УДК2964
Е.С. Кононенко,
Студент 1 курса бакалавр группы зЭЭб-15 Д.О. Кошевой Магистрант группы ЭЭМс-14 Институт экономики и управления Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск, Российская Федерация
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПАНИЙ-ПРОВАЙДЕРОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ IT И ИНФОРМАЦИИ
Несмотря на то, что Россия по традиции считается страной с переходной экономикой, она гармонично вписалась в глобальное информационное сообщество. Однако было бы неправильным равнять национальные и федеральные российские центры и провинцию. Вхождение в информационное общество происходит и на уровне географически удалённых от центров городов и посёлков, однако в этом процессе наблюдаются особенности, отделяющие его от аналогичных процессов, происходящих в центрах.
В современном обществе неизбежен переход большинства информационных продуктов, как радиоэлектронных, так и печатных, на новый носитель - информационные сети.
Радиоэлектронные СМИ начали переход на новый носитель достаточно давно: как только компании-провайдеры смогли обеспечить широкополосный доступ к Сети, многие радиостанции стали дублировать вещание через Интернет (Авторадио, Ретро-ФМ, Европа+ и др.), появились телевизионные станции, вещающие исключительно в Интернете (PilotTV, PIK, Юность^и и др.), многие российские телеканалы (РГТРК, ТНТ, СТС и т.п.) дублируют самые интересные сюжеты телеэфира в Сети.
Процессы вхождения в глобальное информационное общество, проходящие в провинциальных населённых пунктах Южноуральского региона, как отмечено в работах [5, с. 2], [6, с. 2], [9, с. 2], [10, с. 2], типичны для большинства регионов России. Охват информационными сетями некоторых городов Южного Урала представлен в таблице 1.
Интеграция провинции в информационное общество протекает достаточно тяжело. Это обусловлено следующими причинами:
Во-первых, стоимость товаров и услуг (за исключением местных) в провинции всегда выше, чем в центрах, поскольку мизерные объёмы потребления не позволяют поставщикам сколько-нибудь заметно снижать оптовые цены, что, безусловно, относится к товарам, поддерживающим информационные коммуникации, в том числе и услугам связи.
Во-вторых, уровень доходов населения провинции ощутимо ниже, чем уровень доходов жителей федеральных и национальных центров, и, как следствие, жители региональных населённых пунктов чаще всего лишены возможности улучшать параметры имеющегося оборудования (апгрейд и апдейт).
В-третьих, отсутствует заинтересованность компаний-провайдеров в подключении к сетям удалённых населённых пунктов - затраты несоизмеримы с предполагаемыми прибылями.
В-четвертых, менталитет жителей провинции среднего и старшего поколений не предполагает их желания обучению информационным технологиям.
В-пятых, информация из регионов глобальным информационным рынком чаще всего остаётся невостребованной.
Таблица 1
Количество пользователей сети Интернет на Южном Урале
Город Население (тыс. чел) Количество провайдеров (без учёта поставщиков мобильной связи) Количество пользователей сети Интернет на 1000 человек
Магнитогорск 410 9 492
Златоуст 187 5 405
Миасс 152 4 361
Южноуральск 38,5 2
Троицк 82 4 385
Тем не менее, в современных условиях интеграция регионов в глобальную информационную сеть проходит достаточно активно. Проникновение информационных сетей на региональный рынок чаще всего происходит за счёт государственной поддержки программ образования и обеспечения деятельности государственных структур.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что интеграционные процессы в регионах достаточно затруднены, вхождение регионов в глобальное информационное пространство остаётся лишь вопросом времени.
Одной из основных характеристик современного общества является рост и развитие рынка сетевых услуг, которые обеспечиваются деятельностью сетевых (в первую очередь - Интернет-) провайдеров. Иные телекоммуникационные сети (за исключением сетей сотовой связи, обеспечивающих доступ к сети Интернет) в силу их крайне невысокой распространённости, мы рассматривать не будем.
Таким образом, деятельность интернет-провайдеров на рынках информации обеспечивает следующие потребности жителей: доступ к ресурсам сети Интернет, представляющим собой информационные копии телеканалов, радиоканалов, печатных изданий, а также к сетевым ресурсам, не имеющим аналогов вне существования информационных сетей, в частности - социальным сетям, по своей сути представляющим сегодня целый виртуальный мир (Vkontakte, Facebook, Odnoklassniki, Twitter, LiveJournal, МойМир@таИ.ги, LinkedIn, LovePlanet и множество других); доступ к коммуникационным каналам, обеспечивающим личную и конференц-связь в режимах онлайн и оффлайн (электронная почта, интернет-пейджеры формата ICQ, Scype, различные мессенджеры и пр.); доступ к электронным библиотекам, содержащим текстовые, растровые, звуковые и видеофайлы; доступ к хранилищам информации - различным «облачным» сервисам, позволяющим содержать личную информацию не на собственных носителях, ёмкость которых серьёзно ограничена, а на серверах интернет-хостеров, с возможностью доступа к хранилищам из любой точки планеты с помощью любого устройства, поддерживающего сетевой протокол TCP/IP.
В настоящее время услугу доступа к сети Интернет в г. Магнитогорске предоставляют следующие предприятия: ОАО «Ростелеком», ЗАО «Магинфо», ООО «Сити-линк», ООО «Энфора», ООО «Мультинекс», ООО «Дом.ру», ООО «Спутник ВМ», ООО «Магнитка^и», ЗАО «Интерсвязь»; кроме того, доступ к сети Интернет по технологиям мобильной связи предлагают операторы сотовой и мобильной связи «Билайн», «Мегафон», «Теле-2», «МТС», «SkyLink».
Список использованной литературы:
1. Завойская И.В., Субач И.А. Роль медиапланирования в повышении эффективности рекламных кампаний // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2005.№ 2 (10). С. 41-43.
2. Завойская И.В., Субач И.А. Особенности маркетинговых коммуникация в сфере услуг // в сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения / ответственный редактор Горохов А.А. Курск, 2013. С. 195-198.
3. Кеба В.И., Лебедева Н.В. Маркетинговые нематериальные активы как составной элемент экономического потенциала предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 1. С. 62-67.
4. Никитенко А.И., Завойская И.В. Перспективы развития интернет - магазинов в России // в сборнике: стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики / сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 75-77.
5. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Исследование интернет-ресурсов г. Магнитогорска на региональном рынке информации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 1. С. 97-108.
6. Лимарева Ю.А., Лимарев П.В., Хисаметдинов И.Н. Анализ деятельности субъектов регионального информационного рынка на примере телеканала «ТНТ-Магнитогорск» // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 80-86.
7. Лимарев П.В., Кучмий Т.И. Эффективность деятельности региональных СМИ: неоинституциональный подход // Экономика и политика. 2013. № 1 (1). С. 61-65.
8. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Управление оборотом информации в условиях институциональных ограничений в экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 71-76.
9. Лимарев П.В. Оценка информационного продукта на региональном рынке телевизионной информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 72-79.
10. Лимарева Ю.А., Лимарев П.В. Интернет-версия печатного издания как площадка для диалога с аудиторией // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 96-98.
11. Лимарев П.В. Сравнительный анализ рекламных возможностей сети интернет и печатных средств массовой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 119-124.
12. Лимарев П.В. Использование некоторых институциональных коэффициентов при определении стоимости информационного продукта // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 62 - 68.
13. Чеснокова М.С. монография / М. С. Чеснокова, В. И. Кеба Интеграция компаний как способ повышения корпоративной стоимости / м-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2012.
© Кононенко Е.С., Кошевой Д.О., 2015
УДК 330.1
М.С. Копылакова
Магистрант группы МЭК06-15 Институт экономики
Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Аннотация
В статье дается характеристика современному этапу инновационного развития в России. Выделены основные направления формирования инновационного потенциала экономики и перехода на опережающий путь ее развития.
Ключевые слова
Инновационное развитие, инновационный потенциал, расходы на НИОКР, человеческий капитал.
Во всем мире инновационное становление обосновано потребностью неизменного увеличения и удержания конкурентоспособности. Степень конкурентоспособности, как отдельных хозяйствующих