Научная статья на тему 'НУЖНО ЛИ ПОДРОСТКАМ ЧИТАТЬ ФАНТАСТИКУ: МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ'

НУЖНО ЛИ ПОДРОСТКАМ ЧИТАТЬ ФАНТАСТИКУ: МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
556
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / ФЭНТЕЗИ / УТОПИЯ / АНТИУТОПИЯ / ЧТЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЖАНРА ФАНТАСТИКИ / МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ ФАНТАСТИКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Березина А. В.

Исследуется отношение российских библиотекарей к жанру фантастической литературы и ее чтению в подростково-юношеском возрасте. Обоснованы подходы к выделению учеными основных характеристик современной подростковой (young adult) фантастики, а также пониманию роли чтения подобной литературы в формировании личности подростка и юноши в XXI в. В статье приведены результаты исследования, осуществленного в 2021 г. посредством выборки библиотекарей из различных регионов России, относительно их мнения о фантастической литературе. Анализ полученных результатов демонстрирует в основном адекватное отношение большинства российских библиотекарей к чтению фантастики подростками и юношами, осознание важности чтения фантастики и фэнтези в подростковом возрасте, а также достаточно хорошую осведомленность в области классической и современной литературы этого жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DO TEENAGERS NEED TO READ SCIENCE FICTION: THE OPINION OF RUSSIAN LIBRARISTS

The article is devoted to the study of the attitude of Russian librarians to science fiction and its reading by adolescent and young readers. The author highlights the approaches of the researchers to give the main characteristics of modern teenage (“young adult”) science fiction, as well as to the role of reading such literature in the formation the personality of a teenager and a young man in the 21st century. The article presents and analyzes the results of a study of the opinion of Russian librarians about reading the science fiction books, conducted in 2021 on the example of librarians from various regions of Russia. The analysis of the obtained results shows that the majority of Russian librarians generally have an adequate attitude towards reading science fiction and fantasy by teenagers and young men, an awareness of the importance of reading it in adolescence, as well as a fairly good awareness in the classic and modern literature of this genre.

Текст научной работы на тему «НУЖНО ЛИ ПОДРОСТКАМ ЧИТАТЬ ФАНТАСТИКУ: МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ»

ЕВРАЗИЯ 2 0 2 2

УДК 02 «465.13/.19»

А. В. Березина

кандидат психологических наук, доцент

Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

ORCID 0000-0002-2923-8966 SPIN-код: 1965-2068

НУЖНО ЛИ ПОДРОСТКАМ ЧИТАТЬ ФАНТАСТИКУ: МНЕНИЕ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Исследуется отношение российских библиотекарей к жанру фантастической литературы и ее чтению в подростково-юношеском возрасте. Обоснованы подходы к выделению учеными основных характеристик современной подростковой (young adult) фантастики, а также пониманию роли чтения подобной литературы в формировании личности подростка и юноши в XXI в. В статье приведены результаты исследования, осуществленного в 2021 г. посредством выборки библиотекарей из различных регионов России, относительно их мнения о фантастической литературе. Анализ полученных результатов демонстрирует в основном адекватное отношение большинства российских библиотекарей к чтению фантастики подростками и юношами, осознание важности чтения фантастики и фэнтези в подростковом возрасте, а также достаточно хорошую осведомленность в области классической и современной литературы этого жанра.

Ключевые слова: фантастика, фэнтези, утопия, антиутопия, чтение подростков, особенности подростковой литературы жанра фантастики, мотивация чтения фантастики, анкетирование библиотекарей

Для цитирования: Березина, А В. Нужно ли подросткам читать фантастику: мнение российских библиотекарей/А В. Березина // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 2 (70). - С. 33-41.

Фантастика - это вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, «чудесных» миров [1]. В XIX - XX вв. была широко распространена научная фантастика, описывавшая попытки реализовать в реальном или вымышленном мире научные гипотезы и открытия, актуальные для времени написания произведения. В настоящее время более популярными становятся такие разновидности фантастики, как фэнтези и антиутопии.

Суть фэнтези - в изображении вымышленных событий, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миров,

существующих вне логического объяснения. Персонажами фэнтезийных произведений наравне с людьми могут быть отсутствующие в реальности персонажи: боги, чародей, ведьмы, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, колдуны и т. п. Таким образом, фэнтези можно определить как литературу, содержащую элементы, которых нет или не может быть в реальности. Это своего рода соединение сказки, фантастики и приключенческого романа [1; 14].

В основе жанра утопии лежит изображение вымышленной страны, являющейся образцом идеального общественного устройства. Антиутопия же - жанр, критически описывающий общество утопического типа, т. е. противопоставленный социальной утопии. Она подвергает сомнению саму идею возможности существо-

33

вания идеального социума. В антиутопии мир обычно представляется через чувства его обитателя, испытывающего на себе законы как бы идеального общества, но ощущающего его несовершенство [1]. Исследователями отмечается синтетичность и пограничность жанра антиутопии, которая с одной стороны, сочетает в себе черты футурологии и социально-политической прозы, а с другой - фантастики как художественной прозы с научно-технической и/или социально-политической акцентуацией [6].

В современной подростково-юношеской (young adult) фантастике выделяются следующие основные черты [3; 10; 14]: главный герой - подросток, решающий как личные, так и глобальные проблемы; повествование передает мировосприятие, свойственное подросткам и юношам; сюжет произведения затрагивает взрослые проблемы, которые начинают появляться в жизни подростка и которые ему приходится решать; герой проходит путь построения «образа я», идентичности, индивидуальности; сюжеты фантастических произведений опираются на архетипы и мифологию; для большинства книг характерен увлекательный сюжет; действие происходит в вымышленном, но правдоподобном и жизненном мире. Социологические исследования из года в год показывали, что чтение фантастики находилось у подростков на первом месте [7; 11; 12]. Однако по данным социолога Л. Ф. Борусяк, у молодых людей 17-23 лет оно постепенно смещалось на третью строчку в рейтинге предпочитаемых жанров; среди читателей фантастики и фэнтези в чистом виде преобладают юноши, для девушек более релевантно и привлекательно фэнте-зи с сильной любовной линией [5, с. 91].

К. С. Киктева пишет, что чтение подобных произведений позволяет взглянуть на те условия жизни, которые не замечаются нами в повседневном существовании, принимаются как должное [9]; исследователь выделяет несколько основных групп проблем, затронутых в современной фантастической и фэнтезийной литературе young adult: 1) быть «не таким», не соответствовать общественным нормам и подвергаться за это тем или иным наказаниям; 2) наступление будущего под вопросом, поскольку существуют глобальные проблемы, с которыми сталкивает-

ся человечество; 3) жизнь «после» возможных глобальных катастроф, апокалипсиса и т. д. Наше исследование мотивации чтения фантастики подростками [2], а также наблюдения, получаемые в процессе работы с подростками в клубе любителей фантастики «Параллельные миры» в Российской государственной детской библиотеке, показывают, что фантастика (как классическая, так и современная) воспринимается ими как источник личностного роста, как литература, помогающая в понимании самого себя, других людей, мира, дающая опоры для построения собственной идентичности.

У взрослых отношение к фантастике неоднозначно [4; 8]: высказываются идеи о том, что фантастика является литературой второго сорта и только вредит как читательскому, так и личностному развитию подростков. Сотрудники детских и подростковых библиотек могут как способствовать снятию этого стереотипа, так и поддерживать его. Чтобы узнать мнение современных российских библиотекарей, работающих с подростками, о чтении фантастики в подростковом возрасте, в 2021 г. мы провели анкетирование, вопросы которого были направлены на выяснение следующих аспектов: читали ли библиотекари фантастику в подростковом возрасте; как они относятся к классической и современной фантастической литературе; что думают о такой распространенной в настоящее время разновидности фантастики, как фэнте-зи; а также какие классические и современные фантастические книги они советуют читать подросткам XXI в.

На вопросы анкеты ответили 1140 библиотекарей детских и детско-юношеских библиотек Москвы, Архангельска, Волгограда, Ижевска, Калининграда, Орла, Томска, Хабаровска, Чебоксар, Челябинска и соответствующих областей, а также республик Крыма и Дагестана. Из них моложе 25 лет - 62 человека (6 %); от 26 до 40 лет - 290 человек (25 %); от 41 до 60 лет -708 человек (62 %); и старше 60 лет - 80 человек (7 %); женщины - 1111 респондентов (97 %); мужчины - 29 (3 %). Таким образом, выборку нашего исследования в основном составили женщины-библиотекари среднего возраста.

Были заданы вопросы о фонде библиотеки: сколько в нем книг жанра фантастики и

34

каково соотношение классических и современных фантастических книг. Полученные ответы распределились следующим образом.

В фонде библиотеки:

• менее 20 наименований фантастических книг - 6 %;

• от 21 до 50 наименований фантастических книг - 24 %;

• больше 50 наименований фантастических книг - 62 %;

• затрудняюсь ответить - 8 %.

По соотношению классической и современной литературы:

• одинаково представлены классическая и современная фантастика для подростков - 56 %;

• преобладает классическая фантастическая литература (написана до XXI в.) для подростков - 19 %;

• преобладает современная фантастическая литература (написана в XXI в.) для подростков - 17 %;

• затрудняюсь ответить 8 %.

Мы видим, что более чем в половине библиотек, в которых работают опрошенные библиотекари, фонд фантастических книг доста-

точно большой и представлен как современной, так и классической подростковой фантастикой. Однако нельзя не обратить внимание на тот факт, что в пятой части российских библиотек практически отсутствует современная литература интересующего нас жанра. Возможно, это связано с проблемами комплектования, но также есть вероятность, что библиотекари относятся к книгам по фантастике, которые пишутся современными авторами, с определенной долей пренебрежения и предубеждения, не считая их полезными для чтения современными подростками.

Чтобы узнать мнение самих библиотекарей о чтении фантастики в период тинейджер-ства, мы задали вопрос «Любили ли Вы читать фантастические книги в подростковом возрасте?» Результаты представлены в таблицах 1-2.

Почти половина библиотекарей ответили, что любили читать фантастику в подростковом возрасте, треть - что им нравилось иногда читать фантастические книги (табл. 1). И только примерно шестая часть библиотекарей отрицательно относилась к чтению фантастики в период взросления. Ответы библиотекарей

Таблица 1

Отношение к чтению фантастических книг в подростковом возрасте библиотекарей

разных возрастных категорий: Любили ли Вы читать фантастические книги в подростковом возрасте?

Варианты ответов до 25 лет 26-40 лет 41-60 лет более 60 лет Общий итог

да 56 % 48 % 50 % 45 % 50 %

иногда 26 % 32 % 36 % 39 % 34 %

не помню 5% 2 % 1 % 1 % 1 %

нет 13% 18 % 13 % 15 % 15 %

Таблица 2

Отношение к чтению фантастических книг в подростковом возрасте мужчин и женщин библиотекарей: Любили ли Вы читать фантастические книги в подростковом возрасте?

Варианты ответов женщины мужчины

да 49 % 52%

иногда 35 % 28 %

нет 15 % 17 %

не помню 1 % 3 %

35

согласуются с ответами подростков, которые мы получили в пилотном исследовании 2019 г. [2], когда на вопрос «Любишь ли ты читать фантастику?» больше половины подростков (56,6 %) отвечали «да, люблю» и около трети (30,3 %) выбрали ответ «бывает по-разному». Можно предположить, что отношение к чтению книг этого жанра вне времени и в каждом поколении есть определенное ко -личество людей, которых фантастика интересует или нет.

Между ответами мужчин и женщин библиотекарей практически нет разницы в отношении к чтению фантастики в подростковом возрасте: мужчины чуть чаще более однозначно писали о любви к чтению фантастической литературы, однако количество библиотекарей обоих полов, совершенно не воспринимавших фантастику в подростковый период, практически одинаковое (табл. 2).

Если по полу различий почти не существует, то по возрасту некоторые прослеживаются (табл. 1). Библиотекари более младшего возраста чаще отвечали, что любили читать фантастические книги, будучи подростками, их более старшие коллеги предпочитали читать фантастику лишь иногда. С одной стороны, это может быть обусловлено тем, что в XX в. фан-

тастика считалась литературой второго сорта, и людям более старшего возраста сложнее признаться в симпатии к такому жанру. С другой -издавалась в основном научная фантастика, которая не очень занимала девочек-подростков (в нашей выборке преобладают респонденты женского пола), а в конце XX - начале XXI в. появилось много переводной литературы жанра фэнтези, а также социальные антиутопии young adult, интересные в основном девочкам, что может объяснять более высокий интерес к фантастической литературе респондентов моложе 25 лет.

В таблицах 3-5 представлено мнение российских библиотекарей о важности, пользе и мотивации чтения фантастических книг в подростковом возрасте (вопрос «Как Вы относитесь к книгам для подростков в жанре фантастики?»), а также об их отношении к современной фантастической литературе (вопрос «Как Вы относитесь к современным книгам, написанным в жанре фантастики и фэнтези?»). Библиотекарям нужно было выбрать один вариант из предложенных ответов, которые были составлены нами на основе выделенных в ходе исследования 2019 г. мотивов чтения фантастики у современных российских подростков [2].

Таблица 3

Отношение к книгам для подростков в жанре фантастики у мужчин и женщин библиотекарей: Как вы относитесь к книгам для подростков в жанре фантастики?

Варианты ответов женщины мужчины

некоторые фантастические книги полезны, в основном книги научной фантастики, так как помогают узнавать научно-популярные факты, в то время как фэнтези только отрывает от реальности 9 % 17 %

подростки читают фантастику (в том числе фэнтези), чтобы убежать от своих проблем в реальной жизни, отдохнуть от тяжелой реальности 12 % 14 %

фантастика - это литература второго сорта, отвлекающая подростков от более важной для их развития и социализации реалистичной литературы 1 % 4 %

фантастика нужна подросткам, так как дает им возможность лучше понять себя, прожить разные ситуации, найти решения для своих проблем в реальной жизни 38 % 24 %

фантастика помогает подросткам развивать воображение, фантазию, творческие способности 40 % 41 %

36

Таблица 4

Отношение к книгам для подростков в жанре фантастики у библиотекарей разных возрастных категорий: Как вы относитесь к книгам для подростков в жанре фантастики?

Варианты ответов Возраст библиотекарей

моложе 25 лет 26-40 лет 41-60 лет старше 60 лет

некоторые фантастические книги полезны, в основном книги научной фантастики, так как помогают узнавать научно-популярные факты, в то время как фэнтези только отрывает от реальности 10 % 7 % 9 % 16 %

подростки читают фантастику (в том числе фэнтези), чтобы убежать от своих проблем в реальной жизни, отдохнуть от тяжелой реальности 14 % 15 % 11 % 6 %

фантастика - это литература второго сорта, отвлекающая подростков от более важной для их развития и социализации реалистичной литературы 5 % 1 % 1 % 1 %

фантастика нужна подросткам, так как дает им возможность лучше понять себя, прожить разные ситуации, найти решения для своих проблем в реальной жизни 32 % 33 % 40 % 34 %

фантастика помогает подросткам развивать воображение, фантазию, творческие способности 39 % 44 % 39 % 43 %

Таблица 5

Отношение к современным книгам для подростков в жанре фантастики у библиотекарей разных возрастных категорий: Как вы относитесь к современным книгам, написанным в жанре фантастики и фэнтези?

Варианты ответов Возраст библиотекарей

моложе 25 лет 26-40 лет 41-60 лет старше 60 лет

в современной подростковой литературе нет хороших фантастических книг 2 % 1 % 2 % 2 %

и у отечественных, и у зарубежных современных авторов есть хорошие фантастические книги для подростков 61 % 73 % 70 % 74 %

сейчас авторы пишут хорошее фэнтези для подростков, но не научно-фантастические книги 19 % 16 % 17 % 11 %

только современные зарубежные писатели пишут хорошие фантастические книги для подростков 6 % 3 % 1 % 0 %

только современные российские писатели пишут хорошие фантастические книги для подростков 2 % 1 % 2 % 0 %

я не слежу за новинками подростковой фантастической литературы, считаю, что подросткам лучше читать классические произведения писателей-фантастов, проверенные временем 10 % 6 % 8 % 13 %

37

Как мы видим, примерно шестая часть мужчин-библиотекарей, а также библиотекарей возрастной категории старше 60 лет считает, что полезны в основном книги по научной фантастике, поскольку они помогают узнавать научно-популярные факты, в то время как фэнтези только отрывает от реальности. Библиотекари моложе 40 лет чаще думают, что подростки читают фантастику (в том числе фэнтези), чтобы убежать от своих проблем в реальной жизни. Большинство же библиотекарей понимает, что фантастика дает подросткам возможность лучше понять себя, прожить разные ситуации, найти решение своих проблем, а также помогает развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Таким образом, мнение большинства библиотекарей сходно с выводами исследователей (в частности, литературоведов, психологов) о том, что современная фантастика и фэнтези психологически и бытийно органичны подростковому возрасту. Произведения именно этого жанра предлагают подростку умозрительный выбор своей будущей культурной, социальной и гендерной траектории в мире и обществе, они оказывают мощное влияние на духовное образование, формирование личности подростка, помогая найти смысл и цель жизни, а также способствуют развитию креативности у читателя, побуждая его к собственному творчеству [8]. Фантастический антураж при этом позволяет ярче высветить проблемы и переживания подростка [9]. Кроме того, многие книги сейчас существуют уже не только как литературные произведения, но и часть очень широкого социокультурного контекста. Практически все наиболее популярные издания жанра фэнте-зи, перестав быть только фактом литературы, стали функционировать внутри широкого общекультурного поля [5].

Примерно две трети современных российских библиотекарей сходятся во мнении, что хорошие фантастические книги для подростков пишут сейчас как отечественные, так и зарубежные авторы. Исключение составляют библиотекари младше 25 лет, среди которых процент согласных с этим

утверждением меньше; зато среди них больше уверенных в том, что авторы создают для подростков хорошее фэнтези, но не научно-фантастические книги и что только современные зарубежные писатели пишут хорошие фантастические книги для подростков. Возможно, именно у этой категории библиотекарей есть запрос на качественное фэнтези и социальную антиутопию, способствующие личностному росту читателя, а современных российских авторов, работающих в подобном жанре, пока мало издают или они менее разрекламированы.

В ходе проведения исследования нас также интересовал вопрос, какие фантастические книги любили библиотекари, когда были подростками, а также какие из них они посоветовали бы почитать современным тинейджерам. Помимо этого, мы задали библиотекарям вопрос и про книги современных авторов: какие из них они считают важным рекомендовать для чтения подросткам в XXI в.

Лидерами среди ответов на вопрос « Какая книга жанра фантастики, прочитанная Вами в подростковом возрасте, Вам больше всего запомнилась?» стали произведения А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия», К. Булычева «100 лет тому вперед», А. Толстого «Аэлита» и серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Таким образом, за исключением книг о Гарри Поттере, в круге собственного подросткового чтения библиотекарей в основном находились книги научно-фантастические, связанные с техническим прогрессом, изобретениями, путешествиями в космос. В меньшей степени представлена фэн-тезийная литература, которая только начала появляться в России в конце XX в. в виде переводных изданий. Эти же книги были выбраны как рекомендуемые для чтения современным подросткам 11-14 лет (за исключением книги А. Толстого «Аэлита» - вместо нее в пятерку лидеров вошла книга Е. Велтистова «Приключения Электроника»). Подросткам 15-18 лет большинство библиотекарей порекомендовало бы прочитать те же книги А. Беляева, а также произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», А. Толстого «Аэлита», Дж.-Р. Тол-кина «Властелин колец».

38

Таким образом, списки рекомендуемой фантастической литературы для двух возрастных категорий частично пересекаются: младшим и старшим подросткам библиотекари рекомендуют читать одни и те же книги А. Беляева, Дж. Роулинг, Дж.-Р. Толкина, А. Толстого, Ж. Верна, Г. Уэллса. Однако есть и различия. По мнению библиотекарей, младшим больше подойдут «Приключения Электроника» Е. Велти-стова, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Девочка с Земли» и «100 лет тому вперед» К. Булычева, «Таинственный остров» Ж. Верна и «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, т. е. приключенческая фэнтезийная литература. Старшим подросткам предлагают читать «Туманность Андромеды» и «Лезвие бритвы» И. Ефремова, «Солярис» Ст. Лема, «Поселок» К. Булычева и «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких - антиутопические книги, заставляющие задуматься о смысле жизни и о своем месте в ней, об ответственности за выбор и принятые решения.

Что касается рекомендаций книг современных авторов, то здесь в обеих возрастных категориях лидирует серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере, популярности этой серии способствует также тот факт, что герои растут и развиваются от книги к книге, и описываемые события приходятся как раз на подростковый период главного героя. Кроме того, из современных авторов в рекомендательные списки для подростков 11-14 лет большинство библиотекарей включили бы книги: «Часодеи» (Н. Щерба, серия книг), «Таня Гроттер» (Д. Емец, серия книг), «Властелин колец» (Дж. Толкин), «Время всегда хорошее» (А. Жва-левский и Е. Пастернак). Юношам 15-18 лет порекомендовали бы читать «Голодные игры» (С. Коллинз), «Часодеи» (Н. Щерба, серия книг), «Властелин колец» (Дж. Толкин), «Сумерки» (Ст. Майер, серия книг).

Обращает на себя внимание, что большинство из рекомендуемых произведений зарубежных авторов были экранизированы. Те же книги, которые пока еще не попали на экраны, в меньшей степени известны библиотекарям. Однако в целом, подводя итоги, можно говорить о том, что российские библиотекари в большинстве своем понимают важность чтения фантастики и фэнтези в

подростковом возрасте, а также неплохо разбираются в классической и современной литературе этого жанра.

Однако одного знания подростковой литературы для современного библиотекаря недостаточно. Необходимо еще находить адекватные нынешним подросткам методы и практики обсуждения прочитанных книг. Учитывая огромный потенциал чтения книг жанра фантастики для формирования личности именно в подростковом и юношеском возрасте, важно опираться на возрастные особенности подростков при проведении в библиотеках мероприятий, посвященных приобщению к чтению фантастической литературы (например, клубов любителей фантастики). С нашей точки зрения, согласующейся и с мнением других исследователей и педагогов-практиков [9; 13], оптимальным решением станет проведение дискуссий, направленных на обсуждение социально-психологической реальности, описанной в книге. Обсуждение должно давать подросткам возможность высказать свое отношение к психологическим явлениям, затронутым в произведении, выработать собственную позицию по отношению к сложным, спорным и неоднозначным жизненным вопросам, поднимаемым перед читателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. -Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - 314 с.

2. Березина, А. В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А. В. Березина // Культура: теория и практика. - 2021. -№ 3 (42).

3. Березина, А. В. Почему подростки читают фантастику: результаты пилотного исследования / А. В. Березина // Изучаем чтение: форматы и практики : материалы I Научно-практической лаборатории, Москва, 19-20 марта 2020 г. / Российская государственная детская библиотека; сост. Е. А. Колосова. - Москва, 2020. - С. 31-40.

4. Березина, А. В. Чтение фантастики в подростковом возрасте: первые результаты анкетирования российских библиотекарей / А. В. Березина // Изучаем чтение: форматы и практики : материалы II Научно-практической лаборатории /

39

Российская государственная детская библиотека; ред.-сост. Е. А. Колосова. -Москва, 2021. - C. 16-28.

5. Борусяк, Л. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети ВКонтакте) / Л. Борусяк // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2015. - № 1.

6. Волков, В. В. Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования / В. В. Волков, Н. В. Волкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. -2020. - № 3 (66). - С. 26-40.

7. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др. - Москва : РГДБ, 2014. - 115 с.

8. Карлова, О. А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры / О. А. Карлова, Н. П. Копцева, К. В. Резникова, А. А. Ситникова // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10. - № 4. -С.189-201.

9. Киктева, К. С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult / К. С. Киктева // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. -2020. - № 3 (53). - С. 76-84.

10. Киктева, К. С. Читатель фантастики young adult в поиске реальности / К. С. Киктева // Читатель в поиске / под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. - Москва : Библиомир, 2018. - С. 83-93.

11. Свирина, Н. М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ / Н. М. Свирина // Филологический класс. - 2017. - № 3 (49). - С. 64-72.

12. Чудинова, В. П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек / В. П. Чудинова; ред. Е. А. Колосова; Российская государственная детская библиотека. - Москва, 2014. - 178 с.

13. Ушакова, Е. В. Методический потенциал жанра антиутопии в развитии читательской компетентности студентов / Е. В. Ушакова // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 1 (47). - С. 60-68.

14. Fitzgerald M. A. 2008. Young adult fantasy fiction in recent years: a selective annotated bibliography. April. Chapel Hill, North Carolina.

Получено 29.05.2022

Alexandra V. Berezina

Candidate of Psychological

Sciences, Docent

Russian State Children's Library,

Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID 0000-0002-2923-8966

SPIN-^: 1965-2068

Do Teenagers Need to Read Science Fiction: the Opinion of Russian Librarists

Abstract. The article is devoted to the study of the attitude of Russian Librarians to science fiction and its reading by adolescent and young readers. The author highlights the approaches of the researchers to give the main characteristics of modern teenage ("young adult") science fiction, as well as to the role of reading such Literature in the formation the personality of a

40

teenager and a young man in the 21st century. The article presents and analyzes the results of a study of the opinion of Russian librarians about reading the science fiction books, conducted in 2021 on the example of librarians from various regions of Russia. The analysis of the obtained results shows that the majority of Russian librarians generally have an adequate attitude towards reading science fiction and fantasy by teenagers and young men, an awareness of the importance of reading it in adolescence, as well as a fairly good awareness in the classic and modern literature of this genre.

Keywords: science fiction, fantasy, utopia, dystopia, adolescent reading, features of adolescent science fiction and fantasy literature, motivation for reading fiction, questioning of librarians

For citing: Berezina A. V. 2022. Do Teenagers Need to Read Science Fiction: the Opinion of Russian Librarists. Culture and Arts Herald. No 2 (70): 33-41.

References

1. Belokurova S. 2006. Slovar' literaturovedcheskikh terminov [Dictionary of literary terms]. St. Petersburg: Parity. 314 p. (In Russ.).

2. Berezina A. 2021. To the question of the motivation for reading fiction by modern Russian teenagers. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice]. No 3 (42). (In Russ.).

3. Berezina A. 2020. Why do teenagers read fiction: the results of a pilot study. Izuchaem chtenie: formaty i praktiki [Studying reading: formats and practices]. Comp. E. A. Kolosova. Moscow. P. 31-40. (In Russ.).

4. Berezina A. 2021. Reading fiction in adolescence: the first results of a study of Russian librarians. Izuchaem chtenie: formaty i praktiki [Studying reading: formats and practices]. Ed.-comp. E. A. Kolosova. P. 16-28. (In Russ.).

5. Borusiak L. 2015. Favorite authors, favorite books: what modern youth reads (according to the analysis of the VKontakte network). Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii [Bulletin of Public Opinion. Data. Analysis. Discussions]. No 1. (In Russ.).

6. Volkov V., Volkova N. 2020. Literary utopia and anti-utopia: genre originality, aspects of hermeneutic research. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya [Bulletin of the Tver State University. Series: Philology]. No 3 (66): 26-40. (In Russ.).

7. Detskoye chteniye v Rossii [Children's reading in Russia]. 2014. Author-comp. M. A. Vedeniapina, O. P. Mezentseva, E. A. Kolosova and others. Moscow. 115 p. (In Russ.).

8. Karlova O., Koptseva N., Reznikova K., Sitnikova A. 2020. The educational potential of the fantasy literary genre for modern teenage culture. Science for Education Today. Vol. 10. No 4: 189-201. (In Russ.).

9. Kikteva K. 2020. The methodological potential of English-language dystopias young adult. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology]. No 3 (53): 76-84. (In Russ.).

10. Kikteva K. 2018. Young Adult Fiction Reader in Search of Reality. Chitatel' v poiske [Reader in Search]. Ed. by E. A. Asonova, E. S. Romanicheva. Moscow: Bibliomir. P. 83-93. (In Russ.).

11. Svirina N. 2017. Reading of adolescents: research results and comparative analysis. Filologicheskiy klass [Philological class]. No 3 (49): 64-72. (In Russ.).

12. Chudinova V. 2014. Razvitiye «natsii chitateley»: rol' chteniya i bibliotek [Development of a "nation of readers": the role of reading and libraries]. Ed. E. A. Kolosova. Moscow. 178 p. (In Russ.).

13. Ushakova E. V. 2022. Methodological potential of the dystopia genre in the development of students' reading competence. Education Management Review. No 1 (47): 60-68. (In Russ.).

14. Fitzgerald M. A. 2008. Young adult fantasy fiction in recent years: a selective annotated bibliography. April. Chapel Hill, North Carolina. (In Engl.).

Received 29.05.2022

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.