Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богормистрова В.А., Шестакова В.Н., Свобода П.Н., Савилов В.Р., Сосин Д.В.

Целью данной работы явилось изучение коммуникативных навыков у детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних для тактического подхода по оказанию своевременной помощи. В исследовании участвовало 156 детей в возрасте 11-15 лет, 56 детей воспитывались в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, которые составили основную группу наблюдения. В группу сравнения вошли 100 детей аналогичного возраста, проживающие в полных благополучных семьях. Наблюдение велось в динамике 5 лет. В результате исследования было выявлено, что у детей, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как одной из задач системы образования, снижено, что негативно сказывается на школьной адаптации и учебном процессе. Эмоциональное состояние детей, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы, нестабильно, что требует постоянного контроля и индивидуальной работы психологической и медицинской служб, анализа учебной нагрузки и уточнения причин, поддерживающих такое состояние. Воспитанники учреждений социальной сферы являются группой высокого риска по нарушению формирования коммуникативных навыков, психологического и эмоционального статуса, развитию школьной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богормистрова В.А., Шестакова В.Н., Свобода П.Н., Савилов В.Р., Сосин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS AND COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN BROUGHT UP IN INSTITUTIONS OF THE SOCIAL SPHERE FOR MINORS

The purpose of this work was to study the communication skills of adolescent children brought up in social institutions for minors for a tactical approach to providing timely assistance. The study involved 156 children aged 11-15 years, 56 children who were brought up in social institutions for minors, who made up the main observation group. The comparison group included 100 children of the same age living in full prosperous families. The observation was carried out in the dynamics of 5 years. As a result of the study, it was revealed that the formation of communicative universal educational actions, as one of the tasks of the education system, is reduced in children brought up in social institutions for minors, which negatively affects school adaptation and the educational process. The emotional state of children brought up in social institutions is unstable, which requires constant monitoring and individual work of psychological and medical services, analysis of the workload and clarification of the reasons supporting such a condition. Pupils of social institutions are a high-risk group for the violation of the formation of communication skills, psychological and emotional status, the development of school maladaptation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДА И ОБЩЕСТВА: ДИАГНОСТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ», ПОСВЯЩЕННОЙ 10-ЛЕТИЮ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА СГМУ

УДК: 612.821:362.7/.8 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.237

^ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ социальной сферы для несовершеннолетних

Богормистрова В.А., Шестакова В.Н., СвободаП.Н., Савилов В.Р., Сосин Д.В., Удовенко А.А. Научные руководители - д.м.н. профессор В.Н. Шестакова, д.м.н., доцент Д.В. Сосин Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. vebogormistrova@gmail.com - Богормистрова В.А

Резюме: Целью данной работы явилось изучение коммуникативных навыков у детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних для тактического подхода по оказанию своевременной помощи. В исследовании участвовало 156 детей в возрасте 11-15 лет, 56 детей воспитывались в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, которые составили основную группу наблюдения. В группу сравнения вошли 100 детей аналогичного возраста, проживающие в полных благополучных семьях. Наблюдение велось в динамике 5 лет.

В результате исследования было выявлено, что у детей, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как одной из задач системы образования, снижено, что негативно сказывается на школьной адаптации и учебном процессе. Эмоциональное состояние детей, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы, нестабильно, что требует постоянного контроля и индивидуальной работы психологической и медицинской служб, анализа учебной нагрузки и уточнения причин, поддерживающих такое состояние. Воспитанники учреждений социальной сферы являются группой высокого риска по нарушению формирования коммуникативных навыков, психологического и эмоционального статуса, развитию школьной дезадаптации.

Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативные навыки, дети подросткового возраста, учебная деятельность, психоэмоциональная сфера.

^ FEATURES OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS AND COMMUNICATIVE

ABILITIES OF CHILDREN BROUGHT UP IN INSTITUTIONS OF THE SOCIAL SPHERE FOR MINORS

Bogormistrova VA., Shestakova V.N., Svoboda EN., Savilov V.R., Sosin D. V, Udovenko A.A.

Scientific supervisors - Prof., MD, Professor of the Department of Polyclinic Pediatrics V.N. Shestakova and MD, Associate Professor of the Department of Normal Physiology D.V. Sosin

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia.

veboQormistrova@Qmail.com - V.A. Bogormistrova

Abstract: The purpose of this work was to study the communication skills of adolescent children brought up in social institutionsfor minors for a tactical approach to providing timely assistance. The study involved 156 children aged 11-15 years, 56 children who were brought up in social institutions for minors, who made up the main observation group. The comparison group included 100 children of the same age living in full prosperous families. The observation was carried out in the dynamics of 5 years.

As a result of the study, it was revealed that the formation ofcommunicative universal educational actions, as one of the tasks of the education system, is reduced in children brought up in social institutions for minors, which negatively affects school adaptation and the educational process. The emotional state of children brought up in social institutions is unstable, which requires constant monitoring and individual work of psychological and medical services, analysis of the workload and clarification of the reasons supporting such a condition. Pupils ofsocial institutions are a high-risk group for the violation of the formation of communication skills, psychological and emotional status, the development of school maladaptation.

Keywords: companionship, communication, communication skills, adolescent children, educational

activities, psycho-emotional sphere.

Введение. Как известно, коммуникативные способности - это индивидуальные и психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, научиться слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. А это, в свою очередь, поможет реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе [1-3]. В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение». В современной научной литературе чаще используется определение, которое предложено Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, а также как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия. Г.М. Андреева, А.В. Батаршева, Е.Е. Дмитриева, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломинский под коммуникацией подразумевали только процесс передачи информации [5-7]. Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных навыков, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности [8-11]. Начало обучения младших школьников в общеобразовательной организации ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка, так как он имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку [9-12]. Вся система жизненных отношений его реформируется и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Школьная адаптация осуществляется в трех сферах: академической, личностной и социальной адаптации. Одна из важнейших сторон социальной адаптации - способность к конструктивному общению, к балансу личностной автономности и социальной конформности, что и послужила поводом для изучения коммуникативных навыков у детей подросткового возраста, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних.

Материалы и методы. В основную группу вошли дети 11-15-летнего возраста, воспитывающиеся в учреждениях социальной сферы (n=56). Группу сравнения составили дети аналогичного возраста, проживающие в полных благополучных семьях (n=100). Оценку интеллектуального развития проводили по методу Векслера. Личностные особенности уточняли по психологическому паспорту (Васильева Н. Л., Афанасьева Е. И., 1996). Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по %2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях p<0,05.

Результаты. По результатам исследования большинство детей с 11 до 15 лет имели средний уровень умственного развития. 87,0% детей из группы сравнения справлялись с учебной программой,

47,0% из них учились на "хорошо" и "отлично". Все дети, воспитывающиеся в полных семьях, сохраняли высокий или средний уровень учебной мотивации, 70,0% из них имели адекватную самооценку, 84,0% были социально адаптированы и имели хорошую личностную и академическую адаптацию. В то время как в основной группе наблюдения только 60,7% детей не имели проблем в усвоении школьной программы(р=0,01), 39,3% требовали дополнительной коррекции, чего не зафиксировано среди детей из группы сравнения (р=0,000). При этом 26,8% детей предъявляли жалобы на снижение памяти и внимания (р=0,02), 33,9% детей находились в конфликте со сверстниками, учителями (р=0,01). У детей из группы сравнения сформированность навыков учебной деятельности и способность к систематизации знаний, как критерий умственного развития, оказались наиболее выраженными к 14 годам. В то время как у сверстников из основной группы наблюдения способность к систематизации занятий проявилась только в 15 лет. Выявлено, что к 13 годам 25,0% детей из основной группы наблюдения имели недостаточный уровень представления об окружающем мире. И только к 15 годам они сформировали удовлетворительный уровень представления об окружающем мире. Большинство детей из группы сравнения (88,0%) имели достаточный уровень общей осведомленности, что на 43,4% чаще, чем в основной группе наблюдения (р=0,000). У детей из основной группы наблюдения преобладал средний уровень эмоциональной устойчивости (64,3%), что достоверно чаще, чем группе сравнения (р=0,02). В то время как у 52,0% детей из группы сравнения определялся высокий уровень эмоциональной устойчивости, чего не зафиксировано в основной группе наблюдения. У более половины воспитанников учреждений социальной сферы чувство страха выражалось страхом несоответствия, общения с взрослыми, самовыражения, сложившейся ситуации и успеха, что негативно сказывалось на эмоциональном, учебном процессе и общении. У них ярче проявлялся страх достижения успехов, страх сложившейся ситуации, чего не возникало у детей, проживающих в полных семьях.

При сравнении параметров коммуникативных навыков среди детей из полных благополучных семей имели 41,0% высокий уровень, 45,0% детей средний уровень и только 14,0% детей имели низкий уровень коммуникативных навыков. Особенно это касалось способностей устанавливать контакты со сверстниками. Выявлено, что учащиеся основной группы наблюдения, менее способны к конструктивным взаимоотношениям, чем дети, воспитывающиеся в полной семье. У 71,4% детей снижена способность к конструктивному общению, к балансу личностной автономности и социальной комфортности (р=0,000). 64,3% детей не имели постоянного друга и 42,9% были склонны к конфликтам, отличались отсутствием гибкости, что достоверно чаще, чем среди детей группы сравнения (42,9% и 14,0%, р=0,001). Отмечено, что у 35,7% детей основной группы наблюдения эти навыки оставались более низкими на всем протяжении обучения. Это характеризовало особенности приспособление ребенка к окружающей среде. Отражала его личностную адаптацию, вызывая трудности в общении с взрослыми, добиваться цели и стремления к успеху, часто способствовало смене настроения, требовало специальной коррекции психолога, педагога, невролога и психиатра.

Следовательно, эмоциональное состояние детей, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы, нестабильно, чем среди детей, проживающих в благополучных семьях, что требует постоянного контроля и индивидуальной работы психологической и медицинской служб, анализа учебной нагрузки и уточнения причин, поддерживающих такое состояние. Воспитанники учреждений социальной сферы являются группой высокого риска по позднему формированию коммуникативных навыков, по нарушению психологического и эмоционального статуса, развитию школьной дезадаптации.

Выводы.

1. Дети подросткового возраста, воспитывающие в полных семьях сферы, чаще имеют сформированные коммуникативные навыки, показатели умственного развития выше среднего, реже формируют отклонения психоэмоциональной сфере.

2. Дети подросткового возраста, воспитывающиеся в учреждениях социальной сферы, являются группой высокого риска по нарушению психоэмоционального статуса. Они чаще имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере, более поздно формируют коммуникативные способности, хуже адаптируются к учебному процессу, постоянно нуждаются в медико-психолого-педагогическом и социальном сопровождении, что важно учитывать при проведении профилактических и реабилитационных мероприятий.

Литература

1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 74-78.

2. Батуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с.

3. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы / В.Н. Белкина // Начальная школа. - 2003. - №7. - 15 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: «Прогресс», 1986. - 67 с.

5. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя / О.С. Богданова, О. Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. -

6. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов/ Н. Ф. Голованова. - Изд-во: Речь, 2005. - С. 66.

7. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 4. - С. 78-83.

8. Концептуальные взгляды на здоровье ребёнка / Под редакцией В.Н. Шестаковой. - Смоленск: СГМА, 2003. - 548 с.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков// Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 42 - 45.

10. Морфофункциональные особенности развития детей подросткового возраста: проблемы, перспективы и пути их решения. Книга III, Часть 1 // Под ред. В.Н. Шестаковой, Ж.Г, Марченковой Ю.В., Чижовой Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, - Смоленск: Универсум - 2020. - 513 с.

11. Морфофункциональные особенности развития детей подросткового возраста: проблемы, перспективы и пути их решения. Книга III, Часть 2 // Под ред. В.Н. Шестаковой, Ж.Г. Марченковой Ю.В., Чижовой, Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, - Смоленск, Универсум. - 2020. - 344 с.

12. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.