УДК 796.42;316
DOI: 10.14529/hsm200111
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО РЕЗЕРВА
(ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
11 1 2 Ф.Р. Зотова', А.Х. Алхусни', Р.М. Валиуллин', В.А. Мартынова2,
В.В. Чёмов3, В.П. Черкашин4, М.С. Шубин2
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия,
2Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия,
3Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия, 4Олимпийский комитет России, г. Москва, Россия
Цель. Анализ состояния и проблем подготовки спортивного резерва в легкой атлетике. Материалы и методы. Разработана анкета, состоящая из 12 вопросов и 57 подвопросов открытого, закрытого и полузакрытого типов. Проведен анкетный опрос российских и китайских тренеров по легкой атлетике (п = 161) в возрасте от 20 до 72 лет, в том числе заслуженных тренеров Российской Федерации - 7 человек, тренеров высшей тренерской категории - 38 человек. Результаты. Анкетный опрос тренеров показал, что они обеспокоены снижением популярности легкой атлетики по сравнению с другими видами спорта; ранней специализацией и рисками, связанными с ней; низкой квалификацией тренеров, работающих с детьми и подростками. Респонденты обращают особое внимание на следующие негативные последствия ранней специализации: ранний уход из спорта, потеря талантливых спортсменов для спорта высших достижений; короткая продолжительность спортивной карьеры в спорте высших достижений; увеличение количества спортивных травм у юных атлетов. По утверждению тренеров, основными факторами, обусловливающими раннюю специализацию, являются: а) узкоспециализированная подготовка юных спортсменов, позволяющая получить быстрый прирост спортивных результатов его первому тренеру; б) уровень достижений в мировом спорте настолько высок, что тренер вынужден искать резерв спортивных достижений в детском возрасте. По мнению респондентов, юные атлеты должны участвовать в соревнованиях, чтобы научиться преодолевать себя и набраться соревновательного опыта. Большинство респондентов считают, что многоборная (комплексная) подготовка в легкой атлетике является одним из важных факторов успешной карьеры. Заключение. Социологическое исследование, проведенное с привлечением тренеров по легкой атлетике, выявило особенности и проблемы, характерные в подготовке спортивного резерва на современном этапе развития легкой атлетики, требующие их учета и решения.
Ключевые слова: ранняя специализация, негативные последствия ранней специализации, юные атлеты, юношеские Олимпийские игры, подготовка спортивного резерва.
Введение. Общеизвестно, что успехи любой страны на мировой спортивной арене тесно связаны с вовлеченностью в физкультурно-спортивное движение всех категорий населения, состоянием подготовки спортивного резерва.
В этих условиях является крайне важным систематический мониторинг существующих в спортивной подготовке проблем и разработка научно-обоснованных предложений для их решения.
Анализ научно-методической литературы и изучение практики подготовки спортсменов
показывает неоднозначность оценки современного состояния подготовки спортивного резерва от весьма тревожной до крайне положительной.
Одни исследователи делают акцент на рост количества детей и подростков, проявляющих интерес к систематическим занятиям спортом, другие же обращают внимание на недостаточную привлекательность идеи участия в ВФСК «Готов к труду и обороне», в приобщении к занятиям физической культурой, «текучесть» в спортивной школе, снижение популярности отдельных видов спорта и др. [1, 3, 4, 6].
В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является изучение состояния и проблем подготовки резерва на примере «королевы спорта» - легкой атлетики.
Для достижения этой цели нами был проведен анкетный опрос российских и китайских тренеров по легкой атлетике (п = 161).
Российские тренеры, привлеченные к опросу, представляли Краснодарский, Ставропольский и Пермский край, Республики Татарстан, Чувашию и Марий Эл, Волгоградскую, Московскую и Ульяновскую области.
Всего к анкетному опросу были привлечены 145 тренеров (в том числе мужчины -84; женщин - 62), из которых 140 имеют высшее образование; в опросе участвовали 7 заслуженных тренеров РФ, 38 тренеров высшей категории, 72 - первой категории, 28 -второй, 131 тренер в прошлом занимался легкой атлетикой; в анкетировании участвовали 4 заслуженных мастера спорта, 9 мастеров международного класса, 36 мастеров спорта, 56 кандидатов в мастера спорта.
Китайские тренеры работают в городе Ухань Китайской Народной Республики.
Ответы респондентов были распределены на подгруппы в зависимости от тренерского стажа:
- от 1 до 5 лет;
- от 6 до 10 лет;
- от 11 до 20 лет;
- более 20 лет.
Из-за незначительного количества китайских тренеров, принимавших участие в опросе (п = 16), их ответы рассматривали в целом, не разделяя их на подгруппы.
Первый вопрос нашей анкеты касался проблем подготовки юных спортсменов, характерных для сегодняшнего состояния спортивной тренировки (табл. 1).
Большинство респондентов встревожены снижением популярности легкой атлетики по сравнению с другими видами спорта. 64,8 % респондентов, имеющих стаж тренерской работы до 20 лет, поставили эту проблему на первое место. Возможно, такая ситуация обусловлена, с одной стороны, напористой деятельностью конкурирующих видов спорта -восточные единоборства, футбол, хоккей и другие виды, популярные среди детей и подростков. С другой стороны, непростая ситуация с участием российских легкоатлетов в международных соревнованиях, в том числе
на Олимпийских играх; сомнения отдельных подростков и молодежи относительно олимпийской перспективы также отражается на снижении популярности данного вида спорта.
Необходимо отметить, что снижение популярности легкой атлетики не является характерным в целом в мировой спортивной практике. Во многих странах (США, Великобритания, Китай и др.) легкой атлетикой занимается значительная часть спортсменов.
Тренеры, имеющие педагогический стаж более 20 лет (35,2 % респондентов), в первую очередь обеспокоены ранней специализацией в спорте и рисками, связанными с ней. В целом эта проблема является актуальной и для других категорий опрошенных.
«Текучесть» в первые годы занятий легкой атлетикой также беспокоит опытных тренеров (данную проблему они поставили на 3-е место). Остальные тренеры частично соглашались с такой точкой зрения, определили этой проблеме 4-е место. Низкая квалификация тренеров, работающих с данным возрастным контингентом, несовершенная система отбора вызывает обоснованную тревогу у китайских тренеров.
Интересными оказались ответы на вопрос «Какие риски, связанные с ранней специализацией в спорте, Вас волнуют?» (табл. 2).
Тренеры привели 5 серьезных аргументов, выражая свое негативное отношение к вопросу ранней специализации. Рейтинг рисков, связанных с ранней специализацией, по их мнению, выглядит следующим образом:
• ранний уход из спорта, потеря талантливых спортсменов для спорта высших достижений (I место);
• короткая продолжительность спортивной карьеры в спорте высших достижений (II место);
• рост количества спортивных травм среди молодых спортсменов (III место);
• потеря интереса к легкой атлетике из-за узости содержания тренировочного процесса (IV место);
• исключается возможность достижения успеха в другом виде спорта или в другом виде легкой атлетики (V место).
Китайские тренеры во многом солидарны с мнением российских коллег; при этом они прежде всего указывают на возможный рост количества спортивных травм, связанных с ранней специализацией.
Таблица 1 Table 1
Распределение ответов на вопрос «Какие проблемы в подготовке юных спортсменов Вас волнуют прежде всего?» Distribution of answers to the question "What problems in training young athletes do you worry about most?"
Какие проблемы Распределение ответов российских тренеров Китайские
в подготовке юных спортсменов в зависимости от их тренерского стажа / Distribution of answers of Russian coaches depending тренеры / Chinese
Вас волнуют on their coaching experience coaches
прежде всего? / What problems in training young athletes do you worry 1-5 лет 1-5 years (n = 30) 5-10 лет 5-10 years (n = 21) 11-20 лет 11-20 years (n = 43) Более 20 лет More than 20 years (n = 51) Всего Total (n = 145) (n = 16)
about most? М Р М Р М Р М Р М Р М Р
Снижение популярности
легкой атлетики по
сравнению с другими видами спорта / Declining popularity of track-and-field compared to other 1 2,70 1 2,80 1 2,76 2 3,04 1 2,89 3 4,5
sports
Уход части атлетов
из спорта в первые годы занятий легкой атлетикой 4 3,74 4 3,53 4 3,50 3 3,09 4 3,38 3 4,5
Retirement from sport at
the first years of experience
Ранняя специализация и
риски, связанные с ним / Early specialization and related risks 2 2,92 3 3,50 2 3,31 1 2,70 2 3,04 5 5,25
Низкая квалификация тренеров, работающих
с детьми и подростками / Low qualification of coaches working with children and teenagers 3 3,27 2 2,82 5 3,65 4 3,39 3 3,32 1 3,5
Несовершенная система
отбора в легкой атлетике / Imperfect selection system in track-and-field 6 4,42 5 3,89 3 3,42 5 3,70 5 3,76 2 4,13
Спортивный травматизм
среди детей и подростков / Sports injury rate 5 4,19 6 4,17 6 3,89 6 4,58 6 4,27 4 5,13
among children and
teenagers
Примечание. Здесь и в табл. 2, 4 М - место по важности, Р - средний выбор по степени важности. Note. Here and in the table 2, 4 M - priority, P - average choice by priority.
При этом отдельные тренеры называли и другие риски, связанные с ранней специализацией: нерациональное использование резервов организма, демотивация детей к занятиям спортом, риск выбора не той специализации, психическое переутомление юного атлета и др.
Необходимо отметить, что в теории спортивной подготовки часто дискутируются вопросы ранней специализации в спорте и рис-
ки, связанные с ней. Исследователи приводят аргументы как в поддержку ранней специализации, так и множество доказательств отрицательных последствий данного явления.
Сторонники ранней специализации рассматривают её как важное условие будущих спортивных достижений. Они утверждают, что каждый, вне зависимости от уровня таланта и природных задатков, может добиться
Таблица 2 Table 2
Распределение ответов на вопрос «Какие риски, связанные с ранней специализацией в спорте, Вас волнуют?» Distribution of answers to the question "What risks related to early sports specialization do you worry about?"
Какие риски, связанные с ранней специализацией в спорте, Вас волнуют? / What risks related to early sports specialization do you worry about? Распределение ответов российских тренеров в зависимости от их тренерского стаж) / Distribution of answers of Russian coaches depending on their coaching experience Китайские тренеры/ Chinese coaches
1-5 лет 1-5 years (n = 30) 6-10 лет 6-10 years (n = 21) 11-20 лет 11-20 years (n = 43) Более20 лет More than 20 years (n = 51) Всего Total (n = 145) (n = 16)
М Р М Р М Р М Р М Р М Р
Ранний уход из спорта, потеря талантливых спортсменов для спорта высших достижений / Early retirement from sport, loss of promising athletes from elite sport 1 2,11 1 2,40 1 2,19 1 2,02 1 2,17 2 3,88
Короткая продолжительность пребывания спортсмена в будущем в спорте высших достижений / Short career of an athlete in elite sport 2 2,44 4 2,83 2 2,68 2 2,74 2 2,70 2 3,88
Потеря интереса к легкой атлетике из-за узости содержания тренировочного процесса / Loss of interest in track-and-field because of specialized training 4 3,29 2 2,61 4 3,31 3 3,11 4 3,14 3 4,25
Рост количества спортивных травм среди молодых спортсменов / Growing number of sports-related injuries among young athletes 3 3,25 3 2,71 3 2,85 4 3,43 3 3,10 1 3,63
Исключается возможность достижения успеха в другом виде спорта(или в другом виде легкой атлетики) / Successful career in other sports (or other kind of track-and-field) is excluded 5 4,12 5 4,17 5 4,05 5 3,98 5 4,05 4 4,5
У меня нет аргументов против ранней специализации / I have no arguments against early specialization 6 5,47 6 5,29 6 5,08 6 5,46 6 5,26 5 6,88
успеха в различных видах деятельности, если затратит на его достижение не менее 10 тысяч часов. При этом чем раньше он начнет движение к цели, тем большего он сможет добиться [9, 10]. Еще в 1993 г. К.А. Ericsson с соавторами, проводя исследование на шахматистах, музыкантах, теннисистах, доказал, что большой успех в этих видах деятельности является итогом узкоспециализированной подготовки с раннего возраста (они называют это «преднамеренной практикой») [7].
B. Ferguson (2014) утверждает, что негативные последствия ранней специализации обусловлены неадекватными возрасту занимающихся физическими нагрузками и несбалансированными программами обучения, тренировок и, соответственно, рационально продуманная технология спортивной подготовки позволит избежать таких последствий [8].
Их оппоненты L.D. Wiersma с коллегами (2000) утверждают: а) использование ограниченного диапазона навыков в тренировочной деятельности ограничивает общее моторное развитие юного атлета; б) большие физические нагрузки в юном возрасте могут привести к «социальной изоляции» юных спортсменов, способствовать их раннему выгоранию [12].
По мнению исследователей, критично относящихся к идее ранней специализации, отсутствие удовольствия от занятий спортом из-за узкоспециализированной подготовки является возможной причиной перехода к другому виду спорта или уходу из спорта в целом [7, 11]. В.Н. Платонов (2019) отмечает, что ориентация амбициозных тренеров и амбициозных родителей на высокие результаты на детских и юношеских спортивных соревнованиях, копирование методики подготовки взрослых спортсменов ведет к перенапряжению молодых атлетов, становится причиной сравнительно короткой спортивной карьеры [6].
Ответы респондентов на вопрос: «Какие факторы обусловливают раннюю специализацию в спорте?» представлены в табл. 3. Как видно из табл. 3, имеются различия в ответах тренеров, относящихся к разным подгруппам.
По мнению наиболее опытных тренеров, узкоспециализированная подготовка юных спортсменов позволяет получить быстрый прирост спортивных результатов его первому тренеру (данный фактор они поставили на первое место).
Интересно, что тренеры остальных подгрупп считают, что ранняя специализация
является актуальной в сложно-координационных видах спорта, а в легкой атлетике эта проблема отсутствует.
Вторым фактором, обусловливающим раннюю специализацию в спорте, тренеры с большим педагогическим стажем называют «уровень достижений в мировом спорте настолько высок, что тренер вынужден искать резерв спортивных достижений в детском возрасте». Российские тренеры других подгрупп данному фактору отвели третье место; китайские тренеры подчеркивают наибольшую значимость данного фактора.
Российские респонденты, отвечая на вопрос о причинах раннего прекращения занятий спортом юными легкоатлетами, называли следующие:
- узкий выбор средств, используемых на тренировочном занятии, неустойчивое использование потенциала других видов спорта и других видов легкой атлетики, что обусловливает монотонность занятий (I место);
- использование на занятии слишком «жестких» методов спортивной тренировки (II место);
- копирование подготовки взрослых спортсменов в процессе спортивной подготовки юных атлетов (III место).
Распределение ответов российских тренеров в зависимости от тренерского стажа представлены подробно в табл. 4.
Китайские тренеры несколько по-другому определили рейтинг причин ухода из спорта юных атлетов:
- использование на занятии слишком «жестких» методов спортивной тренировки (I место);
- незначительная соревновательная практика (мало проводится соревнований для юных спортсменов), из-за чего теряется интерес к занятиям легкой атлетикой (II место);
- тренер не смог создать сплоченную спортивную команду (III место).
Очень интересными оказались ответы респондентов на вопрос «Какие цели должен ставить тренер перед юными атлетами, участвующими в спортивных соревнованиях?».
Тренеры с педагогическим стажем 6-10 лет и опытные тренеры (стаж более 20 лет) утверждают, что на соревнованиях юный спортсмен должен научиться преодолевать себя; тренеры остальных двух подгрупп считают, что юный спортсмен, участвуя в соревнованиях, должен получать удовольствие от своего выступления.
Таблица 3 Table 3
Распределение ответов на вопрос «Какие факторы обусловливают раннюю специализацию?» Distribution of answers to the question "What factors contribute to early specialization?"
Какие факторы обусловливают раннюю специализацию? / What factors contribute to early specialization? Распределение ответов российских тренеров в зависимости от их тренерского стаж) / Distribution of answers of Russian coaches depending on their coaching experience Китайские тренеры / Chinese coaches
1-5 лет 1-5 years (n = 30) 6-10 лет 6-10 years (n = 21) 11-20 лет 11-20 years (n = 43) Более 20 лет More than 20 years (n = 51) Всего Total (n = 145) (n = 16)
М П М П М П М П М П М П
Уровень спортивных достижений в мировом спорте настолько высок, что тренер вынужден искать резерв спортивных достижений в детском возрасте / Achievements in sports are so high that a coach has to search for sports reserve among children 3 6 3 4 3 8 2 11 3 29 1 10
Ранняя специализация является актуальной в сложнокоордина-ционных видах спорта, в легкой атлетике эта проблема не существует / Early specialization is relevant for coordination sports, not for track-and-field 1 9 1 6 1 12 3 8 2 35 3 2
Ранняя специализация в легкой атлетике - это вынужденная мера, так как в спорте существует практика перевода талантливых юных спортсменов к другому тренеру, приписывания ему спортивных достижений юных атлетов / Early specialization in track-and-field is a necessary measure because there is the practice of transferring promising young athletes to other coaches, ascribing to coaches the achievements of young athletes 4 3 3 4 4 5 4 2 4 14 2 4
Узкоспециализированная подготовка позволяет получить быстрый прирост спортивных результатов первому тренеру юного спортсмена / Specialized training provides rapid growth of sports results of a young athlete 1 9 2 5 5 10 1 14 1 38 4 0
Китайские тренеры считают, что юные атлеты должны участвовать в соревнованиях, чтобы научиться преодолевать себя и набраться соревновательного опыта.
Примечательно, что практически ни один тренер, участвующий в анкетном опросе, не выбрал вариант ответа «максимально выло-
житься на соревнованиях», понимая, что любое спортивное соревнование является стрессовым фактором и способствует психическому утомлению юного спортсмена.
Отвечая на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что многоборная подготовка в легкой атлетике является одним из важных
Таблица 4 Table 4
Распределение ответов на вопрос «Каковы причины ухода из спорта юных спортсменов?» Distribution of answers to the question "What are the reasons for retirement of young athletes?"
Распределение ответов российских тренеров Китайские
Каковы причины ухода из спорта юных спортсменов?/ What are the reasons в зависимости от их тренерского стаж) / Distribution of answers of Russian coaches depending on their coaching experience тренеры/ Chinese coaches
1-5 лет 6-10 лет 11-20 лет Более 20 лет More than 20 years (n = 51) Всего
for retirement of young 1-5 years 6-10 years 11-20 years Total (n = 16)
athletes? (n = 30) (n = 21) (n = 43) (n = 145)
М Р М Р М Р М Р М Р М Р
Мало соревнований
в подготовке юных
спортсменов, из-за
чего теряется интерес к легкой атлетике / 3 3.43 5 4.14 3 3.61 4 3.54 4 3.67 2 3.88
Low number of competitions results in loss
of interest in track-and-
field
На тренировке при-
меняются слишком
жесткие методы
спортивной подго- 1 2.71 2 2.85 2 3.42 2 2.91 2 3.01 1 3.5
товки / Too tough
sports training methods are applied
Слишком узкая спе-
циализированность
на тренировке, тренер
использует на занятии
упражнение из одного вида легкой атлетики / 2 3.00 1 2.80 1 3.08 1 2.83 1 2.92 4 4.5
Too narrow specialization of training, a coach
uses exercises from one
sports discipline during
training
Тренировка копирует
подготовку взрослых спортсменов/ 4 3.57 3 3.20 4 4.05 3 3.33 3 3.51 6 5.75
Training resembles those for adult athletes
Тренеру не удается
создавать сплочённую спортивную команду / Coach can't create 5 4.33 4 3.60 1 3.08 5 4.00 5 3.76 3 4
a united team
Тренер не использует
на занятии потенциал
других видов спорта / A coach doesn't use 6 4.36 6 4.85 5 4.21 6 4.38 6 4.37 5 5.38
the potential of other
sports during training
факторов успешной карьеры?», 89 российских респондентов (61,4 %) и 12 китайских респондентов (75 %) согласились с этим утверждением; 50 российских тренеров (34,5 %) и 4 китайских тренера (25 %) скорее согласны, чем не согласны с данным утверждением.
Поскольку 139 тренеров, принимавших участие в социологическом исследовании, считают, что многоборная подготовка является залогом успешной спортивной карьеры, следующим вопросом стал «Упражнения из каких видах спорта необходимо включать в процесс многолетней подготовки?».
Рейтинг рекомендуемых упражнений следующий:
- другие виды легкой атлетики (1-е место);
- гимнастические (акробатические) упражнения (2-е место);
- силовые упражнения (3-е место);
- баскетбол (4-е место);
- футбол (5-е место);
- гандбол (6-е место).
Китайские тренеры соглашаются в первых двух позициях с российскими коллегами; далее рейтинг имеет различия: гандбол (3-е место), футбол (4-е место); силовые упражнения (5-е место), баскетбол (6-е место).
Все упражнения из видов спорта, названных респондентами, способствуют развитию значимых во многих видах легкой атлетики физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, координационных и силовых, что, вероятно, и определяет выбор респондентов
Совершенно логично было респондентам задать вопрос «Наблюдали ли Вы в мировой спортивной практике случаи, когда до выбора легкой атлетики в качестве основного вида спорта атлет мирового уровня занимался другим видом спорта или другим видом легкой атлетики?».
92 российских респондента (63,5 %) и все китайские тренеры, принимавшие участие в опросе, считают, что «таких случаев достаточно много»; у 8 респондентов такое случалось со своими учениками; четверть тренеров, участвующих в анкетном опросе, утверждают, что «иногда такое случается».
Такие ответы согласуются с данными, представленными на официальном сайте 1ЛЛБ, исследователями В.Б. Зеличенок, И.А. Приваловой (2019), Платонова В.Н. (2019) и иностранными авторами [2, 3, 5, 6, 11].
Так, по утверждению В.Б. Зеличенок, И.А. Приваловой и иностранных авторов,
до 90 % сборной команды России, закончили спортивную карьеру в других видах спорта, меняя последовательно от трех до четырех видов спорта, либо сочетали занятия легкой атлетикой с тренировками в других видах спорта [3]. Такие же данные мы получили, проанализировав веб-сайт 1ЛЛБ о других спортивных биографиях мировых лидеров в легкой атлетике: более 70 % атлетов начали спортивную карьеру в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, бейсбол, регби), гимнастике, плавании и в других видах спорта.
Учитывая неоднозначные отношения теоретиков и практиков спорта к Юношеским Олимпийским играм, мы спросили тренеров: «Считаете ли Вы, что Юношеские Олимпийские игры (ЮОИ) являются своеобразным стартом для подготовки к Олимпийским играм?»
Почти половина опрошенных российских тренеров (п = 72) не согласны с этим утверждением. В то же время треть российских респондентов (48 человек) и 75 % китайских респондентов считают, что успех на этом мировом событии является ступенью к будущим победам в спорте высших достижений. Остальные респонденты утверждают, что «такое случается в других видах спорта».
Анализ научно-методической литературы показывает, что большинство исследователей и топ-менеджеров не связывают успех на ЮОИ с последующей блестящей карьерой [2, 3, 6]. Анализ итогов ЮОИ 2010 и 2014 гг. и изучение спортивных биографий участников ЮОИ показывает, что, блестяще выступив на этих соревнованиях, более 95 % молодых атлетов в последующем не попадают в национальные сборные. Вероятно, успех на ЮОИ обусловлен ранней специализацией и форсированной подготовкой молодого спортсмена, что в последующем приводит к его физическому и психическому истощению.
Заключение. Таким образом, анкетный опрос российских и китайских тренеров по легкой атлетике выявил особенности и проблемы, характерные в подготовке спортивного резерва на современном этапе развития легкой атлетики, требующие их учета и решения: снижение популярности легкой атлетики среди детской и подростковой популяции; проблема ранней специализации и ее негативные последствия: большой риск травм, непродолжительность спортивной карьеры, форсирование результатов, нерациональное использование резервов организма и др.
Возможность получить быстрый прирост спортивных результатов у юных атлетов обусловливает выбор тренера в пользу ранней специализации. Большинство тренеров, участвовавших в анкетном опросе, призывают к многоборной (комплексной) подготовке юных атлетов, используя потенциал других видов легкой атлетики и иных видов спорта (гимнастики и спортивных игр).
Литературы
1. Врублевский, Е.П. Морфофункцио-нальные аспекты отбора и тренировки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский, В. Ф. Кос-тюченко // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 33-38.
2. Дигель, Х. Возможные риски Олимпийских юношеских игр / Х. Дигель // «Легкоатлетический вестник ИАФФ» на рус. яз. -2008. - № 3. - С. 53-58.
3. Зеличенок, В.Б. Подготовка легкоатлетического резерва: как исключить форсирование / В.Б. Зеличенок, И.А. Привалова // Спортивно-педагогическое образование. -2019. - № 1. - С. 16-28.
4. Зотова, Ф.Р. Содержание и организация занятий дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (по данным социологического опроса тренеров-преподавателей по единоборствам) / Ф.Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 33-40. DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-33-40
5. Иссурин, В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: моногр. / В.Б. Иссурин; пер. с англ. И.В. Шаробайко. - М.: Спорт, 2017. - 240 с.
6. Платонов, В.Н. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / [С.Н. Бубка, М.М. Булатова, Т.К. Есентаев и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова]. -М. : Спорт, 2019. - 480 с.
7. Baker, J. Early Specialization in Youth Sport: a requirement for adult expertise? / J. Baker // High Ability Studies. - 2003. - № 1. -P. 14.
8. Ferguson, B. A case of early sports specialization in an adolescent athlete / B. Ferguson // Journal of the Canadian Chiropractic Association - 2014. - № 58(4). - Р. 337-383.
9. Law, V. The development of expertise in ghythmic gymnastics / V. Law, J. Cote, K.A. Ericsson // Intern J Sport Exer Psychol. - 2007. -Vol. 5. - Р. 82-103.
10. Lowes, D. Training implications for young endurance athletes / D. Lowes // The Coach. -2005. - № 27. - Р. 47-54.
11. Moesch, K. Late specialization: the key to success in centimeters, grams, or second (cgs) sports / K. Moesch, A.M. Elbe, M. Hauge // Scand J Med Sci Sports. - 2011. - Vol. 21 (6). -Р. 282-290.
12. Wiersma, L.D. Risks and benefits of youth sport specialization: Perspectives and recommendations / L.D. Wiersma // Pediatric Exercise Science. - 2000. - № 12 (1). - Р. 13-22.
Зотова Фируза Рахматулловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8711-8807.
Алхусни Абд Алрхман Хусам Алдин, аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5134-0521.
Валиуллин Ринат Маратович, старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9207-1663.
Мартынова Виктория Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6018-6060.
Чёмов Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, Волгоград, проспект Ленина, 78. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2582-2110.
Черкашин Виталий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель отдела по олимпийским образовательным программам, Олимпийский комитет России. 119991, Москва, Лужнецкая набережная, 8. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2730-8737.
Шубин Михаил Саввич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3944-785X.
Поступила в редакцию 29 декабря 2019 г.
DOI: 10.14529/hsm200111
THE CURRENT STATE AND ISSUES OF PREPARATION
OF AN ATHLETIC RESERVE
(BASED ON THE SOCIOLOGICAL RESEARCH)
F.R. Zotova1, [email protected], ORCID: 0000-0002-8711-8807,
А.H. Alhusni1, [email protected], ORCID: 0000-0001-5134-0521,
R.M. Valiullin1, [email protected], ORCID: 0000-0001-9207-1663,
V.A. Martynova2, [email protected], ORCID: 0000-0001-6018-6060,
V.V. Chemov3, [email protected], ORCID: 0000-0002-2582-2110,
V.P. Cherkashin4, [email protected], ORCID: 0000-0003-2730-8737,
M.S. Shubin2, [email protected], ORCID: 0000-0002-3944-785X
1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russian Federation, 2Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russian Federation, 3Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russian Federation, 4Russian Olympic Committee, Moscow, Russian Federation
Aim. The article deals with the analysis of the current state and issues of training sports reserve in track and field. Materials and methods. A questionnaire consisting of 12 questions and 57 subquestions of open-ended, close-ended and multiple choice types was developed. The questionnaire-based survey was carried out among Russian and Chinese coaches (n = 161) aged 20-72 years including Honored coaches of the Russian Federation (n = 7) and elite coaches (n = 38). Results. The questionnaire-based survey for coaches demonstrated that they worried about: declining popularity of track-and-field compared to other sports; early specialization and related risks; low qualification of coaches working with children and teenagers. Respondents pay special attention to negative consequences of early specialization such as early retirement from sport, loss of promising athletes; short career in elite sports; growing number of sports-related injuries in young athletes. According to coaches, the main factors contributing to early specialization are the following: a) specialized training, which results in a rapid growth of sport results; b) achievements in sports are so high that a coach has to search for sports reserve among children. According to the respondents, young athletes should participate in competitions to learn how to overcome themselves and accumulate competitive experience. The majority of respondents think that integrated training in track-and-field is one of the important factors of successful career. Conclusion. A social survey of coaches has revealed peculiarities and issues typical for training sports reserve in track-and-field, which have to be considered and resolved.
Keywords: early specialization, negative consequences of early specialization, young athletes, junior Olympics, training sports reserve.
References
1. Vrublevskiy E.P., Kostyuchenko V.F. [Morphological and Functional Aspects of Selection and Training Sportswomen in High-Speed and Power Kinds of Track and Field Athletics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2009, no. 4 (50), pp. 33-38. (in Russ.)
2. Digel' H. [Possible Risks of the Olympic Youth Games]. Legkoatleticheskiy vestnik IAFF [Iaff Athletics Bulletin], 2008, no. 3, pp. 53-58. (in Russ.)
3. Zelichenok V.B., Privalova I.A. [Preparation of Athletics Reserve. How to Exclude Forcing]. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and Pedagogical Education], 2019, no. 1, pp. 16-28. (in Russ.)
4. Zotova F.R., Hamidullina G.F. [Content and Organization of Judo Classes during Sport and Wellness Training Period (According to the Opinion Poll among Wrestling Coaches)]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Current Trends], 2019, vol. 7, no. 3, pp. 33-40. (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-33-40
5. Issurin V.B. Sportivnyy talant: prognoz i realizatsiya: monografiya [Sports Talent. Forecast and Implementation]. Moscow, Sport Publ., 2017. 240 p.
6. Platonov V.N., Bubka S.N., Bulatova M.M. et al. Menedzhmentpodgotovki sportsmenov k olim-piyskim igram [Management of Training Athletes for the Olympic Games]. Moscow, Sport Publ., 2019. 480 p.
7. Baker J. Early Specialization in Youth Sport: a Requirement for Adult Expertise. High Ability Studies, 2003, no. 1, 14 p. DOI: 10.1080/13598130304091
8. Ferguson B., Stern P.J. A Case of Early Sports Specialization in an Adolescent Athlete. Journal of the Canadian Chiropractic Association, 2014, no. 58 (4), pp. 337-383.
9. Law V., Cote J., Ericsson K.A. The Development of Expertise in Ghythmic Gymnastics. Intern J Sport Exer Psychol, 2007, vol. 5, pp. 82-103. DOI: 10.1080/1612197X.2008.9671814
10. Lowes D. Training Implications for Young Endurance Athletes. The Coach, 2005, no. 27, pp. 47-54.
11. Moesch K., Elbe A.M., Hauge M. et al. Late Specialization: the Key to Success in Centimeters, Grams, or Second (cgs) Sports. Scand J Med Sci Sports, 2011, vol. 21 (6), pp. 282-290. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2010.01280.x
12. Wiersma L.D. Risks and Benefits of Youth Sport Specialization: Perspectives and Recommendations. Pediatric Exercise Science, 2000, no. 12 (1), pp. 13-22. DOI: 10.1123/pes.12.1.13
Received 29 December 2019
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Состояние и проблемы подготовки легкоатлетического резерва (по данным социологического исследования) / Ф.Р. Зотова, А.Х. Алхусни, Р.М. Валиуллин и др. // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 89-99. БО1: 10.14529/Ь8ш200111
Zotova F.R., Alhusni A.H., Valiullin R.M., Marty-nova V.A., Chemov V.V., Cherkashin V.P., Shubin M.S. The Current State and Issues of Preparation of an Athletic Reserve (Based on the Sociological Research). Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 89-99. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200111