СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНТЕРНОВ И ОРДИНАТОРОВ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Панков Андрей Валентинович
канд. мед. наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии
им. Н.Н. Бурденко Минздрава РФ, РФ, г. Воронеж
E-mail: [email protected]
SIMULATION EDUCATION IN PRACTICAL PREPARATION OF INTERNS AND RESIDENTS OF TRAUMATOLOGIC AND ORTHOPEDIC PROFILE
Andrey Pankov
candidate of Medical Science, associate professor of Voronezh N.N. Burdenko State
Medical Academy, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Основной целью модернизации системы здравоохранения является повышение профессионального уровня и качества подготовки будущих врачей. Уровень владения клиническими навыками должен быть главным критерием оценки профессиональной квалификации в рамках непрерывного профессионального развития. Симуляционное обучение дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения врачей, поэтому клиническое моделирование является необходимым инструментом для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи.
ABSTRACT
The main goal of healthcare system modernization is professional development and improvement of quality of future doctors' preparation. Level of clinical skills should be the main evaluation criterion for vocational qualification in terms of continuous professional growth. Simulative education completes the preparation for a real clinical practice and provides secure for the patients training opportunity of doctors; that is why clinical modelling is a tool of necessity for improvement of efficiency and quality of the medical care provided.
Ключевые слова: интерны и ординаторы; симуляционное обучение
Keywords: interns and residents; simulation education.
Основной целью модернизации системы здравоохранения является повышение профессионального уровня и качества подготовки интернов и ординаторов. В свою очередь, реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов хирургического профиля является одной из главных задач Государственной программы развития здравоохранения. Особенно актуальной является не просто потребность в современных знаниях, а современная технология приобретения этих знаний. Для подготовки будущих специалистов и реализации компетентносного подхода необходимо использовать широкий арсенал образовательных инструментов. Медицинское образование «сегодняшнего дня» должно иметь уклон на самостоятельность и включать в себя не только обеспечение доступности и качества знаний, но и повышение требований к программам подготовки с применение новых информационных технологий, в т. ч. дистанционного и симуляционного обучения [2]. Именно на этапе обучения необходимо показать возможные опасности клинической работы ненадлежащего качества и последствия, к которым они могут привести. Симуляционное обучение дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей, а клиническое моделирование является необходимым инструментом для повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи населению в дальнейшем.
Основной целью применения симуляторов в медицине является имитация человека в целом или его отдельных органов, фрагментов тела, опорно-двигательного аппарата (в нашем случае), клинических ситуаций, в который предоставляется медицинская помощь, с возможностью многократной отработки навыков и последующим анализом достигнутых результатов. Из сильных сторон применения симуляционных технологий в образование можно выделить следующие. Во-первых, все обучающиеся находятся в равных
условиях и одновременно всем гарантируется получение опыта. Во-вторых, осуществляется отработка рефлекторного обучения, позволяющего развивать критическое мышление и навыки принятия незамедлительных решений. В-третьих, посредством симуляции приобретается практический опыт работы до начала самостоятельной клинической деятельности.
На кафедре травматологии и ортопедии ВГМА им. Н.Н. Бурденко применяются активные методы организации симуляционного курса, которые для удобства в работе разделены на следующие блоки: «Общепрофессиональные навыки и умения в работе врача травматолога-ортопеда», «Клиническое исследование травматолого-ортопедического пациента», «Оказание неотложной помощи и сердечно легочная реанимация», «Основы ведение медицинской документации», «Специальные навыки в травматологиии и ортопедии», «Специальные навыки в нейрохирургии, вертебрологии, комбустиологии». Трудоемкость симуляционного курса у интернов составляет 2.0 зачетные единицы (72 часа), у ординаторов -3 зачетные единицы (108 часов).
Одной из положительных сторон учебного процесса на кафедре являются практические занятия в учебно-тренажерном зале симуляционного центра медакадемии, где курсанты на муляжах закрепляют полученные теоретические знания и осваивают запланированные общеклинические навыки (пунктировать и катетеризировать периферические вены, осуществлять забор крови, выполнять венесекцию, устанавливать желудочный зонд, катетеризировать мочевой пузырь и другие). Отработка специальных навыков включает в себя определение группы крови, резус-фактора, выполнение плевральной и спинальной пункции, основные навыки по закрытой репозиции отломков, вправлению вывихов и иммобилизации переломов. В специальном симуляционном классе «Остеосинтез», находящемся непосредственно в базовой клинике кафедры для проведения симуляционных занятий по теме «Специальные навыки в травматологиии и ортопедии» имеются модели костей скелета: фантомы таза, ключицы, плеча, предплечья, бедренной кости и костей
голени. Сейчас на кафедре имеется 47 муляжей различных сегментов опорно-двигательного аппарата. Эти модели позволяют использовать их многократно без трудоемких мероприятий по восстановлению. Для непосредственного проведения тренингов имеются наборы современных погружных и чрескостных имплантов, необходимые инструменты для осуществления манипуляций (силовой инструмент, сверла, метчики, отвертки и т. д.). В симуляционном классе проводятся занятия, состоящие из моделирования на костях скелета определенной патологии опорнодвигательной системы, осуществления различных вариантов погружного и чрескостного остеосинтеза в зависимости от нозологической формы заболевания или травмы. Для комфортной работы за рабочими столами на кафедре имеются специальные компактные фиксаторы (холдеры) для симуляционных материалов, которые прикрепляются к опоре стола, позволяющие при необходимости менять муляжи и обеспечивающие удобное положение фантомов костей скелета. Перед каждым занятием проводится разъяснение задач и методик предстоящих манипуляций. Занятие проводится одновременно для 1 группы интернов или ординаторов, разделенной на две подгруппы по 2—3 обучающихся для получения отдельного задания. В ряде случаев (до отработки практических навыков) проигрывается клиническая ситуация, требующая их применения. Принятие решения в медицинской профессиональной деятельности, как правило, происходит коллегиально, поэтому важным этапом подготовки интернов и ординаторов в симуляционном классе является развитие способности к общению, умению слушать коллег, не бояться выражать собственное мнение и подчиняться лидеру, т. е. работа в команде [3, с. 17].
Само занятие состоит из следующих этапов: брифинг — краткая информация по теме занятия — основные положения, показания и противопоказания к данной лечебной манипуляции; демонстрация манипуляции преподавателем; отработка практического навыка на симуляторах под контролем преподавателя. Для повышения и активизации внимания ряд слушателей целесообразно назначить наблюдателями, наделенными функциями
аудиторов, для самостоятельной оценки правильности выполнения задания, что повышает самооценку и мотивацию слушателей. Заключительным этапом занятия является дебрифинг — обсуждение действий и полученных результатов, при необходимости с возможностью еще раз осознанно повторить изучаемые действия. Количество повторений, необходимых для освоения и закрепления навыка, зависит от сложности манипуляции и индивидуальных особенностей слушателя. Работа каждого исполнителя оценивается по пятибалльной системе и входит в систему оценки его индивидуального рейтинга. Значительная часть занятий обеспечена видеоматериалами (видеосюжеты манипуляций и оперативных вмешательств, проводимых непосредственно в клинике, а также учебные фильмы, приобретенные централизованно. При такой организации учебного процесса каждый обучающийся имеет возможность оценивать свои ошибки. Основными ошибками при выполнении данного сценария чаще всего являются: недостаточные коммуникативные навыки, несоблюдение порядка выполнения манипуляций, несогласованность в действиях команды. Путями исправления этих ошибок мы считаем поиск причин ошибок, систематическую тренировку, разработку симуляционных задач по выявленным слабым звеньям, обязательное оснащение учебных классов видеооборудованием и мультимедийным комплексом, позволяющим проводить правильную многократную демонстрацию методик различных манипуляций, а также наличие учебно-методического комплекса по выполнению диагностических и лечебных процедур, методике объективного обследования, методам оказания неотложной помощи, различных оперативных вмешательств [1, с. 213—215]
Таким образом, разработка и внедрение новой модели профессиональной подготовки интернов и ординаторов, посредством внедрения симуляционного обучения, позволит повысить их клиническую компетентность, а также будет способствовать увеличению безопасности их будущих пациентов. Уровень владения клиническими навыками должен быть главным критерием оценки
профессиональной квалификации в рамках непрерывного профессионального развития.
Однако, при внедрении симуляции в последипломное обучение, необходимо учитывать ряд трудностей, связанных с необходимостью постоянной административной и технической поддержки данного процесса, что связано с высокой стоимостью, необходимость восполнения и технического обслуживания имитационного оборудования, недостаточностью специального персонала и многие другие.
Список литературы:
1. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе. Учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011. 2-е изд. — 384 с.
2. Имитационное обучение в системе непрерывного профессионального медицинского образования /Свистунов А.А. [и др.] М.:, 2012. — 120 с.
3. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе ВУЗа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Л. Кочкина. Воронежский государственный университет. Воронеж, 2008. — 24 с.