Научная статья на тему 'Профориентационное тестирование при подготовке к поступлению в медицинский вуз'

Профориентационное тестирование при подготовке к поступлению в медицинский вуз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONALLY ORIENTED TESTING / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL FINDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова И. О., Таптыгина Е. В., Гришина Н. В., Сопин М. В.

В статье представлен опыт создания блока профориентационного тестирования на сайте Центра дистанционного образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого, предназначенный для выявления профессиональных установок и профессиональных ориентаций выпускников школ и ориентированный на доступность психологической помощи в выборе профессионального пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова И. О., Таптыгина Е. В., Гришина Н. В., Сопин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally oriented testing before entering to medical university

The paper presents experience of professional oriented testing on the base on Center of distant education Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. This unit reveals professional orientation and behavior in high school and helps in choice of the future occupation.

Текст научной работы на тему «Профориентационное тестирование при подготовке к поступлению в медицинский вуз»

© ЛОГИНОВА И.О., ТАПТЫГИНА Е.В., ГРИШИНА Н.В., СОПИН М.В. УДК 159.9.07

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПОСТУПЛЕНИЮ В МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

И.О. Логинова, Е.В. Таптыгина, Н.В. Гришина, М.В. Сопин

Красноярский государственный медицинский университет им. проф.

В. Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики последипломного образования, зав. — д.психол.н., доцент И.О. Логинова.

Резюме. В статье представлен опыт создания блока профориентационного тестирования на сайте Центра дистанционного образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого, предназначенный для выявления профессиональных установок и профессиональных ориентаций выпускников школ и ориентированный на доступность психологической помощи в выборе профессионального пути.

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональные установки, профессиональные ориентации.

Логинова Ирина Олеговна — д.психол.н, доц., зав. каф. психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики последипломного образования КрасГМУ; e-mail:

loginova70_70@mail.ru.

Таптыгина Елена Викторовна — к.м.н., зав. Центром дистанционного обучения КрасГМУ; e-mail: taptygina@mail.ru.

Г ришина Наталья Викторовна - менеджер по профориентационной работе КрасГМУ; e-mail: proforientir@mail.ru.

В последнее время в обществе растут потребности в информатизации. Человек использует любую возможность рационально использовать время, а Интернет значительно расширяет возможности получения оперативной информации и своевременного реагирования на нее. Широкую доступность Интернет можно использовать и для проведения профориентационной работы с будущими студентами.

Сотрудниками Центра дистанционного обучения (ЦДО) был разработан программный продукт, позволяющий вносить, обрабатывать тестовые задания, анализировать ответы и выдавать результат всем желающим, кто прошел тестирование.

Целью исследования явилось изучение профессиональных установок и особенностей профессиональной ориентации выпускников школ.

Материалы и методы

Для реализации цели исследования профессиональных установок и особенностей профессиональной ориентации выпускников школ были

использованы следующие методики: методика «Профессиональные

установки», позволяющая получить информацию о доминирующих профессиональных установках, которые указывают на степень

ответственности профессионального выбора; а также согласовать профессиональные намерения, интересы, понять перспективы

профессионального образования. Данная методика была разработана и

апробирована И.М. Кондаковым, который в ходе апробации доказал валидность и надежность этого психодиагностического инструментария [3].

2. Методика «Профессиональная ориентация», позволяющая получить информацию о доминирующих сферах интересов, которые необходимо учитывать при выборе будущей специальности или направления подготовки, чтобы избежать разочарований. Данная методика была разработана, апробирована М. А. Бендюковым и И. Л. Соломиным [2].

Методики прошли модификацию в плане исключения шкал, не имеющих отношения к профессиональной деятельности в области здравоохранения, что не повлияло на их надежность и валидность. Кроме того, методики были адаптированы к условиям предъявления стимульных психодиагностических материалов на сайте.

Данные методики представлены в открытом доступе на сайте Красноярского государственного медицинского университета (КрасГМУ), что позволяет всем желающим, кто заинтересован в получении профессии врача, провизора, клинического психолога, менеджера в системе здравоохранения определиться насколько его выбор будет правильным.

Рис. 1. Скриншоты доступа к профориентационному тестированию на сайте центра дистанционного образования КрасГМУ.

На подготовительном этапе перед началом открытого тестирования на сайте КрасГМУ (krasgmu.ru), менеджером по профориентационной работе совместно с сотрудниками ЦДО в декабре 2010 года было организовано пробное тестирование. Апробация тестов была приурочена к практическому знакомству абитуриентов с учебным процессом на факультетах университета. Тестирование прошли 30 учащихся межшкольного учебного комбината № 3 города Красноярска, целенаправленно готовящиеся к

поступлению в медицинский вуз. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что тестирование может быть «запущено» в штатном режиме.

Рис. 2. Скриншоты процедуры профориентационного тестирования на сайте центра дистанционного образования КрасГМУ.

Менеджером по профориентационной работе и сотрудниками центра дистанционного обучения КрасГМУ была проведена большая работа по информированию старшеклассников о возможности пройти психологическое тестирование по данным методикам: была осуществлена рассылка

информационных писем по электронным адресам школ, центров занятости населения и отделам образования районов.

Параллельно, с целью привлечения внимания к тестированию, на встречах профориентационной направленности, с учащимися проводились беседы о возможности с помощью предложенных тестов понять, какие сферы интересов у них доминируют. Отмечалось, что на основании полученных результатов абитуриенты смогут самостоятельно определиться с выбором будущей профессии.

За период с 8 декабря 2010 года по 20 января 2011 года тестирование по методике «Профессиональные установки» прошло 279 человек (качественный состав: девушки - 207 человек; юноши - 72 человека), а по методике «Профессиональная ориентация» - 608 (качественный состав: девушки - 468 человек; юноши - 140 человек).

Рис. 3. Соотношение абитуриентов мужского и женского пола, принявших участие в тестировании по методикам «Профессиональные установки» и «Профессиональная ориентация»..

Результаты и обсуждение

В ходе анализа полученных эмпирических данных по методике «Профессиональные установки» были выявлены 2 типа взаимосвязей между следующими показателями, каждый из которых характеризует специфические особенности профессионального выбора выпускниками школы, позволяя всю выборку респондентов разделить на 2 группы.

Из всей выборки обследованных школьников первая группа составляет 61%. Это группа, условно обозначенная нами «Знаю, чего хочу, поэтому уверен и спокоен», характеризуется самостоятельностью в выборе профессионального пути, основательностью профессионального выбора, с выбранной профессией молодые люди связывают надежды на профессиональные перспективы, которые они отчетливо осознают уже на этапе завершения школьного обучения [5]. Данная характеристика подтверждается результатами корреляционного анализа, в ходе которого выделены следующие взаимосвязи:

1) показатель «Самостоятельность в выборе профессионального пути»

значимо коррелирует с показателем «Надежды на профессиональные перспективы» (г=0,24, р<0,05). При этом обнаруживается значимая обратная линейная связь с показателями «Легкомысленность в принятии решения» (г=-

0,21, р<0,05), «Ощущение растерянности» (г=-0,32, р<0,05), «Ощущение

неспособности» (г=-0,28, р<0,05);

2) показатель «Надежды на профессиональные перспективы» имеет значимую связь с показателем «Основательность профессионального выбора» (г=0,28, р<0,05). Данный показатель имеет обратную линейную связь с показателями «Ориентация на неудачу» (г=-0,36, р<0,05), «Ощущение

растерянности» (r=-0,2S, p<0,05), «Переживание эмоционального

конфликта» (r=-0,41, p<0,01).

Факторная модель, построенная на эмпирическом материале данной группы респондентов, полученная методом главных компонент при вращении Varimax raw (Варимакс исходных), представлена следующими факторами:

1) фактор 1, условно названный нами «Ответственность», имеет

дисперсию 36,S3% и представлен показателями «Самостоятельность в выборе профессионального пути» (факторная нагрузка 0,S9), «Надежды на профессиональные перспективы» (факторная нагрузка 0,S2),

«Основательность профессионального выбора» (факторная нагрузка 0,79).

2) фактор 2, условно названный нами «Эмоциональные переживания»,

имеет дисперсию 21,49% и представлен показателями «Подверженность эмоциональным влияниям» (факторная нагрузка 0,74), «Идеализация

профессионального будущего» (факторная нагрузка 0,69).

Из всей выборки обследованных школьников вторая группа составляет 39%. Это вторая группа, условно обозначенная нами «Не знаю, чего хочу, поэтому растерян и неуверен», характеризуется ощущением растерянности, переживанием внутреннего эмоционального конфликта, ориентацией на неудачу. Как правило, такие переживания появляются тогда, когда школьник мало знаком с предполагаемой (выбираемой, определяемой взрослыми) сферой профессиональной деятельности, не владеет нормами и правилами профессии, не может соотнести собственные представления о себе (Я-концепцию) с представлениями о себе в данной профессии (Я-профессионал) [4]. Данная характеристика подтверждается результатами корреляционного анализа, в ходе которого выделены следующие взаимосвязи:

1) показатель «Ощущение растерянности» значимо коррелирует с показателями «Легкомысленность профессионального выбора» (r=0,44,

p<0,01), «Ориентация на неудачу» (r=0,60, p<0,01), «Ощущение

неспособности профессионального выбора» (r=0,41, p<0,01);

2) показатель «Переживание эмоционального конфликта» значимо коррелирует с показателями «Легкомысленность профессионального выбора» (r=0,2S, p<0,05), «Ориентация на неудачу» (r=0,59, p<0,01), «Ощущение растерянности» (r=0,60, p<0,01), «Идеализация

профессионального будущего» (r=0,24, p<0,05), «Ощущение неспособности профессионального выбора» (r=0,4S, p<0,01).

Факторная модель, построенная на эмпирическом материале данной группы респондентов, полученная методом главных компонент при вращении Varimax raw (Варимакс исходных), представлена следующими факторами:

1) фактор 1, условно названный нами «Эмоциональный конфликт», имеет

дисперсию 31,37% и представлен показателями «Переживание эмоционального конфликта» (факторная нагрузка 0,91), «Ощущение

растерянности» (факторная нагрузка 0,7S), «Подверженность эмоциональным влияниям» (факторная нагрузка 0,73).

2) фактор 2, условно названный нами «Ориентация на неудачу», имеет дисперсию 16,21% и представлен показателями «Ориентация на неудачу» (факторная нагрузка 0,72), «Ощущение неспособности» (факторная нагрузка

0,64).

По методике «Профессиональная ориентация» было обнаружено, что предпочтения респондентов при выборе сфер будущей профессиональной деятельности располагаются следующим образом: химия; биология;

медицина; сфера обслуживания; общественная деятельность; менеджмент; психология; педагогика.

На основе предпочтений можно полагать, что респонденты, прошедшие тестирование ориентированы на профессию врача, фармацевта, менеджера, психолога, связывают с ними свои жизненные и профессиональные перспективы. Именно в этом случае переживание эмоционального конфликта минимизируется, позволяя ответственно и основательно подходить к принятию решения о выборе профессионального пути, видеть больше

возможностей для достижения успеха в выбранной профессии, чем испытывать боязнь относительно переживания неудачи [5]. Однако, для ряда профессий (менеджер, клинический психолог) затруднена оценка профессиональных перспектив, поскольку с этими профессиями выпускники школ чаще встречаются вне медицинских учреждений (магазинах, офисах, школах, психологических центрах и др.). Этот факт может актуализировать переживание эмоционального конфликта, который образуется на противоречии представлений о сфере здравоохранения (с ее четкими правилами и нормами) и о профессиях психологического и управленческого профиля (правила и нормы которых довольно расплывчаты и неконкретны). Данное противоречие может вызвать у респондентов ощущение того, что они легкомысленно относятся к собственному профессиональному выбору, и понимание, что они испытывают затруднения в осуществлении профессионального выбора [7].

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать:

1) разработанная система профориентационного тестирования апробирована и может быть рекомендована для внедрения в систему профориентационных мероприятий с целью диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных установок, а также построения прогноза успешности абитуриента в выборе дальнейшего профессионального пути [1];

2) на полученном эмпирическом материале выделены 2 факторные модели, которые характеризуют разные системы профессиональных установок выпускников школ: первая представлена факторами «Ответственность» и «Эмоциональные переживания», а вторая - «Эмоциональный конфликт» и «Ориентация на неудачу»;

3. профессиональные ориентации выпускников школ определяют сферу их будущих профессиональных интересов и способствуют сохранению психологического благополучия в ситуации выбора высшего учебного заведения, что проявляется в ответственном и основательном принятии решения о выборе профессионального пути, обнаружении возможностей для

достижения успеха в выбранной профессии, снижает риск переживания боязни неудачи [6];

4. полученные данные можно рекомендовать для организации в профориентационных мероприятий в части построения программ «Выбираем профессию», «Я и моя будущая профессия», индивидуальных

психологических консультаций школьников и их родителей, а также коррекции Я-концепции и образа будущей профессии школьников.

PROFESSIONALLY ORIENTED TESTING BEFORE ENTERING TO

MEDICAL UNIVERSITY

I. O. Loginova, E. V. Taptygina, N. V. Grishina, M. V. Sopin Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Abstract. The paper presents experience of professional oriented testing on the base on Center of distant education Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. This unit reveals professional orientation and behavior in high school and helps in choice of the future occupation.

Key words: professionally oriented testing, professional orientation, professional finding

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного

образовательного пространства России // Культурно-историческая

психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

2. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука

профориентации. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.

3. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков /И.М.Кондаков // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 122-130.

4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2000. - 203 с.

5. Krapp A. Interest and human development: an educational-psychological perspective // Development and motivation: BJEP Monograph Series II, 2003. - Р. 57-84.

6. Loginova I.O. Education of a Human Being as a Problem of Life Space SelfOrganization // Proceeding of London International Conference on Education (LICE-2009). - London, 2009. - P. 261-266.

7. Loginova I.O. Life self-fulfillment of a human being from the point of systemic anthropological psychology: new glimpse on development of human resourses // Proceeding of Canada International Conference on Education (CICE-2010). - Toronto, 2010. - P. 237-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.