Ло Яфан
Аспирант, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Сравнительный анализ исполнительского искусства игры на европейской скрипке и китайской эрху
Азиатская культура богата на музыкальные инструменты, которые по технике игры, тембру и строению очень похожи на инструменты привычные для музыкантов и поклонников музыки из Европы. Впервые представленный в VII веке под названием «сицинь», древнейший китайский народный инструмент - эрху стал «звездой» национальных музыкальных ансамблей и китайских опер [2, с. 64].
С двадцатых годов XIX века популярные в то время музыканты стали использовать эрху для сольных выступлений и создавали для него множество прекрасных и уникальных композиций.
В начале прошлого столетия знаменитый композитор Лю Тяньхуа совершил прорыв, выбрав эрху для интеграции европейской музыки в китайскую культуру, что способствовало его популяризации и развитию народной Китайской музыки. Эрху, как сольный традиционный инструмент, очень быстро полюбился публике и стал широко популярен в музыкальных кругах.
Актуальность данного исследования заключается в том, что все эти изменения имеют глубокие связи со скрипичным искусством западной Европы.
Скрипка оказала существеннее виляние на развитие эрху, но при этом он не утратил свою первоначальную сущность. Техника игры на эрху стала более разнообразной благодаря техническим улучшениям китайского инструмента и постоянному обогащению новыми приемами игры [8, с. 47].
Сравнительным анализом классической скрипки и эрху занимались в основном только китайские ученые - музыковеды. Их немногочисленные работы посвящены в основном различным способам и техническим приемам игры на обоих инструментах и изданы на китайском языке, в связи с чем российскому музыкальному сообществу и деятелям культуры не удалось с ними ознакомиться.
В данной статье обобщаются исторические сведения о развитии эрху и скрипки и подводит итоги многолетних трудов китайских ученых в этой области. Подобное исследование представляет безуслов-_
ную научную новизну, поскольку проводится в российском музыкознании впервые.
Настоящая работа посвящена сравнению традиционного китайского инструмента эрху с классической европейской скрипкой в целях выявления между ними сходств и различий, как с точки зрения устройства, так и со стороны исполнительских и технических возможностей [9, с. 107].
Среди всех китайских музыкальных смычковых инструментов, эрху является одним из самых популярных. Длина инструмента составляет чуть больше 80 см., а конструкция представлена следующими составными частями: звуковая коробка в обтяжке из змеиной кожи (как правило, питона), звуковое окно, звуковая площадка, стержень, головка, ножка и прочие (рис. 1). Это двухструнный инструмент и количество струн определяет его название: «эр» - «два», «ху» - «смычковый».
Преимущественно альтовый тембр эрху очень напоминает тембр голоса человека, благодаря чему он обрел большую популярность среди широкой аудитории. Выраженная эмоциональная интонация придает инструменту особое очарование и сказочное звучание.
Корни европейской классической скрипки уходят в древнюю египетскую лиру, известную уже на протяжении двух тысячелетий. В Италии в XVI веке появилась первая версия скрипки, которая имела всего три струны. Современная скрипка - четырехструнный инструмент, и ее тембр также схож по звучанию с тембром человеческого голоса. При помощи этого музыкального инструмента можно передать самые красочные, нежные, светлые и мощные эмоциональные переживания [11, с. 16].
Шесткутглгъкый
лераЁЯОЕЦЙ
резонатор
Рис. 1. Конструкция эрху.
■ Скрипка является неотъемлемой частью европейской инструмен-
тальной музыки и стала одним из основных элементов современных симфонических оркестров. Более того, она считается одним из наиболее виртуозных сольных инструментов.
Длина скрипки около 35 см. В ее конструкцию входят следующие составляющие: спинка, боковые стороны, склеенные между собой и изогнутый верх; звук появляется при трении смычка и струн.
Эрху - музыкальный инструмент, изготовленный из прочных пород дерева, в основном из красного сандала. Воспроизведение звука на эрху напоминает скрипку: вибрации от трения смычка о струны передаётся на деревянный резонатор через змеиную кожу, которой обтянут корпус инструмента. Качество звучания и тембра эрху напрямую зависит от качества кожи. Для изготовления смычка для эрху используют бамбук, который облагает большей гибкостью чем твердая древесина скрипки, а между двумя струнами инструмента вплетают конский волос [5, с. 76].
Однако в отличие от скрипки, где высота звука является стандартной, эрху имеет нестабильную высоту звучания. Переменчивость звука обусловлена тем, что тонкая проволока связывает струны и ножку с шейкой эрху - своеобразным аналогом седла в скрипке. И шейку эрху регулирует музыкант индивидуально под длину своих. Уникальное звучание инструменту придают разные типы вибрато - скользящее и компрессионное, которые использует музыкант во время игры, поскольку гриф для поддержки у эрху отсутствует.
Эрху - двухструнный инструмент. Поскольку у классической скрипки струн четыре, а у эрху всего две, в соответствии с нынешним стандартами настройки,вторая и третья струны классической скрипки - Б и А по высоте идентичны внешней и внутренней струнам китайского инструмента. Как правило, эрху настраивается на квинту. Во время игры инструмент редко выходит за пределы двух с половиной октав, хотя его общий музыкальный интервал - три октавы [3, с. 62].
Классическая скрипка имеет сплошной цельнодеревянный корпус, который состоит из задней, верхней и боковой пластин.
Звучание инструмента напрямую зависит от вибрации верхней пластины при игре. Смычок, выполненный из твердой древесины, вибрирует при контакте со струнами, изготовленными из конского волоса. Затем вибрация передается деревянному резонансному ящику через мостик и выходит через два симметричных отверстия f в верхней части инструмента.
Одной из особенностей скрипки является наличие звукового штифта на задней части корпуса, который отсутствует у эрху. Благодаря это-
ИЗ4!
_
му штифту скрипка обладает большей интонационной стабильностью ■
по сравнению с эрху. Для игры на скрипке используются седло и гриф, которые позволяют музыканту регулировать силу нажатия пальца, которым он прижимает к седлу струны. Определенную поддержку струнам также обеспечивает гриф. Таким образом, сила натяжения струн всегда примерно одинакова, но инструмент ограничен в возможностях вибрации. Четыре струны скрипки обеспечивают ей игру в музыкальном интервале примерно в четыре октавы от ноты от g до d4 [7, с. 32].
Между скрипкой и эрху существуют заметные отличия по способу держания, смычку, аппликатуре, игре правой и левой рукой. Для более устойчивого положения при игре, эрху держат с упором в ногу у основания бедра, тогда как скрипка зажимается между плечом и подбородком музыканта.
Струны у эрху и скрипки прижимаются по-разному. Высота ноты на эрху контролируется двумя способами: исполнитель изменяет натяжение струны, которая расположена довольно далеко от грифа, либо изменяет длину струны. Для контроля высоты ноты на скрипке возможно использовать только второй указанный способ [10, с. 158].
Контролировать тембр и высоту ноты на эрху без грифа гораздо сложнее, чем на скрипке, что является основным отличием между этими музыкальными инструментами. Однако эрху обладает большей гибкостью, что позволяет добиться более насыщенного музыкального выражения.
Струны эрху натянуты на плоской поверхности корпуса, а у скрипки - на выпуклой деке, что является следующим отличием в конструкции этих смычковых инструментов. Безусловно, на плоскости и вдоль прямой линии найти что-либо существенно проще, чем на объемной поверхности, поэтому для точного определения высоты ноты на скрипке требуется приложить больше усилий, чем на эрху. Одновременно прижимать струны и вести смычок на скрипке также сложнее, поскольку их больше чем у эрху. Для того чтобы прижать струны на скрипке, нужно как бы вывернуть запястье, тогда как движение рук при игре на эрху более удобно для кистей рук. На скрипке при воспроизведении ряда мелодий с большими интервальными требуется применять так называемое «малое действие» - быстро сменять струны в исходной позиции. Аналогичная ситуация при ирге на эрху, наоборот, требует «большего действия» - быстро и часто сменять струны. Это отличие связано с разницей в количестве струн. Аккорды или двойные ноты легко исполнить на скрипке, но невозможно на эрху из-за различия в устройстве струн
и сложности манипуляций на последнем инструменте [1, с. 79]. _
Смычок у эрху и скрипки движется по-разному. У скрипичного смычка нет фиксированного положения, поскольку его точка опоры находится между грифом на струнах и концом грифа. Точка опоры эрху приходится на его корпус, а не на струны. Смычок на инструменте закреплен двумя шнурами, что обеспечивает ему отличную точку опоры на стволе.
Отличия имеются и в диапазоне движения смычка: струны О и Е ограничиваются корпусом инструмента, поэтому имеют небольшой диапазон натяжения, а струны Б и А ограничены первой и четвертой струнами, и их диапазон натяжения еще меньше. Для игры двойными нотами на скрипке используется семь фиксированных позиций с ограниченным пространством между ними. У двухструнного эрху смычок имеет большой диапазон движения и практически не имеет ограничений [6, с. 69].
Кисти рук при игре на скрипке и эрху движутся по-разному. В первом случае ладонь опущена вниз, и скрипач перемещает смычок влево и вправо. Диапазон движения лучезапястных суставов при этом не может достичь максимума, движение пальцев также ограничено. Гибкость суставов пальцев при этом играет ключевую роль в движении смычка. На эрху ладонь кисти движется слева направо. Этот способ игры на инструменте имеет два преимущества: свободное движение лучезапястных суставов и использование большой амплитуды движения суставов пальцев.
По красоте и изяществу смычок скрипки не уступает корпусу. Однако при разработке формы вероятнее всего учитывались только эстетические и музыкальные аспекты, а физиология запястья практически учтена не была. Несмотря на изящную форму, смычок трудно удерживается из-за неудобства и ограничений в движении запястья и вращении предплечья при его использовании. Смычок эрху сделан из более легкого материала и имеет больше возможностей для движения [12, с. 89].
Различия в структуре скрипки и эрху определяют разные позы музыкантов и техники их игры. Каждому из инструментов присуща своя индивидуальная техника игры левой рукой, в том числе смена пальцев. Когда музыкант играет правой рукой, чуть более тяжелый скрипичный смычок свободно примыкает к струнам и благодаря своей тяжести оказывает на них естественное давление. Смычок скрипки движется свободно, в то время как у смычок эрху - более легкий и изготовленный из бамбука, ограничен пространством между струнами. Место для свободного натяжения отсутствует, и на струны можно надавить вертикально только с определенным усилием.
Сравнение этих двух инструментов показывает, что они имеют
схожие и различные черты как в конструкции, так и по способам и ■
стилям игры.
Таким образом, важно изучить сходства и различия между ними для более глубокого понимания и игры на обоих инструментах.
Техника игры левой рукой
Смена пальцев. Играть левой рукой возможно на обоих инструментах, и процесс смены пальцев примерно одинаков как для скрипки, так и для эрху.
Вибрато. При игре на скрипке применяется как пальцевое вибрато, так и вибрато на запястье. Для эрху, кроме перечисленных вариантов, свойственно еще прижатое и скользящее вибрато.
Пиццикато. У эрху это прием используется не часто, а пиццикато скрипки имеет длинное послезвучие.
Техника игры правой рукой
При игре на скрипке правой рукой смычок свободно перемещается по струнам, что является одной из особенностей игры. У эрху волоски смычка западают между струн, что ограничивает возможность перехода с одной струны на другую
Игра длинным и коротким смычком, также известная как «поклон», характерна и для скрипки, и для эрху.
«Прыжки смычка». Техника заключается в том, что скрипач держит смычок под определенным углом к каждой струне, что позволяет смычку свободно «прыгать» по струнам. У эрху, волоски смычка зажаты между струнами, что делает возможным применить эту технику только с применением силы музыканта [4, с. 12].
Техника игры двумя руками.
Двойные ноты. На скрипке имеется возможность играть как двойные ноты, так и четырехзвучные аккорды, благодаря одному направлению силы и наличию четырех струн. У эрху преобладает монофоническая мелодия, поскольку невозможно играть одновременно на двух струнах из-за особого расположения волосков смычка: силы на двух струнах направлены в противоположные стороны.
«Левое вытягивание и правое выщипывание». При на эрху смычок не может обойти струны и ограничен пространством, поэтому использование данной техники затруднительно. На скрипке эта техника используется довольно часто и легко, поскольку смычок без труда можно полностью оторвать от струн.
Таким образом, сравнительный анализ эрху и скрипки - смычковых инструментов Азии и Европы, а также основных способов игры на них позволяет сделать вывод о сходствах и отличиях в стилях и методах их игры, которые обусловлены особенностями конструкций инструментов.
да
_
«П
При сопосталвении двух инструментов - эрху, представителя семейства струнных Востока, и скрипки, представителя семейства струнных Запада, видно, что методы и стили игры существенно зависят от конструктивных особенностей каждого из них. Сравнение музыкальных инструментов показывает, что эрху позаимствовал некоторые игровые приемы у скрипки, но ограниченности его конструкции делают эти приемы менее эффективными. Помимо этого, эрху и скрипка отличаются в тембре и диапазоне. Хотя оба инструмента обладают высокой музыкальной выразительностью, их стили значительно различаются. У них есть как сходства, так и индивидуальные черты и взаимное обучение и развитие между ними являются важными факторами. Поэтому, для полного понимания, необходимо изучить как сходства, так и различия этих инструментов в теоретическом аспекте.
Библиографический список
1. Ван В. Роль скрипичного репертуара в развитии современного концертного исполнительства на китайском струнно-смычковом инструменте эр / В. Ван, С.И. Ключко // Университетский научный журнал. 2020. № 57. С. 73-84.
2. Ван Х. Китайский народный инструмент эрху и современная исполнительская культура // Университетский научный журнал. 2019. № 49. С. 62-69.
3. Ван Х. Специфика репертуара современного исполнителя на эрху / Х. Ван, М.В. Смирнова // Университетский научный журнал. 2020. № 54. С. 59-64.
4. Ван Ч. Национальные особенности игры китайских музыкантов-исполнителей на струнных инструментах // Colloquium-Journal. 2020. № 9-4 (61). С. 10-13.
5. Ван Ю. К 100-летию Китайского оркестра национальных инструментов: единство науки и практики на пути к совершенству // Университетский научный журнал. 2020. № 59. С. 72-80.
6. Дун, С. Новые пространства китайской музыки: камерно-инструментальные жанры в творчестве Вэнь Дэцина // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 1(55). С. 66-72.
7. Петрова Н.В. Ван Цзяньминь и его рапсодии для эрху и фортепиано / Н.В. Петрова // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. № 1 (37). С. 27-39.
8. Тан Х. Основные музыкальные инструменты, применяемые в китайской народной музыке // Музыковедение. 2019. № 8. С. 46-49.
9. Фань Ж. Лю Тяньхуа и его вклад в развитие искусства эрху // Университетский научный журнал. 2020. № 56. С. 103-109.
10. Фань, Ж. Модернизация китайской скрипки эрху в ХХ веке / Ж. Фань // Университетский научный журнал. 2019. № 51. С. 155-162.
11. Чжу Ш. Воплощение темы традиционного народно-инструментального искусства в документальном кинематографе Китая / Ш. Чжу // Искусство и культура. 2022. № 3 (47). С. 12-18.
12. Zhou L. A reflection on the intonation in Erhu performance // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2019. № 4 (6). P. 86-91.
13. Рябова ЕЛ., Терновая Л.О. Предметное поле государственного управления в системе политических наук // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
14. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.
16. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и
экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
17. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.
18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.
19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
References
1. Wang W. The role of the violin repertoire in the development of modern concert performance on the Chinese string-bowed instrument er / W. Wang, S.I. Klyuchko // University scientific journal. 2020. № 57. Р. 73-84.
2. Wang H. Chinese folk instrument erhu and modern performing culture // University scientific journal. 2019. № 49. Р. 62-69.
3. Wang H. Specificity of the repertoire of a modern erhu performer / H. Wang, M.V. Smirnova // University scientific journal. 2020. № 54. Р. 59-64.
4. Wang Ch. National features of the playing of Chinese musicians-performers on string instruments // Colloquium-Journal. 2020. № 9-4 (61). Р. 10-13.
5. Wang Yu. To the 100th anniversary of the Chinese Orchestra of National Instruments: the unity of science and practice on the path to perfection // University scientific journal. 2020. № 59. Р. 72-80.
6. Dong, S. New spaces of Chinese music: chamber-instrumental genres in the work of Wen Deqing // Current problems of higher musical education. 2020. № 1(55). Р. 66-72.
7. Petrova N.V. Wang Jianmin and his rhapsodies for erhu and piano / N.V. Petrova // Music. Art, science, practice. 2022. № 1 (37). Р. 27-39.
8. Tang H. Basic musical instruments used in Chinese folk music // Musicology. 2019. № 8. P. 46-49.
9. Fan Zh. Liu Tianhua and his contribution to the development of erhu art // University scientific journal. 2020. № 56. Р. 103-109.
10. Fan, Zh. Modernization of the Chinese erhu violin in the twentieth century / Zh. Fan // University scientific journal. 2019. № 51. Р. 155-162.
11. Zhu Sh. The embodiment of the theme of traditional folk instrumental art in the documentary cinema of China / Sh. Zhu // Art and Culture. 2022. № 3 (47). Р. 12-18.
12. Zhou L. A reflection on the intonation in Erhu performance // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2019. № 4 (6). P. 86-91.
13. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Subject field of public administration in the system of political sciences // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). Р. 57-61.
14. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). Р. 75-86.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.
16. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. Р. 11-19.
17. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 9-19.
18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). Р. 45-54.
19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol.7. № 1 (27). Р. 10-20.
20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol.6. № 4 (22). Р. 500-511.