Научная статья на тему 'Дистанционное обучение на этапе подготовке к поступлению в медицинский вуз'

Дистанционное обучение на этапе подготовке к поступлению в медицинский вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АБИТУРИЕНТ / БИОЛОГИЯ / ХИМИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТЕСТЫ / DISTANCE LEARNING / THE APPLICANT / BIOLOGY / CHEMISTRY / CAREER ORIENTATION / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россиев Д. А., Таптыгина Е. В., Валентиенко Т. В., Косолапова С. Н.

Разработанная новая методическая система дистанционного обучения в КрасГМУ. Применение новых коммуникационных технологий позволяет существенно расширить не только диапазон образовательных услуг, но и повысить качество учебного процесса на довузовском этапе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was developed a new methodological system of distance learning in KrasSMU. The use of new communicative technologies let significantly expand not only the range of educational programes, but also improve the quality of the educational process in the pre-university period.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение на этапе подготовке к поступлению в медицинский вуз»

© РОССИЕВ Д.А., ТАПТЫГИНА Е.В., ВАЛЕНТИЕНКО Т. В., КОСОЛАПОВА

С.Н.

УДК: 373.57:378:61

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Д.А. Россиев, Е.В. Таптыгина, Т. В. Валентиенко, С.Н. Косолапова ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; Факультет довузовского и непрерывного профессионального образования, декан - к.м.н., Е.В. Таптыгина.

Резюме. Разработанная новая методическая система дистанционного обучения в КрасГМУ. Применение новых коммуникационных технологий позволяет существенно расширить не только диапазон образовательных услуг, но и повысить качество учебного процесса на довузовском этапе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, абитуриент, биология, химия, профориентация, тесты.

Бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания [4].

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Приоритетный национальный проект в сфере образования предусматривает внедрение подобных технологий повсеместно, начиная со средних школ, заканчивая высшими учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования. Одним из таких направлений, где широко используются информационные технологии, является дистанционное обучение [2].

С позиции буквального понимания смысла словосочетания «дистанционное обучение» может быть рассмотрено как «обучение на расстоянии». Согласно Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России [3], под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования: от доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба [5].

Современные компьютерные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Развитие сети Интернет и снижение цен на информационные услуги создают условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования [1]. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания, при дистанционном образовании зачастую лучше, чем при обычных формах. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через сеть Интернет, позволяют не только активно вовлекать обучающихся в учебный процесс, но и управлять им. Интерактивные возможности программ и систем доставки информации в состоянии наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

Медицина относится к той сфере деятельности, где невозможно получить базовое профессиональное образование заочно, что ограничивает возможность

использования ДОТ при подготовке медицинских специалистов. В связи с этим, дистанционное образование может быть в полной мере востребовано на довузовском этапе - для успешной подготовки абитуриентов и учащихся старших классов к поступлению в медицинский вуз.

На довузовском этапе дистанционное образование выполняет две функции:

• во-первых, позволяет повысить удовлетворенность возрастающих потребностей тех старшеклассников, которые в связи с негибкостью и жесткой привязанностью процесса обучения к конкретному времени, испытывают трудности в получении образовательных услуг;

• во-вторых, предоставляет возможность тем, кто территориально отдален от учебного заведения, сделать процесс обучения доступнее, несмотря на отдаленность и связанные с этим финансовые затраты.

Объединив усилия ведущих преподавателей КрасГМУ и специалистов в области дистанционного образования, были разработаны дистанционные курсы для довузовского этапа образования. Составленные учебные программы и учебные планы курсов отвечают всем образовательным стандартам и дают старшеклассникам уникальную возможность повысить свои знания по профильным предметам: биологии и химии. Курсы разработаны в соответствии с программой по биологии и химии для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Данные разработки включают методический материал по темам, вызывающим трудности у школьников на выпускных экзаменах.

Для содействия лучшему усвоению учебного материала и предоставления необходимой организационной и методической помощи за каждым курсом закреплен преподаватель-куратор. Взаимодействие куратора с обучающимися организовывается посредством сети Интернет и включает в себя:

• индивидуальную переписку с обучающимися по электронной почте;

• распространение информационных материалов и переписку со всей виртуальной учебной группой одновременно при помощи списка рассылки;

• консультационную помощь при решении проблемных вопросов в

рамках учебного плана;

• проведение контрольных мероприятий (тестовый контроль, выполнение заданий, решение ситуационных задач).

Необходимым условием эффективной самостоятельной учебной работы обучающихся при дистанционном образовании является наличие качественного дидактического обеспечения, под которым понимается комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики. Указанное дидактическое обеспечение выполняет следующие функции в учебном процессе: организационную, учебную, контролирующую, корректировочную, коммуникативную, рефлексивную, прогнозную [7].

Помимо образовательной, в рамках дистанционного образования осуществляется и статистическая функция, что позволяет корректировать графики изучения обучающимися отдельных тем и/или разделов дисциплины, проводить консультации, а также адаптироваться куратору к индивидуальным психофизиологическим особенностям обучающегося.

Материалы и методы

В рамках данной работы проведен анализ числа обучающихся на дистанционных подготовительных курсах в КрасГМУ. Для оценки востребованности довузовской дистанционной подготовки проведен сравнительный анализ показателей образовательного процесса 340 абитуриентов факультета довузовского и непрерывного профессионального образования (ДиНПО) в 2008/2009, 2009/2010 и 2010/2011 учебном году.

Для оценки востребованности данного направления подготовки были проанализированы следующие показатели:

1. Число обучающихся на дистанционных курсах «Биология» и «Химия» в 2009-2011 гг.;

2. Соотношение востребованности курсов «Биология», «Химия» и оба курса одновременно за аналогичный период.

3. Качественный анализ успеваемости

Описательные статистики для качественных показателей представлены в виде абсолютных значений и процентных долей.

Результаты и обсуждение

Если говорить о необходимости подготовительных дистанционных курсов для успешного поступления в вуз, то статистика показывает, что число обучающихся в 2009-2011 гг. ежегодно увеличивается (рис.1).

Рис. 1. Число обучающихся на дистанционных курсах ”.Биология” и "Химия” в 2009-2011 гг.

Причем примерно в половине случаев абитуриенты выбирают обучение на подготовительных курсах сразу по двум профильным дисциплинам: «Биология» и «Химия» (рис.2), что подтверждает целенаправленность в выборе будущей специальности.

2011

о 2010

2009

Деа курса одновременно 42%

Химия

28%

X

Биология

30%

Т

Два курса одновременно 67%

Химия

13%

: Биология ! 20%

Дез курса одновременно 55%

Химия :: Биология:1

27% ii; 1в% j;

-

+

80% 100% □ Биология

0% 20% 40% 60%

□ Два курса одновременно ■ Химия

Рис.2. Соотношение востребованности курсов в 2009-2011 гг.

Кроме того, сохраняется положительная тенденция: третий год подряд

половина абитуриентов, прошедших обучение на дистанционных подготовительных курсах, поступает в КрасГМУ. Здесь стоит сказать о том, что факультет ДиНПО не отслеживает, куда поступают остальные - в другие медицинские вузы, либо вообще выбирают другой профессиональный путь.

После прохождения курса дистанционного образования обучающимся предлагается заполнить анкету, содержащую вопросы, касающиеся качества курса, доступности, результативности и необходимости консультативной помощи преподавателей-кураторов, специалистов по дистанционному образованию. Анализ полученных анкетных данных свидетельствует о положительной оценке обучающимися дистанционных технологий. Вместе с тем выявлены и некоторые проблемы и ограничения, которые связаны в основном с техническими возможностями каналов связи и недостатком навыков при работе с компьютером. Также есть раздел «Книга отзывов», где каждый прошедший обучение абитуриент может оставить сообщение.

Большое распространение как в традиционной, так и дистанционной модели обучения получила система тестирования для оценки качества усвоения знаний [6]. Поэтому на сайте довузовского образования КрасГМУ у абитуриентов есть возможность пройти тестирование по профильным предметам - биологии и химии, тем самым выяснить степень готовности к сдаче экзаменов по этим дисциплинам и решить, нужна ли ему дополнительная подготовка.

По статистическим данным за период с 17.12.2010 г. по 23.02.2012 г. тестирование по профильным предметам прошли 4035 человек. Результаты тестирования оценивались по 100-балльной шкале (меньше 50% —

«неудовлетворительно»; 50-70% — «удовлетворительно»; 70-90% —

«хорошо»; больше 90% - «отлично»). При анализе полученных результатов можно увидеть, что по биологии положительную оценку (т.е. более 50% правильных ответов) получили 1955 человек из 2946, что составляет 66% (рис.3).

Рис.3. Результаты тестирования по биологии и химии.

В свою очередь, по химии положительную оценку получили 206 человек из 1089, что составляет 19% (рис. 3). Вероятно, что такой большой процент неудовлетворительных оценок показывает, что потребность в подготовительных курсах по профильным предметам, необходимым для поступления в медицинский вуз, достаточно велика.

В тестировании по методике «Профессиональная ориентация», призванном помочь определить доминирующие сферы интересов абитуриентов, которые необходимо учитывать при выборе будущей специальности или направления подготовки, чтобы избежать разочарований [4], участие принял 1301 человек.

Еще одно тестирование «Профессиональные установки» позволяет получить информацию о доминирующих профессиональных установках, которые указывают на степень ответственности профессионального выбора. Эта информация позволит согласовать профессиональные намерения, интересы, понять перспективы профессионального образования. Количество человек прошедших тестирование - 2972.

Кроме того, на сайте КрасГМУ своевременно появляются данные обо всех новшествах университета. Например, на главной странице сайта размещена информация для абитуриентов о возможности пройти профориентационное тестирование. Функционирует группа «Всем, кто хочет поступить в КрасГМУ», созданная в социальной сети «В контакте». Группа активно развивается, администраторы группы отвечают на вопросы посетителей.

Итак, данные исследования свидетельствуют о том, что дистанционная модель обучения должна внедряться сегодня в регионы для предоставления

равных возможностей иногородним школьникам для поступления в вузы. Так как такие ступени образования как дошкольное и школьное, не предлагают альтернативу знаниям с педагогом, то, как следствие, характерны привыкание к классическим и сложность адаптации к современным методам обучения, поскольку последние рассчитаны, прежде всего, на самостоятельно овладение учебным материалом [6].

Необходимость внедрения дистанционного обучения обусловлена не только стремлением повышения уровня подготовки абитуриентов, поступающих в КрасГМУ, но и жестким требованием современной демографической ситуации, конкурентной борьбы вузов за выпускников школ, которых становится все меньше.

Разработанная новая методическая система дистанционного обучения в рамках образовательного процесса в КрасГМУ, применяет новые технологии коммуникаций, которые позволяют существенно расширить не только диапазон образовательных услуг, но и повысить качество учебного процесса. Кроме того данная форма образования должна со временем стать более привлекательной формой образования, поскольку позволяет обучаться в удобное время, в удобном месте и с удобной интенсивностью, не прекращая при этом других видов деятельности [1].

DISTANCE LEARNING DURING TRAINING FOR MEDICAL SCHOOL

ADMISSION

D.A. Rossiev, E.V. Taptygina, T.V. Valentienko, S.N. Kosolapova Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Abstract. It was developed a new methodological system of distance learning in KrasSMU. The use of new communicative technologies let significantly expand not only the range of educational programes, but also improve the quality of the educational process in the pre-university period.

Key words: distance learning, the applicant, biology, chemistry, career orientation, tests.

Литература

1. Весна Г.Ш., Жмакина С.П., Зобкало О.М. Актуальные вопросы дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - №3. - С. 10 - 13.

2. Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Аспекты применения инновационных технологий при обучении студентов Омского государственного аграрного университета // II Междунар. научн.-практич. конф. «Аграрная наука сельскому хозяйству» - Барнаул, 2007. - С. 18.

3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (утверждена Госкомвузом России в сентябре 1995 г.).

4. Логинова И.О., Таптыгина Е.В., Гришина Н.В. и др. Профориентационное тестирование при подготовке к поступлению в медицинский вуз // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - №5. - С.100- 103.

5. Миннибаев Е. Дистанционное образование в России: реальные условия и проблемы развития / Высшее образование в России. - 2008. - №11. - С. 34 - 40.

6. Прокопенко Ю. А., Бакшеева Л.М.. Потребности студентов в дистанционной модели образования // СОЦИС. - 2007. - №3. - С. 68 - 73.

7. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения

// Открытое образование. - 2000. - №1. - С. 53 - 60.

Сведения об авторах Россиев Дмитрий Анатольевич - д.м.н., проф., проректор по информационным технологиям и корпоративной политике КрасГМУ; e-mail: [email protected].

Таптыгина Елена Викторовна - к.м.н., декан факультета довузовского и непрерывного профессионального образования КрасГМУ; e-mail:

[email protected].

Валентиенко Татьяна Викторовна - ^^ци^лист факультета довузовского и непрерывного профессионального образования КрасГМУ; e-mail:

tanyushik [email protected].

Косолапова Светлана Николаевна - веб-администратор КрасГМУ; e-mail: kras gma_skipor@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.