Научная статья на тему 'Стандартизация преподавания практического навыка в медицинском вузе'

Стандартизация преподавания практического навыка в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Анестезиология и реаниматология
Scopus
ВАК
CAS
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК / СТАНДАРТ ПРЕПОДАВАНИЯ / ЧЕК-ЛИСТ / БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ / ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / АТТЕСТАЦИЯ / PRACTICAL SKILL / THE STANDARD OF TEACHING / CHECK LIST / BASIC CARDIOPULMONARY RESUSCITATION / LIST OF THE EXPERT EVALUATION / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таптыгина Елена Викторовна, Мягкова Е.Г., Грицан А.И., Газенкампф А.А., Хиновкер В.В.

В статье обсуждается опыт унификации преподавания обязательного практического навыка для студентов медицинского вуза. Представлена технология преподавания навыка с использованием симуляционного оборудования и результаты внедрения стандарта преподавания на основе анкетирования 298 респондентов. Приведен пример контроля знаний с использованием чек-листа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таптыгина Елена Викторовна, Мягкова Е.Г., Грицан А.И., Газенкампф А.А., Хиновкер В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The standartization of teaching practical skills in medical university

The article discusses the experience of unification of the teaching of obligatory practical skills for medical students. The technology teaching skills using simulation equipment and the results of implementing the standard of teaching.The example of the control knowledge using a checklist.

Текст научной работы на тему «Стандартизация преподавания практического навыка в медицинском вузе»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016

УДК 378.661:006

Таптыгина Е.В., Мягкова Е.Г., Грицан А.И., Газенкампф А.А., Хиновкер В.В., Ермаков Е.И.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО НАВЫКА

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

В статье обсуждается опыт унификации преподавания обязательного практического навыка для студентов медицинского вуза. Представлена технология преподавания навыка с использованием симуляционного оборудования и результаты внедрения стандарта преподавания на основе анкетирования 298 респондентов. Приведен пример контроля знаний с использованием чек-листа.

Ключевые слова: практический навык; стандарт преподавания; чек-лист; базовая сердечно-легочная реанимация;

лист экспертной оценки; аттестация. Для цитирования: Таптыгина Е.В., Мягкова Е.Г., Грицан А.И., Газенкампф А.А., Хиновкер В.В., Ермаков Е.И. Стандартизация преподавания практического навыка в медицинском вузе. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61 (4): 257-260. DOI: 10.18821/02017563-2016-4-257-260

Taptygina E.V., Myagkova E.G., Gritzan A.I., Gazenkampf A.A., Khinovker V.V., Ermakov E.I. THE STANDARTIZATION OF TEACHING PRACTICAL SKILLS IN MEDICAL UNIVERSITY

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky, 660022, Krasnoyarsk, Russia The article discusses the experience of unification of the teaching of obligatory practical skills for medical students. The technology teaching skills using simulation equipment and the results of implementing the standard of teaching.The example of the control knowledge using a checklist.

Keywords: practical skill; the standard of teaching; check list; basic cardiopulmonary resuscitation; list of the expert evaluation; certification.

For citation: Taptygina E.V., Myagkova E.G., Gritzan A.I., Gazenkampf A.A., Khinovker V.V., Ermakov E.I. The standartization of teaching practical skills in medical university. Anesteziologiya i reanimatologiya (Russian journal of Anаеsthesiology andReanimatology) 2016; 61 (4): 257-260. (In Russ.). DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-257-260

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding.The study had no sponsorship. Received 09.01.2016 Accepted 25.03.2016

Введение. Ранняя сердечно-легочная реанимация и быстрая дефибрилляция обеспечивают выживаемость пациентов при внезапной остановке кровообращения [1]. В связи с этим базовая сердечно-легочная реанимация (БСЛР) - один из основных практических навыков, которым должен овладеть студент, обучающийся по специальности «лечебное дело».

Сегодня в анестезиологии и реаниматологии существует серьезная доказательная база по проведению БСЛР [2, 3], на которую, безусловно, необходимо опираться в процессе об-

учения данному практическому навыку как студентов, так и врачей.

Изучение БСЛР осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов лечебного факультета на различных дисциплинах, а оценка данного практического навыка происходит в период проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, дифференцированного зачета (с оценкой) после прохождения летней производственной практики, на втором этапе государственной итоговой аттестации.

Учебные дисциплины, в рамках которых происходит отработка БСЛР на кафедрах

№ п/п Название кафедры Название учебной дисциплины Курс Семестр

1. Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф 2 3

2. Кафедра общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана Общая хирургия, лучевая диагностика 3 5

3. Кафедра общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана Первая помощь при кровотечениях и травмах 3 5

4. Внутренние болезни № 1 Факультетская терапия, профессиональные болезни 4 7

5. Кафедра внутренних болезней № 2 с курсом ПО

6. Кафедра детских болезней с курсом ПО Педиатрия 5 10

7. 8. Внутренние болезни № 1 Кафедра внутренних болезней № 2 с курсом ПО Госпитальная терапия, эндокринология 5 10

9. Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ с курсом ПО им. проф. Л.Л. Роднянского Травматология, ортопедия 6 11

10. Кафедра анестезиологии и реаниматологии ИПО Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия 6 11

11. Кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом ПО Поликлиническая терапия 6 12

12. Внутренние болезни № 1 Неотложные состояния в кардиологии 6 12

Для корреспонденции:

Таптыгина Елена Викторовна, канд. мед. наук, доцент, декан факультета довузовского и непрерывного профессионального образования. E-mail: taptygina@mail.ru For correspondence:

Elena V. Taptygina, Ph.D, Associate Professor, Dean of the Faculty of pre-university and continuous professional education, Head of the Department - the center of simulation technologies. E-mail: taptygina@mail.ru

RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)

DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-257-260 Original article

257

Приложение 1. Лист экспертной оценки проведения базовой сердечно-легочной реанимации

Рис. 1. Фрагмент видеоурока «Базовая сердечно-легочная реанимация у взрослого».

Изучая этапы формирования практического навыка, мы проанализировали на каких курсах, в рамках каких дисциплин студенты по данной специальности осваивают практический навык БСЛР (см. таблицу).

Как видно из представленных данных, студенты лечебного факультета отрабатывают обсуждаемый практический навык на протяжении всего периода обучения, ежегодно, начиная со 2-го курса, и сдают его на 2-м этапе государственной итоговой аттестации (ГИА), который является обязательным (т. е. данный навык сдает каждый выпускник), а в формировании навыка участвуют преподаватели 12 кафедр.

Анализ оценок ГИА выпускника 2014 г за данный навык показал, что не все студенты овладели навыком в полной мере, а оценивание преподавателями носит субъективный характер. Не исключалась возможность упущения одного из этапов выполнения навыка или повышенного влияния одного крайне ценного фактора на проводимую оценку (эффект ореола).

Цель - предоставить опыт и проанализировать первичные результаты эффективности внедрения единого стандарта преподавания студентам алгоритма БСЛР в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецко-го» Министерства здравоохранения Российской Федерации (КрасГМУ).

Материал и методы. С целью выработки единых подходов и повышения качества формирования практического навыка был проведен ряд организационно-методических мероприятий. Разработан стандарт алгоритма выполнения БСЛР и отснят видеоурок выполнения практического навыка (рис. 1).

На базе кафедры - центра симуляционных технологий учебно-методическим управлением совместно с кафедрой анестезиологии и реаниматологии Института последипломного образования (ИПО) была организована методическая конференция для преподавателей кафедр КрасГМУ, программы обучения которых включают навык БСЛР (см. таблицу). С целью унифицировать преподавание данного навыка у студентов на всех этапах обучения в рамках конференции был проведен мастер-класс по обучению преподавателей алгоритму БСЛР у взрослых.

За основу построения мастер-класса был взят курс Европейского совета по реанимации (ЕСР) «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция», состоящий из двух этапов: теоретического обзора основных аспектов проведения БСЛР и практической отработки навыка.

Теоретическая часть включала в себя лекцию, в которой пошагово обговаривался каждый элемент алгоритма БСЛР. Данный этап направлен, во-первых, на формирование первичного представления о современных подходах к алгоритму БСЛР и, во-вторых, позволяет лектору предоставить научное обоснование всех действий спасателя.

Практическое обучение осуществлялось на специализированных тренажерах с контролером двумя инструкторами в группах не более 12 человек.

Обучение проводилось по следующему алгоритму:

1. Инструктор без объяснений демонстрировал преподавателям весь комплекс БСЛР.

На этом этапе необходимо сформировать общее представление правильного выполнения навыка. Важно, чтобы инструктор в совершенстве владел всеми элементами БСЛР (непрямой массаж

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ

Дата__Check - card

Ф.И.О.студента_

Группа/факультет_

Параметр

Оценка правильности выполнения

Оглядеться, проверить собственную безопасность + +/- -

Спросить у пострадавшего его имя. + +/- -

Позвать на помощь окружающих. + +/- -

Проверить наличие самостоятельного дыхания:

положив руки на лоб и подбородок, разогнуть шею, + +/- -

попытаться услышать дыхание пострадавшего. + +/- -

Проверить наличие пульсации на сонной артерии:

выполнить одновременно с оценкой дыхания, + +/- -

поместить пальцы в проекции сонной артерии. + +/- -

Вызвать бригаду скорой медицинской помощи. + +/- -

Начать выполнение компрессий:

руки - в центр грудной клетки, + +/- -

постановка рук - в замок, разогнуты в локтях, + +/- -

глубина компрессий 5-6 см, + +/- -

частота компрессий 100-120 в мин, + +/- -

компрессии ритмичны, единообразны, + +/- -

выполнение 30 компрессий. + +/- -

Выполнить искусственные вдохи:

положив руки на лоб и подбородок, разогнуть шею, + +/- -

закрыть нос большим и указательным пальцами, + +/- -

воспользоваться средством защиты, + +/- -

плотно прижать губы, + +/- -

выполнить два вдоха с интервалом 1 с. + +/- -

Продолжить компрессии грудной клетки + +/- -

Каждое нарушение последовательности алгоритма оценивается в 0,5 ошибки

+ 0-0, 2-2, нет ошибок 5 ошибки - «о 5 ошибки - «у; +/- гличн ],овл.> 0,5 ошибки о»; 1-1,5 ошибю ; более 2,5 ошиб и хоре ок - « одна ошибка шо; неудовл.>

ОЦЕНКА Экзаменатор

сердца, искусственное дыхание) и не совершал ошибок во время демонстрации, так как курсанты могут на подсознательном уровне запомнить эти недочеты и в будущем повторять их.

2. Инструктор повторял весь алгоритм, но теперь с подробным объяснением каждого своего действия. Инструктор четко проговаривал каждое свое действие, например: «кладу одну руку на лоб пострадавшего, второй придерживаю подбородок». Это необходимо для того, чтобы не упустить никаких мелочей в процессе объяснения алгоритма. Кроме того, это позволило обучающимся преподавателям точно повторить действия инструктора.

3. Инструктор повторно проводил БСЛР, но уже под команды преподавателей. Преподаватели по очереди говорили инструктору, что он должен делать. «Подойдите к пострадавшему, спросите у него, как его имя». Таким образом, преподаватели проговаривали алгоритм, что способствует лучшему запоминанию.

4. Вопросы и обсуждение. После того, как преподаватели получили полную информацию о БСЛР, они могли задать вопросы инструктору.

5. Преподаватели поочередно проводили весь комплекс БСЛР.

Действия каждого участника мастер-класса обсуждались в

группе. Сначала отмечались положительные моменты, потом -

258

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)

DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-257-260 Оригинальная статья

Приложение 2. Анкета «Базовая сердечно-легочная реанимация»

АНКЕТА

Базовая сердечно-легочная реанимация у взрослых

Уважаемые студенты, просим вас ответить на несколько вопросов по проведению алгоритма базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых. Выберите один правильный ответ.

1. Что необходимо сделать прежде всего при обнаружении пострадавшего?

а - убедиться в собственной безопасности; Ь - вызвать бригаду скорой помощи; с - незамедлительно начать проведение комплекса БСЛР; d - попытаться привлечь внимание как можно большего количества окружающих людей; е - попытаться заговорить с пострадавшим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На основании каких данных можно сделать вывод о наличии у пострадавшего остановки кровообращения?

а - отсутствие реакции зрачка на свет; Ь - отсутствие реакции на болевой стимул;

с - отсутствие сознания, адекватного самостоятельного дыхания; d - невозможности определить пульс на лучевой артерии; е - невозможности выслушать сердечные тоны.

3. Где правильно располагать руки при проведении компрессий грудной клетки?

а - в области верхушки сердца; Ь - в центре грудины; с - в центре грудной клетки; d - под мечевидным отростком; е - так, как удобно спасателю.

4. Какое соотношение компрессий грудной клетки и искусственных вдохов правильное?

а - 5:1, Ь - 15:1, с - 15:2, d - 30:2, е - 30:5.

5. До каких пор необходимо проводить базовый комплекс БСЛР?

а - 15 мин; Ь - 60 мин;

с - до момента сужения зрачков;

d - до приезда бригады скорой помощи;

е - до появления признаков биологической смерти.

недоработки. Инструктор подробно разбирал с каждым преподавателем все ошибки.

6. Повторно алгоритм выполнялся с учетом разобранных ранее недочетов.

7. Демонстрационное выполнение инструкторами алгоритма БСЛР в паре.

Работа в парах связана с определенными особенностями (расположение спасателей относительно пострадавшего и друг друга, распределение функций и пр.).

8. Выполнение преподавателями алгоритма БСЛР в парах.

9. Финальное обсуждение алгоритма БСЛР.

У преподавателей была возможность задать вопросы, обсудить спорные моменты.

Без 1 2 3 4 ' 5

ошибок ошибка ошибки ошибки ошибки ошибок

Е^Э Студенты ЦЩ Ординаторы

Рис. 2. Число респондентов (% от общего числа в группе), допустивших различное количество ошибок.

140 120 100 80 60 40 20

100

50

39

77 76

62 63 '

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5

Правильно

Неправильно

Рис. 3. Анализ ответов ординаторов 2-го года обучения.

10. Проведение зачета. Прием зачета проводили оба инструктора вместе. Преподаватели по одному заходили в комнату и проводили БСЛР в соответствии с алгоритмом. После обсуждения инструкторы озвучивали результат с разъяснением ошибок, при их наличии.

Для объективизации приема зачета по БСЛР нами разработан лист экспертной оценки (чек-лист), который позволяет зафиксировать и правильно оценить все ошибки обучающегося, при их наличии (приложение 1).

Данный подход к обучению студентов бы введен с первого сентября 2014 г. на кафедре анестезиологии и реаниматологии ИПО (обучающей студентов 5-го курса), а с января 2015 г. - на всех остальных кафедрах, преподающих навык проведения БСЛР.

С целью оценки эффективности метода было проведено анкетирование среди ординаторов 2-го года обучения (проходивших обучение БСЛР по старой методике на 1-м году обучения в ординатуре) и студентов 6-го курса, прошедших обучение по предложенному алгоритму на 5-м курсе), т. е. обе группы респондентов проходили обучение не более года назад. Анкета включала в себя 5 вопросов на знание основных этапов проведения БСЛР (приложение 2).

Анкетирование было проведено у 298 респондентов, которые были разделены на 2 группы: ординаторы - 139 человек и студенты - 159 человек.

Результаты анкетирования приведены в виде абсолютных значений или процентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анкет показал, что положительных результатов анкетирования (не более двух ошибок) в группе студентов (45,3%) значительно выше, чем в группе ординаторов (23%) (рис. 2).

Наибольшее количество ошибок в обеих группах было допущено в вопросах, касающихся признаков клинической смерти (вопрос № 2 в анкете: «На основании каких данных можно сделать вывод о наличии у пострадавшего остановки кровообращения?») - 84% у ординаторов и 71,2% среди студентов 6-го курса; и правильной постановки рук при проведении компрессий (вопрос № 3: «Где правильно располагать руки при проведении компрессий грудной клетки?») - 85,6% в группе ординаторов и 67,3% в группе студентов (рис. 3 и 4).

Наибольшее количество правильных ответов в обеих группах (55,4% среди ординаторов и 69,2% среди студентов) было

120-1 100 -80604020-

0

113

82

46

107

110

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5

¡^1 Правильно КШ Неправильно

Рис. 4. Анализ ответов студентов VI курса.

RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)

DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-257-260 Original article

259

дано в вопросе анкеты № 4 («Какое соотношение компрессий грудной клетки и искусственных вдохов правильное?»).

Большое количество ошибок в вопросе № 2 в анкете мы связываем с нечеткой формулировкой признаков клинической смерти в процессе всего обучения (в рекомендациях ЕСР 2010 г., на основе которых построен курс БСЛР, указаны только отсутствие сознания и дыхания у пострадавшего, в более же ранних рекомендациях, а также в ряде рекомендаций других неспециализированных врачебных сообществ присутствует определение пульса). Большое количество неправильных ответов, касающихся постановки рук при БСЛР связано, на наш взгляд, с многообразием способов определения идеальной точки приложения компрессий (2 см выше мечевидного отростка, граница средней и нижней трети грудины и пр.). В то время как в рекомендациях ЕСР определение точки звучит очень просто - «середина грудной клетки пострадавшего» [3]. Такое разночтение, безусловно, может запутать обучающегося.

«Золотая формула» 30: 2 звучит во всех рекомендациях и большинство преподавателей на различных кафедрах это озвучивают. Однако, несмотря на «лидерство» среди правильных ответов, мы считаем полученный результат (немногим больше половины) чрезвычайно низким.

Анализ анкет показал, что положительных результатов анкетирования (не более двух ошибок) в группе студентов (45,3%) значительно выше, чем в группе ординаторов (23%) (см. рис. 2). Более высокий уровень ответов в группе студентов говорит, на наш взгляд, о более качественном уровне знаний, а, следовательно, процесса обучения.

Внедрение чек-листа в образовательный процесс позволило снизить взаимное недопонимания студент - экзаменатор, повысить обоснованность, надежность, правдоподобность оценки, а также унифицировать прием практического навыка. Разъяснение ошибок, отмеченных экзаменатором в чек-листе,

сразу после сдачи навыка практически полностью исключает сомнения студента в объективности оценки.

Заключение

Наш опыт показал, что внедрение единого стандарта преподавания навыка БСЛР на всех этапах его формирования повышает качество освоения данного практического навыка.

Использование карты экспертной оценки позволяет исключить при проверке навыка, разночтения и субъективизм со стороны экзаменатора.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bobrow B.J., Spaite D.W., Berg R.A. et al. Chest compression-only CPR by lay rescuers and survival from out-of-hospital cardiac arrest. J.A.M.A. 2010; 304 (13): 1447-54.

2. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реанимации (пересмотр 2010 г.) / Под ред. В.В. Мороза. Рыбинск: Гран При; 2011.

3. Guidelines for Resuscitation 2010 / European Resuscitation Council. Resuscitation. 2010; 81: 1219-76.

REFERENCES

1. Bobrow B.J., Spaite D.W., Berg R.A. et al. Chest compression-only CPR by lay rescuers and survival from out-of-hospital cardiac arrest. J.A.M.A. 2010; 304 (13): 1447-54.

2. Guidelines for the Resuscitation of the European Resuscitation Council (revision 2010). [Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu reani-matsionnykh meropriyatiy Evropeyskogo Soveta po reanimatsii (peres-motr 2010 g.)] / Ed. V.V. Moroz. Rybinsk: Gran Pri; 2011. (in Russian)

3. Guidelines for Resuscitation 2010 / European Resuscitation Council. Resuscitation. 2010; 81: 1219-76.

Поступила 09.01.2016 Принята в печать 25.03.2016

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.252.4:616-08-039.75]:378.61

Сизова Ж.М.1, Невзорова Д.В.2, 1, Белобородова А.В.1, Абузарова Г.Р.3, Сонькина А.А.4, Тяжельников А.А.5, 1, Захарова В.Л.1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

'Кафедра медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии ИПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 2ГКУ3 хоспис № ' им. В.В. Миллионщиковой ДЗМ, Москва, Россия; 3Кафедра онкологии и радиологии ИПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 4ЦНПО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия; 5ГБУЗ городская поликлиника № 2 ДЗМ, Москва, Россия

В связи с введением нового вида медицинской помощи - паллиативной медицинской помощи (ПМП) (ст. 32 Федерального закона от 21.П.20П № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации "; далее Ф3-323) Минздравом России поставлены задачи перед образовательными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования, по подготовке врачей по вопросам оказания ПМП. С этой целью в 2015 г. в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России было открыто новое направление - подготовка медицинских кадров по вопросам ПМП. Образовательные программы разработаны в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейской Ассоциации паллиативной помощи (ЕАПП). Особое внимание уделялось вопросам обезболивания, коммуникативным навыкам, организации оказания ПМП взрослому населению в амбулаторных и стационарных условиях. Активно использовались различные формы преподавания - электронное обучение, тренинги по боли; практические занятия по коммуникативным навыкам общения с паллиативными пациентами и их родственниками с использованием технологии "стандартизованный пациент".

Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь; паллиативный пациент; дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации; коммуникативные навыки. Для цитирования: Сизова Ж.М., Невзорова Д.В., Белобородова А.В., Абузарова Г.Р., Сонькина А.А., Тяжельников А.А., Захарова В.Л. Актуальные вопросы преподавания паллиативной медицинской помощи в системе дополнительного профессионального образования. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61(4): 260-263. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-260-263

260

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)

DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-260-263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.