Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧТЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОДРОСТКОВ ДО И ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧТЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОДРОСТКОВ ДО И ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ЧАСТОТА ЧТЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ / РЕПЕРТУАР ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Березина А.В.

Статья посвящена сравнительному анализу характеристик чтения московских подростков до и после периода вынужденного достаточно длительного дистанционного обучения, связанного с пандемией COVID - 19. Приводятся результаты исследования и сравнение чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах. Обсуждаются возможные причины в изменениях репертуара и мотивации чтения подростков, связанные с вынужденным переходом на полное или частичное дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF READING CHARACTERISTICS OF MOSCOW TEENAGERS BEFORE AND AFTER FORCED DISTANCE LEARNING DURING THE PANDEMIC

The article is devoted to a comparative analysis of the reading characteristics of Moscow teenagers before and after a period of forced rather long distance learning associated with the COVID-19 pandemic. The results of the study and comparison of reading by Moscow teenagers in 2019 and 2022 are presented. Possible reasons for changes in the repertoire and reading motivation of adolescents associated with the forced transition to full or partial distance learning are discussed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧТЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОДРОСТКОВ ДО И ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧТЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОДРОСТКОВ ДО И ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Статья посвящена сравнительному анализу характеристик чтения московских подростков до и после периода вынужденного достаточно длительного дистанционного обучения, связанного с пандемией COVID - 19. Приводятся результаты исследования и сравнение чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах. Обсуждаются возможные причины в изменениях репертуара и мотивации чтения подростков, связанные с вынужденным переходом на полное или частичное дистанционное обучение.

Ключевые слова: чтение подростков, частота чтения, мотивация чтения, репертуар

чтения

BEREZINA A. COMPARATIVE ANALYSIS OF READING CHARACTERISTICS OF MOSCOW TEENAGERS BEFORE AND AFTER FORCED DISTANCE LEARNING DURING THE PANDEMIC

The article is devoted to a comparative analysis of the reading characteristics of Moscow teenagers before and after a period of forced rather long distance learning associated with the COVID-19 pandemic. The results of the study and comparison of reading by Moscow teenagers in 2019 and 2022 are presented. Possible reasons for changes in the repertoire and reading motivation of adolescents associated with the forced transition to full or partial distance learning are discussed.

Keywords: teenagers reading, reading frequency, reading motivation, reading repertoire

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ЧТЕНИЯ МОСКОВСКИХ ПОДРОСТКОВ ДО И ПОСЛЕ ВЫНУЖДЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Подростковый возраст психологами определяется как непростой, кризисный этап в становления личности, когда перед бывшим ребенком во весь рост встают вопросы самоидентификации, самоопределения, поиска своей индивидуальности и своего места в обществе. В разных подходах границы подросткового возраста несколько разнятся. При этом нижняя граница определяется более-менее однозначно - примерно в 11-12 лет, а верхняя граница «плавает» сильнее и определяется исследователями в промежутке от 17 до 23 лет. В современной отечественной психологии подростковый возраст определяется в границах 11-18 лет [6] с разделением на собственно подростковый или младший подростковый возраст (10 (11) - 14 (15) лет) и раннюю юность или старший подростковый возраст (15-17 лет). [9]

В эти годы подростки начинают активно задаваться вопросами: «Кто Я?», «Какой Я?», «Зачем Я?». Основная задача, которая решается в течение всего этого непростого периода, - формирование идентичности. И чтение художественной литературы является той деятельностью, которая способствует социализации и формированию мировоззрения. Литература, в особенности художественная, является носителем и средством передачи ценностей, за многие века выработанных человечеством. Чтение художественных произведений позволяет прожить и пережить необходимый опыт, а персонажи, особенно персонажи-ровесники, являются тем образцом, сравнивая себя с которым подростки познают самих себя и строят свою собственную идентичность.

Однако в чтении подростков в 21 веке психологами и социологами отмечаются следующие по большей части негативные тенденции: снижение общего интереса к чтению

художественной литературы, уменьшение объема времени для чтения книг; утрата интереса к книгам, входивших в круг подросткового чтения в 20 веке, и возрастание интереса к современным книгам [2; 5; 10]; снижение уровня литературного развития подростков; проявление явного разрыва между чтением по программе и самостоятельным чтением подростков [7; 8]. Эти тенденции связаны с тем, как живут современные подростки, с тем социальным контекстом, в котором происходит становление их личности и формирование идентичности. В социальной ситуации развития современных подростков можно выделить следующие особенности [1]: слишком высокий темп и ритм жизни; информационная перегруженность; возможность легкого получения удовольствия и удовлетворения потребностей без особых усилий со стороны подростка; формализм в обучении; отсутствие мест свободного общения со сверстниками или их недоступность для детей; уход в виртуальную реальность и отчуждение от мира взрослых. При этом во время периода самоизоляции, связанных с пандемией, некоторые из этих характеристик могли временно измениться в ту или иную сторону.

В начале пандемии COVID-19 с переходом на дистанционное обучение в школах исследователями высказывались разные предположения о возможном влиянии вынужденного постоянного нахождения дома на практики и интерес к чтению у подростков. С одной стороны, делались прогнозы о том, что предоставленные сами себе дети, и в особенности подростки, вообще престанут читать. При этом высказывалась и прямо противоположная точка зрения, что наоборот, отсутствие доступа к многим привычным видам досуга приведет к тому, что подростки обратятся к чтению.

Приведем сравнительные результаты анкетирования московских подростков, проведенных в 2019 году (перед самым началом пандемии) и 2022 году (когда полное или частичное дистанционное обучение продолжается уже более двух лет). В 2019 году в анкетировании приняли участие 140 подростков (мальчики и девочки) 11-15 лет. В 2022 году на вопросы анкеты ответили 114 подростков - также мальчики и девочки 11-15 лет.

Ответы на вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?» распределились следующим образом (Таблица № 1): Таблица № 1

Ответы на вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?»

Читаешь ли ты книги? Как часто? 2019 (140 чел) 2022 (114 чел)

чел % чел %

читаю каждый день 37 27 30 26

читаю 2-3 раза в неделю 38 27 25 21

читаю 1 раз в неделю 15 11 22 19

читаю 2-3 раза в месяц 17 12 11 10

читаю только на каникулах 13 9 16 14

читаю редко 14 19 4 3

не читаю совсем 6 4 8 7

Сравнение ответов показывает, что за два года не изменилась доля ежедневно читающих подростков. Можно предположить, что четверть подростков читает ежедневно независимо от того, что происходит в их жизни - для них чтение является неотъемлемой составляющей их существования. Видимо, это те подростки, у которых сформирована потребность в чтении, которая не зависит от внешних обстоятельств. Однако, это требует дальнейшего исследования.

При этом снизилось количество подростков, которые читали 2-3 раза в неделю, и примерно на столько процентов же увеличилось количество читающих раз в неделю. В два раза увеличилось количество нечитающих подростков. То есть можно предполагать, что это те подростки, которые так или иначе читали для школы. Не обязательно ради отметки, их чтение могло стимулироваться ситуациями живого обсуждения книг на уроках. И для таких подростков снижение контроля за их чтением и внимания со стороны учителей приводит к полному или частичному отказу от чтения. Кроме того, многие современные семьи не имеют домашней библиотеки. Так, например, социологический опрос 2021 года [4] показал, что только 54 % российских подростков имеют дома собственную подборку книг, а обширная библиотека (более 100 изданий) есть у 12% детей и подростков, преимущественно это девочки [3]. Поэтому в период самоизоляции подростки могли оказаться в ситуации, что им просто негде было взять бумажную книгу, а интерес к электронному чтению мог быть снижен из-за того, что школьникам и так много времени приходилось проводить перед монитором компьютера.

Ответы на вопрос «Книга может меня заинтересовать, если в ней...» в 2019 и 2022 году распределились практически идентично (Таблица №2).

Таблица №2

Ответы на вопрос «Книга может меня заинтересовать, если в ней.»

Книга может меня заинтересовать, если в ней: 2019 2022

чел % чел %

важен и сюжет, и герой 83 59 65 57

интересный сюжет 53 38 48 42

привлекательный герой 4 3 1 1

То, для чего подростки обращаются к книге, остается неизменным - для большинства современных подростков важнее динамичность, увлекательность сюжета, перипетий событий, а не тот персонаж, с которым все эти события происходят. Скорее всего это связано с тем, что для современных подростков характерна высокая динамика собственной жизни, когда нет времени, чтобы спокойно посидеть и подумать, помечтать и т.д. С другой стороны, есть вероятность того, что подростки просто не встречаются с той литературой, в которой был бы современный и понятный им герой, с похожими проблемами и отношением к жизни. Отвечая на вопрос про важные характеристики героя девочки отмечали следующее: у героя должен быть характер; он должен быть умным /сообразительным/ не тупым; иметь особенное, нестандартное мышление, быть необычным, неординарным, интересным и нескучным; смелым, отважным; добрым; иметь чувство юмора, быть веселым и жизнерадостным. Для мальчиков в героях книг важны: знания и ум; характер; смелость/храбрость; доброта; чтобы он был интересным; его поступки; чувство юмора; облик/внешность.

Не все из перечисляемых подростками качеств характерны для персонажей классических подростковых книг. Также возможно, что из-за сложностей с пониманием

слов или стилистики произведений, написанных в 19-20 веках, современные подростки не считывают эти качества героев.

Современные авторы по большей части учитывают интерес подростков к качествам героя, выбираемых нынешними подростками, и часто традиционно считавшихся не соответствующих гендеру. Но, книги современных авторов по разным причинам не попадают в руки подростков: родители и педагоги часто не знают о них, или даже бывают активно против такого чтения, предлагая подростку книги из традиционной «золотой полки».

Что касается мотивации чтения московских подростков, то здесь в 2022 года произошли интересные изменения (Таблица № 3):

Таблица № 3

Мотивы чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах

Мотив 2019 2022

% %

неопределенная читательская мотивация 31 20

мотив развлечения 24 28

мотив пользы 21 18

личностный мотив 17 14

мотив принуждения 9 0

эскапизм 4 10

социальный мотив 1 0

не любят читать 9 13

нет ответа 0 14

- несколько увеличилась доля подростков, которые читают для развлечения и сильно возросло количество подростков, которые читают для того, чтобы убежать от реальности (мотив эскапизма);

- немного снизилась доля подростков, руководствующихся личностным мотивом чтения (когда чтение важно само по себе, интересно прожить то, что проживает персонаж, сопереживать ему и т.д.);

- также чуть меньшее число подростков стали руководствоваться мотивом пользы;

- самые серьезные изменения произошли с мотивом принуждения: в 2019 году на него указывали 9 % подростков (в основном это были мальчики); в 2022 году ни один из опрошенных нами подростков не указал на этот мотив. Возможно, что в ситуации дистанционного обучения подростки действительно перестали ощущать на себе давление педагогов и родителей, которые требуют, чтобы литература читалась подростками, у педагогов меньше возможностей для контроля чтения, снижаются требования к полноценному знакомству с произведением (что также перестает нервировать родителей и

они меньше заставляют детей читать), нет возможностей для полноценного обсуждения произведения и проверки включенности подростка в процесс чтения.

Интересны также изменения в объяснениях подростков, почему они не читают. В 2019 году лидерами ответов были: скучно, неинтересно или нет интересных книг; не хочу, не люблю; нет времени; есть другие дела; лень. В 2022 году также были ответы: не хочу; не интересно и предпочитаю больше смотреть фильмы. При этом, не было ни одного ответа про отсутствие времени, однако появились ответы про то, что для чтения нужен покой -видимо ситуация пандемии, когда люди гораздо меньше стали куда-либо выходить (родители на работу, дети на кружки, студии, к репетиторам, и в целом не тратится время на дорогу), но при этом все проводят много времени дома друг с другом, с одной стороны, позволяет выделить достаточно времени для чтения, с другой стороны, не всегда позволяет создать подходящие условия для спокойного, уединенного чтения, которое нужно подросткам.

Что касается репертуара, то в 2019 году лидерами чтения среди книг зарубежных авторов у московских подростков были: «Гарри Поттер» (Роулинг Дж.), «Записки о Шерлоке Холмсе» (Конан Дойл А.), «Маленький принц» (Экзюпери А.), «Вафельное сердце» (Парр М.) «Приключения Тома Сойера» (Твен М.), «Таинственный остров» (Верн Ж.). «Хоббит, или Туда и Обратно» (Толкин Дж.), «Доклад о медузах» (Бенджамен А.), «Оно» (Кинг Ст.), «Скарлет и Айви» (Клеверли С.), «Хроники Нарнии» (Льюис К.), «Портрет Дориана Грея» (Уайльд О.), «Коты воители» (Хантер Э.). Из произведений отечественных авторов московскими подростками чаще всего назывались: «Метро 2033, 2034» (Глуховский Д.), «Ревизор», «Тарас Бульба», «Вий», «Заколдованное место» (Гоголь Н.), «Горе от ума» (Грибоедов А.), «Дубровский» (Пушкин А.), «Часодеи» (Щерба Н.), «Остров погибших кораблей» (Беляев А.), «Тимур и его команда» (Гайдар А.), «Преступление и наказание» (Достоевский Ф.).

В 2022 году среди книг зарубежных авторов на первом месте осталась серия про Гарри Поттера (Роулинг Дж.). Кроме того, назывались: «Вокруг света за 80 дней» (Верн Ж.), «Остров сокровищ» (Стивенсон Р.), «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери Р.), «Алиса в стране чудес» (Кэрролл Л.), «Человек-бензопила» (манга), «Маленькие женщины» (Олкотт Л), «1984» (Оруэл Дж.), «Лягушонок» (По Э.), «В конце они оба умрут» (Сильвера А.), «Приключения Тома Сойера» (Твен М.), «Ромео и Джульетта» (Шекспир У.). Лидерами отечественных книг у московских подростков были: «Капитанская дочка» (Пушкин А.), «Преступление и наказание» (Достоевский Ф.), «Человек-амфибия» (Беляев А.), «Республика ШКИД» (Белых Г., Пантелеев Л.), «Мастер и Маргарита» (Булгаков М.), «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» (Гоголь Н.), «Идиот» (Достоевский Ф.), «Часодеи» (Щерба Н.).

Репертуар меняется в выборе конкретных книг, но в целом по жанрам остается прежним: в топе все также классика школьной программы и книги приключенческой и фэнтезийной направленности. Это также подтверждают социологические опросы российских подростков от 11 до 15 лет: самыми популярными у подростков уже несколько десятилетий остаются жанры «фантастика» (57%) и «приключения» (56%) [3].

Однако интересно появление в списках московских подростков произведений манги, что может говорить о том, что у подростков появилось больше свободного времени, а также возможности для чтения книг по собственному выбору.

Таким образом, можно говорить о том, что переход на дистанционное обучение мог оказать двоякое влияние на чтение московских подростков: с одной стороны, увеличилось количество подростков, которые совсем не читают, и подросткам не всегда удается найти возможность для спокойного чтения, с другой стороны, больше стало подростков, читающих для собственного удовольствия, получающих радость от чтения выбранных самостоятельно книг, подростки меньше чувствуют принуждения со стороны взрослых. Педагогам, родителям и библиотекарям стоит задуматься о своей роли в руководстве подростковым чтением, так как полное снижение контроля отражается на чтении тех

подростков, у которых еще не сформирована внутренняя мотивация чтения, они начинают читать меньше. Но излишний контроль, подавление собственных интересов подростков также негативно может отражаться на отношении к чтению. Нужно находить баланс между стремлением к приобщению к классической литературе (в том числе, к той, которую взрослые сами читали в подростковом возрасте, и которая входит в «золотую полку» подростковой литературы) и созданию условий для свободного самостоятельного выбора книг подростами: тех книг, которые для них сейчас наиболее актуальны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Березина, А. В. К проблеме подросткового чтения / А. В. Березина // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная детская библиотека. -Москва : Российская государственная детская библиотека, 2020. - С. 16-29.

2. Березина А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект / А. В. Березина // Психология обучения. - 2021. - № 3. - С. 101-109.

3. Колосова Е. А. Гендерные аспекты в изучении чтения подростков и юношества: по материалам социологических исследований 2013-2021 гг / Е. А. Колосова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2022. - № 1-2. - С. 227-236.

4. Колосова Е. А. Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006 - 2021 гг / Е. А. Колосова // Изучаем чтение: форматы и практики : Сборник Материалов II Научно-практической лаборатории, Москва, 18-19 марта 2021 года / Российская государственная детская библиотека. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека», 2021.

- С. 11-15.

5. Колосова Е. А. Трансформация читательских практик и предпочтений российских подростков (2010-2020 гг.) / Е. А. Колосова // Поколение Z в онлайн-пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность : Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, Уфа, 24-26 ноября 2020 года / Отв. редактор Р.Б. Шайхисламов. - Уфа : Башкирский государственный университет, 2020. - С. 354-358.

6. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : Учебник / С. В. Молчанов. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2020.

7. Собкин В. С. Опыт структурного анализа возрастных особенностей мотивации чтения подростками художественной литературы / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Социология образования. Труды по социологии образования / Под редакцией В. С. Собкина. - Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2012. - С. 192-213.

8. Собкин В. С. Социально-психологический анализ особенностей литературного развития подростков / В. С. Собкин, Д. А. Плоткин // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Российская акад. образования, Центр социологии образования; Под редакцией Собкина В. С. - Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2006.

- С. 116-138.

9. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2020.

10. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст / В. П. Чудинова // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 6. - С. 668-681.

СВЕДЕНИЕ ОБ АВТОРЕ

Березина Александра Викторовна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.