Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СОСТОЯНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOME CERTAIN ACTIVITIES TYPES LICENSING / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворникова Е.Н.

В статье рассматривается государственное регулирование лицензирования отдельных видов деятельности на водном транспорте в России. Рассмотрены источники правового регулирования разрешительного порядка для осуществления предпринимательской деятельности на морском и внутреннем водном транспорте юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CERTAINWATER AND SEA TRANSPORT ACTIVITIES TYPES STATE LICENSING

The article dicusses some certain water transport activity types licensing state rgulation in Russia. The main legal acts regulating licensing procedure for legal entities and individual entrepreneurs engaged in business activities in the Maritime and inland water transport are also analysed.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 656.62:658.012

Е.Н. Дворникова, соискатель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СОСТОЯНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: лицензия, лицензирование отдельных видов деятельности, водный транспорт, государственное регулирование.

В статье рассматривается государственное регулирование лицензирования отдельных видов деятельности на водном транспорте в России. Рассмотрены источники правового регулирования разрешительного порядка для осуществления предпринимательской деятельности на морском и внутреннем водном транспорте юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность транспортной системы как части отрасли народного хозяйства не может быть эффективной и безопасной без активной роли государства. В экономических отношениях государство очень часто выступает не только как их участник, но и как орган, регулирующий эти отношения, используя комплекс нормативно-правовых и организационно-экономических методов. Основные положения, касающиеся деятельности транспорта и роли государства в регулировании этой деятельности определены в Конституции РФ [1]. Тем самым подчеркивается особая важность деятельности транспорта в жизни общества. Так, статьями 8, 71 Конституции РФ закреплено свободное перемещение товаров и услуг на территории страны, а также установлено, что федеральный транспорт, защита государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации.

Участие государства в регулировании правоотношений, связанных с оказанием транспортных услуг населению и организациям, объясняется тем, что данная сфера требует особого контроля в целях обеспечения безопасности на транспорте и исключения транспортных происшествий. Поэтому для достижения указанной цели установлен разрешительный порядок для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые выполняют работы или оказывают услуги с использованием транспортных средств. Указанный порядок установлен путем выдачи специального документа - лицензии, и в законодательстве получил название «лицензирование».

Лицензирование в силу своей значимости может быть осуществлено только государственными органами, а порядок его проведения - только в соответствии с законами и подзаконными актами.

Предметом исследования является лицензирование на водном транспорте. Государственное регулирование деятельности морского и внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее - КТМ РФ) [2] и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) соответственно [3] и рядом других документов. Отдельные статьи указанных нормативных правовых актов регламентируют осуществление государственного надзора и государственного управления в области торгового мореплавания и деятельности внутреннего водного транспорта. Так, в соответствии со статьей 4.1 КВВТ РФ функции по надзору в области внутреннего водного транспорта осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Аналогичную норму содержит статья 5 КТМ РФ, которой установлено положение о том, что функции по управлению деятельностью в области торгового мореплавания принадлежат Министерству

транспорта и другим федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции.

Лицензирование является не единственным, но одним из основных методов государственного контроля осуществления отдельных видов деятельности транспортного комплекса на морском и речном транспорте в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению работ или оказанию услуг в данной отрасли. Российским законодательством установлено, что под лицензированием понимается особый вид функций государства (лицензирующих органов) по предоставлению, переоформлению, продлению лицензий в случаях, если ограничен срок действия лицензии. К этим функциям также относится и осуществление лицензионного контроля, в том числе и приостановление, возобновление и прекращение действия лицензии. С целью оперативного получения необходимой информации, например, о выданных лицензиях или о данных лицензиатов лицензирующие органы обязаны формировать и вести реестры лицензий [4].

Полномочиями по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на транспорте наделена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор)1. Проверка хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ими лицензионных требований является одним из основных видов указанной службы.

Требования, предъявляемые к лицензированию, установлены в целях единого подхода к установлению разрешительного порядка со стороны государства для занятия отдельными видами деятельности и, самое главное, в целях обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В результате конкуренции на рынке транспортных услуг зачастую появляются недобросовестные перевозчики, главная цель которых - получение больше прибыли, а не соблюдение норм безопасности. За небольшую плату они оказывают услуги, порой не отвечающие требованиям безопасности, ставящие под угрозу человеческие жизни и благополучие окружающей среды. Лицензирование призвано исключить таких «случайных» исполнителей, тем самым, способствуя развитию отрасли водного транспорта и формированию ее положительной репутации. Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон), который содержит перечень видов предпринимательской деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение со стороны государства - лицензия. Федеральный закон определяет лицензию как «специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа» [4]. Значит, для решения вопроса о получении лицензии, сначала необходимо определить вид осуществляемой деятельности и проверить, относится ли он к лицензируемому в соответствии с Федеральным законом.

Российское законодательство содержит не только определение лицензии, но и определение лицензируемого вида деятельности, которое выглядит следующим образом: лицензируемый вид деятельности - это «вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии» [4] на основании Федерального закона, и иных федеральных законов, регулирующих отношения в соответствующих сферах деятельности (для рассматриваемой

1 Ространснадзор создан в 2004 в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [5].

отрасли такими федеральными законами являются КВВТ РФ и КТМ РФ). Таким образом, устанавливается прямая зависимость между определениями данных правовых категорий, т.е. «лицензией» и «лицензируемым видом деятельности». В основе определения лицензируемого вида деятельности лежит понятие лицензии, в основе определения лицензии - лицензируемый вид деятельности. Чтобы понять, в каких же случаях необходима лицензия, рассмотрим цели и задачи лицензирования применительно к деятельности водного транспорта.

Основными целями лицензирования видов деятельности в рассматриваемой отрасли является защита интересов потребителей услуг и реализация требований безопасности судоходства и торгового мореплавания [9]. Цель лицензирования определяет и основную задачу проведения разрешительной процедуры, которая сводится, в первую очередь, к профилактике, а также к выявлению и пресечению нарушений требований хозяйствующими субъектами, которые установлены нормативными правовыми актами РФ.

В перечень лицензируемых видов деятельности на водном транспорте в соответствии с Федеральным законом вошли такие виды, как перевозка пассажиров, опасных грузов, перегрузочные работы в портах с такими грузами и буксировка морским транспортом (за исключением случаев, когда буксировка осуществляется для собственных нужд хозяйствующего субъекта).

Таким образом, как видно из содержания перечисленных видов деятельности, лицензированию подлежат те виды, при осуществлении которых существует опасность причинения огромного ущерба охраняемым законом ценностям и интересам, таким как жизнь и здоровье людей, водная и морская среда и др.

Однако из сферы лицензирования отдельных видов деятельности исключены некоторые виды деятельности, которые подлежали лицензированию в соответствии с ранее действующим Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», например, перевозка грузов. Но это ни в коей мере не означает, что такие виды деятельности выпали из поля зрения государственных органов и перестали быть объектом контроля и надзора за их осуществлением. Государственный контроль осуществления деятельности на морском и речном транспорте, которая в настоящее время не подлежит лицензированию, осуществляется теми государственными органами, которые наделены соответствующими полномочиями, с учетом применения принятых технических регламентов о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта и иных установленных правил.

С принятием Федерального закона изменился и срок действия лицензии. В соответствии с ранее действующим законом о лицензировании срок действия лицензии был не менее пяти лет, но когда такой срок заканчивался, лицензиат имел право на продление срока действия лицензии, при условии подачи заявления в лицензирующий орган и соблюдения всех необходимых требований. Теперь Федеральный закон устанавливает, что лицензия, выданная для осуществления предпринимательской деятельности, входящей в перечень, действует бессрочно. Хотелось бы надеяться, что данное изменение не будет способствовать повышению аварийности в отрасли.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте установлен постановлением Правительства РФ, которым утверждены отдельные положения о лицензировании, такие как положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров; положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и др. [6].

Указанные положения содержат требования, которые предъявляются к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении соответствующих видов предпринимательской деятельности на морском и речном транспорте. При соблюдении этих требований заявителем Ространснадзор и его территориальные органы выдают лицензию на осуществление заявленных видов деятельности.

В целях контроля соответствия лицензиата необходимым требованиям и соблюдения им российского и международного законодательства, регулирующего деятельность морского и внутреннего водного транспорта, установлено проведение проверок [7]. Законом устанавливается периодичность проведения плановых проверок: такие проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Цель проведения плановых проверок - установить, соответствует ли лицензиат всем необходимым требованиям и выполняет ли российское и международное законодательство в области деятельности морского и внутреннего водного транспорта.

Наряду с плановыми проверками могут быть предприняты и внеплановые проверки, которые проводятся в целях обеспечения безопасности судоходства в случаях, когда истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выданное надзорными органами, или если в надзорные органы поступила информация о фактах нарушения требований обеспечения безопасности при эксплуатации водного транспорта, в том числе, о фактах нарушения правил перевозки пассажиров и правил перевозки грузов, если данные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровья людей, а также нанести вред окружающей среде и безопасности государства. Для проведения внеплановой проверки необходимо распоряжение руководителя надзорного органа, в некоторых случаях данное распоряжение может быть издано в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, а также в соответствии с требованием прокурора о внеплановой проверки хозяйствующего субъекта в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры заявлениям.

Рассмотрим, какие меры воздействия использует государство в отношении субъектов, нарушающих лицензионное законодательство. Законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность за данный вид правонарушений. Основаниями привлечения лиц, которые осуществляют лицензируемый вид деятельности, к юридической ответственности являются:

- во-первых, отсутствие разрешительных документов в случае, когда их наличие предписано Федеральным законом. Приведем пример административной ответственности за отсутствие лицензии. Так, статьей 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [8] установлено, что если юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют отдельные виды предпринимательской деятельности с использованием транспортных средств без специального разрешения (лицензии), то это влечет за собой наложение административного штрафа (на должностных лиц и граждан пятьдесят тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей, а на юридических лиц, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности с использованием транспортных средств без разрешительных документов, накладывается штраф в размере четырехсот тысяч рублей). В случае повторного совершения данного административного правонарушения на граждан и должностных лиц накладывается административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей, причем для граждан законом предусмотрена и конфискация транспортного средства, для юридических лиц в случае повторного совершения административного правонарушения - в размере четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или приостановление данного вида деятельности сроком до девяноста суток;

- во-вторых, несоблюдение требований, которые установлены лицензией. Мерами ответственности за данный вид правонарушения являются предупреждения или наложения административного штрафа. При этом размер административного штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет двадцать тысяч рублей, для юридических лиц - сто тысяч рублей. Осуществление же предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в повышенном

размере (на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей семидесяти пяти тысяч рублей, на юридических лиц - до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) [8].

Проанализировав основные аспекты лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте, можно сделать вывод, что современное российское законодательство не только способствует обеспечению безопасности судоходства и защиты интересов потребителей услуг на внутреннем водном и морском транспорте, но и дает возможность пополнять бюджет Российской Федерации путем поступления налогов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих заниматься теми видами деятельности, которые подлежат лицензированию.

Однако в данной сфере есть и ряд проблемных вопросов, связанных с отказом в выдаче лицензии, привлечением к ответственности за нарушения закона о лицензировании лицензиатами, а также существуют некоторые организационно-экономические, правовые аспекты, которые требуют дополнительного рассмотрения с учетом положительного зарубежного опыта и ранее применявшейся в России практики лицензирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

[2] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Российская газета. - № 85-86. - 01-05.05.1999.

[3] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Российская газета. - № 50-51. - 13.03.2001.

[4] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 09.05.2011. - № 19. - Ст. 2716.

[5] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - № 11. - 15.03.2004. - Ст. 945.

[6] Постановление Правительства от 06.03.2012 №193 «О лицензирование отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» // Собрание законодательства РФ, 19.03.2012. - № 12. - Ст. 1416.

[7] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. - № 266. - 30.12.2008.

[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 -ФЗ // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.

[9] Костров В.Н. Государственное регулирование на транспорте: учеб. пособие для вузов / В.Н. Костров, А.А. Локтев, А.И. Телегин, М.А. Государев; под общей ред. проф., д.э.н. В.Н. Костро-ва, проф., д.т.н. А.И. Телегина. - изд. 3-е, испр. и доп. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007. - 464 с.

SOME CERTAINWATER AND SEA TRANSPORT ACTIVITIES TYPES STATE LICENSING

E.N. Dvornikova

Key words: license, some certain activities types licensing, water transport, government regulation

The article dicusses some certain water transport activity types licensing state rgulation in Russia. The main legal acts regulating licensing procedure for legal entities and individual entrepreneurs engaged in business activities in the Maritime and inland water transport are also analysed.

Статья поступила в редакцию 29.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.