ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
СУВЕРЕННЫЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В КОНТЕКСТЕ САНАЦИИ БАНКОВ
Звонова Елена Анатольевна
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: zvonovaelena7@mail.ru
В статье отражены современные тенденции развития и реформирования национальных систем страхования банковских вкладов. Cуверенные системы страхования депозитов в банках - действенный инструмент государственного регулирования банковской деятельности в периоды финансовых кризисов. Показана роль различных систем страхования депозитов в достижении стабильности национальных финансовых рынков. Предложена авторская классификация действующих в настоящее время в различных странах государственных фондов страхования депозитов. Проведен сравнительный анализ изменений в действующих системах страхования вкладов в различных странах. Доказано, что значительные расхождения суверенных систем страхования вкладов в условиях Евросоюза противоречат единым задачам этих стран по урегулированию кризиса банковской задолженности. Сделаны выводы о необходимости реструктуризации этих систем.
Ключевые слова: банковские риски, страхование депозитов, стабильность финансовой системы.
SOVEREIGN SYSTEMS OF DEPOSIT INSURANCE IN THE CONTEXT OF BANKS' SANITATION
Zvonova, Elena A.
Doctor of Economics, Professor, the Head of the Department for Banking of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: zvonovaelena7@mail.ru
The article describes the present trends in the development and restructuring of national systems of bank deposit insurance. Sovereign systems of deposit insurance act as an effective tool of state regulation of banking activity in time of finance crises. The author shows the role of different systems of deposit insurance aimed at safeguarding stability of national finance markets. She also puts forward her classification of state funds of deposit insurance functioning now in different countries. At the same time a comparative analysis of changes taking place in effective systems of deposit insurance was conducted. It was shown that serious discrepancy in sovereign systems of deposit insurance in the EU runs counter to these countries' objectives aimed at overcoming the banking debt crisis. Conclusions concerning the necessity to restructure these systems were made.
Keywords: banking risks, deposit insurance, stability of finance system.
овременный этап экономического развития России, характери-
зующийся замедлением темпов экономического роста, наглядно
демонстрирует, что даже крупные банки весьма восприимчивы к рискам и практически в одно мгновение могут потерять ликвидность и стать банкротами.
Предпринимаемые Центральным банком РФ в 2013-2014 гг. меры по оздоровлению банковской системы состоят в том числе в выявлении проблемных, с точки зрения структуры кредитного портфеля и признаков «отмывания» доходов, полученных нелегальным или преступным путем, коммерческих банков и последующем отзыве у них лицензий. Но отзыв лицензии у банка и последующая процедура его банкротства имеют, как правило, и социальный аспект. Ведь банки представляют собой своеобразные доходные предприятия рыночной экономики. С одной стороны, они «торгуют» деньгами в форме предоставляемых ими кредитов (своеобразной ценой товара «кредит» выступает банковский процент). С другой стороны, банки «продают» не собственные деньги, а те финансовые ресурсы, которые в виде депозитов (вкладов) были ими привлечены с финансового рынка. При этом вкладчиками выступают не только и не столько юридические лица, сколько физические лица, граждане страны. И хорошо, если граждане, собственно, составляющие население, хотя бы минимально финансово грамотны, чтобы понимать, когда следует быстро аннулировать свой сберегательный или срочный вклад из очередного банка, подлежащего санации.
В России, которая совершила «прыжок» из плановой экономики в рыночную чуть более двадцати лет назад, не все банковские вкладчики хорошо понимают степень рисков, когда размещают свои средства в откровенно «нечистоплотных» банках. Броские призывы нести свои средства в банк под очень привлекательные проценты действуют безотказно даже в отношении финансово грамотной части населения. Поэтому национальные системы страхования банковских депозитов (вкладов) представляют собой наиболее актуальную меру в современных комплексах регулирующих государственных методов и инструментов для поддержания стабильности национальных банковских систем.
Глобальный финансовый кризис и последовавший за ним период затяжной стагнации показали значимость систем страхования депозитов для поддержания стабильности всей банковской системы. Система страхования банковских вкладов впервые была введена в 1934 г. в США, а накануне последнего мирового кризиса только Австралия, Китай, Саудовская Аравия и Южная Африка не имели систем защиты депозитов. Однако вопросы целесообразности подобных систем до сих пор обсуждаются зарубежными экономистами. Некоторые аналитики счи-
тают, что чем меньше охват депозитов системой гарантирования, тем выше рыночная дисциплина, но известно, что слабые системы гарантирования приводят к значительным бюджетным расходам по спасению банков в условиях кризиса.
В настоящее время все действующие фонды страхования условно можно разделить на четыре категории [4. - P. 16-17]:
1. Мандат «Касса» - узкие системы страхования депозитов, которые несут ответственность за компенсацию депозитов вкладчиков.
2. Мандат «Касса плюс» - выполнение страховщиком некоторых дополнительных обязанностей, а также свобода в принятии функциональных решений (Аргентина, Бразилия, Великобритания).
3. Мандат «Минимизация потерь» - страховщик активно участвует в принятии решений и разработке стратегии реорганизации банка, исходя из наименьших затрат (Канада, Франция, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Испания, Турция).
4. Мандат «Минимизация риска» - широкие полномочия предоставляют страховщику функции проведения пруденциального надзора с целью предотвращения кризисных ситуаций (Корея, США).
В России государственная суверенная система страхования вкладов реализуется Агентством по страхованию вкладов (АСВ), которое представляет собой специально созданную государственную структуру, страхующую вклады в российской банковской системе в случае отзыва лицензии у конкретного банка (в РФ сумма страхования депозита определена в 700 тыс. рублей в одном банке).
По состоянию на апрель 2014 г. в процессе ликвидации в РФ находилось 134 банка, среди которых Мастер-банк, Агрохимбанк, Газин-вестбанк, Донбанк, Инвестбанк, «Индустриальный», Нафтабанк, «Пушкино», «Славянский», Совинкомбанк, Сберинвестбанк1. Все перечисленные и другие находящиеся в состоянии ликвидации банки активно привлекали с национального финансового рынка накопления и сбережения физических лиц.
Актуализация вопросов, связанных с государственным страхованием банковских вкладов, характерна не только для банковской системы РФ. В 2012-2014 гг. практически все страны расширили охват депозитов, гарантированных суверенными системами страхования, или объявили, что все размещенные вклады будут возмещены при необходимости и им ничего не угрожает. Все предпринятые меры достигли главной цели: удалось сбить панику и массовое изъятие вкладов из коммерческих банков, что дало возможность сохранить в большинстве стран относительную стабильность банковской системы. Однако череда банковских кризисов и общая финансовая нестабильность послед-
1 См.: Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. - URL: http://asv.org.ru /liquidation
них лет выявили, что действующие суверенные системы страхования депозитов устарели, так как они не всегда согласовываются с современными финансовыми инновациями и зачастую не скоординированы с другими национальными системами страхования депозитов. Например, значительные расхождения суверенных систем страхования вкладов в условиях Евросоюза приходилось устранять в срочном порядке в условиях пика кризиса банковской задолженности ряда европейских стран в 2010-2012 гг., так как принимаемые одной страной решения создавали проблемы для других стран [4].
Для преодоления проблем функционирования суверенных фондов страхования банковских депозитов Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) и Международная ассоциация страхователей депозитов (International Association of Deposit Insurers) в декабре 2010 г. сформулировали и опубликовали Основные принципы эффективных систем страхования депозитов (Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems), носящие рекомендательный характер.
Фонды страхования депозитов, надзорные органы и финансовые учреждения рассматриваются в методологии Основных принципов как участники общей системы обеспечения финансовой устойчивости национальной экономики. Вводится новый термин «сеть безопасности финансовой системы», включающий различных участников финансового рынка, наделенных функциями пруденциального надзора и контроля, кредитора последней инстанции, страхования депозитов, а также имеющих специальные полномочия в принятии решений в кризисных условиях.
Расширение состава участников сети безопасности финансовой системы диктует необходимость серьезных фундаментальных исследований состояния национальной экономики. Предполагается, что эффективной система страхования депозитов может быть только при условии учета различных внешних и внутренних факторов ее функционирования, в связи с чем необходимо проведение детального анализа по отдельным проблемным блокам [1]. Среди таких блоков проблем можно выделить:
1. Ситуационный анализ состояния экономики и банковской системы с целью идентификации основных внешних факторов, которые могут негативно воздействовать на банковскую систему. В рамках анализа следует, во-первых, оценить, насколько эффективно действующая система страхования депозитов способна ослабить это негативное воздействие, а во-вторых, определить степень необходимости реорганизации системы.
2. Текущий анализ состояния макроэкономической стабильности для выявления проблем и перспектив эффективного функционирования национального финансового рынка. Система страхования депози-
тов как часть сети финансовой безопасности может выступать только дополнением к общей системе обеспечения финансовой устойчивости. Ее эффективность определяется с учетом уровня экономической активности, эффективности проводимой денежно-кредитной и налоговой политики, волатильности рыночных валютных котировок и динамики инфляционных процессов.
3. Комплексный анализ внутренних условий устойчивости банковской системы, включающий оценку адекватности капитала, уровня ликвидности, качества банковских ссуд, а также используемых методов управления риском. Широкий охват страхования депозитов способствует росту рисков по отдельным операциям у некоторых банков, что может привести к возникновению системного риска. Очевидно, что чем больше депозитов охватывает система страхования, тем меньше степень ответственности банков перед своими клиентами за сохранность вкладов. С целью снижения морального риска Основными принципами эффективных систем страхования депозитов предложено введение ограниченного охвата депозитов и одновременно предусмотрена дифференциация выплат в зависимости от характера вкладов и депозитов.
4. Текущий анализ рисков системы страхования депозитов. Национальная система страхования вкладов должна обладать необходимыми ресурсами для компенсации требований вкладчиков и предусматривать механизм мобилизации дополнительного капитала для возмещения потерь в кризисных условиях. Как показывает зарубежный опыт, средств самого фонда хватает на удовлетворение претензий вкладчиков одного-двух крупных коммерческих банков, а пополнение ликвидности в кризисное время происходит преимущественно за счет средств, полученных от государства. Национальные системы страхования депозитов практически бессильны при наступлении системных рисков, когда проблемы начинаются у значительного числа банков. Однако на ранних стадиях системного банковского кризиса фонды могут мобилизовать дополнительный капитал у заинтересованных банков-корреспондентов проблемного банка и погасить разрастание финансовой нестабильности. Кроме того, системы страхования депозитов могут быть учреждены с государственным участием, но степень вовлеченности государства в решение финансовых проблем банков должна быть установлена законодательно. Участие государства может происходить как путем предоставления гарантий или целевых ресурсов центральным банком и министерством финансов, так и за счет учреждения специального фонда с государственным участием с одновременной эмиссией его ценных бумаг.
5. Ситуационный анализ участия фондов страхования депозитов в реорганизации или ликвидации проблемных банков. В процессе ре-
организации проблемных банков национальный фонд страхования депозитов должен иметь информацию о том, на какие цели направляется собственный капитал реорганизуемого банка, возможно ли восстановление обанкротившегося банка и как фонд может участвовать в этих мероприятиях. Фонд страхования или другая организация, выполняющая реорганизационные процедуры в обанкротившемся банке, должны иметь право управления активами банка на рыночных условиях. Обычно фонд страхования несет ответственность за управление имуществом обанкротившегося банка или контролирует эти процессы, но его роль в этих процедурах должна быть отражена в национальном законодательстве раздельно для стабильных и кризисных условий.
После череды суверенных банковских кризисов начала 2010-х гг. практически все страны предприняли экстраординарные шаги по реформированию своих фондов страхования банковских депозитов. Как правило, все предпринятые меры касались предоставления дополнительной ликвидности банкам, а формы этой поддержки были различными: новые программы рекапитализации местных банков, предоставление дополнительных гарантий по обязательствам банков, а в некоторых случаях - выкуп активов или обязательств банков (Франция, Германия, Нидерланды, Россия, Швейцария, Великобритания, США). Четыре страны - Франция, Германия, Гонконг и Сингапур - временно ввели полное (100%-ное) гарантирование для всех депозитов. В Германии и Франции это гарантирование было обеспечено политическими заявлениями монетарных властей о том, что вкладчики не потеряют своих денег в банках, участвующих в системе страхования. Бразилия, Корея и Швейцария расширили охват депозитов, включив в число гарантированных депозитов специальные срочные депозиты, депозиты в иностранной валюте, депозиты программ пенсионного обеспечения. Многие страны, в том числе страны ЕС, Россия, Швейцария, США, объявили о повышении предельных возмещений по гарантированным депозитам. Германия внесла изменения в национальное банковское законодательство, позволившее ей расширить полномочия фондов страхования по реструктуризации и реорганизации кредитных учреждений [1].
Вместе с тем до настоящего времени в ряде стран остается острой проблема координации одновременной деятельности нескольких национальных фондов страхования. Так, в Германии фонды страхования действуют отдельно для кооперативных и сберегательных банков, предоставляющих разные гарантии участвующим в них банкам. В Швейцарии действует единый фонд страхования, но объемы гарантированных депозитов кантональным банкам определяются возможностями соответствующего кантона. Кроме того, в Швейцарии установлен верхний предел любых выплат в 6 млрд швейцарских франков для всех
участвующих банков - членов фонда страхования депозитов, а компенсации выше этих сумм выплачиваются за счет реализации активов проблемных банков.
Возможности гарантирования в разных странах определяются также в зависимости от форм собственности капитала фонда. Большинство фондов страхования депозитов учреждены за счет средств самих банков, но в Японии фонд находится в совместной собственности правительства, Банка Японии и частных банков, а во Франции частный фонд страхования депозитов находится под контролем Банка Франции и Министерства финансов.
Так как перед системами страхования депозитов теперь поставлена задача сохранения стабильности финансовой системы, актуальным является вопрос о том, какие депозитные учреждения могут быть включены в систему страхования. В Швейцарии не все депозитные учреждения допущены к системе страхования депозитов, а только имеющие банковскую лицензию. Так, депозиты отделений почты Швейцарии гарантируются государством, но размер выплат установлен пропорционально совокупным депозитам швейцарских банков.
До настоящего времени дискуссионным остается вопрос участия в национальных системах гарантирования отделений и филиалов иностранных банков. Признано, что для сохранения стабильности национальной финансовой системы желательно включать в систему гарантирования также филиалы иностранных банков, но только крупные сильные фонды ЕС и США сами предоставляют гарантии по депозитам заграничных филиалов своих банков.
Средняя сумма возмещения по депозитам в настоящее время составляет приблизительно 145 тыс. долларов США. Вместе с тем по отдельным странам суммы возмещения значительно различаются и обычно привязаны к национальным объемам ВВП, а также имеют существенные различия в возмещении по различным типам депозитов. Обычно по вкладам населения объем гарантированного возмещения значительно выше (до 100%), а депозитные обязательства и межбанковские депозиты возмещаются в среднем на 40% (по некоторым странам эти показатели еще ниже: так, в Сингапуре объемы депозитных обязательств возмещаются на 19%, а в Канаде - на 35%) [4. - P. 22].
В Аргентине, Канаде, Франции, Германии, Гонконге, Сингапуре, Испании, Турции и США страховые взносы банков дифференцированы в зависимости от индивидуальных особенностей банков. Бразилия, Индия, Япония, Мексика, Нидерланды и Россия доверяются системе фиксированных объемов перечислений. Системы, основанные на учете степени рисков банков, предполагают сложные дифференцированные вычисления их взносов. Размер перечислений зависит от профиля риска банка, объемов депозитов различных категорий, предыдущих пере-
числений в фонд, общего объема депозитов и обязательств банка. Кроме того, Аргентина, Канада, Турция и США используют различные количественные и качественные факторы, отражающие степень транспарентности банков-участников.
Обычно выплаты вкладчикам проблемных банков производятся тремя способами: 1) после объявления банкротства банка по решению суда (Нидерланды, Индия); 2) по решению надзорных органов после отзыва лицензии (Аргентина, Бразилия, Франция, Германия, Индонезия, Италия, Россия, Швейцария, Турция); 3) в формах различных комбинаций двух перечисленных способов (Канада, Гонконг, Япония, Мексика, Великобритания, США).
Считается, что выплаты вкладчикам банка необходимо производить как можно быстрее после объявления о его банкротстве, но в Турции срок начала выплат установлен до 1 года, а в Европе срок наступления выплат по гарантированным вкладам установлен в 20 рабочих дней (регуляторы могут продлить его до 30 дней). В различных странах юридически определены различные даты начала выплат и фактический срок предоставления компенсаций. В Германии, Индии, Индонезии выплаты происходят в течение года и более после объявления банкротства банка, в Канаде этот срок исторически составляет от 1 до 8 недель (однако последние выплаты производились за 7 рабочих дней), в Гонконге - 14 дней, Мексике - 7 рабочих дней, Великобритании - 7 рабочих дней [1].
В условиях затяжной посткризисной депрессии (2010 г. по настоящее время) наблюдается общая тенденция расширения полномочий фондов до мандата «Минимизация потерь», что позволяет привлекать их средства в реструктуризацию проблемных банков. Разработанные новые рекомендации по реформированию систем страхования депозитов помогут реструктуризировать действующие фонды и встроить их в общую систему поддержания финансовой устойчивости, что наряду с ужесточением норм регулирования (Базель III) может стать инструментом поддержания стабильности банковского сектора. Однако до настоящего времени остаются нерешенными проблемы, касающиеся:
- степени эффективного участия государства в фондах страхования депозитов;
- эффективности явных и скрытых форм государственных гарантий для некоторых банков;
- особого положения в системах гарантирования вкладов крупных системообразующих банков;
- координации действий различных суверенных фондов страхования депозитов для транснациональных банков.
Решение этих проблем представляется необходимым и своевременным условием дальнейшего развития системы страхования банковских депозитов как составной части безопасности финансовой системы.
Список литературы
1. Звонова Е. А. Роль национальных систем страхования депозитов в сохранении финансовой стабильности // Ринок щнних паперiв. -2012. - № 9.
2. Прибытков В. В. Новые международные подходы к определению банковского капитала и их реализация в России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 12 (66). - С. 38-42.
3. Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems - Where Do We Stand? Speech by Dr Nout Wellink, President of the Netherlands Bank and Chairman of the Basel Committee on Banking Supervision, at the Conference on the Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems, Basel, 23 September 2009.
4. Financial Stability Board, Thematic Review on Deposit Insurance Systems // Peer Review Report. 2012. - 2012. - 8 February.
References
1. Zvonova E. A. Rol' natsional'nykh sistem strakhovaniya depozitov v sokhranenii finansovoy stabil'nosti [The Role of National Systems of Deposit Insurance in Safeguarding Finance Stability], Rinok tsinnikh paperiv [Securities Market], 2012, No. 9. (In Russ.).
2. Pribytkov V. V. Novye mezhdunarodnye podkhody k opredeleniyu bankovskogo kapitala i ikh realizatsiya v Rossii [New International Approaches to Defining Bank Capital and their Realization in Russia], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 12 (66), pp. 38-42. (In Russ.).
3. Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems - Where Do We Stand? Speech by Dr Nout Wellink, President of the Netherlands Bank and Chairman of the Basel Committee on Banking Supervision, at the Conference on the Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems, Basel, 23 September 2009.
4. Financial Stability Board, Thematic Review on Deposit Insurance Systems, Peer Review Report. 2012, 2012, 8 February.