Научная статья на тему 'Маркетинговые технологии как неотъемлемый инструмент повышения уровня и качества стоматологических услуг'

Маркетинговые технологии как неотъемлемый инструмент повышения уровня и качества стоматологических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Заурбег Омиевич, Курбанов Оми Рамазанович, Алиханов Тимур Маратович, Кучиев Гаджибута Габимагомедович, Магдиев Рустам Тельманович

В статье рассмотрена организация и управление маркетингом при оказании стоматологической помощи. В связи с этим раскрыта роль маркетинга стоматологических услуг как важного инструмента − механизма эффективности в современных рыночных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Заурбег Омиевич, Курбанов Оми Рамазанович, Алиханов Тимур Маратович, Кучиев Гаджибута Габимагомедович, Магдиев Рустам Тельманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые технологии как неотъемлемый инструмент повышения уровня и качества стоматологических услуг»

УДК 616.31:614.2:330.3

МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Курбанов 3.0., Курбанов О.Р., Алиханов Т.М.,

Кучиев Г.Г., Магдиев Р.Т.

Дагестанская государственная медицинская академия

В статье рассмотрена организация и управление маркетингом при оказании стоматологической помощи. В связи с этим раскрыта роль маркетинга стоматологических услуг как важного инструмента - механизма эффективности в современных рыночных отношениях.

The article deals with the marketing organization and management in the dentistry. In this connection the authors consider the role of dentistry marketing as an important tool, the efficiency mechanism in the modern market relations.

Ключевые слова: маркетинг, управление медицинским учреждением,

стоматологические услуги, рыночные отношения.

Keywords: marketing, management of medical service, dental service, market relations.

В последнее десятилетие развития рыночной экономики Российской Федерации перед учреждениями здравоохранения возникла серьезная проблема самофинансирования, обусловленная дефицитом бюджетных средств. В связи с недостаточной обеспеченностью финансовыми ресурсами всего лечебного процесса, являясь главной проблемой ЛПУ, возникла необходимость поиска путей самофинансирования с целью получения дополнительных средств. Таким образом, стоматологические учреждения начали заниматься коммерческой деятельностью, где ведущее место занимают платные медицинские услуги (ПМУ) [5]. Оказание качественных, конкурентоспособных ПМУ требует основательной подготовки, в частности, изучения спроса населения и выявления приоритетных видов стоматологических услуг, в которых нуждаются больные и за которые они готовы платить. В связи с этим система здравоохранения государства в значительной степени зависит от маркетинговой политики [21].

В связи с этим целью маркетинга медицинских услуг является изучение спроса населения на стоматологические услуги [18], с помощью которых, во-первых, можно лучше удовлетворить потребности населения по укреплению здоровья, во-вторых, получить дополнительные финансовые средства на обеспечение лечебно-диагностического процесса в ЛПУ (рис. 1).

Маркетинг в здравоохранении имеет свою специфику, отличающую его от маркетинга в других отраслях экономики. Применительно к сфере здравоохранения Американская медицинская ассоциация определила маркетинг как комплексный процесс планирования экономического обоснования управления производством медицинских услуг, ценовой политики, продвижения услуг к потребителю, а также их реализации [17, 20]. Отечественные специалисты определяют маркетинг в здравоохранении как систему принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителем [5,16].

Рис. 1. Схема маркетинговых исследований рынка стоматологических услуг

Говоря о влиянии маркетинговых технологий на уровень и качество медицинского обслуживания, необходимо отметить, что само понятие «маркетинг» как экономическая реальность нового времени появилось и окрепло в нашей стране не так давно [14].

Целью данной реформы является адаптация этой отрасли к условиям рыночных отношений, развивающихся во всех сферах социально-экономической жизни нашего общества. Это объясняет необходимость разработки и внедрения новых организационных, информационных и иных технологий, направленных на быстрейшее проведение реформ, развитие современных форм и методов управления в новой экономической и медико-социальной ситуации.

Известно, что качество медицинской помощи определяется многими факторами: качеством материально-техничес-кой базы, уровнем квалификации медицинских работников, их заинтересованностью (в том числе и материальной) в достижении максимально высоких результатов и т. д. Воздействие этих факторов может быть прямым, например, качество медицинской помощи непосредственно зависит от квалификации врача, его добросовестности. Другие факторы действуют косвенно (опосредованно), создавая благоприятные или неблагоприятные условия для действия прямых факторов [13, 31, 32].

Одним из таких факторов, во многом определяющим уровень качества медицинского обслуживания населения на любом уровне, является система управления [6]. От того, как действует эта система, зависит и качество материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения и заинтересованность медицинских работников и т. д., то есть вся совокупность основных параметров, влияющих на уровень качества медицинской помощи [41, 42].

В свою очередь, система управления конкретным медицинским учреждением существенно зависит от ряда общих факторов: уровня социально-экономического развития страны [14], принципов построения системы здравоохранения и т. д.

Развитие в России рыночных отношений существенно сказалось на условиях работы предприятий и организаций, в том числе и относящихся к сфере здравоохранения. Новым условиям деятельности любых организаций должен соответствовать и новый механизм управления. Поэтому вполне закономерными являются попытки многих руководителей использовать в своей работе принципы маркетинга — формы управления [12], которая обязана своим возникновением условиям современного рынка.

Важнейшим элементом в системе маркетинга является его цель. Применительно к условиям здравоохранения рядом авторов предлагается следующая формулировка цели:

удовлетворение спроса населения на медицинскую помощь, предоставление потребителю максимального набора услуг и, в конечном счете — повышение уровня жизни. Такая формулировка, на наш взгляд, не вполне точная, поскольку большинство специалистов в качестве главной цели маркетинговой службы рассматривают обеспечение рентабельной работы организации [9, 19, 24].

Один из принципов маркетинга гласит: «маркетинг для учреждения, а не учреждение для маркетинга», что подчеркивает прагматический характер маркетинговой деятельности. Вместе с тем маркетинг как форма управления создает благоприятные объективные предпосылки для повышения уровня качества медицинского обслуживания населения.

Говоря о качестве медицинской помощи, следует учитывать ее многоплановость (многогранность). Качество медицинской помощи, оказываемой населению конкретным медицинским учреждением, характеризуют:

- разнообразие ассортимента медицинских услуг пациентам;

- уровень медицинской результативности услуг;

- качество обслуживания (отношение к больному, качество оборудования, комфортность и т. д.).

Введение маркетинга оказывает положительное влияние на все эти факторы. Важнейшей функцией маркетинга является изучение потребности населения в медицинских услугах того или иного профиля. Стремление в максимальной степени учесть имеющиеся у населения потребности создает заинтересованность медицинского учреждения при прочих равных условиях в расширении ассортимента оказываемых медицинских услуг, то есть объективно содействует повышению этой стороны качества медицинской помощи [17]. К аналогичным результатам приводит и изучение предложения различных видов медицинских услуг. А это значит, что учреждение, стремясь опередить конкурентов [5], должно хорошо знать свои возможности и полностью их использовать, тщательно следить за достижениями в своей области, уделить время исследованиям наиболее перспективных направлений, создавая тем самым благоприятные условия для повышения качества медицинской помощи.

Важнейшим фактором качества медицинского обслуживания является медицинская результативность услуги, которая определяется как конечный результат оказания медицинской помощи. Именно этот показатель интересует потребителя медицинской услуги в первую очередь. Поскольку одной из основных задач маркетинговой деятельности является создание эффективного механизма реализации продукции в жестких условиях рынка, то при прочих равных условиях высокое качество медицинской помощи является тем фактором, который обеспечивает наилучшие возможности для реализации медицинских услуг, что создает благоприятные условия для эффективного функционирования медицинского учреждения [14. 20].

Это относится и к последнему аспекту качества медицинской помощи — качеству обслуживания, под которым понимают эффективную организацию приема больных, отношение медицинского персонала к пациентам, комфортность обслуживания и т. д.

Все это побуждает службы маркетинга осуществлять постоянный и тщательный контроль за всеми составляющими качества медицинской помощи, анализировать причины снижения качества [8] и оперативно принимать меры по его повышению.

Говоря о положительном влиянии маркетинга на уровень качества медицинского обслуживания населения, следует отметить, что маркетинг основывается на комплексном подходе к организации процесса воспроизводства. Качество медицинской помощи — это важный с позиции маркетинга, но не единственный показатель, обеспечивающий решение главной цели — эффективное функционирование медицинского учреждения. В деятельности лечебно-профилактического учреждения необходимо помимо качества обслуживания учитывать и объемы оказания медицинской помощи, и ее стоимость [8]. Эти три параметра тесно связаны между собой. Так, например, улучшение качества медицинской помощи сопровождается повышением затрат, что ухудшает финансовое положение учреждения. При возросшей хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений маркетинговая деятельность позволяет предотвратить или ослабить негативные моменты [7], влияющие на эффективность работы медицинских учреждений в условиях рыночных

отношений.

Современный маркетинг — продукт длительной эволюции, тем не менее любая развивающаяся стоматологическая клиника проходит ее стадии в очень сжатые сроки, по мере увеличения численности штатов [16]. Некоторые фирмы преодолевают значительную часть эволюционного маркетингового пути за 10-12 лет. Начав свое существование с одного-двух кресел и вырастая до 30 и более, они вынуждены подниматься на все более высокие ступени организации маркетинга, делая это более или менее успешно [14].

Первая стадия — ориентация на простые продажи - характеризуется элементарными отношениями участников рынка: пациент платит за лечение, врач его осуществляет. Пациент приходит в клинику в связи с возникшей проблемой и мало или совсем не размышляет о мотивах выбора врача, не рассчитывает на особый подход к своей личности [5]. В этой схеме отношений врач не особо озабочен такими материями, как привлечение и удержание пациента или как обогатить свое мануальное мастерство искусством общения.

Однако ориентация на простые продажи быстро исчерпывает свои потенциалы: хочешь больше зарабатывать — больше размышляй о потребностях пациента, в том числе личностного плана.

Продажа услуг с некоторыми аспектами маркетинга - вторая стадия развития рыночных отношений [5]. Чтобы увеличить доходы, производителю товаров мало расширять сферу влияния на потребителей. В ход идет реклама, с помощью которой клиника старается запечатлеться в памяти пациента, да и сам он становится интересен: откуда узнал о клинике, как оценивает обстановку в лечебном учреждении? Неотвратимо также усиливается внимание к конкурентам — кто они, сколько их, чем отличаются? На основе такой информации появляется некоторая возможность понять, что же нужно делать, чтобы сохранился, а лучше увеличивался поток пациентов и, естественно, заработок.

На третьей стадии маркетинга получают развитие отдельные его функции [5, 12]. Это означает, что, во-первых, выявление сведений о состоянии рынка услуг и потребителях становится целенаправленной и даже планомерной деятельностью, а во-вторых, полученные сведения влияют на принимаемые решения: какие услуги разворачивать, какие стратегии брать на вооружение в области рекламы, цен, кадров. На этой стадии в клинике (фирме) появляется обычно отдельный человек, отвечающий за маркетинг.

На четвертой стадии маркетинговая ориентация клиники приобретает характер философии. Маркетинг становится краеугольным камнем организации. Любой работник клиник должен понимать важность маркетинга, чувствовать себя его участником. Теперь маркетинг не сфера деятельности конкретного человека и даже отдела из нескольких сотрудников. Теперь это часть забот всех и каждого.

Центр маркетинга — потребитель услуг, поэтому он изучается всесторонне еще до появления в клинике, затем непосредственно в контактах с персоналом и после лечения. Интерес представляют его потребности — реальные и потенциальные, жизненные ценности и предпочтения, индивидуальные запросы, требования, притязания в области стоматологических услуг, состояния общего здоровья, мнения о работе медицинского и обслуживающего персонала. Все эти сведения не просто ориентируют сотрудников фирмы на индивидуальность пациента, но становятся основой для обучения персонала, повышения его квалификации. Маркетинг превращается в постоянный вид деятельности профессионалов, который обеспечивает развитие всего коллектива [19].

Наконец, наступает стадия объемно-функционального маркетинга. Английский специалист в области маркетинга в стоматологии Р. Болл называет ее стадией развитой культуры маркетинга [5], что не лишено основания, если иметь в виду его полномасштабность и научную выдержанность. Регулярные исследования, диагностика, прогноз, динамика, оперативное и стратегическое управление, анализ, построение программ развития — вот ключевые понятия развитой культуры маркетинга Проводятся регулярные исследования, дающие информацию для оперативного и стратегического управления в разных направлениях: изучается рынок услуг, отслеживается динамика ценовой политики конкурентов, анализируется их деятельность в плане набора и обучения кадров, изучается

зарубежный опыт лечения и сервиса.

На стадии высокоразвитой культуры маркетинга осуществляется диагностика состояния всей управляемой системы — теперь это крупная коммерческая стоматологическая организация, для которой посилен такой тип маркетинга.

Определяются ее ближайшие и отдельные цели, перспективы развития и необходимые ресурсы — материальные и человеческие. Выстраиваются технологии перехода от менее совершенных структур к более совершенным. Усиливается аналитическая функция маркетинга по всем направлениям: капитальные вложения, обучение кадров, реклама, сегментация рынка, контроль эффективности проводимых мероприятий.

Повышению эффективности маркетинговой политики стоматологического учреждения способствует и выполнение следующих советов:

Наделите сотрудников конкретной ответственностью в плане маркетинга. В клинике среднего размера это может быть любой работник, но в большом коллективе имеет смысл создать маркетинговую группу, в которую вошли бы руководители всех направлений деятельности клиники, включая финансовое, работу с персоналом и т. д.

Получите помощь и совет извне. Есть много консультантов по маркетингу, которые имеют опыт помощи компаниям в продвижении к рыночной ориентации [5].

Часто мнение постороннего полезно, ибо позволяет увидеть ситуацию глазами независимого наблюдателя, или изменения, не продиктованные симпатией к какой-либо функции и какому-либо работнику.

Измените цены и награждайте отделы. Например, до тех пор, пока клиника нацелена на извлечение быстрой прибыли, ее философия будет мешать осуществлению основных маркетинговых усилий, проводимых с целью привлечения более состоятельных и лояльных клиентов.

Разработайте несколько программ для обучения всего персонала знаниям и навыкам по маркетингу [19]. Просвещение в области маркетинга должно охватить, прежде всего, контактный персонал, т. е. тех членов коллектива, которые прямо или опосредованно (по телефону, при помощи рекламы, Интернета) взаимодействуют с пациентами.

Известны различные концепции маркетинга. Практика показывает, что в том или ином объеме все они находят отражение в стоматологии. 1. Концепция совершенствования производства. 2. Концепция совершенствования товара. 3. Концепция интегрирования маркетинга. 4. Концепция просвещенного маркетинга. 5. Концепция маркетингового управления. 6. Концепция стратегического маркетинга. 7. Концепция маркетинга сделок (транспортного маркетинга). 8. Концепция маркетинга отношений. 9. Концепция максимаркетинга. 10. Концепция конкурентной рациональности. 11. Концепция мегамаркетинга.

Как экономическая система маркетинг в стоматологической отрасли, с одной стороны, включает изучение спроса и предложения, ориентацию производства стоматологических товаров на их удовлетворение, адресность выпускаемой стоматологической продукции [14]. С другой стороны, это целеустремленное активное воздействие на рынок стоматологических товаров и услуг.

При наличии экономических (рыночных) рычагов в отрасли маркетинг управляет продвижением стоматологических товаров и услуг от их производителей к соответствующим учреждениям и пациентам.

Для понимания сущности маркетинга в стоматологии как системы предпринимательской деятельности необходимо в первую очередь исходить из того, что основными объектами изучения и воздействия становятся потребитель стоматологических товаров и услуг [12], конкуренты-производители, качественные характеристики производимых стоматологических товаров и услуг и конъюнктура стоматологического рынка (его состояние, характеризуемое соотношением спроса и предложения на стоматологические товары и услуги, уровень инвестиционной и предпринимательской активности стоматологических учреждений, динамика цен на соответствующие товары и услуги).

Сущность маркетинга в стоматологии определяется потребностью производить соответствующие товары и оказывать услуги таким образом, чтобы они находили сбыт, без попыток навязать покупателю эти товары и услуги, а также некачественную продукцию [25, 28, 31].

Маркетинг в стоматологии является экономическим регулятором управления,

планирования и действий в условиях функционирования рынка соответствующих товаров и услуг [ 16].

В связи с этим, на наш взгляд, следует изучить, систематизировать и оценивать потребности и конкретные пожелания указанных объектов [14] с тем, чтобы в целях достижения рентабельности производства обеспечивать их пломбировочными материалами, оборудованием и инструментами стоматологического значения, лекарственными средствами и соответствующими услугами, а также достигать экономической эффективности от их реализации за определенное время в пределах имеющихся производственных возможностей.

Получаемая в результате маркетинговых исследований информация используется для эффективного управления рынком стоматологических товаров и услуг. В настоящее время рынок услуг, пломбировочных материалов, медикаментов, оборудования и инструментов в стоматологии достаточно динамичен в связи с появлением альтернативных организационно-правовых форм стоматологического обслуживания. Поэтому деятельность всех некоммерческих стоматологических учреждений в условиях нестабильности рынка в отрасли связана с некоторым риском [26, 31, 32]. Именно по этой причине важное значение имеют маркетинговые исследования, позволяющие снизить степень риска до минимума путем анализа потребностей соответствующего рынка и прогнозирования его развития, повысить качество услуг и товаров стоматологического назначения, усилить воздействие рекламы на потребителя стоматологических товаров и услуг.

Функционирование рыночных механизмов управления в стоматологии сопровождается изменением психологии пациентов, их отношения к оказанию бесплатных и платных стоматологических услуг. Вместе с тем на характер потребления стоматологической продукции накладывают свой отпечаток инфляционные процессы. Исходя из этого концептуальная задача маркетинговых исследований в стоматологии заключается в получении и анализе объективной информации [14], прогнозировании развития рынка стоматологических товаров (пломбировочных материалов, стоматологических инструментов, оборудования, медикаментов), оптимизации оказания стоматологической помощи, решении проблем создания рынка новых видов стоматологических товаров и услуг (рис. 2).

Маркетинговые исследования в стоматологии должны носить систематический характер и ориентироваться на отслеживание постоянно меняющегося спроса населения на стоматологические товары и услуги [8].

Концепция соответствующего маркетинга и цели стоматологического обслуживания всегда совпадают, так как они направлены на удовлетворение потребности пациентов в стоматологических услугах в заданном объеме и номенклатуре. Достигнутые при этом экономические результаты служат основой оплаты труда работников отрасли.

Рис. 2. Структура стоматологического рынка

Одна из важнейших задач маркетинговых исследований в стоматологии — выявление реальных потребностей в соответствующих услугах, а также прогнозирование мотиваций потенциального потребителя стоматологических товаров и услуг. Эго обусловлено тем, что спрос на стоматологические товары и услуги может превышать предложение, вследствие чего цены на стоматологическом рынке буду диктоваться производителями этих услуг (стоматологическими учреждениями, заводами и др.).

Следовательно, потребность в тех или иных видах стоматологических товаров и услуг в идеале должны определять маркетинговые исследования путем анализа соотношения между спросом на них и предложением [22]. В современных условиях экономическая деятельность стоматологических субъектов должна быть гибкой и оперативно реагировать на конъюнктуру соответствующего рынка. Это обеспечивается за счет организационно-управлен-ческой, исследовательской и

программно-контрольной функций маркетинга в стоматологической отрасли.

Выводы

Таким образом, в условиях функционирования рыночных механизмов регулирования и управления в стоматологии организация маркетинговых исследований, на наш взгляд, создаст объективные условия и предпосылки для внедрения экономических методов в практику стоматологических учреждений и производителей стоматологических товаров и услуг в целях стимулирования их деловой активности, ресурсосбережения в отрасли, а также их эффективного функционирования. В итоге это позволит активизировать конкурентные отношения в стоматологической отрасли и приведет к повышению качества оказываемых услуг, производимых пломбировочных материалов и изделий стоматологического назначения.

Примечания

1. Алимский А. В. Генеральные направления совершенствования стоматологической службы // Труды Стоматологической ассоциации России. М., 2004. С.110-115. 2. Ашуров Г. Г. Маркетинг стоматологических товаров и услуг // Стоматология. 1997. Т. 76. № 3. С. 70-71. 3. Беседин А. Л. Менеджмент в российском здравоохранении. 2002. Т. IX. № 3. С. 110. 4. Бойко В. В., Кураскуа А. А., Мчемузе Т. Ш. Реклама в стоматологии: стратегия, содержание методов // Стоматология. 1999. №4. С. 60-67. 5. Бойко В. В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии // Экономика и менеджмент. 2002. № 2. С. 28-32. 6. Бойко В. В. Управление персоналом и внутренний маркетинг // Труды IX съезда Стоматологической ассоциации России. М., 2004. С. 116-119. 7. Бутова В. Г., Комаров Г. А., Максимовский Ю. М. Предпринимательство в российской стоматологии. М., 1998. 74 с. 8. Вощина Е. И., Янушевич О. О., Гринин В. М. Влияние маркетинговых технологий на повышение уровня и качества медицинских услуг // Стоматолог. 2007. № 7. С. 5-11. 9. Корчагин В. А. Новая концепция маркетинга и логистика во взаимодействующих субъектах // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 5. С. 24-27. 10. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб. : Питер-Ком, 1998. 896 с. 11. Кузьменко М. М., Баранов В. В. Основы маркетинга. СПб. : СПбГУ, 1997. 192 с. 12. Курбанов О. Р., Абакаров С. И., Гринин В. М. Особенности маркетинговых стратегий для негосударственных стоматологических учреждений // Стоматология. 2006. № 5. С. 48-50. 13. Курбанов О. Р., Абдурахманов А. И., Гринин В. М. Особенности маркетинговых стратегий для государственных стоматологических учреждений // Стоматология. 2005. № 5. С. 16-18. 14. Курбанов О. Р. Управление функционированием и развитием рынка стоматологических услуг // Теория и методология. М., 2007. 339 с. 15. Ковалева А. И., Войленко В. В. Маркетинговые исследования. М., 2006. 16. Милованова Н. В. Клиника. Сегментирование рынка медицинских услуг как важнейший инструмент маркетинга, используемый в целях повышения эффективности функционирования медицинской организации // Российское предпринимательство. 2008. № 6. С. 127-131. 17. Москаев А. В. Маркетинговый аудит как стратегический инструмент укрепления стоматологического бизнеса // Труды Стоматологической ассоциации России. М., 2004. 124 с. 18. Подольцев А. П. Маркетинговые исследования рынка медицинских услуг как основа поиска

дополнительных источников финансирования // Экономика здравоохранения. 2004. № 9. С. 9-11. 19. Поршнев А. Г., Румянцева 3. П.. Саломатина Н. А. Управление организацией. М. : ИНФРА-М.,

1999. 669 с. 20. Райс Д., Клименд К. Преобразования системы здравоохранения США в контексте мирового процесса реформ // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2008. № 4. С. 47-52. 21. Столяров А. А. Маркетинг медицинских услуг как неотъемлемый инструмент повышения эффективности и качества медицинских учреждений // Экономика здравоохранения. 2011. № 3-4. С. 43-45. 22. Чубанов Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М. : ИНФРА-М, 1995. С. 96-101. 23. Яковлева Т. С., Курякина К. В. Особенности оказания стоматологической помощи населению по платным услугам в областной стоматологической поликлинике // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. 2011. С. 35-36. 24. Янченко С. В., Мчелидзе Т. 111. Ценообразование в стоматологии // Институт стоматологии. 1999. № 1. С. 2-7. 25. Ball R. Practical marketing for dentistry // Ibid. 1996. V. 181. № 6. P. 214-216, 217-219. 26. Bressman К. B. Risk management for the 90-s // J.Am. Dent. Assoc. 1993. V. 124. № 3. P. 36-67. 27. Heidemann E // Int.J. Health Planning and Management. 1995. № 10. P. 209-222. 28. Schwab D. P. Marketing dental implants: a step by step appoachll // J. Am. Dent. Assoc. 1995. V. 126. № 3. P. 313-317. 29. Vollanol L. Shub J. Dentistry in the changing benefits market // N.Y. State Dent. J. 1995. V. 61. № 6. P. 40-43. 30. Abrahams R. M. Buing a denial practice: the legal and commercial issues. Part 1 // Br.Dent.J. 2009. V. 179. № 8. P. 307-308. 31. Anderson R. J. Computer analysis of dental surveys. Brit. Med. J. 4: 124-5, 12. Oct. 2011. 32. Agence Nationale d'Fccreditation et d’Evaluation en Sante. Preparer et Conduire vorie Demarche d'Accreditaion. Paris : AN aes, 2010. 33. Ball R. Practical marketing for dentistry // Marketing strategy and planning for dental organizations // Tbid. 2006. V. 181. №1. P. 29-35. 34. Ball R. Practical marketing for dentistry // Marketing communication tools // Ibid. 1996. V. 181. № 6. P. 214-216, 217-219. 35. Ball R. Practical marketing for dentistry // Integrating marketing into the dental practice // Ibid. 2010. V. 181. № 7. P. 260-264. 36. Barone F. Le svolte concettuali dell'informatica. Minerva mtd., 2000. 62, 88, 4343-4346. 37. Bart P., Harold B. Utilization des techniques de I'informatique dana le depistage bucco-dentaire // Ray. Odontostomat, 2011. 2. 6. P. 599-615. 38. Baroyan 0., Veber AA. Medical Computing in Bulgaria // WHO Chron,

2000, 30, 10, 398-402. 39. Bellman Richard. Математические методы в медицине. М. : Мир, 1987 (перевод с английского). 195 с. 40. Berwick D. // N. Engl. J. Med. 2011. 320. P. 53-56. 41. Department of Health. Clinical Governance, London: Department of Health, 1999. 42. Doherty N. Increasing Practice Efficiency by Linear Programming // J. Amer. Dent. Ass., 1972. V. 85. № 5. P. 1099-1106. 43. Duckett S. // Australian J. Public Health. 2010. 42. P. 385-402. 44. Drennan Tom. Dental benefit issues. Dealing with fraud and abuse. // i. Can. Dent. Assoc. 2000. V. 66. № 6. P. 296. 45. Michael J. M. Needa versus rescurcecriented planning// Arch, environm. Hlth, 2000. V. 21. № 4. P. 545-546. 46. Muller Ch. Health at what price? Some notes for comprehensive health plannere // Amer. J. publ. Hlth, 1969. P. 651-656. 47. Roder D. М., Sundram P. S. Fluoraidation effecta of childen's caries rates and professionally defined requirements for dental course // Aust. dent. 2011. V. 25. № 2. P. 75-80.

Статья поступила в редакцию 24.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.