5. Agergaard, S. (2006), "Sport as social formation and specialist education:14 discursive and ritualistic aspects of physical education", Sport, Education and Society, vol. 11(4), pp. 353-367.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2019
УДК 796.431.25
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В
ТРОЙНОМ ПРЫЖКЕ
Яна Ивановна Саввинова, студентка, Горный институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск; Октябрина Васильевна Шадрина, старший преподаватель, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча; Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В данной статье приведены разработки по способам определения на стадии тренировок общей физической подготовленности спортивного контингента, специализацией которого является тройной прыжок. Разработанные оценочные шкалы приведены в табличном виде и дают возможность тренеру по пятибалльной системе, не пользуясь дополнительными средствами, только за счет педагогических тестов собрать достоверные сведения о физической подготовленности спортсменов, выявить физические показатели, по которым они отстают, определить имеющиеся силовые резервы, и составить прогноз результативности спортивных выступлений на период предстоящего сезона соревнований. Данная оценочная система была испытана в Республике Саха (Якутия) в процессе тренировок атлетов, специализацией которых является тройной прыжок. Она дала возможность оптимизировать контрольные функции, направленные на эффективность спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.
Ключевые слова: легкая атлетика, тройной прыжок, физическая подготовленность, оценка, тесты, контроль.
DIFFERENTIATED SCALES OF ESTIMATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES SPECIALIZING IN TRIPLE JUMP
Yana Ivanovna Savvinova, the student, Mining Institute, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Oktyabrina Vasilievna Shadrina, the senior teacher, Churapcha State Institute of physical culture and sports; Elena Viktorovna Cherkashina, the candidate of science on physical training and sport, senior lecturer, Institute of physical culture and sports, North-Eastern Federal University, Yakutsk
Annotation
This article presents the development of methods for determining at the training stage the general physical fitness of the sports contingent, whose specialization is a triple jump. The developed rating scales are given in tabular form and enable the trainer, by a five-point system, without using additional means, only through pedagogical tests, to collect the reliable information about the physical fitness of the athletes, identify the physical indicators by which they are lagging, determine the available power reserves, and make a forecast of the sports performances for the upcoming season of the competitions. This assessment system was tested in the Republic of Sakha (Yakutia) during the training of the athletes, specializing in triple jump. It made it possible to optimize the control functions aimed at the effectiveness of athletes involved in athletics.
Keywords: athletics, triple jump, physical fitness, estimation, tests, control.
ВВЕДЕНИЕ
В тренерской практике применяются множество педагогических методов для оценки уровня подготовленности спортсменов (в том числе и прыгунов, специализирующихся в тройном прыжке), с целью выявления перспективных спортсменов, эффективного управления тренировочного процесса, что сопутствует успешному выступлению спортсменов на соревнованиях [3, 5, 6]
Однако, актуальной проблемой остается подбор комплекса информативных тестов для оценки физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке на тренировочном этапе, и разработка критериев оценивания физических качеств спортсмена.
Провести оценку уровня физической подготовленности можно при помощи определения уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости [2, 5, 6]. На сегодня существуют различные подходы оценки физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке, но все они не в полной мере удовлетворяют потребности практики, которые заключаются в объективном оценивании всех сторон физической подготовленности с учетом специфики специализации, с целью выявления недостатков тренировочного процесса, их устранения и прогнозирования спортивных результатов. Таким образом, не вызывает сомнений своевременность и целесообразность совершенствования системы контроля физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке, на тренировочном этапе. Регулярное проведение оценки физической подготовленности позволяет выявить динамику показателей, характеризующих скоростные, скоростно-силовые, силовые, координационные способности, специальную и общую выносливость спортсменов. Данная информация поможет тренерам правильно скоординировать программу подготовки спортсменов для достижения спортсменами высоких спортивных результатов.
Методика: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. В исследованиях принимали участие 24 спортсмена, специализирующихся в тройном прыжке, различной спортивной квалификации: I разряд - 12 человек, II разряд - 12 человек. Исследование состояла из двух этапов - теоретического и практического. На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по вопросам контроля физической подготовленности спортсменов в тройном прыжке, на втором - проведено педагогическое тестирование спортсменов, направленное на определение показателей физической подготовленности, а также математико-статистической обработки полученных данных тестирования. Комплекс тестовых упражнений для определения показателей физической подготовленности включал следующие упражнения: 40 м с ходу (с), 80 м с высокого старта (с), прыжок в длину с места (м), тройной прыжок с места (м), 5-кратный скачек на правой с места (м), 5-кратный скачек на левой с места (м), прыжок в длину с места спиной по направлению движения (м), метание ядра 4 кг снизу-вперед (м), метание ядра 4 кг снизу-назад (м), жим штанги лежа (кг), бег на четвереньках 15 м (с) [2, 5, 6]. Исследования проходили на базе Института физической культуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В связи с тем, что полученные результаты педагогического тестирования выражены в разных единицах измерения, то возникает необходимость оценивания данных применяя оценочные шкалы. Под оценкой принято называть унифицированную меру успеха в каком-либо задании, в частности, в тесте [1, 4]. С целью повышения эффективность системы контроля в легкой атлетике, в частности, в тройном прыжке, с применением педагогических тестов нами были разработаны дифференцированные шкалы оценки
физической подготовленности прыгунов тройным с учетом спортивной квалификации. Полученные результаты педагогического тестирования легли в основу разработки оценочных шкал физической подготовленности. Шкалы рассчитывались на основе предложенной методики В.М. Зациорского (1979), на основе сигмовидных шкал, где при расчетах учитывались две величины - среднее арифметическое значение и стандартное отклонение [1]. Для наиболее удобного восприятия шкал применили пятибалльную систему оценивания уровней подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате математико-статистического анализа полученных данных педагогического тестирования были разработаны шкалы оценки физической подготовленности спортсменов разной квалификации, специализирующихся в тройном прыжке, представленные в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Диапазоны уровней физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке (I разряд)_
Тест Уровень подготовленности
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Беговые тесты 40м с ходу, с >4,78 4,68-4,78 4,59-4,68 4,50-4,59 <4,50
80м с высокого старта, с >9,41 9,22-9,41 9,02-9,22 8,83-9,02 <8,83
Прыжковые тесты Прыжок в длину с места, м <2,97 2,97-3,03 3,03-3,08 3,08-3,14 >3,14
Тройной прыжок с места, м <9,29 9,29-9,39 9,39-9,48 9,48-9,58 >9,58
5-кратный прыжок с места, м <17,71 17,71-17,83 17,83-17,94 17,94-18,06 >18,06
5-кратный скачок на правой ноге с места, м <17,60 17,60-19,47 19,47-21,34 21,34-23,20 >23,20
5-кратный скачок на левой ноге с места, м <17,46 17,46-19,40 19,40-21,33 21,33-23,26 >23,26
Тесты с отягощениями Метание ядра снизу-вперед, м <11,77 11,77-11,90 11,90-12,03 12,03-12,15 >12,15
Метание ядра снизу-назад, м <12,38 12,38-12,55 12,55-12,72 12,72-12,89 >12,89
Жим штанги лежа, кг <78 77-82 82-88 88-93 >93
Тесты на координацию Прыжок в длину спиной вперед, м <1,53 1,53-1,62 1,62-1,71 1,71-1,79 >1,79
Бег на четвереньках 15 м, с >6,45 6,07-6,45 5,70-6,07 5,32-5,70 <5,32
Таблица 2 - Диапазоны уровней физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке (II разряд)_
Тест Уровень подготовленности
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Беговые тесты 40м с ходу >4,93 4,77-4,93 4,62-4,77 4,46-4,62 <4,46
80м с высокого старта >9,57 9,38-9,57 9,20-9,38 9,02-9,20 <9,02
Прыжковые тесты Прыжок в длину с места <2,88 2,88-2,98 2,98-3,09 3,09-3,19 >3,19
Тройной прыжок с места <8,43 8,43-8,78 8,78-9,12 9,12-9,47 >9,47
5-кратный прыжок с места <17,10 17,10-17,56 17,56-18,02 18,02-18,47 >18,47
5-кратный скачок на правой ноге с места <17,30 17,30-19,25 19,25-21,19 21,19-23,14 >23,14
5-кратный скачок на левой ноге с места <16,41 16,41-18,44 18,44-20,47 20,47-22,49 >22,49
Тесты с отягощениями Метание ядра снизу-вперед <11,64 11,64-11,75 11,75-11,87 11,87-11,98 >11,98
Метание ядра снизу-назад <12,10 12,18-12,35 12,35-12,60 12,60-12,85 >12,85
Жим штанги лежа <74 74-81 81-87 87-94 >94
Тесты на координацию Прыжок в длину спиной вперед <1,35 1,35-1,51 1,51-1,67 1,67-1,82 >1,82
Бег на четвереньках 15м >7,33 6,79-7,33 6,24-6,79 5,69-6,24 <5,69
Разработанные шкалы оценки физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке, Республики Саха рассчитывались с учетом
спортивной специализации и квалификации прыгунов. Они могут быть рекомендованы прыгунам I и II разряда для применения их на практике во время текущего контроля. Что позволяет индивидуализировать тренировочные нагрузки спортсменов исходя из их уровня физической подготовленности, а также выявлять лидеров, прогнозировать спортивных результат в предстоящем соревновательном периоде.
ВЫВОДЫ
Разработанные шкалы оценки физической подготовленности были апробированы в тренировочном процессе спортсменов, специализирующихся в тройном прыжке, Республики Саха (Якутия), что позволило повысить эффективность системы контроля спортсменов в легкой атлетике. Разработанные шкалы оценки, представленные в виде таблицы и выраженные в пятибалльной системе, позволяют тренеру без использования дополнительного оборудования, проведя только педагогическое тестирование, получить объективную информацию об уровне физической подготовленности спортсменов, определить отстающие физические качества, выявить резерв, прогнозировать спортивный результат и успешность выступления на протяжении соревновательного сезона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
2. Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 174 с.
3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.
4. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С. В. Начинская. - Москва : Академия, 2012. -
240 с.
5. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов / А. Л. Оганджанов. - М. : Физическая культура, 2005. - 240 с.
6. Bobrovnik, V.I. Perfection of training process of skilled athletes on the stages of long-term preparation / V.I. Bobrovnik, E.V. Krivoruchenko, E.K. Kozlova // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2011. - No. 11. - P. 9-21.
REFERENCES
1. Zatsiorsky, V.М. (1979), Fundamentals of sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.
2. Kreer, V.A. and Popov, V.B. (1986), Track and Field Jumping, Physical culture and sport, Moscow.
3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 51-53.
4. Nachinskaya, S.V. (2012), Sports Metrology, Academy, Moscow.
5. Oganjanov, A.L. (2005), Management training of qualified athletes jumpers, Physical Culture, Moscow.
6. Bobrovnik, V.I., Krivoruchenko, E.V. and Kozlova, E.K. (2011), "Perfection of training process of skilled athletes on the stages of long-term preparation", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No.11, pp. 9-21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.10.2019