Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В США И РФ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В США И РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPES OF ACTIVITIES / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / США / USA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворникова Е.Н.

В статье рассматривается зарубежный и российский опыт лицензирования отдельных видов деятельности на водном транспорте. На основе анализа выявлены сходства и различия установления разрешительного порядка отдельных видов деятельности в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF LICENSING CERTAIN TYPES OF ACTIVITIES IN WATER TRANSPORT IN THE UNITED STATES AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers foreign and Russian experience of licensing certain types of activities in water transport. On the basis of the analysis the author revealed similarities and differences in establishment a permitting procedure of certain activities in this industry.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В США И РФ»

УДК 656.62:658.012

Е.Н. Дворникова, соискатель, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ В США И РФ

Ключевые слова: лицензия, лицензирование, виды деятельности, водный транспорт, США.

В статье рассматривается зарубежный и российский опыт лицензирования отдельных видов деятельности на водном транспорте. На основе анализа выявлены сходства и различия установления разрешительного порядка отдельных видов деятельности в данной отрасли.

Особую роль в хозяйственной деятельности общества играет транспорт. В то же время использование транспортных средств для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц представляет серьезные опасности как для человека, имущества, так и для окружающей среды. В целях минимизации рисков каждое государство имеет разветвленную систему воздействия на осуществление транспортных процессов. Как указывается в научной литературе, «во всем мире транспортная сфера экономики - наиболее управляемая и регулируемая государством, поскольку затрагивает безопасность государства и отражается на жизнедеятельности всего общества и каждого человека» [1]. Деятельность транспортных организаций, обслуживающих экономику государства, является приоритетным направлением решения государственных задач во всем мире. При создании или совершенствовании механизма регулирования и контроля указанной деятельности следует изучать и использовать положительный зарубежный опыт. Рассмотрим организационно-экономические аспекты регулирования деятельности водного транспорта в Соединенных Штатах Америки.

В США водный транспорт играет важную роль не только внутри государства, но и во внешнеэкономических отношениях страны, поэтому необходимым инструментом является централизованное управление отрасли. Основным органом федерального управления деятельности транспорта является Министерство транспорта. Помимо министерства транспорта, регулирование деятельности транспортного комплекса и его отраслей осуществляется специализированными комиссиями. В США существует специальный орган государственного надзора за соблюдением законодательства о международном судоходстве и регулировании деятельности линейных судоходных компаний и фрахтовых конференций во внешнеторговых перевозках США - Федеральная морская комиссия [2].

Федеральная Морская Комиссия (FMC) является независимым федеральным агентством, базируемым в Вашингтоне (округ Колумбия), ответственным за регулирование транспортировки грузов во внешней торговле США. Федеральная Морская Комиссия установлена как независимый контролирующий орган Планом № 7 Перестройки от 12 августа 1961 года. В соответствии с указанным планом судоходные законы США теперь разделены на две категории: регулирующие и содействующие. На FMC возложены функции по регулированию деятельности водного транспорта на основании положений судоходных законов, в то время как содействующая роль отводится Министерству транспорта США. Ранее, до 12 августа 1961 года, регулирование данной отрасли осуществлялось Морским Советом Соединенных Штатов и Торговым флотом Соединенных Штатов.

В структуре БМС находится Бюро сертификации и лицензирования. Бюро является ответственным за сертификацию услуг при перевозке пассажиров водным транспортом, а также за лицензирование и регулирование деятельности общественных перевозчиков - несудовладельцев [3] и посредников транспортировки в США, среди них - грузовые экспедиторы, которые делают заказы и обрабатывают документы для грузоотправителя, и «несудоходные транспортные компании», которые действуют как торговые посредники «морского пространства» на судах судоходных линий.

Лицензирование и сертификация в США осуществляются в соответствии с положениями Закона о судоходстве 1984 года.

В Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами, при этом на Правительство Российской Федерации возложены полномочия в области лицензирования отдельных видов деятельности.

К данным полномочиям относятся:

- определение и утверждение перечня федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно должны осуществлять лицензирование видов деятельности, включенных законом в перечень лицензируемых;

- утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

- утверждение порядка лицензирования, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;

- утверждение типовой формы лицензии;

- утверждение порядка проведения мониторинга лицензирования, подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.

На морском и внутреннем водном транспорте государственным органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В Российской Федерации действует тринадцать управлений государственного морского и речного надзора. Законом о лицензировании определен перечень видов предпринимательской деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. На морском и речном транспорте лицензия должна быть получена на следующие виды деятельности: перевозка пассажиров, опасных грузов, перегрузочные работы в портах с такими грузами и буксировка морским транспортом (за исключением случаев, когда буксировка осуществляется для собственных нужд хозяйствующего субъекта).

В отличие от США транспортно-экспедиторская деятельность в РФ лицензированию не подлежит.

В США, как и в РФ, лицензия выдается хозяйствующим субъектам.

Рассмотрим порядок получения лицензии в США и РФ. Так, в США при получении лицензии лицензиат подает заявление в Бюро по определенной форме с предоставлением необходимых документов. Индивидуальный предприниматель предоставляет «бизнес-лицензию» и водительские права; корпорация - учредительный договор, «сертификат хорошего состояния при партнерстве», соглашение о партнерстве, корпоративный протокол или решение о назначении ответственного лица.

При подаче заявления на получение лицензии необходимо заплатить регистрационный сбор. За получение лицензии такой сбор составляет 825$, за переоформление лицензии - 525$.

Уведомления о подаче заявления публикуются на сайте БМС.

В заявлении должно быть указано наименование и адрес заявителя. Если заявителем является корпорация или партнерство, то указываются имена сотрудников или партнеров, которые впоследствии могут быть опубликованы на сайте. Если заявителем является общество с ограниченной ответственностью, то необходимо указать имена руководителей или должностных лиц. Лицо, которое подает заявку в качестве индивидуального предпринимателя, должно заполнить следующий сертификат: «Я, (имя), удостоверяю под страхом наказания за лжесвидетельство по законам Соединенных Штатов, что не был осужден после 1 сентября 1989 за любое Федеральное или государственное преступление, связанное с распределением или хранением контролируемых веществ, если я был осужден, то не вправе претендовать на получение федеральных льгот». Любые сведения, которые считаются БМС неточными или неполными и не соответствуют лицензионным требованиям закона или положениям комиссии, могут быть отклонены. Заявителю направляется уведомление с объяснением причин отказа, в этом случае регистрационный сбор подлежит возврату. Лица, получившие уведомление, в любое время могут подать новое заявление, с предоставлением необходимой информации и документов. В случае если заявитель не предоставит необходимую информацию и документы, необходимые для завершения обработки его заявления, в его адрес будет направлено уведомление об ограничении сроков рассмотрения заявления. Отказ заявителя в предоставлении необходимой информации и документов в установленные сроки, приведет к закрытию его заявления без дальнейшей обработки. В данном случае регистрационный сбор не подлежит возврату.

При получении лицензии необходимым условием является предоставление документов, подтверждающих «финансовую ответственность» (состояние) лицензиата. Суммой подтверждения для лиц, осуществляющих морскую транспортно-экспедиторскую деятельность, является сумма в размере 50 000$ и 75 000$ - для общественных перевозчиков. Каждый лицензиат должен иметь хорошую репутацию и не менее трех лет опыта работы в сфере услуг, связанных с морской перевозкой.

О любом изменении сведений, указанных в заявлении, лицензиат обязан сообщить в комиссию в течение 30 дней со времени, когда ему стало известно о таком изменении. В том числе, лицензиат должен подать сведения об изменении в сторону ухудшения его финансового состояния, в этом случае лицензия будет аннулирована [4].

В России более подробную регламентацию деятельности по лицензированию содержат нормы подзаконных актов. Так, 06 марта 2012 года было принято постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» и утверждены соответствующие положения. Положения о лицензировании определяют порядок лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Детализация порядка лицензирования и предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности осуществляется Административными регламентами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Административные регламенты определяют сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте.

Основным полномочием лицензирующих органов является предоставление лицензии. Данное полномочие включает в себя ряд действий. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление по установленной форме и необходимые документы для получения лицензии. Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии и в результате принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Полномочие по предоставлению лицензии является одним из наиболее значимых, поскольку оно является основанием для возникновения лицензионных правоотноше-

ний в целом и, соответственно, влечет за собой реализацию всех других полномочий. Государственная пошлина за получение лицензии составляет 7 500 рублей.

Полномочия по переоформлению лицензий включают в себя тот же набор действий, что и при предоставлении лицензии, однако по отношению к последнему имеют вторичный характер, в связи с чем возникает еще одно действие по внесению изменений в реестр лицензий. Государственная пошлина за переоформления лицензии, в соответствии с НК РФ составляет 3 500 рублей.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий, занося в них все необходимые сведения о процессе лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте. Сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми. Лицензирующие органы обеспечивают доступ к данным сведениям. Вся необходимая информация о выданных лицензиях содержится на сайте Ространснад-зора, что облегчает полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в области морского и внутреннего водного транспорта, а также информирование и защита прав потребителей транспортных услуг.

Таким образом, В США огромное значение при выдаче лицензии уделяется финансовому состоянию хозяйствующего субъекта, желающего получить лицензию. Тем самым проверяется «финансовая» ответственность лицензиата, т.е сможет ли он покрыть те убытки, которые будут причинены при осуществлении им транспортной деятельности.

Приведенный сравнительный анализ российского и американского опыта лицензирования отдельных видов деятельности и на основании рассмотрения основных положений закона о судоходстве США и закона о лицензировании РФ, можно сделать вывод, что в США и в России государственные органы принимают активное участие в регулировании деятельности водного транспорта, и эффективным способом воздействия со стороны государства на хозяйствующих субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, является разрешительный порядок - лицензирование, установленное законодательными актами. Отличием лицензирования в рассматриваемых государствах являются требования, предъявляемые к лицензиатам. Так, например, в качестве основных цензов для лицензирования в США выступает финансовое состояние и хорошая репутация лицензиата, которые установлены с целью недопущения на рынок транспортных услуг недобросовестных исполнителей по оказанию транспортных услуг. В Российской Федерации финансовому состоянию лицензиата не отводится столь значительная роль для получения лицензии. Считаем, что в настоящее время назрела необходимость внесения изменений в Закон о лицензировании в части установления дополнительных требований к соискателям лицензии на осуществление деятельности на водном транспорте, касающихся их финансового состояния и деловой репутации с учетом действующей правовой системы РФ.

Список литературы:

[1] Костров В.Н. Государственное регулирование на транспорте: учеб. пособие для вузов / В.Н. Костров, А.А. Локтев, А.И. Телегин, М.А. Государев; под общей ред. проф., д.э.н. В.Н. Костро-ва, проф., д.т.н. А.И. Телегина. - изд. 3-е, испр. и доп. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007. - 464 с.

[2] Зарубежный опыт формирования административно-правового статуса органов, обеспечивающих контроль и надзор за деятельностью в морских портах, и возможность его использования в российских условиях (Скутина А.В.) // СПС Консультант плюс («Международное публичное и частное право», 2011, № 4).

[3] Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов (Кокин А.С., Левиков Г.А.) // СПС Консультант плюс («Инфотропик Медиа», 2011).

[4] Federal Maritime Commission. - Режим доступа: //http://www.fmc.gov.

[5] Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» // СПС Консультант плюс.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF LICENSING CERTAIN TYPES OF ACTIVITIES IN WATER TRANSPORT IN THE UNITED STATES AND THE RUSSIAN FEDERATION

E.N. Dvornikova

Key words: license, licensing, types of activities, water transport, the USA.

The article considers foreign and Russian experience of licensing certain types of activities in water transport. On the basis of the analysis the author revealed similarities and differences in establishment a permitting procedure of certain activities in this industry.

Статья поступила в редакцию 22.09.2016 г.

УДК 627.215.2:656.028

Е.С. Жендарева, к. э. н., доцент, ФГБОУВО «СГУВТ» 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33

РЕЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Ключевые слова: речной транспорт, транспортная инфраструктура, нерудные строительные материалы, добыча, производственно-транспортный комплекс.

Представлена комплексная оценка экономической эффективности организации производственно-транспортных процессов в составе комплекса по добыче и доставке нерудных строительных материалов потребителям с учётом факторов риска и специфики хозяйственной деятельности предприятий.

В транспортной системе Западной Сибири внутренний водный транспорт выполняет связующую функцию, реализованную на базе инфраструктуры речных портов. Крупные реки подходят к главным транспортообразующим городам региона - Новосибирску, Томску, Кемерово, Омску, Тюмени, Сургуту. Сейчас речные предприятия региона ориентированы на перевозки массовых грузов, как правило не требующих срочной доставки. Доля щебня и песка в структуре перевозок составляет около 50% и 35% соответственно. Для региона характерны безальтернативность сложившихся транспортных схем, ограниченная взаимозаменяемость видов транспорта и путей сообщения.

Добыча и доставка нерудных строительных материалов (НСМ) в настоящее время является важным направлением эксплуатационной деятельности и источником формирования доходов многих речных портов. В этой связи первостепенное значение приобретают задачи повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности портов при добыче и доставке НСМ потребителям. Их решение может быть осуществлено в рамках речных производственно-транспортных комплексов (РПТК) путём оптимизации производственных и транспортных процессов, а также рационального использования имеющихся ресурсов.

Производственные процессы на транспорте имеют свою специфику использования трудовых, энергетических и информационных ресурсов, средств и предметов труда для достижения поставленных целей в обслуживании экономики и социальной сферы. Это имеет место и при добыче и доставке НСМ, где отмечается динамичность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.