Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / подросток / этническая группа / исследование / сравнительный анализ.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнейчик И. В.

В статье представлен анализ социализации подростков разных этнических групп в отечественных и зарубежных публикациях. Проблема рассматривается через определение базовых направлений публикационной активности на отечественной и зарубежной информационной платформах, включающих научные статьи по психологии, и сравнительный анализ направлений исследования социализации подростков разных этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

заключающаяся в неспособности или нежелании противостоять внешнему активному давлению на сознание в области формирования принципов, убеждений, морали и нравственности. Сознательное или бессознательное стремление не выходить из зоны психологического комфорта блокирует развитие критичности мышления, что приводит в конечном итоге к конформному поведению, укоренению в сознании чужих мыслей и неспособности продуцировать собственные аргументированные умозаключения.

Проявление псевдоидентичности, больше свойственное мужчинам, свидетельствует об их желании соответствовать социальным ожиданиям, а не отстаивать свою, возможно отличную точку зрения.

Диффузная идентичность, больше присущая женщинам, указывает на их поверхностное отношение к проблемам общества, отстраненность от принятия жизненно важных общественных решений, неглубокое осмысление собственной значимости в постановке и реализации социальных вопросов.

Таким образом, специфика психологической структуры гражданской идентичности личности указывает на актуальные проблемы в формировании гражданского самосознания молодых мужчин и женщин, решение которых позволит создать все необходимые условия для развития процветающего гражданского общества, характеризующегося высоким морально-нравственным кодексом и обладающего суверенностью.

Литература

1. Ахметшина Г.Х. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи.- Автореф. дис. ...канд. пед. н.: Казань, 2015. 28 с.

2. Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х годов: дис. д. социол. н. М.: 2002. С. 59.

3. Ивашов Л.Г. Опрокинутый мир. Тайны прошлого - загадки грядущего. Что скрывают архивы Спецотдела НКВД, Аненербе и Верховного командования Вермахта»: Книжный мир: М; 2016. С. 2

4. Личность. Сознание. Идентичность: Учебно-методическое пособие / сост.

Т.М. Беспалова, О.В. Теняева. Рязань: Из-во ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2020. 82 с.

5. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-ресурсов. -Автореф. ... дис. канд. пед. н.: Самара, 2010. 27 с.

6. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №№1.

7. Шубарт В. Европа и душа Востока, М., 2003, с. 26

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Корнейчик И. В., Москва (Россия), доцент кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет. iv.komeichik@mgou.ru

DOI:

В статье представлен анализ социализации подростков разных этнических групп в

отечественных и зарубежных публикациях. Проблема рассматривается через определение базовых направлений публикационной активности на отечественной и зарубежной информационной платформах, включающих научные статьи по психологии, и сравнительный анализ направлений исследования социализации подростков разных этносов.

Ключевые слова: социализация, подросток, этническая группа, исследование, сравнительный анализ.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDIES OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS

OF DIFFERENT NATIONALITIES IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

Korneichik I. V. Moscow (Russia), Associate Professor of the Department of Russian History of the Middle Ages and Modern Times, State Educational Institution of Higher Education of the Moscow Region Moscow State Regional University. iv.korneichik@mgou.ru

The article presents an analysis of the socialization of adolescents of different ethnic groups in domestic and foreign publications. The problem is considered through the definition of the basic directions of publication activity on domestic and foreign information platforms, including scientific articles on psychology, and a comparative analysis of the directions of research of socialization of adolescents of different ethnic groups.

Keywords: socialization, teenager, ethnic group, research, comparative analysis.

Введение в проблему. Социализация подростков достаточно значимое направление исследований в отечественной и зарубежной психологии [1, 2]. Содержательные аспекты социализации связывают с передачей обществом и усвоением индивидом определенных ценностей, норм и образцов поведения. Это важно в современном мире не только потому, что подростковый возраст достаточно требователен к развитию и построению отношений, а также из-за большого влияния, которое он оказывает на последующую жизнь любого человека.

Современное полиэтническое общество регулярно сталкивается с проблемами сплоченности внутри и между этносами. Актуальны следующие разнонаправленные тенденции межэтнического взаимодействия:

- положительные: достаточно мощная сегрегация приводит к значительному смешиванию этносов через браки и профессиональную деятельность; большое количество показателей отношений указывают на рост позитивного отношения между этническими группами [7];

- отрицательные: между отдельными этническими группами наблюдается устойчивая сегрегация; этническая разнородность сообществ, как правило, снижает сплоченность [3], что может создавать напряжение и угрозы для других этнических групп; проводимый Брексит и события в Афганистане вызывают стойкое беспокойство по вынужденной иммиграции среди различных групп и слоев общества. В пространство отрицательных тенденций следует отнести психологический механизм, представленный в исследованиях R.D. Putnam, T. van der Meer, J. Tolsma, P.T. Dinesen, K.M. S0nderskov, и заключающийся в ориентации на более тесную связь со своим этносом, а также в маргинализации и росте угроз и предрассудков по отношению к другим группам. Этот механизм и установленные зависимости используются для противопоставления этнического разнообразия и социальной сплоченности,

снижающейся при усилении предпочтения людьми своей этнической группы [3, 4, 5, 6].

Эти проблемы крайне важны, с учетом психологических особенностей подросткового возраста, и крайне значимы для подростков, проживающих в мегаполисе, вследствие высокой концентрации различных этносов, их интенсивного взаимодействия и вплетения в это поле процесса социализации.

Материалы и методы.

Методы. Цель исследования: системный обзор научных статей по социализации подростков для выделения аспектов социализации подростков различных этносов.

Выбор информационных платформ для анализа публикаций по проблеме исследования был обоснован возможностями поисковых систем и максимально возможным разнообразием публикуемых материалов. Отбор научных статей по проблемам социализации подростков разных национальностей проведен в три этапа:

- на первом этапе на информационных платформах НЭБ eLIBRARY.ru и Taylor & Francis Online были отобраны научные статьи по ключевым словам «социализация подростков» / «socialization of adolescents (teenagers)»;

- на втором этапе на каждой из платформ выделены статьи по психологии и психологическим наукам;

- на третьем был проведен качественный анализ содержания статей по названию и аннотациям, чтобы выделить статьи, включающие рассмотрение различных аспектов социализации подростков различных национальностей или проблемы с ними сопряженные.

На завершающем этапе проведена проверка совпадения и исключения таких статей на различных платформах, а также исключены статьи, не имеющие аннотаций.

Материалы. Системный поиск научных статей по социализации подростков на информационных платформах обеспечил выделение специфики затронутых проблем и основных направлений их изучения в отечественных и зарубежных публикациях.

Поисковая система НЭБ eLIBRARY.ru отобрала 3754 статьи по ключевым словам из которых были выделены 944 (25,1 %) публикации по психологии. Среди них оказалось только 22 (2,3 %) публикации, рассматривающие и затрагивающие проблемы социализации подростков разных этнических групп и межэтнического взаимодействия подростков в процессе социализации. Выделенные статьи были опубликованы в период с 2012 по 2021 гг., с пиком в 2015 г. (n=7, 31,8% статей по тематике), что позволяет отметить реакцию ученых на рост проблем межэтнического взаимодействия или отражает ход осмысления проблем социального взаимодействия.

Основными проблемами подростков разных этносов, затронутыми в публикациях, выступили:

- проблемы идентичности подростков в процессе социализации (n=4, 18,2 %);

- проблемы оказания психологической помощи подросткам в процессе социализации (n=4, 18,2 %);

- варианты и тенденции социализации подростков (n=4, 18,2 %);

- анализ диссертационных исследований рассматриваемой проблемы (n=2, 9,1 %);

- анализ особенностей протекания социализации подростков (n=2, 9,1 %);

- проблемы девиантного поведения подростков в процессе социализации (n=1, 4,5 %);

- анализ процесса социализации подростков (n=1, 4,5 %);

- проблемы отношений подростков с референтными группами в процессе социализации (n=1, 4,5 %);

- проблемы социализации подростков в мультикультурном пространстве мегаполиса (n=1, 4,5 %).

Проблемы социализации подростков представлены на информационной платформе Taylor & Francis Online в 33312 статьях, но для последующего анализа были отобраны 5984 (18%) публикации по психологическим наукам. 455 статей (7,6%) отражают проблемы социализации подростков разных этносов.

Основные направления исследования социализации подростков связаны с рассмотрением следующих проблем:

- влияние семьи и родительских фигур на различные аспекты социализации подростков: влияние образования, культурного уровня родителей на образовательные и политические ожидания; роль матерей в экономической социализации; роль расы родителей в развитии депрессии; усвоение образовательных ценностей подростками; влияние особенности восприятия матерей на процессы социализации и особенности их социализации; семейные контексты (этнос и социально-экономический статус) академической социализации; переживание семейного стресса и в близких отношениях; (n=203, 44,6 %);

- особенности личностных характеристик подростков в процессе социализации: самосознание, ценности и эмоции; агрессия и гнев; гордость и религиозность, девиантное поведение; свободное время и опыт иммиграции, жизненный опыт; (n=101, 22,2 %);

- проявление аккультурации в социализации: взаимодействие религиозных конфессий в месте проживания; особенности аккультурации в городе и сельской местности; особенности образовательных традиций и расовой дискриминации в школе; депрессивные настроения подростков-иммигрантов; (n=89, 19,6 %);

- особенности идентичности подростков в их социализации: этническая идентичность и качество воспитания в семье; формирование культурной и расовой идентичности в процессе развития; (n=47, 10,3 %);

- оказание медицинской и психологической помощи подросткам в процессе социализации: здравоохранение подростков в мультикультурной сфере; особенности консультативной практики подростков с проблемами социализации; (n= 11, 2,4 %);

- особенности социализации подростков из однополых браков (n=4, 0,9 %).

Представленный анализ публикаций проясняет существующие тенденции и расширяет

пространство для включения в него новых направлений исследования.

Выводы:

4. Результаты исследований социализации подростков разных этнических групп в отечественной и зарубежной психологии на базе сравнительного анализа научных статей показали, что данная тема глубже и шире представлена в зарубежных публикациях с достаточно узкой тематической ориентацией в исследованиях.

5. Исследования социализации подростков в отечественной психологии более ориентированы на фундаментальное изучение проблемы и базируются на системном подходе, принятом в России и ориентированном на рассмотрение основных компонентов социализации, ее процессуальной протяженности, возможности управления процессом и направленностью социализации. Зарубежные исследования охватывают достаточно широкое

пространство изучения социализации в разных странах и представляют специфические проблемы, такие как: социализация подростков в однополых браках; проявление дискриминации в учебных заведениях и проявление межнациональной агрессии. Вместе с тем, объединяющими и признанными выступают следующие направления: исследования различных форм идентичности в процессе социализации; рассмотрение различных уровней оказания психологической помощи подросткам и их семьям.

6. При сравнительном исследовании научных публикаций следует отметить, что в отечественной и зарубежной научных традициях существуют разные подходы к формулированию названия научных публикаций, а структура статей в зарубежных журналах отвечает достаточно строгим стандартам, что, безусловно, задает некоторое искажение при сравнительном анализе названий и аннотаций статей. С учетом этих особенностей, представленные результаты сравнительного анализа выступают как достаточно общие тенденции исследования указанной проблемы, однако задающие необходимые ориентиры в дальнейших исследованиях данной проблематики.

Литература

1. Белинская Е. П. Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 208 с.

2. Чумичева И.В. Поликультурная социализация подростков в большом городе // В сборнике: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Сборник материалов международной научно-практической конференции X Левитовские чтения в МГОУ. 2016. - С. 58-61.

3. Van der Meer, T., and Tolsma J. (2014) Ethnic Diversity and Its Effects on Social Cohesion. Annual Review of Sociology 40 (1): 459-478. doi: 10.1146/annurev-soc-071913-043309

4. Dinesen, P. T., and S0nderskov K. M.. (2015) Ethnic Diversity and Social Trust. American Sociological Review 80 (3): 550-573. doi: 10.1177/0003122415577989

5. Laurence J., Schmid K., Rae J. R. and Hewstone M. (2018) Prejudice, Contact, and Threat at the Diversity-Segregation Nexus: A Cross-Sectional and Longitudinal Analysis of How Ethnic Out-Group Size and Segregation Interrelate for Inter-Group Relations. Social Forces 97: 1029-1066.

6. Putnam, R. D. (2007) E Pluribus Unum: Diversity and Community in the Twenty-first Century the 2006 Johan Skytte Prize Lecture. Scandinavian Political Studies 30 (2): 137-174. doi: 10.1111/j.1467-9477.2007.00176.x

7. Storm I, Sobolewska M., and Ford R. (2017) Is Ethnic Prejudice Declining in Britain? Change in Social Distance Attitudes among Ethnic Majority and Minority Britons. The British Journal of Sociology. 68: 410-434.

О ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ В РАБОТЕ Б.М. ТЕПЛОВА «УМ ПОЛКОВОДЦА» И ОСТРОУМИИ ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В. СУВОРОВА

Мусийчук М.В., Магнитогорск (Россия), доктор философских наук, доцент, профессор кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, mv-mus@mail.ru

DOI:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.