Научная статья на тему 'Исследование рынка интернет-услуг с целью определения конкурентных стратегий интернет-провайдера'

Исследование рынка интернет-услуг с целью определения конкурентных стратегий интернет-провайдера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3088
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка интернет-услуг с целью определения конкурентных стратегий интернет-провайдера»

URL: http://rostec.ru/news/4517479 (Дата обращения: 12.01.2016).

6. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Текст] // Официальный портал Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru (Дата обращения: 12.01.2016).

7. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Текст] // [Электронный ресурс]. URL: http://fnpr.org.ru/metallurgy/gosprogramma-razvitie-aviacionnoy-promyshlennosti/ (Дата обращения: 12.01.2016).

8. Ухов И. Новые горизонты авиастроения [Текст] // И. Ухов / Общественно-политический интернет-журнал «Политическая Россия», 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://politrussia.com/control/novye-gorizonty-aviastroeniya-952/ (Дата обращения: 12.01.2016).

© Ларионова Н.И., Новоселова Е.М., 2016

УДК 338

Ю.А.Лимарева

К.э.н.,доцент, экономический факультет МГТУ им Г.И.Носова, г. Магнитогорск, РФ

А.А.Мустафина Студентка, экономический факультет МГТУ им Г.И.Носова, г. Магнитогорск, РФ

С.Ж.Саламатова Студентка, экономический факультет МГТУ им Г.И.Носова, г. Магнитогорск, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ

СТРАТЕГИЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА

Конкуренция - это эффективный и доступный метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль мотивирует производителя сокращать издержки и цены, увеличивать объём сбыта, конкурировать за заказы и потребителя, повышать качество продукции [3].

Масштабный кризис в экономике приводят к активизации менеджеров предприятий по поиску эффективных и антикризисных решений. Текущие тенденции повышают риски для предприятия при принятии неэффективных или ошибочных управленческих решений. Одним из инструментов решения этих проблем является разработка и реализация конкурентных стратегий. В этом случае для принятия правильного управленческого решения и минимизации рисков необходимо измерять конкурентоспособность. Снижение рисков предприятия закладывается на стадии измерения конкурентоспособности и разработки конкурентных стратегий.

Исследование конкурентоспособности и анализ конкурентов проведён по критериям весового анализа ключевых факторов успеха (КФУ). В данной методике учитывается большое число факторов, влияющих на конкурентный статус предприятия. Методика не лишена субъективизма, так как измеряемый количественный показатель сначала субъективно переводится в качественный. Достоверность оценки конкурентоспособности по данному методу в значительной степени зависит от квалификации эксперта и является во многом субьективным процессом, т.к. интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (КСП) рассчитывается с использованием оценок, определяемых экспертами. К достоинствам предлагаемого метода следует отнести простоту, низкий уровень затрат, возможность быстрой оценки КСП на качественном уровне для формирования управленческого решения о действиях структурных

международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070

подразделений предприятия [10].

В настоящее время в г. Магнитогорске услугу доступа к сети Интернет предоставляют следующие девять предприятий, кроме того, доступ к сети Интернет по технологиям мобильной связи предлагают операторы сотовой и мобильной связи «Билайн», «Мегафон», «МТС», «Ростелеком» и другие.

Сегмент, в котором действует ООО «Спутник ВМ» - потребители, проживающие в секторах частной застройки г. Магнитогорска, Конкурентами ООО «Спутник ВМ» являются компании, предлагающие беспроводной доступ к сети Интернет. Такой доступ предоставляют компании «Ситилинк», «Магнитка^и», «Магинфо» и операторы сотовой связи.

Каждая компания предлагает свои условия для подключения, а также свои тарифные планы. Для оценки конкурентной среды в сегменте потребителей услуг беспроводного доступа к Интернету был проведён конкурентный анализ по ключевым факторам успеха. Анализ проходил в два этапа: на первом этапе был составлен перечень ключевых факторов успеха (КФУ) и группа экспертов определила вес каждого фактора; на втором этапе был проведён выборочный опрос пользователей сети Интернет, входящих в совокупность по географическому признаку - проживание в районах частной застройки г. Магнитогорска.

На первом этапе в качестве ключевых факторов успеха нами были выбраны следующие факторы: стоимость подключения; соотношение цена/скорость; ассортимент тарифных планов; наличие «внешней» службы продаж; наличие рекламного сопровождения; наличие эксклюзивных технологий подключения; финансовая устойчивость предприятия.

В экспертную группу входили пять человек, сотрудники предприятий связи: руководитель и сотрудник отдела продаж, сотрудник службы технической поддержки, программист и системный администратор. Экспертам было предложено оценить вес каждого фактора путём их ранжирования и присвоения им значения, соответствующего весу.

В результате экспертизы каждому ключевому фактору успеха методом прямой балльной оценки был присвоен вес, соответствующий его значимости для предприятия (табл. 1).

Метод прямых балльных оценок заключается в том, что по каждому из рассматриваемых факторов эксперту задаётся вопрос следующего содержания: «Оцените, пожалуйста, важность этого критерия по шкале от 1 до 10 баллов». После этого оценка, данная по каждому из критериев, делится на сумму этих оценок по всем критериям. В результате расчета формируются весовые коэффициенты. Поскольку в экспертизе участвовало пятеро экспертов, в анализе использованы средние весовые оценки для каждого фактора.

Таблица 1

Веса ключевых факторов успеха, определённые экспертами

Фактор Средний вес фактора

стоимость подключения 0,06

соотношение цена/скорость 0,21

ассортимент тарифных планов 0,05

наличие «внешней» службы продаж 0,23

наличие рекламного сопровождения 0,22

наличие эксклюзивных технологий подключения 0,12

финансовая устойчивость предприятия 0,11

Сумма весов 1

Таким образом, эксперты самыми важными КФУ признали наличие рекламного сопровождения деятельности интернет-провайдера и соотношение «цена/скорость», самыми маловажными факторами были признаны ширина ассортиментной матрицы предлагаемой компанией к реализации продукции (услуг) и стоимость подключения к сети Интернет.

В рамках проведения второго этапа анализа конкурентов и исследования конкурентоспособности ООО «Спутник ВМ» был проведён опрос пользователей сети Интернет с просьбой оценить каждый фактор по 5-балльной шкале.

Некоторые факторы (наличие эксклюзивных технологий подключения, финансовая устойчивость предприятия) могут быть оценены только по косвенным данным. Для их получения были заданы специальные вопросы. Опрос проводился на сайте magnitka74.ru с 18.05.2015 г. по 31.05.2015 г. В опросе

международ ный научный журнал «инновационная наука»

№1/2016

issn 2410-6070

приняло участие 716 человек, из них к целевой аудитории отнесли себя 152 человека (рис. 1), что существенно выше демографического распределения жителей Магнитогорска по районам (21% ответивших на вопрос-скринер о проживании в частном секторе против 7% реально проживающих).

31; 4%

□ Жители многоквартирных домов п/б

□ Жители многоквартирных домов л/б

□ Жители частного сектора п/б

□ Жители частного чектора л/б

Рисунок 1 - Распределение пользователей интернет-услуг по географическому признаку

Дальнейшее исследование проводилось только среди пользователей, проживающих в частной застройке. Возраст пользователей распределился следующим образом (рис. 2):

□ до 16 лет □ 16 - 22 □ 23 - 30

□ 31-45 □ 46 и более

Рисунок 2 - Распределение пользователей интернет-услуг по возрастному признаку

Из рис. 2 видно, что основной группой пользователей (72%) являются люди в возрасте до 30 лет. Доходы пользователей на одного члена семьи распределились следующим образом (рис. 3):

0; 0%

□ до 5000 □ 5000 -9999

□ 10 000 - 14 999 □ 15 000 -20 000

□ Свыше 20 000 р.

Рисунок 3 - Распределение пользователей интернет-услуг по уровню дохода Три вопроса (паспортичка) позволили определить портрет потребителя услуг магнитогорских

международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070

провайдеров, проживающих в районах частной застройки. 72% пользователей имеют возраст до 30 лет, 79% пользователей имеют ежемесячный доход на одного человека от 5000 до 15 000 рублей. Потребность пользователей в домашнем Интернете показана на рисунке 4.

□ чаще на работе □ чаще дома

□ только на работе □ только дома

Рисунок 4 - Место использования Интернета Из ответов на этот вопрос видно, что потребность в доступе к домашнему Интернету для пользователей стопроцентная - ни один респондент не ответил, что не пользуется Интернетом дома. Приоритетное требование пользователей к услуге показано на рисунке 5.

Рисунок 5 - Приоритетное требование к поставляемому Интернету Как видно из рисунка 5, в первую очередь на качество услуги (скорость передачи данных) ориентируется 57% потребителей. Для 43% приоритетом является стоимость услуги.

Отношение к стоимости подключения интернет-услуг показаны на рисунке 6. Как видно из рисунка, стоимость подключения, даже в том случае, когда взимается провайдером, не является значимой для большинства (97%) пользователей.

_4; 3%

□ дорого □ недорого □ не помню

Рисунок 6 - Отношение потребителей к стоимости подключения интернет-услуг

Способы подключения пользователей к Интернету показаны на рисунке 7.

0; 0% 0; 0%

0; 0

□ WiMAX

□ Модем ОСС

□ витая пара

□ оптоволокно

□ ADSL

□ Wi-Fi провайдера

□ dial-up

□ Не знаю

Рисунок 7 - Способы подключения пользователей к Интернету

По результатам проведенного исследования можно заключить следующее: только за последние пять лет в Магнитогорске появилось не менее пятнадцати электронных ресурсов, в той или иной мере освещающих общественно-политическую, экономическую и производственную жизнь общества второго по численности населения города Челябинской области. Анализ регионального рынка интернет-ресурсов проводился авторами Лимаревым П.В. и Лимаревой Ю.А. в работах [5], [6], [7]. Опираясь на авторов, проводивших разностороннее исследование интернет-ресурсов, и анализируя рынок IT, заключаем, что при определении конкурентных стратегий интернет-провайдера необходимо ориентироваться на сравнительно молодых потребителей, преимущественно проживающих в многоквартирных домах, для которых важны скорость интернета, качество услуг, стоимость. Список использованной литературы:

1. Завойская И.В., Субач И.А. Роль медиапланирования в повышении эффективности рекламных кампаний // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2005.№ 2 (10). С. 41-43.

2. Завойская И.В., Субач И.А. Особенности маркетинговых коммуникация в сфере услуг // в сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения / ответственный редактор Горохов А.А. Курск, 2013. С. 195-198.

3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М: ИНФРА-М, 2001. - 489 с.

4. Кеба В.И., Лебедева Н.В. Маркетинговые нематериальные активы как составной элемент экономического потенциала предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 1. С. 62-67.

5. Лимарев П.В., Кучмий Т.И. Эффективность деятельности региональных СМИ: неоинституциональный подход // Экономика и политика. 2013. № 1 (1). С. 61-65.

6. Лимарев П.В. Оценка информационного продукта на региональном рынке телевизионной информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 72-79.

7. Лимарев П.В. Сравнительный анализ рекламных возможностей сети интернет и печатных средств массовой информации // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 119-124.

8. Лимарев П.В. Инструменты управления экономической эффективностью в организации // автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук / Московский Государственный Университет Печати им. Ивана Федорова. Москва, 2012.

9. Никитенко А.И., Завойская И.В. Перспективы развития интернет - магазинов в России // в сборнике: стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики / сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 75-77.

10.Урбан Н.А. Урбан О.А. Методика принятия решения на основе весового анализа / Материалы

Всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях». - Новокузнецк: изд-во НФИ КемГУ, 2005 г. 11.Чеснокова М.С. Интеграция компаний как способ повышения корпоративной стоимости / монография / М. С. Чеснокова, В. И. Кеба ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2012.

© Лимарева Ю.А., Мустафина А.А., Саламатова С.Ж., 2016

УДК 330

Я.А.Лузгина

аспирант кафедры экономики и менеджмента Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота,

г. Калининград, Российская Федерация

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукты и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.

Ключевые слова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денежные потоки, издержки производства, инфляция, оценка эффективности.

Расчет денежных потоков в рублях следует производить в текущих (прогнозных) ценах. Исчисление показателей эффективности проекта также могло бы быть произведено в прогнозных ценах, но только при условии достоверной информации о ситуации в будущем в области ценообразования. Однако оценка влияния инфляции на будущие денежные потоки, как правило, при нестабильной экономической ситуации проводится в условиях неполной и неточной информации.

Для анализа воздействия инфляции на прогноз денежных потоков недостаточно просто увеличивать статьи по текущему году. Это связано с тем, что темп инфляции по различным видам ресурсов неодинаков (неоднородность инфляции по видам продукции и ресурсов). Учет фактора инфляции может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на фактическую эффективность инвестиционного проекта. Так, например, инфляция ведет к изменению влияния запасов и задолженностей: выгодным становится увеличение запасов и кредиторской задолженности, а невыгодным - рост запасов готовой продукции и дебиторской задолженности. Примером положительного воздействия инфляции может быть увеличение остаточной стоимости активов по мере роста цен. Однако выигрыши для инвестора от повышения цен чаще имеют запаздывающий характер, и поэтому чаще отрицательное воздействие инфляции перевешивает.

Необходимо подчеркнуть, что в экономике различаются два типа инфляции [3, с. 775]. Во-первых, инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей [4, с. 185]. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличение реального объема продукции, потому что все имеющееся ресурсы уже полностью использованы. Этот избыточный спрос приводит к завышенным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.