2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы
№88(6)
УДК 656.7.02
ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Е.В. БАРЫШНЕНКОВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.
В данной статье дается описание процесса получения лицензии на какой-либо вид деятельности в области воздушного транспорта, подлежащий лицензированию в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001. Обращается внимание на ряд нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих лицензирование в сфере гражданской авиации, а также отмечаются изменения в полномочиях лицензирующих органов, произошедших в связи с административной реформой, проведённой в начале 2004 года.
Какие цели государство преследует при введении лицензирования в области воздушного транспорта? На этот вопрос ответ можно найти в Федеральных авиационных правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 85 от 24.01.1998. Деятельность в области гражданской авиации относится к видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 1 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 года, и лицензируется в особом порядке, то есть не самим Законом о лицензировании, а отдельным нормативно-правовым актом -Федеральными авиационными правилами. Лицензирование деятельности в области гражданской авиации производится в следующих целях:
- во-первых, это обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности (государство, выдавая лицензию, берет на себя ответственность за соответствие осуществляемой деятельности интересам безопасности как государства, так и его граждан);
- во-вторых, это соблюдение экологических норм при эксплуатации воздушных судов, установленных в РФ;
- в-третьих, это обеспечение нормального функционирования рынка авиационных перевозок, работ и услуг (т.е. исключение любых препятствий деятельности лицензиата на территории РФ в соответствии с лицензией при условии письменного уведомления лицензирующих органов субъектов РФ о намерении осуществлять деятельность на территории этих субъектов);
- в-четвертых, это защита интересов потребителей;
- в-пятых, это реализация требований антимонопольного законодательства.
В целом можно согласиться с мнением А.П.Алехина, который считает, что «лицензированию должны подлежать только такие виды деятельности, бесконтрольность которых может нанести вред национальной, государственной и общественной безопасности», а воздушный транспорт - именно такая сфера деятельности.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими процесс лицензии-рования в сфере гражданской авиации, являются:
1. Воздушный кодекс РФ (ст. 9) от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 24.01.98 № 85, утвердившее Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации (действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ).
4. Распоряжение МТ РФ от 24.11.2000 № 90-р «О создании лицензионной комиссии ГСГА МТ РФ».
5. Распоряжение МТ РФ от 30.11.2001 № НА-417-р «Об утверждении Положения о конкурсных условиях выдачи эксплуатантам лицензий на выполнение международных перевозок» и др.
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, грузов и почты на коммерческой основе;
2) обслуживание воздушного движения;
3) обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и аэропортах;
4) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;
5) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;
6) деятельность общественных объединений в области авиации:
- по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;
- по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.
Перечень работ (услуг) по видам деятельности, указанным выше, а также требования и условия, необходимые для их выполнения устанавливаются в настоящее время Федеральным агентством воздушного транспорта (далее ФАВТ), согласно постановлению Правительства № 396 от 30.07.2004 (а ранее Федеральной авиационной службой России).
Некоммерческая деятельность в области гражданской авиации может осуществляться без лицензий.
Раньше лицензии выдавались Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях её региональными управлениями, а теперь эта функция государством возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ № 398 от 30.07.2004, данная служба осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
* ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, выполняемый организациями гражданской авиации (п.5.2.1. Положения);
* деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов (п.5.2.14. Положения);
* деятельность по ремонту воздушных судов (п.5.2.15. Положения);
* деятельность по обслуживанию воздушного движения (п.5.2.23. Положения);
* деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах (п.5.2.24. Положения);
* авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ (п.5.2.25. Положения);
* подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала (п.5.2.26. Положения);
* деятельность общественных организаций в области авиации по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей (п.5.2.27. Положения);
* деятельность общественных организаций в области авиации по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей (п.5.2.28. Положения).
Соответственно на ФАВТ (постановление Правительства РФ от 24.01.98 № 85, распоряжение МТ РФ от 24.11.00 № 90-р, распоряжение ФАВТ от 02.09.04 № ШН-31-р) возложена обязанность организовать работу по лицензированию следующих видов деятельности:
* осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты, проведение и обеспечение авиационных работ;
* обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах.
Комиссия по лицензированию видов деятельности в области гражданской авиации создана распоряжением МТ РФ от 24.11.2000 № 90-р. Изменения и дополнения были внесены распоряжениями МТ РФ от 06.06.2001 № НА-230-р и от 20.02.2003 № НА-41-р.
Полномочия региональных управлений ФАВТ РФ по ведению лицензионной деятельности устанавливает ФАВТ.
На каждый из видов деятельности предоставляется отдельная лицензия. При этом вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учет в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить документы в соответствии с перечнем, определенным ФАП.
Для получения лицензии заявитель представляет:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием:
- для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка;
- для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан), места жительства;
- вида деятельности с перечислением работ (услуг) и условий (параметров), которые заявитель предусматривает обеспечить при их выполнении;
- срока действия лицензии;
2) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);
3) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
5) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа и указанием ИНН (идентификационного номера налогоплательщика);
6) копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензируемый вид деятельности (свидетельства эксплуатанта, сертификата);
7) документ, удостоверяющий финансово-экономическую состоятельность заявителя, позволяющую выполнять лицензируемый вид деятельности (по форме, установленной ФАВТ);
8) заключение регионального управления ФАВТ (при получении лицензии в ФАВТ).
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензионным органом.
Также необходимо отметить, что перечень представляемых документов может быть сокращен, если эти документы представлялись заявителем ранее для получения других лицензий, срок действия которых не истек и если в их содержании нет каких-либо изменений.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных в документах сведений. На сегодняшний момент такая ответственность предусмотрена в ст. 19.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой указано, что представление в государственный орган (должностному лицу) сведений, предусмотренных законом и необходимых для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3, на должностных лиц - от 3 до 5, а на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объёма подлежащих экспертизе материалов, руководителем лицензионного органа срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлён до 30 дней.
В отдельных случаях, выдача лицензии юридическому или физическому лицу может быть обусловлена возложением на него (в соответствии с ФАП) обязанностей выполнять наряду с запрашиваемыми и другие социально значимые воздушные перевозки и (или) авиационные работы.
Выдача лицензий может осуществляться на конкурсной основе (конкурсные условия в таком случае будут определяться лицензионным органом). Так, например, распоряжением МТ РФ от 30.11.2001 № НА-417-р утверждено Положение, которое определяет условия участия эксплуатантов в конкурсе, проводимом Лицензионной комиссией ФАВТ. Данный конкурс проводится с целью определения эксплуатанта, которому будет выдана лицензия на выполнение международных регулярных или нерегулярных (чартерных) перевозок по определенной воздушной линии, где введены ограничения, предусмотренные межправительственными соглашениями о воздушном сообщении или договоренностям авиационных властей. Решение о проведении такого конкурса доводится до сведения всех эксплуатантов. Существуют определенные ограничения для участия в конкурсе. В конкурсе не допускается участие эксплуатантов:
- имеющих авиационные происшествия с человеческими жертвами в течение последних 12 месяцев при выполнении пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- не имеющих резерва воздушных судов, оборудованных системой ТСЛБ (по маршрутам, где выполнение перевозок возможно только на воздушных судах, оборудованных данной системой);
- просрочивших оплату счетов за аэронавигационное обслуживание в России или в зарубежных странах более чем на 30 дней с момента наступления даты исполнения платежей и не имеющие согласованных с ФАВТ Минтранса РФ гарантийных обязательств об отсрочке платежей.
Что может послужить основанием для отказа в выдаче лицензии? Такие основания строго оговорены, их перечень является исчерпывающим:
1) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
2) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия такого решения с указанием причин отказа.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном административным законодательством РФ. Таким образом, соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа - последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования. В этом случае остается возможность судебного обжалования действия (бездействия) лицензирующего органа.
В лицензии обязательно указываются следующие данные:
- наименование лицензионного органа;
- для юридических лиц - наименование и юридический адрес предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию;
- для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства;
- вид деятельности с перечислением работ (услуг), на осуществление которой выдается лицензия;
- условия (параметры) осуществления данного вида деятельности и работ (услуг);
- срок действия лицензии;
- регистрационный номер и дата выдачи;
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.
К сведению: бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от вида деятельности, но не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за её получением, лицензия может выдаваться на более короткий срок.
Продление же срока действия лицензии производится в порядке, установленном для её получения.
Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего её оплату.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии устанавливается плата в размере 1/10 установленного МРОТ (10 рублей). За выдачу лицензии (или её копии) устанавливается плата в 3-кратном установленном федеральным законом МРОТ (300 рублей).
Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступают в доход федерального бюджета. Такое положение должно обеспечивать отсутствие заинтересованности со стороны должностных лиц лицензирующих органов в установлении дополнительных бюрократических препон с целью увеличения денежных поступлений от лицензиатов на нужды лицензирующего органа.
После получения лицензии у её владельца появляются следующие обязанности:
1. обеспечить соблюдение условий, указанных в лицензии;
2. иметь копию лицензии на каждом объекте, осуществляющем лицензируемый вид деятельности, а также на каждом воздушном судне, выполняющем нерегулярные (чартерные) перевозки;
3. представлять по требованию лицензирующего органа сведения о лицензируемом виде деятельности.
Лицензия на деятельность в области воздушного транспорта теряет свою юридическую силу при ликвидации предприятия, учреждения, организации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии в следующих случаях:
- реорганизация юридического лица;
- изменение наименования юридического лица;
- изменение паспортных данных физического лица;
- утрата лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для её получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае утраты лицензии (например, потеря или кража) - на основании временного разрешения, выдаваемого лицензионным органом.
Лицензия может быть аннулирована или её действие может быть приостановлено в случае:
а) представления лицензиатом соответствующего заявления;
б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
г) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством РФ деятельности предприятия, учреждения или организации, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - ПБОЮЛ;
д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
В случае приостановления действия лицензии или её аннулирования, лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия такого решения в письменном виде информирует лицензиата об этом, а также и соответствующие налоговые органы.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действие лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Лицензия считается возобновленной после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о чем в 3-дневный срок соответственно сообщается лицензиату и налоговым органам. При этом плата за возобновление действия лицензии не взимается.
Контроль за соблюдением лицензиатами условий лицензий осуществляется лицензионными органами. Такой контроль проводится путём:
• проверок (их регулярность и сроки определяются лицензионными органами);
• рассмотрения заявлений и жалоб на деятельность лицензиата.
Лицензионные органы ведут реестры выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Если же юридические или физические лица решили осуществлять вышеуказанные виды деятельности в области гражданской авиации без лицензии или с нарушением порядка, установленного ФАП, то они будут нести ответственность, предусмотренную законодательством РФ (например, ст. 61 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)).
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ от 12.12.1993.
2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
3. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 № 85 (в ред. от 03.10.2002 № 731), утвердившее Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации.
5. Распоряжение МТ РФ от 24.11.2000 № 90-р «О создании лицензионной комиссии ГСГА МТ РФ».
6. Распоряжение МТ РФ от 06.06.2001 № НА-230-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Министерства транспорта РФ от 24.11.2000 № 90-р».
7. Распоряжение МТ РФ от 30.11.2001 № НА-417-р «Об утверждении Положения о конкурсных условиях выдачи эксплуатантам лицензий на выполнение международных перевозок».
8. Распоряжение МТ РФ от 20.02.2003 № НА-41-р.
9. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 (вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
10. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, утвердившее Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
12. Распоряжение ФАВТ от 02.09.2004 № ШН-31-р «Об организации лицензирования деятельности в Федеральном агентстве воздушного транспорта».
13. Г ражданский кодекс РФ часть 1.
14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
15. Административное право России ч.2 / Под ред. д.ю.н. проф. Коренева А.П. М., 1997.
16. Багандов А.Б. Лицензионное право РФ - М.: Эксмо, 2004.
17. Мельничук Г.В. Лицензирование предпринимательской деятельности - С-П.: Кадис, 2003.
18. Воздушные перевозки - М.: Право и закон, 2001.
19. Лицензирование перевозок - М.:Книга сервис, 2003.
Baryshnenkova E.V.
This article describes the process of licensing for different activites in the domain of the air transport which must be licensed corresponding the law federal «How to obtain the license for different activities» dated by the 8-th august 2001. We hay attention to the gum of law acts which regular licensing in the domain of civil aviation and after that we mark some changes in licenser capacities offered by the reform of the behinning of the year 2004.
Сведения об авторе
Барышненкова Елена Владимировна, окончила МГТУ ГА (2000), аспирантка МГТУ ГА, ведущий юрисконсульт МГТУ ГА, ассистент кафедры финансов ГА, область научных интересов - формы государственного регулирования в сфере гражданской авиации, лицензирование деятельности на воздушном транспорте, сертификация, распределение квот на пассажирские перевозки.