УДК 370
Е1пага БаЬаувуа
Э.С. Бабаева
Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетентностей, используемых в экономике и в социальной жизни. Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики - растущим сектором услуг.
Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде. Необходимо отметить, что понятия «формальное образование» и «неформальное образование», использующиеся в современной педагогической литературе [2, с. 2], отражают два типа организации обучения, существенно отличающиеся друг от друга. Характеризуя особенности формального образования, прежде всего указывают на то, что оно обладает более жесткими, стандартизированными организационными формами. Формальное образование - это школьное, вузовское и пр. образование; неформальное же протекает вне школы, вне колледжа или вуза - в общине, в общественных организациях и движениях, в клубах, центрах, кружках, разного рода объединениях и группах. Среди важных различий называют обязательный характер формального образования и добровольный - неформального. Цель формального образования - сформировать систему базовых знаний; неформального - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях [6].
Важно также, что значительная часть взрослого населения России демонстрирует устойчивую заинтересованность в развитии профессиональных навыков и повышении уровня знаний. При этом, если ценность профессиональных знаний и навыков была очевидна почти всегда, то рост интереса к специальным знаниям в таких областях, как здоровый образ жизни, сбалансированное питание, воспитание детей, индивидуальная деятельность в различных отраслях или восстановление окружающей среды начался сравнительно недавно. Помимо этого, в последние годы резко возросла потребность в дополнительном образовании по таким направлениям, как изучение второго и третьего языков, овладение основными жизненными навыками, умение вести диалог с представителями иных ценностных
© Бабаева Э.С., 2014
предпочтений, стремление к постоянному (автономному) самообразованию, работа в команде, трансформация и преодоление конфликтов на всех уровнях и, конечно, свободное владение письменным словом [3, с. 322].
Особенностью самообразования является учебная деятельность вне существующей (инсти-туализированной) системы образования. Причем в некоторых случаях результаты такой учебы приводят к обратному воздействию на саму эту систему и к ее последующей трансформации. Иначе говоря, самообразование сопровождается социальными переменами, как правило, в интересах самих учащихся. В литературе такая ситуация описывается в рамках «радикальной педагогики» [7; 8].
Анализ целого ряда работ по образованию взрослых в нашей стране позволил сделать два вывода. Первый вывод - это недостаточная эффективность действующей системы образования, которая в значительной мере объясняется разобщенностью участников процесса образования взрослых в России, обусловлена громадной территорией страны, разрушением привычных структурных связей в профессиональной сфере, появлением новых участников (предприниматели, некоммерческие учреждения образования, общественные организации), слабой интеграцией сети формального и неформального образования взрослых; преобладанием лекционного метода обучения взрослых: отсутствием специальной андрогогической подготовки преподавателей, недостатком программ обучения, соответствующих интересам отдельных групп населения: женщин, родителей, инвалидов, иммигрантов, пожилых людей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т.д. дефицитам научных разработок систем образования взрослых, учитывающих особенности половозрастной структуры обучающихся, различия социально-культурной среды села, малого города, мегаполиса.
Второй вывод связан с выделением главных психолого-педагогических аспектов неформального образования, использование которых в практике образования взрослого населения позволяет достигать высокой эффективности:
— субъектность. Неформальное образование рассматривает всех без исключения участников педагогического процесса в качестве субъектов (в отличие от традиционного подхода, представляющего отношения между обучающим и обучаемым как субъектно-объектные). Процесс обучения в рамках неформального образования - субъектное взаимодействие;
— личный интерес. Неформальное образование как подход основывается на личном интересе обучающегося. Любые знания должны быть личностно-окрашенными, вписанными в структуру личности. Главное в неформальном образовании - не общая сумма знаний, а внимание к личностному развитию человека, которое учит его самостоятельно принимать решения, а следовательно, быть активным во всех сферах жизни;
— выбор. Не только важнейшая категория, но и инструмент неформального образования. Находясь в ситуации выбора (способа взаимодействия с предметом, наиболее интересного аспекта материала, собственного отношения к происходящему), участник исследует материал, изучает его;
— исследование. Основной метод неформального образования. Участник на всем протяжении процесса образования ведет многоплановое исследование при помощи различных инструментов на разных уровнях: интеллектуальном, прикладном, чувственном и т.д. Неформальное образование опирается на непосредственные открытия, происходящие «здесь и сейчас».
Осуществленный анализ показал также, что определения понятий новых форм образовательного процесса - «неформальное образование» и «информальное образование» - были заимствованы совсем недавно из европейских деклараций, закладывающих фундамент непрерывного образования. В распространении этих понятий в России свою роль сыграли экспертные заключения, сделанные Общественной палатой РФ и Государственным университетом Высшей школой экономики в 2007 г., обозначившие неформальное и информальное образование как фактор возрастания конкурентоспособности страны и «значимый элемент современных образовательных систем» [5, с. 33]. При этом до настоящего времени отсутствуют какие-либо официальные документы, объясняющие специфику и принципы функционирования этих форм образовательного процесса в России.
Только в одном из документов [1] говорится о том, что к 2020 г. система неформального образования в России будет характеризоваться:
— многообразием поставщиков образовательных услуг;
— прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций;
— наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию;
— работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.
Данные подходы использованы нами при проектировании авторской программы профессиональной подготовки безработных [4, с. 46-59].
В этом же документе содержатся сведения о том, что к 2020 г. значительную поддержку получит собственная образовательная деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде. Создание такой среды будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации.
С целью выявления потенциала различных видов образования мы осуществили сравнительный анализ формального и неформального образования, используя идеальные модели формального и неформального образования, предложенные Т. Симкинсом [9]. Данные действия были необходимы для понимания возможности интеграции неформальных инициатив в учебные программы формального образования. Анализ программ (см. табл.) неформального образования осуществлялся с точки зрения целей, сроков, методов, содержания и контроля в сравнении с программами формального образования.
Таблица
Сравнительный анализ программ формального и неформального обучения
Обучение Формальное Неформальное
Цели обучения Долговременные и более общие Кратковременные и специфические
Получение официально признаваемых документов об образовании Получение этих документов не предполагается
Время обучения Длительный цикл, полный день, по общему расписанию Короткий цикл, неполный день, по индивидуальному расписанию или по возможности
Содержание обучения Стандартизировано, ориентировано на основные положения учебного материала Индивидуализировано, ориентировано на результаты
Академическое Практическое
Жестко структурированное Гибкое, личностно ориентированное
Входные требования определяют контингент обучающихся Обучающиеся определяют входные требования
Место обучения В учреждениях образования, не ориентировано на близость от места жительства Ориентировано на близость от места жительства
Ресурсозатратность обучения Ресурсозатратное Ресурсосберегающее
Контроль обучения Внешний/иерархический Внутренний/демократический/ самоуправление
Педагогическое сопровождение после обучения Отсутствует или осуществляется формально Основано на самоуправлении, вызвано интересом к результатам и опыту других участников обучения
Опыт участия Т. Симкинса в программах неформального образования позволил добавить в таблицу последнюю строку, так как послекурсовое сопровождение - это важная отличительная особенность этих программ и является аттрактором последующего создания сетевых сообществ профессионалов по решению и обсуждению проблем, которые решались в рамках программы.
Общий вывод по результатам сравнительного анализа таков, что взвешенное сочетание (интеграция) программ, составленных на основе формального и неформального обучения, может дать колоссальный педагогический эффект. И еще одно дополнение. Современные тенденции в неформальном образовании в Европе состоят в том, что противостояние и противопоставление неформального образования формальному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Из такого понимания отношений между формальным и неформальным образованием следует несколько выводов.
Во-первых, формальные системы образования изначально создаются по некоему утвержденному стандарту и организованно реформируются при переходе от одной системы стандартов к другой. Во-вторых, проблема заключается в том, что в России в сфере неформального образования отсутствуют специалисты и структуры, которые могут заниматься стандартизацией, проектированием образовательных программ. В-третьих, неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает. Образовательные процессы в сфере неформального образования могут использовать разные стандарты, системы стандартов и подходы к ним. Люди и учреждения неформального образования могут с легкостью менять стандарты, создавать новые, совмещать технологии. В-четвертых, формальное и неформальное образование должны быть технологически совместимы между собой. Для осуществления совместимости и конвертируемости различных систем образования собственно и необходимы стандартизация и стандарты как нормы и эталоны.
Библиографический список
1. Актуальные задачи современной модели образования: методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования / Письмо Минобрнауки РФ № 03-946 от 08 мая 2008 г.
2. Зицер Д. Практическая педагогика: азбука неформального образования / Д. Зицер [и др.]. - СПб.: «Просвещение», 2007. - 287 с.
3. Ключарев Г.А. Самообразование и радикальные педагогики: возможен ли компромисс? / Инновации в образовании: сб. матер. конф. - СПб.: Санк-Петербургское философское общество, 2003. - Вып. 29. -С. 322-324.
4. Минзер И.В., Бабаева Э.С. Проектирование программы профессионального обучения на основе интеграции формального и неформального образования // Мир образования - образование в мире. - 2012. -№ 10. - С. 46-59.
5. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: мат-лы IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008 г. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 33.
6. Шнайдер И.Р. Педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 180 с.
7. Mayo P. Gramsci, Freire and Adulty Education: Possibilities for Transformative Action. London, 1999.
8. Rogers C. Freedom to Learn. Westerville, 1969.
9. Simkins Т. Non-Formal Education and Development. Some critical issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester, 1977, 77 p.