ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СПОРТА ЗА РУБЕЖОМ:
ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Т.В. ДОЛМАТОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Развитие спортивной отрасли на сегодняшний день обуславливает введение новых эффективных подходов к организации системы управления в спорте. Успехи ведущих мировых держав, в частности, Великобритании, в данном направлении обуславливают необходимость обращения к зарубежному опыту. Цель данного исследования состоит в анализе основных тенденций государственного управления в сфере спорта на примере национальных федераций Великобритании по наиболее медалеёмким видам спорта. В рамках данной работы применялся институциональный подход к изучению структуры государственного управления в Великобритании. В ходе работы были также применены: анализ источников, обобщение, кейс-стади и метод экспертной оценки. Представлен анализ основных тенденций и нормативно-правовых документов в области государственного управления на примере национальных спортивных федераций Соединенного Королевства. Показано, что успех национальных спортивных федераций Великобритании обусловлен, в том числе, введением системы эффективного управления в спорте. Сделан вывод, что Великобритания, являясь одной из ведущих мировых спортивных держав, жестко придерживается принципов эффективного управления
в спорте, будучи одним из лидеров в данном направлении.
Ключевые слова: государственное управление, зарубежный опыт, спорт высоких достижений, физическая
активность.
THE SPORT GOVERNANCE ABROAD: THE CASE OF THE UNITED KINGDOM
T.V. DOLMATOVA, FSBIFSC VNIIFK
Abstract
This article discusses the institutional framework for sports policy in the United Kingdom of Great Britain. While being the leading sporting power in the world Great Britain provides a successful system of sport governance. Study Aim: is the research of the model of sport governance on the example of British national governing bodies. An institutional approach was applied to study the organizational structure of sport governance in the United Kingdom. In the course of the work the following research methods were used: analysis of literary sources, generalization, case-study, method of expert evaluation. The activities of the main UK agencies and organizations in the sphere of sports including national governing bodies are circumstantially considered, the main legal documents defining sport policy are analyzed as well. The strong sport governance system contributes to the high sporting results of the British national governing bodies in the basic kinds of sport. Therefore it is recognized that the United Kingdom as a leading world sporting power conducts a systematic policy in the sport governance,
being a leader in this sphere.
Keywords: state governance, foreign experience, elite sport, physical activity.
Стремительное развитие сферы спорта высших достижений на сегодняшний день обуславливает введение все новых эффективных подходов как к организации спортивной подготовки, так и к организации системы управления в спорте. Успехи ведущих мировых держав в данном направлении обуславливают необходимость обращения к зарубежному опыту, а именно к анализу
подходов в управлении в спорте на примере государств-лидеров в олимпийских видах спорта.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии традиционно входит в пятерку лидеров государств в медальном зачете на Олимпийских играх и славится высокими результатами своих спортсменов в спорте высших достижений.
К наиболее успешным и медалеёмким видам спорта, развитым на высоком уровне в Великобритании, следует отнести велоспорт, гимнастику, академическую греблю, легкую атлетику, плавание, дзюдо и другие виды. Британские спортсмены в данных видах спорта традиционно показывают самые высокие результаты на крупнейших международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские игры. В этой связи анализ эффективности действующих подходов к управлению в данных федерациях, обеспечивающих высокие спортивные результаты британских спортсменов, представляется особенно важным.
Проведенный анализ деятельности национальных федераций Великобритании по наиболее медалеёмким видам спорта позволяет выявить ряд общих тенденций в организации управления и подготовки высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта.
Одним из главных выводов является то, что все рассмотренные федерации по олимпийским видам спорта ежегодно получают финансирование из средств Министерства финансов и национального агентства по спорту - Совета по спорту Великобритании (UK Sport) [1]. Данные субсидии направляются на реализацию национальной Программы «Подготовка спортсменов мирового класса» в каждом из олимпийских видов спорта. Данная программа действует в Великобритании с 1997 г., финансируется из средств государственного бюджета и способствует подготовке британских спортсменов, способных завоевать высшие награды на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх [2]. Следует отметить, что Программа разделяется на два уровня, или две подпрограммы: «Потенциальные кандидаты на пьедестал» и «Пьедестал», где первая направлена на поддержку потенциальных кандидатов в спортивную сборную команду по виду спорту, а вторая - на подготовку членов сборных команд соответственно.
Программа предусматривает создание талантливым спортсменам и их тренерам максимально комфортных условий для обеспечения тренировочного процесса. В рамках Программы спортсмены также обеспечиваются особыми стипендиальными выплатами, сумма которых зависит от показанных спортсменом результатов соревновательной деятельности. Так, в программе «Пьедестал» спортсмены получают стипендии в зависимости от уровней «А» и «В». В программе «Потенциальные кандидаты на пьедестал» суммы стипендий варьируются в зависимости от уровней «С», «D» и «Е» [2].
Анализ деятельности данной программы на примере ряда спортивных федераций показал, что участники Программы проходят подготовку на базе Национальных центров подготовки сборных команд по видам спорта, получая при этом услуги медико-биологического и научно-методического обеспечения специалистов Английского института спорта [3].
Следует также отметить, что Совет по спорту Великобритании для каждой федерации ежегодно определяет количество мест в данной программе по каждому из
олимпийских видов спорта. Наибольшее количество мест в Программе выделяется для той федерации, чьи спортсмены завоевали наибольшее количество медалей на чемпионатах мира или Олимпийских играх. Такой подход является эффективным, так как позволяет максимально справедливо распределить количество мест между видами спорта, задав тон некой конкуренции для федераций в завоевании медалей.
Другой общей тенденцией, характерной для деятельности всех представленных федераций вне зависимости от вида спорта, является четкое следование руководства федераций Кодексу управления в спорте, принятому Советом по спорту Великобритании в 2016 г. Данный документ предусматривает модернизацию подходов к управлению в спортивных федерациях. Совет по спорту Великобритании инвестировал в развитие спорта высших достижений около 350 млн фунтов стерлингов за период 2013-2017 гг. [4]. Это подразумевает введение более жесткого контроля расходования бюджетных средств для национальных спортивных федераций. В целях получения ежегодного финансирования из средств государственного бюджета с 2017 г. британским федерациям по видам спорта необходимо выполнять четкие критерии Кодекса управления в спорте [5].
Так, среди основных требований Кодекса управления в спорте необходимо отметить необходимость размещения в открытом доступе отчетов о ежегодной деятельности федераций, протоколов заседаний и решений советов правления федераций, повышение кадрового разнообразия в их составе. Так, следует подчеркнуть, что в соответствии с принципами равенства и многообразия в руководящих органах каждой федерации доля женщин должна составлять не менее 30%. Также в составе советов правления должны обязательно присутствовать выбранные представители от национальных территорий, представители сообщества спортсменов, а также независимые наблюдатели [5]. Отдельно следует подчеркнуть, что в соответствии с требованиями принятого Кодекса эффективного управления федерации сами задают себе ключевые показатели эффективности деятельности (КР1) и ежегодно отчитываются по результатам их выполнения в Совете по спорту Великобритании. Введение в практику данных критериев свидетельствует о стремлении британских федераций к внедрению принципов эффективного управления в соответствии с принятым Кодексом управления в спортивной отрасли.
В качестве другой важной тенденции, связанной с управлением деятельности рассмотренных федераций, является проводимая каждой федерацией масштабная политика по вовлечению различных групп населения в занятия спортом. Анализ деятельности практически каждой спортивной федерации выявил наличие в рамках федерации различных социальных программ, направленных на вовлечение в занятия спортом различных социальных групп британского населения. Практика внедрения подобных инициатив, позволяющих привлекать в спорт детей и молодежь, девушек и женщин, людей с ограничен-
ными возможностями здоровья, пожилых людей, а также населения из неблагополучных социально-экономических районов свидетельствует о том, что федерации активно реализуют задачу национальной стратегии «Спортивное будущее» по вовлечению в спорт недостаточно представленных групп населения [6]. Отдельно следует отметить и то, что на официальных сайтах различных федераций существуют специальные разделы и многочисленные баннеры - «Как начать заниматься», «Начни заниматься» и так далее, в которых представлена полная информация о наличии близлежащих спортивных клубов по данному виду спорта [7]. Примечательно, что большинство федераций по видам спорта поддерживают практику проведения первого занятия бесплатно, а также предоставляют скидки на годовое членство в федерациях различным социальным категориям граждан. Так, например, федерация дзюдо Великобритании реализует программу «Вызов желтого пояса», которая направлена на привлечение к занятиям дзюдо представителей из социально неблагополучных слоев населения, а также мигрантов и представителей национальных меньшинств. Программа призвана вовлечь молодых людей в позитивную деятельность дзюдо, помочь им завести новых друзей и единомышленников и развить свои социальные навыки. Цель данной программы состоит в том, чтобы через занятия дзюдо помочь представителям данных социальных групп добиться большего успеха в других аспектах своей жизни [8].
Следует отдельно упомянуть о таком направлении деятельности всех спортивных федераций, как волонтерская деятельность. В большинстве случаев волонтерская деятельность рассматривается как один из механизмов вовлечения в спорт, так как добровольчеством, как правило, занимаются те, кто ранее занимался данным видом спорта, но по каким-либо причинам прекратил занятия, чьи друзья и родственники занимаются данным видом спорта, или те, кто просто интересуется представленным видом спорта. В этой связи многие федерации предлагают разнообразные, доступные для волонтеров, варианты позиций - от должности помощников организаторов соревнований до ассистента тренера или спортивного судьи. Так, федерация плавания Великобритании, аналогично федерациям по другим видам спорта, уделяет большое внимание привлечению волонтеров и развитию волонтерской деятельности. В частности, федерация предлагает волонтерам конкретные позиции, которые они могут занять, оказывая помощь в организации и проведении британских и международных спортивных соревнований по плаванию. Среди них: проведение регистрации спортсменов, информирование соревнующихся спортсменов о расписании соревновательных дисциплин и вре-
мени выхода на старт, помощь в организации и проведении торжественных церемоний награждения спортсменов; организация встречи гостей на входе, проверка билетов, информирование о схеме расположения мест в зрительской зоне; помощь техническому корпусу судей в протоколировании времени, а также баллов участников соревнований, помощь в формировании онлайн протоколов и т.д. [9]. Таким образом, федерация активно поддерживает волонтерское движение и приглашает всех желающих стать волонтером федерации плавания Великобритании.
Анализ деятельности федераций показал, что волонтерская деятельность также активно поддерживается через создание специальных клубов или сообществ волонтеров, которые предоставляют им возможность прохождения обучения с целью карьерного продвижения в своей должности, прямого общения с членами спортивной сборной команды по каждому виду спорта и для совершения льготных поездок в качестве болельщиков -членов сборных команд. Так, например, Федерация гребли Великобритании создала специальное сообщество любителей британской гребли, членство в котором открыто для всех желающих и позволяет беспрепятственно общаться с членами национальной спортивной сборной команды. Сообщество также предоставляет льготы на билеты в качестве зрителей на соревнованиях, при совершении зарубежных поездок совместно с членами спортивной сборной команды, при размещении и питании со спортсменами. Это способствует тому, что фанаты и поклонники членов сборной команды Великобритании путешествуют вместе со сборной командой и активно поддерживают спортсменов во время проведения соревнований [10].
Исходя из результатов проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что федерации по наиболее медале-ёмким видам спорта имеют общие направления деятельности, которые полностью соответствуют задачам национальной британской Стратегии «Спортивное будущее» -внедрение принципов эффективного управления в спорте, проведение масштабной политики вовлечения в занятия спортом, развитие волонтерской деятельности [11]. Анализ деятельности рассмотренных федераций по видам спорта свидетельствует о сложившейся эффективной системе управления в спорте высших достижений в Великобритании.
Таким образом, модель системы управления спортивной отраслью Великобритании представляется вполне эффективной и может рассматриваться в качестве успешного опыта в практике применения другими государствами в сфере физической культуры и спорта с учетом национальных особенностей.
Литература
1. UK Sport. About Us. - URL: https://www.uksport. gov.uk/about-us/ (дата обращения: 21.08.2019).
2. UK Sport. World Class Programme. - URL: https:// www.uksport.gov.uk/our-work/world-class-programme/ (дата обращения: 21.08.2019).
3. English Institute of Sport. - URL: https://www. eis2win.co.uk/ (дата обращения: 24.08.2019).
4. Funding warning for sports governing bodies under new gender diversity code, by Dan Roan, 31 October 2016. -URL: https://www.bbc.com/sport/37823821/ (дата обращения: 11.09.2019).
5. A Code for Sports Governance. - URL: http:// www.uksport.gov.uk/resources/governance-code/ (дата обращения: 23.09.2019).
6. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/48662 2/Sporting_Future_AC C ES SIB LE .pdf/ (дата обращения: 21.08.2019).
7. Dolmatova T.V. The institutional framework for mass participation and elite sport development: the case of the United Kingdom / T.V. Dolmatova // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2019. - No. 5. - Pp. 59-65.
8. British Judo. Yellow Belt Challenge. - URL: https:// www.britishjudo.org.uk/clubs/my-club/initiatives-and-programmes/yellow-belt-challenge/ (дата обращения: 21.08.2019).
9. British Swimming. Volunteer. - URL: https://www. britishswimming.org/members-resources/volunteer/ (дата обращения: 28.08.2019).
10. Great Britain Rowing Team Supporters. - URL: https://www.britishrowing.org/gb-rowing-team/supporters-club/ (дата обращения: 23.09.2019).
11. Долматова Т.В. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта за рубежом на примере Великобритании: учеб. пособие / Т.В. Долматова, А.Г. Аба-лян, А.А. Анцелиович. - Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 136 с.
References
1. UK Sport. About Us, URL: https://www.uksport.gov. uk/about-us/ (date of assess: 21.08.2019).
2. UK Sport. World Class Programme, URL: https://www. uksport.gov.uk/our-work/world-class-programme/ (date of assess: 21.08.2019).
3. English Institute of Sport, URL: https://www.eis2win. co.uk/ (date of assess: 24.08.2019).
4. Roan, D. (2016), Funding warning for sports governing bodies under new gender diversity code, URL: https://www. bbc.com/sport/37823821/ (date of assess: 11.09.2019).
5. A Code for Sports Governance, URL: http://www. uksport.gov.uk/resources/governance-code/ (date of assess: 23.09.2019).
6. Sporting Future: A New Strategy for an Active Nation, URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/486622/ Sporting_Future_ACCESSIBLE.pdf/ (date of assess: 21.08.2019).
7. Dolmatova T.V. (2019), The institutional framework for mass participation and elite sport development: the case of the United Kingdom, International Journal of Applied Exercise Physiology, no. 5, pp. 59-65.
8. British Judo. Yellow Belt Challenge, URL: https:// www.britishjudo.org.uk/clubs/my-club/initiatives-and-programmes/yellow-belt-challenge/ (date of assess: 21.08.2019).
9. British Swimming. Volunteer, URL: https://www. britishswimming.org/members-resources/volunteer/ (date of assess: 28.08.2019).
10. Great Britain Rowing Team Supporters, URL: https:// www.britishrowing.org/gb-rowing-team/supporters-club/ (date of assess: 23.09.2019).
11. Dolmatova, T.V., Abalyan, A.G. and Antseliovich, A.A. (2019), State governance in sport on the example of the Great Britain, Smolensk: Print-Express, 136 p.