Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов организации и управления стоматологической организацией в рыночной экономике'

Совершенствование механизмов организации и управления стоматологической организацией в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / DENTISTRY / ORGANIZATION / MANAGEMENT / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курбанов О. Р., Абакаров Т. А., Курбанов З. О., Алиханов Т. М., Кучиев Г. Г.

В статье представлены результаты исследований по совершенствованию организации и управления стоматологической организацией в рыночной экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курбанов О. Р., Абакаров Т. А., Курбанов З. О., Алиханов Т. М., Кучиев Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF DENTAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The paper presents the results of studying the ways of the improvement of organizing and managing stomatological organizations in conditions of market economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов организации и управления стоматологической организацией в рыночной экономике»

поэза», «Противовирусные и иммуномодулирующие средства» «Уропротекторы» - суммарно образуют незначительную долю. Их общее число составляет в 2008 г. 2 МНН (3 ЛП -4,62%) и в 2009 г. 6 МНН (9 ЛП - 9%).

Для достижения необходимой полноты анализа лекарственного обеспечения онкологических больных на следующем этапе изучена структура аптечного ассортимента ЛС, применяемых для химиотерапии опухолей, а также гормональной терапии ЗНО и купирования нежелательных лекарственных реакций. Для формирования массива исследуемого ассортимента проведен отбор ЛП, входящих в перечень назначаемых ЛС врачами КООД в течение 2008-2009 гг. для самостоятельного амбулаторного приема или с целью подконтрольного приема/введения в условиях дневного стационара.

По результатам исследования распределения ЛС выяснено, что ассортимент амбулаторной рецептуры в 2008 г. представлен большим числом подгрупп в отличие от совокупности ЛС, назначенных в 2009 г. В течение исследуемого периода характерно снижение числа выписанных ЛП со 105 до 42, что, вероятно, связано со структурой заболеваемости и снижением частоты назначения химиотерапевтического лечения онкологическим больным. Из семи классификационных групп наибольшей долей по числу ЛП характеризуется группа «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» - 88 ЛП (83,81%), представленная 54 МНН (84,38%). Среди них преобладают подгруппы «Противоопухолевые гормональные препараты» (23 ЛП - 21,90%), «Алкилирующие средства» (19 ЛП - 18,10%), «Алкалоиды растительного происхождения и другие природные вещества» (18 ЛП - 17,14%), а также «Прочие противоопухолевые препараты» (14 ЛП - 13,33%). Остальные группы специфических ЛС, а именно «Антианемиче-ские средства. Стимуляторы гемопоэза», «Средства для лечения остеопороза (ингибиторы резорбции костной ткани)», «Противорвотные и устраняющие тошноту препараты» в количестве 13 ЛП занимают всего 12,38% от общего числа позиций в ассортименте.

Перечень ЛС, выписанных врачами в 2009 г., составил 42 ЛП (20 МНН) в различных формах выпуска, распределенный по четырем основным группам. Наибольшую долю из них, как и в предыдущем году, занимает группа «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (88,10% - 37 ЛП), из них большее количество являются противоопухолевыми гормональными препаратами (12 ЛП - 28,57%). Одинаковое количество входят в категории «Алкалоиды растительного происхождения и другие природные вещества» и «Прочие противоопухолевые препараты» (6 ЛП - 14,29%). Среди остальных групп значительной долей обладают «Антианемиче-ские средства. Стимуляторы гемопоэза» (2 ЛП - 4,76%), а также группы «Противовирусные и иммуномодулирующие средства» и «Противорвотные и устраняющие тошноту препараты», суммарно составляющие 7,14%.

Выводы. В результате комплексного анализа целевого фармацевтического рынка ЛС для онкологических больных в России и Курской области определено, что разнообразие ЛС и ассортиментные возможности назначений на региональном уровне используются не в полном объеме. Изменение качественного и количественного состава локального ассортимента зависит от структуры заболеваемости и технологий, применяемых в Курской области для лечения онкоурологических больных. В терапии РМП, РПЖ и РП на локальном уровне применяются ЛП только из группы Ь - противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, а схемы химиотерапии, включающие ЛС из пяти АТС - групп (А, О, Н, М, X) не используются.

Анализ ассортиментного портфеля закупок ЛС также показал снижение как общего числа специфических групп так и уменьшение количества подгрупп в составе группе Ь. В аптечном ассортименте число подгрупп также снизилось, не назначаются ЛС из подгрупп: «Уропротекторы, применяемые при химиотерапии опухолей», «Средства для лечения остеопороза (ингибиторы резорбции костной ткани)», «Аналоги соматостатина (синтетические октапептиды)». Кроме того, в перечне применяемых противоопухолевых средств в Курской области наблюдается снижение числа отечественных препаратов по сравнению с российским ассортиментом, что подтверждается повышением средней величины затрат на товарную единицу ЛС. Таким образом, наблюдается общее снижение использования номенклатурных позиций ЛС для терапии онкоурологических заболеваний.

Литература

1. Беденков, А.В. Перспективы использования методологии ATC/DDD для оценки потребления антибиотиков в стационаре /А.В. Беденков// Ремедиум.- 2005.- № 3.- С. 48-52.

2. Дремова, Н.Б. Фармакоэкономические исследования технологий лечения рака мочевого пузыря / Н.Б. Дремова,

A.И. Овод // Экономический вестник фармации.- 2002.- № 9.-С. 52-55.

3. Злокачественные новообразования в России в 2008 году (заболеваемость и смертность) / Под ред. В.И. Чиссова,

B.В. Старинского, Г.В. Петровой.- М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2010.- 256 с.

4. Овод, А.И. Маркетинговый анализ лекарственных средств для лечения онкоурологических больных / А.И. Овод,

Н.Б. Дремова // Новая аптека.- 2004.- № 12. С. 27-34.

5. Овод, А.И. Фармакоэкономические исследования технологий лечения онкоурологических больных / А.И. Овод// Человек и лекарство: Тез. докл. X Рос. нац. конгр.- М., 2003.-

C. 49.

6. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск X.- М.: «Эхо», 2009.- 896 с.

THE ANALYSIS OF STRUCTURE OF DRUGS VARIETY USED IN ONCO-UROLOGY

А.1. OVOD, A.A. MAMAEV

Kursk State Medical University, Chair of Management and Economics Pharmacy

The structure of morbidity was studied and prediction number of patients with urinary bladder cancer, prostate cancer and nephroma in Russia and Kursk region was defined. Comparative characteristic of Russian and local specific drug variety for treating the nosologies under studying was carried out. The analysis of hospitals and pharmacies purchases indicated a low level of using drug nomenclature of Russian pharmaceutical market for the outpatients' and in-patients' treatment in the Kursk region.

Key words: onco-urology patients, chemotherapy, antitumor agents, market research, drugs variety.

УДК 616.31

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

О.Р. КУРБАНОВ, Т А. АБАКАРОВ, 3.О. КУРБАНОВ,

Т.М.АЛИХАНОВ, Г.Г. КУЧИЕВ*

В статье представлены результаты исследований по совершенствованию организации и управления стоматологической организацией в рыночной экономике.

Ключевые слова: стоматология, организация, управление, рыночная экономика.

Наука практика управления возникает как результат общественного разделения труда. Необходимость управления обусловлена природой общества, коллективным характером труда, потреблением людей в общении в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности функционирования, обеспечения жизнедеятельности трудового коллектива немыслимо без организованности, порядка разделения труда, определения и функции каждого коллектива [4,5].

На современном этапе развития российского здравоохранения организация деятельности стоматологических учреждений приобретает особую значимость. Управленческие проблемы находят свое отражение в предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления стоматологическими лечебно-профилактическими учреждениями в настоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые представляют несомненный как практический, так и теоретический интерес. Специфика управления стоматологическим учреждениям обусловлена, прежде всего, тем, что стоматология - осо-

* Дагестанская гocyдapcтвeннaя мєдицинскзя з^дєм^, кзфєдрз стома-тoлoгии ФПK и ППО, кзфєдрз opтoпeдичecкoй cтoмaтoлoгии, 367012, Pecпyбликa Дагестан, г. Maxaчкaлa, пл. им. В.И. Лєниш, д. 1

бая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. Эти учреждения имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов [1,2,5].

Во-первых, результатом деятельности стоматологического учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это, прежде всего, прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Отсюда втекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых стоматологических услуг и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере стоматологии [3].

Во-вторых, стоматологические услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а с другой - общество признает важность получения гражданами медицинских услуг и свою роль в их обеспечении медицинским обслуживанием. Не случайно в конституциях многих развитых стран, включая Россию, признается право граждан на охрану здоровья.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков стоматологических учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:

■ сложность определения качества и измерения результатов работы;

■ высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;

■ отсутствие права на неопределенность и ошибку;

■ потребность в тесной координации работы различных подразделений;

■ высокую квалификацию сотрудников;

■ необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;

■ трудность координации работы и распределения полномочий связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи организациям, существующим и в других сферах. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.

В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что в западных странах внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по трем основным направлениям:

■ децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;

■ развитие, наряду с административной, системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими организациями, но и между государственными службами;

■ усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы [3,5].

В то же время элементы менеджмента проникают и некоммерческих организаций. Таким образом, есть основа наметившейся конвергенции методов управления организациями, принадлежащими к различным секторам.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что и менеджмент, и администрирование - это переводные термины, пришедшие в Россию из западных источников.

Вырванные из контекста, они затрудняют понимание читателем происходящих процессов. Традиционно же используемый в России термин «Управление» является тем поняти-

ем, которое позволяет охватить все многообразие описываемого явления и приобретает особую значимость в условиях сближения методов управления частным и государственным секторами.

Что касается управления ЛПУ в России, то хочется надеяться, что проблемы будут решаться не путем простого копирования зарубежного опыта, а осознанного использования всего лучшего, что есть в этом опыт с учетом исторических социально-экономических и других особенностей России. Практика функционирования стоматологических учреждений свидетельствует о том, что наибольший эффект в управлении ими дают проверенные на практике научные методы управления, которые берут все лучшее из опыта и государственного, и частного, и некоммерческого секторов.

Литература

1. Использование концепции маркетинга в совершенствовании управления и повышения эффективности стоматологической фирмы. // Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии наук, 2004, №19. - С.182-186.

2. Курбанов, О.Р. Совершенствование управления персоналом стоматологической организации. /О.Р. Курбанов// Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии наук, 2005.- №21. - С.182-186.

3. Курбанов, О.Р. Управление функционированием и развитием рынка стоматологических услуг. Теория и методология /О.Р. Курбанов//. - М.: Медицина, 2005. - С.179-195.

4. Леонтьев, В.К. Стоматологическая служба России и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования.

5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ / М.Х. Мескон, М. Альберий, Ф. Хедаури. - М.: Дело, 1992.- С. 69-73.

6. Те, Е.Г. Совершенствование управления стоматологической службой на основе применения экономических методов. Дисс. .. .канд.мед.наук / Е.Г. Те.- Омск, 1993.- С. 67-77.

IMPROVING THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF DENTAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF MARKET

ECONOMY

O.R. KURBANOV, T.A. ABAKAROV, Z.O. KURBANOV,

T.M. ALIKHANOV, G.G. KUCHIEV

Dagestan State Medical Academy, Chair of Stomatology,

Chair of Prosthodontics

The paper presents the results of studying the ways of the improvement of organizing and managing stomatological organizations in conditions of market economy.

Key words: dentistry, organization, management, market economy.

УДК 351.77

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

О.Р. КУРБАНОВ, Т А. АБАКАРОВ, З.О. КУРБАНОВ,

Т.М.АЛИХАНОВ, Г.Г. КУЧИЕВ*

Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев.

Ключевые слова: здравоохранение, управление, экономические условия.

Одним из таких факторов, во многом определяющем уровень качества медицинского обслуживания населения на любом уровне, является система управления. От того, как действует система управления, зависит и качество материальнотехнической базы ЛПУ, и заинтересованность медицинского персонала, и т.д. то есть вся совокупность основных параметров, влияющих на уровень качества медицинской помощи [3,4].

Многообразие субъектов, объектов и, соответственно, форм деятельности характерная особенность здравоохранения. Можно выделить три типа медицинских учреждений, соответствующие трем секторам современного общества (государст-

* Дагестанская государственная медицинская академия, Кафедра стоматологии ФПК и ППС, 367012, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. им. В.И. Ленина, д. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.