Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА «РЕЗОНАНС»
Лимарева Юлия Анатольевна
канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и маркетинга Магнитогорского государственного технического университета
им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск Е-mail: y.limareva@mail.ru
Лимарев Павел Викторович
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и маркетинга Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск,
Е-mail: lavrenty_p@mail.ru
RESEARCHING THE NEED OF THE IMPROVEMENT OF THE HUMAN RESOURSES ON EXAMPLE OF ADVERTISING AGENCY “RESONANCE”
Limarevа Yulia
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department
of Economics and Marketing, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk
Limarev Pavel
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department
of Economics and Marketing, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk
АННОТАЦИЯ
В статье показано применение механизма управления инновациями на примере совершенствования кадрового потенциала предприятия,
Лимарева Ю.А., Лимарев П.В. Исследование необходимости совершенствования кадрового потенциала предприятия на примере рекламного агентства «Резонанс» //
Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 5 (6) .
URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1276
рассматриваемого как формирующийся человеческий капитал. Целью предлагаемого проекта является образование научно-производственного объединения на базе кафедры экономики и маркетинга как звена, ведущего студента от полученных теоретических знаний к практике.
ABSTRACT
In article is shown the using of the mechanism of management on example of improvement trained potential of the enterprise, considered as forming human capital. The purpose of the proposed project is a forming the research-and-production association on the basis of the pulpit of the economy and marketing as connection, leading student from getting theoretical knowledge to practical person.
Ключевые слова: кадровый потенциал, научно-производственное объединение, мотивированный труд.
Keywords: the trained potential, research-and-production association, motivated labor.
Динамика современных мировых экономических процессов свидетельствует о закономерности инновационного типа развития. Выбор инновационной стратегии развития становится особенно актуальным в контексте экономических преобразований в стране. Осознание сегодняшней экономики как спекулятивной (не производящей реальный «физический» продукт) порождает идеи создания экономики креативной посредством инноваций. Это означает формирование творческого подхода к созданию не только продуктов, но и преобразование самих субъектов экономической деятельности. Механизм управления инновациями связан с определённым предпринимательским потенциалом города — с его формирующимся человеческим капиталом. Таким образом, креативная экономика направлена не столько на получение максимальной прибыли, сколько на повышение качества жизни, на положительную социальную эффективность, на создание целостной личности, выступающей субъектом экономической составляющей общества.
Идея проекта «Резонанс» заключается в стратегии формирования человеческого капитала, которая предлагает сократить разрыв между теорией и практикой, снабдив систему образования ещё одной ступенью, обеспечивающей закономерный плавный переход выпускника вуза (специалиста в области экономики, маркетинга, финансов, коммерции, налогообложения и юриспруденции) на основе совершенствования процедур подготовки выпускника к экономической жизни общества.
В настоящее время студенты-маркетологи, студенты-экономисты, студенты-финансисты и студенты-юристы проходят производственную практику в сторонних организациях, которые, несмотря на стабильность работы или же, наоборот, благодаря ей, не заинтересованы в инновациях, предпочитая использовать проверенные методы работы.
Более того, очень часто студенческая практика ложится тяжким грузом на плечи офисных работников, вынужденных объяснять студентам суть происходящих в экономических, юридических и маркетинговых отделах процессов. В результате студенты лишены возможности получать практические навыки по своему профилю обучения (в лучшем случае выполняя непрофильные задания), кроме того, у них складывается превратное мнение о реальном трудовом процессе и будущих собственных обязанностях.
Целью проекта «Резонанс» является образование научнопроизводственного объединения на базе кафедры экономики и маркетинга как звена, ведущего студента от полученных теоретических знаний к практике. Процесс побуждения человека к деятельности связан с мотивацией. Мотивированный труд — полноценный труд с максимальной отдачей — возможен при использовании системы стимулов, которые при рыночных отношениях сводятся к получению выгоды, дохода от труда. Таким образом, студент получает не только ценные для него качественные практические навыки, но и свой процент за качественную работу, а кафедра — через оказание услуг населению города — получает дополнительную прибыль и одновременно развивает научную и образовательную деятельность.
Предприятие «Резонанс», организуемое на базе кафедры экономики и маркетинга, ведёт работу в трёх равнозначных направлениях, представленных на рис. 1.
1. Образовательные услуги
Рынок образовательных услуг нашего города предоставляет широкие возможности для разработки и внедрения специальных программ, составленных по заказу предприятий нашего города по подготовке специалистов требуемой им квалификации.
Рисунок 1. Основные направления работы
2. Консалтинговые услуги (исследования и рекомендации).
Рынок Магнитогорска практически лишён квалифицированных
маркетинговых услуг. В городе нет ни одного специализированного маркетингового агентства, маркетинговые услуги предоставляются
несколькими рекламными агентствами, для которых этот вид деятельности не является профильным или хотя бы равнозначным. Это связано, во-первых, с отсутствием сформированного спроса на услуги такого рода, что, в свою очередь, вызвано незнакомством потенциальных клиентов с выгодой от подобной деятельности, во-вторых, с отсутствием квалифицированного персонала у тех агентств, которые всё-таки предлагают соответствующие услуги. Мы предлагаем проведение маркетинговых исследований и даём рекомендации в сфере ведения бизнеса.
3. Рекламные услуги.
По оценкам специалистов, объём рынка рекламных услуг ежегодно увеличивается на 25—30 %. Для того чтобы занять свою нишу в рекламном бизнесе, изначально нужно определиться с форматом рекламного агентства. Мы предлагаем поставлять клиентам собственный интеллектуальный продукт, представляющий собой комплексную организацию мероприятий (включающих консалтинговые услуги), направленных на продвижение марки либо продукта фирмы-заказчика. Помимо предоставления услуг в комплексе, мы можем существенно (на 10—15 %) снизить стоимость ряда рекламных услуг — за счёт использования труда студентов.
Продукция предприятия и её особенности
Особенности продукта нашего предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание предоставляемых услуг и их преимущества
Услуга Назначение услуги Преимущества
Образовательные услуги • обучение сторонних лиц на договорной основе; • обучение практическим навыкам студентов посредством привлечения их к деятельности предприятия. • высокий уровень педагогической подготовки кадров (в составе команды 5 кандидатов пед. наук, 1 доктор пед. наук); • предоставление образовательных услуг не требует первоначальных вложений.
• экспресс — консультации; • профессиональная зрелость
к • аналитика (экспертные персонала агентства;
и к*"» м оценки ведения бизнеса); • высокая доля ответственности;
О • проведение маркетинговых • большой опыт в решении
<D исследований; консалтинговых задач;
« о • стратегический консалтинг • комплексный подход в
и к S (бизнес-планирование); решении вопросов маркетинга;
н • управленческий консалтинг • производство консалтинговых
о ЙЙ (кадры, персонал); услуг не требует первоначальных
о « • оценка эффективности предприятия; • аудит менеджмента. вложений.
• оперативная полиграфия • контент: анализ регионального
(буклет, календарь, визитка, рынка различных продуктов,
К и флажок, плакат и т. п.) ежеквартальная статистика
п о • наружная реклама; различных направлений по
• «Экономический г. Магнитогорску, актуальные
3 к бюллетень»; вопросы экономики и другое;
1 • Приложение к • в секторе «B2B» наше печатное
и «Экономическому бюллетеню» издание будет являться
Рч — “Consumer”. монополистом, так как ни одно издание Магнитогорска не работает в этом направлении.
Ежеквартальное издание «Экономический бюллетень» и еженедельный выпуск приложения “Consumer” имеют большие плюсы: с одной стороны, размещая привнесённую извне рекламу на страницах нашего регионального печатного издания, получаем доход, с другой стороны, наша реклама, размещённая на страницах журнала, позволит продвигать другие услуги (образовательные и консалтинговые) нашего предприятия.
На деятельность предприятия прямо или косвенно влияют множество субъектов и сил, находящихся как внутри предприятия, так и за его пределами. Макросреда представлена общими факторами: демографическими,
экономическими, природными, технологическими, политическими и культурными.
В настоящее время и культурная, и демографическая среда представляет достаточно возможностей для развития сферы образовательных и консалтинговых услуг (осознание необходимости получения высшего образования, постоянного повышения квалификации, развития бизнеса с опорой на науку и т. д.). В правовой сфере ситуация так же благоприятна: правительство РФ поддерживает и создаёт условия для развития малого предпринимательства.
Оценка рынка сбыта
При оценке рынка соответствующих видов услуг были выделены целевые сегменты и проведён анализ рынков образовательных, консалтинговых и рекламных услуг.
Проведённый анализ рынка образовательных услуг позволил определить, что потребителем образовательных услуг является:
• студент, выпускник — прохождение производственной и преддипломной практики, получение навыков практической работы в сфере маркетинговых исследований, маркетинговых коммуникаций, навыков управления, навыков организационно-хозяйственной деятельности;
• клиент центров занятости и рекрутинговых агентств, нуждающийся в переподготовке — по любым причинам, в том числе для организации собственного предприятия;
• экономист предприятия, направляемый предприятием на повышение квалификации.
Проведённый анализ рынка консалтинговых услуг позволил определить:
• абсолютную ёмкость рынка: налоговые агенты г. Магнитогорска
(~ 7000 предприятий).
• потенциальную ёмкость рынка: согласно данным ФНС
г. Магнитогорска, предприятий, которые ведут реальную деятельность ~ 5300. Все они желают улучшить своё положение на рынке.
Потребителями консалтинговых услуг являются:
• предприятия любых форм собственности, любых направлений бизнеса, нуждающиеся в информации для определения или корректировки бизнесстратегии, а также принятия управленческих решений.
При определении рынка сбыта консалтинговых услуг нами были проработаны следующие вопросы: изучен спрос на проведение маркетинговых исследований со стороны фирм — потенциальных заказчиков.
Телефонный опрос дал следующие результаты: из предприятий, желающих улучшить своё положение на рынке, готовность вложить средства в развитие своего бизнеса посредством проведения маркетинговых исследований выразили 80 % респондентов.
Среди основных направлений, в которых заинтересованы потенциальные клиенты, выделяются следующие:
• изучение мотивации потребителя;
• анализ распределения долей рынка;
• изучение целевой аудитории предприятия и т. д.
Процентные показатели проведённого опроса представлены на диаграмме (рис. 2). Согласно данным диаграммы, большинство исследований касаются рекламы, а именно разработки рекламных кампаний, оценка эффективности деятельности предприятия не пользуется спросом.
50
45
40
35
30
25
20
15
10
□ Изучение целевой аудитории рекламы
□ Анализ медиа-плана
□ Разработка рекламной стратегии
□ Анализ эффективности рекламных кампаний
■ Тестирование рекламы
□ Тестирование товара
D Позиционирование товара
□ Рекомендации по ценообразованию
■ исследование восприятия новой продукции
□ Рекомендации по сбыту
□ Прогноз развития рынка
□ Изучение мотивации потребителей
□ Анализ сегментов рынка
■ Анализ распределения долей рынка
□ Исследования ёмкости рынка
5
0
Рисунок 2. Соотношения основных направлений исследований
Проведённый анализ рынка рекламных услуг позволил определить, что потребителями рекламных услуг являются организации и предприятия любых форм собственности, а также частные лица.
Конкуренция
Потенциальными конкурентами по рынку образовательных услуг являются: Высшая школа бизнеса КЦ «Персонал»; МИЭП; Филиал УрАГС и НХ; МВШБ.
Концептуальными конкурентами по рынку консалтинговых услуг являются агентства г. Магнитогорска: MarketingKonsul; «Ледокол»;
«Мониторинг»; «Резалт».
Потенциальными конкурентами по рынку рекламных услуг являются агентства в г. Магнитогорске: студия рекламы «Идея»; рекламное агентство «Аванте'Е»; рекламное агентство «Полосатый слон»; «PRO-движение»; Ассоциация рекламных агентств; Арт-Механика; Медиа-группа «Знак»; «О2».
В Магнитогорске рекламным бизнесом занимаются свыше 15 агентств, в том числе 3 очень крупных («Знак», «О2» и «Эксперт-медиа»). Многие из них имеют большой опыт и устоявшийся круг клиентов. Остальные предоставляют посреднические услуги и не смогут существовать на рынке долгое время. Однако спрос на рекламные услуги стабильно растёт. Это позволяет предположить, что услуги рекламного профиля нашего агентства, оказываемые в комплексе с консалтинговыми услугами, будут востребованы.
Основные усилия по продвижению и сбыту своих услуг на начальном этапе необходимо направить на представителей малого и среднего бизнеса. Реализация проекта позволит:
а) создать инновационное объединение на базе кафедры экономики и маркетинга, основанное на научных разработках специалистов;
б) повысить статус университета как современного образовательного учреждения нового типа;
в) организовать недостающее звено для студентов от теории к практике;
г) создать дополнительные рабочие места;
д) вести научную работу в направлении маркетинговой составляющей рынка услуг.
Список литературы:
1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: электронное пособие /[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m72/7_1.htm/ (дата обращения: 21.09.2011).
2. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Применение методики управления экономической эффективностью деятельности организации на основе построения панелей индикаторов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (33). — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. — С. 40—45.
3. Щербакова Т.В., Лимарева Ю.А. Сервис как условие конкурентоспособности товара в современной экономике // Маркетинг: теория и практика: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Кебы В.И. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та им. Г.И. Носова», 2013. — С. 162—168.