Вузовская педагогика
© БУЯНКИНА Р. Г., ТАПТЫГИНА Е. В., РУДАКОВА Л. В. УДК 373.57:378.4:61
МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ
Р. Г. Буянкина, Е. В. Таптыгина, Л. В. Рудакова ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; факультет довузовского и непрерывного профессионального образования, отдел управления качеством подготовки специалистов.
P%'>м%. В статье представлены результаты применения открытого целевого анкетирования для получения целостного представления о степени удовлетворенности абитуриентов на этапе поступления в КрасГМУ. Ключ%вы% слова: система менеджмента качества, мотивация, профессиональная ориентация.
MOTIVATION OF CHOICE THE EDUCATIONAL INSTITUTION BY APPLICANTS
R. G. Buyankina, E. V. Taptygina, L. V. Rudakova Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F. Voino-Yasenetsky
Abstract. The article presents the results of an open target questionnaires to understand the degree of satisfaction the applicants on the stage of admission to KrasSMU.
Key words: quality management system, motivation, professional orientation.
Введение
Модернизация российского высшего образования неразрывно связана с обеспечением качественного отбора будущих студентов для обучения в вузе. Одним из эффективных инструментов данной проблемы является разработка и внедрение в образовательных организациях (ОО) системы менеджмента качества (СМК). Важным принципом СМК - является ориентация на потребителя. Одним из способов измерения успешной работы СМК - мониторинг удовлетворенности потребителей, изучение их требований и ожиданий [2, 3].
Основой для непрерывного улучшения качества образовательного, научного, производственного и иных процессов является система эффективной обратной связи со всеми заинтересованными сторонами [6].
Мониторинг удовлетворенности потребителей - систематическая и регулярная комплексная процедура, ориентированная на решение основной задачи университета по обеспечению и повышению качества образовательных услуг посредством системы взаимодействия вуза с различными группами потребителей [4, 5, 6, 7].
В настоящее время не выработано единого подхода к оценке удовлетворенности потребителей образовательных услуг [1].
Материалы и методы
В ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-
Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ (далее -КрасГМУ) мониторинг удовлетворенности потребителей проводится методом анкетирования. Перед анкетированием проводится валидация (экспертиза) анкет. Экспертиза проводится на соответствие материалов для анкетирования целям и задачам мониторинга удовлетворенности потребителей, соотношение с избранными критериями удовлетворенности потребителей, наличие корректных и недвусмысленных формулировок, в пределах компетентности опрашиваемых.
Для реализации поставленной цели - проведение мониторинга удовлетворенности потребителей, изучение их требований и ожиданий, были поставлены следующие задачи:
1. Определить спектр потребностей и удовлетворенности абитуриентов в процессе поступления в КрасГМУ.
2. Разработать рекомендации (корректирующие и предупредительные меры), направленные на повышение качества профессиональной ориентации абитуриентов.
Метод исследования: открытое целевое анкетирование.
Оценка и анализ удовлетворенности внешних потребителей (абитуриентов) КрасГМУ проводится один раз в год.
Статистическая обработка результатов включала стандартные методы описательной статистики (абсолютные значения, процентные доли).
#<р
Результаты и обсуждение
В 2012 году в анкетировании приняли участие 473 студента первого курса КрасГМУ факультета фундаментального медицинского образования. Результаты опроса первокурсников - бывших абитуриентов, позволяют утверждать, что у большинства из них было сформировано представление о престижности КрасГМУ, что отметили 63% опрошенных. Более того, старшеклассники были уверены в выборе профессии: в 14 лет об этом мечтали 16,4%, в 15 лет - 22,2% , в 16 лет - 15,3% опрошенных (рис. 1).
При выборе будущей профессии будущие студенты руководствовались возможностью помогать людям в 46,5%, уважением и престижностью профессии в 45,2% случаев, полезностью профессии для жизни - в 44,9% случаев, возможность иметь хороший заработок в будущем - 37,7%, в 15% случаев - это продолжение семейной традиции (рис. 2).
На вопрос: «Когда Вы приняли окончательное решение поступать в медицинский вуз?» -52,0% опрошенных первокурсников ответили, что за 1-3 года до окончания школы, а у 19,6% такое решение созрело еще в раннем детстве (рис. 3).
Ежегодно более 500 абитуриентов проходят довузовскую подготовку на базе факультета довузовского и непрерывного профессионального образования (далее - ФДиНПО). Ежегодно свыше 150 выпускников 9-х классов поступает на 2-годичную подготовительную программу - Малую медицинскую академию (ММА), что подтверждает серьезность намерений абитуриентов по выбору вуза и уровню подготовки к поступлению.
По данным анализа эффективности подготовительных программ (процент абитуриентов, поступивших в вузы) в зависимости от их продолжительности, была выявлена закономерность: что выпускники Малой медицинской академии (2 года обучения), имеют стабильный показатель поступления в вузы в среднем 93,4 %. Колебания показателя в течение 5 лет различаются незначимо (от 89 % до 96 %) [10].
В Малой медицинской академии училось 23,3% респондентов, 21,5% приходили на экскурсии в КрасГМУ, 39% никогда не посещали наш вуз.
У 22,5% поступающих в наш вуз мамы работают медицинскими работниками, у 38,4% - кто-то из родственников, а 34,8% не имеют медицинских работников в своих семьях и в семьях родственников (рис. 4).
4.2
2,2 1,8 ППп
4,2
5,5
4,2
0,2 0,2 0,2 0,7 0,2 0,2
>ч <Ф
•У <ь' ч* Возраст
V ^
-Г
Рис. 1. Возраст абитуриентов, в котором они задумались о выборе медицинской профессии.
46,5
Р555
44,9
ш
¡5 Е о а а х Э л
¡11
111 8 Б 8
ш С О-
£ £ и
ю £ 8 2
: 5 £ 9
§ £ I
151 I ® =
II
Рис. 2. Мотивация студентов при выборе профессии врача.
50,0 ■■
40,0
0,0
менее чем за 1 месяц от 1 месяца до 1 года за 1 - 3 года до принял решение еще до сдачи до сдачи сдачи вступительных в раннем детстве
вступительных вступительных экзаменов
экзаменов экзаменов
Рис. 3. Принятие окончательного решения при выборе вуза.
затрудняюсь ответить
34,8
4,3
другие родственники
Рис. 4. Профессия родственников связана с медициной.
На решение абитуриентов поступать в медицинский вуз в 62,0% случаев повлияли родители (в 75% случаев родители активно поддерживали своих детей при поступлении в вуз), в 10,6% - врачи, у которых лечились выпускники
40,0
■ 30,0 • ■
10,0
62,0
10,6
-+-
-+-
-+-
друзья, врачи, которые сотрудники или сверстники вас лечили студенты нашего вуза
телевидение,
Рис. 5. Влияние со стороны на решение поступить в медицинский универси тет.
60,0
40,0
г зо,о 8.
ю,о --
30,8
это значительно бы облегчило выбор
мне это не нужно, я давно определился в выбором
нет, не помогло бы
Рис. 6. Влияние знания практической стороны специальности на выбор факультета.
школ, в 27,5% - это было самостоятельным решением, информация с сайта университета (рис. 5).
На вопрос: «Если бы Вы заранее имели возможность узнать практическую сторону специальностей КрасГМУ, это помогло бы вам с выбором факультета?» - почти 60% респондентов ответили, что давно определились с выбранной профессией, 30,8% опрошенных считают, что это облегчило бы выбор жизненного пути (рис. 6).
Профориентационная работа проводится с выпускниками средних общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных заведений г. Красноярска, Красноярского края, Республик Тыва и Хакасия для привлечения абитуриентов, осуществления набора в КрасГМУ профессионально ориентированных студентов и повышению имиджа вуза с целью доведения до абитуриентов сведений о системе качества образования в КрасГМУ, специальностях, направлениях подготовки специалистов, правилах приёма в КрасГМУ. Результатами профориентационной работы являются качество и количество абитуриентов, подавших заявление для поступления в КрасГМУ [7].
В профориентационной работе совместно заняты факультет довузовского и непрерывного профессионального образования (далее - факультет ДиНПО), факультеты, институты, приёмная комиссия (ПК) КрасГМУ. Ответственность за профориентационную работу возложена на декана факультета ДиНПО.
Профессионально-ориентационная работа проводится по следующим направлениям:
- проведение бесед профессорско-преподавательского состава со школьниками;
- проведение дней открытых дверей и иных мероприятий (профориентационные экскурсии, «погружения в медицину», экскурсии в музей патологической анатомии, музей анатомии и гистологии человека, посещение профильных кафедр вуза);
- участие в ярмарках учебных и рабочих мест, организуемыми Агентством труда и занятости населения Красноярского края (охват города и районы Красноярского края);
- участие в профориентационных мероприятиях, организуемых Министерством образования и науки Красноярского края (охват Красноярск и районы края);
- участие в «Ярмарках профессий», организуемых межшкольными учебными комбинатами, школами города;
- тестирование абитуриентов на сайте вуза по профессиональной ориентации (профессиональные установки, доминирующие сферы интересов), профильным предметам;
- разработка информационных буклетов о направлениях высшего образования в КрасГМУ;
- публикации в печатных изданиях информации о факультетах и правилах приема в КрасГМУ;
- формирование пакетов с информационно-рекламными материалами для работы сотрудников кафедр, ответственных за профориентационную работу.
- координация деятельности подразделений КрасГМУ, участвующих в профориентационной работе (деканаты факультетов, институты, кафедры).
- проведение олимпиад, семинаров, тренингов, выставок и других мероприятий учебного и профессионально ориентированного характера;
- оказание консультативной помощи выпускникам факультета ДиНПО о направлениях получения образования в КрасГМУ [9].
На сайте университета оформлен раздел, посвящённый абитуриентам. Здесь можно найти все регламентирующие документы по работе с абитуриентами, расписание занятий подготовительных курсов и ММА, правила приёма в КрасГМУ и др.
Особое внимание уделяется агитационно-разъяснительной работе. Регулярно идет рассылка печатных агитационных материалов во все территории Красноярского края, Тывы, Хакасии, Бурятии, Кемеровской и Иркутской областей. Активно используется электронная почта. Ведётся активная работа со школами, муниципальными образовательными центрами. Регулярно размещается информация в местных газетах, на каналах телевидения (ТВ) и краевом радио.
КрасГМУ постоянно анализирует свои способности выполнять требования, относящиеся к профориентационным мероприятиям, во-первых, в рамках деятельности по связям с потребителями, и, во-вторых, мониторинга и измерения удовлетворенности заинтересованных сторон качеством профессионального образования [8].
Заключение
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие характерные мотивации для абитуриентов КрасГМУ:
1. В 2012 году основным каналом поступления информации для абитуриентов КрасГМУ являются знакомые, друзья, родственники. В момент принятия решения абитуриенты учитывают мнение людей, которым доверяют. Необходим механизм управления основным каналом поступления информации для абитуриентов.
2. Респонденты (62,2% от участников анкетирования) выбрали КрасГМУ для получения высшего образования, потому что этот вуз порекомендовали родители.
3. Около 60% абитуриентов (56,8%) сориентированы на выбранную профессию задолго до поступления (за 1-3 года) в вуз.
Литература
1. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы международной научной конференции. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.
2. Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг на факультете управления //Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 3, Вып. 8. - С. 107-110.
3. Ефимов В.В. Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов / Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 223 с.
4. Злобина Н.В., Висков М.М., Толстошеина В. А. Современные инструменты развития системы менеджмента качества организации. - ФБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 100 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. - М.: Стандартинформ,
2011. - 46 с.
6. ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования. - М.: «Стандартинформ», 2011. - 25 с.
7. ГОСТ Р ИСО 54732 - 2011 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению. -М.: Стандартинформ,
2012. - 28 с.
8. Кучер С. Н., Гозман Т. М. Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении / Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием. - Барнаул, 2010. -131 с.
9. СТО СМК 7.2.02-12 «Управление профессиональной ориентации абитуриентов в ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России». -КрасГМУ, 2012. - 16 с.
10. Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. Модель довузовского образования, реализуемая в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого // Современные проблемы науки и образования. - 2013.- №2. - С. 18-25.
References
1. Batalova О. S.. Specificity of educational services as the basis of the marketing policy of the university / / Current Issues in Economics and Management: Materiaks of the International. Scientific Conference. - M.: RIOR 2011. - P. 7-12.
2. Yeliseeva E.NEvaluation of satisfaction of the educational services consumers at the Faculty of Management / / Bulletin of Chelyabinsk State University. - 2013. - № 3, Issue № 8. -P. 107-110.
3. Yefimov V.V.. Improving the quality of products, processes, resources / Tutorial. - M.: KN0RUS,2007. - P. 223.
4. Zlobina N.V., Viskov М.М., Tolstosheina V.A. Modern tools of the quality management system development in the organization. - FBOU VPO "TGTU», 2011. - P. 100.
5. GOST R ISO 9004-2010 Managing for the sustained success of an organization. - M.: «Standartinform», 2011. - P. 46
6. GOST ISO 9001-2011. The quality management system. Requirements. - M.: «Standartinform», 2011. - P. 25.
7. ISO 54732 - 2011 Quality Management. Customer satisfaction. Guidelines for monitoring and measuring. - M.: Standartinform, 2012. - P. 28.
8. Kutcher S.N., Gozman Т. М. Organization of the internal monitoring the quality of education in the educational institution / Guidelines for heads of educational institutions, professionals municipal education authorities. - Barnaul, 2010. -P. 131.
9. SRT QMS 7.2.02-12 «Managing of professional orientation of entrants in FGBOU VPO KrasSMU named after V. F. Voino-Yasenetsky, Minzdravsotsrazvitiya of Russia». -KrasSMU, 2012. - P. 16.
10. Shilina N.G., Таptygina E.V. Model of pre-university education, implemented in Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F. Voino-Yasenetsky // Modern problems of science and education. - 2013.-№ 2. - P. 18-25.
Сведения об авторах
Буянкина Римма Геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-maíl: buyankínar@maíl.ru.
Таптыгина Елена Викторовна - кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой - центром симуляционных технологий, декан факультета довузовского и непрерывного профессионального образования ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2209832; e-maíl: taptygína@maíl.ru.
Рудакова Любовь Владимировна - менеджер по профориентационной работе факультета довузовского и непрерывного профессионального образования ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2209832; e-maíl: [email protected].