ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
РАННЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОЗРАСТЕ 16-18 ЛЕТ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ УХОДА ИЗ СПОРТА В ЦЕЛОМ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗА И КОРРЕКТИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ
В.В. САВЧЕНКО, ФСЦ «Экстрим» Москомспорта, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема раннего завершения карьеры у квалифицированных молодых спортсменов в возрасте 16-18 лет в спортивных единоборствах восточной направленности (тхэквондо, восточное боевое единоборство, дзюдо, карате, джиу-джитсу, кудо и т.д.). Предварительно проводится обзор и анализ научных исследований по теме ухода из спорта в широком понимании как явления. Объект исследования - спортсмены 1618 лет (± 1 год), спортивная квалификация - Iразряд, КМС, МС, внеспортивная квалификация - 3-й кю - 2 Дан (коричневый - черный пояс). Приводятся результаты исследований и экспериментов, указываются основные причины и побудительные мотивы молодых спортсменов завершать карьеру, рассматриваются различные позиции и точки зрения специалистов и практиков на проблему. Дается обоснование идеи выделения проблемы раннего ухода из спортивных единоборств восточной направленности, ввиду ее специфичности, для отдельного исследования. Акцентируется внимание на важности профилактической работы тренерско-преподавательского состава в вопросе предотвращения и корректировки раннего ухода квалифицированных спортсменов и минимизации его последствий
для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Ключевые слова: уход из спорта, квалификационно-возрастной провал (КВП), восточное боевое единоборство (ВБЕ), Сетокан, карате, тренер, мотивация, спортивная педагогика, «двойная карьера» в спорте, сохранение
спортивного потенциала, социальная адаптация спортсменов
THE EARLY END OF A CAREER IN ORIENTAL MARTIAL ARTS BETWEEN THE AGES OF 16 AND 18 IN THE LIGHT OF THE PROBLEM
OF QUITTING SPORT IN GENERAL: THE POSSIBILITY OF PREDICTING AND CORRECTING THE PROBLEM
V.V. SAVCHENKO, FSC "Extreme" at the MDS, Moscow
Abstract
The paper deals with the issue of early completion of sports career by qualified young athletes at the age of 16-18 years in eastern sport martial arts (taekwondo, eastern martial arts, judo, karate, jiu-jitsu, kudo etc.). The author provides a review and analysis of scientific research papers on the topics of retirement form sports as a phenomenon in a broad sense. The analysis is backed by the results of researches and experiments with pointing out of the main reasons and motives of young athletes to terminate their career. Research subject: athletes at age 16-18 years (± 1 year). Sports qualifications: 1st degree, Candidate for Master of Sport, Master of Sport. Non-sports qualification: from 3-kyu to 2-Dan (brown - black belt). The issue is described in terms of different positions and points of view of specialists and practitioners. A thorough study together with separation of the issue is suggested due to the specific features of the problem of early end of sport careers in eastern martial arts. Special focus of the research is on the importance of preventive work by the coaches and trainers in terms of prevention and correction of an early leaving of qualified athletes and minimization of its implications
on the institutions providing physical education.
Keywords: exit from sport, qualification and age-related failure, Eastern martial arts (EMA), Shotokan, karate, coach, motivation, sport pedagogy, "dual career" in sport, sports potential preservation, social adaptation of athletes.
Введение
Вопрос сохранения спортивного контингента является одним из важнейших аспектов в сфере подготовки высококвалифицированных спортсменов в России. Одним из показателей качества и эффективности деятельности организации, осуществляющей подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, является: «сохранность контингента спортсменов высокой квалификации при условии стабильности выступления на официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнованиях» [1].
Между тем даже поверхностный анализ работы тренерского состава спортивных школ позволяет сделать вывод о наличии ряда негативных моментов педагогического, методического и организационного плана [2].
В частности, одной из проблем, с которой неминуемо сталкиваются в своей работе многие тренеры-преподаватели, является ранний уход молодых, опытных и подготовленных спортсменов, имеющих высокую квалификацию, прошедших большое количество соревнований, спортивных сборов и семинаров.
Актуальность данной проблемы очевидна - каждый год десятки опытных спортсменов-единоборцев в возрасте 16-18 лет оставляют систематические спортивные занятия по самым разным причинам [3]. В результате тренер и организация, в которой спортсмен проходил подготовку, теряют не только перспективного спортсмена, который в своей возрастной категории, возможно, еще даже не вышел на пик своей лучшей технической и физической подготовленности, но и возможно, компетентного педагога и тренера, способного впоследствии воспитать немало достойных и талантливых учеников. Как следствие, спортивная организация или отдельная спортивная секция уже не может выставить на соревнования высокого уровня достойных спортсменов, т.к. опытные и подготовленные по разным причинам прекратили свои тренировочные занятия, а молодые еще не могут выступать на соревнованиях по объективным причинам (недостаточный возраст, низкая квалификация и т.д.). С точки зрения влияния данной ситуации на функционирование организации, осуществляющей спортивную подготовку, такой эффект условно можно охарактеризовать термином квалификационно-возрастной провал (КВП).
Также важно отметить, что преждевременный уход молодых и квалифицированных спортсменов из конкретного вида спортивного единоборства может негативным образом отражаться на результатах выступления российских сборных команд на международных соревнованиях, когда речь идет уже о престиже России как спортивной державы.
Цель исследования: обосновать необходимость выделения проблемы раннего ухода из спортивных единоборств восточной направленности в 16-18 лет для отдельного изучения и поиска возможных решений
Методы исследования: анализ современной научной литературы, метод экспертной оценки, личные педагогические наблюдения.
Основная часть
Проблема раннего ухода из спорта неоднократно обсуждалась в научной литературе как в России, так и за рубежом [3, 4, 5, 6, 19, 22]. Являясь, безусловно, комплексной, она охватывает достаточно широкий круг вопросов общей и спортивной психологии, педагогики, физиологии, медицины и социологии.
Среди исследований по данной тематике, проводимых за последнее время, следует выделить работу российских специалистов [3]. В ней проведен разносторонний анализ таких причин, как: трудность совмещения спортивной и учебной деятельности; уход спортсменов как прошедших отбор в сборные команды, так и не прошедших его; психологические трудности во взаимоотношениях с тренером; влияние семьи спортсмена (родителей, братьев, сестер) на его занятия; низкие спортивные результаты; наличие травм; перетренированность; недостаточное финансирование спортивной деятельности; наличие трагических ситуаций в семье спортсмена и т.д.
В интересующем нас возрастном интервале (16-18 лет) авторами было проведено анкетирование уже закончивших свои занятия спортсменов, в результате которого были получены следующие данные. Наиболее высокий процент ответов респондентов (16%) составила причина «трудность совмещения учебных и спортивных занятий», далее идет «желание иметь профессию не в сфере спорта» (14%); у таких причин как «наличие травмы или совокупность старых травм», «отсутствие спортивной цели, сниженная мотивация», «смена или отсутствие тренера, плохие взаимоотношения с тренером» - по 12% ответов. Результаты опроса лишний раз показывают очевидный факт - молодые люди в возрасте 16-18 лет, находясь в активной фазе пересмотра жизненных ориентиров, смены круга общения, подготовки к выпускным экзаменам, выбора учебного заведения для дальнейшего обучения и т.д. уже не готовы значительную часть своего свободного времени отдавать тренировкам, соревнованиям и спортивным сборам. Кроме того, далеко не каждый молодой спортсмен собирается связывать свою дальнейшую жизнь с миром спорта или тренерской работой.
В развитие проблемной темы «Спортивная деятельность - учебная деятельность» необходимо также отметить вклад российских исследователей [4, 5], которые уже в течение нескольких лет ведут разработку и обоснование концепции «двойной карьеры» в спорте. Суть концепции сводится к тому, что, как утверждают авторы, при условии проведения квалифицированной психолого-педагогической, учебно-методической и организационной работы, реальной заинтересованности тренерского состава и самого спортсмена успешное и гармоничное сочетание спортивной и учебной деятельности возможно, даже в случае поступления и обучения спортсмена в вузе.
Реализация концепции «двойной карьеры» представляется сложно выполнимой без квалифицированного психологического сопровождения спортсменов [6, 11]. Исследования показывают: подавляющее число спортсменов, находящихся на завершающем этапе своей карьеры, расценивают факт ухода из спорта как серьезный
<&
ФНЦ ВНИИФК
кризисный этап в их жизни (75,2%). Вместе с тем спортсмены, уже завершившие свою карьеру, оценивают свой уход из спорта как серьезный кризис в еще большей степени (82,0%). Это и понятно, бывшим спортсменам нелегко адаптироваться к жизни «вне спорта».
В любом случае - и завершающие, и завершившие свою карьеру спортсмены, согласно исследованиям, отмечают потребность в психологическом консультировании (75,8 и 85,8% соответственно). Здесь можно предположить, что если бы спортсмен, решивший закончить свои занятия (имеется в виду случай поддающийся корректировке), своевременно получил помощь спортивного психолога, возможно, он отложил бы свое решение, или, по крайней мере, процесс завершения спортивной карьеры не был бы для него столь неопределенным и травмирующим.
Для многих спортсменов критическим и болезненным становится переход из юношеского спорта в спорт высших достижений [3, 6], что обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Именно на этом этапе, как показывают исследования, происходит наибольший отсев перспективных спортсменов. Как отмечают многие тренеры, независимо от вида спорта, до основного состава сборной нашей страны доходит контингент спортсменов среднего, чуть выше среднего уровня, а талантливая, перспективная молодежь преждевременно покидает спорт, не добившись наивысших результатов [3].
В помощь тренерско-преподавательскому составу разработана компьютерная программа «Система прогноза успешности молодых спортсменов» («СПУМС») [7]. Данная система размещена на интернет-ресурсе и позволяет спортивным тренерам получить прогноз возможного ухода спортсмена или группы спортсменов из того или иного вида спорта, предварительно разместив в системе исходные данные. Кроме того, тренеру даются общие рекомендации, на какие аспекты в работе (педагогический, учебно-тренировочный и т.д.) ему нужно обратить внимание при работе с конкретным спортсменом.
Ряд исследователей видят в качестве одной из причин ухода из спорта в подростковом возрасте потерю удовольствия от спортивных занятий [8]. Авторы предложили ввести специальный психодиагностический инструмент, а именно, методику «Роль удовольствия в завершении спортивной карьеры». Опросный лист состоит из 27 вопросов-утверждений. Например, такие: «Надоело тратить много сил на тренировках и соревнованиях», «Я больше не могу назвать себя лучшим спортсменом среди своих товарищей по команде», «Мои спортивные показатели больше не растут» и т.д. Респондентам предлагается подтвердить или опровергнуть эти утверждения, используя следующие ответы: «нет», «вряд ли», «не знаю», «может быть», «да». Полученные ответы, по утверждению авторов, должны помочь «...тренерам и психологам своевременно выявлять причины, по которым юные спортсмены могут уйти из спорта». Для проведения опроса авторы разделили респондентов-спортсменов на четыре возрастные группы: 9-10 лет, 11-12 лет, 13-14 лет и 15-18 лет. Результаты анкетирования показали, что наибольший
отсев спортсменов из секций приходится на 13-14 лет. Что касается причин ухода из спорта, опрос показывает, что с большой долей вероятности спортсмены закончат свои занятия, если перестанут демонстрировать собственное мастерство, получать награды, побеждать, т.е. осознавать собственную компетентность.
Между тем, как показывают исследования других специалистов [3, 6, 9], потеря «спортивного удовольствия» может рассматриваться только лишь как один из субъективных факторов, мотивирующих молодых спортсменов завершать спортивную карьеру.
Опрос, проводимый в ДЮСШ единоборств среди детей-спортсменов (возраст не указан, предположительно от 11 до 18 лет), показал, что наиболее часто встречающейся причиной ухода является слишком большой объем общефизических упражнений в ущерб технико-тактической подготовке [9]. Наибольшее число респондентов назвали следующие причины: «тяжелые физические нагрузки» (98%); «необходимость выполнять многочисленные упражнения, не относящиеся к единоборствам» (74%); «недостаточная демонстрация приемов единоборств» (72%); «слишком мало поединков» (61%); «неприсвоение разрядов» (53%); «боязнь соревновательных поединков» (42%); «слишком сложные упражнения» (27%).
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что первая причина (98%) явно указывает на фактор перетренированности, который уже неоднократно обсуждался в спортивной науке и является одной из серьезных проблем современного детского спорта. Вторая причина (74%) - это, на наш взгляд, скорее вопрос выстраивания правильного соотношения объема общефизических упражнений к объему технико-тактической подготовки в детских спортивных группах.
Вопрос негативного влияния перетренированности молодых спортсменов на их уход из спорта также стоит весьма остро [10]. Основываясь на личных наблюдениях, автор указывает на необходимость ограничить чрезмерные физические нагрузки и участие в неоправданно большом количестве соревнований в детских возрастных категориях (8-12 лет). Форсирование естественного хода развития основных биологических систем детского организма ведет к преждевременному исчерпанию психофизиологического ресурса спортсмена (ребенка). В частности, подводя итог своим наблюдениям, автор пишет: «. при такой постановке многолетнего тренировочного процесса в 17-19 лет 93-95% спортсменов, к этому возрасту достигших уровня КМС И МС, уйдут из спорта, исчерпав весь свой психологический ресурс». С такими выводами сложно не согласится, примеров подобного «выстраивания спортивной карьеры» достаточно.
Успешное осуществление педагогической и учебно-тренировочной деятельности невозможно без глубокого изучения и понимания мотивационной сферы спортсменов [6, 12, 13]. Изучение ее составляющих и их взаимосвязей позволит заблаговременно выявлять и корректировать негативные факторы, которые могут спровоцировать уход из спорта.
Вне зависимости от того, по какой причине спортсмен заканчивает активную спортивную деятельность, весьма
остро стоит вопрос о его дальнейшей социальной адаптации. Решение насущных вопросов личностного и профессионального самоопределения может сопровождаться рядом негативных психофизиологических проявлений, сопутствующих уходу из спорта (эмоциональная нестабильность, расстройство сна, последствия травм и т.д.). Это в свою очередь может выражаться в различных формах девиантного и даже антисоциального поведения, которое может обостряться в условиях глобальных социально-экономических и политических преобразований в стране или регионе [14, 16]. В данном контексте можно говорить и о педагогической ответственности тренера, который должен суметь вовремя заметить опасные «сигналы» в поведении воспитанников и внести необходимые коррективы в свою педагогическую работу.
Гендерный аспект спортивной деятельности в разное время освещался как российскими специалистами, так и зарубежными. В ходе исследований у мужчин и женщин были выявлены отличия и особенности в спортивной мотивации [6]; изучены гендерные различия в маскулинных (мужских) и феминных (женских) видах спорта; разработаны механизмы гендерной дифференциации и социализации спортсменов [17, 18]; проведены исследования, касающиеся изучения психологической адаптации спортсменов (мужчин и женщин) на завершающем этапе спортивной карьеры [15]. Полученные результаты и выявленные гендерные отличия позволяют сделать предположение и о разнице мотивов у спортсменов и спортсменок в принятии ими решения об уходе из спорта.
Результаты научных изысканий зарубежных специалистов [19, 20, 21, 22] по тематике ухода из спорта во многом схожи с изысканиями российских специалистов на ту же тему. В работах зарубежных коллег отмечается актуальность и многогранность проблемы, ее социальный и междисциплинарный характер. Среди основных причин ухода из спорта выделяют фактор перетренированности, «выгорания» спортсмена, травматизма, конфликта с тренером, потери мотивации, отсутствия спортивных результатов и т.д.
Проведенный обзор исследований показал, что большинство причин, побуждающих квалифицированных спортсменов в 16-18 лет прекращать занятия, на данный момент выявлены и изучены. Однако характер исследований направлен главным образом на выявление проблемы, в то время как нами не найдено разработанной и обоснованной научно-методической базы, способной помочь тренерско-преподавательскому составу в ее решении.
Кроме того, нередки случаи, когда сам тренер не заинтересован в том, чтобы его спортсмен продолжил свои занятия в качестве спортсмена или инструктора. Причины такого отношения могут быть следующие:
1. Тренер не ставит перед собой такую задачу (нет необходимости).
2. Тренер и спортсмен находятся в конфликтных взаимоотношениях.
3. У тренера нет финансовой заинтересованности в сохранении спортивного контингента.
4. У тренера отсутствует необходимый технический и/или педагогический уровень для работы с данной возрастной категорией спортсменов.
Не исключено, что указанные причины не исчерпывают всей глубины вопроса, поэтому требуются дополнительные исследования. Но в любом случае, если спортсмен видит незаинтересованность своего тренера, которая может выражаться в разных формах, это может стать причиной его ухода из спорта.
Мало изучено явление, которое можно определить как региональный фактор. Например, замечено, что в виде спорта «Восточное боевое единоборство» (ВБЕ), процент завершивших свои занятия спортсменов (возраст 16-18 лет) из отдаленных Российских регионов ниже, чем в центральных регионах, таких как Москва или Московская область. Предположительно, это объясняется слабо развитой инфраструктурой в отдаленных регионах России, где молодые люди используют любую возможность для самореализации и проявления своих талантов, в то время как в центральных регионах, в условиях переизбытка различных спортивных секций, развлечений и досуговых клубов подготовленные молодые спортсмены в 12-15 лет бросают занятия, потому что потеряли к ним интерес или нашли новое развлечение, где не нужно напрягать свою волю, проявлять характер и преодолевать трудности.
Однако вышеприведенные наблюдения носят неофициальный характер, поэтому требуют отдельного исследования и подтверждения.
Использование различных тестов, которые предлагают специалисты для прогноза возможного ухода спортсмена, также могут помочь, но вполне очевидно, что использовать данные тесты надо не тогда, когда спортсмен уже принял для себя такое решение, а на стадии возможного появления объективных и субъективных причин для завершения спортсменом своих занятий. Если тренер не хочет потерять одного или нескольких квалифицированных спортсменов в возрастной категории 16-18 лет, то предварительную профилактическую работу со спортсменом на предмет его возможного ухода из спорта целесообразно проводить уже в 14-15 лет.
Большинство приведенных нами исследований касаются проблемы раннего ухода из спорта как явления в целом, и лишь некоторые работы рассматривают ее дифференцированно, в зависимости от вида спорта или групп видов спорта [3, 6]. Такой подход, без учета специфики конкретного спортивного направления, не может отразить всех тонкостей и нюансов проблемы, что в свою очередь будет негативным образом отражаться на качестве работы по ее профилактике и корректировке.
Спортивные единоборства восточной направленности (восточное боевое единоборство, тхэквондо, дзюдо, джиу-джитсу, ушу, кекусинкай, кудо и т.д.) в силу своего происхождения, культурно-исторических и этнических факторов являются уникальными [23] в противовес другим видам спорта, где указанные факторы менее выражены или не выражены вообще. Кроме того, изначально, единоборства восточной направленности зарождались и культивировались главным образом как воинские дисциплины, ставящие своей целью прямое уничтожение одного или нескольких нападающих противников, а их спортивные аналоги появились гораздо позже, прибли-
Теория и методика детско-юношеского спорта
зительно во второй половине ХХ века [24]. К тому же, как показывают исследования [13, 25, 26], мотивация спортсменов-единоборцев отличается от мотивации представителей других видов спорта. А если мотивация различна, то и мотивы для раннего ухода из спорта могут отличаться (но в чем-то могут и совпадать), а значит, и подход к ее решению должен быть специфическим, с учетом всех особенностей конкретного вида единоборства или группы единоборств.
Помимо того, крайне мало в контексте исследуемой темы освещен опыт стран - родоначальников восточных боевых единоборств, таких как Япония, Корея, Китай,
Вьетнам. Изучение опыта именно этих стран, вполне вероятно, позволило бы увидеть другие, не исследованные грани проблемы не только в плане прогноза и профилактики преждевременного ухода из спорта, но и в плане предпринимаемых мер по сохранению спортивного контингента.
Таким образом, спортивные единоборства восточной направленности обладают рядом отличительных признаков, которые позволяют выделить данное направление для проведения отдельных исследований по проблеме раннего ухода из спорта с целью корректировки и минимизации его негативных последствий для спортивной отрасли России.
Заключение
Результаты выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях по некоторым видам восточных ударных единоборств оставляют желать лучшего. Например, в официальном виде спорта «карате» (версия WKF) российские спортсмены по рейтингу находятся на значительном удалении от традиционных фаворитов -японцев, испанцев, французов и итальянцев. Результаты чемпионата мира по карате 2018 г. (Испания) говорят сами за себя: Россия в национальном зачете занимает только 13-е место, наравне с представителями Китая, Бразилии и Украины [27]. И это учитывая тот факт, что данный вид спорта включен в программу Игр Олимпиады 2020 г. в Японии (г. Токио)!
Можно предположить, что данная ситуация могла быть вызвана, кроме прочих причин, и отсутствием на тот момент квалифицированных спортсменов, которые по разным причинам, объективным или субъективным,
прекратили свои занятия, и которые могли бы на достойном уровне представлять Россию на международных соревнованиях.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что целью дальнейших исследований не следует ставить поиск путей и методов, которые позволят во всех случаях стопроцентно спрогнозировать, выявить и предотвратить уход квалифицированного спортсмена из конкретного вида единоборства, это невозможно, так как жизнь всегда вносит свои коррективы. Но не предпринять меры в тех случаях, когда это можно и реально сделать, также представляется неправильным, поскольку основу любого профессионального спортивного коллектива или организации составляют подготовленные и квалифицированные кадры, и потеря даже одного или двух специалистов негативным образом сказывается на функционировании всей организации в целом.
Литература
1. Приказ Министерства спорта России от 30.10.2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/28502/ (дата обращения: 25.08.2019 г.).
2. Абалян, А.Г., Деревоедов, А.А., Мирошников, А.А., Кубеева, Н.В., Акимов, Е.Б. Научно-методическое обеспечение сборных команд России // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 1. - С. 2-7.
3. Дергач, Е.А., Рябинина, С.К. Уход из спорта: причины и особенности. Монография. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 176 с.
4. Хвацкая, Е.Е,. Ильина, Н.Л. Перспективы исследования «двойной карьеры» в отечественной психологии спорта [Электронный ресурс] // Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «РУДИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (11-12.05.2017 г.). - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29419550 (дата обращения: 03.09.2019 г.).
5. Ильина, Н.Л. Психологическая помощь спортсменам в преодолении трудностей реализации двойной карьеры [Электронный ресурс] // Материалы межд. научно-практического конгресса «Научно-педагогические школы в сфере физкультуры и спорта», посвященного 100-летию
со дня основания ГЦОЛИФК (30-31.05.2018 г.). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35253873 (дата обращения: 03.09.2019 г.).
6. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. ... дис. докт. психол. наук / Н.Б. Стамбулова. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 40 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/ psikhologiya-sportivnoi-karery (дата обращения: 03.09.2019 г.).
7. СПУМС - система прогноза успешности молодых спортсменов / Е.А. Дергач, Д.А. Завьялов, М.Л. Елисеева [Электронный ресурс]. - URL: http://rostrener.ru/ (дата обращения: 03.09.2019 г.).
8. Веракса, А.Н., Кондратичев, А.Н., Рассказова, Е.И. Апробация диагностического инструмента по выявлению роли феномена «спортивное удовольствие» в завершении спортивной карьеры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том. 8. - № 1. -URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n1/veraksa. shtml (дата обращения: 30.08.2019 г.).
9. Кузнецов, А.С. Организационно-методические основы сохранения контингента учащихся ДЮСШ [Электронный ресурс] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N1/p30-31.htm (дата обращения: 01.09.2019 г.)
10. Гурский, М. Сохранение психологических и физических ресурсов спортсмена для спорта высших достижений при планировании нагрузки в плане многолетней подготовки [Электронный ресурс]. - URL: http:// taekwondo2000.ru/conservation-athlete-resourse (дата обращения: 03.09.2019 г.)
11. Иванов, И.Б. Станиславская, И.Г. Трудности завершения спортивной карьеры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 3135.
12. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.
13. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. ... дис. канд. психол. наук / А.В. Шаболтас. - СПб: С.-Петерб. ун-т, 1998. - 21 с.
14. Шихвердиев, С.Н. Склонность спортсменов к деструктивным формам поведения на завершающем этапе спортивной карьеры // Вестник спортивной науки. -2010. - № 4 - С. 14-17.
15. Шихвердиев, С.Н. Особенности психологической адаптации спортсменов разного пола и спортивной специализации на этапе завершения спортивной карьеры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 4 (122). - С. 262-267.
16. Давлеткалиев, Д.К. Регулирование социальной адаптации спортсменов, завершивших спортивную карьеру: дисс. канд. социол. наук / Д.К. Давлеткалиев. - Москва: МГСУ, 1999. - 192 с.
17. Дамадаева, А.С. Психология гендерного развития личности спортсмена : автореф. ... дис. доктор. психол. наук / А.С. Дамадаева. - М.: Соврем. гуманит. акад., 2013. -53 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30401828& (дата обращения: 09.09.2019 г.).
18. Багадирова, С.К. Формирование гендерной идентичности в условиях профессионализации личности в спорте // Вестник Адыгейского Государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 2 (136). - С. 114-118.
19. Буссман, Г. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов // Сборник информационно-аналитических материалов «Спортивная наука в зарубежных странах». - М.: Советский спорт, 2006. - № 2. - С. 60-66.
20. Сингер, Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Р.Н. Сингер. - М.: ФиС, 1980. - 152 с.
21. Габлер, X. Мотивация в спорте высших достижений // В кн.: Бюллетень отдела зарубежного спорта. - М.: ВНИИФК, 1977. - С. 25-30.
22. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: учебник для вузов / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.
23. Передельский, А.А. Философия, педагогика и психо-гогика единоборств: учебное пособие. - Москва: Физическая культура, 2008. - 240 с.
24. Долин, А.А., Попов, Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. - 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. - 429 с.
25. Ильинский, С.К. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2013. - № 1 (13). - С. 75-84.
26. Кузьмин, М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 84-89.
27. Чемпионат мира по карате WKF 2018 завершен. ИТОГИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //karate.ru/news/2018-11-11/chempionat-mira-po-karate-wkf-2018-zavershen-itogi/ (дата обращения: 02.09.2019 г.).
References
1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2015), Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of 30.10.2015 No. 999 "On approval of the requirements for the preparation of the sports reserve for the national teams of the Russian Federation" [Online], URL: https://www.minsport.gov. ru/documents/ministry-orders/28502/ (Accessed 25.08.2019).
2. Abalyan, A.G., Derevoedov, A.A., Miroshnikov, A.A., Ku-beeva, N.V. and Akimov, E.B. (2007), Scientific and methodological support of Russian national teams, Vestnik spor-tivnoy nauki, no. 1, pp. 2-4.
3. Dergach, E.A. and Ryabinina, S.K. (2012), Leaving the sport: reasons and features: a monograph, Krasnoyarsk: Siberian Federal university, 176 p.
4. Khvatskaya, E.E. and Ilyina, N.L. (2017), Research perspectives of "dual" career in domestic psychology of sports [Online], In: Papers of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sport "Rudikovsky Readings" (11-12.05.2017), URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29419550 (Accessed 03.09.2019).
5. Ilyina, N.L. (2018), Psychological assistance to athletes to overcome difficulties implementing a dual career [Online], In: Papers of the International scientific and practical congress "Scientific and pedagogical schools in the
field of physical education and sport" in commemoration of the 100th anniversary of the founding of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (30-31.05.2018), URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=35253873 (Accessed 03.09.2019).
6. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career: Summary of MD thesis on psychology, Saint Petersbug: Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, 40 p.
7. Dergach, E.A., Zavyalov, D.A. and Eliseeva, M.L., SPUMS - system for forecasting the success of young athletes [Online], URL: http://rostrener.ru/ (Accessed 03.09.2019).
8. Veraksa, A.N., Kondratichev, A.N. and Rasskazova, E.I. (2016), Testing of diagnostic tools to identify the role of "sports enjoyment" phenomenon in the end of sports career [Online], Psychological Science and Education, vol. 8, no. 1, URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n1/veraksa.shtml (Accessed 30.08.2019).
9. Kuznetsov, A.S. (2002), Organizational and methodical basis for maintaining the number of students at children's and youth sports schools [Online], Fizicheskaya kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovka, no. 1, URL: http://lib.sportedu. ru/press/fkvot/2002N1/p30-31.htm (Accessed 01.09.2019).
e*)
10. Gurski, M., Preserving the athlete's psychological and physical resources for high performance sports in the planning the multi-year training workload [Online], URL: http:// taekwondo2000.ru/conservation-athlete-resourse (Accessed 03.09.2019).
11. Ivanov, I.B. and Stanislavskaya, I.G. (2009), Difficulties of completing sports career, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 2 (48), pp. 31-35.
12. Ilin, E.P. (2008), Psychology of sports, Saint Petersburg, Piter, 352 p.
13. Shaboltas, A.V. (1998), Motives to elite sport classes in teen age: abstract of PhD thesis in psychology, Saint Petersburg: Saint Petersburg University, 21 p.
14. Shikhverdiyev, S.N. (2010), Athletes' propensity to engage in destructive behavior at the end of their careers, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 14-17.
15. Shikhverdiyev, S.N. (2015), Features of psychological adaptation of the athletes of different gender and sports specialization at the stage of completion of sports career, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 4 (122), pp. 262-267.
16. Davletkaliev, D.K. (1999), Regulation of the social adaptation of retired athletes: PhD thesis in sociology, Moscow: Russian State Social University, 192 p.
17. Damadaeva, A.S. (2013), Psychology of gender development of an athlete's personality: Abstr... MD thesis on psychology, Moscow: Modern Humanitarian Academy, 53 p.
18. Bagadirova, S.K. (2014), Shaping of gender identity in the context of career choice of a person in sport, Vestnik
Adygheiskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 3rd Series: Pedagogic and psychology, no. 2 (136), pp. 114-118.
19. Bussman, G. (2006), Factors affecting young athletes' exit from sport, In: Collected materials "Sports science in foreign countries", Moscow: Soviet sport, no. 2, pp. 6066.
20. Singer, R.N. (1980), Myths and truths in sports psychology, Moscow: PhiS, 152 p.
21. Gabler, H. (1977), Motivation in high performance sports, In: Foreign Sports Newsletter, Moscow: Federal Centre for Physical Education and Sport, pp. 25-30.
22. Weinberg R.S. and Gould D. (2001), Foundations of sport and exercise psychology: university textbook, Kiev: Olympic literature, 335 p.
23. Peredelskiy, A.A. (2008), Philosophy, pedagogy and psychology of martial arts: textbook, Moscow: Physical culture, 240 p.
24. Dolin A.A. and Popov G.V. (1992), Kempo - a tradition of martial arts. 3rd ed., Moscow: Science, Main Editorial Office of Oriental Literature, 429 p.
25. Ilinskiy, S.K. (2013), Motivation of athletes in various sports, Vestnik Samarskoy Humanitarnoy Academii, no. 1 (13), pp. 75-84.
26. Kuzmin, M.A. (2012), Motivation of sporting activities in various sports, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 2 (84), pp. 84-89.
27. World Karate Championship WKF 2018 is over. OUTCOMES [Online], access mode: https://karate.ru/ news/2018-11-11/chempionat-mira-po-karate-wkf-2018-zavershen-itogi/ (Accessed 02.09.2019).