Научная статья на тему 'Психолого-социальные аспекты деятельности спортсменов и тренеров после завешения карьеры в спорте высших достижений'

Психолого-социальные аспекты деятельности спортсменов и тренеров после завешения карьеры в спорте высших достижений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
338
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ В СПОРТЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТЕ / PROFESSIONAL SPORT ACTIVITY / HIGH LEVEL OF PHYSICAL AND MENTAL STRAIN / PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL RESEARCHS IN SPORTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коган Ольга Станиславовна

В статье рассматривается значимость психологических и социальных факторов профессиональной деятельности действующих высококлассных спортсменов и спортсменов, перешедших на преподавательскую и тренерскую работу после завершения карьеры в спорте высших достижений. Особое внимание обращено на тот факт, что многие заболевания, выявляемые у работников сферы физической культуры и спорта после ухода их из большого спорта, «закладываются» уже в начале их спортивной карьеры. Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира, убедительно показывают, что не существует видов трудовой деятельности, которые могли бы сравниться по своему уровню физического и психического напряжения с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Спортсмены, работающие по контракту с элитными спортивными клубами, обладают достаточно высоким уровнем социальной защиты при завершении карьеры в спорте высших достижений или утрате их трудоспособности. Наряду со спортсменами-профессионалами, членами элитных спортивных клубов, существует огромная армия работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высокие спортивные звания «мастер спорта», «заслуженный мастер спорта», не являющихся членами элитных организаций и занимающихся спортом в образовательных учреждениях. До сих пор не изучен детально и представляет определенный научно-практический интерес процесс перехода бывших высококлассных спортсменов, перешедших к преподавательской и тренерской работе после завершения карьеры в спорте высших достижений, и его дальнейшая оптимизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phsicholo-sotsiological aspects of the current athletes after completing a career in the sports of higher achievements

The article considers the importance of psychological and social factors of professional activity of the current high-class athletes and athletes who have switched to teaching and coaching after completing a career in the sport of higher achievements. Special attention is paid to the fact that many diseases detected in the sphere of physical culture and sports after their departure from the big sport, "laid" at the beginning of their sports career. Special research conducted in various labs around the world, strongly suggest that there are types of work that could be compared on their level of physical and mental strain of training and competitive loads in modern sport. Athletes working under contract with elite sports clubs have a sufficiently high level of social protection in case of their careers in sports of the highest achievements or loss of their ability to work. Along with professional athletes, members of elite sports clubs, there is a huge army of workers in the sphere of physical culture tours and sports, having high sports titles "master of sports", "sportsman", who are not members of elite organizations and are engaged in sports in educational institutions. So far, the process of transition of former high-class athletes after their careers in sports of higher achievements to teaching and coaching work and its further optimization has not been studied in detail and is of a certain scientific and practical interest.

Текст научной работы на тему «Психолого-социальные аспекты деятельности спортсменов и тренеров после завешения карьеры в спорте высших достижений»

Рисунок 4. Группы фактов, лежащие в основе дезадаптации

Выводы. Таким образом, уровень психологической адаптации к школе у младших школьников с умственной отсталостью значительно ниже по сравнению со сверстниками с НПР. Об этом свидетельствуют особенности мотивации к обучению, уровень тревожности и степень дезадаптации к школе.

По результатам экспериментального исследования была разработана программа коррекции школьной дезадаптации у умственно отсталых младших школьников.

Литература:

1. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 2011. - С. 42 - 54.

2. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). - М.: Медгиз, 2006. - 184 с.

3. Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях закрытых учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 15- 24.

4. Карпушкина Н.В., Обухова Д.Д. К проблеме адаптации к условиям образовательного учреждения слабовидящих младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 276-283.

5. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. - 2006 - 421 с.

6. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе. - Начальная школа. - 2006 - №7.

7. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С. 3 - 14.

Психология

УДК 159.9: 796.01

доктор медицинских наук, профессор Коган Ольга Станиславовна

Уфимский государственный нефтяной технический университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ ПОСЛЕ ЗАВЕШЕНИЯ КАРЬЕРЫ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается значимость психологических и социальных факторов профессиональной деятельности действующих высококлассных спортсменов и спортсменов, перешедших на преподавательскую и тренерскую работу после завершения карьеры в спорте высших достижений. Особое внимание обращено на тот факт, что многие заболевания, выявляемые у работников сферы физической культуры и спорта после ухода их из большого спорта, «закладываются» уже в начале их спортивной карьеры. Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира, убедительно показывают, что не существует видов трудовой деятельности, которые могли бы сравниться по своему уровню физического и психического напряжения с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Спортсмены, работающие по контракту с элитными спортивными клубами, обладают достаточно высоким уровнем социальной защиты при завершении карьеры в спорте высших достижений или утрате их трудоспособности.

Наряду со спортсменами-профессионалами, членами элитных спортивных клубов, существует огромная армия работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высокие спортивные звания «мастер спорта», «заслуженный мастер спорта», не являющихся членами элитных организаций и занимающихся

спортом в образовательных учреждениях. До сих пор не изучен детально и представляет определенный научно-практический интерес процесс перехода бывших высококлассных спортсменов, перешедших к преподавательской и тренерской работе после завершения карьеры в спорте высших достижений, и его дальнейшая оптимизация.

Ключевые слова: профессиональная спортивная деятельность, повышенные физические и психоэмоциональные нагрузки в спорте, психосоциальные исследования в спорте.

Annotation. The article considers the importance of psychological and social factors of professional activity of the current high-class athletes and athletes who have switched to teaching and coaching after completing a career in the sport of higher achievements.

Special attention is paid to the fact that many diseases detected in the sphere of physical culture and sports after their departure from the big sport, "laid" at the beginning of their sports career. Special research conducted in various labs around the world, strongly suggest that there are types of work that could be compared on their level of physical and mental strain of training and competitive loads in modern sport. Athletes working under contract with elite sports clubs have a sufficiently high level of social protection in case of their careers in sports of the highest achievements or loss of their ability to work.

Along with professional athletes, members of elite sports clubs, there is a huge army of workers in the sphere of physical culture tours and sports, having high sports titles "master of sports", "sportsman", who are not members of elite organizations and are engaged in sports in educational institutions. So far, the process of transition of former high-class athletes after their careers in sports of higher achievements to teaching and coaching work and its further optimization has not been studied in detail and is of a certain scientific and practical interest.

Keywards: professional sport activity, high level of physical and mental strain, psychological and social researchs in sports.

Введение. К настоящему времени в Российской Федерации сформированы основы нормативно-правовой базы и соответствующий уровень социальной защиты для спортсменов-профессионалов, членов элитных спортивных клубов, однако практически отсутствует, соответствующая система подзаконных актов для бывших высококлассных спортсменов, не являющихся членами элитных организаций, перешедших на преподавательскую работу и тренерскую деятельность в образовательные учреждения после завершения карьеры в спорте высших достижений.

Анализ научной литературы и наши собственные исследования свидетельствует, что в процессе спортивной деятельности в спорте высших достижений на спортсменов воздействует сложный комплекс факторов спортивной деятельности, аналогичный по энергозатратам и травмоопасности таковым у работников, занятых на работах во вредных и/или опасных условиях труда в традиционных отраслях экономики. Ведущее место в этом комплексе отводится повышенной тяжести и напряженности труда, а также психосоциальным факторам их профессиональной деятельности.

Актуальность изучения социальных и психологических аспектов спортивной деятельности в спорте высших достижений обусловлено все большей популяризацией спорта, а также необходимостью дальнейшего эффективного социального обеспечения всех высококлассных спортсменов, не только членов элитных клубов, правом на безопасный труд и достойную социальную защиту при завершении карьеры в спорте высших достижений.

На первом этапе нам представляется целесообразным изучение группы психосоциальных факторов, действующих на спортсменов в процессе их деятельности в спорте высших достижений. Следующим этапом является изучение психосоциальных факторов, действующих на бывших высококлассных спортсменов после завершения карьеры в спорте высших достижений при переходе на преподавательскую и тренерскую работу. Речь идет о факторах, к которым относятся уровень психологической готовности спортсмена к соревнованиям, наличие конфликтов в межличностных отношениях с тренером и другими спортсменами внутри команды, повышенную вероятность формирования психических расстройств и расстройств поведения спортсменов на фоне жесткой конкуренции и особенностей мотивации в спорте, качество жизни спортсмена, а также взаимоотношения в семье, исходной («домашней») команде и многое другое [2, 3]. По мнению многих авторов, чем выше физиологическая реакция спортсмена на стресс, тем выше вероятность спортивной травмы [4, 5]. Важны также взаимоотношения тренеров и преподавателей в коллективе образовательных учреждений после завершения карьеры в спорте высших достижений, их дальнейшее благосостояние и уровень здоровья.

Цель исследований. Оценка значимости психологических и социальных факторов спортивной деятельности действующих высококлассных спортсменов и спортсменов, при переходе на преподавательскую и тренерскую работу в образовательные учреждения после завершения карьеры в спорте высших достижений.

Результаты исследований и их обсуждение. С целью оценки значимости ля спортсменов и тренеров психосоциальных факторов спортивной деятельности нами было проведено анонимное анкетирование 200 действующих спортсменов и 200 спортсменов Республики Башкортостан, перешедших на тренерскую деятельность после завершения карьеры в спорте высших достижений в различных видах спорта с квалификацией «кандидат в мастера спорта», «мастер спорта» и «заслуженный мастер спорта». Специально разработанная анкета, включала в себя 30 вопросов и 131 вариант ответов. В основу анкеты была положена анкета, разработанная экспертами ВОЗ для решения задач в области медицины труда о значимости для работников психосоциальных факторов.

Уровень социального оптимизма оценивался по степени удовлетворенности жизнью, семейными отношениями и работой. Его количественная оценка, так же как и других показателей, ранжированных по четырехбалльной шкале (ответы типа: «да, согласен», «скорее согласен, чем не согласен», «скорее не согласен» и «не согласен»; или «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо») давалась с использованием безразмерного индекса, изменяющегося от минус единицы до плюс единицы и рассчитываемого по формуле:

1п = [(а - а) + (Ь-е)/2]/п,

где а - число респондентов, ответивших на вопрос положительно («да, удовлетворен»), Ь - «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен», с - «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен», а - «нет, не удовлетворен», п - число лиц, участвовавших в опросе

С учетом целей исследования и необходимости получения сопоставимых данных, анкета включала три смысловых блока. Первый блок состоял из вопросов, связанных с отношением к профессиональной спортивной деятельности и оценкой степени социальной удовлетворенности профессиональной деятельностью; второй - касался проблем быта, семьи, личной жизни и вопросов трудоустройства после завершения карьеры в спорте высших достижений и включал вопросы удовлетворенности личной жизнью, отношениями в семье, коллективе, удовлетворенности материальным положением и мнения о перспективах трудоустройства после участия в спорте высших достижений; третий блок выявлял степень информированности по проблемам социальной защищенности, включая оценку состояния тревожности и беспокойства в связи с социальными проблемами, способы их преодоления, оценку уровня собственного здоровья, доступности качественного медицинского обслуживания, соблюдения здорового образа жизни и др.

Сравнительный анализ результатов анкетирования спортсменов и тренеров выявил довольно значительные различия в индивидуальных представлениях опрошенных, по ряду принципиальных вопросов, что отразилось и на их последующих групповых оценках. Наиболее общей характеристикой выявленных разногласий можно назвать в целом более оптимистичный настрой спортсменов по сравнению с тренерами. По-видимому, это обусловлено некоторыми различиями в возрасте (в среднем на 5-10 лет), предшествующим жизненным опытом (или его отсутствием), а также, возможно, более стабильной социальной обстановкой в стране, характерной для опыта относительно молодых спортсменов-профессионалов.

Мнения спортсменов и тренеров в ответе на прямой вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?» практически совпали при групповых Интегральных показателях 0,25 и 0,24 соответственно, что может свидетельствовать об осознанном выборе спортивной карьеры и достаточно глубокой приверженности ей в течение жизни.

Единодушны были спортсмены и тренеры и в оценке степени их социальной защищенности при очень высокой отрицательной величине группового Интегрального показателя минус 0,88: 92% спортсменов и 89% опрошенных тренеров имеют основания считать, что уровень социальной защищенности в профессиональном спорте в России крайне недостаточен.

Вместе с тем, на ряд близких по внутреннему значению к понятию удовлетворенности жизнью вопросов были получены ответы, которые у спортсменов и тренеров существенно различались.

Так, при обработке ответов на вопрос «Часто ли Вы испытываете плохое настроение без видимых причин?» величина группового Интегрального показателя различалась более чем в 10 раз: среди тренеров 40% опрошенных ответили на этот вопрос положительно, тогда как среди спортсменов - только 16%.

-0,64 Спортсмены

-0,05 Тренеры 1111

-0,7 -0,6 -0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0

Рисунок 1. Групповой Интегральный показатель ответов на вопрос «Часто ли Вы испытываете плохое настроение без видимых причин?»

И наоборот: 80% спортсменов почти никогда не испытывают этого состояния, тогда как среди тренеров аналогичная доля не превышает 48% (рисунок 1).

Спортсмены-профессионалы связывают с профессиональной спортивной деятельностью довольно большие надежды на будущее, тогда как для тренеров, которые уже не занимаются спортом высших достижений, многое позади, и, по-видимому, многое из задуманного когда-то осталось нереализованным. Так, спортсмены в 45% случаев считают профессиональный спорт источником достойного материального обеспечения. Среди тренеров таких лишь 28%. Вместе с тем, тренеры больше, чем спортсмены обеспокоены проблемами рационального трудоустройства спортсмена после завершения карьеры в спорте высших достижений: 87% из них убеждены в том, что в этих вопросах спортсмену абсолютно необходимо содействие со стороны государства, а среди спортсменов так считает 75%.

Тревогу относительно будущего, как спортсмены, так и тренеры, связывают в большей степени с общей социальной напряженностью (61 и 59% соответственно), хотя у тренеров несколько выше доля тех, кто в качестве значимой причины тревоги выбрал трудности в личной жизни (26% против 10% у спортсменов) и конфликты на работе (25 и 18% соответственно).

Что касается более подробного рассмотрения конкретных факторов, обусловливающих наибольшие опасения в ближайшем будущем, то их структура у спортсменов и тренеров очень близка. Ведущие места в

ней принадлежат проблемам материального обеспечения, которые актуальны для 30% спортсменов и 24% тренеров, проблемам здоровья, значимым практически для каждого четвертого спортсмена или тренера (в обеих группах по 24%, более подробно отношение к здоровью будет рассмотрено ниже), жилищной неустроенности (22 и 29% соответственно), здоровью родственников (детей, родителей), которое, естественно, более актуально для группы тренеров (19 и 29%), проблемам в семье примерно в том же соотношении (16 и 31%), а также профессиональным проблемам, значимость которых в совокупности важна для 32% спортсменов и 31% тренеров (рисунок 2).

Среди причин, которые мешают осуществить соответствующие намерения, наиболее значимым оказалось отсутствие поддержки со стороны семьи и друзей, которое отметили 57% спортсменов и 45% тренеров; далее следуют дефицит денег (36 и 25%) и дефицит времени (12 и 17%).

Рисунок 2. Структура значимых для спортсменов и тренеров факторов, внушающих опасения в

ближайшем будущем, %

Особо следует отметить две группы причин, которые условно можно объединить: отсутствие желания (апатия) и отсутствие уверенности в себе, - значимость которых в совокупности достигает 27% у спортсменов и 24% у тренеров. Для тренеров важной также является необходимость поддержки со стороны руководства (24%), которая для спортсменов значительно менее актуальна (9%).

Следует отметить, что так называемые непроизводственные психосоциальные факторы, в целом не очень значимы как для спортсменов, так и для тренеров. Прежде всего, и те и другие довольно полно удовлетворены семейными отношениями. Хотя у тренеров групповой Интегральный показатель удовлетворенности семейными отношениями все же несколько ниже, чем у спортсменов: 0,66 против 0,82, однако в обоих случаях он существенно выше, чем удовлетворенность жизнью. Не более 20% спортсменов и 30% тренеров испытываю какие-либо стрессы, связанные с семейными конфликтами или проблемами межличностных отношений.

Примерно одинаково оценили спортсмены и тренеры свои жилищные условия. Хорошее жилье, в котором каждый член семьи имеет отдельную комнату, согласно данным опроса, имеет лишь каждый пятый спортсмен или тренер, примерно у половины (53% спортсменов и 51% тренеров) оно может быть оценено как относительно удовлетворительное, когда на каждого члена семьи приходится не менее 9 м2 площади в квартире, 20% тренеров и 2% спортсменов имеют жилье, не отвечающее этой минимальной норме, и у 8% тренеров и каждого четвертого спортсмена нет жилья. Интегральный показатель качества жилья составил 0,21 у спортсменов и 0,28 у тренеров.

Полученные в процессе анкетирования результаты свидетельствуют об относительно низком уровне материального достатка в семьях профессиональных спортсменов и тренеров, что, по-видимому, в целом справедливо и для социальной среды, выходцами из которой они являются. Не более 9% тренеров и 6% спортсменов могут позволить себе отдых с семьей за границей, каждый четвертый тренер и 14% спортсменов не отдыхают в году более 10 - 15 дней, все остальные проводят отпускные дни дома, либо на дачном участке; 27% спортсменов и 43% тренеров вынуждены подрабатывать помимо основной деятельности в профессиональном спорте.

На вопрос «Можно ли считать бывших высококлассных спортсменов достаточно обеспеченными после завершения карьеры в спорте высших достижений?» - 43% опрошенных спортсменов однозначно ответили «да». Среди тренеров с этим утверждением согласен лишь каждый четвертый (25%). В целом групповой Интегральный показатель оценки по данному вопросу у тренеров и спортсменов различается довольно значительно: минус 0,36 и 0,2 соответственно. Иными словами, несмотря на относительно низкий уровень материального благополучия на момент опроса (а, быть может, именно поэтому), спортсмены-профессионалы всерьез надеются значительно улучшить его в процессе успешной спортивной карьеры.

Кроме того, стоит отметить, что спортсмены реже по сравнению с тренерами положительно оценивают тренерскую деятельность в будущем как лучший вариант продолжения карьеры в спорте (групповые интегральные показатели у спортсменов минус 0,08, у тренеров 0,07). Об этом свидетельствует также более распространенное среди спортсменов мнение о том, что основной причиной ухода спортсмена из спорта являются материальные соображения: так полагает каждый пятый спортсмен, но только 6% тренеров.

Как спортсмены, так и тренеры считают спортивную деятельность стрессогенной, причем тренеры в этом отношении более категоричны: 74% из них часто испытывают на работе стрессовые ситуации, среди спортсменов таковых только 56%. Полагают, что не подвергаются каким бы то ни было стрессам (ответ «я всегда спокоен»), 10% тренеров и 17% спортсменов (групповой интегральный показатель оценки отношения к стрессам и их основным причинам 0,7 у тренеров и 0,46 - у спортсменов).

Как тренеры, так и спортсмены не заблуждаются относительно цены, которую требует спорт высших достижений от здоровья спортсмена. Не более 6 - 7% из них выбрали в качестве приемлемого для них утверждения «спорт высших достижений и работа в сфере физической культуры и спорта - это залог здоровья»; 45% спортсменов и 53% тренеров уверены в том, что ценой спортивных достижений является собственное здоровье, а еще соответственно 50 и 38% - сильное напряжение организма. Лишь 7% спортсменов и 9% тренеров убеждены в том, что для достижения спортивных высот в профессиональном спорте достаточно обычных тренировок.

Установлено, что 60% спортсменов и 76% тренеров считают основными причинами ухода спортсмена из спорта высших достижений заболевания, развившиеся в результате занятий спортом, и травмы; 82% тренеров и 73% спортсменов убеждены в том, что бывших высококлассных спортсменов нельзя считать здоровыми людьми после завершения карьеры в спорте высших достижений, и еще 4% спортсменов и 10% тренеров достаточно близки к этому мнению.

Выводы. В результате проведенного анкетирования установлено, как спортсмены, так и тренеры, ранее занимавшиеся спортом высших достижений, относят спортивную деятельность, с точки зрения физического и психического здоровья спортсмена, к высокозатратным технологиям. При этом, на фоне достаточно высокой привлекательности спортивной карьеры, и спортсмены и тренеры считают уровень своей социальной защищенности после завершения карьеры в спорте высших достижений невысоким, а состояние здоровья, требующее дальнейшего восстановления.

Полученные результаты требуют дальнейших исследований процесса перехода бывших высококлассных спортсменов к преподавательской и тренерской работе, разработки рекомендаций по его дальнейшей оптимизации с целью сохранения физического и психического здоровья спортсменов и тренеров, повышению уровня их социальной защиты.

Литература:

1. Коваленко, Ю.А. Проблемы травматологии в современном спорте / Ю.А. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 5. - С. 22 - 29.

2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

3. Санинский, В.Н. Современные аспекты в организации и проведении медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по Олимпийским видам спорта [Текст] / В.Н. Санинский // Профессия и здоровье: материалы I Всерос. конгресса (19 - 21 ноября 2002 г., Москва). - М.: Златограф, 2002. - С. 44-45.

4. Юкелсон, Д. Психологические аспекты в профилактике травм [Текст] / Д. Юкелсон, Ш. Мерфи // Спортивные травмы. Основные принципы профилактики и лечения. - Киев: Олимпийская литература, 2002. -С. 281-287.

5. Kerr, G. Psychological factors related to the occurrence of athletic injuries [Тех!] / G. Kerr, H. Minden // J. Sport Exerc. Psychol. - 1988. - N 10. - P. 167 - 173.

6. Hollmann, W. Sportmedizin Arbeite- und Trainingsgrundiagen / W. Hollmann, T. Hettinger. - Stuttgart; N. Y., 1980. - 773 р.

Психология

УДК: 316.61

кандидат психологических наук, доцент Король Ольга Феликсовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ЦЕННОСТНЫЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В

МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Аннотация. В статье представлена авторская позиция в понимании специфики этнических и национальных культур, репрезентированных в качестве социакультурного опыта совместной жизнедеятельности людей и манифестированных в виде ценностных предпочтений. Данное исследование посвящено изучению этнических и национальных культур с учетом их исторической и социальной изменчивости в аспекте выявления ценностных этнонациональных доминант. Предложенный анализ может служить исходным положением для обоснования структурных, содержательных и функциональных характеристик межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, социальное поведение, стратегии межкультурного взаимодействия, ценностные ориентации, ценностные этнонациональные доминанты.

Annotation. The article presents the author's position in understanding the specificity of ethnic and national cultures, represented as a socio-cultural experience of living together of people and manifested in the form of value preferences. This study is devoted to the study of ethnic and national cultures, taking into account their historical and social variability in the aspect of identifying value ethno-national dominants. The proposed analysis can serve as a starting point for substantiating the structural, content and functional characteristics of intercultural interaction.

Keywords: intercultural communication, social behavior, strategies of intercultural interaction, value orientations, value ethnonational dominants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.