Научная статья на тему 'Сравнительный анализ качества дистанционного обучения студентов'

Сравнительный анализ качества дистанционного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DISTANT EDUCATION TECHNOLOGIES / ECONOMICS IN PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резниченко Н. С., Таптыгина Е. В., Морозова Т. Д.

В образовательную программу факультета экономики и управления в здравоохранении были внедрены курсы дистанционного обучения «Экономика» для студентов 4 курса и «Экономика здравоохранения» для студентов 5 курса. Изучены основные показатели деятельности студентов при прохождении модулей дистанционного обучения с банком тестовых заданий, проведен анализ уровня эффективности внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебный процесс, а так же степень удовлетворенности обучающихся в ходе дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резниченко Н. С., Таптыгина Е. В., Морозова Т. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of distant education system quality

In the education program of Department of Economics and Public Health management we introduced a distant education classes Economy for the four year students and Economics of Public Health for the fifth year students. We studied the main indexes of students' activity during distant education coursewith bank of tests. We analyzed the efficiency of distant education technologies and the level of satisfaction by the distant teaching.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ качества дистанционного обучения студентов»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© РЕЗНИЧЕНКО Н.С., ТАПТЫГИНА Е.В., МОРОЗОВА Т.Д.

УДК: 614.2:378.661 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Н.С. Резниченко, Е.В. Таптыгина, Т.Д. Морозова Красноярский государственный медицинский университет им. проф.

В. Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра

управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО, зав. - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; Центр дистанционного обучения, зав. — к.м.н.

Е.В. Таптыгина.

Резюме. В образовательную программу факультета экономики и управления в здравоохранении были внедрены курсы дистанционного обучения «Экономика» для студентов 4 курса и «Экономика здравоохранения» - для студентов 5 курса. Изучены основные показатели деятельности студентов при прохождении модулей дистанционного обучения с банком тестовых заданий, проведен анализ уровня эффективности внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебный процесс, а так же степень удовлетворенности обучающихся в ходе дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии,

экономика здравоохранения.

Таптыгина Елена Викторовна — к.м.н. каф. управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО КрасГМУ; e-mail: taptygina@mail.ru.

Морозова Татьяна Дмитриевна — доц. каф. управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО КрасГМУ; e-mail: motdl @yandex.ru.

Резниченко Наталья Сергеевна — менеджер Центра дистанционного обучения КрасГМУ; e-mail: natali_r_85@mail.ru.

Помимо более традиционных форм обучения, очного и заочного, сегодня все большее распространение получает дистанционное обучение, использующее информационные коммуникационные сети и каналы передачи информации, в частности, интернет.

Более того, заочную форму получения образования ведущие российские вузы постепенно модернизируют, включая в него элементы дистанционного обучения. Оно же, в свою очередь, может также дополнить старейшую форму обучения — очную, и может выступать самостоятельной формой получения знаний для сертифицируемых курсов, например, курсов повышения квалификации.

В Российской Федерации историю развития дистанционного обучения принято отсчитывать с 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования РФ, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Данная методика позволяет обучаемому проходить материал в удобном для него темпе, особенно тщательно прорабатывать сложные его части, не отрываться от основной деятельности, не затрачивать время и средства на поездки для консультации у преподавателей или для сдачи экзамена и в то же время получать контроль и помощь со стороны опытных преподавателей [1].

В Центре дистанционного обучения (ЦДО) Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) в целях повышения качества образовательного процесса активно используется интерактивная обучающая среда Moodle, позволяющая перейти к качественно новому этапу дистанционного обучения

(ДО) с использованием современных информационных технологий. Moodle позволяет проводить мониторинг учебного процесса, своевременно выявлять проблемы при работе с курсом, оценивать рейтинг востребованности отдельных его тем.

Имея опыт заочного обучения студентов факультета экономики и управления в здравоохранении, а также опыт использования в образовательном процессе кейс-технологии (предоставление студентам методической информации по дисциплине на электронных носителях), преподаватели кафедры управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО, совместно с сотрудниками Центра дистанционного обучения КрасГМУ, разработали курсы дистанционного обучения: «Экономика» для студентов 4 курса и «Экономика здравоохранения» для студентов 5 курса заочной формы обучения. Данный вид обучения успешно применяется на кафедре начиная с 2003/2004 учебного года.

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий предусматривает:

— выдачу каждому студенту на вводной лекции по дисциплинам «Экономика» и «Экономика здравоохранения» рекомендаций по работе с дистанционными курсами на сайте дистанционное обучение;

— доступ (через индивидуальный логии и пароль) к электронным образовательным ресурсам.

Электронный образовательный ресурс содержит:

1) электронный учебно-методический комплекс, включающий, помимо теоретического и методического материала, схему контроля, ситуационные практические задания и вопросы для самоконтроля;

2) специализированную обучающую среду, задающую стандартные для всех участников процесса условия обучения (тестовая система);

3) стандартные инфокоммуникационные технологии (e-mail, чат, форум).

Все организационные функции по работе на сайте дистанционное

обучение выполняют сотрудники Центра дистанционного обучения,

оказывая также консультативную помощь по работе с учебно-методическими материалами курса и сайтом ДО (cdo.krasgmu.ru).

Материалы и методы

Для оценки качества работы курсов дистанционного обучения «Экономика» и «Экономика здравоохранения» проведен сравнительный анализ показателей образовательного процесса 340 студентов 4 и 5 курсов факультета экономики и управления в здравоохранении в 2008/2009 и 2009/2010 учебном году.

Группы сравнения:

в 1-ую группу были включены студенты 4 курса, обучавшиеся на курсе дистанционного обучения «Экономика» (102 чел.) и 5 курса, обучавшиеся на курсе «Экономика здравоохранения» (114 чел.) в 2008/2009 уч. году;

2-ую группу составили студенты 4 курса, обучавшиеся дистанционно на курсе «Экономика» (52 чел.) и 5 курса, обучавшиеся по «Экономике здравоохранения» (72 чел.) в 2009/2010 уч. году.

Для оценки активности студентов на сайте Центра дистанционного обучения были проанализированы следующие показатели: количество

выходов на сайт для прохождения тестовых заданий для самоконтроля в курсе ДО в 2008/2009 и 2009/2010 уч. гг.; качественная успеваемость студентов по разделам курса дистанционного обучения за аналогичный период.

Описательные статистики для качественных показателей представлены в виде абсолютных значений и процентных долей. Оценка статистической значимости отличий осуществлялась с применением критериев Манна-Уитни и хи-квадрат Пирсона.

Результаты и обсуждение

Интенсивность работы студентов 4 курса (в пересчете на 1 студента) составляет 8,8 выходов на сайт в 2008/2009 уч. году и 10 выходов в 2009/2010 уч. году, что свидетельствует об увеличении интенсивности работы студентов в целом, на 13%. У студентов 5 курса интенсивность

работы на 1 студента составляет 2,1 выходов на сайт в 2008/2009 уч. году и 2,8 выходов в 2009/2010 уч. году, что показывает увеличение - на 33% (рис.1).

Рис. 1. Интенсивность работы на сайте ЦДО студентов (в пересчете на 1 студента) в 2008/2009 и 2009/2010 уч. гг.

Из приведённых выше данных следует, что увеличение интенсивности работы студентами на сайт ЦДО для прохождения тестовых заданий для самоконтроля положительно влияет на показатели качественной успеваемости. Это объясняется тем, что прохождение тестовых заданий помогает студентам оценить (а при осознании необходимости - повысить) степень своей подготовленности к итоговому тестированию, и определить разделы курса, требующие более внимательного изучения и повторения.

Качественная успеваемость студентов в 2009/2010 уч. году также повысилась по сравнению с 2008/2009 уч. годом (рис. 2). У студентов, обучающихся на дистанционном курсе «Экономика» качественная успеваемость увеличилась в целом на 0,1 балла, у студентов, обучающихся на курсе «Экономика здравоохранения» — на 0,3 балла, что имеет закономерный характер — 5 курс является выпускным, самодисциплина и ответственность студентов повышается, это находит свое подтверждение и в качественной успеваемости.

Рис. 2. Качественная успеваемость студентов по курсам ДО в 2008/2009 и

2009/2010 уч. гг.

Примечание: *-р<0,0З; **-p<0,001.

Для оценки качества работы обучающихся с курсами нами также было проведено анкетирование 130 студентов: 60 студентов 4 курса и 70 студентов 5 курса факультета экономики и управления в здравоохранении. Анализ результатов анкетирования показал, что одной из главных проблем, которые

возникают у студентов в процессе обучения - это отсутствие четкого графика изучения тем в курсе (45% - студенты 5 курса, 36% - студенты 4 курса). Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося, поэтому перед преподавателями ставятся высокие требования к постановке задачи на обучение, к администрированию процесса, к задаче мотивации учащихся [3]. Так же одной из важных проблем является недостаточная компьютерная грамотность обучаемых. 35% студентов 5 курса и 43% - 4 курса не имели опыта дистанционного обучения. Многие студенты еще не готовы к такому методу обучения и отдают предпочтение классическому образованию [1]. Менее распространенной проблемой является отсутствие у студентов домашнего персонального компьютера (ПК) с доступом в интернет (21% - студенты 4 курса, 20% - студенты 5 курса) (рис. 3).

Рис. 3. Сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные сложности, большинство студентов считают, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ. Дистанционное обучение позволяет студентам совмещать работу и учебу (43% - студенты 5 курса, 46% - 4 курса). Обучение в любое время и в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранять привычный ритм жизни (28% - студенты 5 курса, 34% - 4 курса), но и выработать индивидуальный график обучения (29% -студенты 5 курса, 20% - 4 курса) (рис. 4).

Рис. 4. Преимущества дистанционного обучения для студентов.

Разработка дистанционных курсов - это не просто перенос имеющихся у преподавателя печатных материалов в электронную форму для занесения в систему дистанционного обучения и обеспечение обучающихся необходимыми учебными материалами. Основной принцип разработки

дистанционных курсов - максимально полная проработка методического материала представление учебного материала в виде, наиболее эффективном для использования обучающимся при выполнении заданий (контрольных работ, ситуационных задач и др.) в ДО. Это позволяет организовать эффективный и быстрый доступ обучающегося к необходимой ему информации [2].

Мы попросили студентов оценить достаточность объема предоставляемого материала на сайте дистанционное обучение КрасГМУ, уровень наглядности методического наполнения материала и работу преподавателей-кураторов дистанционных курсов «Экономика» и «Экономика здравоохранения» по пятибалльной шкале, полученные результаты представлены на рис. 5.

Большинство студентов 4 и 5 курсов считают, что дистанционные курсы «Экономика» и «Экономика здравоохранения» содержат достаточный объем методических материалов, это помогает им успешно выполнять курсовые и тестовые задания, а также подготовиться к сдаче итогового контрольного тестирования по данным дисциплинам.

Рис. 5. Оценка студентами достаточности объема методического материала для выполнения контрольных и тестовых заданий (по хи-

квадрат, различия между 4 и 5 курсами при уровне значения * - р<0,05).

Уровень наглядности методического наполнения курса был оценен студентами также достаточно высоко. Студенты отметили, что простота и доступность методического материала, а также сопровождение текста схемами, рисунками и таблицами положительно влияют на эффективность усвоения дистанционных курсов «Экономика» и «Экономика здравоохранения» (рис. 6).

Рис. 6. Оценка студентами уровня наглядности методического наполнения курса (по хи- квадрат, различия между 4 и 5 курсами при уровне

значения * - р<0,05).

Дистанционное обучение предполагает интерактивное взаимодействие

*

обучаемых и преподавателей в процессе обучения. Проанализировав данные

опроса по взаимодействию преподавателей-кураторов дистанционных курсов «Экономика» и «Экономика здравоохранения» со студентами, мы получили следующие результаты: 98% студентов 4 курса и 98% студентов 5 курса были удовлетворены уровнем взаимодействия с кураторами курсов, что свидетельствует о высокой квалификации и большом опыте работы со студентами сотрудников кафедры управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО (рис. 7).

Следует отметить, что установлены статистически значимые отличия для оценок «хорошо» и «отлично» (рис.5,6,7), что отражает более критическое отношение студентов старшего курса.

Рис. 7. Оценка студентами работы преподавателей-кураторов курсов (по хи- квадрат, различия между 4 и 5 курсами при уровне значения * - р<0,05).

Технологическое обеспечение, необходимое для развития дистанционного обучения, в нашей стране в настоящее время можно оценить как вполне достаточное: широкая компьютеризация населения и организаций, развитие IT-технологий, хорошие пропускные способности информационных коммуникаций, как проводных (оптоволоконные линии), так и беспроводных (сети стандарта GPRS и 3G; Wi-Fi).

Необходимая компьютерная грамотность и её разновидность — интернет-грамотность населения и, в частности, студентов, также значительно выросла, и будет расти дальше. Интерент-грамотность особенно важна для обучаемых дистанционно и, кроме прочего, подразумевает отсутствие проблем при стандартных действиях: вход на сайт, ввод логина и пароля, переход по гипертекстовым ссылкам.

Сочетая в себе положительные качества очной и заочной форм обучения и используя IT-технологии, дистанционное обучение одновременно предоставляет студенту возможность получить консультацию преподавателя и промежуточный досессионный контроль уровня знаний — чего лишена заочная форма, но при этом не требует постоянного руководства процессом

обучения преподавателем и контакта с ним — как в очной форме обучения.

Следует отметить и выгодность использования дистанционного обучения для образовательного учреждения. Так, для руководства процессом обучения и для консультирования преподаватель тратит значительно меньше времени; высвобождается аудиторный фонд; не требуются методические пособия, изданные типографским способом. Расширение электронных ресурсов вуза (электронных библиотек) позволит студентам отказаться от обязательных ныне учебников, учебно-методических пособий, сборников и др

Использование дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного профессионального развития, получения второго высшего образования, делая образовательный процесс более доступным, качественно дополняя существующие формы обучения, тем самым, увеличивая потенциал друг друга.

E.V. Taptygina, T.D. Morozova, N.S. Reznichenko

Литература

1. Ковалева Г.В., Таптыгина Е.В., Скипор С.Н., Резниченко Н.С. Новые парадигмы высшего медицинского образования. Дистанционные технологи обучения: преимущества и недостатки // Всерос. научно-педагогическая конференция с международным участием «Управление образовательным процессом в современном медицинском ВУЗе». - Красноярск: КрасГМУ,

2009. - С.118-121.

2. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения // Метод. рекомендации преподавателям / Под ред. И.А. Цикина. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - 64 с.

3. Селеменев С.В. Как в электронной форме предоставлять учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. - Саратов: Изд. СГУ,

2010. - С. 94-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.