СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
DOI 10.19181/nko.2021.27.4.10 УДК 316.733
А. В. Березина1, Е. А. Колосова1
1 Российская государственная детская библиотека.
Москва, Россия.
ЧТЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация. Чтение разнообразной литературы является важнейшим видом деятельности, способствующим социализации подростка, становлению идентичности, формированию мировоззрения, ценностных ориентаций. В настоящее время чтение для подростков стало необязательным занятием, воспринимается ими как одно из досуговых, предпочтение отдается бездумному времяпрепровождению: просмотр сериалов, компьютерные игры, «зависание» в соцсетях. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением представленности цифровых технологий в жизни подростков. Согласно психологическим исследованиям в структуре мотивации чтения современных подростков можно выделить следующие основные мотивы: мотив пользы, мотив развлечения, мотив эскапизма, личностный мотив, мотив принуждения, социальный мотив. При этом более трети подростков не имеют сформированной читательской мотивации, а среди мотивов чтения преобладают внешние: пользы, развлечения и принуждения. В мотивации чтения прослеживается динамика изменений по возрастам, а также тендерные различия. Социологические опросы показывают, что круг чтения современных подростков состоит из печатных и электронных книг и периодики. Пропорции с каждым годом меняются в сторону предпочтения электронного чтения и несмотря на то, что Интернет усилил интенсивность чтения подростков, они читают в Интернете не только электронные книги, но и новостные сообщения, энциклопедии, юмористические сайты, публикации о знаменитостях и даже музыкальные порталы. Таким образом, цифровизация способствует увеличению объема чтения, но снижает его качество.
Ключевые слова: чтение подростков, мотивы чтения подростков, круг чтения подростков, цифровая среда, гендерные различия, возрастная динамика.
Для цитирования: Березина А.В., Колосова Е.А. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27, № 4. С. 122-131. DOI: 10.19181^.2021.27.4.10
Чтение разнообразной литературы является важнейшим видом деятельности, способствующим социализации подростка, становлению идентичности, формированию мировоззрения, ценностных ориентаций. Художественная литература является носителем и средством передачи ценностей, накопленных человечеством и прошедших испытание временем. Процесс чтения художественной литературы позволяет подростку сформировать собственную идентичность - что является важнейшими новообразованиями данного периода жизни.
Однако современные подростки живут в ситуации нестабильности, разноплановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение. Кроме того, ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы сформировалась некоторая ценность, ребенок должен прожить многие приятные и неприятные моменты жизни, получить опыт сопереживания. Чтение художественных произведений позволяет прожить и пережить необхо-
димый опыт, и сформировать соответствующие ценности, мировоззрение. Персонажи-ровесники, описанные в художественной литературе, являются тем зеркалом, мерилом, сравнивая себя с которым подростки строят свою собственную идентичность.
Подростковый возраст также является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления: без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.
Самой заметной особенностью подросткового возраста является высокий уровень эмоциональности, который выражается в том, что подросткам трудно совладать с собственными эмоциями, им еще нужно научиться рефлексировать свои эмоции, управлять ими, а также разбираться в эмоциях других людей. Чтение, как вид искусства является одной из важнейших практик, способствующих эмоциональному развитию в подростковом возрасте. Еще в начале прошлого века Л. С. Выготский указывал на то, что «...основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства» [1, с. 206]. Опираясь на работы Выготского, известный детский поэт и педагог В. А. Левин также писал, что, процесс чтения художественного произведения позволяет нам удваивать тот духовный опыт, который его наполняет. Этот опыт одновременно живет в самом человеке, в его внутреннем мире, переживаниях, а, с другой стороны, описанный в художественном произведении опыт, объективно представлен в тексте, и таким образом находится вне индивида. Это позволяет посмотреть на переживания со стороны, отделиться от них и благодаря этому отделению, лучше понять и изучить: лучшее понимание дает возможность овладеть эмоциями и научиться управлять своими переживаниями [2].
Современные исследования, выполненные под руководством известного социолога В. С. Собкина, также показывают, что создание внутренней мотивации чтения у подростков является важным фактором социального развития, так как при этом происходит переработка читателем-подростком своего идеального «образа Я» на материале художественного произведения, а герой произведения выступает в качестве личностного образца [3].
Однако, в настоящее время чтение стало необязательным занятием, оно воспринимается взрослыми, а за ними и подростками, как одно из досуговых занятий наряду с просмотром телепрограмм, компьютерными играми, общением и др.
Опросы, проведенные социологами РГДБ в 2006 и 2013 годах [4], показывают, что у младших подростков ухудшается отношение к чтению (см. табл. 1). За период, прошедший между опросами, в три раза выросло число пятиклассников, которые считают, что чтение никому не нужно, и почти в четыре раза увеличилось количество тех, кто считает чтение скучным занятием и относится к нему резко негативно. Возможно, это связано с возросшими требованиями со сторону школы, увеличением объема книг, которые ребенок должен прочесть. С другой стороны, физиологи говорят о том, что увеличивается количество детей, испытывающих трудности с технической стороной чтения (дислексии, дисграфии и т.д.), и это также может негативно влиять на их отношение к чтению.
Таблица 1
Отношение подростков к чтению1
2006 2013
Варианты ответа: ученики 5 класса, % ученики 9 класса, % ученики 5 класса, % ученики 9 класса, %
«Мне нравится читать» 81 64 73 84
«Я читаю, потому что этого требуют учителя и родители» 27 42 48 40
«Ненавижу читать, скучное занятие» 4 19 15 11
«Чтение сейчас никому не нужно» 6 10 18 11
Таким образом у большинства современных подростков чтение часто либо полностью исключается из значимых видов деятельности (появляется стремление к бездумному времяпрепровождению: просмотр сериалов и незатейливых видео, компьютерные игры, «зависание» в социальных сетях) [5], либо ограничивается только легкой, не затрагивающей мировоззренческий пласт, литературой, что не способствует формированию духовных ценностей, личностному самоопределению. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением представленности цифровых технологий в жизни подростков. Что при этом происходит с мотивами, побуждающими подростков читать, что заставляет современных подростков обращаться к книге?
В 2019 г. одним из авторов статьи - Березиной А. В. - было проведено исследование особенностей чтения современных российских подростков [6]. Опрос проводился среди подростков 11-15 лет. В нем приняли участие 1430 подростков из более чем 10 регионов России. Участвовали не только городские школьники, но и подростки, проживающие в селах и деревнях. Так как большая часть данных была собрана с помощью библиотекарей, в исследовании в основном приняли участие подростки, посещающие какую-либо библиотеку - 90%. Десятая часть -это подростки, не посещающие библиотеку (здесь опрос проводить помогали психологи школ). Часть подростков заполнили анкету, которая была размещена в социальных сетях. 57,5% респондентов - подростки-девочки, 42,5% - подростки-мальчики. По возрастам было примерно равное распределение.
На вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?» более половины подростков ответили, что читают каждый день или через день:
1 На основании результатов исследований:
2006 г. Исследование «Детское чтение» проведено сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр) в городах России по заказу фонда «Пушкинская библиотека» в декабре 2006 г. Выборку исследования, которое проходило в 26 региональных отделениях Центра по всей стране, составили 400 младших школьников (учащиеся 1-4 классов), 400 старших школьников (5-9 классы).
2013 г. Исследование «Детское чтение в России» было проведено Российской государственной детской библиотекой при поддержке Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр) по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в городах России в сентябре 2013 г. Выборку исследования, которое проходило в 34 региональных отделениях Центра по всей стране, составили 350 младших школьников (учащиеся 1-4 классов), 350 старших школьников (5-9 классы).
31% читают каждый день;
25% читают 2-3 раза в неделю;
9% читают раз в неделю;
9% читают 2-3 раза в месяц;
18% читают только на каникулах;
3% читают очень редко;
5% не читают совсем.
В структуре мотивации чтения современных подростков мы выделили следующие основные мотивы (в скобках указан процент респондентов, у которых этот мотив представлен в структуре мотивации чтения) [см. подробнее 7]:
- мотив пользы (22%): подростки считают, что читать нужно для того, чтобы что-то улучшить в себе (чтение помогает развивать любознательность, расширяет кругозор, повышает грамотность, развивает фантазию, словарный запас, ораторские способности; читать нужно, чтобы познавать, получать знания и т.д.).
- мотив развлечения (13%) : читать можно для того, чтобы развлекаться, не жить скучной жизнью (в книге интересный, занимательный сюжет, интересные приключения; читаю, чтобы развеять скуку, это приносит удовольствие, это умный способ безделия).
- мотив принуждения (11%): подростки читают, потому что их заставляют взрослые (надо по программе, делать домашнее задание, заставляют родители или учителя, «учитель по литературе не дремлет и ждет моих сочинений»).
- социальный мотив (6 %): подростками осознается важность чтения, но само по себе оно им не интересно (это круто, это модно; читать нужно; с детства приучили к этому родители; я читаю, потому что читают мои друзья).
- мотив эскапизма (4%): стремление убежать в другую реальность (иногда хочется погрузиться в другой мир, отличающийся от нашего и забыть городскую суету; забывать о проблемах; это помогает отвлечься; «это помогает мне дышать»; «потому что книги лучше людей, с ними можно провести время, и они не сделают больно»).
- внутренний мотив (6%): чтение важно для подростков само по себе, они осознают важность чтения для своего личностного развития, книга воспринимается как ценность, как собеседник, источник размышлений и самопознания («я читаю потому, что книги помогают иначе взглянуть на возможности нашей жизни, понять, как просто сделать неповторимой каждую секунду бытия»; «я могу олицетворить героя с собой, оказываюсь в другом мире»; «хочется перенестись в другой мир и прожить жизнь главного героя, я могу ощущать все чувства, эмоции и переживание каждого из героев этой книги»; «люблю проникать в мир книги, радоваться и плакать за героев, чувствовать то, что они чувствуют, переживать за них»).
Достаточно большая часть подростков (35%) не осознает, почему они читают, или не хотят задумываться над этим вопросом. Мы отнесли таких подростков к группе с неопределенной читательской мотивацией (мне просто нравится, это мое хобби, это интересное занятие, хочу и читаю). 10% ответили, что не читают совсем (неинтересно, скучно; нет времени; есть аудиокниги; лень; есть другие более интересные занятия (игры, интернет); не хватает терпения, это утомительно; трудно достать книги, дорого; нет интересных книг).
В мотивации чтения прослеживается динамика изменений по возрастам, а также тендерные различия. От 11 к 15 годам уменьшается количество подростков с неопределенной читательской мотивацией и увеличивается количество подростков с внутренним (личностным) мотивом чтения. Спады мотивов пользы и развлечения приходятся на 12-13 лет. Мотив принуждения максимально выражен 13-14 лет, когда у подростков видимо совсем другие интересы, а может быть это связано с увеличением текстов, которые им приходится читать по программе, и не остается времени для свободного досугового чтения. Социальный мотив также имеет небольшой пик в этот период (13-14 лет). Эскапизм несколько увеличивается с возрастом. При этом количество не любящих читать подростков также с возрастом увеличивается.
В чтении девочек и мальчиков подросткового возраста были выявлены следующие отличия: у девочек в два раза чаще, чем у мальчиков (8% против 4%) проявляется внутренний, личностный мотив чтения. Во внешних мотивах чтения, у девочек больше, чем у мальчиков, выражены мотивы: пользы (24% против 18%) и развлечения (14% против 11%). Таким образом, книги для них в большей степени являются как средством развития каких-либо навыков и достижения целей, так и источником для отдыха, радости, игры. Мальчики же меньше в книгах видят возможности для развлечения. Отвечая на вопросы анкеты, мальчики чаще говорили о том, что не читают, потому что есть другие возможности для проведения досуга: компьютерные игры, спорт и др. Девочки также чаще стремятся «убежать» в книги, для мальчиков мотив эскапизма оказался почти не характерен (6% против 1%). В ответах мальчиков почти в три раза чаще, чем у девочек, звучит мотив принуждения (16% против 6%). Возможно, они его более остро переживают, или родителям и учителям действительно чаще приходится заставлять мальчиков читать. Интересно, что у мальчиков оказался также более, чем у девочек, выражен и социальный мотив (8% против 4%): мальчикам важнее понимать, что, читая, они занимаются какой-то признаваемой сверстниками или взрослыми деятельностью, отвечают социальным требованиям, моде, сохраняют традиции и т.д. Также мальчики почти в два раза чаще, чем девочки отвечали, что они не любят читать (13% против 7%).
Опросы (2013, 2020 годов) показывают, что круг чтения современных подростков состоит из печатных и электронных книг и периодики. Данные исследований [8; 9] подтверждают наметившуюся еще в 2013 г. тенденцию к предпочтению чтения в бумажном виде среди школьников (см. табл. 2).
Таблица 2
Предпочитаемый формат для чтения книг
2013 2020
В целом, % Для чтения художественных текстов,% Для чтения информационных текстов, %
читают бумажные книги 48 52,4 32,5
читают с экрана 23 21,0 40,8
не имеет значение 29 26,6 26,7
Пропорции с каждым годом меняются в сторону предпочтения электронного чтения, но преимущественно это касается развлекательного чтения. При необходимости читать серьезную литературу, в том числе по школьной программе, подростки выбирают бумажный вариант (см. табл. 3).
Таблица 3
Предпочитаемый носитель для чтения книг
2013 2020
с экрана компьютера 57% 9,6%
с экрана смартфона/мобильного 19% 14,2%
с помощью других гаджетов 4% 3%
За последние 7 лет практически ушла практика чтения с экрана персональных компьютеров, поскольку они сильно уступают смартфонам, которые привлекают детей своей портативностью, мобильностью и многофункциональностью.
При этом именно Интернет во многом усилил интенсивность чтения подростков, они читают в Интернете не только электронные книги, но и новостные сообщения, энциклопедии, юмористические сайты, публикации о знаменитостях и даже музыкальные порталы. Например, подростки находили информацию о книгах, литературных новинках и мнениях других читателей: на сайтах книжных издательств (27%); в социальных сетях (30%); на форумах и тематических сообществах (15%), в блогах (16%).
Данные исследования «Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность», проведенного Лабораторией Касперского в 2020 году [10], представлены на Рис. 1. Приведенные данные говорят о том, что только 22% подростков в интернете читают, при этом не художественную литературу, а новости или статьи.
Меняется ли репертуар чтения современных российских подростков в связи с развитием чтения на различных носителях? В Таблицах 4, 5 представлены книги, которые интересны современным российским подросткам. Данные приводятся по результатам исследований, которые периодически проводятся социологами и психологами Российской государственной детской библиотеки на репрезентативных выборках современных российских подростков.
Смотрю видео с приколами, смешные картинки и фото
Играю в игры Общаюсь с друзьями Смотрю фильмы/сериалы или слушаю музыку Готовлюсь к учебе Ищу разную информацию, например, о фильмах, играх Читаю новости и статьи/блоги Делаю покупки
Рисунок 1. «Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность»
(Лаборатория Касперского, 2020) [10]
Таблица 4
Популярные у подростков книги зарубежных авторов
2013 г. 2019 г.
Роулинг Дж. Гарри Поттер (серия) Майерс Ст. Сумерки (серия) Хантер Э. Коты-воители (серия) Лондон Дж. Белый клык Дефо Д. Робинзон Крузо Твен М. Приключения Тома Сойера Дойль А. Рассказы о Шерлоке Холмсе Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес Дюма А. Три мушкетера Стивенсон Р. Л. Остров сокровищ Верн Ж. Дети капитана Гранта, Таинственный остров Распе Р. Э. Приключения барона Мюнхгаузена Сент-Экзюпери А. Маленький принц Роулинг Дж. Гарри Поттер (серия) Экзюпери А. Маленький принц Твен М. Приключения Тома Сойера Дэфо Д. Робинзон Крузо Хантер Э. Коты воители (серия) Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе Толкин Дж. Хоббит Шекспир У. Ромео и Джульетта Дюма А. Три мушкетера Бредбери Р. Вино из одуванчиков Кэролл Л. Алиса в стране чудес Стивенсон Р. Л. Остров сокровищ Лондон Дж. Белый клык Парр М. Вафельное сердце Верн Ж. Таинственный остров
Таблица 5 Популярные у подростков книги отечественных авторов
2013 г. 2019 г.
Пушкин А. С. Капитанская дочка Чехов А. П. Рассказы Грин А. Алые паруса Гоголь Н. В. Тарас Бульба Булгаков М. А. Мастер и Маргарита Волков А. Волшебник Изумрудного города Беляев А. Голова профессора Доуэля Драгунский В. Денискины рассказы Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо Пушкин А. С. Капитанская дочка, Дубровский, Евгений Онегин, Повести Белкина Гоголь Н. В. Тарас Бульба, Вечера на хуторе близ Диканьки, Мертвые души Грин А. Алые паруса Тургенев И. С. Муму Щерба Н. Часодеи Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо Толстой Л. Н. Детство, Кавказский пленник Булгаков М. Мастер и Маргарита, Собачье сердце Железников В. Чучело Распутин В. Уроки французского
За последние 6 лет в репертуаре подросткового чтения были зафиксированы минимальные изменения: так из круга подросткового чтения практически пропали книги из серии «Сумерки» Ст. Майерс, меньше подростков интересует книга Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»; в предпочтениях появились «Хоббит» Дж. Толкина и книги современного автора М. Парр (это единственная книга современного автора, которая отмечается многими подростками как заинтересовавшая их. Остальные книги современных авторов либо подростками не читаются (не попадают в их поле зрения), либо почему-то ими не воспринима-
ются как интересные). Из книг отечественных авторов подростки меньше стали интересоваться А. П. Чеховым и В. Драгунским, но вернулись в круг чтения подростков книги В. Железникова «Чучело» и В. Распутина «Уроки французского». Из книг современных авторов в первую десятку попала только серия книг Н. Щерба «Часодеи».
Таким образом, большинство подростков называют либо классику из школьной программы, в том числе задаваемы в рамках внеклассного чтения (Пушкин, Гоголь, Экзюпери, Твен, Дефо), либо книги, прочитанные в детстве и перечитываемые (с ними не возникает сложностей при чтении). Бессменным лидером остается серия книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Очень мало указываются современные авторы. Анализ по регионам представленности в репертуаре чтения подростков тех или иных книг, показывает, что существуют очень большие различия именно в предпочтении книг современных российских и зарубежных авторов. Получается, что возможности доступа к электронным версиям книг сами по себе не влияют на процесс включения в круг чтения подростков современной подростковой литературы. Видимо, книга современного автора может попасть в любимые, если эту книгу закупила библиотека и с ней проводится какая-либо работа.
Выводы:
1. Сегодняшнее чтение подростков состоит из двух основных частей: чтения бумажных книг и периодических изданий и чтения книг и периодических изданий в Интернете.
2. Пропорции постепенно меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения, но в то же время «бумажные» книги по-прежнему доминируют.
3. Благодаря Интернету подростки демонстрируют более интенсивное чтение по сравнению с началом 2000-х годов, но качество чтения снижается.
4. Результаты наших исследований говорят о наибольшей выраженности внешних мотивов чтения у подростков. Особенную обеспокоенность вызывает неопределенность мотивации чтения у трети и отрицательное отношение к чтению у десятой части подростков, а также выраженность мотивов принуждения у мальчиков. Доступ к электронным книгам скорее влияет на формирование внешних мотивов чтения, но не способствует развитию внутреннего мотива, интереса к книге как источнику культурного опыта и произведению искусства.
5. Репертуар чтения подростков практически не меняется: интернет и возможности чтения с электронных носителей не делает современную подростковую литературу более доступной для подростков. Репертуар их чтения, как и двадцать лет назад, в основном состоит из классической литературы и «золотой полки» приключенческой подростковой литературы.
Таким образом, цифровизация способствует увеличению объема чтения, но снижает его качество.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
2. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М. : Лайда, 1994. 191 с. ISBN 5-87632-035-8.
3. Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. М. : Издательство «Канон+», 2016. Вып. 13. С. 85-93. ISBN 978-5-88373-048-0.
4. Детское чтение в России / Е.А. Колосова, О.П. Мезенцева, М.А. Веденяпина [и др.]. Москва, 2014. 114 с.
5. Березина, А. В. Особенности социализации современных подростков // Педагогические проблемы социализации: научные практико-ориентированные разработки. М. : ООО «Франтера», 2010. С. 37-45.
6. Березина, А. В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. М. : РГДБ, 2020. Вып. 6. С. 16-29.
7. Березина, А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101-109.
8. Колосова, Е. А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 123-130.
9. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н.А.Борисенко, К.В.Миронова, С.В. Шишкова, Г.Г.Граник// Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02.
10. Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность: опрос «Лаборатории Касперского» // Kaspersky Safe Kids: [сайт]. 01.09.2020. URL: https://kids.kaspersky. ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (дата обращения 25.05.2021).
: 01.10.2021.
: 19.10.2021.
Сведения об авторах: Березина Александра Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российская государственная детская библиотека. Москва, Россия. e-mail: [email protected] Author ID РИНЦ: 273794 ORCID: 0000-0002-2923-8966
Колосова Елена Андреевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российская государственная детская библиотека. Москва, Россия. e-mail: the_shmiga@mail .ru Author ID РИНЦ: 617955 ORCID: 0000-0003-1183-0766 Scopus ID: 57202980926
A. V. Berezinа1, E. A. Kolosova1
1 Russian State Children's Library. Moscow, Russia.
READING OF TODAY RUSSIAN ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL REALITY
Abstract. Reading of literature is important type of activity contributed to the formation of identity and worl-dview. Reading for teenagers has become an optional activity, perceived as the leisure, preference is given to watching TV, computer games, social networks and etc. These changes are principally related to the processes taking place in modern society, including the increasing representation of digital technologies in the life of adolescents. Psychological study showed that in the structure of reading motivation of today adolescents can be distinguished: benefit motive, entertainment motive, escapism motive, personal motive, compulsion motive, social motive. At the same time, more than a third of adolescents do not have any formed reading motivation, and prevail motives for reading are external motives: benefit motives, entertainment and compulsion motives. The age dynamic and gender differences can be traced. Sociological surveys show that the reading circle of adolescents consists of printed and electronic books and periodicals.
The proportions change towards the preference for electronic reading. Despite the fact that the Internet has increased the intensity of teenagers reading, they read not only e-books, but also news, encyclopedias, humorous sites, publications about celebrities and music portals. Thus, digitalization increases the volume of reading, but decreases its quality.
Keywords: reading of adolescents, motives for reading of adolescents, reading circle of adolescents, digital environment, gender differences, age dynamics.
For citation: Beem A. V., Kolosova E.A. (2021) Reading of today Russian adolescents in the context of digital reality. Science. Culture. Society. Vol. 27. № 4. P. 122-131. DOI: 10.19181/nko.2021.27.4.10
References
1. Vygotsky L. S. (1987) Psychology of art. Ed. by M. G. Yaroshevsky. M. : "Pedagogy" Publ. 344 p. (In Russ.).
2. Levin V. A. (1994) Kogda malen'kii shkol'nik stanovitsya bol'shim chitatelem [When a small pupil becomes a big reader]. M. : "Laida" Publ. 191 p. (In Russ.).
3. Sobkin V. S., Kalashnikova E. A. (2016) The influence of school academic success and social status in the classroom on the motivation for reading fiction of primary school students. In: Doklady Nauchnogo soveta po problemam chteniya RAO [Reports of the Scientific Council on the problems of reading RAO]. M. : "Canon +" Publ. Issue 13. Pp. 85-93 (in Russ.).
4. Kolosova E. A., Mezentseva O. P., Vedenyapina M. A. [et al.] (2014) Detskoe chtenie v Rossii [Children's reading in Russia]. Moscow. 114 p. (In Russ.).
5. Berezina A. V. (2010) Features ofsocialization of modern adolescents. In: Pedagogicheskie problemy sotsializatsii: nauchnye praktiko-orientirovannye razrabotki [Pedagogical problems of socialization: scientific practice-oriented development]. M. : Frantera Publ. Pp. 37-45 (in Russ.).
6. Berezina A. V. (2020) To the problem of teenage reading. In: Bibliotechnye sotsiologi i psikhologi predstavlyayut: programmy, metodiki, issledovaniya [Library sociologists and psychologists present: programs, methods, research]. M. : Russian State Children's Library Publ. Issue 6. Pp. 16-29 (in Russ.).
7. Berezina A. V. (2021) Reading of modern Russian adolescents: the motivational aspect. Psychology of learning. No. 3. Pp. 101-109 (in Russ.).
8. Kolosova E. A. (2015) Reading of Russian children and teenagers in transforming society. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. No. 7 (150). Pp. 123-130 (in Russ.).
9. Borisenko N. A., Mironova K. V., Shishkova S. V., Granik G. G. (2020) Features of digital reading of modern adolescents: results of theoretical and empirical research. Science for Education Today. Vol. 10. No. 5. Pp. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02 (in Russ.).
10. Adults and children on the Internet: digital literacy, a survey by Kaspersky Lab. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (last request 25.05.2021) (in Russ.).
The article was submitted on October 01, 2021.
Accepted on October 19, 2021.
Information about the authors: Alexandra V. Berez^, Candidate of Psychology, Associate professor, Leading Researcher of the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading, Russian State Children's Library. Moscow, Russia. e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-2923-8966
Elena A. Kolosova, Candidate of Sociology, Associate professor, Head of the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading, Russian State Children's Library. Moscow, Russia. e-mail: the_shmiga@mail .ru ORCID: 0000-0003-1183-0766 Scopus AuthorID: 57202980926