Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СПОРТЕ ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СПОРТЕ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА О СПОРТЕ / НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долматова Тамара Владимировна, Зубкова Анна Витальевна, Акиншев Евгений Сергеевич, Баряев А.А.

Цель исследования - выявить институциональные модели организации деятельности учреждений в сфере спортивной науки на примере зарубежных стран-лидеров мирового спорта. Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры деятельности учреждений в сфере спортивной науки за рубежом. В ходе исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ, кейс-стади и обобщение. Результаты исследования и выводы. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитию спортивной науки традиционно уделяется важное внимание на государственном уровне в большинстве зарубежных государств. При этом важно подчеркнуть, что приоритетное значение развитию науки о спорте как неотъемлемой составляющей развития отрасли отводится в мировых спортивных державах (США, Великобритании, Канаде, КНР, Франции), чьи национальные сборные команды традиционно входят в число лидеров медального зачета олимпийских игр. При этом в представленных зарубежных государствах используются различные подходы к развитию сферы научного обеспечения спорта, что во многом определяется формой государственного устройства и национальной спецификой регулирования спортивной отрасли. На основе представленного анализа можно выделить три основных модели организации научных центров в сфере спортивной науки. Как показывает мировой опыт, научные центры могут действовать на базе крупнейших университетов (Франция), на базе олимпийских центров подготовки (США, Канада, Великобритания) или же функционировать как профильные научно-исследовательские институты (КНР). При этом научные центры указанных стран имеют различные модели финансирования, что соответствует национальной специфике организации спортивной отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Долматова Тамара Владимировна, Зубкова Анна Витальевна, Акиншев Евгений Сергеевич, Баряев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN SPORTS RESEARCH MODELS: COMPARATIVE ANALYSIS

Objective of the study was to analyze the best institutional models of the sports research systems facilitating successes of the global sports leading nations. Methods and structure of the study. We opted, for the purposes of the study, for an institutional analysis of the foreign sports research systems with a comparative analysis, case studies and practical experience summarizing reviews. Results and conclusion. Our analysis of the foreign sports research experience showed the leading sports nations persistently facilitating progress of their sports science by prudent governmental policies and practices. The sports science is ranked among the priority policy sectors by the global sports leaders (including the USA, UK, Canada, China and France) that have long been ranked among the Olympic Games winners. The national sports progress and sports research concepts of these nations are still different, with the differences apparently dictated by traditions of the governmental systems and the national sports sector regulation specifics. Based on the study data and analysis, we have grounds to conclude that the global sports research models are dominated by the following three options. As demonstrated by the success histories of the world sports leading nations, the sports research centers may operate based on major universities (France), or as Olympic training centers (USA, Canada, UK), or as specialized sports research institutes (China). It should be emphasized that the national sports research systems financing models are different as dictated by the national sports sector traditions and specifics.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СПОРТЕ ЗА РУБЕЖОМ»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СПОРТЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 26.04.2021 г.

Информация для связи с автором: tomdoctor@mail.ru

Кандидат политологических наук Т.В. Долматова1 Кандидат педагогических наук А.В. Зубкова1 Е.С. Акиншев1

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баряев2

Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва

2Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург

FOREIGN SPORTS RESEARCH MODELS: OOMPARATiVE ANALYSIS

PhD, Leading researcher T.V. Dolmatova1 PhD, Senior Researcher A.V. Zubkova1 E.S. Akinshev1

PhD, Associate Professor A.A. Baryaev2

1Federal Science Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow, Russia 2Saint-Petersburg Scientific-Research institute for Physical Culture, Saint-Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить институциональные модели организации деятельности учреждений в сфере спортивной науки на примере зарубежных стран-лидеров мирового спорта.

Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры деятельности учреждений в сфере спортивной науки за рубежом. В ходе исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ, кейс-стади и обобщение.

Результаты исследования и выводы. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитию спортивной науки традиционно уделяется важное внимание на государственном уровне в большинстве зарубежных государств. При этом важно подчеркнуть, что приоритетное значение развитию науки о спорте как неотъемлемой составляющей развития отрасли отводится в мировых спортивных державах (США, Великобритании, Канаде, КНР, Франции), чьи национальные сборные команды традиционно входят в число лидеров медального зачета олимпийских игр.

При этом в представленных зарубежных государствах используются различные подходы к развитию сферы научного обеспечения спорта, что во многом определяется формой государственного устройства и национальной спецификой регулирования спортивной отрасли. На основе представленного анализа можно выделить три основных модели организации научных центров в сфере спортивной науки. Как показывает мировой опыт, научные центры могут действовать на базе крупнейших университетов (Франция), на базе олимпийских центров подготовки (США, Канада, Великобритания) или же функционировать как профильные научно-исследовательские институты (КНР). При этом научные центры указанных стран имеют различные модели финансирования, что соответствует национальной специфике организации спортивной отрасли в целом.

Ключевые слова: наука о спорте, научные институты, спорт высших достижений.

Abstract

Objective of the study was to analyze the best institutional models of the sports research systems facilitating successes of the global sports leading nations. Methods and structure of the study. We opted, for the purposes of the study, for an institutional analysis of the foreign sports research systems with a comparative analysis, case studies and practical experience summarizing reviews. Results and conclusion. Our analysis of the foreign sports research experience showed the leading sports nations persistently facilitating progress of their sports science by prudent governmental policies and practices. The sports science is ranked among the priority policy sectors by the global sports leaders (including the USA, UK, Canada, China and France) that have long been ranked among the Olympic Games winners. The national sports progress and sports research concepts of these nations are still different, with the differences apparently dictated by traditions of the governmental systems and the national sports sector regulation specifics.

Based on the study data and analysis, we have grounds to conclude that the global sports research models are dominated by the following three options. As demonstrated by the success histories of the world sports leading nations, the sports research centers may operate based on major universities (France), or as Olympic training centers (USA, Canada, UK), or as specialized sports research institutes (China). It should be emphasized that the national sports research systems financing models are different as dictated by the national sports sector traditions and specifics.

Keywords: sports science, sports research institutions, elite sports.

Введение. Развитие спортивной отрасли традиционно определяется уровнем развития спортивной нау-

ки, поскольку именно комплексное научное обеспечение в спорте неизменно обеспечивает высокие спортивные

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

результаты. Развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины обозначено в качестве приоритетного направления развития в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г [1]. Данная задача задает вектор развития спортивной отрасли на ближайшие годы, определяя необходимость разработки инновационных подходов в части совершенствования научного обеспечения спорта. Обращаясь к зарубежному опыту, следует отметить, что развитие спортивной науки также является неизменным приоритетом национальной политики в области спорта государств, являющихся признанными лидерами мирового спорта.

Цель исследования - выявить институциональные модели организации деятельности учреждений в сфере спортивной науки на примере зарубежных стран-лидеров мирового спорта.

Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры деятельности учреждений в сфере спортивной науки за рубежом. В ходе исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ, кейс-стади и обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитию спортивной науки традиционно уделяется важное внимание на государственном уровне в большинстве зарубежных государств. При этом важно подчеркнуть, что приоритетное значение развитию науки о спорте как неотъемлемой составляющей развития отрасли отводится в мировых спортивных державах (США, Великобритании, Канаде, КНР, Франции), чьи национальные сборные команды традиционно входят в число лидеров медального зачета олимпийских игр.

При этом в представленных зарубежных государствах используются различные подходы к развитию сферы научного обеспечения спорта, что во многом определяется формой государственного устройства и национальной спецификой регулирования спортивной отрасли.

Например, в США исследования в области спортивной науки ведутся специальными научными подразделениями Национального олимпийского и паралимпийского комитета (НОПК США), расположенными непосредственно на базе олимпийских центров спортивной подготовки в городах Колорадо-Спрингс, Лейк-Плэсиде и Чула-Виста. Преимуществом данной модели является возможность обеспечивать научное сопровождение высококвалифицированных спортсменов и членов национальных спортивных сборных команд непосредственно в местах проведения их спортивной подготовки, корректируя тренировочные программы в зависимости от полученных результатов тестирования спортсменов.

В силу того, что спорт высших достижений в США не получает финансовой поддержки от правительства страны, что имеет место во многих других странах мира, в 2017 г по инициативе НОПК США был создан специальный фонд «Технологии и инновации в спорте» [8]. Соучредителями фонда, помимо НОПК США, стали крупнейшие венчурные капиталисты Кремниевой долины. Задачи фонда заключаются в поддержке проектов и компаний, которые могут помочь спортсменам США наилучшим образом подготовиться к олимпийским и паралимпийским играм. Начальный объем фонда составил 1 млн долларов США, полученных от частных инвесторов, которые одновременно являются ключевыми партнерами в оценке проектов. Согласно годовому отчету НОПК США,

в 2018 г на эти цели было направлено более 6 700 000 долларов США, а в 2019 г - 7 278 000 долларов США [9].

Совершенно иная модель организации научного обеспечения применяется в Канаде. В стране действует целая сеть Канадских Олимпийских и Паралимпийских спортивных институтов (COPSI) [4]. В нее входят семь научных учреждений, четыре из которых расположены на базе центров спортивной подготовки в провинциях Калгари, Монреаль, Онтарио и Британская Колумбия, а три мультиспортивных центра расположены в провинциях Манитоба, Саскачеван и Атлантическая Канада [10].

В отличие от США, распределение финансирования сети данных спортивных институтов осуществляется из средств федерального бюджета через агентство «Спорт Канады» по рекомендации организации «Завладей пьедесталом». На период 2020/2021 г из федерального бюджета агентства «Спорт Канады» в учреждения Сети Канадских Олимпийских и Паралимпийских спортивных институтов (COPSI) было направлено финансирование в размере 3319375 канадских долларов для проведения исследований и программ научно-методического обеспечения сборных команд по летним видам спорта и финансирование в размере 2 060 375 канадских долларов для проведения исследований и программ научно-методического обеспечения сборных команд по зимним видам спорта [7].

Модель развития научного обеспечения Великобритании несколько сходна с канадской системой, однако если в Канаде действует сеть равнозначных центров, где каждый имеет свою специализацию, то в Великобритании научно-методическое и медико-биологическое сопровождение в спорте осуществляет одно головное учреждение - Английский институт спорта (English Institute of Sport) [3]. Институт при этом имеет свои отделения в восьми центрах спортивной подготовки на территории Англии в городах Вас, Бирмингем, Бишем, Машчестер, Шефилд, Лиллешел, Лабара, Холм Пьерпонт. Помимо них действуют отделения института в других национальных территориях Соединенного Королевства -Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.

Английский институт спорта реализует исключительно программы сопровождения спортсменов прикладного характера, предоставляя услуги в части биомеханики, спортивного питания, восстановления, общефизической подготовки в целях коррекции тренировочных программ и достижения максимального спортивного результата.

Институт получает финансирование от Совета по спорту Великобритании в объеме около 60 млн фунтов стерлингов ежегодно. Дополнительные доходы в объеме до 27,6 млн фунтов стерлингов учреждение получает из средств национальных советов по спорту за оказание коммерческих услуг по подготовке спортсменов.

Следует отметить достаточно высокую эффективность деятельности учреждения. Специалисты института занимались сопровождением спортивной подготовки 86 % призеров в 27 видах спорта олимпийских и паралимпийских игр в Лондоне в 2012 г. и обеспечивали подготовку 93 % спортсменов британских спортивных сборных команд в 31 виде спорта из 34-х в олимпийских и паралимпийских играх в Рио в 2016 г., таким образом реализуя программы научно-методического и медико-биологического обеспечения абсолютного большинства спортсменов сборных команд Великобритании.

Иной подход к организации научного обеспечения в спорте представлен во Франции. Ключевым центром спортивной науки во Франции является Национальный институт

84

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

спорта (INSEP), который находится в ведении Министерства спорта Франции [5]. С 2009 г. Национальный институт спорта является не только ведущим спортивным вузом страны, но и главным национальным центром по подготовке членов национальных спортивных сборных команд к олимпийским и паралимпийским играм. Многие французские спортивные федерации имеют с институтом многолетние соглашения о сотрудничестве.

В структуре института действуют два ключевых подразделения - Лаборатория «Спорт, экспертиза и спортивные показатели» (SEP) и Институт биомедицинских и эпидемиологических исследований в спорте (IRMES), которые обеспечивают научно-методическую и медико-биологическую поддержку спортсменов-членов олимпийских и паралимпийских спортивных сборных команд. В указанных лаборатории и институте осуществляется мониторинг состояния подготовки элитных спортсменов в течение нескольких лет [10].

Обращаясь к основам финансирования, следует отметить, что, являясь учреждением, подведомственным Министерству спорта, Национальный институт спорта (INSEP) получает ежегодную субсидию от государства. Так, в 2018 году институт получил государственное финансирование в размере 23,2 млн евро, а в 2019 году - 23,4 млн евро. Кроме того, в 2019 г. Национальный институт спорта INSEP запустил широкую фандрайзинговую кампанию, включающую два направления: спонсорство и меценатство.

Несколько иная модель действует в Китае. Еще в 1958 году в Пекине был учрежден Китайский институт спортивной науки (China Instituteof Sport Science, CISS) - крупнейший научно-исследовательский институт в области науки о спорте [2]. Так же как и национальный институт спорта во Франции, институт является подведомственным учреждением Главного государственного управления по спорту. Вместе с тем это не вуз, а научно-исследовательский институт, основными задачами которого являются содействие развитию науки и технологий, а также проведение фундаментальных и прикладных исследований с целью повышения конкурентоспособности китайских спортсменов в международном спорте.

В структуре института действует семь исследовательских центров: Исследовательский центр массового спорта, Исследовательский центр соревновательного спорта, Исследовательский институт спортивной физиологии, Центр исследований социальных спортивных наук, Исследовательский центр спортивной инженерии, Исследовательский центр здоровья и реабилитации спортсменов и Центр исследований и развития детско-юношеского спорта. Кроме того, в составе института действует Лаборатория по тестированию спортсменов.

Следует отметить, что институт не реализует программы высшего образования, однако в нем действует аспирантура. По данным на 2021 г, Китайский институт спортивной науки насчитывает свыше 200 выпускников, получивших научную степень.

Информация о финансировании в отчетах института не представлена, вместе с тем известно, что будучи подведомственным учреждением Главного государственного управления по спорту, входящего в состав Государственного Совета КНР, институт получает финансирование из средств государственного бюджета.

Выводы. На основе представленного анализа можно выделить три основных модели организации научных центров

в сфере спортивной науки. Как показывает мировой опыт, научные центры могут действовать на базе крупнейших университетов (Франция), на базе олимпийских центров подготовки (США, Канада, Великобритания) или же функционировать как профильные научно-исследовательские институты (КНР). При этом научные центры указанных стран имеют различные модели финансирования, что соответствует национальной специфике организации спортивной отрасли в целом.

Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ Проект%20стратегии%2020з0/Распоряжение, стратегия.pdf (дата обращения: 31.03.2021).

2. CISS. Aboutus. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ciss.cn/home/about_us/brief_introduction/ (дата обращения: 21.03.2021).

3. English Institute of Sport. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eis2win.co.uk/ (дата обращения: 21.01.2021).

4. Government of Canada. COPSI. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.canada.ca/fr/patrimoine-canadien/services/ organismes-sportifs/olympique-paralympique-canada.html (дата обращения: 31.01.2021).

5. INSEP. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www. insep.fr (дата обращения: 17.03.2021).

6. INsEp. Recherché et-developpement. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.insep.fr/fr/recherche-et-developpement (дата обращения: 17.03.2021).

7. Own the Podium. Summer Sports 2020-2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ownthepodium.org/ en-CA/Funding/Summer-Sports-2016-2017 (дата обращения: 13.02.2021).

8. USOPC. Technology Fund to Aid in Preparation for Tokyo. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.teamusa.org/ US-0lympic-and-Paralympic-Foundation/News/2019/February/19/ Forbes-USOC-Creates-Technology-Fund-to-Aid-in-Preparation-for-Tokyo (дата обращения: 11.04.2021).

9. UsOpC. 2019 ImpactReport. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://2019impactreport.teamusa.org/US0PC-2019-Consolidated-Financial-Statement.pdf (дата обращения: 29.01.2021).

References

1. Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Fed-eratsii na period do 2030 goda [Strategy for development of physical education and sports in the Russian Federation for the period up to 2030] [Electronic resource]. Available at: https://minsport. gov.ru/2020/docs/new%20files/Проект%20стратегии%202030/ Распоряжение, стратегия.pdf (date of access: 31.03.2021).

2. CISS. Aboutus. [Electronic resource]. Available at: http://www.ciss. cn/home/about_us/brief_introduction/ (date of access: 21.03.2021).

3. English Institute of Sport. [Electronic resource]. Available at: https:// www.eis2win.co.uk/ (date of access: 21.01.2021).

4. Government of Canada. COPSI. [Electronic resource]. Available at: https://www.canada.ca/fr/patrimoine-canadien/services/organ-ismes-sportifs/olympique-paralympique-canada.html (date of access: 31.01.2021).

5. INSEP. [Electronic resource]. Available at:https://www.insep.fr (date of access: 17.03.2021).

6. INSEP. Recherch et-developpement. [Electronic resource]. Available at: https://www.insep.fr/fr/recherche-et-developpement (date of access: 17.03.2021).

7. Own the Podium. Summer Sports 2020-2021. [Electronic resource]. Available at: https://www.ownthepodium.org/en-CA/Funding/Sum-mer-Sports-2016-2017 (date of access: 13.02.2021).

8. USOPC. Technology Fund to Aid in Preparation for Tokyo. [Electronic resource]. Available at: https://www.teamusa.org/US-Olympic-and-Paralympic-Foundation/News/2019/February/19/Forbes-USOC-Creates-Technology-Fund-to-Aid-in-Preparation-for-Tokyo (date of access: 11.04.2021).

9. USOPC. 2019 ImpactReport. [Electronic resource]. Available at: https://2019impactreport.teamusa.org/USOPC-2019-Consolidat-ed-Financial-Statement.pdf (date of access: 29.01.2021).

10. Zubkova A.V., Abalyan A.G., Dolmatova T.V., Fomichenko T.G., Shestakov M.P. Theoretical and Practical support service for elite sports: foreign experience. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. No. 1. pp. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.