Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ДВОЙНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ATHLETE / SPORTS CAREER / PROFESSIONAL CAREER / DUAL CAREER / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышев Алексей Иванович

Введение. В статье рассматривается проблема организации профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, завершивших карьеру, параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры действующих спортсменов, а также сочетания спортивной подготовки с получением образования в области физической культуры и спорта. Представлен материал, который знакомит с программой «Athlete 365 Career+» МОК для содействия переходу от спортивной к профессиональной карьере, с учетом опыта реализации проекта «Dual career» в государствах-членах ЕС. Опыт построения профессиональной карьеры после ухода из спорта на национальном уровне представлен на примере проекта «Athlete career education program» Олимпийского и паралимпийского комитетов США. Отдельное место в статье занимает исследование вопроса организации подготовки спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса в Российской Федерации. Материал и методы. В настоящем исследовании применялся ретроспективный анализ нормативно-правовых актов органов государственной власти в области образования, физической культуры и спорта, корпоративных актов и двусторонних договоров субъектов спорта и профессионального образования, а также контент-анализ материалов информационного и методического характера, периодической печати и интернет-ресурсов, праксиметрический метод. Результаты исследования. Исследование показало, что спортсмены на протяжении спортивной карьеры не имеют возможностей для получения полноценного образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности. После завершения спортивной карьеры большинство из них испытывают существенные трудности в процессе социальной и профессиональной адаптации. Решение данных проблем видится в оптимизации процесса параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры путём гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования, спортивной подготовки и занятости в профессиональной деятельности. Среди мероприятий для реализации данного подхода широко применяется социально-психологическое сопровождение спортсменов на протяжении спортивной карьеры и в период после её завершения, разработка стратегии развития профессионального роста, предоставление образовательных грантов для получения высшего образования. Решение проблемы занятости осуществляется при помощи организации курсов, тренингов и online-семинаров для профессионального обучения спортсменов, создания виртуальной образовательной среды, позволяющей реализовать модель дистанционного обучения. Отдельным направлением в этой работе является поиск потенциальных работодателей для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также помощь действующим спортсменам в трудоустройстве на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой. Обсуждение и выводы. Инициативы гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования действующих спортсменов и занятости спортсменов, завершивших карьеру, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют программы, которые разработаны и реализуются в рамках общественно-государственного партнёрства. Ко второй группе следует отнести инициативы государственных органов власти, в частности, в области образования и спорта. В Российской Федерации подобный опыт существует с 70-80-х годов прошлого столетия. В настоящее время интеграция спортивной подготовки и получения образования ведется в системе профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, находящихся в ведении Министерства спорта РФ и органов управления в области физической культуры и спорта субъектов РФ. Следует констатировать, что в большинстве стран, являющихся членами международного олимпийского движения, институционализация инициатив профессионального образования и обучения спортсменов находится в стадии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышев Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING OF ATHLETES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Introduction. The article deals with the problem of organizing professional education and training of athletes who have completed their careers, the parallel development of sports and professional careers of active athletes, as well as the combination of sports training with education in the field of physical culture and sports. The article introduces the IOC's «Athlete 365 Career+» program to facilitate the transition from a sports career to a professional career and the experience of implementing the «Dual career» project in EU member States. The experience of building a professional career after retiring from sports at the national level is presented on the example of the project «Athlete career education program» of the United States Olympic & Paralympic Committee. A separate place in the article is occupied by the study of the organization of training of sports reserves in the Russian Federation in isolation from the educational process. Materials and methods. In this study, we used a retrospective analysis of regulatory legal acts of state bodies in the field of education, physical culture and sports, corporate acts and bilateral agreements of sports and professional education subjects, as well as content analysis of informational and methodological materials, periodicals and Internet resources, the praximetric method. Results. The study showed that athletes do not have opportunities to receive a full education and prepare for future professional activities during their sports careers. After completing their sports careers, most of them experience significant difficulties in the process of social and professional adaptation. The solution of melon problems is seen in the optimization of the process of parallel development of sports and professional careers by a harmonious combination of sports training and education, sports training and employment in professional activities. Among the activities to implement this approach is widely used socio-psychological support for athletes throughout the sports career and in the period after its completion, development of strategy of development of career, educational grants for higher education. The problem of employment is solved by organizing courses, trainings and online seminars for professional training of athletes, creating a virtual educational environment that allows you to implement a model of distance learning. A separate area in this work is the search for potential employers for athletes who have completed their sports career, as well as assistance to current athletes in finding employment on a part - time basis to get the opportunity to combine work with sports training. Discussion and conclusion. The initiatives of a harmonious combination of sports training and education of active athletes and the employment of athletes who have completed their careers can be conditionally divided into two groups. The first group is made up of programs that have been developed and implemented within the framework of public-state partnership. The second group should include the initiatives of state authorities, in particular in the field of education and sports. In the Russian Federation, a similar experience has existed since the 1970s-1980s. Currently, the integration of sports training and education is carried out in the system of professional educational organizations operating in the field of physical culture and sports, which are under the jurisdiction of the Ministry of Sports of the Russian Federation and governing bodies in the field of physical culture and sports of the constituent entities of the Russian Federation. It should be noted that in most countries that are members of the international Olympic movement, the institutionalization of initiatives for professional education and training of athletes is in the process of formation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья / Article

УДК / UDC 377: 378.1

Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов: проблемы и пути решения

А. И. Малышев

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье рассматривается проблема организации профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, завершивших карьеру, параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры действующих спортсменов, а также сочетания спортивной подготовки с получением образования в области физической культуры и спорта. Представлен материал, который знакомит с программой «Athlete 365 Career+» МОК для содействия переходу от спортивной к профессиональной карьере, с учетом опыта реализации проекта «Dual career» в государствах-членах ЕС. Опыт построения профессиональной карьеры после ухода из спорта на национальном уровне представлен на примере проекта «Athlete career education program» Олимпийского и паралимпийского комитетов США. Отдельное место в статье занимает исследование вопроса организации подготовки спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса в Российской Федерации.

Материал и методы. В настоящем исследовании применялся ретроспективный анализ нормативно-правовых актов органов государственной власти в области образования, физической культуры и спорта, корпоративных актов и двусторонних договоров субъектов спорта и профессионального образования, а также контент-анализ материалов информационного и методического характера, периодической печати и интернет-ресурсов, праксиметрический метод.

Результаты исследования. Исследование показало, что спортсмены на протяжении спортивной карьеры не имеют возможностей для получения полноценного образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности. После завершения спортивной карьеры большинство из них испытывают существенные трудности в процессе социальной и профессиональной адаптации. Решение данных проблем видится в оптимизации процесса параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры путём гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования, спортивной подготовки и занятости в профессиональной деятельности.

© Малышев А. И., 2020

Среди мероприятий для реализации данного подхода широко применяется социально-психологическое сопровождение спортсменов на протяжении спортивной карьеры и в период после её завершения, разработка стратегии развития профессионального роста, предоставление образовательных грантов для получения высшего образования. Решение проблемы занятости осуществляется при помощи организации курсов, тренингов и online-семинаров для профессионального обучения спортсменов, создания виртуальной образовательной среды, позволяющей реализовать модель дистанционного обучения. Отдельным направлением в этой работе является поиск потенциальных работодателей для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также помощь действующим спортсменам в трудоустройстве на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой.

Обсуждение и выводы. Инициативы гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования действующих спортсменов и занятости спортсменов, завершивших карьеру, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют программы, которые разработаны и реализуются в рамках общественно-государственного партнёрства. Ко второй группе следует отнести инициативы государственных органов власти, в частности, в области образования и спорта. В Российской Федерации подобный опыт существует с 70-80-х годов прошлого столетия. В настоящее время интеграция спортивной подготовки и получения образования ведется в системе профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, находящихся в ведении Министерства спорта РФ и органов управления в области физической культуры и спорта субъектов РФ. Следует констатировать, что в большинстве стран, являющихся членами международного олимпийского движения, институционализация инициатив профессионального образования и обучения спортсменов находится в стадии становления.

Ключевые слова: спортсмен, спортивная карьера, профессиональная карьера, двойная карьера, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, профессиональное обучение, образовательная программа.

Для цитирования: Малышев А.И. Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов: проблемы и пути решения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 93-113.

Professional education and professional training of athletes:

problems and solutions

Alexey I. Malyshev

Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article deals with the problem of organizing professional education and training of athletes who have completed their careers, the parallel development of sports and professional careers of active athletes, as well as the combination of sports training with education in the field of physical culture and sports. The article introduces the IOC's «Athlete 365 Career+» program to facilitate the transition from a sports career to a professional career and the experience of implementing the «Dual career» project in EU member States. The experience of building a professional career after retiring from sports at the national level is presented on the example of the project «Athlete career education program» of the United States Olympic & Paralympic Committee. A separate place in the article is occupied by the study of the organization of training of sports reserves in the Russian Federation in isolation from the educational process.

Materials and methods. In this study, we used a retrospective analysis of regulatory legal acts of state bodies in the field of education, physical culture and sports, corporate acts and bilateral agreements of sports and professional education subjects, as well as content analysis of informational and methodological materials, periodicals and Internet resources, the praximetric method.

Results. The study showed that athletes do not have opportunities to receive a full education and prepare for future professional activities during their sports careers. After completing their sports careers, most of them experience significant difficulties in the process of social and professional adaptation. The solution of melon problems is seen in the optimization of the process of parallel development of sports and professional careers by a harmonious combination of sports training and education, sports training and employment in professional activities. Among the activities to implement this approach is widely used socio-psychological support for athletes throughout the sports career and in the period after its completion, development of strategy of development of career, educational grants for higher education. The problem of employment is solved by organizing courses, trainings and online seminars for professional training of athletes, creating a virtual educational environment that allows you to implement a model of distance learning. A separate area in this work is the search for potential employers for athletes who have completed their sports career, as well as assistance to current athletes in finding employment on a part - time basis to get the opportunity to combine work with sports training.

Discussion and conclusion. The initiatives of a harmonious combination of sports training and education of active athletes and the employment of athletes who have completed their careers can be conditionally divided into two groups. The first group is made up of programs that have been developed and implemented within the framework of public-state partnership. The second group should include the initiatives of state authorities, in particular in the field of education and sports. In the Russian Federation, a similar experience has existed since the 1970s-1980s. Currently, the integration of sports training and education is carried out in the system of professional educational organizations operating in the field of physical culture and sports, which are under the jurisdiction of the Ministry of Sports of the Russian Federation and governing bodies in the field of physical culture and sports of the constituent entities of the Russian Federation. It should be noted that in most

countries that are members of the international Olympic movement, the institutionalization of initiatives for professional education and training of athletes is in the process of formation.

Key words: athlete, sports career, professional career, dual career, professional self-determination, professional education, professional retraining, educational program.

For citation: Malyshev, A.I. (2020) Professional'noe obrazovanie i professional'noe obuchenie sportsmenov: problemy i resheniya [Professional education and professional training of athletes: problems and solutions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. рр. 93-113. (In Russian).

Введение

На современном этапе развития спорта затраты времени на спортивную подготовку сопоставимы с установленной продолжительностью рабочего времени. Суммарный годовой объём работы в процессе спортивной тренировки квалифицированных спортсменов достигает 1500 часов, а количество тренировочных занятий -10-15 в неделю [4, с. 12]. Спортивная карьера, таким образом, не оставляет времени для получения полноценного образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности [2]. Вместе с тем, завершение спортивной карьеры, несомненно, является событием, которое приводит к кризису личности и социальной дезадаптации [1]. Доказано, что спортсмены являются неподготовленными к жизни после завершения карьеры и испытывают существенные трудности на протяжении перехода к другой социально-профессиональной общности. Существует мнение, что данное обстоятельство требует, во-первых, надлежащей правовой оценки, а во-вторых, внесения в законодательство изменений, закрепляющих завершение карьеры в качестве социального риска1, с наступлением которого спортсмены будут иметь право на социальную поддержку [3, с. 88-91]2. По мнению авторов к моменту достижения предельного возраста осуществления спортивной деятельности, несмотря на внушительный стаж подготовки в избранном виде спорта, сформированные навыки и опыт спортсмена зачастую

1 Петухова И.В. Формирование системы социальной защиты спортсменов на основе рыночных механизмов регулирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 24 с.

2 Безруков М.П. Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов: Оптимизация управления: автореф. дис. ... докт. социол. наук. М., 2002. 42 с.

оказываются невостребованными в повседневной жизни [3, с. 89; 6]1. В свою очередь, проблема невостребованности на рынке труда специфического стажа усугубляется сформировавшейся за многие годы спортивной направленностью личности, которая затрудняет процесс социализации бывших спортсменов2. Вследствие высокого уровня притязаний для большинства из них утрата спортивной идентичности после завершения карьеры является причиной внутреннего конфликта, кризиса самосознания. Исследования ряда авторов свидетельствуют, что на данном этапе жизни у бывших спортсменов наблюдается состояние подавленности3, ригидность мышления [1, с. 71], высокий уровень фрустрации [1, с. 70]4, низкий уровень самоконтроля [1, с. 69] и коммуникабельности [1, с. 71]. Одной из трудностей адаптационного периода для данного контингента является тот факт, что на кризис завершения спортивной карьеры накладывается кризис профессионального самоопределения [1]5. Кроме того, спортсмены, по мнению авторов, испытывают трудности в профессиональной самоидентификации и в большинстве случаев не готовы к проектированию будущей профессиональной карьеры. Данное обстоятельство говорит о существенных нарушениях социально-профессионального самоопределения личности, которое является важной характеристикой психологической адаптации.

Для преодоления трудностей адаптационного периода на этапе завершения спортивной карьеры представляется целесообразным совмещение спортивной подготовки и профессионального образования.

1 Stambulova N., Ryba T., Henriksen K. Career development and transitions of athletes: the International Society of Sport Psychology. Position Stand Revisited International / Journal of Sport and Exercise Psychology. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1612197X.2020.1737836 (date accessed: 12.08.2020).

2 Мулендейкина Т. А. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокого класса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. С. 12.

3 Федотова И. В. Медико-социальная адаптация спортсменов высокой квалификации в постспортивном периоде: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2010. С. 21.

4 Иванов И. Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2006. С. 6.

5 Мулендейкина Т. А. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокого класса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016. 23 с.

Немаловажное значение для подготовки к трудовой деятельности имеет профессиональное обучение, позволяющее решить проблему занятости спортсменов, в том числе на основе сотрудничества с потенциальными работодателями. Профессиональные навыки для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, являются формой социальной и профессиональной адаптации, а для действующих спортсменов основанием для трудоустройства на условиях неполного рабочего дня с целью совмещения работы и спортивной подготовки.

Создание условий для гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования, спортивной подготовки и занятости в профессиональной деятельности является предметом взаимодействия органов государственной власти, спортивных организаций, учреждений в области образования и науки, а также потенциальных работодателей и компаний в сфере управления персоналом.

Материал и методы

Информационной и эмпирической базой исследования явились нормативно-правовые акты органов исполнительной власти в области образования, физической культуры и спорта, локальные (внутриорганизационные, корпоративные) акты и материалы информационного и методического характера общественных физкультурно-спортив-ных организаций, двусторонние договоры между субъектами сферы спорта и профессионального образования, материалы периодической печати, интернет-ресурсы. С целью изучения отечественного и зарубежного опыта организации профессионального образования и профессионального обучения спортсменов применялись ретроспективный анализ, контент-анализ, биографический метод, праксиметрический метод - анализ продуктов и результатов деятельности субъектов сферы спорта, профессионального образования и профессионального обучения.

Результаты исследования

На международном уровне вопросы построения профессиональной карьеры спортсменов нашли отражение в программе Международного олимпийского комитета (МОК) под названием «Athlete 365 Career+»1, в Стратегии комиссии спортсменов МОК (The IOC Athletes' Commission

1 Athlete365 Career+ [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/ath-lete365career (date accessed: 22.07.2020).

Strategy1, а также в рамках работы IX Международного форума спортсменов МОК, проходившего с 13 по 15 апреля 2019 г. в Лозанне (Швейцария).

В 2005 году для содействия безболезненному переходу к профессиональной карьере после завершения спортивной, МОК приступил к реализации программы «Athlete Career Programme (ACP)». Данная программа осуществлялась совместно с международной компанией в области управления персоналом Adecco Group и предполагала обучение профессиональным навыкам с последующим трудоустройством. В программе приняли участие более 30 национальных олимпийских комитетов (НОК), с которыми были заключены соглашения о сотрудничестве. Профессиональное обучение спортсменов было организовано местными представительствами Adecco Group. По данным МОК, к 2014 году услугами «Athlete Career Programme» воспользовались 22 тыс. спортсменов более чем из 100 стран.

Отметим, что Международный паралимпийский комитет и Adecco Group с 2007 года реализуют аналогичную программу для спортсменов с ограничениями жизнедеятельности - «IPC Athlete Career Programme»2.

В настоящее время МОК реализует программу «Athlete 365 Career+», разработанную по инициативе комиссии спортсменов МОК в сотрудничестве с Adecco Group. Участниками программы являются МОК, Adecco Group, спонсоры, работодатели, комиссия спортсменов МОК, НОК и международные спортивные федерации (МСФ).

При содействии Adecco Group было подготовлено руководство «Employment. Shaping your future beyond sport», в котором представлены материалы для оказания помощи спортсменам на этапе становления профессиональной идентичности. Первая часть руководства позволяет прояснить жизненные цели, а также содержит рекомендации, направленные на профессиональное самоопределение и разработку плана развития карьеры. Вторая часть руководства представляет рабочую тетрадь, где размещены материалы для самодиагностики интересов и потребностей спортсмена, опросные листы для оценки его профессиональных навыков,

1 The IOC Athletes' Commission Strategy. [Electronic resource]. URL: https://d2g8uwgn11fzhj.cloudfront.net/wp-content/uploads/2015/11/18143258/1578_Ath-letes_Com_Strategy_Doc_ENG_4a_AW.pdf (date accessed: 22.07.2020).

2 THE IPC ADECCO CAREER PROGRAMME. [Electronic resource]. URL: https://www.paralympic.org/athlete-careers (date accessed: 29.07.2020).

деловых качеств, образования, опыта, выявления скрытых ресурсов. Отдельное место в руководстве занимают практические рекомендации по написанию резюме, подготовке к собеседованию и интервью1.

С целью информирования НОК, МСФ и других заинтересованных организаций о принципах и мероприятиях реализации программы, МОК при участии Adecco Group подготовлен краткий информационный бюллетень. Концепция программы «Athlete 365 Career+» предусматривает деятельность в трёх направлениях: «Education», «Life skills» и «Employment». Среди услуг, которые предоставляются в процессе реализации рассматриваемой программы, следует выделить семинары, направленные на профессиональное самоопределение, online-курсы, интерактивное наставничество специалистов по развитию карьеры Adecco Group, а также тренинги для подготовки преподавателей с целью проведения курсов по планированию профессиональной карьеры спортсменов в рамках национальных проектов «Athlete 365 Career+» под эгидой НОК.

Отметим, что МОК в подготовленном бюллетене настоятельно рекомендует НОК и МСФ разрабатывать и внедрять собственные программы профессионального образования и профессионального обучения спортсменов. Механизм реализации национальных программ «Athlete 365 Ca-reer+» предполагает сотрудничество с местными подразделениями Adecco Group, которые, в свою очередь, обеспечивают взаимодействие с потенциальными работодателями, а также предоставляют услуги по разработке стратегии развития профессиональной карьеры. По сведениям МОК, в период с 2005 года по настоящее время соглашения с местными подразделениями Adecco Group о подобном сотрудничестве заключили более 30 НОК2.

Для повышения эффективности процесса взаимодействия между участниками программы построения карьеры Adecco Group в 2019 году учредило должности шести региональных представителей из числа быв-

1 Employment. Shaping your future beyond sport. [Electronic resource]. URL: https://d2g8uwgn11fzhj.cloudfront.net/wp-content/uploads/2019/02/08183325/1550_Ca-reer_Employment_2g.pdf (date accessed: 22.07.2020).

2 An Introduction. For National Olympic Committees & International Federations. Outreach Programme. [Electronic resource]. URL: https://stillmed.olympic.org/media/Document%20Li-brary/OlympicOrg/IOC/What-We-Do/Protecting-Clean-Athletes/Athletes-Space/Career-plus/Career_plusJntro_for_NOCsJFs.pdf#_ga=2.102196418.2120470041.1596055269-1792990070.1596055269 (date accessed: 30.07.2020).

ших спортсменов. Деятельность региональных представителей направлена на координацию усилий всех заинтересованных сторон с учётом национальных особенностей субъектов образовательных отношений и рынка труда. Например, «Outreach programme» представляет собой ознакомительный семинар для повышения осведомлённости спортсменов по вопросу построения профессиональной карьеры. Семинар состоит из 6-

/Ч « W

8 модулей и проводится в течение одного или нескольких дней в группах по 20-30 слушателей в возрасте от 16 до 35 лет. Организует и проводит такие семинары, как правило, комиссия спортсменов НОК в сотрудничестве с местными представительствами Adecco Group, а финансирование осуществляется по предварительной заявке НОК через программу «Olympic Solidarity», направление «Athlete career transition»1.

Ещё одним примером такого взаимодействия в рамках «Athlete 365 Career+» на национальном уровне является семинар, организаторами которого выступили Международная федерация борьбы (United World Wrestling - UWW) и региональное представительство Adecco Group в Мексике. В июне 2019 года UWW при участии Олимпийского комитета Мексики для 50 спортсменов из 12 стран в возрасте 16-17 лет был организован тренировочный лагерь. Сертифицированные по направлению «Athlete365 Career + Lead Educators» преподаватели, в прошлом элитные спортсмены, в течение двух дней провели информационно-пропагандистский семинар о важности образования в процессе построения будущей профессиональной карьеры и необходимости подготовки к жизни после завершения спортивной карьеры2.

Особый интерес представляет программа профессионального обучения «Athlete365 Business Accelerator», которая направлена на ознакомление слушателей с основами предпринимательской деятельности и развития малого бизнеса. Данный проект осуществляется на безвозмездной основе, финансируется в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках программы «Olympic Solidarity» и реализуется в три этапа. На первом этапе спортсменам предлагается принять участие в 10-часо-

1 UWW More than Medals comes to Mexico. [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/athlete365/careers/uww-more-than-medals-comes-to-mexico/ (date accessed: 22.07.2020).

2 Business Accelerator. [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/ath-lete365/courses/business-accelerator/ (date accessed: 31.07.2020).

вом online-курсе из шести занятий по свободному расписанию для диагностики имеющихся навыков и создания бизнес-идеи. Наиболее успешных слушателей в дальнейшем приглашают на второй этап обучения в форме семинара, который длится два дня и направлен на разработку бизнес-плана. После окончания семинара на протяжении четырёх недель обучение продолжается в форме интерактивного наставничества. На третьем этапе десять спортсменов получают возможность пройти обучение в течение шести месяцев под руководством экспертов «Yunus Sports Hub», чтобы изучить финансовое планирование, запустить свой проект и воплотить идеи в реальность1. Отметим, что спортивный центр «Yunus Sports Hub» был организован лауреатом Нобелевской премии мира 2006 года, профессором экономики Мухаммадом Юнусом для продвижения и реализации концепции социального бизнеса в спорте2.

Важным направлением в рамках программы «Athlete 365 Career+» являются регулярные интерактивные семинары для профессионального самоопределения спортсменов: «Strengths and values», «Interests and skills», «Passion and impact», «Purpose and planning». Каждый веб-семинар длится полтора часа и представляет собой цикл, который последовательно знакомит слушателя с вопросами развития профессиональной карьеры. Значительное место в данном цикле занимает самодиагностика интересов и потребностей спортсмена, его деловых качеств и опыта, что, без сомнения, является важным для разработки стратегии осознанного развития профессиональной карьеры3.

Вместе с тем, среди услуг, которые предоставляет программа «Athlete 365 Career+» для спортсменов, имеется ряд курсов: «Career Transition: Life after Sport», «Career Transition: Preparing for Future Success», «Sport Event Management», «Business Start-Up: From Idea to Launch», «Professional Sport Management»4. Преподавателями указанных курсов

1 Get started in the business world! [Electronic resource]. URL: https://www.olym-pic.org/athlete365/careers/business-accelerator-get-started-business-world/ (date accessed: 22.07.2020).

2 For athletes. Your challenges, our challenges. [Electronic resource]. URL: http://www.yunussportshub.com/for-athletes/ (date accessed: 04.08.2020).

3 Career +: Power Up Online Workshops. [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/athlete365/career-power-up-workshops/ (date accessed: 22.07.2020).

4 Business accelerator. Related courses. [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/athlete365/courses/business-accelerator/ (date accessed: 04.08.2020).

являются эксперты Adecco Group в области построения профессиональной карьеры, управления персоналом1, сотрудники Международной олимпийской академии, учёные из Европы, Северной Америки и Австралии, которые имеют опыт исследований в сфере спортивного менеджмента и управления спортивными организациями2, а также бывшие спортсмены и члены комиссии спортсменов МОК.

Среди региональных (континентальных) примеров профессионального образования и профессионального обучения спортсменов заслуживает внимания концепция «Dual career», которая сформировалась в последнее десятилетие в Европе и предполагает создание условий для гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования, спортивной подготовки и занятости в профессиональной деятельности.

Л w W

С целью консолидации усилий органов государственной власти, спортивных и образовательных организаций, а также потенциальных работодателей в разработке национальных программ развития двойной карьеры, 16 ноября 2012 года в Брюсселе были приняты Рекомендации Европейского союза (ЕС) о двойной карьере в спорте высших достижений («Guidelines on dual careers of athletes»). Документ содержит 36 рекомендаций для формирования национальной системы параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры на основе механизма общественно-профессионального партнёрства между органами государственной власти, спортивными организациями и учреждениями в области науки и образования3. Основными направлениями реализации программы «Dual career» в государствах-членах ЕС являются:

1) социально-психологическое сопровождение спортсменов на протяжении спортивной карьеры и в период после её завершения;

1 Career Transition: Preparing for Future Success. [Electronic resource]. URL: https://www.olympic.org/athlete365/courses/career-transition-preparing-for-future-suc-cess/ (date accessed: 04.08.2020).

2 Athlete career and education program awards more than $525K in athlete tuition grants in 2019 [Electronic resource]. URL: https://www.teamusa.org/News/2019/0cto-ber/23/Athlete-Career-And-Education-Program-Awards-More-Than-525K-In-Athlete-Tui-tion-Grants-In-2019 (date accessed: 20.02.2020).

3 EU Guidelines on dual careers of athletes. Recommended Policy Actions in Support of dual careers in high-performance sport. [Electronic resource]. URL: https://ec.eu-ropa.eu/assets/eac/sport/library/documents/dual-career-guidelines-final_en.pdf (date accessed: 12.08.2020).

2) мероприятия по разработке стратегии развития профессиональной карьеры на основе диагностики интересов и потребностей спортсменов;

3) предоставление образовательных грантов для получения высшего образования;

4) организация профессионального обучения спортсменов в сотрудничестве с образовательными организациями и коммерческими предприятиями;

5) создание виртуальной образовательной среды, позволяющей реализовать модель дистанционного обучения;

6) поиск потенциальных работодателей для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также помощь действующим спортсменам в трудоустройстве на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой и др.

Кроме того, в рамках проекта ERASMUS + Sport под названием «Gold in Education and Elite Sport» было подготовлено руководство «GEES Handbook for Dual Career. Support Providers (DCSPs)». В подготовке руководства принимали участие ведущие специалисты из 17 научно-исследовательских учреждений, международных и национальных спортивных организаций Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Словении, Франции, Швеции. Материалы руководства основаны на результатах опроса 4196 спортсменов и 336 специалистов по вопросам двойной карьеры из девяти стран ЕС для выявления компетенций, которые необходимы для успешности процесса параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры. По итогам исследования все компетенции были объединены в четыре группы: управление двойной карьерой, планирование карьеры, психологическая устойчивость, социальный интеллект и способность к адаптации1. В руководстве отмечается ведущая роль формирования указанных компетенций в ходе психологического сопровождения спортсменов при построении двойной карьеры.

В мае 2017 года для повышения осведомлённости стейкхолдеров и внедрения накопленного эмпирического опыта, в рамках работы регионального центра стратегии развития двойной карьеры (Regional center for dual career policies and advocacy) был подготовлен справочник «Handbook of Best Practices in Dual Career of Athletes in countries implicated in the

1 Business accelerator. Related courses. [Electronic resource]. URL: https://www.olym-pic.org/athlete365/courses/business-accelerator/ (date accessed: 04.08.2020).

DC4AC project»1. Справочник содержит передовой опыт реализации принципов Европейской комиссии по развитию двойной карьеры спортсменов, который был накоплен в Румынии, Венгрии, Италии, Греции, Словакии, Словении и Болгарии в рамках гранта Erasmus + «Sport, action area Support for Collaborative Partnerships». Изучение опыта европейских стран по информации, представленной в данном документе, позволяет констатировать, что в настоящее время в государствах-членах ЕС имеются лишь единичные инициативы построения двойной карьеры, которые к тому же пока не носят системный характер.

Исключением, пожалуй, можно считать деятельность общественной организации Olympiatoppen, которая отвечает за развитие спорта высших достижений и подготовку спортсменов Норвегии к Олимпийским играм [5, с. 80-81], а также проект «Duale Karriere», который с 2013 года реализует Олимпийская спортивная конфедерация Германии (DOSB - Deutscher Olympischer Sportbund)2. Данные успехи достигнуты благодаря тому, что, как в Норвегии, так и в Германии сформировалась система государственного и общественного партнёрства между стейкхолдерами в области спорта, образования, трудоустройства и предоставления услуг по подбору персонала.

Рассматривая опыт, который был накоплен для решения проблемы профессионального образования и профессионального обучения спортсменов на национальном уровне, заслуживает внимания проект «Athlete career education program (ACE)» Олимпийского комитета США (United States Olympic & Paralympic Committee - USOPC). Деятельность USOPC в рамках проекта ACE направлена на содействие американским спортсменам в получении профессионального образования и профессиональных навыков, при помощи разнообразных курсов, а также оказание помощи в трудоустройстве. Благодаря данной программе USOPC ежегодно распределяет более 200 тыс. дол. на учебные гранты для спортсменов национальных сборных команд и спортсменов, завершивших карьеру.

1 Handbook of Best Practices in Dual Career of Athletes in countries implicated in the DC4AC projec [Electronic resource]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/project-result-content/eac1f6dc-aeab-42cd-93a8-f01a89b68043/Final%20Hand-book%20of%20Best%20practices.pdf (date accessed: 12.08.2020).

2 Zehn-Punkte-Programm des DOSB zur Dualen Karriere. [Electronic resource]. URL: https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/downloads/Zehn-Punkte-Pro-gramm_Duale_Karriere.pdf (date accessed: 21.07.2020).

Так, для членов сборной США предоставляется возможность получить квалификацию бакалавра в Devry University и степень магистра в Высшей школе управления им. Келлера (Keller Gradúate School of Management) в области предпринимательства и здравоохранения за счёт средств, выделяемых USOPC, в виде образовательных грантов, которые покрывают часть расходов на обучение.

Devry University предоставляет академические услуги USOPC в соответствие с соглашением, достигнутым в декабре 2011 года и действующим до 31 декабря 2020 года. В соответствии с соглашением право на получение полной компенсации затрат на получение высшего образования имеют следующие категории спортсменов:

• участники Олимпийских или Паралимпийских игр,

• спортсмены, завершившие карьеру и являвшиеся участниками чемпионатов мира, кубка мира в течение двух последних календарных лет,

• чемпионы и призёры юниорских или молодёжных чемпионатов мира в течение двух последних календарных лет.

Отдельно следует отметить, что руководство ACE оставляет за собой право отказать спортсмену в предоставлении компенсации затрат на обучение в случае подачи заявки для получения второго высшего образования.

Чтобы стать участником проекта в рамках соглашения между Devry University и USOPC соискателю необходимо создать учётную запись на сайте USOPC, пройти авторизацию и подать заявку в электронном виде или связаться с представителями программы ACE1.

Начиная с 2017 года, в рамках программы построения карьеры спортсменов учебные гранты получили 287 человек на сумму 960 тыс. 467 дол. Несмотря на то, что объём субсидий Devry University на учебные гранты за последние три года составил 3,95 млн. дол., потребность в финансировании данного проекта, по убеждению его руководителей, сохраняется. Об этом свидетельствует тот факт, что общая сумма затрат на обучение 189 спортсменов в 2019 году составила 1,8 млн дол., из которых лишь 28 % составили средства, собранные в рамках программы ACE.

1 USOC/DeVry University Academic Performance Partnership Eligibility Requirements for Scholarship Recipients. [Electronic resource]. URL: https://usoc.devry.edu/con-tent/dam/dvu/partners_devry_edu/d/corp/devry_usoc_%o20terms.pdf (date accessed: 04.07.2020).

Помимо соглашения с Devry University и Tuck School of Business при Dartmouth College Олимпийский комитет США сотрудничает со Школой бизнеса университета Юты, (School of business the University of UTAH), Гарвардским университетом (Harvard University), Йельским университетом (Yale University) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным пресс-релиза USOPC, в 2019 году общая сумма субсидирования высшего образования составила 526 тыс. 395 дол., что на 105 % превышает финансирование профессионального образования спортсменов в 2018 году. В общей сложности помощь через USOPC получили 173 человека, из которых - 49 спортсменов, завершивших карьеру, 52 действующих спортсмена, 72 перспективных спортсмена.

Обучение спортсменов проходило в 94 учреждениях, среди которых Дартмутский, Гарвардский, Йельский, Стэнфордский университеты, университеты Райса (Rice University) и Брауна (Brown University), а также ряд других государственных университетов и общественных колледжей. Как отмечается в пресс-релизе, распределение учебных грантов стало возможным благодаря пожертвованиям члена совета USOPF (The U.S. Olympic & Paralympic Foundation) Бенджамина Саттона в объёме 50 тыс. дол., поступлениям из Фонда Олимпийского наследия Юты (Utah Olympic Legacy Foundation) в объёме 165 тыс. 490 дол., и, что немаловажно, -частным пожертвованиям1.

Существенное внимание в структуре услуг, которые предусмотрены программой ACE, уделяется профессиональному обучению спортсменов. Так, USOPC совместно со школой предпринимательской деятельности им. Эдварда Така (Tuck School of Business) при Дартмутском университете реализует программу профессионального обучения «Next Step: Transition to Business» («Следующий шаг: переход к бизнесу»)2; совместно с General Assembly и Adecco Group - курс Discover social media с целью изучения стратегий продвижения продуктов в социальных сетях; с компанией

1 Athlete career and education program awards more than $525K in athlete tuition grants in 2019 [Electronic resource]. URL: https://www.teamusa.org/News/2019/0cto-ber/23/Athlete-Career-And-Education-Program-Awards-More-Than-525K-In-Athlete-Tui-tion-Grants-In-2019 (date accessed: 20.02.2020).

2 Tuck Business School Certificate Program For Elite Athletes and Veterans. [Electronic resource]. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/ed-ucation/continuing-education (date accessed: 04.07.2020).

Green Fig - курс цифрового маркетинга и продаж («Digital Marketing and Sales Operations»)1.

«ACE Business Startup Workshop» - двухдневная программа профессионального обучения, предназначенная для спортсменов, которые тяготеют к предпринимательской деятельности. Например, в 2019 году программа обучения предполагала подготовку по двум направлениям: первое - для подготовки спортсменов, разрабатывающих бизнес-проекты, и осуществляющих поиск инструментов для их реализации, а второе - для подготовки спортсменов, управляющих собственным предприятием. Обучение проходило в течение двух дней в двух группах по 10 человек. Все расходы на проезд, проживание в отеле и обучение были покрыты программой построения карьеры спортсменов2.

Одна из форм профессионального обучения спортсменов США - это саммит олимпийцев (ACE summit), являющихся членами сборных команд страны. Саммит проводится вслед за Играми Олимпиады и Олимпийскими зимними играми, предназначен для ознакомления спортсменов с ресурсами ACE и является своего рода навигатором будущей профессиональной карьеры. На протяжении нескольких дней олимпийцы участвуют в разнообразных мероприятиях, среди которых встречи со спортсменами, завершившими спортивную карьеру и имеющими личный опыт предпринимательской деятельности, мастер-классы по профессиональной ориентации и трудоустройству, тренинги личностного и профессионального развития, встречи с потенциальными работодателями и спонсорами USOPC3.

Наиболее перспективным направлением параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры представляется сочетание спортивной подготовки с получением образования в области физической культуры и спорта. Несомненно, что компетенции и опыт, приобретённые

1 CONTINUING EDUCATION PROGRAMS. [Electronic resource]. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/education/continuing-ed-ucation (date accessed: 04.07.2020).

2 ACE Business Startup Workshop. [Electronic resource]. URL: https://www.tea-musa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/business-startup-workshop (date accessed: 08.03.2020).

3 ACE summit. [Electronic resource]. URL: https://www.teamusa.org/athlete-career-and-education-program/life-skills/olympic-and-paralympic-summit (date accessed: 08.03.2020).

в процессе спортивной подготовки, являются не только эмпирическим основанием для профессионального физкультурно-спортивного образования, но и гарантией занятости на рынке труда [2, с. 79-80].

В нашей стране опыт параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры был накоплен ещё в 1970-1980-х годах. Так, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1986 г. № 382 предписывало Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по физической культуре и спорту, начиная с 1986/87 учебного года, ввести двенадцатилетнее обучение в общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля на основе программ средних педагогических учебных заведений с присвоением выпускникам квалификации «Учитель физической культуры». Вместе с тем, указанное Постановление разрешало Министерству высшего и среднего специального образования СССР по представлению Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту продлевать, в виде исключения, установленный срок обучения студентов, являющихся кандидатами в сборные команды СССР, на период до 2 лет, с предоставлением им права выполнения учебного плана по индивидуальному графику1.

В дальнейшем вследствие реорганизации школ-интернатов спортивного профиля на основании совместного приказа Госкомспорта СССР и Госкомитета СССР по народному образованию от 27.01.1989 г. № 48/36, подготовленного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1988 г. № 1385 «О генеральной схеме управления физической культурой и спортом», были созданы училища олимпийского резерва (УОР).

В настоящее время в Российской Федерации согласно сводному отчёту 5-ФК по РФ за 2019 г. насчитывается 55 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта2. Так, в введении Министерства спорта РФ находится 11 УОР, среди которых три училища-колледжа олимпийского резерва в Иркутске, Омске и Брянске, и восемь училищ (техникумов)

1 Постановление Совета Министров УССР от 25 апреля 1986 г. № 155. [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/155-86-%D0%BF#Text (дата обращения: 30.07.2020).

2 Сводный отчёт 5-ФК по РФ за 2019 г. Раздел I. Число организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 30.07.2020).

олимпийского резерва в г. Бронницы и в г. Щелково Московской области, Владивостоке, Кисловодске, Кондопоге, Самаре, Смоленске, Ярославле.

В субъектах Российской Федерации насчитывается 44 УОР, а функции и полномочия учредителя данных училищ выполняют региональные органы управления в области физической культуры и спорта. Финансирование деятельности региональных УОР осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Численность занимающихся по программам спортивной подготовки в УОР составляет 11333 человека, из которых на этапе начальной подготовки осваивают программы 1175 юных спортсменов, на тренировочном этапе проходят подготовку 4495 человек, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4092 человека, на этапе высшего спортивного мастерства - 1571 спортсмен1. Из числа воспитанников УОР в 2019 году 3731 спортсмен имел спортивный разряд КМС, 1129 человек являлись мастерами спорта, 170 - МСМК, 33 - ЗМС2.

Предметом деятельности УОР согласно их уставу является реализация программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта наряду с программами спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, а также создание условий для подготовки спортивных сборных команд и спортивного резерва.

Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 Физическая культура, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 976 от 11 августа 2014 г. По итогам освоения образовательной программы выпускникам присваивается квалификация «Педагог по физической культуре и спорту». Сроки получения среднего профессионального образования составляют 3 года 10 мес. на базе основного общего образования и 2 года 10 мес. на базе среднего общего образования. Следует отметить, что в практике организации образовательной деятельности имеются случаи,

1 Сводный отчёт 5-ФК по РФ за 2019 г. Раздел III. Численность занимающихся по программам спортивной подготовки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 30.07.2020).

2 Сводный отчёт 5-ФК по РФ за 2019 г. Раздел V. Спортивные разряды, спортивные звания. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 30.07.2020).

когда УОР на основании п.п. б) п. 3.2. раздела III ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура разрабатывают учебные планы, в которых нормативные сроки обучения на базе основного общего образования предусматривают увеличение продолжительности подготовки на один год.

Безусловно, преимуществом данного подхода является не только возможность обеспечить эффективность подготовки спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса. Приобретение профессионального образования, связанного со спортом, в дальнейшем в сочетании с опытом спортивной подготовки и соревновательной деятельности, несомненно, может стать фактором успешности профессиональной карьеры [2, с. 80].

Обсуждение и выводы

Профессиональное образование и профессиональное обучение являются важными механизмами, которые обеспечивают безболезненный переход спортсменов к профессиональной карьере. Осознавая важность подготовки спортсменов к трудовой деятельности, спортивные организации на международном, региональном (континентальном) и национальном уровне в сотрудничестве с учреждениями в области образования, науки, управления персоналом, благотворительными фондами, органами государственной власти предпринимают шаги для формирования системы параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры. В настоящее время можно выделить инициативы гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования для действующих спортсменов, а также инициативы, направленные на решение проблемы профессионального образования спортсменов, завершивших карьеру.

Для действующих спортсменов инициативы по предоставлению услуг в сфере профессионального образования можно разделить на две группы. Первую группу составляют проекты, которые разработаны и реализуются в рамках общественно-государственного партнёрства. К таковым можно отнести программу «Duale Karriere», которая в Германии реализуется при содействии DOSB, услуги норвежской общественной организации Olympiatoppen, а также проект USOPC под названием «Athlete career education program». Ко второй группе услуг следует отнести инициативы государственных органов власти в области образования и спорта для параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры на

базе учреждений среднего профессионального образования с присвоением после их окончания квалификации в области физической культуры и спорта. Внушительный опыт в данном направлении был накоплен в нашей стране в 1970-1980-х годах, а в настоящее время активно перенимается странами-членами ЕС.

Профессиональное обучение представляется важным как для социальной адаптации спортсменов, завершивших карьеру, так и для действующих спортсменов, нуждающихся в трудоустройстве на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой. Так, программа МОК «Athlete 365 Career+», а также проект «Athlete career education program», который реализует USOPC, предусматривают деятельность в трёх направлениях: «Education», «Life skills» и «Employment». Формами профессионального обучения являются курсы для формирования профессиональных навыков, семинары, online-курсы, тренинги, интерактивное наставничество. Следует отметить, что часть услуг в области профессионального обучения помимо доступа к образовательным ресурсам предполагает возможность стажировки и дальнейшего трудоустройства.

Немаловажным обстоятельством в процессе реализации указанных инициатив являются мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение спортсменов и их сопровождение в процессе профессионального становления специалистами по развитию карьеры. Последнее стало возможным благодаря партнёрству спортивных организаций с компаниями в области управления персоналом и потенциальными работодателями.

Список литературы

1. Благинин А. А., Бар Н. С., Шихвердиев С. Н. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 64-76.

2. Коваленко Н. Проблемы спортсменов, связанные с их социальной самоидентификацией, трудностями в получении полноценного образования и необходимостью адаптации к обычной жизни после окончания спортивной карьеры // Наука в олимпийском спорте. №4. 2015. С. 74-87.

3. Мирошниченко А. В. Завершение спортивной карьеры и прекращение трудовых отношений как основание возникновения социального риска // Закон и право. 2019. № 5. С. 86-92.

4. Платонов В. Специальные принципы в системе подготовки спортсменов // Наука в олимпийском спорте. №2. 2014. С. 8-19.

5. Платонов В., Павленко Ю., Томашевский В. Система олимпийской подготовки спортсменов в Норвегии // Наука в олимпийском спорте. №4. 2019. С. 73-83.

References

1. Blaginin, A.A., Bar N.S., SHihverdiev S.N. (2015) Issledovanie psihologicheskoj adaptacii sportsmenov, zavershayushchih svoyu sportivnuyu kar'eru [Research of psychological adaptation of athletes finishing their sports career]. Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. pp. 64-76. (in Russian).

2. Kovalenko, N. (2015) Problemy sportsmenov, svyazannye s ih social'noj samoiden-tifikaciej, trudnostyami v poluchenii polnocennogo obrazovaniya i neobhodimost'yu adaptacii k obychnoj zhizni posle okonchaniya sportivnoj kar'ery [Problems of athletes related to their social identity, difficulties in obtaining a full-fledged education and the need to adapt to normal life after the end of their sports career]. Nauka v olimpijskom sporte - Science in Olympic sports. No 4. pp. 74-87. (in Russian).

3. Miroshnichenko, A. V. (2019) Zavershenie sportivnoj kar'ery i prekrashchenie tru-dovyh otnoshenij kak osnovanie vozniknoveniya social'nogo riska [Completion of a sports career and termination of employment as the basis for the emergence of social risk]. Zakon i pravo - Law and law. No 5. pp. 86-92. (in Russian).

4. Platonov, V. (2014) Special'nye principy v sisteme podgotovki sportsmenov [Special principles in the system of training athletes]. Nauka v olimpijskom sporte - Science in Olympic sports. No 2. pp. 8-19. (in Russian).

5. Platonov, V., Pavlenko, YU., Tomashevskij, V. (2019) Sistema olimpijskoj podgotovki sportsmenov v Norvegii [System of Olympic training of athletes in Norway]. Nauka v olimpijskom sporte - Science in Olympic sports. No 4. pp. 73-83. (in Russian).

Об авторе

Малышев Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

About the author

Alexey I. Malyshev, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 12.10.2020 Received: 12 October 2020

Принята к публикации: 20.11.2020 Accepted: 20 November 2020

Опубликована: 28.12.2020 Published: 28 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.