Научная статья на тему 'Бригадный метод в работе детского тренера по легкой атлетике'

Бригадный метод в работе детского тренера по легкой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИГАДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ / ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А.

В статье рассматриваются три формы организации совместной работы тренеров ДЮСШ с одним и тем же контингентом с учетом их профессиональной подготовленности в области определенного вида легкоатлетических упражнений и с учетом этапов многолетней спортивной подготовки: «тренер и учитель физической культуры»; «тренеры различной легкоатлетической специализации»; «тренеры одной легкоатлетической специализации, различающиеся уровнем профессионального мастерства». Отмечается, что при организации такого взаимодействия тренеров между собой в процессе работы с юными спортсменами создаются условия: для рационального распределения творческого профессионального потенциала каждого тренера с учетом его индивидуального своеобразия; для взаимообмена и взаимообогащения педагогического опыта каждого тренера; для коллективного воздействия всех тренеров на формирование личности каждого учащегося. В статье рассматриваются показатели социально-психологического климата коллектива тренеров, субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, уровень ценностноориентационного единства (ЦОЕ) педагогических коллективов тренеров отделений легкой атлетики и плавания, а также функционально-ролевая дифференциация тренеров ДЮСШ в рамках бригадных форм работы как одного из перспективных способов преодоления трудностей целевого, содержательного и процессуального обеспечения учебно-тренировочной деятельности учащихся ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки. Наиболее эффективным (и поэтому желательным) для решения задачи подготовки потенциального спортивного резерва является объединение в бригаду двух тренеров высокой квалификации, но существенно различающихся между собой по легкоатлетической специализации. Интегральная оценка социально-психологического климата в отделении легкой атлетики значительно выше, чем в отделении плавания. Общая оценка субъективной привлекательности работы в отделении легкой атлетики существенно выше. Более высокий уровень ценностноориентационного единства тренеров отделения легкой атлетики обусловлен тем, что, работая совместно в бригадах, они вступают в более тесные межличностные отношения, в процессе которых и происходит более интенсивное сближение их жизненных позиций и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бригадный метод в работе детского тренера по легкой атлетике»

УДК 796.42(075)

БРИГАДНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

С Д. Зорин1, Г.Л. Драндров1, В.А. Бурцев'

'Чувашский государственный педагогический университет им И Я Яковлева, Чебоксары, Россия :Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с авторами: E-mail: 2 о tin dm@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются три формы организации совместной работы тренеров ДЮСШ с одним и тем же контингентом с учетом их профессиональной подготовленности в области определенного вида легкоатлетических упражнений и с учетом этапов многолетней спортивной подготовки: «тренер и учитель физической культуры»; «тренеры различной легкоатлетической специализации»; «тренеры одной легкоатлетической специализации,различающиеся уровнем профессионального мастерства». Отмечается,что при организации такого взаимодействия тренеров между собой в процессе работы с юными спортсменами создаются условия: для рационального распределения творческого профессионального потенциала каждого тренера с учетом его индивидуального своеобразия; для взаимообмена и взаимообогащения педагогического опыта каждого тренера; для коллективного воздействия всех тренеров на сформирование личности каждого учащегося. В статье рассматриваются показатели социально-психологического климата коллектива тренеров, субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, уровень ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) педагогических коллективов тренеров отделений легкой атлетики и плавания, а также функционально-ролевая дифференциация тренеров ДЮСШ в рамках бригадных форм работы как одного из перспективных способов преодоления трудностей целевого, содержательного и процессуального обеспечения учебно-тренировочной деятельности учащихся ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки Наиболее эффективным (и поэтому - желательным) для решения задачи подготовки потенциального спортивного резерва является объединение в бригаду двух тренеров высокой квалификации, но существенно различающихся между собой по легкоатлетической специализации. Интегральная оценка социально-психологического климата в отделении легкой атлетики значительно выше, чем в отделении плавания. Общая оценка субъективной привлекательности работы в отделении легкой атлетики существенно выше. Более высокий уровень ценностно-ориентационного единства тренеров отделения легкой атлетики обусловлен тем, что, работая совместно в бригадах, они вступают в более тесные межличностные отношения,в процессе которых и происходит более интенсивное сближение их жизненных позиций и ценностных ориентаций. Ключевые слова: бригадная форма работы,этапы подготовки, детский тренер, легкая атлетика.

BRIGADE METHOD IN WORK OFTHE CHILDREN'S TRAINER ON TRACK

AND FIELD ATHLETICS

Zorin S.D.1, Drandrov G.L.1, Burtsev B.A.2

lChuvash state pedagogical university of I. Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia.

2Volga region state academy of physical culture, sport and tourism, Kazan, Russia. Abstract:

In article three forms of the organization of collaboration of trainers of DYuSSh wit'.i the same contingent taking into account their professional readiness in the field of a certain type of track and field athletics exercises of such interaction taking into account stages of long-term sports preparation are considered: "trainer and teacher of physical culture"; "trainers of various track and field athletics specialization", "the trainers of one trade and field athletics specialization differing with the level of professional skill". It is noted that at the organization of such interaction of trainers among themselves in the course of work with young athletes conditions are created for rational distribution of creative professional potential of each trainer taking into account his individual originality, interchange and mutual enrichment of pedagogical experience of eadi trainer; for collective impact of all trainers on formation of the identity of eadi pupil. In artide indicators of social and psychological climate of group

of trainers, and also subjective appeal of trainer's work in DYuSSh taking into account forms of its organization, the level of the valuable and orientation unity (VOU) of pedagogical groups of coaches of offices of track and field athletics and swimming are considered. Functional and role differentiation of trainers of BYuSSh within brigade forms of work, as one of perspective ways of overcoming of difficulties of target, substantial and procedural ensuring educational and training activity of pupils of DYuSSli at various stages of long-term preparation The most effective (and therefore — desirable) for the solution of a problem of preparation of a potential sports reserve is association in team of two trainers of high qualification, but significantly differing among themselves on track and field athletics specialization The integrated assessment of social and psychological climate in office of trick and field athletics is much higher, than in office of swimming The general assessment of subjective appeal of work in office of track and field athletics is significantly higher. Higher level of valuable and orientation unity of coaches of office of track and field athletics is caused by that, working in common in crews, they enter closer interpersonal relations 111 the course of which there is more intensive r appro diem ent of their living positions and valuable orientations.

Keywords: brigade form of work, preparation stages, children's trainer, track and field athletics

ВВЕДЕНИЕ

Система управления тренировкой юных спортсменов является достаточно сложной по своему содержанию, возникающие при этом проблемы в управлении столь многообразны, что для успешного решения многих из них знаний и усилий одного тренера уже недостаточно Сложность проблемы управления обусловлена чрезвычайной возрастной изменчивостью детей и подростков как объектов педагогических воздействий, длительным периодом воздействия на спортсмена (от б до 8 лет), включающим этапы предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования. Не вызывает сомнений, что содержание готовности к управлению тренировкой на этапе предварительной подготовки существенно отличается от содержания готовности к тренерской работе на этапе спортивного совершенствования как по отдельным компонентам готовности, так и по готовности в целом. Степень сложности управления системой тренировки юных спортсменов обусловлена также и особенностями вида спорта Чем богаче по содержанию тот или иной вид спорта, тем большим кругом профессиональных знаний и умений должен обладать тренер. Ярким примером в этом отношении является легкая атлетика, в которую входят существенно различающиеся по двигательным структурам виды

легкоатлетических упражнений, бег, прыжки, метания. Существенные различия имеются и внутри каждого из этих видов К примеру, тройной прыжок в длину с разбега и прыжок в вы соту с р азб ега, метан и е ко пья, толкани е ядр а Б этих условиях тренеру трудно быть профессионально готовым к эффективному управлению тренировкой юных спортсменов во всех видах легкоатлетических упражнений. Поэтому совершенно оправданно возникает дилемма или становиться универсалом, обучая юных спортсменов всем видам легкоатлетических упражнений, или стать профессионалом, специализируясь в одном из видов (которым раньше занимался как спортсмен). К сожалению, ретроспективный анализ литературных данных выявил отсутствие научных исследований, результаты которых содержали бы полные и ясные ответы на вопросы: что лучше — универсализм или узкая специализация, индивидуальная или совместно-разделенная деятельность? Необходимость разрешения этих противоречий побудила тренеров по легкой атлетике, не дожидаясь, пока наука найдет ответы на эти вопросы, к поиску новых, более эффективных форм организации совместной деятельности в управлении многолетней подготовкой юных спортсменов, к созданию тренерских бригад

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одним из вариантов стала Так называемая система «пирамида», предполагающая педагоги-

ческое взаимодействие тренеров, работающих с одним и тем же контингентом спортсменов на разных этапах подготовки В.П. Филин считает, что при бригадной работе по системе «пирамида» тренеры высшей ступени выступают в роли наставников, оказывающих методическую помощь и осуществляющих контроль процесса подготовки спортсменов Он отмечает, что внедрение данной системы предусматривает новый порядок морального и материального стимулирования деятельности тренеров, при котором тренеры, ведущие занятия со спортсменами на первых этапах многолетней тренировки, находятся на равных правах стренерами, готовящими спортсменов на этапе спортивного совершенствования, а также имеют право на получение почетных званий, наград и премий [б]. Я.И. Ельянов и С П. Стыркина, исходя из собственного опыта, выделяют ряд условий эффективной работы бригады тренеров По их мнению, тренеры должны:

- быть единомышленниками. В бригаде допускается творческий спор ради истины, но в главной методической линии должно быть единомыслие.

-уважать друг друга,

- быть непохожими: {мужчина-женщина, авторитарный стиль — демократический стиль руководства),

- не навязывать свои идеи, а раскрывать их суть и предлагать,

- не глушить инициативу друг друга, а создавать условия для ее проявления,

- уметь самостоятельно решать вопросы Необходимо соблюдать преемственность тренеры, работающие на предыдущих этапах, должны работать по той же методике, что и тренеры высшей ступени, проводить те же идеи, чтобы не приходилось переучивать [1] Авторы отмечают, что каждый должен быть на своем месте профессионалом: детский тренер

- должен так же, как и специалист, работающий на этапе высшего спортивного мастерства, быть в бригаде равным среди равных При такой оценке тренера, занимающегося с детьми, не будет форсироваться подготовка юного спортсмена, поскольку будет одинаковая заинтересованность в конечном результа-

те Нужно, чтобы каждый не только знал свое дело, но и охотно делал его, чувствуя ответственность за конечный результат, а не только за свой участок работы В связи с этим должно быть предусмотрено материальное поощрение за конечный результат — на всю бригаду, которая сама его распределяет. В. Самотесов раскрывает опыт бригадной работы тренеров СДЮШОБ спортивного клуба «Десна» (г. Брянск) по легкой атлетике [5]. Учебно-тренировочную работу в группах начальной подготовки проводят 9 тренеров, возглавляемых старшим тренером-преподавателем. Обучение осуществляется по единой программе, разработанной тренерами, работающими с группами спортивного совершенствования и высшего мастерства. Перед тренерами групп начальной подготовки стоят задачи приобщения ребят к регулярным занятиям легкой атлетикой, ознакомления их со всеми видами легкой атлетики и подготовки к режиму, состоящему из 7-9 тренировок в неделю. Подготовка разрядников, чемпионов не входит в их обязанно ста. Работа этих тренеров оценивается по количеству учеников, принятых в группы спортивного совершенствования Процесс обучения длится 3-4 года После распределения по специализациям учащиеся попадают в группы, где работают бригады тренеров. В СДЮШОР созданы бригады метаний (3 человека), женского спринта (2 человека), бега на выносливость (3 человека). На этом этапе работа тренеров основана на принципе ответственности всех членов бригады за конечный результат. Бригада должна быть коллективом единомышленников, где все работают по единым планам, с единой трактовкой всех педагогических приемов и методик. Заслуживают внимания формы управления многолетней подготовкой учащихся ДЮСШ № 2 по легкой атлетике г. Новочебоксарск. На добровольной основе создаются бригады из двух человек, в которые входят тренер ДЮСШ и учитель физической культуры, работающий в ДЮСШ на 0,5 ставки При формировании этих бригад, в первую очередь, принимается во внимание характер межличностных отношений, сложившийся к этому времени между тренерами ©то правило дей-

ствует и по отношению к последующим этапам спортивной тренировки Наполняемость группы — 25-30 человек Девочки и мальчики занимаются совместно.

Разделение функций осуществляется следующим образом. Тренер ДЮСШ является старшим в бригаде. Он определяет стратегические, промежуточные и текущие цели спортивной тренировки на данном этапе и в соответствии с ними осуществляет планирование учебно-тренировочного процесса. Непосредственную организацию учебно-тренировочной деятельности учащихся через комплексное применение словесных, наглядных и практических методов в рамках целостного учебно-тренировочного занятия осуществляют оба тренер а одновременно, распределяясь по станциям. Порядок распределения по станциям и содержание работы на каждой из них определяется тренером ДЮСШ.

Тренер — учитель физической культуры, осуществляет просмотр всех учащихся общеобразовательной школы во время школьных уроков по физической культуре, организовывает привлечение наиболее способных учащихся школы к систематическим занятиям легкой атлетикой. Учебно-тренировочные занятия проводятся как на базе общеобразовательной школы, так и на спортивных сооружениях ДЮСШ.

После завершения работы на этапе начальной подготовки учитель физической культуры входит в новую бригаду с другим тренером ДЮСШ и начинает работу в бригаде с комплектования групп начальной подготовки Тренер ДЮСШ с теми учащимися, которые прошли по конкурсу® учебно-тренировочные группы, продолжает заниматься на следующем этапе многоборной подготовки. Эти же учащиеся продолжают считаться и воспитанниками тренер а-учителя, что обязательно учитывается при присвоении квалификационных категорий и званий. Бригадные формы работы тренеров ДЮСШ № 2 на различных этапах многолетней подготовки представлены на рисунке 1.

На этапе многоборной тренировки создаются бригады из двух тренеров, прошедших этап начальной подготовки При этом учитывается

так называемая «разность профессиональных потенциалов»: в одну бригаду рациональнее объединять тренеров, которые различаются по общему уровню профессиональной готовности. Другое условие — учет специализации тренера. Рациональнее объединять в одну бригаду тренеров различной легкоатлетической специализации (спринт, бег на средние и длинные дистанции, прыжки и метания), чтобы они могли не только дополнять друг друга, но и оказывать влияние на рост профессионального мастерства друг друга. По возможности следует объединял в бригаду тренеров, различающихся по полу, возрасту, стилю руководства (демократический — авторитарный). Б каждой бригаде определяется старший тренер, на которого возлагаются функции организации деятельности учащихся в ходе учебных занятий, организации мероприятий контроля Тренеры бригады берут на себя попеременно лидирующие роли, объясняя и показывая учащимся тот учебный материал, в преподавании которого они являются специалистами Б остальных случаях они работают совместно, дополняя друг друга в тех деталях, в которых разбираются лучше.

После двух лет многоборной подготовки учащиеся распределяются по специализациям (этап спортивной специализации). На этом этапе тренерские бригады формируются из двух тренеров одной и той же специализации.

о Ф

О О | | ® ® 1 О О 1 I Ф Ф 1

:>Г»П споргив-сй

] [

□I О"! Г Ф 01 Г® • 1

Яип ММПГО?«3{ЖПа ПОДГИ'ПММ

] IА

Эгш иг«ЛьнеА подгспооаи

Уелоюив с4о>мг-«ип*

- ут<оя> фмхплсяо» *упиу©.|

® - ТР1.ИР по Ида»

- >0*мр по ерымкм

Рисунок 1 - Бригадные формы работы тренеров ДЮСШ по легкой атлетике на этапах начальной многоборной подготовки и этапе спортивной специли-зации

На первый план выходит создание в бригаде «высокой разности профессиональных потенциалов» как по уровню его развития, так и по качественным особенностям содержания Лидирующая роль в осуществлении всех функций принадлежит тренеру с более высоким профессиональным потенциалом За каждым тренером сохраняются те воспитанники, с которыми он перешел на этап спортивной специализации. Несмотря на состоявшуюся смену учениками своих тренеров, все они продолжают считаться воспитанниками того тренера, который работал с ними два предыдущих этапа, со всеми вытекающими из этого факта следствиями: правом на повышение квалификационных категорий, присвоением почетных званий и получением премиальных выплат. Работа бригады тренеров на этапе спортивной специализации завершается передачей своих воспитанников в группы спортивного совершенствования. Тренер вновь возвращается на этап начальной подготовки и начинает свою работу в бригаде с учителем физической культуры с отбора и комплектования учебных групп

Как правило, каждый тренер одновременно является членом двух-трех бригад на этапе начальной подготовки он работает вместе с учителем физической культуры, на этапе многоборной подготовки — стренером другой спортивной специализации, на последнем этапе—с тренером одинаковой с ним специализации, но различающимся как по уровню про-ф ессионального мастер ства, так и по владению

отдельными сторонами преподавания данного вида легкоатлетических упражнений Столь богатое и разнообразное профессиональное взаимодействие с коллегами по «тренерскому» цеху создает условия для взаимооЗогащения профессионального потенциала каждого тренера, развития творческих возможностей. Если взглянуть на положительные стороны бригадной организации тренеров со стороны учащихся, то следует подчеркнуть, в первую очередь, то обстоятельство, что управление спортивной тренировкой на всех трех этапах осуществляют тренеры, глубоко знающие секреты легкоатлетических специализаций. Не менее важное значение для развития личности учащихся имеет тот факт, что на протяжении всего периода обучения в ДЮСШ они испытывают мощное формирующее воздействие личности не одного, а нескольких тренеров В результате педагогического эксперимента нами были изучены особенности социально-психологического климата коллектива тренеров отделения легкой атлетики, работающих в рамках бригадных форм, и тренеров отделения плавания, работающих относительно автономно В своих исследованиях мы применяли методики, разработанные А.Ю Шалыто и О С Михалюк [2]. В таблице 1 и на рисунке 1 представлены показатели социально-психологического климата коллектива тренеров ДЮСШ отделений легкой атлетики и плавания.

Тренеры отделения легкой атлетики, применяя функционально-ролевую дифференциацию в

Таблица 1 - Показатели социально-психологического климата коллектива тренеров ДЮСШ, балль

Показатели социально-психологического климата в коллективе Отделение легкой атлетики Огделение плавания

1. Эмоциональный компонент межличностных отношений 0.89 0.65

2. Когнитивный компонент межличностных отношений 0,50 0,44

3. Поведенческий компонент межличностных отношений 0,45 0.36

4. Индекс групповой оценки удовлетворенности Эмоциональная привлекательность 1.00 0,76

Состояние оборудования -0.22 0,25

Равномерность обеспечения работой 0,06 0,11

Размер заработной платы -0.89 -0.87

Санитарно-гигиенические условия 0.00 0,09

Отношения с руководством ДЮСШ 0.22 0.18

Возможность профессионального роста 0,50 0,41

Разнообразие работы 0.67 0,54

Организация работы 0,83 0.67

Стиль руководства 0,61 0,49

Средняя оценка 0,28 0,18

5. Отношение к работе удовлетворенность) 0,81 0,64

Интегральная оценка социально-психологического климата 0,59 0,50

рамках бригадных форм работы, эмоционально более удовлетворены своими межличностными отношениями с коллегами (0,89 балла против 0,65 балла тренеров по плаванию), они лучше знают личностные и деловые качества друг друга (0,50 балла против 0,44 балла соответственно), что облегчает взаимопонимание, они отличаются более выраженным стремлением к взаимодействию со своими коллегами не только в деловой, но и в межличностной сфере (0,45 балла против 0,36 балла). Избранная профессия для всех тренеров отделения легкой атлетики является эмоционально привлекательной (1,00 балла). Работа в коллективе нравится и большинству тренеров отделения плавания (0,76 балла), но среди них имеются лица, частично неудовлетворенные социально-психологическим климатом в данном коллективе. Стилем руководства больше удовлетворены тренеры по легкой атлетике (0,61 балла против 0,49 балла). Тренеры отделения легкой атлетики более удовлетворены имеющимися в коллективе возможностями

профессионального роста (0,50 балла против 0,41 балла) Интегральная оценка социально-психологического климата в отделении легкой атлетики значительно выше — 0,59балла Тренеры другого отделения оценивают климат в своем коллективе на 0,50 балла. В таблице 2 и на рисунке 2 представлены показатели субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации Общая оценка субъективной привлекательности работы в отделении легкой атлетики существенно выше и составляет 6,54 балла против 5, 27 балла в отделении плавания. Установлено, что показателем действительной сплоченности коллектива служит степень единства взглядов, мнений и ориентации членов коллектива по поводу явлений (лиц, событий), значимых для реализации деятельности Выявлено, что ценно стно-ориентационное единство в сложившихся коллективах выше, чем во вновь образованных Между продуктивностью деятельности коллектива и степенью его единства существует прямая связь: самые

1 . Эмоциональный компонент межличностных отношений

2. Когнитивный компонент межличностных отношений

3. Поведенческий компонент межличностных отношений

4. Индекс групповой оценки удовлетворенности

Эмоциональная привлекательность

Состояние оборудования

0.70

1.0

Равномерность обеспечения работой

О.Об ■ 0.1 1

Размер заработной платы

■0,80

-О.С7

Санитарно-гигиениноские условия

о.о о.оо

Отношения с руководством ДЮСШ

I О.7.7.

а,111

Возможность профессионального роста

Разнообразие работы

Организация работы

ШЛ 0.83

О.С7

Стиль руководства

Средняя оценка

В 0.2В

о.т а

5. Отношение к работе (удовлетворенность)

Интегральная оценка социально-психологического климата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отделение легкой атлетики ■■ Отделение плавания ВВ

Рисунок 2 - Показатели социально-психологического климата тренеров ДЮСШ (баллы)

работоспособные и организованные группы относятся к числу наиболее сплоченных. При этом высокая степень совпадения позиций индивидов по значимым для группы вопросам может не сопровождаться выраженной эмоциональной взаимоприемлемостью между людьми, по скольку ц енно сто -ориентационное единство в коллективе как сближение, сходство оценок в нравственной и деловой сферах формируется не на основе эмоциональных тяготений и отталкиваний, но в результате активной общественно ценной и личностно значимой совместной деятельности При этом общественно значимая коллективная деятельность служит не только источником возникновения, но и главной сферой проявления ценностно-ориентационного единства. Был исследован уровень ценностно-ориен-тационного единства (ЦОЕ) обоих рассматриваемых нами педагогических коллективов

как один из наиболее значимых критериев их сплоченности. Для измерения и оценки ценностно-ориентационного единства нами применялась методика диагностики, разработанная? О. Немовым [3 4]. Анализ экспериментальных данных свидетельствует, что показатели ЦОЕ тренеров отделения легкой атлетики составили 0,60 балла, тренеров отделения плавания — 0,43 балла Более высокий уровень ценностно-ориентационного единства тренеров отделения легкой атлетиьи обусловлен тем, что, работая совместно в бригадах, они вступают в более тесные межличностные отношения, в процессе которых и происходит более интенсивное сближение их жизненных позиций и ценностных ориентаций. ВЫВОДЫ

Повышение эффективности управления многолетней спортивной подготовкой в условиях ДЮСШ по легкой атлетике может быть обе-

критерии привлекательности работы СТ°Танн^"оРроГ""

1. Творческий характер труда

2. Благоприятные условия труда

3. Теплые и доверительные отношения

4. Признаеие и личный авторитет среди членов коллоктипп

в коллективе ц^^Н^^НИ 5.21

5. Возможность личностного и профессионального роста

7. Принципиальные и требовательные взаимоотношения в коллективе

6. Личное материальное и социальное 1-сс

обеспечение ■■ 1.75

9. Активная жизненная позиция членов коллектива

8. Высокий профессионализм 7>91

членов коллектива I I 5.32

10. Хорошая оргенизиция труда

5.36

5.1«

11. Высокие результаты деятельности коллектива

12. Работа простая, легкая, не связана 3-7в

с большой ответственностью ■ ~1 з.5-1

13. Высокий социальный статус ' Д ®-03

профессии I I /./■:>

14. Возможность общения с коллеками 7.21

и руководством 5.37

Интегральная оценка социально-психологического I I 6.54

климата в коллективе > ч ,

Рисунок 3 - Степень удовлетворенности тренеров отдельными сторонами работы в ДЮСШ

спечено на основе организации совместной работы тренеров с одним и тем же контингентом с учетом их профессиональной подготовленности в области определенного вида легкоатлетических упражнений. Выделяются три формы организации такого вз аимодей ствия:

• на этапе начальной подготовки — тренер ДЮСШ и учитель физической культуры,

• на этапе многоборной подготовки — два тренера ДЮСШ различной легкоатлетической специализации;

• на этапе спортивной специализации — два тренера ДЮСШ одной легкоатлетической

Таблица 2 - Показатели субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, баллы

Критерии привлекательности работы Отделения ДЮСШ Показатели привлекательности работы, баллы Х-У

X д У ь

1 Творческий характер труда л/атлетика 8.64 0.92 7.18 1.11 +

плавание 6.11 1,23 7.25 1.43 -

Р $ 0 05 ? 0,05

2 Благоприятные условия труда л/атлетика 4.82 1.27 6.32 1.23 -

плавание 4.98 1.06 6.56 1.14 -

Р * 0 05 ? 0 05

3.Теплые и доверительные отношения в коллективе л/атлетика 7,92 1,04 6.34 1,44 +

плавание 5.21 1,31 6.35 1.51 -

Р $ 0 05 > 0 05

4 Признание и личный авторитет среди членов коллектива л/атлетика 7,58 1.38 7.02 0.79 +

плавание 5.32 1.12 6.84 0,97 -

Р $ 0 05 > 0 05

5. Возможность личностного и профессионального роста л/атлетика 7,68 1,29 6.54 0,86 +

плавание 5.41 1.13 6,25 109 -

Р $ 0 05 ? 0 05

6. Личное материальное и социальное обеспечение л/атлетика 1 66 0,98 6.23 0,5^ -

плавание 1,75 0,87 6,81 0.85 -

Р * 0 05 > 0 05

7. Принципиальные и требовательные взаимоотношения в коллективе л/атлетика 7.54 1,47 6,56 1,12 +

плавание 6.22 1,22 6.75 1.54 -

Р « 0 05 ? 0 05

8. Высокий профессионализм членов коллектива л/атлетика 7,91 1.38 6,51 1,08 +

плавание 5.32 1.76 6,39 1,42 -

Р $ 0 05 > 0 05

9. Активная жизненная позиция членов коллектива л/атлетика 7,66 1.51 6.31 1,44 +

плавание 6,23 1.12 6,54 1.39 -

Р $ 0 05 * 0.05

10.Хорошая организация труда л/атлетика 5,36 1,14 5,11 1,07 +

плавание 5,18 1,11 5,45 1.09 -

Р ? 0 05 > 0 05

11. Высокие результаты деятельности коллектива л/атлетика 5.82 1,04 5 37 1,21 +

плавание 543 1,04 5.76 1,41 -

Р > 0 05 > 0 05

12. Работа простая, легкая, не связана с большой ответственностью л/атлетика 3,78 1.12 3.67 1.45 +

плавание 3.54 1,49 3.84 1.33 -

Р ? 0 05 > 0 05

13. Высокий социальный статус профессии л/атлетика 8,03 1.02 6,96 1.38 +

плавание 7.79 1.19 7,25 1,74 +

Р > 0 05 ? 0 05

14. Возможность общения с коллегами и руководством л/атлетика 7,21 1.19 6,27 0,86 +

плавание 5,37 1,84 6,06 1.01 -

Р $ 0,05 > 0 05

Оценка социально-психологического климата в коллективе л/Зтлетика 6,54 2,00 6,17 0,91 +

плавание 5.27 1.37 6,29 0.87 -

Р $ 0,05 ? 0 05

Примечание:

X - показатели оценки реально существующих в коллективе условий и обстоятельств работы; У - оценка этих же показателей, но с точки зрения пожеланий, потребностей, притязаний испытуемого; Х-У - степень удовлетворенности данным фактором («+» -удовл етворенность,«-» - неудовл етворенность): 0*-величина стандартного отклонения изучаемых признаков.

специализации, различающиеся уровнем профессионального мастер ста а. Все тренеры, принимавшие участие в работе со спортсменом на различных этапах многолетней подготовки, обладают одинаковыми правами на присвоение квалификационных категорий, званий и материальное стимулирование.

Такое богатое и разнообразное профессиональное взаимодействие с коллегами по «тренерскому» цеху создает условия: для рационального распределения творческого профессионального потенциала каждого тренера с учетом его индивидуального своеобразия, для взаимообмена и взаимообогащения педагогического опыта каждого

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Ельянов Я. И. Бригада какой ей быть? /Я И. Елья-нов, С. П. Стыркина //Легкая атлетика. - 1985. - № 8. -С. 26-28.

2. Шалыто А Ю. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью «экспресс-методики» /А Ю Шалыто, О. С Михалюк // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред Е. 8. Шорохо-вой, Е. С. Кузьмина, О И. Зотовой. В. Е. Семенова. - M : 1983 - С. 87-94.

BIBLIOGRAPHY

1 Elyanov, Ya I Brigada: what it to be? / Ya. I Elyanov. S. P Styrkina //Track and field athletics. - 1985. - № 8.-P. 26-28.

2. Shalyto. A YU. Studying of social and psychological climate in labor collective with the help 'the express-techniques" / A. Yu. Shalyto. 0. S Mikhalyuk // Social and psychological problems of a work collective / Under, edition of E. V Shorokhova, E S. Kuzmin, О. I Zotova V E Semenov.-M 1983.-P.87-94

3. Nemov. R. S. Stratometricheskaya concept and

тренера, для коллективного воздействия всех тренеров на формирование личности каждого учащегося.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что организация работы тренеров по бригадной форме приводит к следующему

• улучшению социально-психологического климата в коллективе тренеров от 0,50 до 0,59 балла,

• повышению субъективной привлекательности и удовлетворенности работой в своем коллективе от 5,27 до 6,54 балла,

• росту коллективистической сплоченности по показателям ценностно-ориентационного единства от 0,43 до 0,60 балла.

3. Немов. Р. С Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. Психологическая теория коллектива / Р. С. Немов.-М.: Физкультура и спорт, 1979 - С. 44-65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Немов. Р С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / Р С. Немов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с

5. Самотесов,В.Бригада какой ей быть? /В.Самотесов //Легкая атлетика.- 1986 -№ 12.-С. 125.

6. Филин. В. П Теория и методика юношеского спорта / В П Филин.-М.: Физкультура и спорт 1987.- 128 с

problems of group efficiency. The psychological theory of collective / R. S. Nemov. - M. : Physical culture and sport, 1979.-P.44-65

4. Nemov. R S. Psychological conditions and criteria of overall performance of collective / R. S. Nemov. - M.: Physical culture and sport. 1982 - 165 p.

5. Samotesov\V Brigada: what it to be?/V.Samotesov// Track and field athletics - 1986.-No. 12.-P. 125.

6. Filin. V P Theory and technique of youthful sport / Accusative Eagle owl. - M : Physical culture and sport, 1987. - 128 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зорин Сергей Дмитриевич {Zorin Sergey Dmitriyevich) - кандидат педагогических наук,доцент кафедры спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева Драндров Герольд Леонидович (Drandrov Gerold Leonidowitsch) - доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им.И Я.Яковлева, e-mail gerold49@mail.ru

Бурцев Владимир Анатольевич (Burtsev Vladimir Anatolyevich) - кандидат педагогических наук.додент. зав кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма e-mail: volderl968(a>mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.