установленный на дату вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации банка-участника.
Выплата гарантийного возмещения КФГД производит через банки-агенты, выбранные на конкурсной основе. В целях осуществления выплат КФГД в течение 14 рабочих дней со дня вступления в законную силу упомянутого решения суда информирует путем публикации в периодических печатных изданиях о принудительной ликвидации банка-участника и начале выплаты гарантийного возмещения с указанием наименования банка-агента, проводящего выплату гарантийного возмещения, периода и места (мест) выплаты.
Депозитор принудительно ликвидируемого банка-участника в течение шести месяцев со дня выхода объявления о начале выплаты гарантийного возмещения вправе обратиться в банк-агент с письменным заявлением о выплате ему гарантийного возмещения, к которому должны быть приложены оригиналы договоров банковского счета и (или) банковского вклада, и (или) вкладных документов и их копий. При подтверждении прав требования депозитора к принудительно ликвидируемому банку-участнику банк-агент выплачивает возмещение не позднее пяти рабочих дней со дня поступления документов банку-агенту. По истечении шести месяцев депозитор вправе обратиться за получением гарантийного возмещения в КФГД.
При недостаточности у КФГД средств для выплаты депозиторам гарантийного возмещения и невозможности покрытия недостающей суммы за счет дополнительных взносов банков-участников КФГД вправе получать займы на недостающую сумму денег у Национального банка Республики Казахстан. В этом случае начало выплаты депозиторам гарантийного возмещения откладывается
финансовая аналитика
проблемы и решения
по согласованию с Национальным банком на срок, необходимый для заимствования, но не более 45 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации банка-участника. В случае отсрочки выплаты гарантийного возмещения КФГД дополнительно информирует депозиторов о начале, периоде, месте (местах) и условиях выплаты путем публикации в периодических печатных изданиях.
Для защиты интересов депозиторов банка-участника КФГД формирует специальный резерв, который может быть использован только для выплаты гарантийного возмещения. Целевой размер этого специального резерва составляет не менее 5% от суммы всех гарантируемых депозитов в банках-участниках. Источниками формирования специального резерва являются:
— взносы банков-участников;
— неустойки, примененные к банкам-участникам за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
— деньги, полученные в порядке удовлетворения принудительно ликвидируемым банком-участником требований КФГД по суммам выплаченного (выплачиваемого) гарантийного возмещения;
— доход от размещения активов специального резерва;
— доход от размещения собственных активов КФГД, уменьшенный на сумму расходов и отчислений, произведенных в порядке, предусмотренном уставом фонда.
В случае дефицита средств специального резерва КФГД с разрешения Национального банка Республики Казахстан вправе использовать для выплат гарантийного возмещения 70% своего уставного капитала.
Банк-участник обязан уплачивать КФГД:
1) обязательные календарные взносы — ежеквартальные платежи банков-участников. Их размер не должен превышать 0,5% от суммы гарантируемых депозитов банка-участника по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом;
2) дополнительные взносы — разовые платежи банков-участников, вносимые в случае недостаточности специального резерва КФГД для выплаты гарантийного возмещения. Их размер не должен превышать двукратного размера обязательного календарного взноса, уплаченного указанным банком-участником за предшествующий квартал;
3) чрезвычайные взносы — платежи банков-участников для полного погашения суммы займа, полученного КФГД у Национального банка Республики Казахстан и начисленного по нему вознаграждения. Их размер не должен превышать годового размера обязательного календарного взноса, ежеквартально уплачиваемого указанным банком-участником.
Конкретный размер уплачиваемых банками-участниками обязательных календарных взносов исчисляется из ставок, ежеквартально определяемых для них КФГД. Для их расчета фонд ежеквартально определяет значения количественных и качественных индикаторов банков-участников на основании сведений, получаемых от банков-участников и уполномоченных государственных органов.
К количественным индикаторам относятся показатели, характеризующие адекватность капитала, качество активов, концентрацию активов, доходность, ликвидность.
К качественным индикаторам относятся показатели, характеризующие:
1) соблюдение банком-участником пруденциальных и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, включая минимальные резервные требования, установленные уполномоченным государственным органом;
2) наличие санкций и ограниченных мер воздействия, примененных уполномоченным государственным органом к банку-участнику, его должностным лицам, крупным участникам и банковским холдингам;
3) уровень присвоенного банку-участнику международными рейтинговыми агентствами долгосрочного кредитного рейтинга в иностранной валюте или отсутствие такого рейтинга;
4) соблюдение банком-участником установленных КФГД ставок вознаграждения по привлеченным депозитам физических лиц;
5) качество менеджмента банка-участника;
6) эффективность работы банка-участника.
По результатам расчета определяется классификационная группа кредитного учреждения. При этом для каждой классификационной группы определена соответствующая ей ставка обязательного календарного взноса. В частности, по итогам IV квартала 2013 г. большая часть банков-участников состояла в группе «С» с ежеквартальной ставкой 0,11% (13 банков) и группе с ежеквартальной ставкой 0,19% (10 банков).
По состоянию на 1 января 2014 г. размер специального резерва КФГД составил 162,4 млрд тенге, а с учетом 70% средств уставного капитала фонда, которые в соответствии с законодательством могут использоваться на гарантийные выплаты с разрешения Национального банка Республики Казахстан в случае дефицита средств специального резерва, максимально возможный размер специального резерва составил 275,2 млрд тенге. При этом совокупная сумма депозитов физических лиц, обеспечиваемых страхованием, в то же время достигла 2,2 трлн тенге.
В Республике Беларусь действующая в настоящее время система гарантирования возмещения банковских вкладов была введена 1 января 2009 г. в соответствии с законом Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» от 08.07.2008 N° 369-3 и декретом Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» от 04.11.2008 № 22 [2, 3].
В соответствии с указанными и другими нормативными документами была сформирована новая система гарантирования вкладов, создано Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Это государственное учреждение, подотчетное Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку.
Оно аккумулирует взносы банков, из которых и формируется резерв для выплат по вкладам. Для этого каждый банк, который имеет специальное разрешение на прием вкладов населения, должен стать на учет в агентстве. При вступлении в него кредитные учреждения уплачивают учетный взнос, размер которого составляет 0,5% от размера нормативного капитала банка по состоянию на день направления банком в агентство заявления о принятии на учет.
В последующем банки каждый квартал обязаны уплачивать календарные взносы, размер которых составляет 0,3% от остатка привлеченных банком вкладов физических лиц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае необходимости восстановления созданного агентством резерва, а также погашения выданных ему кредитов в целях покрытия недостатка средств для выплаты возмещения ставка календарных взносов может быть повышена не более чем до 0,6%.
В настоящее время на учет в агентство приняты 25 банков, т.е. все те, которые могут привлекать вклады от населения.
Страховым случаем для агентства является отзыв лицензии у банка на привлечение вкладов от населения. Возмещению подлежат средства физических лиц как на срочных вкладах, так и на любых других счетах в банке. Причем выплаты предусматривается производить в валюте договора. Иначе говоря, если банковский вклад размещен в белорусских рублях, то при его возмещении выплачивается сумма в них же, если в иностранной валюте — в ней же.
По желанию вкладчика возмещение независимо от валюты депозита может быть выплачено в белорусских рублях. При этом для расчета эквивалента по вкладу в иностранной валюте используется курс Национального банка, который действовал на момент возникновения у агентства обязательства по возмещению вклада. Однако следует обратить внимание вот на что: если лицо открыло счет для ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то возмещение ему не гарантируется.
Предельная сумма, подлежащая возмещению, не ограничивается. Другими словами, возмещение проводится в полной сумме вклада независимо от количества банковских депозитов у одного физического лица в конкретном банке. Таким образом, действует стопроцентная гарантия сохранности сбережений независимо от суммы вклада.
Следует также уточнить, что агентство обязано возместить не только сам вклад, но еще и доход по нему, т.е. всю сумму депозита вместе с начисленными процентами.
После отзыва у банка лицензии на прием средств граждан во вклады агентство публикует в республиканских печатных СМИ информацию о месте и времени приема заявлений на получение возмещения. К письменному заявлению вкладчика должны быть приложены документы, подтверждающие право гражданина на получение денег и свидетельствующие о сумме вклада. Это могут быть договор на открытие вклада, приходный кассовый либо валютный ордер, выписки со счета и др.
Заявление на получение возмещения вкладчик может подать только в течение двух лет с момента отзыва у банка лицензии. Однако при наличии определенных обстоятельств заявление может быть принято и по истечении этого периода. Например, может быть сделано исключение в случае, когда в указанный период гражданин находился за границей или существовали какие-либо непреодолимые
обстоятельства, помешавшие ему получить возмещение депозита в установленный срок.
Выплата возмещения вкладчику проводится в течение одного месяца после подачи заявления, в некоторых случаях срок выплаты может быть продлен до трех месяцев, например при привлечении для покрытия недостатка средств резерва бюджетных займов.
Выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов проводятся за счет средств резерва агентства. Он формируется за счет:
• обязательных взносов банков;
• денежных средств, перечисленных банками в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, который был создан при Национальном банке и действовал до 2009 г.;
• объектов, в которые размещены средства резерва агентства и в отношении которых оно проводит инвестиционную деятельность, и доходов, полученных от размещения этих средств;
• пени за неуплату банками календарных взносов. Недостаток средств резерва агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов может покрываться за счет займов, в том числе выданных под гарантию Национального банка или из республиканского бюджета.
В Российской Федерации обязательное страхование вкладов физических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [4]. При этом участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.
Для реализации функций по обязательному страхованию вкладов в стране создано Агентство по страхованию вкладов, которое является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией.
Страхованию подлежат денежные средства в рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории России на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада.
Не подлежат страхованию денежные средства: 1) размещенные на банковских счетах адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
4) размещенные во вклады в филиалах банков Российской Федерации, находящихся за пределами страны;
5) являющиеся электронными денежными средствами.
Страховым случаем признается отзыв у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Вкладчик вправе обратиться в агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов — до дня окончания действия моратория.
При обращении в агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам инвестор представляет заявление по форме, определенной агентством, и документы, удостоверяющие личность. Выплата возмещения по вкладам производится в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.
Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает указанную сумму, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения по вкладам рассчитывается из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) в банке на конец дня наступления страхового случая. Если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской
Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.
Для финансирования выплаты возмещения по вкладам создан фонд обязательного страхования вкладов, который принадлежит Агентству по страхованию вкладов на праве собственности. Этот фонд формируется за счет:
1) страховых взносов;
2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;
3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;
4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством;
5) доходов от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;
6) первоначального имущественного взноса Российской Федерации в размере 2 млрд руб.
Страховые взносы уплачиваются банками ежеквартально. Их величина исчисляется из среднего хронологического размера ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, подлежащих страхованию, за расчетный квартал. По вкладам в иностранной валюте ежедневные балансовые остатки определяются в валюте Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно.
Ставка страховых взносов устанавливается советом директоров агентства и является единой для всех банков. Ее величина не может превышать 0,15% от указанной расчетной базы. Если сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 5% общей суммы вкладов в банках, ставка страховых взносов не может превышать 0,05% расчетной базы. В случае необходимости восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов в размере до 0,3% от расчетной базы на срок не более чем два квартала в течение 18 мес.
Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом агентства, средствами федерального бюджета, а также кредитами, предоставляемыми Банком России.
Законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать агентству бюджетные кредиты.
Совет директоров агентства может обращаться за такими кредитами, если рассчитанный правлением агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более одного миллиарда рублей.
Если же такой дефицит фонда превышает указанную сумму, совет директоров агентства может обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета. При этом финансирование мероприятий, проведение которых возложено на агентство федеральными законами, может проводиться за счет средств резервного фонда Правительства РФ.
Кроме того, в целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам совет директоров агентства по предложению правления вправе обратиться в Банк России с просьбой о предоставлении учреждению кредита без обеспечения на срок до пяти лет.
По состоянию на 26 мая 2014 г. в системе страхования вкладов участвовало 870 банков. Размер фонда обязательного страхования вкладов по состоянию на 7 мая 2014 г. составил 195,7 млрд руб. Количество страховых случаев за время функционирования системы страхования вкладов на 1 мая 2014 г. — 177. С момента создания Агентства по страхованию вкладов 971,9 тыс. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 243,2 млрд руб.
Таким образом, можно отметить, что созданные во всех трех странах—членах ЕЭП системы страхования банковских вкладов по многим компонентам схожи между собой. Среди основных различий можно выделить следующие:
а) основания для признания страхового случая (отзыв лицензии у банка — в России и Белоруссии, ликвидация банка по решению суда — в Казахстане);
б) подход к определению предельного размера выплат (без ограничения — в Белоруссии, установление максимальных сумм для вкладов, размещенных в одном банке, — в России, Казахстане);
в) выплата или невыплата процентов по вкладу (в России и Белоруссии — выплачиваются, в Казахстане — нет);
г) порядок возмещения вкладов в иностранной валюте (в Белоруссии компенсация выплачивается в валюте вклада, в России и Казахстане — в национальной валюте);
д) принципы расчета взносов, уплачиваемых банками (в России и Белоруссии ставки взносов едины для всех банков, в Казахстане — дифференцированы в зависимости от надежности банка).
Список литературы
1. Конкурентоспособность финансовых рынков Единого экономического пространства. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 17-24.
2. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц Закон Республики Беларусь от 08.07.2008 № 369-3 .
3. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты): декрет Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 № 22.
4. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ.
5. Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 07.07.2006.
6 . Рыкова И.Н. Конкурентоспособность финансовых рынков Единого экономического пространства // Банковское дело. 2014. № 6. С. 78-83.
Financial analytics: science and experience Insurance business
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
INSURANCE OF BANK DEPOSITS IN THE MEMBER STATES OF THE COMMON FREE MARKET ZONE
Yurii A. SPLETUKHOV, Evgenii F. DYUZHIKOV
Abstract
In connection with the establishment of the Common Free Market Zone by Belarus, Kazakhstan and Russia, ongoing and planned steps to develop a system to protect the rights and interests of the consumers of financial services, particularly ofbanking one, become more relevant. On the basis of legislative and normative documents, the article provides the comparative characteristics of the given insurance protection of deposits of the population in each of the three member countries. The author compares, in particular, on the following positions: types of deposits covered by insurance; the definition of the term "accident"; indemnity and the currency of payment; documents, which are necessary for receiving of indemnity; deadline to apply for insurance indemnity and its implementation; the formation of fund of payments, including the amount of the fees paid by banks in the deposit insurance system; sources of replenishment of the fund's shortfall insurance payments for the performance of obligations to depositors . In addition, the paper considers the place of the appropriate institutions of each country in the operation
of the mechanism of insurance of bank deposits: the Kazakhstani Fund for guarantee (insurance) of population' deposits, which was established as a joint-stock company, whose sole shareholder is the Kazakhstani National Bank; the Government-owned Agency for the guaranteed refund of bank deposits of individuals, which is subordinated to the Council of Ministers of the Republic of Belarus and the Belorussian National Bank; the Deposit Insurance Agency, which was set up by the Russian Federation in the form of the state corporation . The authors make conclusion that deposit insurance system that was established in all three member countries of the Common Free Market Zone with regard of many of its components resembles each other, but it has some important differences Findings can be used in the framework of the national legislation of each country in terms of harmonization of the requirements for the establishment and functioning of deposit insurance system
Keywords: insurance, bank deposit, guarantee fund, premium, contribution, loss occurrence
References
1. Konkurentosposobnost' finansovykh rynkov Edinogo ekonomicheskogo prostranstva [Competitiveness of the financial markets of the Common Free Market Zone]. Nauchno-issledovatel 'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal. — Scientific and Research Financial Institute. Financial Journal, 2014, no. 1, pp. 17-24.
2. Law ofthe Republic of Belarus "On Guaranteed refund of bank deposits of individuals" of July 08, 2008 № 369-z.
3. Decree of the President of the Republic of Belarus "On Safety guarantees of individuals' funds placed on accounts and (or) in bank deposits" of November 04, 2008 № 22.
4. RF Federal Law "On Insurance of deposits of individuals in banks of the Russian Federation" of December 23, 2003 № 177-FZ.
5. Law ofthe Republic of Kazakhstan "On Obligatory insurance of deposits placed in second-tier banks of the Republic of Kazakhstan" of July 07, 2006.
6. Rykova I.N. Konkurentosposobnost' finans-ovykh rynkov Edinogo ekonomicheskogo prostranstva [Competitiveness of the financial markets of the Common Free Market Zone]. Bankovskoe delo — Banking, 2014, no. 6, pp. 78-83.
Yurii A. SPLETUKHOV
Research Financial Institute, Financial University
under Government of Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
Evgenii F. DYUZHIKOV
Research Financial Institute, Financial University
under Government of Russian Federation,
Moscow, Russian Federation