Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ «ГРУППЫРИСКА»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ «ГРУППЫРИСКА» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» / ДЕТИ ИЗ СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫХСЕМЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Наталья Михайловна, Чернова Марина Владимировна

Введение. В современной российской системе образования доминирует установка рассматривать неадаптивные аспекты поведения ребенка в контексте проблемы. Между тем она может быть представлена в ином ключе: в аспекте недостаточности развития у ребенка определенных социальных навыков. Важно диагностировать наличие данных недостатков и разрешать их в младшем школьном возрасте. Особую актуальность приобретают исследования социальных навыков детей из неблагополучных семей и семей «группы риска». Теоретический анализ. В теоретическом плане поведенческие и психологические проблемы младших школьников рассматриваются в контексте недостаточности развития у них социальных навыков. Овладение последними, обучение правильному поведению мы расцениваем как способ разрешения имеющихся у ребенка проблем. Эмпирический анализ. Представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной адаптации, структуры и уровня сформированности социальных навыков младших школьников (N = 65), из семей «группы риска» (М = 8,65 лет; N = 31) и детей из социально благополучных семей (М = 9,81 лет; N = 34). Социальные навыки изучались с помощью методики Б. Фурмана; особенности социально-психологической адаптации ребенка - с помощью методики Э. М. Александровской. Заключение. Выявлены статистически значимые различия по показателям социальной адаптации (целеполагание, нравственно-этическая готовность, поведение вне урока, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие) и показателям сформированности ряда индивидуальных социальных навыков детей из семей «группы риска» и детей контрольной группы. Обнаружено сходство показателей общегрупповых навыков в двух группах младших школьников. Прикладной аспект исследуемой проблемы связан с возможностью использования результатов при разработке программ психологической работы с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Романова Наталья Михайловна, Чернова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF SOCIAL ADAPTATION AND THE FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN YOUNGER STUDENTS FROM SOCIALLY ADVANTAGED FAMILIES AND FAMILIES “AT-RISK GROUPS”

Introduction. The modern Russian education system is dominated by the attitude to consider non-adaptive aspects of the child’s behavior in the context of the problem. Meanwhile, it can be presented in a different way: in the aspect of insufficient development of certain social skills in a child. It is important to diagnose the presence of these shortcomings and resolve them at primary school age. Of particular relevance is the study of the social skills of children from dysfunctional families and families of the “risk group”. Theoretical analysis. In theoretical terms, the behavioral and psychological problems of younger students are considered in the context of insufficient development of their social skills. Mastering the latter, teaching correct behavior, we regard as a way to resolve the problems that a child has. Empirical analysis. The paper summarizes the results of an empirical study of the characteristics of social adaptation, the structure and level of formation of social skills of younger schoolchildren (N = 65), from families of the “risk group” (M = 8.65 years; N = 31) and children from socially well-off families (M = 9.81 years; N = 34). Social skills were studied using B. Furman’s methodology; features of the child’s socio-psychological adaptation - using the methodology of E. M. Aleksandrovskaya. Conclusion. Statistically significant differences were revealed in terms of indicators of social adaptation (goal-setting, moral and ethical readiness, behavior outside the classroom, relationships with classmates, attitude towards the teacher, emotional well-being) and indicators of the formation of a number of individual social skills of children from families of the “risk group” and children of the control group. The similarity of indicators of general group skills in two groups of younger schoolchildren was found. The applied aspect of the problem under study is related to the possibility of using the results in the development of psychological work programs with younger students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ «ГРУППЫРИСКА»»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 433-440 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 433-440

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-433-440, EDN: VUUYNP

Научная статья УДК 159.92+316.61+316.62

Сравнительный анализ характеристик социальной адаптации и сформированного социальных навыков у младших школьников из социально благополучных семей и семей «группы риска»

Н. М. Романова1 12, М. В. Чернова2

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

2Мурманский арктический государственный университет, Россия, 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 15

Романова Наталья Михайловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии, romanova_nm@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9444-8812

Чернова Марина Владимировна, магистрант психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета, marinachernova83705@gmail.com

Аннотация. Введение. В современной российской системе образования доминирует установка рассматривать неадаптивные аспекты поведения ребенка в контексте проблемы. Между тем она может быть представлена в ином ключе: в аспекте недостаточности развития у ребенка определенных социальных навыков. Важно диагностировать наличие данных недостатков и разрешать их в младшем школьном возрасте. Особую актуальность приобретают исследования социальных навыков детей из неблагополучных семей и семей «группы риска». Теоретический анализ. В теоретическом плане поведенческие и психологические проблемы младших школьников рассматриваются в контексте недостаточности развития у них социальных навыков. Овладение последними, обучение правильному поведению мы расцениваем как способ разрешения имеющихся у ребенка проблем. Эмпирический анализ. Представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной адаптации, структуры и уровня сформированности социальных навыков младших школьников (N = 65), из семей «группы риска» (М = 8,65 лет; N = 31) и детей из социально благополучных семей (М = 9,81 лет; N = 34). Социальные навыки изучались с помощью методики Б. Фурмана; особенности социально-психологической адаптации ребенка - с помощью методики Э. М. Александровской. Заключение. Выявлены статистически значимые различия по показателям социальной адаптации (целеполагание, нравственно-этическая готовность, поведение вне урока, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие) и показателям сформированности ряда индивидуальных социальных навыков детей из семей «группы риска» и детей контрольной группы. Обнаружено сходство показателей общегрупповых навыков в двух группах младших школьников. Прикладной аспект исследуемой проблемы связан с возможностью использования результатов при разработке программ психологической работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: социальная адаптация, сформированность социальных навыков, младшие школьники, дети из семей «группы риска», дети из социально благополучных семей

Для цитирования: Романова Н. М., Чернова М. В. Сравнительный анализ характеристик социальной адаптации и сформированности социальных навыков у младших школьников из социально благополучных семей и семей «группы риска» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 433-440. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-433-440, EDN: VUUYNP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Comparative analysis of the characteristics of social adaptation and the formation of social skills in younger students from socially advantaged families and families "at-risk groups"

N. M. Romanova1 M. V. Chernova2

1Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia 2Murmansk Arctic State University, 15 Kapitana Egorova St., Murmansk 183038, Russia

Natalia M. Romanova, romanova_nm@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9444-8812 Marina V. Chernova, marinachernova83705@gmail.com

Abstract. Introduction. The modern Russian education system is dominated by the attitude to consider non-adaptive aspects of the child's behavior in the context of the problem. Meanwhile, it can be presented in a different way: in the aspect of insufficient development of certain social skills in a child. It is important to diagnose the presence of these shortcomings and resolve them at primary school age. Of particular relevance is the study of the social skills of children from dysfunctional families and families of the "risk group". Theoretical analysis. In theoretical terms, the behavioral and psychological problems of younger students are considered in the context of insufficient development of their social skills. Mastering the latter, teaching correct behavior, we regard as a way to resolve the problems that a child has. Empirical analysis. The paper summarizes the results of an empirical study of the characteristics of social adaptation, the structure and level of formation of social skills of younger schoolchildren (N = 65), from families of the "risk group" (M = 8.65 years; N = 31) and children from socially well-off families (M = 9.81 years; N = 34). Social skills were studied using B. Furman's methodology; features of the child's socio-psychological adaptation - using the methodology of E. M. Aleksandrovskaya. Conclusion. Statistically significant differences were revealed in terms of indicators of social adaptation (goal-setting, moral and ethical readiness, behavior outside the classroom, relationships with classmates, attitude towards the teacher, emotional well-being) and indicators of the formation of a number of individual social skills of children from families of the "risk group" and children of the control group. The similarity of indicators of general group skills in two groups of younger schoolchildren was found. The applied aspect of the problem under study is related to the possibility of using the results in the development of psychological work programs with younger students. Keywords: social adaptation, formation of social skills, younger schoolchildren, children from families of the "risk group", children from socially prosperous families

For citation: Romanova N. M., Chernova M. V. Comparative analysis of the characteristics of social adaptation and the formation of social skills in younger students from socially advantaged families and families "at-risk groups". Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 433-440 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-433-440, EDN: VUUYNP This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Проблема социализации подрастающего поколения по-прежнему актуальна. Важнейшей частью процесса социализации является развитие социальных навыков, поскольку интеграция детей в социум и эффективное функционирование в нем происходят посредством овладения ими.

Освоение социальных навыков начинается в раннем возрасте, преимущественно в семье ребенка. В этой связи важно исследовать особенности формирования этих навыков в различных типах семей. Особую актуальность приобретает рассмотрение социальных навыков детей из неблагополучных семей и семей «группы риска».

Семья «группы риска» - это семья, в которой в силу объективных или субъективных условий затруднено социально-психологическое функционирование. В таких семьях психологическое благополучие детей находится под угрозой.

Теоретический анализ

Включение ребенка в новую для него учебную среду, освоение новой социальной роли - учащегося школы - предполагает реализацию сформированных и приобретение новых социальных навыков. Развитие личности ребенка согласно Л. С. Выготскому осуществляется посредством взаимодействия с социальной средой [1].

В начальной школе происходит активное преобразование представлений ребенка о самом себе, об окружающих его людях и о мире. Пути преобразования личности ребенка, по

мнению Э. Эриксона, зависят, прежде всего, от внутрисемейных отношений, в рамках которых формируется базальное доверие ребенка к миру, закладываются его волевые качества и способности к целеполаганию [2].

Существование ребенка в неблагополучной или социально опасной среде способствует отклонению развития от «правильного», социально приемлемого в сторону девиантного. При девиации поведение человека причиняет ущерб обществу или самой личности [3, с. 11-12]. В таких случаях является неполным влияние факторов социально-психологического и культурного контекстов [4]. Недостаточная сформированность социальных навыков ребенка препятствует активному стремлению использовать культурно-социальные нормы в качестве «ориентировочной основы неагрессивной модели поведения» [5, с. 81].

Социальные навыки подразумевают не только знания о социальных правилах и нормах, но и умение их эффективно применять в социально ролевом взаимодействии [4-6].

Таким образом, социальные навыки являются многогранным феноменом, «фундаментом» развития социальной компетенции будущей взрослой личности, а также маркером включенности личности в социокультурную среду [7].

Разные исследователи предлагают разную структуру социальных навыков. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, отечественные исследователи Б. Ф. Ломов [8] и А. А. Бодалев [9] выделили в структуре социальных навыков когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

И. И. Бондарева представила когнитивно-мотивационный, деятельностный, рефлексивно-оценочный и поведенческий компоненты социальных навыков. Она включила в структуру социальных навыков как личностные, так и групповые (командные) навыки [6].

К. Кэнни и А. Бирн, разработавшие структуру социальных навыков детей, выделили следующие навыки: а) базовые, проявляющиеся в социальных взаимодействиях как базовые способности (зрительный контакт, сохранение личных границ в пространстве, особенности жестикуляции и мимики и др.); б) навыки взаимодействия (умение разрешать конфликты, ждать своей очереди, начинать и заканчивать разговор и др.); в) эмоциональные, значимые для осознания себя и других; г) когнитивные, необходимые в более сложных ситуациях социального взаимодействия (социальное восприятие, рефлексивное поведение, знание, применение социальных норм и др.) [10, с. 19].

Одним из наиболее подходящих инстру-ментариев для оценки сформированности социальных навыков детей является метод «Kids' Skills» Б. Фурмана. В концепции Б. Фурмана овладение тем или иным социальным навыком рассматривается как преодоление имеющейся у ребенка проблемы. Автор исходит из того, что у детей нет проблем, однако есть умения, которыми они еще не овладели. Большинство детских проблем рассматриваются им как неразвитые навыки. Освоение последних приводит ребенка к преодолению соответствующих проблем. Методика освоения навыков Б. Фурмана основана на идее о том, что детские проблемы проще всего разрешить, обучив ребенка определенному навыку, который необходим ему для того, чтобы справиться с проблемой. Формирование умения связано не с прекращением нежелательной деятельности, а с обучением правильному поведению [11]. Достоинством метода Б. Фурмана является возможность оценки у ребенка социально-психологических параметров уровня развития социальных навыков, продуктивного группового взаимодействия внутри детского коллектива, факторов риска девиантного поведения. Важно при этом, что данные оценки выставляет как ребенок, так и значимые взрослые - родители и педагоги [12].

Метод Б. Фурмана прошел апробацию в научных исследованиях российских [12] и зарубежных ученых (S. J. Niu, H. Niemi) [13]. Пакет диагностических методик для исследования эффектов программы Б. Фурмана предложен коллективом российских ученых [12].

Эмпирический анализ

Организация исследования

Цель исследования: изучить характеристики социальной адаптации, структуру и уровень сформированности социальных навыков младших школьников из семей «группы риска» и детей из социально благополучных семей.

Гипотеза: существуют различия в характеристиках социальной адаптации, структуре и уровне сформированности социальных навыков младших школьников из семей «группы риска» и детей из социально благополучных семей.

Участники исследования: выборка исследования - 65 детей в возрасте от 8 до 11 лет. Она состояла из двух групп: 1-я группа - дети из семей «группы риска», всего 31 ребенок (17 мальчиков и 14 девочек), 2-я группа - дети из социально благополучных семей (контрольная группа), всего 34 ребенка (19 мальчиков и 15 девочек).

Возрастные характеристики испытуемых: дети из семей «группы риска» (М = 8,65 лет); дети из контрольной группы (М = 9,81 лет).

Все дети из семей «группы риска» находились под опекой социально-реабилитационных центров для детей и их семей (г. Саратов).

Критерии отнесения ребенка к группе дети из семей «группы риска»: а) проживание в семьях, состоящих на учёте специализированных структур (органы опеки и попечительства); б) пребывание в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям. Нахождение детей в данных центрах свидетельствует о том, что семейная среда, в которой развивался ребенок ранее, была опасной для его жизни и здоровья (семьи «группы риска»). Согласно Положению «Центра социальной помощи семье и детям г. Саратова», на базе которого проводилось исследование, основанием отнесения детей к семьям «группы риска» являются следующие обстоятельства: наличие внутрисемейного конфликта с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью; факты разных видов насилия в семье; отсутствие у членов семьи определенного места жительства; отсутствие у родителей работы и средств к существованию; наличие социально опасного положения в семье, неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка со стороны законных представителей и т. п. [14].

Контрольная группа представлена учениками 1-4 классов среднеобразовательной школы № 33 г. Энгельса Саратовской области. Все дети проживали в социально благополучных семьях (ответственное отношение родителей к воспитанию и развитию детей, привитие им правильных жизненных ценностей).

Методический инструментарий. Исследование включало в себя диагностику социальных навыков и социально-психологической адаптации двух указанных групп младших школьников. Тестирование осуществлялось с помощью методики Б. Фурмана (шкалы самооценки навыков детьми, а также внешняя оценка взрослыми). Кроме того, использовалась авторская анкета для педагогов.

Производилась самооценка учащимся шести общегрупповых (например, «Мы можем собирать наши школьные сумки», «Мы справляемся с нашей домашней работой» и др.) и двадцати двух индивидуальных (например, «Я умею ждать своей очереди», «Я умею слушать других», «Я умею выступать перед классом» и др.) навыков по шкале от 1 до 10.

Для диагностики социально-психологической адаптации ребенка к школе была применена методика «Изучение социально-психологической адаптации к школе» Э. М. Александровской [15].

Процедура исследования. Для выявления различий двух групп школьников по показателям уровня сформированости социальных

навыков и компонентов социально-психологической адаптации младших школьников применялся U-критерий Манна - Уитни. Для обработки количественных результатов использовались математико-статистические методы с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.0.0.

Результаты и их обсуждение

В табл. 1 показаны результаты самооценки социальных навыков двух групп детей.

Наблюдается тенденция более высоких показателей (общегрупповые и индивидуальные навыки) у детей из контрольной группы (дети из социально благополучных семей).

По остальным переменным (всего 21), отражающим общегрупповые и индивидуальные социальные навыки ребенка (например, «мы справляемся с нашей домашней работой», « мы слушаем инструкции учителя», «мы умеем успокаиваться», «я умею слушать других», «я умею не отвлекаться от работы», «я умею принимать отказ» и т.д.), уровень их сформированности выше у детей контрольной группы (из социально благополучных семей).

Таблица 1 / Table 1

Описательная статистика переменных детей «группы риска» (методика Б. Фурмана) Descriptive statistics of variable children of the "risk group" (method of B. Furman)

Переменная Сравниваемые группы Среднее значение Среднеквадратичное отклонение Дисперсия

Мы поднимаем руку для ответа Контрольная группа (п = 34) 6,94 2,752 7,572

Дети СГР (п = 31) 7,00 2,887 8,333

Я умею не отвлекаться от работы Контрольная группа (п = 34) 6,91 2,479 6,143

Дети СГР (п = 31) 6,97 3,401 11,566

Я умею проигрывать Контрольная группа (п = 34) 6,97 2,844 8,090

Дети СГР (п = 31) 7,71 3,164 10,013

Я умею спокойно двигаться Контрольная группа (п = 34) 7,18 2,564 6,574

Дети СГР (п = 31) 8,16 3,132 9,806

Я умею присоединяться к другим Контрольная группа (п = 34) 8,03 3,416 11,666

Дети СГР (п = 31) 8,23 2,883 8,314

Я умею гордиться своими достижениями Контрольная группа (п = 34) 8,53 3,231 10,439

Дети СГР (п = 31) 9,13 1,803 3,249

Я не забываю благодарить других Контрольная группа (п = 34) 8,85 2,925 8,553

Дети СГР (п = 31) 8,97 2,041 4,166

Результаты математико-статистической обработки методики Э. М. Александровской для диагностики социально-психологиче-

ской адаптации детей к школе раскрывают нам еще одну специфику обеих групп (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2 Описательная статистика (методика Э. М. Александровской) Descriptive statistics (method of E. M. Alexandrovskaya)

Сравниваемые группы Показатели Общий балл по 4-м параметрам

Дети СГР N 34

Среднее 36,65

Среднеквадратичное отклонение 7,55

Дисперсия 57,14

Контрольная группа N 31

Среднее 28,03

Среднеквадратичное отклонение 9,61

Дисперсия 92,36

Мы наблюдаем различия по среднему общему баллу социально-психологической адаптации к школе, где баллы детей из семей «группы риска» ниже, чем у детей из контрольной группы.

Как следует из данных табл. 2, среднеквадратичное отклонение по общему результату детей из семей «группы риска» имеет больший разброс, чем у детей из контрольной группы.

Данный факт можно объяснить наличием двух различающихся моделей поведения у детей из семей «группы риска».

Для сравнения социальных навыков и особенностей социально-психологической адаптации двух групп детей был применен ^-критерий Манна - Уитни. В табл. 3 представлены результаты методики Б. Фурмана по ^-критерию Манна - Уитни.

Таблица 3 / Table 3

Результаты сравнительного анализа показателей методики Б. Фурмана у детей из социально благополучных семей и детей из семей «группы риска» The results of a comparative analysis of the indicators of B. Furman's methodology in children from socially prosperous families and children from families of the «risk group»

Переменная Сравниваемые группы Средний ранг Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Я умею выступать перед классом Контрольная группа (п = 34) 39,15 ,006

Дети СГР (п = 31) 26,26

Я умею спокойно двигаться Контрольная группа (п = 34) 28,15 ,023

Дети СГР (п = 31) 38,32

Я умею кушать аккуратно Контрольная группа (п = 34) 38,16 ,015

Дети СГР (п = 31) 27,34

Я умею говорить «нет» Контрольная группа (п = 34) 40,81 ,000

Дети СГР (п = 31) 24,44

Выявлены значимые различия показателей сформированности ряда индивидуальных социальных навыков детей из семей « группы риска» и детей контрольной группы. По показателям общегрупповых навыков значимых различий не выявлено.

В табл. 4 представлены результаты сравнительного анализа показателей методики «Соци-

ально-психологическая адаптация к школе» по и-критерию Манна - Уитни.

С помощью (7-критерия Манна - Уитни выявлены достоверные различия по всем социально-психологическим показателям адаптации к школе детей из семей «группы риска» и контрольной группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 / Table 4

Результаты сравнительного анализа показателей методики «Социально-психологическая адаптация к школе»

у детей из социально благополучных семей и детей из семей «группы риска» The results of a comparative analysis of the indicators of the methodology «Socio-psychological adaptation to school» in children from socially well-off families and children from families of the «risk group»

Переменная Сравниваемые группы Средний ранг Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Целеполагание Контрольная группа (п = 34) 40,82 ,000

Дети СГР (п = 31) 24,42

Нравственно-этическая готовность Контрольная группа (п = 34) 40,07 ,001

Дети СГР (п = 31) 25,24

Поведение вне урока Контрольная группа (п = 34) 39,79 ,001

Дети СГР (п = 31) 25,55

Взаимоотношения с одноклассниками Контрольная группа (п = 34) 41,63 ,000

Дети СГР (п = 31) 23,53

Отношение к учителю Контрольная группа (п = 34) 37,81 ,025

Дети СГР (п = 31) 27,73

Эмоциональное благополучие Контрольная группа (п = 34) 42,07 ,003

Дети СГР (п = 31) 23,05

Общий балл Контрольная группа (п = 34) 40,72 ,001

Дети СГР (п = 31) 24,53

Заключение

Данные эмпирического исследования позволяют установить некоторые закономерности в особенностях развития социальных навыков и характеристиках социальной адаптации младших школьников из семей «группы риска» и детей из социально благополучных семей.

Выявлено сходство в характеристиках общегрупповых навыков детей из семей «группы риска» и контрольной группы. Данный факт мы объясняем сходством социальной ситуации развития детей данного возраста: учебная деятельность, взаимодействие детей, контроль классного руководителя, регулирующего вну-триклассную активность. Школьная система обучения представляет собой классическую форму начального образования, в рамках которого дети обучаются социальным навыкам группового взаимодействия. Эта социальная ситуация характерна для обеих групп: детей из социально благополучных семей и детей из семей «группы риска».

Выявлены значимые различия в характеристиках структуры и уровня сформированности ряда индивидуальных социальных навыков у младших школьников из семей « группы риска»

и детей из социально благополучных семей. Дети из социально благополучных семей демонстрируют более высокий уровень индивидуальных социальных навыков в проявлениях социальной активности и социальной приемлемости (умение выступать перед классом, умение аккуратно принимать пищу, умение говорить «нет»). У школьников из семей «группы риска» более развит индивидуальный социальный навык «спокойно двигаться».

Установлено наличие значимых различий в характеристиках социальной адаптации младших школьников из семей «группы риска» и детей из социально благополучных семей. В частности, показатели детей из социально благополучных семей по компонентам целепо-лагания, нравственно-этической готовности, поведению вне урока, успешности социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками и отношение к учителю) и эмоциональному благополучию статистически значимо выше, чем у детей из семей «группы риска». Это означает, что дети из социально благополучных семей, по сравнению с детьми из семей «группы риска», характеризуются более высокой социально-психологической адаптацией к школе. У детей из семей «группы риска» выявлены

две крайние формы поведения: либо слишком пассивное (безразличное, чрезмерно послушное), либо слишком неспокойное (суетливое, гиперактивное).

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М. : Прогресс, 2006. 342 с.

3. Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. Минск : Издательство МИУ, 2010. 321 с.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

5. Бокалина Н. А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. Т. 47, № 285. С. 451-453.

6. Бондарева И. И. Психологические условия развития системы социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 25 с.

7. Jureviciene M., Kaffemaniene I., Ruskus J. Concept and Structural Components of Social Skills // Baltic Journal of Sport and Health Sciences. 2012. Vol. 3, № 86. P. 42-52. https://doi.org/10.33607/bjshs.v3i86.266

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999. 349 с.

9. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

10. Canney C., Byrne A. Evaluating circle time as a support to social skills development - reflections on a journey in school based research // British Journal of Special Education, 2006. Vol. 33, № 1. P. 19-24. https://doi. org/10.1111/j.1467-8578.2006.00407.x

11. Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры / пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн, 2013. 220 с.

12. Чиркина Р. В., Бойкина Е. Э., Койкова К. С., Брига-даренко Н. В., Стратийчук Е. В., Тишкова Ю. В., Чеботарев И. В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей // Психология и право. 2020. Т. 10, № 4. С. 93-110. https://doi. org/10.17759/psylaw.2020100407/

13. Niu S. J., Niemi H. Teachers Support of Students' Social-Emotional and Self-Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method // The European Journal of Social & Behavioural Sciences. 2020. Vol. 27, № 1. P. 54-73. https://doi.org/10.15405/ ejsbs.269

14. Положение государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова» «О реабилита-ционно-кризисном отделении помощи женщинам и детям». Саратов, 2015. URL: https://social.saratov.

gov.ru/social_state_institutions/uchrezhd_socpomosh-chi_semje_detjam/saratov_family/informacija_o_post-avshhike_socialnyh_uslug/struktura_i_organy_uprav-leniya/index.php?SECTION_ID=5667&ELEMENT_ ID=50442 (дата обращения: 19.04.2022).

15. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. М. : Медицина, 1988. С. 32-43.

References

1. Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., Eksmo Publ., 2005. 1136 p. (in Russian).

2. Erikson E. H. Identity Youth and Crisis. New York, W. W. Norton Company Inc. Publ, 1968. 340 p. (Russ. ed.: Erickson E. Identichnost: yunost' i krizis. Moscow, Progress Publ., 2006. 342 p.).

3. Usova E. B. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of Deviant Behavior]. Minsk, Izdatel'stvo MIU, 2010. 321 p. (in Russian).

4. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: (Psikhologiya otk-lonyaiyushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of Deviant Behavior)]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2004. 288 p. (in Russian).

5. Bokalina N. A. Deviant behavior of preschoolers. Molo-doy uchenyy [Young Scientist], 2019, vol. 47, no. 285, pp. 451-453 (in Russian).

6. Bondareva I. I. Psychological Conditions for the Development of Social Skills and Skills of Civic Behavior in Younger Students. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychology). Nizhny Novgorod, 2007. 25 p. (in Russian).

7. Jureviciene M., Kaffemaniene I., Ruskus J. Concept and Structural Components of Social Skills. Baltic Journal of Sport and Health Sciences, 2012, vol. 3, no. 86, pp. 42-52. https://doi.org/10.33607/bjshs.v3i86.266

8. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie prob-lemy" psikhologii [Methodological and Theoretical Problems of Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1999. 349 p. (in Russian).

9. Bodalev A. A. Leechnost" i obshchenie: Izbranny^e psikhologicheskie trudy" [Personality and Communication: Selected Psychological Works]. Moscow, Mezh-dunarodnaya pedagogicheskaya akademiya Publ, 1995. 328 p. (in Russian).

10. Canney C., Byrne A. Evaluating circle time as a support to social skills development - reflections on a journey in school based research. British Journal of Special Education, 2006, vol. 33, no. 1, pp. 19-24. https://doi. org/10.1111/j.1467-8578.2006.00407.x

11. Furman B. Kids' Skills: A playful and solution-focused approach to solving children's problems. Bendigo, St. Luke's Innovative Resources Publ., 2004. 144 p. (Russ. ed.: Furman B. Navyki rebenka: Kak reshat" detskie problemy s pomoshchyu igry. Moscow, Alpina non-fikshn Publ., 2013. 220 p.).

12. Chirkina R. V., Boykina E. E., Koykova K. S., Briga-darenko N. V., Stratiychuk E. V., Tishkova Yu. V., Che-botarev I. V. Evaluation of the Prevention Potential of the technology for the Formation of Socially Significant in Children Skills in the Skillful Class-Method]. Psi-khologiya ipravo [Psychology and Law], 2020, vol. 10, no. 4, pp. 93-110 (in Russian). https://doi.org/10.17759/ psylaw.2020100407/

13. Niu S. J., Niemi H. Teachers Support of Students' Social-Emotional and Self-Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method. The European Journal of Social & Behavioural Sciences, 2020, vol. 27, no. 1, pp. 54-73. https://doi.org/10.15405/ ejsbs.269

14. Polozhenie gosudarstvennogo biudzhetnogo uchrezh-deniya Saratovskoy oblasti "Centr sotsialnoy pomo-shchi sem^e i detiam g. Saratova" "O reabilitatsi-

onno-krizisnom otdelenii pomoshchi zhenshchinam i detyam" (RKO) (Regulations of the Saratov Oblast State Budget Institution "Saratov Center for Social Assistance to Families and Children" About the Rehabilitation and Crisis Department for Women and Children" (RKO)). Saratov, 2015. Available at: https://social.saratov.gov. ru/social_state_institutions/uchrezhd_socpomoshchi_ semje_detjam/saratov_family/informacija_o_ postavshhike_socialnyh_uslug/struktura_i_organy_ upravleniya/index.php?SECTION_ID = 5667&-ELEMENT_ID=50442 (accessed 19 April 2022) (in Russian).

15. Alexanderovskaya E. M. Socially-psychological criteria for school adaptation. In: S. M. Grombakh, ed. Shkola i psikhicheskoe zdorov^e uchashchikhsya [School and Student Mental Health]. Moscow, Meditsina Publ, 1988. pp. 32-43 (in Russian).

Поступила в редакцию 18.09.2022; одобрена после рецензирования 02.10.2022; принята к публикации 17.10.2022 The article was submitted 18.09.2022; approved after reviewing 02.10.2022; accepted for publication 17.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.