Научная статья на тему 'Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы'

Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESSES / INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESSES / DISTANCE EDUCATION / INTERNET-TECHNOLOGIES / INTERACTIVITY / TEACHING METHODS / CONTENT / DIGITAL EDUCATIONAL PUBLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Неля Ивановна, Морозова Татьяна Дмитриевна, Ковалева Галина Викторовна

Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность дистанционных технологий обучения позволяет организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в межсессионное время, что, в свою очередь, существенно повышает степень усвоения учебного материала, а, соответственно, и качество предоставляемых образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distant educational technologies: problems and prospects

Interactivity of distance educational technologies is realized due to teaching methods and allows organizing productive interaction between teacher and a student during intersession period. This increases a quality of paid educational service.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии обучения: проблемы и перспективы»

© ДЕНИСОВА Н.И., МОРОЗОВА Т.Д., КОВАЛЕВА Г.В.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Н.И. Денисова, Т. Д.Морозова, Г.В.Ковалева Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов.

Резюме. Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность дистанционных технологий обучения позволяет организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов в межсессионное время, что, в свою очередь, существенно повышает степень усвоения учебного материала, а, соответственно, и качество предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательная услуга, качество учебного процесса, интенсификация процесса обучения, дистанционное обучение, Интернет-технологии, интерактивность,

дидактические приемы, контент, электронное учебное пособие.

Денисова Неля Ивановна - доцент кафедра управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО КрасГМУ; e-mail: denisova_nelya@mail.ru, тел. 8(391)2210450.

Морозова Татьяна Дмитриевна - доцент кафедра управления, экономики здравоохранения и фармации ИПО КрасГМУ; e-mail: motd1@yandex.ru,

8(391)2210450.

Ковалева Галина Викторовна - заведующая Центром дистанционного обучения КрасГМУ; e-mail: metodistkgma@inbox.ru

Связанные с развитием рыночных отношений, глубокие преобразования во всех сферах жизни нашего общества, непосредственно затронули и сферу высшего профессионального образования. Возникли негосударственные учебные заведения. Государственные же вузы страны, ориентированные ранее только на бюджетное финансирование и централизованный госзаказ на специалистов, вынуждены теперь сами зарабатывать дополнительные средства и вести свою деятельность, с учетом рыночных законов спроса и предложения и межвузовской конкуренции на региональных рынках труда и образовательных услуг.

Образовательная услуга- целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера в учебной, научно-исследовательской, организационной и воспитательной областях, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков [5].

Любое учебное заведение, в том числе вуз, предоставляет обществу образовательные услуги в виде образовательных программ, комплекса образовательных услуг. В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов, вузы предлагают различный ассортимент таких программ, которые можно классифицировать по ряду признаков. По форме обучения образовательные программы делят на очные, вечерние, заочные, дистанционные, экстернат и т.д.

Стремление российских вузов выйти на международные рынки образовательных услуг, а также попытки выстроить отношения с внутренними работодателями, как с заказчиками и потребителями этих услуг, ведут к необходимости повышения качества образовательных услуг, соответствующих нормативным требованиям мировых стандартов.

Опыт университетов, применяющих современные информационные технологии, свидетельствует об интенсификации процесса обучения, за счет активизации познавательной активности обучаемых при помощи уникальных возможностей

программно-технических средств обучения.

Поэтому необходимо повышение качества обучения посредством внедрения в учебный процесс современных технологий, позволяющих организовать самостоятельную поисковую деятельность студентов, контролируемую и направляемую преподавателями. В свою очередь применение дистанционных технологий требует постоянного мониторинга качества обучения, основной составляющей которого является интерактивность.

Целью данного исследования является анализ интерактивной составляющей дистанционного образования, как фактора повышения качества обучения.

Исследование проводилось на базе факультета Высшего сестринского образования КрасГМУ. Сравнительный анализ типов коммуникации и его основных характеристик при применении дистанционных технологий обучения проводился в рамках курсов «Экономика здравоохранения» и «Основы экономических знаний». Объектом наблюдения стали студенты факультета ВСО (заочное отделение). Программа исследования, которая включала в себя сбор материала, обработку и анализ полученных данных, была рассчитана на 2 учебных года. В общей сложности была собрана информация о 161 респонденте. В качестве аналитических величин рассмотрены типы коммуникации и их частота за анализируемый отрезок времени. При сборе информации были использованы следующие методы: непосредственное наблюдение с регистрацией единиц наблюдения и их характеристик в натуре, выкопировка данных из отчетно-учетной документации, а так же метод опроса для сбора информации от преподавателей курсов.

На сегодняшний день в учебный процесс КрасГМУ успешно внедрены дистанционные курсы «Основы экономических знаний» и «Экономика здравоохранения». Студенты ВСО (заочное отделение), прошедшие обучение на

этих курсах, даже окончив университет, сохраняют возможность обращаться к материалам курса. В свою очередь преподаватели курса, ежедневно отслеживая обращения и вопросы студентов, проводят консультирование.

Этот факультет был выбран не случайно: студенты длительное время (в межсессионные периоды) находятся вдали от вуза, не имея возможности напрямую связаться с преподавателем, в случае возникновения затруднений при изучении учебных материалов или выполнении контрольных работ. А, кроме того, наши студенты и выпускники не всегда могут вовремя ознакомиться с изменениями в нормативной, правовой и экономической базах законодательства РФ, а, следовательно, и в учебных материалах. Чтобы устранить этот недостаток заочного обучения (при сохранении всех преимуществ), разработана не только принципиально новая методическая система, но и новые технологии коммуникации [1].

Но любая новая форма обучения требует больших интеллектуальных и финансовых затрат и дистанционные технологии не исключение. Логично, что возникает вопрос: «А нужно ли нести эти затраты? Оправданы ли они? Что мы выиграем, внедряя эти технологии обучения в учебный процесс?».

Принципиальное отличие современных дистанционных форм обучения, имеющих возможность реализовываться с помощью информационных и коммуникационных технологий, заключается в их интерактивности. Интерактивность в данном случае понимается авторами статьи как возможность взаимного диалога преподавателя и студента на всем протяжении изучения дисциплины. Термин «дистанционное обучение» в данном случае обозначает только то, что участники процесса обучения разделены пространственными рамками, но не временными. И у педагогического работника, и у обучающегося дистанционно есть постоянная возможность находиться в диалоге (причем, как в учебном, так и межличностном) [4].

Остановимся на дидактических приемах, которые позволяют нам создавать

эффект постоянного взаимодействия в процессе обучения. Прежде всего, это сам контент, т.е. комплект учебно-методических материалов, структурированный особым образом и включающий в себя интерактивные компоненты. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучения по всему тексту курса.

Дистанционные технологии при организации учебного процесса предполагают прежде всего использование личностно-ориентированного подхода, что тоже немаловажно, т.к. студенты факультета ВСО в большинстве взрослые люди, уже сформировавшиеся личности, имеющие немалый опыт работы в лечебных учреждениях. Поэтому дистанционные технологии в данном случае базируются на основных принципах андрогогики, что ведет к существенному изменению парадигмы процесса обучения: вместо привычной схемы «преподаватель -студент», принципиально иная: «студент - электронный учебно-методический комплекс - преподаватель». Такое смещение акцентов стимулирует учебнопознавательную деятельность студента, а учебный материал, выстроенный на проблемной основе и связанный с реальными жизненными ситуациями, создает дополнительную мотивацию к качественному изучению учебного материала по дисциплинам, преподаваемым дистанционно [1].

Еще одной составляющей интерактивности дистанционного курса является подсистема контроля знаний, являющаяся неотъемлемой частью как уже функционирующих курсов, так и разрабатываемых. На сегодняшний день широко применяется система автоматического тестирования. Причем, со слов самих студентов, тесты для самоконтроля они используют не только для проверки своих знаний, но и в качестве своеобразных тренажеров (более 93%). Контроль ведется не только за усвоением знаний, но и за умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях. Для этого в курсы включены многообразные творческие задания и контрольные работы. Это повышает

познавательную активность и позволяет удерживать внимание обучающегося на протяжении всего курса, что существенно влияет на качество образования.

При анализе организации учебного взаимодействия нами были выделены три типа коммуникации преподавателя и студента: очное общение, общение

посредством электронной почты, консультирование по телефону. Результаты проведенного исследования представлены в диаграмме (рис.1).

Соотношение различных видов коммуникации преподавателей и студентов при дистанционном

обучении

Электронная почта Очная Телефонный

консультация разговор

Рис. 1. Типы коммуникации.

Как видно из диаграммы, на долю очных консультаций приходится от 5% до 12% в зависимости от курса. Авторы считают, что увеличение количества очных консультаций к 5 курсу (на 7%) связано не только с усложнением изучаемого учебного материала, но и со стилем общения, который под действием новых дидактических принципов организации учебного процесса становится субъект-субъектным. Преподаватель и обучаемый становятся равнозначными участниками образовательного пространства. Студент получает больше возможностей самостоятельно регулировать и распределять учебную нагрузку и график работы, а преподаватель может осуществлять не только контроль, но и мотивировать студента. И, как следствие, у обучаемого создается ощущение постоянного присутствия преподавателя, а известный психологический эффект «брошенности»

в межсессионным период остается в прошлом.

Тот же эффект наблюдается и в общении посредством телефонных разговоров: если на 4 курсе по телефону преподаватель общался с 18 студентами, то на 5 курсе телефон предпочли уже 20 студентов. Причем, как отмечают преподаватели, изменилось и качество разговоров: вопросы становятся более четкими, в разговор добавляются межличностные «нотки».

И все же большая часть коммуникации приходится на взаимодействие посредством электронной почты (68%-77%), что объясняется несколькими факторами. Прежде всего, это дидактические особенности учебных курсов, которые предполагают обязательное обращение к преподавателю для сдачи контрольных работ согласно учебно-тематического плана. Кроме того, студентам психологически более комфортно задать интересующие вопросы преподавателю в письменном виде, а преподаватель, в свою очередь, дает развернутый письменный ответ, который индивидуален для каждого студента.

Динамика количества обращений к преподавателю по электронной почте представлена на диаграмме (рис.2). На пятом курсе студенты более активно используют данную интерактивную возможность. Если на 4 курсе всего 1,5% студентов писали преподавателю электронные письма 4 и более раз, то уже на 5 курсе более 12 студентов регулярно переписываются с преподавателями.

100

80

60

40

20

Количество обращений студентов к преподавателю посредством электронной почты

100% 100%

85,1%

■ 4 курс □ 5 курс

- 44,8 ~ 45,7%

- 7,5% 12,8% 1,5% 1 □ . .

1 раз

2 раза

3 раза

4 и более

Рис. 2. Общение посредством электронной почты.

Такая положительная динамика оценивается авторами не только положительным эмоциональным микроклиматом, но и самими учебными материалами. Преподаватели отмечают, что студенты чаще задают вопросы, связанные не только с учебными материалами курсов, но и с их профессиональной деятельностью, а некоторые студенты консультируются у преподавателей по проблемам, связанным с их частной жизнью (индивидуальное налогообложение, начисление заработной платы и пр.).

Авторы считают немаловажным отметить, что в результате исследования выявлена прямая зависимость успеваемости студентов от частоты взаимодействия с преподавателем, причем преимущество среди анализируемых способов преподаватели отдают общению посредством электронной почты.

В 2004 году Россия подписала Болонскую декларацию. Следовательно, качество образовательного процесса в нашей стране за 6 лет должно прийти в соответствие с европейскими стандартами. В зарубежном понимании стандарт - это рекомендации рынка, а качество, в том числе и образования, - удовлетворение потребителя.

Реализуемая при помощи дидактических приемов интерактивность внедренных в учебный процесс КрасГМУ дистанционных курсов позволяет существенно повысить степень усвоения учебного материала, а, соответственно, и качество предоставляемых университетом платных образовательных услуг.

DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: PROBLEMS AND

PROSPECTS

N.I. Denisova, T.D. Morozova, G.V. Kovaleva Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky

N.I. Denisova, T.D. Morozova, G. V. Kovaleva Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky

Abstract. Interactivity of distance educational technologies is realized due to teaching methods and allows organizing productive interaction between teacher and a student during intersession period. This increases a quality of paid educational service.

Key words: high professional education, educational service, quality of educational processes, intensification of educational processes, distance education, internettechnologies, interactivity, teaching methods, content, digital educational publication.

Литература

1. Овсянников В.И., Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - 226 с.

2. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. - 185 с.

3. Троян Г.М., Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. -М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 153 с.

4. Терещенко Н.Н., Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография. - КГУ; Красноярск, 2005. - 267с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.