УДК 336.71
Формирование системы страхования депозитов в Китае
Аннотация. Функционирование развитой системы гарантирования депозитов все больше признается в качестве важной основы институциональных механизмов финансовой безопасности страны, средством защиты интересов вкладчиков, рыночно ориентированным инструментом профилактики и минимизации рисков банковской системы и, как результат, повышения ее инвестиционной привлекательности. В статье рассматриваются методологические основы и ключевые принципы эффективной системы страхования депозитов, дается анализ существующих систем, а также излагаются предпосылки создания и особенности организации системы страхования в Китае. Основное внимание уделено правовой структуре, полномочиям органа страхования вкладов, источникам и способам формирования страхового фонда, вариантам страховой защиты, инструментам воздействия на проблемные банки. Изучены складывающиеся тенденции их использования в международной практике, определены преимущества и недостатки отдельных вариантов, проведено сопоставление с создаваемой в Китае системой страхования вкладов. Отмечено, что система страхования вкладов КНР основана на ключевых принципах Международной ассоциации страховщиков депозитов, учитывает передовой мировой опыт, адаптирована под особенности национальной системы банковского регулирования. Выявленные положительные результаты подчеркивают факт организационной и экономической состоятельности системы страхования депозитов в Китае.
Ключевые слова. Система страхования депозитов, банковская система Китая, Народный банк Китая, Международная ассоциация страховщиков депозитов, финансовая стабильность
О.С. Цвигунова
Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация
Дата поступления: 04.06.2018
Дата принятия к печати: 23.07.2018
Tsvigunova О£.
№0^:2018^23 0
в га ^-Ф-
шт: ^дашшишййш^мшАй
йлшшйда^дадашшм^о^тм
^шт:#ши^ит, фшйш^&ж,
1 гашФйлЛ
© О.С. Цвигунова, 2018
Formation of a deposit insurance system in China
Tsvigunova О.S.
Chita Institute
Baikal State University,
Chita, Russian Federation
Received: June 04 2018 Accepted: July 23 2018
Abstract. The functioning of the developed deposit guarantee system is increasingly recognized as an important basis for the institutional mechanisms of the country's financial security, the means of the protecting of the interests of depositors, a market-oriented instrument for preventing and minimizing the risks of the banking system and, as a result, increasing its investment attraction. In the article the methodological foundations and key principles of an effective deposit insurance system are discussed, the analysis of the existing systems is given and on their basis the prerequisites for the creation and the peculiarities of organization of the insurance system in China are outlined. The main attention is paid to the legal structure, authority of the deposit insurance body, sources and methods of forming the insurance fund, options for insurance protection, instruments of impact on problem banks. The emerging trends of their use in international practice are studied, the advantages and disadvantages of individual options are identified, a comparison with the deposit insurance system being created in China is made. It is noted that the deposit insurance system of the People's Republic of China is based on the key principles of the International Association of Deposit Insurers, takes into account the best international experience, adapted to the peculiarities of the national system of banking regulation. The revealed positive results emphasize the fact of organizational and economic soundness of the deposit insurance system in China.
Keywords. Deposits insurance system, banking system of China, the People's Bank of China, International Association of Deposit Insurers, financial stability
Цели функционирования отлаженной системы обязательного страхования депозитов различны, но, как правило, включают в себя содействие финансовой стабильности банковской системы и защиту прав и интересов вкладчиков. Эффективная система должна иметь четкую организацию, дополняться сильным пруденциальным регулированием и надзором, адекватным раскрытием информации, прозрачностью и быть понятна для общества. В этом случае в результате укрепления доверия к банковской системе в стране стимулируется инвестиционная активность. Кроме того, система страхования депозитов может обеспечить наличие в стране упорядоченной системы мер на случай банкротств банков. При этом система страхования депозитов одновременно может справляться с ограниченным числом банкротств банков, но самостоятельно предотвратить системный банковский кризис она не в состоянии. ISSN 2587-7445
Международный финансовый кризис 2008 г. стал испытанием систем страхования депозитов на эффективность и продемонстрировал ее важность для предотвращения паники среди кредиторов и вкладчиков, повышения доверия рынка и поддержания стабильности финансовой системы. С другой стороны, позволил выявить необходимость качественных изменений созданных систем.
Создание национальных систем страхования депозитов началось с середины ХХ столетия (самый ранний опыт: 1933 г. - США, 1934 г. -Германия). К 2010 г. в большинстве стран их формирование было завершено (95 стран), что демонстрирует табл. 1.
Вместе с тем система страхования депозитов в Китайской Народной Республике начала создаваться гораздо позже и в настоящее время проходит стадию становления. В связи с этим представляется актуальным изучение предпо-
сылок ее создания, принципов организации, сильных и слабых сторон и перспектив дальнейшего развития.
Система страхования депозитов в Китае была официально закреплена постановлением Государственного совета КНР от 29.10.2014 г. № 660, утвердившим Положение «О страховании вкладов», которое вступило в силу 01.05.2015 г. (далее Положение).
Как указывает Директор Совета по финансовой стабильности Народного банка Китая Сюань Чанг, создание системы страхования вкладов способствовало укреплению системы финансовой безопасности, обеспечению защиты интересов вкладчиков и в дальнейшем будет содействовать рыночным преобразованиям и углублению финансовых реформ, поддержанию финансовой стабильности и развитию страны [1].
Следует отметить, что предпосылкой формирования системы страхования депозитов также является характерный для Китая интерес, в том числе вкладчиков, к услугам «теневой банковской системы». Причины данного явления кроются в наличии большого количества небанковских финансовых институтов, деятельность которых в силу специфики законодательства не попадает под правила регулирования и надзора, и в неэффективности отдельных инструментов регулирования открытого банковского сектора. Так, до октября 2015 г. в Китае сохранялись ограничения на величину максимальной процентной ставки по привлекаемым депози-
там, что вызывало существенный отток средств на нерегулируемые сегменты рынка, которые предлагали более высокие ставки по депозитам и в том числе давали возможность сокрытия нелегальных доходов.
Для удержания вкладчиков многие банки использовали инструменты неценовой конкуренции. Например, в октябре 2014 г. Industrial Bank Co. дарил клиентам золотые кулоны при открытии годового вклада на 10 тыс. юаней. Другой крупный пекинский коммерческий банк Citic Bank предлагал пожилым людям возможность ежедневно бесплатно получать свежие овощи и яйца в течение трех недель с момента открытия вклада [2, с. 507].
Важно подчеркнуть, что введение системы страхования депозитов и ее широкая популяризация подкрепляются адекватными мерами Народного банка Китая в сфере либерализации процентных ставок и обязательных резервов, реализуемых в 2015-2018 гг.
Следует принять во внимание, что создание системы страхования вкладов не изменило сложившуюся в Китае конфигурацию банковского регулятивного моноцентризма, сочетающегося с системой многоинституционального контроля. Учрежденный орган страхования вкладов, являясь, как и другие структуры, обеспечивающие системную стабильность банковского сектора, формально независимым, подчиняется Государственному совету КНР, обладающему широкими полномочиями по выработке стратегии развития и архитектуре финансового сектора.
Таблица 1.
Формирование национальных систем страхования депозитов
Период создания Количество стран Страны
До 1980 г. 11 США, Германия, Канада, Индия, Филиппины, Финляндия, Япония, Бельгия, Норвегия, Нидерланды, Ливан
1980-1989 гг. 14 Турция, Италия, Португалия, Нигерия, Сербия, Франция, Люксембург, Дания, Бангладеш, Тайпей, Колумбия, Кения, Чили, Тринидад и Тобаго
1990-1999 гг. 34 Венгрия, Греция, Чехия, Аргентина, Бразилия, Ирландия, Польша, Перу, Танзания, Корея, Румыния, Швеция, Уганда, Украина, Македония, Судан, Эстония, Литва, Болгария, Исландия, Казахстан, Гибралтар, Ямайка, Багамы, Вьетнам, Мексика и т.д.
2000-2009 гг. 36 Великобритания, Иордания, Гондурас, Никарагуа, Лихтенштейн, Словения, Албания, Босния и Герцеговина, Гватемала, Узбекистан, Мальта, Парагвай, Зимбабве, Молдова, Россия, Таджикистан, Армения, Малайзия, Киргизия, Беларусь, Австралия, Азербайджан, Афганистан, Уругвай, Таиланд, Йемен, Эквадор и т.д.
2010-2018 гг. 16 Ливия, Непал, Шри-Ланка, Бахрейн, Бермуды, Бруней, Косово, Сан-Марино, Макао, Иран, Монголия, Палестина, Западноафриканский валютный союз, Гана, Руанда, Китай
Источник: материалы ежегодного обследования Международной ассоциации страховщиков депозитов: http://iadi.org/en/assets/File/ Deposit%20Insurance%20Surveys/2017_IADI_Annual_Survey_17052018.xlsx и ^ШШШШШ https://chinalaw.center/china_civil/china_
deposit_insurance _2014_chinese
Об этом свидетельствуют статья 7 Положения, указывающая на то, что Орган управления фондом страхования вкладов и его обязанности определяются Государственным советом КНР; статьи 5 и 9, определяющие возможность изменения максимальной суммы страхового возмещения и установления базовой ставки страховых взносов банков только на основании решения (утверждения) Государственного совета КНР1. Вместе с тем, несмотря на наличие ранее указанных диспропорций, подобная конфигурация является фундаментом обеспечения финансовой стабильности в условиях масштабности, сложности и многовекторности китайского финансового рынка и консервативных моделей кредитных институтов [3, с. 52].
Изучение особенностей формируемой в Китайской Народной Республике системы страхования депозитов считаем целесообразным базировать на подходах Международной ассоциации страховщиков депозитов (далее - !А01), которая в целях информирования своих членов и других заинтересованных сторон о проблемах, затрагивающих страховщиков депозитов, и для содействия исследованиям, направленным на повышение эффективности систем страхования депозитов, выпускает исследовательские продукты и руководящие документы. Отметим, что к настоящему времени Китай не вошел в число членов 1АЭ1.
Вместе с тем следует принять во внимание материалы научных исследований О.И. Печо-ник [4], А.В. Турбанова [5], О.Ю. Оношко [6], Н.В. Горелой [7], Е.А. Звоновой [8], Л.В. Чхути-ашвили [9] и т.д. В их научных работах представлены различные подходы к трансформации систем страхования депозитов.
Существуют различные варианты предоставления защиты владельцам депозитов. Так, О.И. Печоник указывает на возможность выделения гарантированных систем и систем с невыраженными гарантиями, а также по видам гарантирования депозитов в зависимости от форм и масштабов страховых возмещений, организационной структуры фонда (по типу собственности или порядку управления), а также от особенностей функционирования фонда, его взаимоотношений с коммерческими банками (оплата вкладов, надзор и поддержка коммерческих банков, проведение слияний и санаций банков) [4, с. 121].
1. https://chinalaw.center/china_civil/
china_deposit_ insurance_2014_chinese.
IADI подразделяет действующие системы страхования депозитов на формализованные (имплицитные) и неформализованные (эксплицитные)2. В странах с формализованной системой защиты вкладчиков действует законодательство, устанавливающее обязательства властей перед владельцами депозитов и регламентирующее вопросы организации финансирования системы, перечень финансовых инструментов, попадающих под страховое покрытие, лимит страхового возмещения.
Неформализованная защита характеризуется отсутствием законодательно утвержденных правил и возможностью возмещения вкладов по усмотрению государства в каждом конкретном случае. Подобная неформализованная защита порождает неопределенность в отношении того, как владельцы депозитов, кредиторы и прочие лица будут получать удовлетворение своих требований в случае несостоятельности банка. Страховое возмещение в каждом конкретном случае полностью зависит от готовности и возможности государства осуществить страховую защиту кредиторов и вкладчиков. Однако в связи с увеличением риска взаимодействия с банками увеличивается заинтересованность владельцев средств в мониторинге и отборе банков для размещения средств.
Система страхования депозитов предпочтительнее неформализованной защиты, если она четко устанавливает обязательства властей перед владельцами депозитов и ограничивает возможность для волюнтаристских решений, которые могут привести к дестабилизации ситуации в банковской системе.
Основными критериями проверки на успешность и эффективность являются индивидуальные характеристики самой системы. Считаем целесообразным при проведении анализа функционирующей в Китайской Народной Республике системы страхования депозитов придерживаться отдельных критериев классификации, указанных в разработках IADI3 и представленных в табл. 2 в сравнении с российской.
Из табл. 2 следует, что системы страхования депозитов могут быть организованы в качестве:
- отдельных государственных агентств или учреждений, находящихся в собственности государства;
2. Рекомендации по созданию эффективных систем страхования депозитов: http://iadi.org/en/assets/File/ Core%20Principles/FSF_Final_Report_Russian.pdf.
3. Annual survey of Member and non-Member deposit insurers http://iadi.org/en/assets/File/ Deposit%20Insurance%20Surveys/2017_IADI_Annual_ Survey_17052018.xlsx.
Таблица 2.
Основные характеристики систем страхования депозитов России и Китая
Критерий Показатель Россия Китай
Правовая структура Отдельное государственное учреждение *
Специализированное подразделение Центрального банка *
Специализированное подразделение органа банковского надзора
Специализированное подразделение Министерства финансов
Создано Ассоциацией банков
Другие
Системные мандаты (полномочия) Денежная корзина (Pay-box) * *
Денежная корзина+ (Pay-box Plus)
Минимизация потерь (Loss Minimizer) *
Минимизация рисков (Risk Minimizer) *
Условие участия банков Обязательное * *
Добровольное
Тип финансирования Авансовый (Ex ante) * *
Постфактум (Ex post)
Гибридный
Формирование и взимание страховых премий Фиксированная ставка
Дифференцированная ставка
Сочетание обеих * *
Лимиты страхового возмещения На отдельного вкладчика (национальная валюта) 1 400 000 Р 500 000 ¥
На отдельного вкладчика, дол. 22 300 75 500
ВВП на душу, дол. 27 834 16 660
Соотношение лимита страхового возмещения и ВВП на душу, % 80,12 453,18
Инструменты или методы, доступные для использования Возмещение депозитов * *
Система Bridge Bank *
Система Bail-in
Финансовая помощь банкам при сделках покупки активов и принятия обязательств несостоятельных банков (сделки P&A) * *
Финансовая помощь проблемным банкам * *
Предоставление ликвидности кредиторам и вкладчикам проблемных банков
- специализированной структуры правительства, центрального банка или иного надзорного органа;
- специализированной структуры, созданной, как правило, отраслевыми ассоциациями, привлекающими депозиты институтов.
Большинство страховщиков депозитов являются отдельными юридическими лицами, которые создаются на основании законодательного акта и управляются государством. Несмотря на значительную функциональную затратность, подобный вариант организации системы страхования депозитов является более эффективным, 58
так как сфокусирован на выполнении вверенных полномочий и лишен возможностей провоцирования конфликта интересов.
Орган страхования вкладов в Китае определяется Государственным советом КНР, и на переходный период Органом управления фондом страхования вкладов является Народный банк Китая.
Согласно возложенным полномочиям (мандатам), действующие системы страхования возможно разделить на следующие типы:
- Мандат «Денежная корзина (Pay-box)» наделяет полномочиями выплаты страхового возмещения.
- Мандат «Денежная корзина + (Pay-box Plus)» добавляет к полномочиям выплаты страхового возмещения отдельные функции урегулирования несостоятельности, например оказание финансовой поддержки.
- Мандат «Минимизатор потерь (Loss Minimizer)» предполагает участие в разработке и в выборе наименее затратной стратегии реорганизации участника системы страхования.
- Мандат «Минимизатор рисков (Risk Minimizer)» предоставляет широкие полномочия в сфере управления рисками и пруденциального надзора4.
Последнее десятилетие наблюдается общая тенденция расширения полномочий до миними-затора потерь, что позволяет привлекать средства фондов страхования вкладов в реструктуризацию проблемных банков.
Орган управления фондом страхования вкладов в Китае, согласно статье 7 Положения, выполняет следующие обязанности:
1) разработка и публикация правил;
2) разработка и изменение критериев определения и размера ставки страховых взносов, представление их для утверждения в Государственный совет КНР;
3) сбор страховых взносов;
4) управление фондом страхования вкладов;
5) применение мер раннего предупреждения и регулирования рисков;
6) своевременная выплата страхового возмещения по застрахованным вкладам;
7) другие обязанности, утвержденные Государственным советом КНР.
Также статья 14 указывает, что Орган управления фондом страхования вкладов участвует в механизме координации регулирования и совместного использования информации в сфере финансов совместно с Народным банком Китая, другими министерствами и органами регулирования.
В связи с этим он обязан совместно использовать информацию о рисках, результаты проверок и оценки в отношении организаций-страхователей и запрашивать иные сведения в целях мониторинга рисков фонда страхования вкладов, обеспечения своевременной выплаты страхового возмещения, определения дифференцированной ставки. В случае выявления у организации-страхователя существенных убыт-
4. Общее руководство по разработке эффективного мандата системы страхования депозитов. Проект руководства. Подготовлено Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов: https://asv.org.ru/upload/iblock/75Q/mandate.doc.
ков, снижения уровня достаточности капитала и других обстоятельств, угрожающих безопасности вкладов, вправе вынести организации-страхователю предупреждение о рисках и в случае неустранения негативных обстоятельств повысить ставку страховых взносов для данной организации-страхователя.
Также Орган управления фондом страхования вкладов вправе внести в Орган банковского регулирования и надзора ходатайство о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством5.
Вышеизложенные правовые нормы свидетельствуют о наделении Органа страхования депозитов КНР широкими полномочиями, которые указывают на наличие мандатов «Денежная корзина (Pay-box)» и «Минимизатор рисков (Risk Minimizer)».
Традиционным критериальным признаком является условие участия (членство) в системе страхования депозитов - добровольное или обязательное.
При обязательном участии банки (другие кредитно-финансовые институты) получают лицензию (право) на привлечение средств вкладчиков только при условии вхождения в систему страхования. В случае выхода/исключения банка из системы он автоматически прекращает заниматься этим видом банковского бизнеса. Обязательный характер обеспечивает равную защиту вкладчиков и формирует одинаковые конкурентные условия в банковской системе.
Следует отметить, что IADI указывает на обязательность членства как на основополагающий принцип эффективности системы страхования депозитов. Последние годы прослеживается снижение количества стран с системой, построенной на принципе добровольного участия: по данным IADI, на 2018 г. их количество достигло семи.
Действующее законодательство КНР указывает на то, что функционирующие и вновь создаваемые банковские организации, привлекающие вклады (депозиты), обязаны их застраховать в течение шести месяцев со дня выдачи свидетельства о праве деятельности.
IADI также выделяет критерием организации системы страхования депозитов тип финансирования6.
5. https://chinalaw.center/china_civil/ china_deposit_ insurance_2014_chinese.
6. Финансирование систем страхования депозитов. Руководство. Подготовлено Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов: https://asv.org.ru/upload/iblock/596/02.doc.
Авансовый тип финансирования (Ex ante) предполагает создание страхового фонда, средства которого формируются банками - участниками системы за счет регулярных (как правило, ежеквартальных) отчислений от суммы страхуемых депозитов.
Систему Ex post отличает целевое формирование средств, исключительно по факту возникновения и для целей удовлетворения требований, предъявляемых вкладчиками к участнику, в отношение которого наступил страховой случай.
Гибридный тип сочетает элементы авансового типа финансирования и финансирования постфактум.
Тип финансирования обусловливает эффективность системы страхования депозитов, так как именно от наличия достаточного объема средств в фонде напрямую зависит возможность системы обеспечить страховое возмещение своевременно и в полном объеме.
Последние исследования IADI указывают на преимущества системы Ex ante, обеспечивающие своевременность удовлетворения застрахованных требований вкладчиков и, как результат, снижение социальной напряженности. Также авансовый тип финансирования рисков позволяет снизить волатильность финансового рынка и избежать повышения системного риска, характерных для проциклических систем.
В КНР реализован авансовый тип финансирования (Ex ante), и организации-страхователи обязаны каждые шесть месяцев уплачивать страховые взносы.
Формирование и взимание страховых премий могут осуществляться на основе фиксированной ставки, одинаковой для всех типов финансово-кредитных учреждений и видов страхуемых депозитов независимо от степени принимаемых рисков.
Дифференцированная система предполагает установление ставок, определяемых на основе критериев, характеризующих индивидуальный профиль рисков каждого банка-участника. Такими критериями могут являться количественные показатели, например показатели достаточности капитала - банк, у которого размер капитала выше регулятивного минимума, делает отчисления в фонд страхования депозитов в меньшем размере, чем банки с соответствием минимальным стандартам. Недостатком такого подхода является ретроспективность информации, на которой основана оценка риска. Еще одним критерием могут являться качественные показатели рейтингов. Следует указать, что в России 60
выбран иной критерий дифференциации - размер ставки по депозитам.
В последние годы наблюдается тенденция перехода от единой ставки взносов к взносам с индивидуальным профилем риска, поскольку общий размер страховых взносов обусловливает проблему «Риска безответственности » (Moral Hazard), порождаемую желанием отдельных банков-участников осуществлять чрезмерно рискованные операции, в связи с тем что издержки, с ними связанные, несут полностью или частично другие участники. Также дифференцированные взносы являются более справедливыми, поскольку уменьшается кросс-субсидирование одними банками других.
Недостатком дифференцированных систем взносов является то, что они более сложны в разработке и администрировании, в связи с чем редко применяются на начальных стадиях создания системы страхования депозитов в стране, что продемонстрировала и российская практика7.
В силу достаточно позднего создания системы страхования вкладов в КНР была учтена наработанная практика, рекомендации IADI и определен гибридный тип, предполагающий формирование ставки страховых взносов из базовой ставки и дифференцированной ставки с учетом риска. Согласно статье 9 Положения, базовая ставка определяется и изменяется Органом управления фондом страхования вкладов в соответствии с состоянием финансово-экономического развития, структурой вкладов, накопленным размером средств фонда страхования вкладов и другими факторами и подлежит применению после утверждения Государственным советом КНР.
Ставка страховых взносов для каждой организации-страхователя определяется Органом управления фондом страхования вкладов в соответствии с хозяйственным состоянием, рисками организации-страхователя и другими факторами и в случае выявленных нарушений может быть изменена8.
Одними из основных при создании системы страхования депозитов являются правила установления уровня страховой защиты и ее охвата (виды депозитов). Уровень покрытия должен устанавливаться по результатам анализа макроэкономических данных, быть финансово обеспечен и соответствовать другим характеристикам системы. Однако определение опти-
7. Общее руководство по разработке систем дифференцированных страховых премий банков: https://asv.org.ru/ upload/iblock/03b/difpremgeneral.doc.
8. https://chinalaw.center/china_civil/ china_deposit_ insurance_2014_chinese.
мального лимита покрытия представляет практическую проблему: его недостаточный размер существенно снижает эффективность в обеспечении выполнения обязательств перед вкладчиками и предотвращении дестабилизирующих тенденций, а завышенный ведет к увеличению морального риска.
В современных условиях размер лимита является отражением достигнутого уровня благосостояния общества, институциональных условий, политического контекста, опыта прежних кризисов и других уникальных факторов в каждой конкретной стране. Целесообразным показателем для международного сопоставления по уровню страховой защиты служит соотношение фиксированного лимита покрытия и ВВП на душу населения. С годами наблюдается рост значений показателя. Так, еще в 2002 г. в большинстве стран Западной Европы соотношение было менее 200 %, в США - менее 300 %. К началу 2014 г. лимит покрытия в среднем составлял уже 530 % от ВВП на душу населения в странах с высоким уровнем дохода и, например, 1 130 % - в странах с уровнем дохода ниже среднего [9].
Существенным отличием созданной в КНР системы страхования депозитов от российской является включение в страховую защиту депозитов как физических, так и юридических лиц в юанях и иностранной валюте, за исключением межбанковских депозитов и вкладов руководителей высшего звена организации-страхователя в данной организации (статья 4 Положения). Максимальная сумма страхового возмещения составляет 500 тыс. юаней (75,5 тыс. дол., или 4,7 млн р.). Оставшуюся часть депозита, превышающую максимальную сумму страхового возмещения, вкладчик получает из ликвидационной массы ликвидируемого банка (статья 5 Положения).
Что касается соотношения с ВВП на душу населения, то его размер превышает 450 %, в то время как в России не дотягивает до 100 %.
Заслуживает внимания изучение совокупности инструментов и методов, доступных для решения проблем банков-страхователей, испытывающих финансовые трудности.
1. Выплата возмещения - основной инструмент, реализуемый органом в целях обеспечения выполнения обязательств ликвидируемого банка и защиты прав владельцев депозитов. Выполнение обязательств перед вкладчиками может осуществляться ликвидатором или через уполномоченный банк-агент. ISSN 2587-7445
2. Система Bridge Bank предполагает создание национальным регулирующим органом или Центральным банком специального банка исключительно для сохранения бизнеса ликвидируемого банка до того времени, пока не будет найден состоятельный финансовый институт, желающий приобрести банк-банкрот.
3. Система Bail-in, как правило, реализуется в отношении юридических лиц, имеющих крупные депозиты, превышающие максимальную сумму страхового возмещения, которым предоставляется возможность на период финансового оздоровления стать акционерами банка и после успешной санации получить вложенные деньги.
4. Финансовая помощь банкам-санаторам при сделках покупки активов и принятия обязательств несостоятельных банков (сделки P&A) используется в целях недопущения системного риска и минимизации экономических и социальных последствий закрытия крупных банков. Формы финансовой помощи разнообразны -депозиты, кредиты, покупка активов, денежные гранты,гарантии, подписки на привилегированные акции или участие в убытках.
5. Финансовая помощь проблемным банкам на цели восстановления их нормальной деятельности используется в странах с мандатом «Мини-мизатор рисков (Risk Minimizer)». Применение данного инструмента обеспечивает эффективное управление рисками, предотвращает отток средств из банковской системы и снижает убытки фонда страхования депозитов. Формы финансовой помощи аналогичны финансовой помощи в сделках P&A.
6. Предоставление ликвидности кредиторам и вкладчикам проблемных банков дает возможность до начала выплаты страхового возмещения выплачивать часть предполагаемой к возмещению суммы тем владельцам депозитов и кредиторам, которые срочно нуждаются в ликвидности9.
В КНР Орган управления фондом страхования наделен следующими правами (статья 18 Положения):
1) выплата страхового возмещения по вкладам напрямую в пределах максимальной суммы;
2) поручение выплаты страхового возмещения по вкладам другим квалифицированным организациям-страхователям в пределах максимальной суммы;
9. Результаты исследования систем страхования депозитов Азиатского региона по вопросам управления ликвидностью фондов страхования депозитов: https://asv.org.ru/ upload/iblock/c7f/arc_liquidity.doc.
Источник: http://pbc.gov.cn/jinrongwendingju/146766/2165207/3273186/index.html
и 2017^#ШЖа#^Л'И;Я: http://pbc.gov.cn/jinrongwendingju/146766/2165207/3488750/ index.html
Таблица 3.
Доходы и расходы фонда страхования вкладов КНР по годам, юаней
№ Показатель 2015 2016 2017
1. Сальдо входящее - 3 099 980 654,42 23 810 479 076,13
2. Поступления текущего года 3 099 980 654,42 20 710 498 421,71 24 217 817 775,29
2.1. Страховые взносы 3 077 833 027,46 20 471 200 682,84 23 606 898 563,06
2.2. Неустойка - 134 437,49 395 698,41
2.3. Процентный доход 21 719 060,96 238 139 580,01 610 523 487,43
2.4. Временные поступления 428 566,00 1 023 721,37 26,39
3. Расходы текущего года - - -
4. Сальдо исходящее 3 099 980 654,42 23 810 479 076,13 48 028 296 851,42
3) предоставление обеспечения, разделение убытков и материальная поддержка других квалифицированных организаций-страхователей для содействия в приобретении или преемстве всей или части деятельности, активов и обязательств организаций-страхователей, которые приняты под управление, находятся в процессе принудительной ликвидации или банкротства10.
Одним из принципов эффективной системы страхования депозитов является ее прозрачность и информационная открытость. Орган управления фондом страхования вкладов КНР обязан в течение трех месяцев по завершении года составлять и публиковать финансовую бухгалтерскую отчетность, отчет о доходах и расходах фонда страхования вкладов, ежегодный отчет.
Данные табл. 3 демонстрируют высокий уровень доходов фонда: за два года размер фонда
10. Ийр8://сЫпа1а\м.сегЛе1/сЫпа_ом!/
сЫпа_Серов№_ ¡пвигапсе_2014_сЫпе8е.
увеличился в 15 раз. Сопоставимые данные за 2016 и 2017 гг. указывают на 16-процентный годовой темп прироста поступлений, что говорит об увеличении депозитной базы банков и подтверждает позитивную реакцию на введение системы страхования вкладов. Нельзя не отметить отсутствие расходных статей и, соответственно, выплат вкладчикам при наступлении страховых случаев, что указывает на стабильность банковских институтов Китая. Это результат в том числе функционирования организованной под руководством Народного банка Китая системы страхования вкладов, являющейся важной основой институциональных механизмов финансовой безопасности, рыночно ориентированным инструментом профилактики и минимизации финансовых рисков и долгосрочным фактором поддержания финансовой стабильности страны.
Список использованной литературы
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pbc.gov.cп/jiпroпgweпdiпgju/146766/146770/2885589/ mdex.htm!.
2. Леонов, М.В. Регулирование банковской деятельности в Китае [Текст] / М.В. Леонов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 503-511.
3. Джагитян, Э.П. Реформа банковского регулирования в Китае: особенности регулятивного континуума и системные риски [Текст] / Э.П. Джагитян // Деньги и кредит. - 2014. - № 12. -С. 51-62.
4. Печоник, О.И. Методологические подходы к решению проблемы гарантирования банковских вкладов [Текст] / О.И. Печоник // Экономика региона. - 2006. - № 4. - С. 120-133.
5. Турбанов, А.В. Ключевые принципы для эффективных систем страхования депозитов и российская система страхования вкладов [Текст] / А.В. Турбанов, Н.Н. Евстратенко // Деньги и кредит. - 2008. - № 10. - С. 15-20.
6. Оношко, О.Ю. Формирование российского банковского сектора в рыночной экономике: состоятельность системы страхования вкладов в условиях мирового финансового кризиса [Текст] / О.Ю. Оношко, Ю.Д. Кумукова // Известия Иркутской государственной экономической академии. -
2013. - № 2. - С. 50-56.
7. Горелая, Н. В. Система страхования вкладов и ее влияние на риски, принимаемые российскими банками [Текст] / Н.В. Горелая // Деньги и кредит. - 2015. - № 5. - С. 44-51.
8. Звонова, Е.А. Суверенные системы страхования вкладов в контексте санации [Электронный ресурс] / Е.А. Звонова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -
2014. - № 7. - С. 10-18. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ri/suverennye-sistemy-strahovaniya-vkladov-v-kontekste-sanatsii-bankov.
9. Чхутиашвили, Л.В. Системы гарантирования депозитов в банках России и Европейского Союза [Текст] / Л.В. Чхутиашвили // Финансы и кредит. - 2010. - № 32. - С. 34-43.
10. Горлатов, Д. Современный взгляд на системы страхования вкладов [Электронный ресурс] / Д. Горлатов // Банкауск весшк. - 2016. - № 4 (633). - С. 18-28. - Режим доступа: http://nbrb.by/bv/articles/10253.pdf.
References
1. [Electronic resource]. Available at: http://pbc.gov.cn/jinrongwendingju/146766/146770/2885589/ index.html.
2. Leonov, M.V. Regulation of bank activities in China. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj akademii = News of Irkutsk State Economic Academy, 2015, vol 25, no. 3, pp. 503-511. (In Russian).
3. Dzhagityan, E.P. Reform of bank regulation in China: peculiarities of regulative continuum and system risks. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 12, pp. 51-62. (In Russian).
4. Pechonik, O.I. Methodological approaches to decision of the problem of bank deposit insurance. Ehkonomika regiona = Economy of region, 2006, no. 4, pp. 120-133. (In Russian).
5. Turbanov, A.V. Key principles for effective deposit insurance systems and Russian bank deposit insurance system. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2008, no. 10, pp. 15-20. (In Russian).
6. Onoshko, O.Yu. Formation of Russian bank sector in the market economy: prosperity of the deposit insurance system in the conditions of world financial crisis. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj akademii = News of Irkutsk State Economic Academy, 2013, no. 2, pp. 50-56. (In Russian).
7. Gorelaya, N.V. Deposit insurance system and its influence on the risks taken by Russian banks. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 5, pp. 44-51. (In Russian).
8. Zvonova, E.A. Sovereign deposit insurance systems in the context of sanitation. Vestnik Rossijskogo ehkonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Bulletin of Russian Economic University named by G.V. Plekhanov, 2014, no. 7, pp. 10-18. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/suverennye-sistemy-strahovaniya-vkladov-v-kontekste-sanatsii-bankov (In Russian).
9. Chkhutiashvily, L.V. Deposit insurance systems in the banks of Russia and European Union. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 32, pp. 34-43. (In Russian).
10. Gorlatov, D. Current view on the deposit insurance systems. Bankovskij vestnik = Bank bulletin, 2016, no. 4 (633), pp. 18-28. Available at: http://nbrb.by/bv/articles/10253.pdf. (In Russian).
Информация об авторе
Цвигунова Октябрина Степановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: svigunovaos@mail.ru.
шшштт
Oktyabrina S. Tsvigunova - ^ШЙП^Ш^А^ИЖ Ш± 672000,$^ШР ^iI^,№^Wij,56^,iPii:svigunovaos@maiLm.
Author
Oktyabrina S. Tsvigunova - PhD of Economics, Associate Professor, Department of finance, credit and accounting, Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin St., 672000, Chita, the Russian Federation, e-mail: svigunovaos@mail.ru.
Для цитирования
Цвигунова О.С. Формирование системы страхования депозитов в Китае / О.С. Цвигунова // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 1-2. — С. 54-64.
For citation
Tsvigunova O.S. Formation of a deposit insurance system in China. Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 54-64. (In Russian).