Научная статья на тему 'Национальные особенности игры китайских музыкантов-исполнителей на струнных инструментах'

Национальные особенности игры китайских музыкантов-исполнителей на струнных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
527
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
струнные инструменты / китайская скрипка / струнная музыка / струнное искус-ство / скрипичное искусство Китая / китайская музыкальная культура / string instruments / Chinese violin / string music / string art / Chinese violin art / Chinese musical culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Чэньюй

В статье раскрываются основы зарождения и исторического развития китайских струнных ин-струментов. Определены особенности звучания традиционных струнных китайских инструментов – ки-тайские скрипки «эрху», «цинь», «гуцинь», «цзинху», «чжунху», «гаоху», «баньху» и монгольская скрипка «маоуцинь». Основной акцент делается на изучении звучания китайского «эрху», представлены ее отли-чия от классического европейского музыкального инструмента «скрипка». Проводится анализ претворе-ния традиций китайской культуры в игре на струнных инструментах китайских музыкантов-исполни-телей. На примере анализа скрипичных произведений китайских композиторов-музыкантов делается вы-вод относительно особенностей скрипичного музыкального искусства в Китае. Охарактеризованы национальные особенности исполнительства на струнных инструментах китайских музыкантов. Выяс-нено, что в скрипичных музыкальных произведениях китайских исполнителей отражаются особенности повседневной жизни обычного китайца, специфика его мировосприятия и образа мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL FEATURES OF THE CHINESE STRING MUSICIANS PLAYING

The article reveals the basics of the origin and historical development of Chinese string instruments. The sound characteristics of traditional Chinese string instruments are defined the Chinese violins «erhu», «qin», «guqin», «jinghu», «zhonghu», «gaohu”, «banhu» and the mongolian violin «mauqin». The main emphasis is on studying the sound of the Chinese «erhu», its differences from the classical European musical instrument «violin» are presented. An analysis of the implementation of the traditions of Chinese culture in the string instrument of Chinese musicians is performed. On the example of the analysis of the violin works of Chinese composers-musi-cians, a conclusion is drawn regarding the features of the violin music art in China. The national characteristics of the performance of stringed instruments by Chinese musicians are characterized. It turned out that the violin musical works of Chinese performers reflect the features of the everyday life of an ordinary Chinese, the specifics of his worldview and way of thinking.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности игры китайских музыкантов-исполнителей на струнных инструментах»

ART HISTORY

Ван Чэньюй ассистент, стажер Цзянси педагогический университет DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11597 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ КИТАЙСКИХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

НА СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Wang Chengyu

assistant, trainee Jiangxi Normal University

NATIONAL FEATURES OF THE CHINESE STRING MUSICIANS PLAYING

Аннотация

В статье раскрываются основы зарождения и исторического развития китайских струнных инструментов. Определены особенности звучания традиционных струнных китайских инструментов - китайские скрипки «эрху», «цинь», «гуцинь», «цзинху», «чжунху», «гаоху», «баньху» и монгольская скрипка «маоуцинь». Основной акцент делается на изучении звучания китайского «эрху», представлены ее отличия от классического европейского музыкального инструмента «скрипка». Проводится анализ претворения традиций китайской культуры в игре на струнных инструментах китайских музыкантов-исполнителей. На примере анализа скрипичных произведений китайских композиторов-музыкантов делается вывод относительно особенностей скрипичного музыкального искусства в Китае. Охарактеризованы национальные особенности исполнительства на струнных инструментах китайских музыкантов. Выяснено, что в скрипичных музыкальных произведениях китайских исполнителей отражаются особенности повседневной жизни обычного китайца, специфика его мировосприятия и образа мышления.

Abstract

The article reveals the basics of the origin and historical development of Chinese string instruments. The sound characteristics of traditional Chinese string instruments are defined - the Chinese violins «erhu», «qin», «guqin», «jinghu», «zhonghu», «gaohu", «banhu» and the mongolian violin «mauqin». The main emphasis is on studying the sound of the Chinese «erhu», its differences from the classical European musical instrument «violin» are presented. An analysis of the implementation of the traditions of Chinese culture in the string instrument of Chinese musicians is performed. On the example of the analysis of the violin works of Chinese composers-musicians, a conclusion is drawn regarding the features of the violin music art in China. The national characteristics of the performance of stringed instruments by Chinese musicians are characterized. It turned out that the violin musical works of Chinese performers reflect the features of the everyday life of an ordinary Chinese, the specifics of his worldview and way of thinking.

Ключевые слова: струнные инструменты, китайская скрипка, струнная музыка, струнное искусство, скрипичное искусство Китая, китайская музыкальная культура.

Keywords: string instruments, Chinese violin, string music, string art, Chinese violin art, Chinese musical culture.

Музыкальная культура Китая является одной из самых древних в мире, ее история настолько же стара, насколько стара и вся китайская цивилизация. Когда мы говорим о национальных особенностях китайского музыкального творчества, когда обсуждаем традиционную музыку этой страны, то как правило, мы имеем в виду музыку ханьских китайцев, которые составляют около 92 % от всего населения Китая [1, 85].

Об уникальности китайского музыкального искусства сегодня говорят представители разных научных областей, как в рамках российской, так и в зарубежной музыкальной практики [2, 158; 3]. На протяжении всей истории существования китайского общества музыка всегда была неотъемлемой составляющей жизни китайского народа, сопровождала почти каждого человека буквально повсюду. Звуки музыкальных инструментов в древней культуре Китая символизировали разные природные явления, способствовали мировосприятию

и формировали у людей иллюзию власти над внешним миром [4, 27]. Во многих китайских писаниях можно встретить описание того, как особо изощренным музыкантам удавалось посредством своей уникальной игры вызывать бури и ураганы, ускорять процесс созревания посевов, изменять внутреннее состояние и самоощущение своих слушателей. Все эти и многие другие особенности китайской музыкальной культуры в условиях современности порождают незыблемый интерес к ее подробному изучению.

Струнным инструментам во все времена отводилось особое место в китайском музыкальном искусстве. Эта группа музыкальных инструментов является одной из самых древних и самых любимых среди представителей китайского культурного сообщества [5, 104]. В течение многих столетий струнные инструменты в Китае сопровождали важнейшие события в жизни человека, выступали неотъемлемой составляющей традиционных обря-

<<шушетим~^®и©мак>>#9(ш,2©2© / art history

дов и обычаев. Струнная музыка в китайском обществе служила средством изящного отдыха, непременным компонентом празднеств и гуляний, а также важнейшей составляющей театральных и других культурных представлений. Эта же традиция по сути продолжается и по сегодняшний день.

Китайским музыкантам, играющих на струнных инструментах, удалось накопить за всю многовековую историю их существования уникальный в своем роде богатейший опыт исполнительства, апробировать огромный спектр различных приемов и техник игры. Состав группы струнных инструментов в китайской музыкальной исполнительской культуре представлен такими, как - китайские скрипки «эрху», «цзинху», «чжунху». «гаоху», «баньху» и монгольская скрипка «матоуцинь». Каждый из этих музыкальных инструментов отличается своим особым не повторным звучанием и мелодикой, выразительными возможностями. Сегодня игра на струнных инструментах является одним из главных достояний и символов китайской национальной музыкальной культуры [6, 224].

Как в древности, так и в условиях современности наиболее популярными и часто используемыми музыкальными струнными инструментами в Китае были и остаются инструменты «эрху» и «баньху». Прежде всего, это связано с уникальными тембровыми особенностями звучания данных двух инструментов.

Эрху является одним из самых важных инструментов в китайском музыкальном искусстве, его история, как свидетельствуют исторические источники, насчитывает уже более 4000 лет. Несмотря на то, что по своему строению эрху имеет лишь две струны, он позволяет передать максимально широкий спектр эмоций [7].

В китайской музыкальной культуре эрху принято называть «китайской скрипкой» и считать аналогом этого европейского музыкального инструмента. Однако, на самом же деле между ними существует ряд отличий, которые не позволяют считать относить данные музыкальные инструменты к числу одинаковых.

Во-первых, на эрху принято играть вертикально, часто опорой для данного инструмента выступают непосредственно ноги музыканта-исполнителя.

Во-вторых, китайский музыкальный инструмент эрху, а точнее его строение, не предполагает наличие грифовой доски, поэтому пальцы музыканта-исполнителя должны удерживать струны и производить их вибрацию, нажимая непосредственно только на них самих.

В-третьих, важным отличием эрху и скрипки является то, что лук эрху фиксируется между двумя нитями, а его струна отталкивается вперед или назад для того, чтобы захватить эту самую нить.

Но несмотря на существование всех этих различий китайский музыкальный струнный инструмент эрху является по истине невероятным. Обладая уникальной выразительностью, посредством игры на данном инструменте музыкант имеет возможность достичь уникальной в своем роде имитации природных звуков - от щебетания птиц - до ржания лошадей. Эрху представляет собой альт-ин-

69_

струмент со средним-высоким музыкальным диапазоном, его мелодии могут быть нежными и одновременно звучными. В своем низшем или среднем диапазоне звучание эрху отличается особой мрачностью и волнительным характером. Китайские музыканты-исполнители используют эрху в таком звучании для передачи всей грандиозности представления об истории Китая и эмоциях китайского народа.

Высокую значимость китайские музыканты-исполнители также придают такому струнному музыкальному традиционному инструменту, как «цинь» или «гуцинь». История данного музыкального инструмента насчитывает более трех тысяч лет. «Цинь» отводится также важное место в китайской музыкальной культуре, этот инструмент оказывает глубочайшее влияние на развитие всего китайского музыкального творчества в целом. Его особенность состоит в том, что он предполагает богатейшую палитру звучания и обладает более чем сотней обертонов. Гуцинь в сравнении с другими струнными китайскими музыкальными инструментами, отличается очень тихим звучанием, его диапазон составляет всего около 4-х октав [8, 60].

Говоря о национальных особенностях игры китайских музыкантов-исполнителей на струнных инструментах, в первую очередь считаем важным сказать о том, что изначально основным вектором развития китайского музыкального искусства всегда была ориентация на национальные традиции. Китайские музыканты-исполнители всегда тяготели к народной тематике, как на содержательно-образном, так и на музыкальном уровнях [9, 53].

Широкое распространение в китайской музыкальной культуре получил изначально европейский струнный музыкальный инструмент - скрипка. В музыкальном наследии Китая обнаруживается огромное количество произведений китайских музыкантов-исполнителей, которые стали настоящим достоянием мирового скрипичного музыкального искусства. Собственно, в рамках настоящей статьи мы и хотим раскрыт особенности претворения национальных традиций китайской культуры в игре китайских музыкантов-исполнителей на скрипке [10, 254].

Китайские музыканты-исполнители в своей творческой деятельности склонны использовать большое количество разных техник народных инструментов. Речь идет о специфических аппликатурах, глиссандо, мелизмах, техниках смычна и тому подобных элементах, которые существенно отличаются от тех, которые приняты европейской музыкальной среде. За счет всего этого китайские музыканты-исполнители стремятся к воссозданию традиционных эстетических представлений о прекрасном, открыть для себя и для своего слушателя совершенно новые горизонты скрипичных произведений и струнного музыкального искусства в целом [11, 87].

Одним из известных струнных скрипичных произведений в китайском репертуаре является концерт для скрипки «Лян Шаньбо и Чжу Интай». В рамках данного концерта отчетливо прослеживается заимствование особенностей народного китайского музыкального стиля. Так, основу данного

произведения составляет общеизвестный в китайском обществе народный сюжет. За счет удачного использования красивого тембрового звучания струнного инструмента скрипки, которое будоражит своей выразительностью, уникальной техникой, а также китайской традиционной структурой повествовательного жанра, данное произведение сразу же получило отклик в сердцах слушателей. Музыканты-исполнители, в процессе игры склонны использовать довольно интересные исполнительские приемы, которые изначально присущи гучжэну, пипе и другим традиционным китайским музыкальным инструментам. За счет этих и других особенностей концерт для скрипки «Лян Шаньбо и Чжу Интай» содержит в себе отличительные особенности звучания китайской народной музыки [10, 252].

По мере постепенного все большего внедрения скрипки в китайскую музыкальную культуру и ее развития китайские музыканты-исполнители и композиторы совершенно иначе начали воспринимать такие понятия, как «народный стиль» и «национальная музыка». Смысл, закладываемый в данные понятия, предполагал не только соответствующую обработку уже существующих мелодий, но также и задействование методов передачи, характерных исключительно для китайской музыкальной мелодики. В качестве примера таких скрипичных китайских произведений можно отметить прежде всего «Фантазию» Ся Лана, «Девушку гор» Цю Сяосуна, «Горный пейзаж» Ян Гэяна и многие другие [5, 54].

Если сравнивать китайское струнное музыкальное искусство, в частности, игру на скрипке с произведениями западных музыкантов, то следует сказать о том, что в китайской исполнительской практике гораздо меньшее внимание уделяется сбалансированной и стабильной игре. Отличается также и скорость исполнения музыкальных произведений. В китайском исполнении скрипка позволяет полностью выразить художественный концепт произведения посредством постепенного нарастания ритма. За счет использования особой скорости нарастания ритма китайские музыканты-исполнители отражают эстетическое отношение китайского народа к музыкальному искусству в целом. Например, Линг Шаньбу и Чжу Юнгталь в звучание европейского музыкального струнного инструмента скрипки вводят новшества, комбинируя способы игры на традиционных китайских инструментах и скрипке, за счет чего им удается как можно более ярко продемонстрировать национальные особенности скрипичного китайского исполнительства музыки.

В скрипичных музыкальных произведениях китайских музыкантов-исполнителей в XX столетии постепенно начали отражаться особенности жизни типичного китайского человека, все больше и больше китайские композиторы тяготели к использованию особенностей народной музыки и ее сочетанию с европейскими классическими музыкальными и исполнительскими канонами. Национализация скрипичного исполнительского искусства в Китае позволила китайским музыкантам-исполнителям внедрить большее количество этнических элементов в звучание инструмента, но

при этом ни коем образом не затронуть эстетическую составляющую музыкальных произведений. Это, в свою очередь, улучшило китайское скрипичное исполнительское искусство в целом [5, 87].

Таким образом, резюмируя проведенный анализ, мы можем сказать о том, что наследие скрипичного музыкального исполнительства в китайской музыкальной культуре обладает по истине высокой исторической ценностью. Это связано с тем, что в скрипичных произведениях китайских композиторов, а точнее - в их преимущественном большинстве, находят свое отражение национально-культурные традиции и особенности жизни китайского народа в разные исторические периоды развития китайского общества. Такой музыкальный инструмент, как скрипка, несмотря на то, что и был завезен в Китай с запада, в его звучании достаточно ярко претворяются характеристики национальной музыки Китая, а китайские музыканты-исполнители наделяют искусство игры на скрипке по-настоящему неповторимым, уникальным национальным шармом, в котором находят свое объединение европейские традиции и китайские национальные особенности музыкального исполнительства.

Список литературы

1. Ван И.В. Претворение особенностей игры на национальных струнных инструментах в китайском фортепианном искусстве // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 85-89.

2. Леонтович О.А., Мухтарова О.В. Китайская музыкальная метафора // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2015. - № 8 (42). - С. 158-163.

3. Лю Ц. Сравнительное исследование особенностей китайского народного инструмента эрху и классической европейской скрипки // Репозиторий БГУКИ. - URL: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/4 96/Sravnitel%27noe%20issledovanie.pdf?sequence=1 &isAllowed=y (дата обращения 12.02.2020).

4. Цюй В. Традиционные музыкальные инструменты в фортепианной интерпретации современных китайских композиторов // Искусство, наука, практика. - 2016. - № 2 (14). - С. 25-38.

5. Му Ц. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. ... канд. искусств. Специальность: 17.00.02. - Нижний Новгород, 2018. - 205 с.

6. Чжен И.А. Традиционная инструментальная музыка Китая и Монголии в контексте диффузных процессов // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. - 2012. - № 3 (31). - С. 222-228.

7. Цзюньли Л. Формирование национального репертуара для скрипки (Китайская Народная Республика). - URL: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/4 34/Formirovanie%20nacional%27nogo%20repertuara. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 12.02.2020).

8. Fang Li. On the unique features and common performance techniques of Chinese violin works [J]. Northern Music, 2018,38(02):60.

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#9I61),2©2© / ART history

9. Yao Lin. Several Explorations on Violin Playing Chinese National Music [J]. Northern Music, 2019, 39(05):51+64.

10. Liu Menglu. Violin Performance Art in China's Nationalization Issues [J]. North Music, 2018, 38(20):252-253.

11. Fu Rao. International cultural perspective violin music education talent training path [J]. Yi Hai, 2019(04):86-88.

References

1. Van I.V. Pretvorenie osobennostey igry na natsionalnykh strunnykh instrumentakh v kitayskom fortepiannom iskusstve // Izvestiya rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2008. - S. 85-89.

2. Leontovich O.A., Mukhtarova O.V. Kitayskaya muzykalnaya metafora // Elektronnyy nauchno-obra-zovatelnyy zhurnal VGSPU «Grani poznaniya». -2015. - № 8 (42). - S. 158-163.

3. Lyu Ts. Sravnitelnoe issledovanie osobennostey kitayskogo narodnogo instrumenta erkhu i klas-sicheskoy evropeyskoy skripki // Repozitoriy BGUKI. - uRL: http://repository.buk.by/bitstream/han-dle/123456789/496/Sravnitel%27noe%20issledo-vanie.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrash-cheniya 12.02.2020).

4. Tsyuy V. Traditsionnye muzykalnye instru-menty v fortepiannoy interpretatsii sovremennykh

7J_

kitayskikh kompozitorov // Iskusstvo, nauka, praktika.

- 2016. - № 2 (14). - S. 25-38.

5. Mu Ts. Stanovlenie i razvitie skripichnogo is-kusstva v Kitae: obrazovanie, ispolnitelstvo, natsional-nyy repertuar: dis. ... kand. iskusstv. Spetsialnost: 17.00.02. - Nizhniy Novgorod, 2018. - 205 s.

6. Chzhen I.A. Traditsionnaya instrumentalnaya muzyka Kitaya i Mongolii v kontekste diffuznykh protsessov // Gumanitarnyy vektor. Seriya: Filosofiya, kulturologiya. - 2012. - № 3 (31). - S. 222-228.

7. Tszyunli L. Formirovanie natsionalnogo reper-tuara dlya skripki (Kitayskaya Narodnaya Respublika).

- URL: http://repository.buk.by/bitstream/han-dle/123456789/434/Formiro-vanie%20nacional%27nogo%20repertuara.pdf?se-quence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya 12.02.2020).

8. Fang Li. On the unique features and common performance techniques of Chinese violin works [J]. Northern Music, 2018,38(02):60.

9. Yao Lin. Several Explorations on Violin Playing Chinese National Music [J]. Northern Music, 2019, 39(05):51+64.

10. Liu Menglu. Violin Performance Art in China's Nationalization Issues [J]. North Music, 2018, 38(20):252-253.

11. Fu Rao. International cultural perspective violin music education talent training path [J]. Yi Hai, 2019(04):86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.