Научная статья на тему 'Сравнительный анализ маркетинговых характеристик ассортимента лекарственных средств, применяемых в онкоурологии'

Сравнительный анализ маркетинговых характеристик ассортимента лекарственных средств, применяемых в онкоурологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
817
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / АССОРТИМЕНТ / ОНКОУРОЛОГИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / DRUGS / ASSORTMENT / ONCOUROLOGY / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Овод Алла Ивановна, Мамаев Антон Андреевич

В ходе проведения сравнительного анализа ассортиментов лекарственных средств, применяемых для лечения больных раком предстательной железы, раком мочевого пузыря и раком почки в 2003 г. и 2010 г., были выявлены определенные изменения в количественных показателях по международным непатентованным наименованиям и торговым названиям препаратов. Установлено, что в настоящее время появился ряд инновационных препаратов из подгрупп «Моноклональные антитела»: (Бевацизумаб), «Ингибиторы тирозинкиназы» (Сорафениб), «Аналоги гонадотропин-рилизинг гормона» (Гозерелин, Трипторелин), применение которых дает возможность повысить процент выживаемости и улучшить качество жизни пациентов с данными патологиями. Результаты исследования позволили определить тенденции и особенности фармацевтического рынка ЛС по основным маркетинговым показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MARKETING FEATURES OF DRUGS ASSORTMENT USING IN ONCOUROLOGY

Some changes in number of international nonproprietary names and trade names of drugs during the comparative analysis of drugs assortments used to treat patients with bladder cancer, prostate cancer and nephroma in 2003 and 2010 have been revealed. At present time it has been established an appearance of number of innovative drugs of the subgroups: «Monoclonal antibodies» (Bevacizumab), «Tyrosine kinase inhibitors» (Sorafenib), «Gonadotropin-releasing hormone analogues» (Goserelin Triptorelin), application of which allows you to increase the survival rate and improve the quality of patients life with these pathologies. Th e results of the study allowed us to determine trends and patterns of pharmaceutical drugs market by key marketing indicators.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ маркетинговых характеристик ассортимента лекарственных средств, применяемых в онкоурологии»

© ОВОД А.И., МАМАЕВ А.А. — 2011 УДК 303.425.7 : 616.6 — 006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОНКОУРОЛОГИИ

Алла Ивановна Овод, Антон Андреевич Мамаев (Курский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. В.А. Лазаренко, кафедра управления и экономики фармации, зав. — д.ф.н., проф. И.М. Раздорская)

Резюме. В ходе проведения сравнительного анализа ассортиментов лекарственных средств, применяемых для лечения больных раком предстательной железы, раком мочевого пузыря и раком почки в 2003 г. и 2010 г., были выявлены определенные изменения в количественных показателях по международным непатентованным наименованиям и торговым названиям препаратов. Установлено, что в настоящее время появился ряд инновационных препаратов из подгрупп «Моноклональные антитела»: (Бевацизумаб), «Ингибиторы тирозинкиназы» (Сорафениб), «Аналоги гонадотропин-рилизинг гормона» (Гозерелин, Трипторелин), применение которых дает возможность повысить процент выживаемости и улучшить качество жизни пациентов с данными патологиями. Результаты исследования позволили определить тенденции и особенности фармацевтического рынка ЛС по основным маркетинговым показателям.

Ключевые слова: лекарственные средства, ассортимент, онкоурология, маркетинговые исследования.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MARKETING FEATURES OF DRUG'S ASSORTMENT USING IN ONCOUROLOGY

A.I. Ovod, A.A. Mamaev (Kursk State Medical University)

Summary. Some changes in number of international nonproprietary names and trade names of drugs during the comparative analysis of drug's assortments used to treat patients with bladder cancer, prostate cancer and nephroma in 2003 and 2010 have been revealed. At present time it has been established an appearance of number of innovative drugs of the subgroups: «Monoclonal antibodies» (Bevacizumab), «Tyrosine kinase inhibitors» (Sorafenib), «Gonadotropin-releasing hormone analogues» (Goserelin Triptorelin), application of which allows you to increase the survival rate and improve the quality of patient's life with these pathologies. The results of the study allowed us to determine trends and patterns of pharmaceutical drugs market by key marketing indicators.

Key words: drugs, assortment, oncourology, marketing research.

Неинфекционные заболевания, в особенности сердечно-сосудистые, онкологические и болезни легких в 75% случаев являются причиной смерти, значительно ухудшают качество жизни, способствуют потере трудоспособности населения. По данным ВОЗ, ежегодно в мире заболевают раком около 7 млн. человек и около 5 млн. больных умирают. В Российской Федерации на протяжении последних десятилетий имеют место высокие по сравнению с другими экономически развитыми странами показатели онкологической заболеваемости и, согласно данным официальной статистики, являются второй по значимости причиной смертности [3,6].

В 2008 г. в стране было выявлено 490734 новых случаев злокачественного новообразования (ЗНО) у пациентов. Важным компонентом эпидемиологической картины распространенности онкологических болезней является рост числа онкоурологических больных среди мужчин и сохранение на прежнем уровне количества заболевших женщин [1]. Общее число опухолей урологических локализаций, выявляемых у мужчин, составляет 18,7%. Среди них с диагнозом «рак предстательной железы» регистрируется 9,7% больных, а количество случаев рака почки и рака мочевого пузыря составляет 4,3% и 4,5% соответственно. С 2000 г. абсолютное число регистрируемых больных РПЖ в России возросло примерно в два раза (с 11581 случая до 22129 случаев). Несколько ниже уровень роста заболеваемости раком почки (РП) и раком мочевого пузыря (РМП): он составляет 22,0 % и 7,5 % за период с 2000 по 2008 гг. Среди женщин аналогичные показатели ниже, тем не менее, имеет место незначительный рост числа онкологических больных: с 5959 до 7657 случаев РП и с 2479 до 2771 случаев РМП [5].

Многие авторы отмечают, что на отечественном фармацевтическом рынке представлено множество препаратов для лечения онкозаболеваний, что заметные изменения в этом плане произошли за последнее десятилетие благодаря разработке новых лекарственных средств (ЛС) и внедрению программы обеспечения

необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) [4]. В качестве химиотерапевтических средств достаточно широко стали применяться оригинальные инновационные препараты, составляющие в натуральном выражении всего 13% от продаж, однако при этом доля денежных затрат на них достигает 90%.

В связи с неуклонной динамикой роста числа онкологических больных урологических локализаций необходимо дальнейшее развитие фармацевтического рынка онкологических ЛС как неотъемлемого компонента процесса эффективного лечения [2]. Рынок ЛС динамично развивается, поэтому сравнительный анализ их ассортиментов разных временных периодов позволяет установить определенные тенденции в формировании и развитии рынка лекарственных препаратов (ЛП), применяемых при лечении опухолей урологических локализаций.

Целью исследования является сравнительный анализ ассортиментов специфических ЛС, представленных на российском фармацевтическом рынке в 2003 г. и 2010 г., применяемых для лечения онкоурологических больных.

Материалы и методы

Для выявления общих тенденций изменения ассортиментных показателей ЛП, используемых для терапии онкоурологических больных, был проведен сравнительный анализ маркетинговых показателей ассортимента ЛС за периоды 1996-2003 гг. и 2001-2010 гг. В качестве источников информации о ЛС, зарегистрированных на отечественном фармацевтическом рынке были использованы: Государственный реестр лекарственных средств (2008 г., Интернет-версия 2010 г.), Регистр лекарственных средств России — Энциклопедия лекарств (2003 и 2010 гг.), Справочник Видаль (2003-2010 гг.), Справочник синонимов (2002, 2004, 2007, 2009, 2010 гг.), стандарты оказания медицинской помощи больным со ЗНО почки, мочевого пузыря, предстательной железы (приказы Минздравосоцразвития России от 01.12.2005

Таблица 1

Сравнительный анализ ассортимента специфических лекарственных средств, предназначенных для лечения онкоурологических заболеваний, по АТС-классификации (%)

№ п/п Наименование группы по АТС-классификации РМП РПЖ РП

2003 2010 2003 2010 2003 2010

1. A — Пищеварительный тракт и обмен веществ - - - 9,8 - -

2. G — Mочеполовая система и половые гормоны - - 9,8 3,9 - 9,1

3. H — Гормональные препараты системного действия, кроме половых гормонов и инсулинов - - 1,1 24,1 - -

4. M — Костно-мышечная система - - - 0,7 - -

5. J — Противомикробные препараты системного действия - - - 4,2 - -

6. L — Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 100 100,0 89,1 57,3 100 90,9

6.1 L01 — Противоопухолевые препараты - - 15,3 11,3 - 12,0

6.2 L02 — Противоопухолевые гормональные препараты 89,6 86,4 73,8 46,0 65,9 57,4

6.3 L03 — Иммуностимуляторы 10,4 12,9 - - 34,1 19,1

6.4 L04 — Иммунодепрессанты - 0,7 - - - 2,4

г. №746, №748, №737), Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (2009-2010 гг.). Показатели сравнительного анализа приведены в виде абсолютных (число) и относительных (доля, %) показателях.

Результаты и обсуждение

В ходе анализа маркетинговых показателей ассортимента ЛС было установлено, что в 2010 г. увеличилось количество применяемых действующих веществ по сравнению с 2003 г. по всем анализируемым нозологи-ям. Выявлено, что в четыре раза увеличилось количество международных непатентованных наименований (МНН), применяемых для лечения РП и составило 28, примерно в два раза — при лечении РМП (22 МНН) и всего на три наименования — для терапии рака предстательной железы (РПЖ) (с 35 до 38 МНН). Но в целом самое большое количество МНН используется в терапии РПЖ, что было характерно и для 2003 г. (рис. 1).

Рис. 1. Полнота ассортимента по международным непатентованным наименованиям, используемых для лечения онкоурологических заболеваний, за 2003 г. и 2010 г.

Результаты исследования номенклатурных позиций ЛП, применяемых в 2010 г., показали, что их количество в настоящее время варьирует от 209 (РП) до 407 (РПЖ), в 2003 г. на фармацевтическом рынке количество предложений ЛП этой категории было значительно меньше. Так, число ЛП, используемых для лечения РПЖ, увеличилось примерно в два раза со 183 до 407 ЛП, при терапии РМП — в два с половиной раза и составляет 294 ЛП; при РП — в два раза — 209 ЛП (рис. 2).

Особый интерес представляет структура ассортимента ЛС по группам анатомо-терапевтико-

химической классификации (АТС-классификации), т.к. в 2010 г. наблюдаются значительные отличия по сравнению с 2003 г. (табл.1). В ассортименте ЛС (2003 г.), используемых для лечения РМП и РП, присутствовали препараты только из группы «Противоопухолевые препараты и иммуномодуля-торы» (100%), а для терапии РПЖ кроме ЛС указанной группы присутствовали ЛП из групп «Мочеполовая система и половые гормоны» (9,8%), «Гормональные препараты системного действия кроме половых гормонов и инсулинов» (1,1%).

В 2010 г. структуру ассортимента ЛП, применяемых для лечения РП, дополнили лекарственные средства из группы «Мочеполовая система и половые гормоны» (9,1%); для терапии РПЖ — ЛС из групп «Пищеварительный тракт и обмен веществ» (9,8%), «Костно-мышечная система» (0,7%), «Противомикробные средства системного действия» (4,2%).

В составе группы «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» в 2010 г. также были выявлены дополнительные терапевтические подгруппы (ТП) 2-го уровня. Помимо лекарств из подгруппы «Противоопухолевые препараты», присутствующих в списках ЛС, используемых для терапии каждой из изучаемых нозологий, в перечне ЛП, необходимых для специфического лечения больных РМП, появилась группа «Иммуностимуляторы» (0,7%), при этом процентное соотношение двух остальных ТП осталось прежним. В ассортименте ЛС, предназначенных для терапии больных РП, стали применяться ЛС из следующих групп: «Противоопухолевые препараты» (11,96%), «Иммунодепрессанты» (2,39%), а для лечения РПЖ остались ЛС прежних подгрупп: «Противоопухолевые препараты» и «Противоопухолевые гормональные препараты».

Сравнительный анализ степени обновления ассортимента выявил наибольший прирост числа новых препаратов в возникших в последнее время ТП. Значение индекса обновления для группы «Пищеварительный тракт и обмен веществ» равно 0,8, а для группы «Костно-мышечная система» — 1,0. При этом в основной группе «Противоопухолевые препараты и иммуномодулято-ры» снизилось число ЛС, зарегистрированных в течение последних пяти лет. В 2003 г. индекс обновления группы был равен 0,4-0,5, а к 2010 г. этот показатель составил всего 0,3. Тем не менее, указанные значения коэффициентов доказывают расширение терапевтических возможностей лечения онкоурологических локализаций не только за счет появления новых противоопухолевых средств, но и благодаря применению новых схем лечения, включающих в себя ЛП из других фармакологических групп. Среди них привлекают все большее внимание практикующих врачей инновационные препараты из подгрупп «Моноклональные антитела» (Бевацизумаб), «Ингибиторы тирозинкиназы» (Сорафениб), «Аналоги гонадотропин-рилизинг гормона» (Гозерелин, Трипторелин). Клинический эффект от терапии данными ЛС отличается высокими результатами, поскольку действие препаратов основано на принципиально новых механизмах действия.

Изучение перечня стран-производителей, формирующих ассортимент препаратов для онкоурологических больных, показало, что по-прежнему сохраняется преимущество зарубежных ЛС. Практически не изменилась доля ЛП российского производства для терапии РПЖ

Рис. 2. Полнота ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения онкоурологических заболеваний, за 2003 г. и 2010 г.

(в 2003 г. — 33,2%; в 2010 г. — 37,6%). Однако предпринимаемые правительством РФ меры по развитию отечественного рынка ЛС изменили ситуацию по количеству отечественных ЛП, применяемых для лечения РМП, с 19,1% до 33,7%; РП с 20,8% до 41,6%. Несмотря на вклад отечественных производителей в формирование лекарственного ресурса онкологической помощи, процент зарубежных препаратов, используемых в РФ, остается по-прежнему высоким. Первые позиции среди импортеров сохранили такие страны, как Индия и Германия. Количество ЛП, выпущенных данными производителями в 2003 г., варьировало в пределах от 14 до 22 наименований (Индия) и от 4 до 17 (Германия). В настоящее время это количество увеличилось и составляет 13-40 ЛП и 12-25 ЛП, выпускаемых этими странами соответственно. Кроме того, на рынок противоопухолевых препаратов сейчас оказывают существенное влияние производители из Нидерландов (от 20 до 24 ЛП), Австрии (от 8 до 34 ЛП), Чешской республики (от 7 до 24 ЛП).

Современный ассортимент ЛС, применяемых для лечения ЗНО урологических локализаций, как и в предыдущий период, представлен в виде твердых, жидких, мягких и аэрозольных лекарственных форм, но преимущественно преобладают ЛС для инъекций: лиофилизат для приготовления инъекционного раствора (35,4% — в терапии РМП, 23,0% — РП и 19,3% — РПЖ); концентрат для приготовления инъекционных растворов — от 34,4% при лечении РМП до 24,9% — РПЖ и 11,0% — РП. Отличительной характеристикой ассортимента 2003 г.

Рис. 3. Маркоконтуры фармацевтического рынка противоопухолевых ЛС, предназначенных для лечения онкоурологических больных, в 2003 г. и 2010 г.

является то, что мягкие лекарственные формы использовались только при двух нозологиях — РП (4,2%) и РПЖ (0,6%), а в номенклатуре ЛС 2010 г. используются и применительно к РМП (6,2%).

В результате проведенного исследования было выявлено, что ассортиментный макроконтур фармацевтического рынка ЛС, используемых при лечении онкоу-рологических больных, претерпел в течение последнего десятилетия ряд изменений (рис. 3): незначительно снизилось количество зарубежных ЛС (на 10,1%), жидких лекарственных форм (на 5,4%) и препаратов из Индии (на 0,2%); среди жидких форм увеличился процент концентратов, используемых для приготовления инъекционного раствора (на 15,5%).

Общее количество новых ЛС и удельный вес препаратов основной ФТГ — «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» остались на прежнем уровне. Выявление тенденций развития рынка ЛС, применяемых для лечения онкоурологических заболеваний, позволяет правильно определить приоритетные группы ЛП при формировании ассортимента заявки для специализированных онкологических учреждений, а также в целом для региона.

В заключение следует отметить, что, несмотря на наличие значительного количества ассортимента ЛС по МНН и по ТН, используемых для лечения онкоуроло-гических больных, для многих пациентов лекарственная помощь является недоступной из-за высокой стоимости препаратов и отсутствия финансирования в полном объеме специализированных медицинских учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аполихин О.И., Какорина Е.П., Сивков А.В. Состояние урологической заболеваемости в Российской Федерации по данным официальной статистики. // Урология. — 2008. — № 3. — С. 3-9.

2. Овод А.И. Дремова Н.Б. Маркетинговый анализ лекарственных средств для лечения онкоурологических больных // Новая аптека. — 2004. — №12. — С. — 27-34.

3. Соловьев В.И. Организационно-методологические вопросы развития паллиативной помощи онкологическим больным // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — №1. — С. 27-30.

4. Уварова Ю. Рынок препаратов для лечения онкологических заболеваний // Ремедиум. — 2010. — №10. — С. 19-22.

5. ЧиссовВ.И., Старинский В.В., ГнатюкА.П. Национальная онкологическая программа оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным и этапы ее реализации // Российский онкологический журнал. — 2009. — №6. — С. 43-35.

6. Эккерт Н.В. Современные проблемы паллиативной помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2007. — №5. — С 25-28.

Информация об авторах: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, Курский государственный медицинский университет, кафедра управления и экономики фармации, e-mail: mamaev-antonio@mail.ru, aovod@mail.ru Овод Алла Ивановна — д.ф.н., профессор кафедры; Мамаев Антон Андреевич — аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.