УДК 159.9.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Дарья С. Люкшина 1 @1, Наталья С. Бартковская 1 @2
1 Тихоокеанский государственный медицинский университет, 690002, Россия, г. Владивосток, пр. Острякова, 2 @1 [email protected] @2 [email protected]
Поступила в редакцию 26.10.2017. Принята к печати 29.12.2017.
Ключевые слова: психологические характеристики, профессионально важные качества, хирургический профиль, студенты, ординаторы, медицинский университет, личностный опросник, медицинское образование.
Аннотация: Цель исследования - выявить и описать психологические характеристики студентов и ординаторов хирургических специальностей медицинского университета. В исследовании приняли участие 22 студента 6 курса, планирующие поступать на хирургический профиль и 20 ординаторов хирургической специализации. Использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (Форма А). У студентов 6 курса преобладают следующие психологические характеристики: тревожность, подозрительность, радикализм, мечтательность, доминантность, сдержанность, прямолинейность, жестокость, робость, низкий уровень самоконтроля, высокий уровень нормативности поведения. А у ординаторов - тревожность, самоконтроль, доминантность, радикализм, подозрительность, нонконформизм, жестокость, практичность, смелость. По результатам статистической обработки выявлены различия в психологических характеристиках у студентов 6 курса и ординаторов первого года обучения. У ординаторов более выражена жестокость, подозрительность, практичность, высокий уровень самоконтроля. Уровень самоконтроля у студентов существенно ниже, чем у ординаторов, и более выражена мечтательность. Материалы исследования могут быть использованы для улучшения процесса профессионального медицинского образования и подготовки молодых специалистов.
Для цитирования: Люкшина Д. С., Бартковская Н. С. Психологические характеристики студентов и ординаторов хирургических направлений подготовки // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 139-146. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-139-146.
На сегодняшний день медицинское образование претерпело очередные изменения и предполагает продолжение обучения на уровне ординатуры или трудоустройство. В своем исследовании А. Н. Калягин и соавторы указывают на то, что трудности выбора узкой специализации возникают у 30 % обучающихся. На их выбор оказывают влияние как факторы внутренней мотивации - интерес к специальности, так и внешние - экономические факторы, выражающиеся в выборе более высокооплачиваемой специализации и пожеланий работодателей. «До 5 % поступивших на программы ординатуры в течение первых 2-3 месяцев обучения высказывают неудовлетворённость выбором и приходят к мысли о смене профессии. Это свидетельствует о наличии объективных обстоятельств, препятствующих освоению программ и о психологической незрелости личностей, делающих выбор» [1, с. 133].
В данном случае мы можем говорить о кризисе профессионального самоопределения. При кризисе у студентов специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота» изменяются мотивы и ценностные ориентации, накапливается опыт, понимание и эмоциональное отношение к специфике будущей профессиональной деятельности. «Происходит осознание выбора профессии, которое может приве-
сти либо к решению о дальнейшей реализации в рамках данной профессии, либо смене специальности и ВУЗа» [2, с. 141-142].
Изучение психологических характеристик у студентов и ординаторов хирургических направлений подготовки может способствовать улучшению и оптимизации процесса профессионального медицинского образования, снижению процента обучающихся, испытывающих трудности при выборе специализации и желающих сменить профессию.
Формирование профессионально важных качеств личности врача в хирургической специальности особенно остро можно наблюдать в период обучения студентов в ординатуре. В хирургической специальности ординаторы сразу начинают глубоко погружаться в выбранную специализацию и с первого года принимают участие в операциях и другого рода врачебных манипуляциях хирургического профиля.
В Казанском федеральном университете было проведено исследование среди студентов-интернов и врачей по определению профессионально важных качеств по специальности «хирургия». По результатам корреляционного анализа было выявлено, что у врачей со стажем и интернов нет различий в профессионально важных качествах. Это можно объяснить тем, что интерны непосредственно включаются в процесс
профессиональной деятельности, начинают уже в первый год проводить операции, успешно справляясь с основными профессиональными функциями на трудовом посту. Хирургическая деятельность в большинстве случаев является экстренной, в связи с этим формирование профессионала происходит быстрее [3].
О. Ю. Богачева отмечает, что «структуру ПВК хирурга отличает наличие аттенционных, мыслительных, волевых качеств и свойств работоспособности» [4].
В. А. Корзунин считает, что для военного врача на старших курсах обучения характерны такие ПВК, как «высокое развитие познавательных психических процессов, высокое развитие коммуникативно-деон-тологических и эмпатических качеств и недостаточное развитие организаторских качеств, военно-профессиональная направленность к концу обучения слабо выражена» [5].
В исследовании И. В. Кагитиной у студентов медицинского вуза были выявлены две группы качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности врача: профессиональные и личные качества. К профессиональным качествам относятся высокий уровень развития внимания, хорошо развитая долговременная память, быстрота реакций. В личные качества входят терпеливость, доброжелательность, ответственность, аккуратность, тактичность. Профессионализм врача определяется совокупностью профессиональных и личных качеств [6].
Исследование особенностей становления профессиональных качеств врача в динамике провели в Южно-Уральском государственном медицинском университете. В процессе шестилетнего обучения в медицинском вузе личностные характеристики студентов претерпевают изменения. На протяжении всего времени обучения для студентов приоритетной ценностью считается получение образования, на третьем курсе у них случается ценностный перелом: появляется стремление в получении морального удовольствия от своей деятельности. К концу обучения приоритетной ценностью становится получение качественного образования и престиж [7].
Выпускники Тихоокеанского государственного медицинского университета дифференцируют личностные и профессиональные качества врача, такие как ответственность, терпение, доброта, внимательность, аккуратность, знание, профессионализм, самосовершенствование, сдержанность. Акцентируют внимание на личностных качествах, а профессиональные указываются реже, вероятно, из-за неполного вхождения в профессиональную деятельность и изучения всего спектра профессиональных обязанностей [8].
По результатам исследования, проведенного в Оренбургском государственном медицинском университете, студенты 1 курса при выборе профессии врача руководствовались «идеальным образом» медицинского работника. В идеальный образ вошли следующие профессионально важные качества: волевые, коммуникативные, хорошая врабатываемость. Выбор профессии совершался в большей части из-за интереса к профессии [9].
А у студентов Кемеровского государственного университета «на 4 году обучения прослеживаются изменения представлений о предстоящей профессиональной деятельности, и преобладает ориентация на дальнейшее профессиональное развитие» [10, с. 124].
По мнению Б. А. Ясько, специфическими ПВК для врача-хирурга являются «волевые свойства личности, свойства психомоторики, преобладание нравственно-этических ценностей, высокий уровень потребности достижения, познавательные психические процессы: системный тип мышления, развитая оперативная память, высокие показатели объема и избирательности внимания. В конфликтных ситуациях трудовой деятельности врачи хирургического направления чаще отдают предпочтение авторитарным стратегиям разрешения конфликта, как субъектным качествам личности, формирование которых детерминировано спецификой профессиональной деятельности в данном виде врачебного труда» [11].
Таким образом, на основе проведенных исследований психологический портрет врача представлен совокупностью профессиональных и личных качеств: внимательность, ответственность, аккуратность, тактичность, профессионализм, терпеливость, доброжелательность, высокое развитие познавательных психических процессов, волевых качеств и свойств работоспособности личности.
Цель. Выявить и описать психологические характеристики студентов и ординаторов хирургических специальностей медицинского университета.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 6 курса специальности «лечебное дело» Тихоокеанского государственного медицинского университета, которые планируют поступать на любой хирургический профиль, в количестве 22 человек, юноши и девушки в возрасте от 22 до 25 лет. И 20 ординаторов хирургической специализации, юноши и девушки в возрасте от 23 до 26 лет. А именно: ординаторы хирургии - 5 человек, стоматологической хирургии - 7 и челюстно-лицевой хирургии - 8.
В ходе исследования был применен метод тестирования, использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (Форма А), методы математической статистики: непараметрический критерий и - Манна-Уитни.
Результаты исследования. Психологические характеристики, выявленные у студентов 6 курса специальности «лечебное дело» и ординаторов первого года обучения, представлены в таблицах 1-3. Преобладающими психологическими характеристиками, выявленными у студентов 6 курса специальности «лечебное дело» и представленными в таблице 1, являются тревожность, подозрительность, радикализм, мечтательность, доминантность, сдержанность, прямолинейность, жестокость, робость, низкий уровень самоконтроля и высокий уровень нормативности поведения. Данные характеристики могут проявляться в различных сферах деятельности студентов и оказывать непосредственное влияние.
Таблица 1. Результаты исследования по тесту Кеттелла 16 PF (Форма А) у студентов 6 курса специальности «лечебное дело» Table 1. Results of the study to the Cattell test 16 PF (Form A) in the sixth-year students of the medical specialty
Фактор Студенты 6 курса (мужчины) Студенты 6 курса (женщины) Студенты 6 курса (Общие результаты)
Низкие Средние Высокие Низкие Средние Высокие Низкие Средние Высокие
Е (подчиненность / доминантно сть) 2 7 2 1 3 7 3 10 9
F (сдержанность / экспрессивность) 2 9 0 4 6 1 6 15 1
G (низкая нормативность поведения / высокая) 5 4 2 0 6 5 5 10 7
Н (робость / смелость) 3 7 1 2 6 3 5 13 4
I (жестокость / чувствительность) 2 5 4 4 5 2 6 10 6
L (доверчивость / подозрительность) 0 9 2 0 2 9 0 11 11
М(практичность/ мечтательность) 1 5 5 3 3 5 4 8 10
N (прямолинейность / дипломатичность) 1 8 2 1 8 2 2 16 4
О (спокойствие / тревожность) 0 1 10 1 4 6 1 5 16
Q1 (консерватизм / радикализм) 1 5 5 1 4 6 2 9 11
Q3 (низкий самоконтроль / высокий) 0 8 3 1 6 4 1 14 7
Тревожность сильнее выражена у мужчин, которая может проявляться в виде неуверенности и сомнений. Особенно остро это можно заметить в паре с подозрительностью. По результатам исследования подозрительность выше в 4 раза у женщин, чем у мужчин. Данные свойства могут вызывать эмоциональное и физическое перенапряжение, отрицательно сказывающееся на личности и сфере деятельности. Люди с высокой тревожностью могут испытывать сильное чувство вины и самобичевания даже в случае отсутствия с их стороны существенных ошибок, что может вызвать трудности в работе хирургического профиля. С другой стороны, данное качество присуще людям с сильным чувством долга, что может выражаться в упорстве, настойчивости, активности и заинтересованности в профессиональной деятельности.
В связи с тем, что в исследовании приняли участие выпускники университета, они начинают испытывать потребность в автономии, независимости и самоутверждении. На данный факт указывает и преобладающая в группе женщин психологическая характеристика - доминантность. Она проявляется в сильной, а порой и агрессивной, позиции личности в отноше-
нии трудовой деятельности и отстаивании собственных интересов. Доминантность как характеристика личности может проявляться в лидерской позиции человека, претензии на руководящую должность.
Радикализм может указывать на способность и желание изменять себя и свою деятельность. Креативность и экспериментальный подход к выбранной специализации - общая тенденция у испытуемых. Развитое воображение дает возможность свежего взгляда на обыденные вещи, с помощью которого проявляется способность находить новые и нестандартные решения. В профессии хирургического профиля, с одной стороны, необходим точный, четкий, автоматизированный механизм выполнения, а с другой нужно принимать верные решения в ограниченное время, и они не всегда соответствуют наработанным шаблонным механизмам. В таких суровых условиях данная характеристика легко находит себе применение.
Сдержанность и робость - это качества, которые проявляются в благоразумии и серьезности человека и его намерений. Данные характеристики могут свидетельствовать о сформированности и зрелости эмоциональной сферы. Выраженную робость студентов можно
объяснить также их средой и насущными задачами. Поскольку их успешность в учебе и жизни университета в частности зависит от преподавателей, старших товарищей, можно предположить, что эти условия и воздействия побуждают их вести себя скромней и сдержанней. Робость, застенчивость и нерешительность - качества, присущие сдержанному человеку, который чаще всего придерживается норм и правил и всегда остро реагирует, если что-то идет не так.
Однако, жестокость и прямолинейность - противоположная сторона эмоциональной сдержанности. Низкая эмпатия и заинтересованность самочувствием и переживанием болезни пациентом, а также резкость в сообщении неоптимистичного диагноза может отрицательно сказаться на психологическом и соматическом здоровье личности. Низкая чувствительность, сухость и эмоциональная невосприимчивость может быть обусловлена как спецификой обучения в медицинском университете, так и спецификой самой профессиональной деятельности. Специфика иного отношения к болезни и человеку как к носителю определенного недуга связана с профессиональной обязанностью врача хирургического направления устранить соматическое расстройство без взаимодействия с психикой и сохранить жизнь и здоровье пациенту.
Среди группы студентов 6 курса жестокость превалирует у женского пола. Хирургический профиль считается трудным полем трудовой деятельности, особенно для молодых девушек, принимая во внимание
их от природы высокую чувствительность и эмпатий-ность. Возможно, противостоя этому утверждению, они пытаются показать, что их восприимчивость и способность сопереживать ничем не отличается от мужской. И в профессии она не сможет помешать принимать объективные и независимые решения.
Психологическая характеристика нормативности поведения менее выражена у мужчин, чем у женщин. Мужчины больше подвержены влиянию случая и обстоятельств, в большей степени избегают выполнения правил и подчинения каким-либо обязательствам. Данный фактор может повлиять на степень ответственности в работе и готовность соблюдать корпоративные нормы в сфере профессиональной деятельности.
Преобладающими психологическими характеристиками, выявленными у ординаторов первого года обучения и представленными в таблице 2, являются тревожность, высокий самоконтроль, доминантность, радикализм, нонконформизм, подозрительность, жестокость, практичность, смелость.
Доминантность более выражена у женщин, а радикализм сильнее проявляется у мужчин. Нонконформизм, подозрительность, практичность и высокий самоконтроль свойственны всем ординаторам и отражают общий настрой и целеустремлённость личности. Данные качества демонстрируют сильную и уверенную натуру, подходящую на роль лидера или человека совершенно не зависимого от группы - одиночку, который будет полагаться только на себя и свои решения.
Таблица 2. Результаты исследования по тесту Кеттелла 16 PF (Форма А) у ординаторов первого года обучения Table 2. Results of the study to the Cattell test 16 PF (Form A) in the residents of the first year of training
Ординаторы (мужчины) Ординаторы (женщины) Ординаторы (Общие результаты)
Фактор Низкие Средние Высокие Низкие Средние Высокие Низкие Средние Высокие
Е(подчиненность/ доминантно сть) 0 6 4 0 3 7 0 9 11
Н (робость / смелость) 2 6 2 0 6 4 2 12 6
I (жестокость / чувствительность) 1 8 1 1 8 1 2 16 2
L(доверчивость/ подозрительность) 0 6 4 0 7 3 0 13 7
М(практичность/ мечтательность) 0 8 2 1 9 0 1 17 2
О (спокойствие / тревожность) 0 5 5 0 3 7 0 8 12
Q1 (консерватизм / радикализм) 0 2 8 1 5 4 1 7 12
Q2 (конформизм / нонконформизм) 0 4 6 0 6 4 0 10 10
Q3 (низкий самоконтроль / высокий) 0 2 8 0 6 4 0 8 12
В группе ординаторов также выражена жестокость - суровость, черствость, неспособность сопереживать другим, однако среди мужчин и женщин она выражена в равной степени. Такая личностная характеристика проявляется в упоре на рационализацию и практичность, с отказом от эмпатии и сентиментальности. Жестокость и сухость в работе, особенно в профессии, связанной с людьми, может привести к цинизму и безразличному отношению к людским чувствам и переживаниям.
Люди с такой чертой личности, как смелость, могут быть предприимчивыми, общительными, уверенными в себе. Перечисленные качества могут помогать в решении различных задач, так как обладатели этого качества
не боятся брать на себя ответственность, а также держатся свободно и уверенно в любых ситуациях. Однако они могут быть склонны к не всегда оправданному риску и авантюрам, при этом не всегда понимая и принимая во внимание их опасные последствия. Поэтому данная характеристика требует высокого самоконтроля, который сможет нивелировать импульсивность и добавить обдуманности поступкам и действиям.
По результатам статистической обработки по и -критерию Манна-Уитни выявлены различия в психологических характеристиках у студентов 6 курса и ординаторов первого года обучения, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Данные использования U - критерия Манна-Уитни по тесту Кеттелла 16 PF (Форма А), характерные для студентов 6 курса специальности «лечебное дело» и ординаторов первого года обучения
Table 3. Usage data of Mann-Whitney U-test according to the Cattell test 16 PF (Form A), inherent for the sixth-year students of the medical specialty and residents of the first year of training
Факторы Объемы сравниваемых выборок Значения суммы критерия Манна-Уитни, U Значения верхних критических точек, Z P-level
студенты ординаторы студенты ординаторы студенты ординаторы
I (жестокость / чувствительность) 22/20 519,500 383,500 -1,19311 -1,15848 0,232828 0,246670
L (доверчивость / подозрительность) 22/20 519,500 383,500 -1,18801 -1,15848 0,234829 0,246670
М(практичность/ мечтательность) 22/20 548,000 355,000 -1,91860 -1,87623 0,055036 0,060624
Q3 (низкий самоконтроль / высокий) 22/20 381,500 521,500 2,36496 2,29177 0,018033 0,021919
У ординаторов более выражена жестокость и менее проявляется чувствительность по сравнению с группой студентов. Это обусловлено спецификой самой профессиональной деятельности и стажем работы в ней. Ординаторы глубже и дольше находятся в выбранной профессии, и их черты личности принимают более отчетливый характер.
У них более выражена подозрительность как профессиональное качество. При определении состояния, постановки правильного диагноза больного, для оказания своевременной профессиональной медицинской помощи оно необходимо. В работе хирурга воспринимать на веру полученную от пациента информацию без проведения анализов, сбора анамнеза и т. д. просто недопустимо.
Различия в группах студентов и ординаторов были выявлены в характеристике «практичность» и «мечтательность». Студенты проявили богатое воображение и ориентированность на своей внутренний мир, в отличие от реалистичности и практичности ординаторов. Данное различие может быть связано с задачами, стоящими перед ними на сегодняшний день. Ординаторы уже погружены в реальность профессиональной деятельности, которая требует от них рационального
и быстрого решения практических задач. Богатое воображение, идеалистичность, поглощённость своими идеями свойственны людям с богатым творческим потенциалом, который они могут реализовать и проявить в различных сферах. Будь то процесс окончания обучения, завершающийся государственной итоговой аттестацией, выпускной вечер и прохождением этапов профессиональной аккредитации.
Личностная характеристика «практичность» проявляется в четкости, твердости, рациональности, выгодности и долгосрочности. Они ориентированы на решение практической стороны вопроса, их в большей степени интересует решение земных, насущных проблем, нежели сфера искусства и творчества. Такие люди точно знают свою профессиональную задачу, внимательны к мелочам, точны и конкретны в постановке вопросов и принятых решениях. В трудовой деятельности четко, уверенно и качественно выполняют свои обязанности, редко отступают от норм, правил и графика, как правило, пунктуальны и исполнительны.
Уровень самоконтроля у студентов существенно ниже, чем у ординаторов. Это может быть связано с недостатком профессионально-ориентированного опыта
студентов. Возможно, они еще не сталкивались с ситуациями, в которых им был бы необходим высокий уровень самоконтроля, в то время как ординаторы уже с более богатым опытом укрепили в себе данную черту. Низкий уровень самоконтроля может проявляться в небрежности, безалаберности, недисциплинированности, что, в свою очередь, может негативно сказаться на трудовой деятельности специалиста. Банальная невнимательность к мелочам может обернуться серьезными последствиями, особенно в хирургии.
Высокий уровень самоконтроля выражается в волевом характере личности, контроле собственных эмоций и поведения. Даже в самой нестандартной и экстраординарной ситуации такой человек доведёт свое дело до конца. Целенаправленность, точность, осознанность - незаменимые качества в работе врача в повседневной работе. Люди с таким набором качеств, старательные и внимательные работники, не поддаются на провокации чувств и эмоций, руководствуются осознанным планом действий. Благодаря волевой выдержке и целеполаганию достигают успеха.
На основе проведенного исследования мы получили следующие психологические характеристики, свойственные студентам 6 курса специальности «лечебное дело»: тревожность, подозрительность, радикализм, мечтательность, доминантность, сдержанность, прямолинейность, жестокость, робость, самоконтроль, нор-
мативность поведения. А у ординаторов первого года обучения преобладают тревожность, самоконтроль, доминантность, радикализм, подозрительность, нонконформизм, жестокость, практичность, смелость.
При соотнесении полученных эмпирических данных с результатами проведенного теоретического анализа можно отметить следующее. В группе студентов внимательность проявляется через тревожность и подозрительность, терпеливость - через сдержанность, волевые качества - через самоконтроль, тактичность через нормативность поведения. В группе ординаторов внимательность также проявляется через тревожность и подозрительность, ответственность - через нонконформизм, волевые качества - через смелость. Но есть и отличия эмпирических данных от теоретического анализа. В группе студентов преобладает вместо тактичности и профессионализма прямолинейность. И в обеих группах вместо доброжелательности - жестокость. Возможно, это обусловлено численностью выборки и необходимостью ее дальнейшего увеличения, либо спецификой обучения студентов и ординаторов Приморского края. Полученные материалы исследования могут быть использованы для улучшения процесса профессионального медицинского образования и подготовки молодых специалистов в Тихоокеанском государственном медицинском университете.
Литература
1. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 136. №2 5. С. 132-135.
2. Капустина Т. В., Будко В. А. Кризис профессионального самоопределения у студентов специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота» // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2016. Т. 6. С. 135-142.
3. Сагдуллина Г. Ю., Сагдуллин И. Р. Развитие профессионально важных качеств врача специальности хирургия // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 98-99.
4. Богачева О. Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) // Психология и Психотехника. 2013. № 2. С. 196-202. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.02.9.
5. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Спб, 2002. 44 с.
6. Кагитина И. В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Волгоград, 2008. 28 с.
7. Гатауллин И. Г., Забирова Л. М., Гатауллин И. И. Социологическое исследование мотивации врачей // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 284-288.
8. Люкшина Д. С., Петрова Ю. И. Отношение студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. Т. 61. № 3. С. 96-98.
9. Смирнова С. В., Пчелинцева Е. В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе // Вестник Ивановской медицинской академии. 2015. Т. 20. № 3. С. 56-58.
10. Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационно-го компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 120-125. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-2-120-125.
11. Ясько Б. А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2004. 42 с.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AND RESIDENTS OF SURGICAL DIRECTIONS OF TRAINING
Daria S. Lyukshina1 @1, Natalya S. Bartkovskaya@2
1 Pacific State Medical University, 2, Ostryakov Ave., Vladivostok, Russia, 690002 @1 [email protected] @2 [email protected]
Received 26.10.2017. Accepted 29.12.2017.
Keywords: psychological characteristics, professionally important qualities, surgical specialization, students, residents, medical university, personality factor questionnaire, medical education.
Abstract: The purpose of the study is to detect and describe the psychological characteristics of students and residents of surgical specialties of the medical university. The study involved 22 sixth-year students planning to enter the surgical section and 20 residents of surgical specialization. The 16 Personality Factor Questionnaire (16PF) by R. Cattell (Form A) was used. The following psychological characteristics prevail among the sixth-year students: anxiety, suspicion, radicalism, dreaminess, dominance, restraint, straightforwardness, cruelty, shyness, low level of self-control, high level of normative behavior. For the residents such characteristics are: anxiety, self-control, dominance, radicalism, suspiciousness, non-conformism, cruelty, practicality, courage. According to the results of statistical calculations, differences in psychological characteristics were revealed among the 6th year students and residents of the first year of training. The residents have a higher level of cruelty, suspicion, practicality and self-control. Self-control among the students is significantly lower and dreaminess is more expressed than among the residents. The materials of this study can be used to improve the process of professional medical education and training of young specialists.
For citation: Lyukshina D. S., Bartkovskaya N. S. Psikhologicheskie kharakteristiki studentov i ordinatorov khirurgicheskikh napravlenii podgotovki [Psychological Characteristics of Students and Residents of Surgical Directions of Training]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 1 (2018): 139-146. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-139-146.
References
1. Kaliagin A. N., Zhukova E. V., Pogorelova I. G., Varavko Iu. O. Psikhologicheskie osobennosti i tipologiia lichnosti studenta meditsinskogo vuza [Psychological features and typology of the personality of a student at a medical school]. Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk) = Siberian Medical Journal (Irkutsk), 136, no. 5 (2015): 132-135.
2. Kapustina T. V., Budko V. A. Krizis professional'nogo samoopredeleniia u studentov spetsial'nosti «lechebnoe delo v silakh voenno-morskogo flota» [The crisis of professional self-determination among students of the specialty «medical work in the forces of the navy»]. Lichnost'v ekstremal'nykh usloviiakh i krizisnykh situatsiiakh zhiznedeiatel'nosti = Personality in extreme conditions and crisis situations of life activity, vol. 6 (2016): 135-142.
3. Sagdullina G. Iu., Sagdullin I. R. Razvitie professional'no vazhnykh kachestv vracha spetsial'nosti khirurgiia [Development of professionally important qualities of a doctor of specialty surgery]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia = International Journal of Experimental Education, no. 6-1 (2014): 98-99.
4. Bogacheva O. Iu. Empiricheskoe issledovanie problemy vliianiia empatii na deiatel'nost' vrachei (na primere vrachei-terapevtov i vrachei-khirurgov) [Empirical study of the problem of the influence of empathy on the activity of doctors (on the example of physicians-therapists and surgeons)]. Psikhologiia i Psikhotekhnika = Psychology andPsychotechnics, no. 2 (2013): 196-202. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.02.9.
5. Korzunin V. A. Zakonomernosti dinamiki professional'no vazhnykh kachestv voennykh vrachei v protsesse professionalizatsii. Avtoref. diss. doktora psikhol. nauk [Regularities of the dynamics of professionally important qualities of military doctors in the process of professionalization. Dr. psychol. Sci. Diss. Abstr.]. Saint-Petersburg, 2002, 44.
6. Kagitina I. V. Professional'naia sotsializatsiia studentov meditsinskikh vuzov. Avtoref. diss. kand. sotsiol. nauk [Professional socialization of students of medical high schools. Cand. soc. Sci. Diss. Abstr.]. Volgograd, 2008, 28.
7. Gataullin I. G., Zabirova L. M., Gataullin I. I. Sotsiologicheskoe issledovanie motivatsii vrachei [Sociological study of doctors' motivation]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology, no. 4 (2015): 284-288.
8. Liukshina D. S., Petrova Iu. I. Otnoshenie studentov meditsinskogo vuza k professional'noi deiatel'nosti [Attitude of students of medical high school to professional activity]. Tikhookeanskii meditsinskii zhurnal = Pacific Medical Journal, 61, no. 3 (2016): 96-98.
9. Smirnova S. V., Pchelintseva E. V. Formirovanie professional'noi napravlennosti budushchikh vrachei na raznykh etapakh obucheniia v meditsinskom vuze [Formation of the professional orientation of future doctors at different stages
of training in a medical college]. Vestnik Ivanovskoi meditsinskoi akademii = Bulletin of the Ivanovo Medical Academy, 20, no. 3 (2015): 56-58.
10. Morozova I. S., Voronova E. V. Dinamika soderzhatel'nykh kharakteristik tsennostno-motivatsionnogo komponenta psikhologicheskoi gotovnosti studentov k professional'noi deiatel'nosti na razlichnykh etapakh obucheniia v vuze [Dynamics of the content characteristics of the value-motivational component of students' psychological readiness for professional activity at various stages of study in the university]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 120-125. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-2-120-125.
11. Ias'ko B. A. Psikhologiia meditsinskogo truda: lichnost'vracha v protsesse professionalizatsii. Avtoref. diss. doktora psikhol. nauk [Psychology of medical labor: the identity of the doctor in the process of professionalization. Dr. psychol. Sci. Diss. Abstr.]. Krasnodar, 2004, 42.