СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА И ОРДИНАТОРОВ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Свиридова Татьяна Николаевна
канд. мед. наук, доц. кафедры госпитальной терапии и эндокринологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ,
г. Воронеж E-mail: [email protected] Судаков Олег Валериевич д-р мед. наук, доц. кафедры госпитальной терапии и эндокринологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ,
г. Воронеж E-mail: sudakov [email protected] Плотникова Ирина Егоровна канд. пед. наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, доцент Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: pedagogika51 @mail.ru Алексеев Николай Юрьевич канд. мед. наук, асс. кафедры госпитальной терапии и эндокринологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ,
г. Воронеж E-mail: alexeevnikola @mail.ru Овсянникова Вера Викторовна асп. кафедры госпитальной терапии и эндокринологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: ovsiannikovavera@ yandex.ru
COMPARATIVE ANALYSIS OF PERSONAL ENHANCEMENT OF THE 6th YEAR STUDENTS AND RESIDENTS OF THE 1st AND 2nd YEAR
Tatiana Sviridova
candidate of Medical Science, associate professor of Department of Hospital Therapy and Endocrinology, Voronezh N. N. Burdenko State Medical Academy, Russia,
Voronezh Oleg Sudakov
doctor of Medical Science, associate professor of Department of Hospital Therapy and Endocrinology Voronezh N. N. Burdenko State Medical Academy Russia,
Voronezh Irina Plotnikova
candidate of pedagogic sciences, head of Department of Pedagogy and Psychology, associate professor of Voronezh N. N. Burdenko State Medical Academy, Russia,
Voronezh Nikola y Alekseev
candidate of Medical Science, assistant of Department of Hospital Therapy and Endocrinology Voronezh N. N. Burdenko State Medical Academy, Russia, Voronezh
Vera Ovsyannikova
post graduate student of Department of Hospital Therapy and Endocrinology, Voronezh N. N. Burdenko State Medical Academy, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Целью данной работы являлся сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса лечебного факультета и клинических ординаторов 1 и 2 года. В работе применяли «Личностный опросник» Р. Кеттела, который дает возможность изучить выраженность личностных и темпераментальных черт. Выявлены различия в личностном развитии студентов 6 курса и клинических ординаторов 1 и 2 года обучения. Исследование дает возможность прогнозирования дальнейшего личностного развития обучающихся, становления их творческого жизненного пути.
ABSTRACT
The aim of this paper is a comparative analysis of personal enhancement of the 6th year students of Department of General medicine and residents of the 1st and 2nd year. R. Cattell personality questionnaire has been used in the work, which allows to study the expressiveness of personal and temperamental traits. Differences in personal enhancement of 6th year students and residents of the 1st and 2nd year have been defined. The research gives a chance to forecast further personal development and creative life journey of learners.
Ключевые слова: студенты; клинические ординаторы; личностное развитие; методика Р. Кеттела.
Keywords: students; residents; personal enhancement; R. Cattell's methodics.
Студенчество — это особая социальная группа, которая характеризуется профессиональной направленностью и находится на этапе становления социальной зрелости. Изменение мотивации, интенсивное формирование профессиональных навыков и умений, а также преобразование всей системы ценностных ориентаций делают этот период жизни очень важным для воспитательного воздействия и представляют большой интерес в плане
проведения психолого-педагогического исследования. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет является завершающим этапом в процессе формирования личности и фундаментом для дальнейшей профессионализации [1, с. 75]. В этот период жизни люди пытаются найти свое место в обществе, пытаются понять себя, критично относятся как к себе, так и к окружающим. Эти особенности в своих работах подчеркивают, как отечественные, так и зарубежные ученые — А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Г. Маклаков, А. Адлер, А. Маслоу. В настоящее время студент медицинского вуза — это молодой человек, имеющий неограниченные возможности для дальнейшего роста и развития его как личности. Являясь важным интеллектуальным потенциалом общества, студент не обладает профессиональным опытом и стремится его приобрести. Для студента характерны общие возрастные особенности: биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т. д.). Однако изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний. Между процессами обучения и развития имеется сложная динамическая взаимосвязь, которая меняется с возрастом [2, с. 70—72.].
Л.С. Выготский в своих трудах показал, что вначале идут процессы обучения, а уже за ними процессы личностного развития. Существует круг задач которые входят в так называемую «зону» ближайшего развития, которые студент на определенном этапе развития может решать с помощью преподавателя. Но в процессе обучения, по мере развития познавательных способностей, получения новых профессиональных знаний эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно [3, с. 57—59.]. Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказали, что природа психофизического развития зрелости человека разнообразна и противоречива, представляет собой
сложную структуру различных процессов. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека [1, с. 123].
Временной интервал между окончанием ВУЗа и началом обучения в клинической ординатуре очень короткий, и именно в это время необходимо скорректировать ранее поставленные цели и задачи, переосмыслить свое поведение, привычки, в результате образуются новые качества, способствующие выполнению различных социальных ролей, зачастую новых ролей, с проявлениями самостоятельности и инициативности. Перед клиническим ординатором возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать к новым одногруппникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих, приобретать статус врача.
В современном обществе большое внимание уделяется изучению личности. Личность — это системное понятие. С этой позиции изучение личности — это не исследование отдельно индивидуальных черт, психических процессов и темперамента конкретного человека, это исследование его места и позиции в системе общественных взаимоотношений — это исследование того, ради чего и как использует человек свои врожденные и приобретенные качества [4, с. 115—116.]. Исследование развития личности поднимает вопросы: что и как оказывает воздействие на этот результат. Разработано множество различных моделей и методик, посвященных этой проблеме.
Актуальность нашего исследования обусловлена стремлением определить, оценить и проанализировать личностное развитие студентов выпускного курса медицинского ВУЗа и клинических ординаторов. Благодаря этому анализу, становится возможным прогнозирование дальнейшего личностного развития и выявление факторов, определяющих его направление. В настоящее время существует большой интерес к теме «Исследование личности с помощью методики 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла».
Цель исследования. Выявление различий в личностном развитии студентов 6 курса лечебного факультета и клинических ординаторов 1 и 2 года, обучающихся в ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
Задачи исследования. Выявить и изучить личностные и темпераментальные различия у студентов 6 курса лечебного факультета и клинических ординаторов 1 и 2 года.
Характеристика выборки. В данном исследовании приняли участие 60 человек, которые были разделены на 3 группы: I группа — 20 человек студентов 6 курса лечебного факультета (средний возраст 22,4 лет); II группа — 20 клинических ординаторов 1 года обучения (средний возраст 23,3 лет); III группа — 20 клинических ординаторов 2 года обучения (средний возраст 24,2 лет). При изучении личностных особенностей студентов мы использовали психологическую методику «Личностный опросник» Р. Кеттела, которая позволила провести анализ личностных черт по 16 независимым друг от друга факторам. Результаты, полученные нами в исследовании представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Средние показатели по 16 факторной методики Р. Кеттела, студентов _ 6 курса и клинических ординаторов 1 и 2 года обучения_
Название фактора Значение фактора Средняя оценка (I гр.) Средняя оценка (II гр.) Средняя оценка (III гр.)
A Замкнутость-общительность 5,6 ± 1,1 6,3 ± 1,7 6,5 ± 1,5
B Низкий-высокий интеллект 7,5 ± 1,2 7,7 ± 1,6 7,7 ± 1,8
C Эмоциональная неустойчивость-устойчивость 6,0 ± 1,3 6,5 ± 1,15 7,2 ± 1,2
E Подчиненность-независимость 4,4 ± 1,5 5,7 ± 1,3 7,5 ± 1,4
F Сдержанность-экспрессивность 5,0 ± 1,3 5,1 ± 1,4 6,2 ± 1,2
G Подверженность чувствам-высокая нормативность поведения 4,8 ± 1,5 5,0 ±1,2 5,2 ±1,1
H Робость-смелость 4,6 ± 1,5 5,9 ± 1,2 6,9 ± 1,1
I Жесткость-податливость 7,3 ± 1,1 7,0 ± 1,4 7,4 ± 1,3
L Доверчивость-подозрительность 4,2 ± 1,4 7,5 ± 1,8 7,6 ± 1,8
M Практичность-развитое 6,1 ± 1,31 7,2 ± 1,53 8,0 ± 1,53
воображение
N Прямолинейность-дипломатичность 4,6 ± 1,5 4,5 ± 1,4 5,05 ± 1,3
O Спокойствие-тревожность 5,5 ± 1,3 5,6 ± 1,25 5,4 ± 1,5
Q1 Консерватизм-радикализм 4,8 ± 0,9 5,9 ± 1,5 6,4 ± 1,3
Q2 Внушаемость-самостоятельность 4,5 ± 1,45 6,1 ± 1,9 7,8 ± 1,6
Q3 Низкий-высокий самоконтроль 4,8 ± 1,7 4,3 ± 1,5 4,9 ± 1,5
Q4 Расслабленность-напряженность 6,2 ± 1,4 5,8 ±1,15 5,9 ±1,1
Средние оценки по фактору А (замкнутость-общительность) составили 5,6; 6,3 и 6,5 соответственно. Студенты 6 курса более «замкнуты», т. е. более сдержанны, обособленны. В то время как клинические ординаторы, в среднем были более общительны, внимательны к окружающим. Существенной разницы по этому фактору между ординаторами 1 и 2 года обучения выявлено не было.
По фактору B (низкий-высокий интеллект) средняя оценка в I группе составила 7,5; во II и III группах была одинакова и составила 7,7; это характеризует обучающихся во всех исследуемых группах как развитых, высокоинтеллектуальных людей, способных к усвоению нового материала и быстрому приобретению практических навыков.
Фактор C (эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость) средние оценки по группам составили: 6,0; 6,5 и 7,2. Таким образом, с увеличением возраста мы видим нарастание данного показателя, что говорит о формировании эмоциональной зрелости, способности трезво оценивать действительность и соответствовать морально-этическим и общественным стандартам.
Средние оценки по фактору E (подчиненность-независимость) составили 4,4; 5,7; 7,5. Фактор Е имеет тенденцию к смещению вправо, это указывает на то, что студенты 6 курса более склонны чувствовать неуверенность в себе и испытывать сомнения в своих возможностях. Клинические ординаторы 1, и особенно 2 года, склонны к самореализации, независимому мышлению, утверждению себя как личности.
С увеличением возрастных показателей изменяется среднее значение фактора F (сдержанность-экспрессивность). Причем, в I и II группах этот показатель не дает четкого различия — 5,0 и 5,1 соответственно, а в III группе мы отметили нарастание среднего значения фактора F до 6,2, что проявляется в увеличении активности и импульсивности.
По фактору G (подверженность чувствам — высокая нормативность поведения: 4,8; 5,0; 5,2) нет существенных различий между испытуемыми отдельных групп. Можно сделать вывод, что оба качества проявляются примерно в равной мере.
Средние значения фактора H (робость-смелость) трансформировался от 4,6 у студентов 6 курса к 5,9 у ординаторов 1 года и до 6,8 у ординаторов 2 года обучения. С возрастом у молодых людей проявляется большая смелость в принятии решений, спонтанность, решительность действий.
Анализируя значения по среднему показателю I (жесткость-податливость: 7,3; 7,0 и 7,4), мы увидели, что данные показатели, характеризуют ребят, как чувствительных, мягких.
Испытуемые младшего возраста являются более доверчивыми, чем их старшие товарищи, у которых к окончанию ординатуры появляются свои собственные взгляды и мнение, некоторое упрямство. Средняя оценка по данному фактору L (доверчивость-подозрительность) составила 4,2; 7,5 и 7,6.
Средние оценки по фактору M (практичность-развитое воображение) имеют тенденцию к росту (6,1; 7,2 и 8,0) во всех трех группах, что проявляется в развитии воображения и нестандартных творческих подходов к процессу обучения.
По факторам N (прямолинейность-дипломатичность: 4,7; 4,5 и 5,05) и O (спокойствие-тревожность: 5,5; 5,6 и 5,4) данные средние показатели не дают четкой градации к определенному признаку. Такие качества как прямота, хитрость, невозмутимость, тревожность проявлялись в одинаковой степени.
Проведя анализ по средним показателям факторов Q1 (консерватизм-радикализм: 4,8; 5,9 и 6,4) и Q2 (внушаемость-самостоятельность: 4,5; 6,1 и 7,8)
можно сделать заключение, что студентам более свойственен консерватизм, они более внушаемы, в то время, как клинические ординаторы, более критичны, берут на себя ость ответственность в принятии решений и пытаются стать самостоятельными.
Данные средних показателей факторов Q3 (низкий-высокий самоконтроль: 4,8; 4,3 и 4,9) и Q4 (расслабленность-напряженность: 6,2; 5,8 и 5,9) не имели радикальных различий, между испытуемыми всех групп. И студенты, и клинические ординаторы 1 и 2 года имели некоторые проблемы с самодисциплиной и самоконтролем, были несколько напряжены и возбудимы.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного сравнительного анализа, нами была составлена обобщенная сравнительная характеристика личностных особенностей студентов 6 курса лечебного факультета и клинических ординаторов 1 и 2 года обучения. Было выявлено, что ряд личностных характеристик, таких как высокий интеллект, были свойственны испытуемым всех групп, независимо от возраста. Однако многие личностные черты трансформировались с возрастом. Это такие показатели, как самостоятельность, подозрительность, экспрессивность, радикализм, развитое воображение и т. д. На примере исследования, проведенного на базе ВГМА им. Н.Н. Бурденко, можно проследить этапы становления личностных черт у студентов и клинических ординаторов медицинского ВУЗа, в различные периоды обучения. Исследование дает возможность прогнозирования дальнейшего личностного развития обучающихся, становления их творческого жизненного пути. В этом возрасте происходит формирование личности и стиля поведения. Многие молодые люди ставят перед собой большие цели. В связи с чем на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности обучающихся необходимо учитывать их психологию, которая меняется с каждым последующим этапом обучения.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // СПб.: Питер, 2005. — 436 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов // М.: Смысл, 2001. — 416 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов./ А.Г. Маклаков // СПб.: Питер, 2007. — 583 с.